концептология братства
Иерей даниил Николаевич Мельников «Омское Братство Православных Следопытов»: опыт миссионерского служения»
удК 316.4
«ОМСКОЕ БРАТСТВО ПРАВОСЛАВНЫХ СЛЕДОПЫТОВ»: ОПЫТ МИССИОНЕРСКОГО СЛУЖЕНИЯ
Иерей Даниил Николаевич Мельников, студент Омской Духовной Семинарии Омской епархии Русской Православной Церкви
Аннотация. В статье рассматривается опыт миссионерского служения в Омской епархии на основе применения «скаутского метода» в рамках деятельности «Омского Братства Православных Следопытов» за 2014-2018 годы.
Ключевые слова: скаутский метод, миссионерское служение, «Омское Братство Православных Следопытов».
"OMSK BROTHERHOOD OF ORTHODOX SCOUTS": THE EXPERIENCE OF MISSIONARY SERVICE
Priest Daniil Nikolaevich Melnikov, a student of a religious organization - educational organization of higher education "Omsk Theological Seminary of the Omsk Diocese of the Russian Orthodox Church"
Annotation. The article examines the experience of missionary service in the Omsk diocese based on the application of the "scout method" within the framework of the "Omsk Brotherhood of Orthodox Scouts" during 2014-2018.
Key words: scout method, missionary service, Omsk brotherhood of Orthodox Scouts.
П
■ дним из видов миссионерском деятельности является миссия среди молоде-I жи. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «линия ЛЩу борьбы между Светом и тьмой, между Богом и диаволом особым образом проходит по сердцам молодых людей... Вот почему молодежь - это передняя линия борьбы не только за будущее, но и за самого человека.. Церковь не может не иметь молодежной темы в своих приоритетах именно в современных условиях»1. Православная Церковь заботится о воспитании подрастающего поколения, и в этой заботе ей также помогают общественные организации и неравнодушные к будущему нашей Родины люди. В нашем государстве есть много различных молодежных общественных организаций, но особо хотелось бы выделить именно скаутские.
В настоящее время зачастую доводится слышать такие слова, что скаутинг России чужд, что это все иностранное и завезенное на нашу Родину лишь для того, чтобы извратить нашу молодежь и насадить среди россиян западные идеалы потре-
1Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Работа с молодежью - приоритетная задача Церкви [Электронный ресурс]: http://www.patriarchia.ru/db/text/558930.html (дата обращения: 01.10.2016).
t)k 164 ACr^ftA'AGY^^
№ПЕ
омской православной духовной семинарии
С
бительства и вседозволенности. Сразу надо сказать, что это не так. Мы помним, что когда сравнительно недавно умами жителей нашей страны владели коммунистические идеи, на молодежь возлагались большие надежды, что именно подрастающее поколение и достигнет той мечты о свободном бесклассовом государстве, которой грезили многие высокие умы советской эпохи. Серьезная роль в воспитании молодежи возлагалась на пионерскую организацию. Сначала ребенок становился октябренком, потом, с возрастанием, переходил в пионеры, комсомольцы, а затем становился и членом партии. Невозможно было представить жизнь обычного советского человека без этой цепочки. Эта система доказывала свою надежность в течение всего советского строя, но рухнула, потому что была безбожной. В основе пионерии, молодежном движении, объединявшем в течение полсотни лет детей государства с территорией в одну шестую часть суши, лежит скаутский (Бсоийпд - с англ. «развед-чество») метод. Нелишним будет отметить, что разведческий метод с самого момента своего возникновения в свою очередь объединяет молодых людей во всем мире. В основе этого метода лежит принцип обещания и законов, детского самоуправления и прогрессивного развития.
