ПРЕПОДАВАНИЕ И УЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
Голицына Ирина Николаевна,
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры программной инженерии Высшей школы информационных технологий и информационных систем Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Irina.Golitsyna@gmail.com
в статье обсуждается преподавание и учение в рамках современных образовательных технологий. показано, что под действием икт происходит трансформация стиля преподавания и характера учебной деятельности в соответствии с тенденциями развития концепции электронного обучения «образование 3.0».
мобильное обучение «Образование 3.0»
гибкое обучение • мультимодальное обучение • микрообучение
Введение
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс приводит к развитию новых образовательных технологий. Распространение мобильных технологий дало толчок развитию мобильного обучения [2]: проникновение в традиционный учебный процесс технологий дистанционного обучения способствовало развитию «гибкого обучения» [1], использование различных образовательных технологий в традиционном учебном процессе привело к появлению концепций «мультимодального» обучения [13] и «микрообучения» [12]. Все новые технологии в образовании развиваются в русле концепций электронного обучения «Образование 1.0», «Образование 2.0» и «Образование 3.0» [3]. Под действием этих технологий трансформируется роль учителя в рамках традиционного учебного процесса, меняется характер учебной деятельности обучаемых. В настоящей статье рассматриваются особенности трансформации преподавания и учения в рамках каждой из упомянутых технологий.
МоОильное обучение
Мобильное обучение (mobile learning) развивается на основе мобильных технологий, которыми в настоящее время практически повсеместно пользуются студенты и школьники. И если на уровне высшей школы мо-
бильное обучение в той или иной степени развивается в том числе и при формировании электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) образовательных учреждений, то в средней школе технологии мобильного обучения внедряются не столь повсеместно.
Как показано в [8], учителя в группах разных уровней обучения имеют разные взгляды, когда речь идёт о профессиональном развитии для интеграции мобильного обучения в классе. Несколько факторов влияют на готовность учителей использовать мобильные технологии в классе [10]. Эти факторы включают доступ обучаемых к технологиям, стоимость, нарушение занятий в классе, отсутствие технических и педагогических навыков у учителей, отсутствие убедительных доказательств эффективности использования этих технологий в учебном процессе и руководящих принципов.
Несмотря на то что инфраструктура мобильного обучения в основном складывается независимо от образовательных учреждений, преподаватели могут использовать такую эмпирически сложившуюся инфраструктуру для достижения образовательных целей, включаясь в процесс привлечения обучаемых к продуктивной учебной деятельности.
Мобильное обучение может использоваться для поддержки традиционного образовательного процесса, для организации само-
Ношщ.......шиш,.......mm
стоятельной учебной работы, для организации дистанционного и дополнительного образования как в вузах, так и в школах, непрерывного образования. Мобильное обучение можно комбинировать с другими видами обучения, обеспечивая интерактивные условия обучения для учащихся.
Мобильное обучение через мобильное устройство делает обучение действительно индивидуальным. Учащиеся имеют возможность выбора содержания обучения с учётом своих интересов, в результате чего мобильное обучение становится ориентированным на учащегося [11]. Мобильное обучение предоставляет следующие возможности:
• поиск и обмен источников учебной информации, привлечение дополнительной учебной информации из информационных ресурсов Интернета;
• возможность работать с учебным ресурсом в индивидуальном режиме и по индивидуальной траектории;
• возможность индивидуального общения обучаемого и учителя с использованием мобильных устройств;
• возможность контроля результатов самостоятельной работы учащихся в любое время и в любом месте;
• широкие возможности для привлечения учебной информации и ресурсов Интернета для решения творческих задач;
• возможность индивидуальной творческой работы в рамках учебного проекта.
Гибкое обучение
Концепции «гибкого обучения» (flexible learning) уделяется всё большее внимание на разных уровнях образования - от институциональных образовательных стратегий до образовательных траекторий, формируемых преподавателями и студентами. Под гибким обучением понимается использование онлайн-обучения в традиционном учебном процессе. Гибкое обучение представляет собой модель, в которой сочетаются онлайн-обучение с социальным взаимодействием и сотрудничеством в классе [14].
