Рецензии
193
да, численность и расселение мордвы по населенным пунктам, сословиям, вероисповеданию, списки национальных образовательных учреждений и др.), так и иллюстрации музейных предметов с их описаниями.
Таким образом, новые аспекты этнокультурного развития двух народов Западной Сибири, представленные в монографиях Н.А. Томилова и М.А. Овчаровой, могут способствовать дальнейшему анализу процессов трансформации и адаптации традиционно-бытовой культуры, выявлению историко-культурных связей и специфики этнического самосознания татар и мордвы. Кроме того, полученные авторами материалы можно использовать в научно-образовательной, воспитательной и просветительной деятельности, а также рекомендовать административным структурам и национально-культурным объединениям.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Томилов Н. А. Этнокультурные процессы у татар Западной Сибири в XVIII—XIX веках. Омск, 2011. 224 с.
[2] Овчарова М. А. Мордва Алтая: История и этнокультурные процессы (XIX - начало XXI века). Новосибирск, 2010. 228 с.
[3] Головнев А. В. Об этнической истории сибирских татар // Сибирские татары: история и современность. Тобольск, 1990. С. 7.
[4] Анжиганова Л. В., Ерохина Е. А., Жигунова М. А. Современные историко-культурные исследования цивилизационной идентификации народов Евразии: Некоторые итоги // Культурологические исследования в Сибири. 2009. № 1 (27). С. 47-52 ; Россия как цивилизация: сибирский ракурс. Новосибирск, 2008.
[5] Щеглова Т. К. Устная история: учеб. пособие. Барнаул, 2011.
М.А. Жигунова
Омская этнографическая научная школа
Посвящается 40-летию этнографических исследований Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского
В 2014 г. исполняется 40 лет Омскому государственному университету им. Ф.М. Достоевского. Открытие этого учреждения оказало огромное влияние на развитие науки и образования в Западно-Сибирском регионе. В качестве одного из примеров можно привести формирование и деятельность крупнейшего в России этнографического центра - Омской этнографической научной школы [1]. Ее начало связано с открытием в 1974 г. Омского государственного университета и проведением интенсивных этнографических исследований. За 40 лет омским ученым удалось сделать весомый вклад в изучение
народов Евразии, их этнической истории и современных процессов, народной культуры, истории музейного дела в Сибири и этнографического музееведения, теории и истории этноархеологии, историографии отечественной исторической науки.
Основатель и руководитель школы - заведующий кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского (ОмГУ), директор Омского филиала Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор Николай Аркадьевич Томилов. В 2013 г. Российская академия естествознания присвоила ему почетное звание «Основатель научной школы» (сертификат № 00734). Главной своей заслугой Николай Аркадьевич считает создание омской научной школы, которая является третьей в России после московской и ленинградской (санкт-петербургской) научных школ. В ее состав сегодня входят 3 доктора наук и более 50-ти кандидатов наук, докторанты, аспиранты, магистранты и студенты.
Изначально этнографическое направление в рамках кафедры истории СССР (а затем - всеобщей истории) возглавил 33-летний кандидат исторических наук, выпускник историко-филологического факультета Томского государственного университета Н.А. Томилов. В апреле 1991 г. он же возглавил созданный Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии СО АН СССР, преобразованный в 2006 г. в Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН, а в феврале 1993 г. - Сибирский филиал Российского института культурологии Министерства культуры России, в котором был создан сектор национальных культур и межнациональных отношений. Многие этнографы успешно преподают ряд учебных дисциплин в ОмГУ (М.Л. Бережнова, А.Н. Блинова, М.А. Жигунова, М.А. Корусенко, С.Н. Корусенко, Н.В. Кулешова, А.В. Матвеев, Г.М. Патрушева, А.Б. Свитнев, А.Г. Селезнев, И.А. Селезнева, Т.Б. Смирнова, Н.А. Томилов, И.В. Чернова и др.), осуществляют связи с национально-культурными организациями. Также омские этнографы трудятся в Омском государственном историко-краеведческом музее, Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Омском музыкальном училище имени В.Я. Шебалина и других учреждениях. Питомцы омской этнографии разбросаны не только по различным городам России (Анадырь, Барнаул, Екатеринбург, Краснодар, Красноярск, Магнитогорск, Москва, Новосибирск, Санкт-Петербург, Тобольск, Тюмень), но и по разным странам мира (США, Германия, Голландия, Италия, Казахстан, Канада, Франция, Чехия).