Основное отличие скаутского метода от пионерского в том, что высшим смыслом жизни скаута, как говорится в торжественном обещании, было и есть исполнение долга перед Богом, а базой воспитания пионера был коммунизм. История показывает нам, что к какому светлому будущему не стремились бы народы, сколько не работали бы над этим, если они отрицают Бога, не пускают Его в свою жизнь, все их благие начинания со временем превращаются ни во что. И идеи марксизма и ленинизма здесь не исключение, и они со временем явили свою нежизнеспособность. Отвергать Бога и бороться против Неба - безумие. «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» [Пс.13, 1], - сказал псалмопевец Давид в 10 веке до Р.Х., слова его и по сей день не утратили своей актуальности.
Разведческий же метод с самого момента своего возникновения и до наших дней функционирует. Все новые молодые и активные православные люди обращают к нему свой взор, изучают его и успешно применяют на практике для осуществления миссионерской деятельности. В основе скаутского движения есть вера в Бога, верность Родине и помощь ближним. Это три основы, три незыблемых столпа, без которых деятельность какой бы то ни было детской личностно-развивающей организации, пусть она сохранит все внешние атрибуты скаутского движения, таковым являться ни в коем образе не может. Это было сказано еще в 1907 году основателем скаутинга сэром Робертом Баден-Пауэллом, сохраняется и по сей день. В нашем государстве русские скауты в большинстве своем являются православными христианами.
Целью деятельности скаутских организаций является в первую очередь то, чтобы в ненавязчивой форме знакомить детей со Христом и духовно наставлять, укреплять в православной вере, параллельно воспитывая в них серьезность и самостоятельность. Лишь тогда при возрастании ответственности и высокой христианской нравственности подрастающее поколение свою силу и энергию будет направлять на добрые, а не на худые дела и поступки. Зачастую в российских скаутских организациях можно встретить людей разных национальностей и религий, разных взглядов
№ 1, 2018 (4)
на жизнь и на мир, что позволяет иметь обширную площадку для проповеди Слова Божьего. По словам самого Христа: «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14). Для Господа дорого спасение каждого человека, - об этом Господь говорит нам в Евангельских притчах о пастыре, который имеет стадо овец, а также одну заблудшую; о жене, потерявшей одну из десяти драхм. И когда пастырь добрый найдет эту заблудшую одну овечку, а жена - потерянную драхму, они предаются огромной радости и делятся своей радостью со своими близкими, друзьями и соседями: возвращение потерянного вызывает у людей больше радости, чем то, что они имеют и не утеряли. Господь нам говорит после этих притч: «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:1-10). Так же и наша проповедь в среде молодежной направлена на каждого без исключения.
Воспитательная система под названием «Скаутский метод» взращивает в молодом человеке целеустремленность: он отличается жизнерадостностью, желанием развиваться, открытостью миру и ближнему, готовностью в любое время прийти на помощь нуждающимся и быть лидером во всем. Активное участие в жизни скаутской организации дает возможность молодому человеку утверждаться в разных сферах жизни: духовно, эстетически, творчески, умственно, физически. Конечно же, очень многое в любой организации зависит от их руководителей, ведь свое видение пути развития личности именно они проецируют на своих подопечных. Здесь очень важно изначально задать правильный вектор и именно тут открывается широкое пространство для применения различных методов и форм миссионерской деятельности. «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», - сказал святой преподобный Серафим Саровский. Помня эти слова, подтверждая делами свою веру, некоей «путеводной звездой» должны быть миссионеры в среде своего служения.
«Скаутинг» - «Добровольное, неполитическое воспитательное движение для молодых людей, открытое для всех независимо от их происхождения, расовой принадлежности или вероисповедания, в соответствии с целью, принципами и методом, разработанными Основателем движения...».2 Главная цель движения - «содействие развитию молодых людей для достижения их полного физического, интеллектуального, общественного и духовного потенциала как индивидуумов, как ответственных граждан и как членов местных, национальных и международных сообществ». 3
Русское скаутское движение практически никогда не было одной организацией, а всегда было представлено самостоятельными группами и объединениями, которые, однако, преследуют единую цель: «.Внешкольное общественное воспитание российских детей и молодежи в национальном и религиозном духе, дополняющее воспитательную деятельность семьи и школы, и развитие разведчества в России».4 Организатором первого отряда «Юных разведчиков» в Павловске в апреле 1909 года явился штабс-капитан О.И. Пантюхов, через два месяца был организован Царскосельский отряд, ставший в 1910 году дружиной. В этом же году выходит первая кни-
2Сборник документов Всемирной организации скаутского движения. Женева, 1991. С. 22. 3Там же. 4Устав БПС. С. 1.
