УДК 329.78
Абехтикова Марина Борисовна
Костромской государственный университет m.marinab@mail.ru
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ХХ ВЕКЕ: ОТ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ ДО ПРАВОСЛАВНЫХ ЛАГЕРЕЙ
В статье на примере основных фактов и событий прослеживается история общего и дополнительного образования детей, подростков и молодежи в России XX века. Автор статьи обращается к ряду проблем, стоявших перед российским образованием в начале XX века, кратко останавливается на вопросах работы школ министерства народного просвещения и церковно-приходских школ, показывает историю зарождения в России скаутского движения. В начале XX века скаутское движение прижилось в России и стало активно распространяться, ведь в целом оно полностью соответствовало идее становления гражданина и патриота, верующего человека, в присяге заявлявшего о своем долге служения Богу и своей стране. К сожалению, после революции скаутское движение распалось. Автор статьи анализирует последующие шаги советского руководства по созданию приютов для беспризорников в предвоенные и послевоенные годы, детских лагерей, учитывает плюсы и минусы советской системы учреждений для детей, показывает возвращение в Россию скаутского движения и возрождение религиозного и духовно-нравственного воспитания, начавшегося в 1990-х годах.
Ключевые слова: подростки, молодежные организации, детские организации, образование, скаутское движение, пионеры, духовно-нравственное воспитание, возрождение церкви, православные лагеря.
В любом государстве мира дети ассоциируются с будущим, именно с ними связываются надежды на новое развитие. Кроме того, дети - это продолжение своих родителей, это важнейший элемент семьи, обуславливающий передачу жизненных ценностей. В подростковом возрасте человек впервые задумывается о своем предназначении, в это же время формируется процесс совершенствования личности - человек начинает осознавать свои ошибки, пытается их исправить. Собственно, в 10-12 лет начинается бурный и сложный процесс, который охватывает все стороны духовной жизни личности. И от того, как переживет подросток определенные годы своей жизни, во многом будет зависеть его отношение к другим людям, к родителям и себе самому.
Проблема отцов и детей, проблема непонимания других людей, проблема скрытости и замкнутости человека, проблема странной озлобленности и многие другие проблемы подросткового периода часто остаются у человека на всю жизнь. Именно в это сложное время ребенок должен быть окружен заботой и вниманием родителей и наставников, а при этом не лишен общения: именно в подростковом возрасте человек должен научиться взаимодействовать с другими людьми, выстраивать различные виды отношений как со своими сверстниками, так и с более взрослыми подростками, с маленькими детьми.
Вопросы активности и здоровья подрастающего поколения поднимались в начале XX века в Российской империи и на государственном уровне. В историческом развитии образовательные учреждения прошли путь от детских дошкольных учреждений до учреждений профессиональной направленности, но не было молодежных организаций, которые могли бы сплотить подрастающее поколение для воспитания будущих воинов. В Рос-
сийском государстве с древних времен семья была величайшей ценностью, даром Божьим. Человек должен создавать семью один раз на всю жизнь и беречь как зеницу ока. И если хозяином семьи считался мужчина, то ее основой не случайно признавалась женщина - хранительница очага, первая воспитательница детей.
В конце XIX - начале XX века воспитанию женщин также уделялось большое внимание. После прошедшей эмансипации женщины в большом числе учились на курсах, посещали лекции. При благочиниях создавались церковно-приходские школы, в которых учились в том числе и женщины.
Церковно-приходские школы в начале XX века играли огромную роль в деле просвещения населения и начального образования. В этих школах, которые подчинялись Синоду, получали образование около трети всех подростков. В отличие от школ Министерства народного просвещения, церковноприходские школы часто держались на инициативе преподавателей и духовенства. «Церковные школы находились в тесной взаимосвязи с местным приходским духовенством, которое не только являлось законоучителем, но и зачастую создателем школы. Исполнение этих трудов в подавляющем большинстве осуществлялось без всякого вознаграждения, что позволяет говорить о том, что церковная школа стала результатом упорного труда приходского духовенства. Значительный вклад в организацию школ вносили и другие члены причта, обучая детей Закону Божьему и другим учебным предметам», -отмечает Т.Е. Житенев [3].