Гибкое обучение рассматривается не только как образовательная стратегия, сочетающая традиционные педагогические технологии с достижениями электронного и дистанционного обучения, но и как новая
образовательная парадигма, в центре которой находится персонализация обучения. Развитие «гибкой педагогики» обсуждается с учётом аспектов «гибкого планирования», «гибкого обучения», «гибких образовательных технологий».
Термин «гибкое обучение» подчёркивает создание условий, характеризующихся следующими особенностями [4]:
• слияние методов открытого и дистанционного обучения, обучения с использованием медиа-и классных занятий;
• учащийся ставится в центр процесса обучения;
• признание наличия разнообразия стилей обучения и потребностей учащихся;
• признание важности объективности при составлении учебных программ;
• использование большого разнообразия источников и средств обучения;
• формирование умений и стремления к «обучению через всю жизнь» у учащихся и преподавателей.
Гибкое обучение включает в себя ряд путей достижения целей обучения и развития процессов преподавания и обучения, максимизирующих результаты для всех учащихся. Оно не предполагает преобладания каких-либо отдельных подходов к преподаванию и обучению и не делает определённые подходы недоступными для использования. Скорее гибкое обучение требует, чтобы все подходы к преподаванию и обучению были доступны для использования в соответствующих обстоятельствах. Внедрение гибких подходов к обучению может включать выбор гибкости более чем одним способом. Ниже приведён ряд измерений, по которым можно сделать выбор [7]:
• способы взаимодействия и доставки учебных материалов;
• разработка структуры учебных программ;
• содержание учебных программ;
• темп программы;
• количество контактов и взаимодействий учащихся с учителем и друг с другом;
• тип и сочетание учебных сред, используемых для доставки ресурсов;
• степень самостоятельной работы, которая должна использоваться для завершения программы;
• временные и пространственные ограничения на доступ к программным материалам или другая учебная деятельность.
Мультимодальное обучение
Концепция «мультимодальности» в преподавании и обучении (multimodal teaching and learning) рассматривается как совокупность режимов, которые всё чаще используются как механизм связи для доставки информации и учебного содержания [13]. Сущность мультимодальности заключается в том, чтобы предоставить студентам различные типы ресурсов для стимулирования обучения по образовательным траекториям внутри и между дисциплинами.
Исследователи в большинстве своём рассматривают не мультимодальные методы обучения, опосредуемые технологиями, которые используются в настоящее время преподавателями, а мероприятия, тематические исследования, концептуальные рамки и разработку учебных мероприятий с использованием мультимодальных технологий.
Мультимодальность предполагает повышение роли преподавателя в выборе:
• способа организации учебного содержания;
• средств хранения и предъявления этого содержания;
• способов и средств организации учебной деятельности.
В частности, в [13] показано, что существуют различия не только в способах использования мультимодальных технологий, но и в понимании этой технологии среди преподавателей из различных стран. Большинство преподавателей не рассматривают мультимодальность в технологическом контексте, концентрируясь в основном на различных способах передачи информации и подготовки учебного содержания.
Мультимодальность способствует переходу от ориентированных на учителя образовательных технологий к технологиям, ориентированным на учащегося, с помощью соединения и комбинирования различных режимов, таких как визуальные коммуникации, сотрудничество и исследовательская деятельность.
Микрообучение
Микрообучение (тюго1еагшпд) - это обучение малыми частями. Термин в основном используется для электронного обучения, в котором на смену 40-120-минутным пришли 5-10-минутные. Микрообучение подразумевает серию модулей или программу обучения, где каждая часть курса доступна пользователю после изучения предыдущей, или же возможно свободное перемещение по его элементам [6]. Интерес к этому виду обучения особенно вырос за последние годы, в том числе в среде корпоративного обучения в связи с повышением мобильности персонала. Пример организации микрокурсов на основе микроуроков можно найти в [5], где представлены следующие правила организации микрокурсов:
• видеолекции - длительностью от 2 до 5-6 мин;
• анимированные ролики - длительностью от 1 до 5-6 мин;
• анимированные презентации - размером от 5 до 10-15 слайдов;
• текстовые уроки - размером от 650 до 1300 знаков с пробелами;
• тесты - сложностью от 2 до 5 вопросов;
• банк вопросов - не менее 10 вопросов для каждого урока.
Независимо от того, используется ли микрообучение неофициально или как часть структурированного обучения, оно имеет несколько последовательных функций [9]:
• Краткость: события микрообучения коротки, хотя определённой длительности нет.
