Научная статья на тему 'Он стоял у истоков конституции свободной Индии. Политическая деятельность Б. Р. Амбедкара'

Он стоял у истоков конституции свободной Индии. Политическая деятельность Б. Р. Амбедкара Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
568
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМБЕДКАР / ИНДИЯ / КОНСТИТУЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Поддубный В. К.

В статье исследуется деятельность одного из авторов конституции Республики Индии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Он стоял у истоков конституции свободной Индии. Политическая деятельность Б. Р. Амбедкара»

1.9. ОН СТОЯЛ У ИСТОКОВ КОНСТИТУЦИИ СВОБОДНОЙ ИНДИИ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Б.Р. АМБЕДКАРА

Поддубный В.К., д.и.н., профессор Академия ФСИН, г. Рязань

Перейти на Гпавное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. В статье исследуется деятельность одного из авторов конституции Республики Индии.

Ключевые слова: Амбедкар, Индия, конституция.

Б.Р. Амбедкар (1891 - 1956) был одним из авторов ныне действующей конституции Республики Индии. В то же время этот политик малоизвестен среди преподавателей российских вузов, специалистов-индологов. Надеемся в небольшой по объему статье познакомить заинтересованных читателей с личностью крупного политика, социального реформатора. Начинает свою политическую карьеру д-р Амбедкар с защиты интересов «неприкасаемых» наиболее социально-угнетенных слоев традиционного индийского общества. Движение неприкасаемых за свои человеческие и экономические права развертывается в годы национальноосвободительной борьбы индийского народа. Амбедкар был его инициатором и руководителем.

Политическая карьера этого человека поистине фантастична для представителя низших каст, париев индийского сельского и городского мира. Б.Р. Амбедкар принадлежал к касте махаров, одной из самых многочисленных групп неприкасаемых в провинции Махараштра в начале XX века. К этому времени часть махаров заметно улучшила свое материальное положение, отказавшись от традиционных «нечистых» занятий. Они поступали на службу в англо-индийскую армию, работали низшими служащими и рабочими на фабриках в административных органах, на железных дорогах. Отец Амбедкара был военным в отставке. Он выступал в качестве просветителя своего народа, возглавлял начальную школу, где и получил англизированное образование его сын. В эволюции Амбедкара-младшего как личности и политика большое значение имела деятельность реформаторов индуизма, на базе синтеза различных религиозных учений1. Здесь не оставалось места неприкасаемости как сословно-кастовому явлению. Идеологи индийского национально-освободительного движения выступали за единую индусскую общину.

Б.Р. Амбедкар первым среди неприкасаемых Индии, получил среднее образование. В дальнейшем он закончил юридический колледж в одном из университетов США (1916 г.). В 1921 г. получил степень бакалавра в Лондонском университете. На протяжении 1922 - 1923 гг. стажировался в Боннском университете в Германии. В 1923 г. Лондонский университет присвоил Амбедкару ученую степень доктора юридических наук. В это же время новоявленный юрист сдал необходимые экзамены и вошел в состав адвокатского корпуса при Верховном суде Великобритании. В дальнейшем, его профес-

1 См. подробнее: Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация индуизма. М., 1981

сиональная, общественно-политическая деятельность проходила на родине.

Как ученый правовед, мыслитель и политик, Амбедкар бцл разносторонней личностью - с одинаковым энтузиазмом и успехом занимался философией, юриспруденцией, экономикой, журналистикой. В 1918 - 1920 гг. преподавал экономические науки в одном из колледжей Бомбея. В 1924 г. стал адвокатом в Верховном суде Махараштры. На протяжении 1920-х гг. Амбедкар был издателем и редактором целого ряда газет и журналов просветительской направленности, осуждавших тысячелетнее зло неприкасаемости. На языке маратхи это «Мук наяк» («Лидер немых», «Джаната» («Народ» и др. Ему часто приходилось быть членом комиссий и комитетов, изучавших проблему неприкасаемости по инициативе британских колониальных властей в регионе.

Познакомимся с основными этапами общественнополитической и административной деятельностью Б.Р. Амбедкара. В 1926 - 1934 гг. он был действительным членом законодательной палаты провинции Махараштры. Проблемы борьбы против неприкасаемости поднимались им на всех трех исторических конференциях круглого стола в Лондоне с участием легальных индийских политических партий (1930 - 1933 гг.). Пост члена исполнительного совета при вице-короле и министра труда в составе временного правительства Британской Индии возглавленного Джавахарлалом Неру, занимал в 1946 - 1947 гг. В 1946 г. был избран депутатом, Учредительного конституционного собрания Индии2 .