концептология братства
Иерей даниил Николаевич Мельников «Омское Братство Православных Следопытов»: опыт миссионерского служения»
№ 1, 2018 (4)
га о русских скаутах «Памятка Юного Разведчика», составленная О.И. Пантюховым по аналогии с руководством «Скаутинг для мальчиков» Р. Баден-Пауэлла, в которой подробно описан внутренний уклад жизни скаутских отрядов, законы юных разведчиков, игры. Анализ «Памятки юного разведчика» позволяет говорить о ее авторе не только как об организаторе, но и как о творческом педагоге-новаторе, внесшем выдающийся вклад в развитие воспитания детей в России. Скаутская тема стала постоянной на страницах многих педагогических и популярных изданий.
Огромный толчок в деле развития социально-педагогических идей скаутинга дали Первый и Второй съезды по скаутингу (Петроград, 1915; 1916), где были рассмотрены цели и задачи движения в России, обсуждались его педагогические и этические основы; вопросы взаимоотношения семьи и школы с организацией скаутов, деятельности отрядов девочек-скаутов, общества «Русский скаут», обязанности скаутов, деление скаутов на разряды; вопросы, касающиеся формы скаутов и лагерной жизни, особенных установлений скаутинга («День матери», «железный закон», «старший друг скаутов», «торжественное обещание» и др.). Первым Съездом были приняты молитва, законы, заповеди, обычаи скаутов. Съезд выделил основные отличия русского скаутинга от английского (гуманистическая направленность и нацеленность на православные ценности). Революционные события 1917 года помешали развитию единой скаутской организации на территории страны. Однако скаутская работа не угасла, а продолжилась. Результатом этого стало появление организаций русских скаутов за границей, различных групп «красных скаутов» или юных коммунистов в Советской России (позднее юных пионеров).
За рубежом русские скауты не были объединены в единую организацию, но общим было признание О.И. Пантюхова Старшим Русским Скаутом. В 1922-1945 гг. Международное скаутское бюро признавало «Национальную организацию русских скаутов» (НОРС). В 1945 г. в Германии в лагерях для «перемещенных лиц» некоторые руководители НОРС, организации «Витязей» и «Национальной организации русских разведчиков» решили придать русскому скаутизму новый импульс и создали новую организацию, объединяющую русских детей и взрослых, желающих работать в духе скаутской педагогики. Основной задачей «Организации Российских юных разведчиков» стало осуществление гармонического и всестороннего (духовного, душевного, телесного) воспитания подрастающего поколения.5
В конце 80-х гг. начался процесс возрождения скаутинга в России. В ноябре 1990 года состоялся съезд энтузиастов скаутского движения в Москве, на котором присутствовали делегаты из разных регионов России, русские скауты из зарубежья, представители «Всемирной организации скаутского движения» (ВОСД). В последующие годы при содействии ВОСД, БПС и российскими скаутами были проведены многочисленные походы, лагеря и педагогические курсы. По всей стране было создано несколько десятков скаутских дружин и отрядов.
На сегодняшний день БПС - это самое крупное российское скаутское объединение со всеми признаками детско-молодежной общественной организации. У членов организации есть единая форма, особые методы и приемы работы, история, система званий, наград. В БПС входят дети от 13 лет, подростки, молодежь и взрослые руко-
5Устав БПС. С. 2.