В начале XX века необходимость образования признавалась все большей частью населения, однако среди крестьян катастрофически не хватало рабочих рук, в связи с чем детей нередко забирали из учебных заведений сразу после того, как они осваивали навыки чтения и письма.
82
Вестник КГУ ^ № 1. 2019
© Абехтикова М.Б., 2019
Нередкими были случаи, когда о просвещении и образовании народа заботились дворяне по собственной инициативе. Вспомним, к примеру, княгиню М.К. Тенишеву, которая создала курсы, а также подготовительную школу, позволявшую поступать на учебу даже неграмотным.
Большая разница в начале века была между столичными школами, школами больших городов и сельскими учебными заведениями, которые были подведомственны Министерству народного просвещения. Почти все эти школы сталкивались с проблемой нехватки грамотных учителей. Как отмечает Е.П. Баринова, «в большинстве сельских школ учителя не имели специальной педагогической подготовки и набирались из лиц, окончивших четыре класса средних учебных заведений» [1, с. 87]. Государство в 1909-1910-х годах попыталось решить данную проблему, запланировало открытие ряда педагогических школ. На многочисленных дворянских съездах ставились вопросы патриотического и духовно-нравственного образования молодежи. Однако дворяне, к сожалению, не всегда радели именно за образование, многие из них отстаивали свои права, стремились к тому, чтобы земство не могло влиять на школу.
Разумеется, нельзя сказать, что подобные проблемы не возникали в той среде, где учились дворянские дети. Конечно, большинство дворянских детей получали первоначальное домашнее образование, потом поступали в гимназии, а далее в университеты. Однако педагоги гимназий также далеко не всегда соответствовали основным требованиям, предъявляемым к учителям.
Существовали и некоторые пробелы, касавшиеся кружков, специальных школ, которые дополняли бы обучение подростков в образовательных заведениях. Так, если вузу предшествовало обучение в гимназии, то не было ступени, которая предшествовала бы поступлению юношей в военные учебные заведения. Император Николай II, прочитав книгу Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков», заинтересовался опытом английского молодежного движения, вдохновился идеей создания такового в России. В результате было принято решение о необходимости внедрения скаутского движения на территории Российской империи для допризывной подготовки молодежи разных сословий [4]. Эта идея объединяла принцип гармонии: духовной - православной и политической, разделенной на два крыла: «монархическое» - скаут как «военный разведчик» - и «демократическое» - скаут как «пионер культуры». В каждом новом лагере скаутов обязательно был священник-духовник. Основателем скаутинга в России считают капитана лейб-гвардии Царскосельского полка Олега Ивановича Пантюхова. Примечательно, что цесаревич Алексей получил из рук О.И. Пантюхова скаутский значок и стал Августейшим русским скаутом.
Первый скаутский костер был зажжен в Павловском парке.
С 1909 года начинают свои историю детские оздоровительные, патриотические лагеря. На следующий год в I Петербуржской мужской гимназии организуется «Легион юных разведчиков». Первая группа скаутов называлась «Бобер», а ее девиз был таким: «Вера в Бога. Лояльность к царю. Помощь другим» [3].
Из-за проблемы детской безнадзорности и беспризорности в 1915 году в Петрограде состоялся «Первый Всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом». К 1917 году в различных городах России, главным образом при учебных заведениях, насчитывалось от 20 до 50 тысяч скаутов и герлскаутов. Один из принципов скаутского метода - жизнь на основе обещания и скаутских законов. Каждый человек, вступая в скауты, давал обещание о собственном долге перед Богом, Родиной, окружающими.
После революционных событий 1917 года монархическая Российская империя исчезает с карты мира, и наступают новые времена. В связи с новыми формами общественной и идеологической жизни в 1919 году был издан декрет об учреждении Совета защиты детей, в этом же году созван I Всероссийский съезд, решавший задачи социального воспитания и перевоспитания: «О необходимости переустройства старой семьи, установлению единых задач семейного и общественного воспитания», где было сказано, что граждане Советской страны обязаны эффективно осуществлять всестороннее развитие детей, и основным типом дошкольного учреждения должен быть детский сад -очаг с длительным сроком пребывания в нем детей, чтобы помогать делу раскрепощения женщины [5].