В 1920-е - 30-е гг. Амбедкар многое сделал для объединения и социально-политического просвещения представителей «низших каст» К концу 20-х гг. заявило о себе как о политической силе Движение неприкасаемых, лидером которого стал все тот же Амбедкар. Для борьбы за ликвидацию неравноправного положения 1/3 населения Индостана, он создал Независимую рабочую партию (1936 г.), в 1942 Федерацию зарегистрированных каст. Амбедкар - автор большого количества социально-политических, философских, религиоведческих трудов, которые в большинстве своем вошли в полное собрание его сочинений3. Приведем название наиболее известных из них: «Касты в Индии» ((918 г.), «Уничтожение касты» ((Иб г.), «Пакистан или раздел Индии» (1940 г.), «Неприкасаемые» ((144 г.), «Будда и его дхамма» ((195 г.) и многие другие. Амбедкар был первым из индийских реформаторов, кто сформулировал философско-политическую базу по возможности лечения незаживающей язвы неприкасаемости. Его идеи и теоретические изыскания получили определенный резонанс и известность у социальных реформаторов на Западе, в Европе и США.

Б.Р. Амбедкар в годы борьбы за независимость индийского народа тесно сотрудничал с Всеиндийским национальным конгрессом Индии (ИНК), ведущей партий национально-патриотических сил. Однако резко отрицательно относился к идее мусульманской лиги (МЛ) по разделу Индостана на два суверенных государства по религиозно-общинному признаку, исламское и индусское. Но отдельные установки лидера движения неприкасаемых неоднократно приходили в противоречия с позицией лидеров ИНК - Махатмы Ганди и Дж. Неру по вопросам ликвидации неприкасаемости как социального зла. Ганди выступал за консолидацию индусской общины через отказ представителей высших каст от призна-

2 Фактические материалы представлены по: Юрлова Ю.С. «Неприкасаемые» в Индии. М., 1982. С. 62-63

3 См.: Ambedkar B.R. Writings and Speeches. Vis. 1-4. Bombay, 1979 -1987.

Поддубный В.К.

Политическая деятельность Б.Р. Амбедкара

ния неприкасаемых (хариджаны - божьи дети, термин Ганди) особой сословной категорией и, причислении их к четырем существующим варнам по профессиональному принципу. Амбедкар стоял за увеличение социальной помощи низшим кастам в сферах просвещения и профессиональной ориентации, приему на государственную службу. В ответ на планы интеграции неприкасаемых внутри высших индусских каст, он выдвигал идею создания для них особой религии или принятие ими буддизма. В 1930-е гг., предлагалось принятие ими буддизма. Амбедкар не раз в годы национальноосвободительного движения и в первые годы независимости Индии организовывал массовые кампании принятия религии Будды неприкасаемыми.

Известен эпизод взаимного конфликта между ИНК и движением неприкасаемых в начале 30-х гг. Пытаясь посеять рознь в рядах борцов за национальное освобождение, британская, колониальная администрация выступила за расширение избирательных прав хариджанов. Представители низших каст получали право «двойного голоса» по индусской курии и особой курии неприкасаемых. Ганди выступил за сохранение единой курии для высококастовых индусов и неприкасаемых. Амбедкар же добивался формирования особой избирательной курии для неприкасаемых. По мнению его оппонента действие такого закона приведет только к консервации неприкасаемости как отрицательного социального явления. Осуждая позицию в этом вопросе британского правительства, Ганди объявил в знак протеста голодовку. Лидер низших каст внял голосу разума и признал правоту своего политического противника. В результате между обоими лидерами был заключен специальный пакт в Пуне. В сентябре 1932 г. Лондон одобрил условия «пунского соглашения»4. В процессе политической деятельности имели место конфликтные ситуации у Амбедка-ра с Дж. Неру. Но все это не помешало ему проявить политическую мудрость и сохранять нормальные деловые отношения с руководителями Национального конгресса.

После достижения индийским народом независимости Амбедкар вошел в первое правительство доминиона Индийский Союз, возглавляемое Дж. Неру, в качестве министра юстиции. Когда решался вопрос в правительственных кругах о руководстве редакционной комиссией по разработке конституции федеративной Республики Индии, Дж. Неру безоговорочно поддержал кандидатуру лидера неприкасаемых на этот важный пост, несмотря на не очень хорошие личные взаимоотношения с пре-тендентом5. Этот шаг был обусловлен огромным авторитетом Амбедкара как многостороннего специалиста в сфере конституционного и международного права, знатока социальной ситуации в постколониальном индийском обществе.