змуа&УЗЛ^ 167 Г6
Щ^концептология братства_
Иерей даниил Николаевич Мельников «Омское Братство Православных Следопытов»: опыт миссионерского служения»
водители-педагоги. Скауты в организации находятся до тех пор, пока сами того хотят, продвигаются в работе настолько, насколько прилагают свои силы, в свободное от учебы и работы время. БПС - это педагогически активная среда, воздействующая на ребенка, определенный стиль отношений и атмосфера, искусно предлагаемая ребенку в соответствии с его естественными интересами, служащая постоянному развитию различных качеств характера, знаний, умений и навыков. Особенностью в организации работы является повышенное внимание к историко-культурным программам, духовно-нравственному и социальному развитию молодого поколения. Можно выделить следующие специфические особенности социального воспитания детей и подростков в БПС:
- многоуровневая дифференциация как в содержательном, так и в организационном плане;
- прогрессивное развитие соответственно лестнице роста;
- полная добровольность участия;
- ориентация на гармоничное сочетание духовного, нравственного, интеллектуального, трудового, физического насыщения;
- четко разработанная система поощрений и награждений;
- использование методики длительной игры как средства развития свободы творчества, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
- романтическое обрамление традиций и ритуалов;
- особый акцент на приобщение детей и подростков к природе.
- отказ от политизации.
Раскрывая вопрос официальной позиции Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата к скаутскому методу, в первую очередь хотелось бы рассмотреть такую скаутскую организацию Русской Православной Церкви, как «Братство Православных Следопытов», так как она возникла по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Изначально (с 1991 года) Братство называлось Федерацией православных следопытов, нынешнее же название получило в октябре 2000 года. Юридическим лицом «Братство Православных Следопытов» стало в августе 2003 года и стало частью ВНСО (Всероссийской Национальной Скаутской Организации), которая, в свою очередь, входит в ВОСД (Всемирную Организацию Скаутского Движения). В 2017 году, когда мировое скаутское движение отмечает свой 110-летний юбилей, «Братству Православных Следопытов» как межрегиональной общественной организации исполняется 14 лет. Это, конечно же, сравнительно немного, но за эти годы было создано 17 официально зарегистрированных отделений, которые действуют на территории России, Белоруссии и Казахстана (незарегистрированных больше, но они не подлежат контролю и действуют в виде приходских молодежных объединений «по интересам»).
Организация православных следопытов на сегодняшний день является одним из направлений православного молодежного служения, что имеет под собой основание в «Концепции молодежного служения Русской Православной Церкви», принятой Священным Синодом в апреле 2000 года. В разделе № 4 «Концепции молодежного служения Русской Православной Церкви», где описываются основные формы деятельности молодежного служения в Русской Православной Церк-
№ПЕ
омской православной духовной семинарии
С
ви, рекомендуется, помимо прочего, организовывать молодежные православные братства, так как это будет способствовать развитию самостоятельности и ответственности у молодежи, что очень важно для этого возраста. Также подчеркивается важность организации православных детских лагерей на природе, спортивной и туристической деятельности, совершение паломничеств, участие в реставрационных работах. Нельзя забывать и о том, что Церковь в наше время призвана быть открытой миру, касаемо же молодежной деятельности, идти на диалог с многими светскими учебными заведениями, там, где находится основное средоточие молодых людей - школами, училищами и вузами. Также православные молодежные организации могут приглашать детей и молодежь для совместного участия в церковных праздниках, беседах со священнослужителями, для совместной социальной деятельности. Как мы видим, перед нами открыто широкое поле для миссионерской и катехизаторской деятельности, которая и проводится в среде православных скаутских объединений.
В Омской области совсем недавно тоже начало действовать Братство Православных Следопытов на территории храма сщмч. Сильвестра Омского6. Руководит им иерей Даниил Мельников. Работа ведется с 2014 года и уже по прошествии четырех лет она дает свои плоды. Омские скауты, ведомые своим принципом «долг перед другими», на сегодняшний день осуществляют социальную деятельность. Поздравляют пенсионеров с Днем Победы, собирают им подарки, продукты, включают в свою работу творческую деятельность, поют им военные песни и читают стихи. Также к социальной деятельности можно отнести помощь в уборке территории от снега. Православные следопыты с удовольствием ищут быть кому-нибудь нужным и находят себе дело.