• Гранулярность: благодаря своей краткости и цели микрообучение фокусируется на узкой теме, концепции или идее.
• Разнообразие: содержание микрообучения может быть представлено в виде презентации, деятельности, игры, обсуждения, видео, викторины, главы книги или любого другого формата, из которого кто-либо приобретает новое знание.
Можно перечислить некоторые из преимуществ микрообучения:
• Непосредственные результаты. Одним из преимуществ эффективного микрообучения является то, что оно позволяет
Ношщ.......шиш,.......mm
человеку быстро закрыть небольшой пробел в знаниях или навыках.
• Различные форматы. Для неструктурированного и структурированного обучения микрообучение имеет потенциал для использования смешанного подхода к обучению.
• Дружественный бюджет. Производственные затраты на микрообучение намного ниже, чем затраты на производство основных курсов.
• Быстрые достижения. Поскольку люди обычно могут обрабатывать около четырёх бит информации за раз, ученику легче добиться успеха от короткого обучения.
• Идеально подходит для маркировки. Небольшие фрагменты учебного содержания могут быть помечены для удобства поиска, доступа и повторного использования.
• Быстро развивающаяся культура.
Микрообучение может происходить в рамках мобильного обучения, оно может быть организовано как форма мультимодально-го или гибкого обучения.
Концепция «Образования 3.0»
«Образование 3.0» (Education 3.0) - лич-ностно ориентированное образование на основе веб-технологий. Черты «Образования 3.0» в современной образовательной среде формируются стихийно и главным образом за счёт активного освоения технологий самими обучаемыми. «Образование 3.0» сдвигает парадигму образования к персонализации, и этот сдвиг происходит в основном независимо от педагогического сообщества.
В настоящее время происходит формирование «Образования 3.0» на следующих основах [3]:
1. Технической платформой «Образования 3.0» является всё более широкое распространение мобильных устройств и, как следствие, практически стопроцентное оснащение студентов такими устройствами.
2. Программной платформой «Образования 3.0» является развитие социального программного обеспечения и облачных
сервисов, которые делают доступными для широкого использования приложения различного назначения (облачный сервис предоставляет услуги хранения данных в «облаке» и доступ к приложениям, для работы с которыми требуется только веб-браузер). 3. Педагогической основой «Образования 3.0» является возможность сотрудничества преподавателей и обучаемых, создания на основе веб-сервисов контекстной образовательной среды для взаимодействия всех участников в рамках учебного процесса и за его пределами.
Технологии, доступные студентам и школьникам, приводят к изменению роли преподавателей в традиционном учебном процессе. Преподаватели уже сейчас могут использовать и создавать открытые образовательные ресурсы в сотрудничестве с обучаемыми. Использование возможностей ИКТ позволяет формировать контекстную образовательную среду для взаимодействия всех участников учебного процесса в рамках продуктивной учебной деятельности.
Заключение
Сформированные на основе развития ИКТ образовательные технологии и концепции меняют характер традиционного учебного процесса, трансформируют характер профессиональной деятельности преподавателей и учебной деятельности обучаемых.
В табл. 1 показано сравнение стиля преподавания и характера учебной деятельности в рамках технологий гибкого обучения, мультимодального обучения, микрообучения и концепции «Образование 3.0».