Если до революции основной целью было объединение духовно-нравственного и патриотического воспитания, поддерживающееся государством и церковью, то после революции целью воспитания стало, прежде всего, формирование гражданина Советской республики. I Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию работал с 25 апреля по 4 мая 1919 года. Одной из основных выступающих на нем была Д. А. Лазуркина, заведующая дошкольным отделом Наркомпроса. Представим цитату из заключения по ее докладу: «Дошкольное воспитание общественное, проникнутое духом коллективизма, вносящее в жизнь ребенка одухотворяющее начало общественного, творческого, свободного труда, должно явиться мощным фактором перевоспитания не только детей, но и среды, в которой живут дети. Ребенок принесет с собой из нашего детского сада в семью новую идеологию, новые навыки, новые праздники, песни, игры, он явится в семью как посланник того грядущего мира, строителем которого он будет. Детские руки медленно, но верно будут разрушать старую ме-
щанскую идеологию, старые предрассудки, старый уклад жизни» [2].
После Октябрьских событий движение скаутов распалось. Одни приняли сторону «белых», занимались подрывной деятельностью против «красных», другие организовывали «пионерское» движение Иннокентия Жукова, движение юных коммунистов-скаутов, принявших красные галстуки. Антиполитическое движение - «лесные братья», следопыты леса, наблюдали за природой и интересовались путешествиями. Различные скаутские движения постепенно стали сливаться в одну организацию. «Лесные братья» легко влились в пионерскую организацию, остальные были объявлены реакционными буржуазным явлением. А гражданская война только добавила в общество нищеты и беспризорности.
В 1920 году была создана специальная детская милиция, организация детского питания для беспризорников, их лечения, организация приемников. В 1921 году Президиум ВЦИК издал постановление об образовании «Комиссии по улучшению жизни детей». В комиссию входили представители просвещения, здравоохранения, рабоче-крестьянская инспекция. Была успешно заложена воспитательная доктрина. Основу этой доктрины заложил Ф.Э. Дзержинский и педагоги З.П. Соловьев и А.С. Макаренко. Особо надо отметить, что главной задачей стало воспитание нового человека, передача подрастающему поколению атеистического миропонимания.
Большевики очень тщательно и продуманно изучили скаутское движение. 10 декабря 1921 года комиссия ЦК РКСМ рассмотрела доклад И. Жукова, бывшего секретаря общества «Русский скаут», и его призыв к созданию «Всемирного рыцарства и трудового братства скаутов на базе труда, игры, любви друг к другу и всему миру, но самое главное, к тесному сотрудничеству скаутов с комсомольцами».
19 мая 1922 года на II Всероссийской конференции была принята резолюция: «Разработать вопрос о детском движении и применении в нем организованной системы скаутинг». На этой конференции название «скаут» было отвергнуто большевиками, и не были приняты по известным причинам законы скаутского обещания: «...Исполнять свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам разведчиков». Было признано, что скаутское движение тесно связано с религиозным мировоззрением [5].
Н. К. Крупская в своем выступлении предложила перенести в новую детскую организацию скаутский метод, она говорила о психологическом значении скаутизма, положительного отношения подростков к этой организации. В итоге было принято решение реорганизовать скаутское движение в новую пролетарскую организацию и связать ее
деятельность со школой. Участники конференции призвали к правильному воспитанию детей, при котором они должны быть не пассивными созерцателями строительства социализма, а активными его строителями.
Повсеместно начали создаваться пионерские отряды, детские коммунистические движения, но форма и принцип остались от скаутов: «Вместо зеленого галстука и зеленой блузы - красный галстук и белая блуза; сборы у костра; игровые формы с детьми по отрядам; вожатые. Символика "три лепестка лилии" заменены на пионерском значке "три языка пламени"» [5]. В целом законы торжественного обещания комсомольцев и пионеров очень сходны со скаутскими.