В Омске с 2014 года существует и успешно реализовывает свои образовательные программы следопытский отряд имени священномученика Сильвестра Омского, который ежегодно участвует в Бессмертном полку на 9 Мая, принимал участие в 2017 году в третьей Тарской епархиальной спартакиаде среди православных команд, а также совершает выезды в близлежащие деревни и села, чтобы провести мастер-классы по православному скаутингу для школьников, оказать посильную помощь местным священникам в приобщении местных жителей к церковно-при-ходской жизни, а также оказать иную помощь. Деятельность Братства направлена на всестороннее развитие школьников: духовное, физическое, интеллектуальное, творческое, культурное. Исходя из этих задач строится план отрядных мероприятий Братства, которых в течение года проводится очень много.
Сборы - это одна из наиболее эффективных комплексных форм работы с молодежью в отряде имени священномученика Сильвестра Омского как по мнению взрослых, так и по отзывам самих ребят. На сборах достигается главная цель - полное погружение подростков в православную атмосферу совместного труда и отдыха, включающее обучение и участие в богослужениях.
Перед началом сбора проводится общее построение, напутствие и молебен о призывании помощи Святаго Духа перед началом всякого доброго дела. На сборах выдерживаются дисциплинарные принципы. Все время строго распланировано,
6«Братство Православных Следопытов» [Электронный ресурс] Власов Виктор, 2017. ■ eparhiya.ru/news/bratstvo-pravoslavnyh-sledopytov/ (дата обращения: 21.06.2017).
ШЬ Ь^У/эт^к-
№ 1, 2018 (4)
Щ^концептология братства_
Иерей даниил Николаевич Мельников «Омское Братство Православных Следопытов»: опыт миссионерского служения»
свободного времени практически нет. Программа сбора должна гармонично сочетать в себе время молитвы, творчества и обучения.
Просветительские и обучающие элементы программы проводятся как в традиционных формах (урок, беседа, экскурсия, фильм, проповедь, доклад с презентацией и другие), так и в специально разработанных под целевую аудиторию формах (с учетом возраста и уровня подготовки участников выезда, места и характера выезда, тематического контекста выезда и т.д.).
Как видно из приведенного текста развития отряда имени Сильвестра Омского, «православная составляющая» в работе с молодежью является доминирующей и образующей. Все религиозные и духовно-просветительские мероприятия православной направленности имеют наивысший приоритет. Далее по значимости идут мероприятия по воспитанию нравственности и социальная деятельность. Далее к значимым, но в меньшей степени, можно отнести досуговую деятельность, имеющую цель сплочения и развития межличностных отношений. Например, встречи ради спорта, экскурсии, сбор трав, грибов и ягод, совместные компьютерные игры, кино, пикники, прогулки и много других вполне здравых видов времяпрепровождения молодежи если не нацелены на решение духовно-нравственных задач (хотя бы укрепления дружбы, что не обязано происходить само по себе), то не практикуются в отряде по одной простой причине: нехватке времени. Когда есть возможность собрать отряд, тогда возможно и потрудиться над духовно-нравственным воспитанием, чему бы встреча не была посвящена и в какой бы форме не проходило мероприятие.
Чтобы понять, насколько много в деятельности отряда имени Сильвестра Омского православной составляющей, можно провести следующий мысленный эксперимент. Что останется, если вычесть из мероприятий отряда все, что явным образом касается Православия? Останется очень немногое. Чаепития, прогулки и простая дружба плюс некоторые мероприятия по воспитанию нравственности, которые существенно потеряют в своей силе, лишившись ответа на главный вопрос «Почему?» (или хотя бы «Зачем?»), плюс совсем немного дел социальной направленности. По мнению вожатых, тогда отряд лишается своей идеи, а, не имея никаких других идейных или хотя бы прагматических скреп (ведь в отряде нет ни спорта, ни туризма, никакой другой выраженной деятельности, вокруг которой можно было бы объединиться), вообще может распасться.