194
Научная жизнь
Этнографами Омска выпущено более 50 монографий, более 300 сборников научных статей и материалов конференций, тысячи статей и тезисов докладов, более 20 учебных пособий и программ общих курсов и спецкурсов по этнографии и культурной антропологии, более десятка сборников программ и вопросников для проведения полевых этнографических и этноархеологических работ. Сегодня омские этнографы принимают участие в подготовке ряда разделов книг серии «Народы и культуры», издают 4 многотомные научные серии: «Культура народов мира в этнографических собраниях российских музеев» (с 1986 г.), «Культура народов России» (с
1995 г.), «Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума» (с
1996 г.), «От Урала до Енисея: народы Западной и Средней Сибири» (1995). Кроме того, они активно участвовали в подготовке статей для энциклопедий «Народы мира», «Народы и религии мира», «Энциклопедии мировых культур» (США), «Краткой северной энциклопедии», «Исторической энциклопедии Сибири», «Энциклопедии Омской области» и др. В 1994 г. ими был разработан проект «Решение национально-культурных проблем Омской области», получивший не только премию Министерства культуры Омской области, но и самые высокие оценки во всероссийских государственных структурах.
С 1974 г. по настоящее время омскими этнографами проводятся научные исследования по следующим основным направле-ниям1.
Изучение этнической истории и традиционно-бытовой культуры народов Севера, Западной и Южной Сибири, Северного Казахстана: сибирских татар (Ф.М. Буреева, Ф.К. Гильфанова, А.А. Ильина, Л.М. Кадырова, О.П. Коломиец, М.А. Ко-русенко, С.Н. Корусенко, Н.В. Кулешова, Н.А. Левочкина, Д.М. Лукманова, А.В. Матвеев, Д.А. Мягков, А.Г. Селезнев, И.А. Селезнева, Е.Ю. Смирнова, Е.В. Титов, М.Н. Тихомирова, Н.А. Томилов, А.А. Ярзут-кина и др.), восточных славян (О.Н. Артемьева, М.Л. Бережнова, Ю.Н. Ефремова, М.А. Жигунова, Т.Н. Золотова, А.А. Крих, И.В. Лосева, О.Г. Сидорская, Н.А. Томилов, И.В. Чернова и др.), казахов (Ш.К. Ахметова, А.А. Дайрабаева, И.В. Захарова, А.В. Матвеев, А.С. Сарсамбаева, Б.К. Смагулов, О.М. Проваторова (Бронникова), Н.А. Томилов и др.), немцев (А.Р. Бетхер, А.Н. Блинова, Н.Н. Везнер, Ю.А. Виль, С.Р. Курманова, Ю.И. Подопригора, С.А. Рублевская, Т.В. Сав-ранина, Т.Б. Смирнова, И.Н. Чернова и др.), манси, ненцев, селькупов, хантов (И.В. Бе-лич, А.В. Головнёв, Н.И. Новикова, А.Г. Селезнёв, Л.Т. Шаргородский), алтайцев (Е.А. Бельгибаев, И.И. Назаров,), шорцев (Г.М. Патрушева), латышей и эстонцев (И.В. Лоткин, А.Б. Свитнев), чувашей (Д.Г. Коровушкин) и др.
Изучение современных этнических процессов. Объектами исследований омских этнографов стали многие народы и национальные группы Сибири - сибирские и поволжские татары, алтайцы (телеуты), шорцы, манси, селькупы, чулымские тюрки, казахи, русские, украинцы, чуваши, немцы, латыши, эстонцы и др. По проблемам изучения современных этнических процессов и современной традиционно-бытовой культуры омскими этнографами защищено 10 кандидатских диссертаций. Существенный вклад внесли в эту проблематику Ш.К. Ахметова, О.М. Бронникова (Проваторова),
B.Б. Богомолов, М.А. Жигунова, Д.Г. Коро-вушкин, И.В. Лоткин, Г.М. Патрушева,
C.А. Рублевская, Т.В. Савранина, Т.Б. Смирнова, Н.А. Томилов, Л.Т. Шаргородский, а также тесно сотрудничающий с омскими учеными красноярский этнограф В.П. Кри-воногов.
История музейного дела в Сибири и проблемы этнографического музееведения. Каталогизацией этнографических предметов Музея археологии и этнографии ОмГУ, Новосибирского областного краеведческого музея, Тюменского областного краеведческого музея имени И.Я. Словцова, Омского государственного историко-крае-ведческого музея, Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля занимается коллектив музееведов и этнографов Омска и вышедших из него работающих в других городах ученых (А.Н. Блинова, В.Б. Богомолов, М.А. Жигунова, И.В. Захарова, Д.Г. Коровушкин, М.А. Корусенко, Г.М. Патрушева, Е.Ю. Смирнова, М.Н. Тихомирова, Н.А. Томилов и др.).
Теория и история этноархеологии, конструирование этнографо-археологи-ческих комплексов (М.Л. Бережнова, В.Б. Богомолов, М.А. Корусенко, С.Н. Корусенко, А.В. Матвеев, А.Г. Селезнев, Л.В. Та-таурова, С.Ф. Татауров, К.Н. Тихомиров, М.Н. Тихомирова, С.С. Тихонов, Н.А. Томи-лов и др.).
Историографическая проблематика в сфере этнографических знаний М.Л. Бережнова, М.А. Жигунова, И.В. Захарова, Т.Н. Золотова, Н.А. Томилова и др.). Приходится признать, что наибольший вклад в современную омскую этнографическую науку внесли женщины, поскольку из списка омских ученых, защитивших диссертации по этнографической тематике, только 29 % приходится на этнографов-мужчин и 71 % - на «этнографинь».