Первые пионерские лагеря создавались по месту жительства или при крупных предприятиях. Городские пионеры выезжали в лагерь, организованный на один летний сезон, уже сложившимся составом со своим постоянным вожатым. Фактически такой лагерь был продолжением отрядной деятельности в летний период с упором на спортивное и военно-патриотическое воспитание. Часто пионеры оказывали помощь жителям села и вели просветительскую работу среди сельских детей.
5 ноября 1924 года по инициативе председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Петровича Соловьева было объявлено о создании детского лагеря-санатория «Артек», открытого для детей, страдающих туберкулезной интоксикацией. Позже «Артек» стал Международным центром пионерских лагерей в СССР, куда приглашались официальные иностранные делегации.
Период НЭПа явился не только новым экономическим периодом, но и новым политическим и социальным этапом. При всех трудностях жизни русского народа политика государства, направленная на ликвидацию беспризорности, была неоднозначной, сложно решаемой, но при этом очень эффективной.
Во второй половине 1930-х годов, в период культа личности и нарастания репрессий, были ликвидированы комиссии для несовершеннолетних. Трудовые коммуны и колонии переданы в ведение НКВД. Детские колонии часто располагали в монастырях («Оптина пустынь» в Калужской области, «Данилов монастырь» в Москве, «Валаамский монастырь» в Карелии), монахи которых были расстреляны или отправлены в лагеря особого назначения.
В годы Великой Отечественной войны с особой остротой встал вопрос о судьбах детей, ставших сиротами. Чтобы предотвратить и предупредить детскую безнадзорность, во многих городах работали не только дневные детские сады, но и круглосуточные, в детские дома безотказно принимались дети всех возрастов. Подопечным детям систематически выдавались пайки и материальная
помощь. На летнее время в школах были организованы летние оздоровительные лагеря для детей от 7 до 12 лет, 13-летние подростки помогали взрослым на заводах и фабриках. Эта система существовала по всей стране, даже в блокадном Ленинграде. В исторической и мемуарной литературе можно наблюдать эмоциональные оценки политиков и самого И.В. Сталина, поменявших свое отношение к Русской православной церкви. Многие храмы были открыты, разрешили печатать журнал Московской патриархии, в 1946 году была открыта Московская духовная академия. Власти понимали, что в христианской вере народ черпает духовные силы, но молодежь продолжали тщательно оберегать от религии.
Коммунистическая идеология оставалась доминирующей в обществе и после войны, система воспитательных и социальных учреждений для молодого поколения функционировала в достаточно гибком и нестандартном виде. Уже летом 1945 года пионерские лагеря посетило около 300 тысяч школьников. За десять лет в послевоенный период столичными и подмосковными предприятиями и профсоюзными организациями было построено более 500 пионерских лагерей. В 1950-е годы организовывались палаточные лагеря для старшеклассников. В каждом регионе Советского Союза прослеживалась работа детских оздоровительных лагерей, находящихся в системе ведомственного профсоюзного принципа при предприятиях и учреждениях для детей сотрудников. Уровень материального обеспечения оздоровительных лагерей был разным, он зависел от бюджета предприятий, где работали родители школьников. Однако почти во всех лагерях условия проживания были достойные.
К 1980 году менталитет русского православного человека полностью изменился, единственным важным религиозным атрибутом оставалось освящение куличей и крещенской воды. Многие семейные православные традиции потеряли свой смысл. Поразительно, но самая читающая страна не могла приобрести желаемую литературу. В пределах всего СССР было создано множество государственных организаций, отслеживающих любую информацию извне. Большая часть цензуры приходилась на литературу. Именно государство определяло списки того, что можно читать, а что нельзя.
Издательство Русской православной церкви в советские годы имело право выпускать минимум изданий: подарочные экземпляры Библии, ЖМП («Журнал Московской Патриархии») и молитвословы. В год 1000-летия Крещения Руси, в 1988 году, М.С. Горбачев на встрече с патриархом Пименом дал разрешение Русской православной церкви на издательство православной литературы. Также было разрешено открыть при храмах воскресные школы. Школы начали открываться, однако сложностей перед учредителями встало мно-
жество. Опыт работы с детьми дореволюционной России был полностью утерян, требовалось с нуля создавать новые наработки.