В контексте этого рассуждения уместно выделить такое важное направление духовно-нравственного воспитания, как формулирование и передача видения отряда и удержание внимания воспитуемых на целях и задачах нашей деятельности. Очевидно, что если православные ценности признаются отрядом наивысшими, то и целеполагание будет иметь неотъемлемую православную окраску.
Перечислим прочие мероприятия, формы и способы духовно-нравственного воспитания молодежи в отряде, имеющие православную составляющую:
выездные сборы на один-несколько дней;
различные способы изучения Священного Писания, адаптированные для молодежи;
(продвинутый) форум отряда БПС в соц. сети ВКонтакте;
№ 1, 2018 (4)
направленные дискуссии игры «Три стенки»;
другая специализированная творческая работа, в которой, так или иначе, прорабатываются православные ценности;
В рамках проведения исследования нами были проведены серии заданий для определения уровня социальной активности - «Опрос на определение лидерских стилей». В опросе участвовали 20 респондентов отряда имени священномученика Сильвестра Омского, Омского отдела Братство Православных Следопытов. Результаты опроса показали, что половина опрошенных (50%) знает лидерские стили и роли в группе; 30% путают лидерские стили (либеральный с демократическим), но знают роли в группе; 10% путают роли и стили. Полученные материалы дали возможность определить достаточно высокий когнитивный уровень социализации детей в организации.
Одновременно с этим уровнем на примере отряда «Имени священномученика Сильвестра Омского» рассмотрен мотивационный уровень с помощью методики выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС) с целью выявление уровня сформированности организаторских и коммуникативных способностей. Методика данного исследования вскрыла следующую закономерность: подавляющее большинство (80%) детей и подростков организации обладают очень высоким уровнем коммуникативных способностей в отличие от детей, не участвующих в деятельности организации, где таким уровнем обладает лишь 10% детей. Что касается организаторских способностей, то члены организации обладают очень высоким и высоким уровнем организаторских способностей (соответственно 30%, 40%), в то время как не члены организации не обладают вообще или обладают ими в меньшей степени (соответственно 0%, 20%).
В работе БПС мы рассмотрели, что дает ребенку детская общественная организация через опрос «Моя организация помогает мне стать.» с целью выявить мотивы деятельности и оценку себя в деятельности. Данный опрос позволяет сделать вывод, что подавляющее большинство членов БПС занимают позицию ответственного (90%), руководителя (70%), помощника (70%) и исполнителя (70%); бывают ответственными (70%), участниками (90%), самими собой (90%) и товарищами (80%); не могут быть ведущими (30%), экспертами (40%), критиками (30%), мастерами (40%). Позиция подростков в организации обусловлена возрастными особенностями: в этом возрасте хочется утвердиться в коллективе сверстников, заняться интересным и полезным делом, поэтому выступают в роли товарища, участника и просто бывают такими, какие они есть на самом деле.
Далее в исследовании ознакомились с наблюдением руководителей БПС отрядов «Имени священномученика Сильвестра Омского» и нового образующего отряда «Имени св. равноапостольного Константина» об участниках организации («Наблюдение за личностными особенностями ребенка») с целью выявить участие детей и подростков в реализации своих возможностей (появление активности и инициативы в деятельности, творческий подход, участие в социально значимой деятельности). Проведенное наблюдение убеждает в том, что на деятельностном уровне социализации практически все дети (90%) работают в группе с удовольствием, подавляющее большинство активно предлагают свои способы выполнения заданий (80%) и про-
являют инициативу при принятии и выполнении поручений (80%). Согласно этому, можно судить о том, что у детей есть желание сделать свою жизнь более интересной и самостоятельной.
Еще интереснее наблюдать жизнь изнутри Братства. Как они сами относятся к нему, нашли ли они свое место среди следопытов и с радостью могут причислить себя к Братству? Что оно им дало в первую очередь? Для ответа на эти вопросы были опрошены омские следопыты. Приведем пару отзывов.
Диана, 21 год: «Помог ли мне в чем-то скаутинг? Да он и сейчас мне помогает. Скаутинг стал для меня образом жизни.