Как видно из таблицы, использование каждой из рассмотренных технологий обучения предполагает творческий подход преподавателей к выбору способа предъявления учебного содержания, разработке образовательных ресурсов, выбору подходов к организации учебной деятельности. Каждая из рассмотренных технологий подразумевает персонально ориентированную учебную деятельность обучаемых в сотрудничестве с учителем, что соответствует тенденциям развития образования в направлении «Образования 3.0». □
Таблица 1
Сравнение стиля преподавания и характера учебной деятельности в современных образовательных технологиях
Технология обучения Стиль преподавания Характер учебной деятельности
Мобильное обучение Организация учебной деятельности в контекстной образовательной среде. Сотрудничество преподавателя и обучаемого. Индивидуализация обучения Организация традиционного обучения, самостоятельная работа, смешанное обучение. Дистанционное обучение. Дополнительное образование. Непрерывное образование
Гибкое обучение Слияние методов открытого и дистанционного обучения Обучение в персонально-ориентированной образовательной среде
Мультимодальное обучение Персональный выбор способов и средств организации учебной деятельности Обучение в условиях персонально ориентированного соединения и комбинирования образовательных методов и средств
Микрообучение Организация микроуроков с использованием различных форм и методов предъявления учебной информации Персонально ориентированная учебная деятельность, направленная на усвоение небольших фрагментов учебного материала с помощью доступных устройств и технологий
«Образование 3.0» Сотрудничество преподавателя и обучаемого. Руководство созданием совместных знаний Открытая, гибкая учебная деятельность, направленная на создание возможности для творчества обучаемых; социальные сети за пределами традиционных границ дисциплины, учреждения, нации
Литература
1. Голицына И.Н. Гибкое обучение в традиционном учебном процессе // Высшее образование в России. - 2017. -№ 5. - С. 113-117. URL: http://vovr.ru/ upload/5-17.pdf (дата обращения: 23.04.2018).
2. Голицына И.Н. Мобильное обучение как информационная образовательная технология // Школьные технологии. -2017. - № 2. - С. 39-44.
3. Голицына И.Н. Технология Образование 3.0 в современном учебном процессе. // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество» (Educational Technology& Society)». - 2014. - Т. 17. - № 3. - С. 646656. URL: http://ifets.ieee.org/russian/ depository/v17_i3/pdf/18.pdf (дата обращения: 23.04.2018).
4. Дистанционное образование. URL: http://pzfn.narod.ru/do_web_02/ (дата обращения: 23.04.2018).
5. Приходько М. Микрообучение (микрообучение): каким должен быть эффективный микро-курс. // StudyX, 2017. -URL: http://studyx.co/ru/article/micro-learning/ (дата обращения: 23.04.2018).
6. Тихомирова Е. Микрообучение: маленькие детали по-настоящему гибкого бизнеса // Tranings.ru, 30 октября 2017 г. -URL: http://www.trainings.ru/library/
articles/?id=21141 (дата обращения: 23.04.2018).
7. Aspects of flexible learning // The University of Queensland. Teaching and Learning at UQ. - URL: http://www.uq.edu.au/ teaching-learning/aspects-of-flexible-learning (дата обращения: 23.04.2018).
8. Christensen, R. Knezek, G. Readiness for integrating mobile learning in the classroom: Challenges, preferences and possibilities. // Computers in Human Behavior, 2017. - № 76. - Р. 112-121.
9. Connie Malamed. Is Microlearning The Solution You Need? A Closer Look at Bite-sized Learning // The eLearning coach, 2015. URL: http://theelearningcoach.com/ elearning2-0/what-is-microlearning/ (дата обращения: 23.04.2018).
10. Kim J. Measuring factors that influence teachers' willingness in using mobile phone in the classroom.// In R. McBride & M. Searson (Eds.), Proceedings of Society for Information Technology & Teacher Education International Conference, 2013. - Р. 3730-3737. - URL: http://www. editlib.org/p/48689 (дата обращения: 23.04.2018)
11. Kumari Madhuri, Vikram Singh. Mobile Learning: An Emerging Learning Trend // HiTech Whitepaper, 11. 2009. - URL: http://www.tcs.com/SiteCollectionDocu-ments/ White%20Papers/HiTech_White-paper_Mobile_Learning_An_Emerging_
Ношщ.......мшу,.......mm
Learning_Trend_11_2009.pdf (дата обращения: 23.04.2018).
12. Pandey A. 10 Benefits Of Microlearning-Based Training // Elearning Industry, March 28, 2016. URL: https://elearningindustry. com/10-benefits-microlearning-based-training (дата обращения: 23.04.2018).
13. Papageorgiou V. and Lameras P. Multimodal teaching and learning with the use of technology: meanings, practices and discourses // Proceedings of the 14th International Conference on Cognition and Exploratory Learning in the Digital Age (CELDA 2017). Vilamoura, Algarve,
Portugal, October 18-20, 2017. Organised by IADIS (International Association for Development of the Information Society). -P. 133-140.
14. Wanner T., Palmer E. Personalising learning: Exploring student and teacher perceptions about flexible learning and assessment in aflipped university course // Computers & Education, 10/2015.Vol. 88. Oct. 2015. pp. 354-369.