Амбедкар многое сделал для того, чтобы закрепить в общегосу-дарственном документе особые преимущества для неприкасаемых и других религиозных и этнических меньшинств. В наши дни, в связи с ростом влияния в Индии региональных и национальных партий, появилось много критиков по действию этих преимуществ в сфере получения образования, принятия на государственную службу и т.п. Но до сих пор никто не решился эти конституционные положения отменить. В целом Конституция Республики Индии, введенная в действие в январе 1950 года, помогла улучшить социальноэкономическое положение сословия неприкасаемых в масштабе древней страны (сотни миллионов населе-ния)6.

4 См.: Горев A.B. Махатма Ганди. M., 1989. С. 255.

5 Kashiap S.C. Nehru and Parliament. New Delhi, 1986. P. 62

6 См. Конституция Индии. M., 1955.

Б.Р. Амбедкар сохранял пост министра юстиции в кабинете Неру вплоть до 1951 г. После ухода с государственной службы он занялся научной работой и социальной деятельностью. Теперь его запросы не ограничивали рамки положения крупного государственного чиновника. В 1952 г. престижный Колумбийский университет Соединенных Штатов присвоил лидеру индийских неприкасаемых почетное звание доктора юридических наук. Это было уже высокое международное признание Амбедкара в качестве специалиста в области социального права, общественного деятеля и реформатора.

В 1950-е гг. Амбедкар и руководимое им движение неприкасаемых Индии проявило инициативу по массовому переходу низших каст в буддизм. Это был явный вызов действующему правительству Дж. Неру, которое, по мнению Амбедкара, мало внимания уделяло проблеме положения низших каст. В 1955 г. он основал «Бхаратия Будда махасабха» ((Великое сообщество буддистов Индии» - санскр.). Это было сделано не только для целей социальной реабилитации неприкасаемых, но и для распространения буддизма в качестве религии подходящей для индийских условий вообще. В октябре 1956 г. Амбедкар принял буддизм7. 6 декабря его не стало.

В современной Индии существует немало оценок социально-политической и правовой деятельности Б.Р. Амбедкара, от резко отрицательной до восторженной. В России, у историков пока еще не сформировался достаточно объективный и взвешенный подход к этому вопросу.

По нашему мнению историческую роль лидера всеин-дийского движения неприкасаемых можно в целом оценить положительно. Прежде всего благодаря усилиям доктора Амбедкара конституция современной Индии приобрела свою социальную направленность. Ни в одной из ныне действующих федеративных конституций не дается такого исчерпывающего определения «фундаментальных прав человека» как в индийском основном законе. Благодаря его установкам удалось реально защитить в многоконфессиональной стране носителей мировых религий и индуизма, относительно немногочисленных религиозно-кастовых групп, модернистских религий. Примером для других стран, где проводятся конституционные реформы, может служить деятельность Амбедкара, крупного государственного деятеля, пытавшегося с успехом соединить верования традиционного индуизма с реалиями современной общественной жизни Индии.

Хочется надеяться, что представители молодого поколения историков-индологов обратят внимание на изучение политических биографий таких индийских политиков как доктор Амбедкар. Л.В. Митрохин, лауреат международной премии им. Дж. Неру, в одном из своих научных докладов определил необходимость изучения конституционно-политического творчества и наследия лидера общенационального движения неприкасаемых Индии современными конституционными потребностями российского постсоветского общества. «В нынешней российской ситуации, - сказал он, - конституция Индии 1950 г., к сожалению, очень обширная (до 500 страниц по тексту), может являться образцом будущей Российской федеральной конституции»8. Видимо многим мо-

7 Юрлова Е.С. Указ. соч. С. 63.

8 Цит. по: Митрохин Л.В. Баба Сахеб Доктор Имрао Амбедкар -создатель демократической конституции независимой Индии // Россия и Индия: проблемы и перспективы межрегионального сотрудничества. Материалы и тезисы докладов участников Республиканской научно-практической конференции. Июль, 1997. М.: -Рязань, 1997. С. 103

лодым ученым следует подумать о более объективном, глубоком и исчерпывающем исследовании по конституционно-правовому и политическому наследию доктора Амбедкара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.