В период перестройки детские лагеря были переведены на самофинансирование и на коммерческую основу, а при закрытии предприятий арендованы коммерческими структурами и впоследствии проданы организациям для личных нужд. После распада Советского Союза в начале 1990-х годов новая власть распустила Всероссийскую пионерскую организацию им. Ленина. Множество пионерских лагерей были перепрофилированы в частные туристические базы и пансионаты, большая их часть вовсе прекратила свое существование. Вакуум, который образовался вместо пионерских лагерей, стал заполняться неформальными молодежными организациями и даже сектантскими организациями. Многие руководители учреждений и предприятий были встревожены и обеспокоены будущим молодого поколения.
На основе материальной базы одного из своих предприятий администрации города Ногинска летом 1990 года организовала встречу со скаутами из США русского происхождения. Это были люди, не знавшие Россию, но мечтавшие приехать на историческую Родину своих дедов и отцов. Среди них были старики и молодежь. Все они состояли в одной Организации российских юных разведчиков (ОРЮР) - неполитической общественной скаутской организации, которая ставила своей целью общественное воспитание российских детей и молодежи в национальном и религиозном духе, дополняющем воспитательную деятельность семьи и школы. Данная организация основывалась на христианском миропонимании и приверженности к историческим ценностям русской культуры и государственности. В нее входили люди разных профессий и социального происхождения, но объединяла их любовь к православной вере и России. Для гостей был организован ряд паломнических поездок по монастырям России. В Костромской области, в селе Горелец Парфеньевского района, был проведен первый скаутский лагерь.
В 1991 году был проведен международный скаутский лагерь ОРЮР в Подмосковном селе Мав-рино, участниками слета были дети и молодежь со всей России и гости из Америки, всего около 170 человек. Американские скауты привезли русским детям книги, песенники, состоящие не только из слов, но также из нот русских народных и патриотических песен. Летом 1997 года состоялся слет скаутов под Ногинском в честь 850-летия Москвы. Молодежное движение поддержали Комитет по делам молодежи и епархии Русской православной церкви.
В 2000 году состоялся юбилейный Архиерейский собор Русской православной церкви, где было принято решение для совершенствования миссии
в молодежной среде образовать Синодальный отдел по делам молодежи. 13-16 мая 2001 года в Москве с успехом прошел Всецерковный съезд православной молодежи, в котором принимали участие председатели епархиальных отделов и представители православной молодежи со всей России и стран ближнего зарубежья. Подготовку и проведение съезда поддержал президент РФ В.В. Путин, он направил приветствие в адрес гостей и участников съезда. С приветственным словом обратились к участникам также Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, председатель Эллад-ской церкви, архиепископ Афинский Христодул. На Всецерковном съезде православной молодежи было принято решение о создании всероссийских общественных организаций православных детей и молодежи «Братство Православных следопытов» и «Всероссийское Православное молодежное движение». За период 2001-2007 годов во всех епархиях были созданы региональные отделы по делам молодежи, начался процесс методического обеспечения их работы.
В рамках XV Международных Рождественских чтений по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия впервые были проведены Молодежные Рождественские чтения. Одним из первых с докладом «Основные направления православного молодежного служения» выступил председатель Синодального отдела по делам молодежи, архиепископ Костромской и Галичский Александр.
При деятельном участии костромских скаутов возрождались храмы Костромской епархии в с. Прискоково Красносельского района, с. Шахово Судиславского района, с. Воскресенское и с. Тетеринское Нерехтского района и т. д. Скаутские отряды получали духовные наставления от священнослужителей.
К концу 1990-х годов на приходах Русской православной церкви по всей стране стали создаваться семейные, патриотические, экологические лагеря. В 2000-е годы Церковь приобретает опыт работы не только с детьми, но и с социальными учреждениями и воинскими частями. К примеру, в городе Ногинске при Богородском благочинии был создан православный лагерь «Дружина - школа юнг», где каждый год проходят спортивные состязания на базе воинской части № 19889. Безопасность детей обеспечивают сотрудники части, а дети обучаются парусному делу.