Мое знакомство со скаутингом началось в 2014 г., на тот момент я ничего не знала о таком движение. И несмотря на то, что БПС в Омске только зарождалось, активной деятельности еще не было, я поняла, что это мое, затянуло и понеслось. Скаутинг помогает мне совершенствоваться, обучиться новым премудростям. Не только обучиться самой, но и других научить, быть в чем-то полезной. Ну, а скаутские Законы, которые являются основой жизни и выстраивают внутренний стержень человека. Следуя им, понимаешь, что поступаешь правильно. Скаутинг помогает быть готовым ко всему.
Да и как можно не привлечься к деятельности БПС? Опыт, новые друзья, общение, воцерковление, выезды на природу, походы, рассветы, закаты, посиделки у костра, приобретение навыков, возможность вместе делать дело.
Буквально, скауты делают все, что делают остальные люди, но ведь все то, что делают скауты, наполнено особым смыслом».
Ксения, 15 лет: «Когда я пришла первый раз на сборы, то я никого не знала, знала, только свою подругу Леру и все. Но оказалось, что ребята были дружелюбные и даже очень приветливые. Я думала, они будут, как и вся современная молодежь, «все на пон-тах», но это не так. Они могут спокойно тебя выслушать и не перебивают. Я заметила, что у нас, скаутов, нет лидера, которому уделяется все внимание публики, у нас все равны. Но и самое главное, что их отличает от современной молодежи, это то, что они верят в православие. Вот такого общества мне не хватало, и скаутинг мне это дал.
Но еще, что немаловажно, это знания. Знания помогут мне выжить в суровых лесах, но если что случится, то я смогу оказать первую помощь.
Я хотела бы сказать, что не мне должен помогать скаутинг, а другим людям. Потом что в этом скаутинг и заключается».
В ходе работы были сделаны следующие выводы:
- детям необходимо знать о различных социальных ролях и дать возможность выступать в них;
- участие в деятельности детской организации помогает ребятам совершенствовать коммуникативные и организаторские способности;
- детская организация воспитывает социально-нравственные качества (ответственность перед товарищем, уважение, готовность помочь другому и т.д.);
- правильно организованная деятельность позволяет творчески, инициативнее и с большей активностью приступать к деятельности и выполнять дело;
- взрослым необходимо постоянно совершенствовать формы и методы работы с детьми и подростками в детской организации.
концептология братства
Иерей даниил Николаевич Мельников «Омское Братство Православных Следопытов»: опыт миссионерского служения»
№ 1, 2018 (4)
Социальная активность детей и подростков напрямую зависит от участия детей и подростков в социально значимой деятельности, в данном случае в деятельности «Братства Православных Следопытов».
На основании теоретического и практического материала можно сказать, что система «скаутинг» является эффективным средством социального воспитания, так как формирует социальные качества детей и подростков: верность своей стране, участие в развитии общества, исполнительская дисциплина, самоконтроль, готовность оказывать поддержку и помощь, преодолевать трудности, личная ответственность за собственное развитие. Система «скаутинг» развивает организаторские и лидерские способности, обеспечивает взаимодействие взрослых и детей разного возраста, дает стартовый базис усвоению культуры, обеспечивающий стабильное социальное развитие, готовность к саморазвитию, формированию основ поведения, сохранению и укреплению здоровья.
Библиографический список:
1. «Братство Православных Следопытов» [Электронный ресурс] Власов Виктор, 2017. - URL: http://omsk-eparhiya.ru/news/bratstvo-pravoslavnyh-sledopytov/ (дата обращения: 21.06.2017).
2. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Работа с молодежью - приоритетная задача Церкви [Электронный ресурс]: http://www.patriarchia.ru/db/text/558930. html (дата обращения: 01.10.2016).
3. Сборник документов Всемирной организации скаутского движения. Женева, 1991.
4. Устав «Братства Православных следопытов» [Электронный ресурс]: //http:// old.bydgotov.com/wp-content/uploads/2014/02.pdf (дата обращения: 01.10.2016).