Этнографическая научная школа в Омске сложилась под влиянием ленинградской, московской и томской этнографической науки. Коллектив профессиональных этнографов в Омске включает уже 4 поколения исследователей. Так, 24 декабря 2013 г. в новосибирском Академгородке на заседании Диссертационного совета в Институте ар-
События
195
хеологии и этнографии СО РАН было отмечено, что на защите присутствуют одновременно представители сразу 4-х поколений омской этнографической научной школы. В этот день была успешно защищена кандидатская диссертация О.Г. Сидорской -аспирантки М.А. Жигуновой, которая являлась школьной ученицей А.В. Головнева, а тот - учеником Н.А. Томилова. Отличительными чертами представителей омской научной этнографической когорты является не только активная научная, образовательная, издательская и научно-организационная деятельность, обусловленная неистребимой влюбленностью в свою профессию, но и веселый нрав, активное песенное творчество и неиссякаемый оптимизм.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Жигунова М.А. Праздничные будни омской этнографии // Антропология академической жизни: традиции и инновации в отечественной науке. М., 2012. Т. 3. С. 160-172 ; Жигунова М. А., Патрушева Г. М., Томилов Н. А. Несостоявшийся юбилей: памяти коллеги Шарго-родского Л.Т. // Культурологические исследования в Сибири. 2012. № 2 (37). С. 64-73 ; Жук А. В., Томилов Н. А. Очерк истории этно-археологического направления // История. Антропология. Культурология: программы и избранные лекции. Омск, 2004. Ч. II. С. 110-131 ; Захарова И. В., Томилов Н. А. Этнографические научные центры Западной Сибири середины XIX - начала XXI века. Омский этнографический центр. Омск, 2007. 400 с. ; Томилов Н.А. Народная культура городского населения Сибири: очерки историографии и теории историко-этнографических исследований. Омск, 2010. 164 с. ; Его же. Омский этнографический центр и его теоретические исследования // Феномен идентичности в современном гуманитарном знании. М. : Наука, 2011. С. 319336 ; Томилов Н., Жигунова М. Омский научный этнографический центр: штрихи к портрету // Антропология академический жизни: междисциплинарные исследования. М., 2010. Т. 2. С. 285-295 ; и др.
М.А. Жигунова
Проблемы и перспективы изучения средневековой сибирской государственности
История народов, населявших когда-то и населяющих сейчас Западную Сибирь и сопредельные территории, полна белых пятен, большая часть которых скрывает сибирскую историю до времени прихода русских. Если обратить внимание на многие научные издания, то ясно видно, что большая их часть раскрывает исторические сюжеты начиная с конца XVI в. Создается впечатление, что до этого времени в Западной Сибири не происходило никаких исторических событий.
В последние десятилетия мы наблюдаем все возрастающий интерес к истории средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири. Показательно, что как среди специалистов в области гуманитарных исследований, так и в сообществе национальной и религиозной общественности наблюдается повышенная активность в изучении истории, экономики и культуры средневековых тюрко-татарских государств. Это прослеживается, причем весьма отчетливо, и по количеству печатных изданий, и по количеству ученых, занимающихся этими проблемами, и по количеству проведенных научных форумов. Естественно, что появляется необходимость переосмысления дорусской истории региона, которая долгое время выглядела как столкновение между дружиной Ермака и войсками Кучу-ма в процессе присоединения этой территории к Российскому государству. Результатом столкновения стало присоединение Сибири к России и начало экономического, социального и культурного влияния более развитого Московского царства на сибирских аборигенов.
Именно этой проблеме переосмысления в понимании истории дорусской государственности была посвящена II Всероссийская научная конференция «История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири», которая прошла 17-18 апреля 2014 г. в г. Кургане. Ее организаторами выступили Курганский государственный университет (КГУ), Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН (Омский филиал ИАЭТ СО РАН) и Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.
В научный оргкомитет конференции вошли: Д.Н. Маслюженко, КГУ (председатель оргкомитета), С.Ф. Татауров, Омский филиал ИАЭТ СО РАН (сопредседатель оргкомитета), В.В. Менщиков, КГУ (заместитель председателя оргкомитета), Е.А. Рябинина, КГУ (ответственный секретарь оргкомитета).
В работе конференции приняли участие 38 ученых из академических, вузовских и музейных центров Казани, Кургана, Нижневартовска, Новосибирска, Омска, Рязани, Тобольска, Тюмени, Уфы, Челябинска, а также Астаны (Казахстан) и Киева (Украина). В прениях и обсуждении докладов приняли участие студенты и магистранты исторического факультета КГУ, представители Ассамблеи народов Зауралья и краеведы.
Всего было заслушано 22 доклада, в конце каждого заседания проводились дискуссии, в ходе которых также обсуждались доклады, поступившие от заочных участников. Доклады, поступившие в установленный срок, вошли в сборник материалов конференции, изданный к ее началу (История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Си-