В конце 1990-х годов ХХ века вышел Федеральный закон ФЗ-98 от 28.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995 г. №2 98-ФЗ с изменениями от 21 марта 2002 г. и 22.08.2004 г.). Приказом Минобразования России № 2688 от 13 июля 2001 г. (с из-
менениями от 28 июня 2002 г.) «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха» под государственным надзором создана прочная нормативная основа функционирования системы каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Мы видим, что в XX веке Россия пережила немало кризисных ситуаций. В эти трудные времена русского человека спасали твердая духовная опора, вера, надежда и любовь. Эти высочайшие ценности всегда концентрировались в семье. Однако в подростковом возрасте ребенок остро начинает нуждаться в коллективе. Поэтому важно создать среду, в которой ребенок сможет общаться со сверстниками. Необходимо, чтобы эта среда, в которой живут и общаются подростки, юноши и девушки, была комфортной для них самих, открытой для всей новаций и при этом хранила бы основы нормального общения, те ценности, которые испокон веков считаются основами любого здорового в духовном плане общества.
Православные оздоровительные лагеря плодотворно влияют на личность молодого человека, формирование его взглядов, формируют и укрепляют его волю, учат добру, милосердию. Кроме того, во всех православных лагерях существуют программы дополнительного образования, благодаря которым подростки осознают самобытность православной культуры, знакомятся с рядом моментов исторического пути России, изучают различные церковные и светские традиции.
Библиографический список
1. Баринова Е.П. Дворянство и проблемы народного образования в начале XX века // Интеграция образования. - 2003. - № 1. - С. 86-88.
2. Государственный архив Ярославской области. - Ф. 178. - Оп. 1. - Д. 248. - Л. 161.
3. Житенев Т.Е. Условия обучения в начальных церковных школах в конце XIX - начале XX века [Электронный ресурс] // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2009. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-obucheniya-v-nachalnyh-tserkovnyh-shkolah-v-kontse-xix-nachale-xx-vv (дата обращения: 23.11.2018).
4. Кудинов В.А. История детского и юношеского движения в России: учеб. пособие. - Кострома: КГУ, 2017. - 289 с.
5. Пионеры или скауты. За кем будущее? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eot-su. livejournal.com/1828519.html (дата обращения: 23.11.2018).
6. Салова Ю.Г. Съезды и конференции по дошкольному воспитанию 1920-х годов о роли семьи и коллектива в становлении личности ребенка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// old.museum-murom.ru/nauch-rab/uvar-vii/sezdy-i-
konferencii-po-doshkolnomu-vospitaniyu (дата обращения: 23.11.2018).
References
1. Barinova E.P. Dvoryanstvo i problemy narodnogo obrazovaniya v nachale XX veka // Integraciya obrazovaniya. - 2003. - № 1. - S. 86-88.
2. Gosudarstvennyj arhiv YAroslavskoj oblasti. -F. 178. - Op. 1. - D. 248. - L. 161.
3. ZHitenev T.E. Usloviya obucheniya v nachal'nyh cerkovnyh shkolah v konce XIX - nachale XX veka [EHlektronnyj resurs] // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva. - 2009. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n7usloviya-obucheniya-v-nachalnyh-tserkovnyh-shkolah-v-
kontse-xix-nachale-xx-vv (data obrashcheniya: 23.11.2018).
4. Kudinov V.A. Istoriya detskogo i yunosheskogo dvizheniya v Rossii: ucheb. posobie. - Kostroma: KGU, 2017. - 289 s.
5. Pionery ili skauty. Za kem budushchee? [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://eot-su.livejournal.com/1828519.html (data obrashcheniya: 23.11.2018).
6. SalovaYU.G. S"ezdy i konferencii po doshkol'nomu vospitaniyu 1920-h godov o roli sem'i i kollektiva v stanovlenii lichnosti rebenka [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://old.museum-murom.ru/nauch-rab/uvar-vii/sezdy-i-konferencii-po-doshkolnomu-vospitaniyu (data obrashcheniya: 23.11.2018).