Научная статья на тему 'Омская епархия накануне революционных потрясений'

Омская епархия накануне революционных потрясений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
663
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суховецкий Вячеслав Анатольевич

В статье анализируется организация епархиальной и приходской жизни в омской епархии на рубеже XIX-XX вв.: епархиальное управление, духовенство, школьное образование, приходская жизнь и миссионерская деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Суховецкий Вячеслав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Омская епархия накануне революционных потрясений»

Иерей Вячеслав Суховецкий «Омская епархия накануне революционных потрясений»

ШЩ и грщжш ш б тж

шв тшт

удк 93/94

ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПОТРЯСЕНИЙ

Вячеслав Анатольевич Суховецкий, иерей, преподаватель Омской Духовной Семинарии,

руководитель комиссии Омской епархии по канонизации святых

Аннотация. В статье анализируется организация епархиальной и приходской жизни в омской епархии на рубеже Х1Х-ХХ вв.: епархиальное управление, духовенство, школьное образование, приходская жизнь и миссионерская деятельность

Ключевые слова: Русская православная церковь, Омская епархия.

OMSK EPARCHY ON THE VERGE OF REVOLUTIONARY UPHEAVAL

Vyacheslav Anatolyevich Sukhovetsky Priest, teacher of Omsk orthodox theological Seminary, The head of the Omsk eparchy commission for canonization of saints

Abstract: The article analyses the organization of eparchy and parish life in Omsk eparchy on the verge of XIX-XX cc.: eparchy administration, clergy, school education, parish life and missionary activity. Key words: Russian Orthodox Church, Omsk eparchy.

IJ 1895 г. появилась на свет Омская епархия. Что было проделано в организа-| ции епархиальной и приходской жизни за столь малый отрезок времени -11§М_20 лет? Как, где и на что существовало духовенство, каково было имущественное состояние приходов? На эти вопросы мы попытались схематично ответить в данной статье.

Епархиальное управление. Правящий архиерей носил титул Омского и Павлодарского. С середины 1915 г. кафедрой управлял епископ Сильвестр (Ольшевский), административная работа которого достаточно подробно описана в книге митрополита Феодосия (Процюк) [8].

В 1907 г. были выстроены: архиерейский дом, где располагалась резиденция правящего архиерея и здание омской консистории. На содержание владыки и архиерейского дома выделялись средства от казны.

Первый викарий Омской епархии с декабря 1911 г., епископ Киприан (Комаров-ский), он же исполнял обязанности начальника Киригизской миссии, заменял правящего архипастыря во время его отсутствия.

Второй викарий Омской епархии с ноября 1914 г. - епископ Мефодий (Красно-перов), назначенный главным образом с миссионерской целью. Ему было вверено управление делами внутренней миссии, деятельности противосектанской и против раскольнической миссий.

Канцелярия Омского Епархиального Архиерея. Секретарь - мирское лицо. Омская Духовная Консистория. Членами 1, 2, 3-го столов были священники Омских храмов. Секретарь, столоначальники, казначей, архивариус, регистратор - дети священников, почти все имели семинарское образование [4, 903].

Омское Епархиальное Попечительство о бедных духовного звания. Членами попечительства являлись настоятели всех крупных храмов города Омска.

Общественно-церковные объединения и братства:

Омское епархиальное братство действовало с 1898 г. Владыка Сильвестр (Ольшевский) принял на себя пожизненное звание почетного старшего брата от 16 октября 1915 г.

Общество трезвости при Омском епархиальном братстве было учреждено в 1914 г., председатель епископ Мефодий Петропавловский. Совершали ежегодный крестный ход в село Чернолуцкое (Чернолучье), Тюкалинского уезда, ко дню памяти святой великомученицы Параскевы. С большим количеством паломников, соборной службою, хором монахинь.

Омский епархиальный комитет по оказании помощи беженцам. Омское братство законоучителей [11, 1917, № 5].

духовенство. Перед революцией проблема кадров решалась в основном за счет переселенцев духовного звания. Также была распространена практика, когда в сибирские епархии приезжали выпускники семинарий, которые уже имели предварительную договоренность с правящими архиереями о месте служения и рукоположении. Несмотря на это, мы наблюдаем свободные вакансии на священников от четырех до десяти приходов, на псаломщические места вакансии доходили до 60 приходов по обширной Омской епархии.

Предпринимались попытки ускоренной подготовки в священники, как например, Московские пастырские курсы, длившиеся 9 месяцев.

В декабре 1916 г. Святейшим Правительствующим Синодом в Сибирские епархии был направлен указ об организации ускоренного обучения дьяконов, псаломщиков и учителей школ, желающих принять сан священника. Слушателям разрешалось поступить в сибирские семинарии сразу в 5-й и 6-й классы без сдачи вступительных экзаменов. Владыка Сильвестр своей резолюцией обязал дьяконов и псаломщиков, направленных в Красноярск на учебу в течение 5 лет отслужить в переселенческих приходах епархии по возвращении [11, 1917, №2].

Были созданы курсы подготовки псаломщиков на базе второклассной школы села Красноярка, Тюкалинского уезда. Нам известен только один выпуск из девяти человек, все они стали псаломщиками разных церквей епархии. Один из них Бугаец Филипп будучи священником принял мученическую кончину в 1937 г. [6, 215].

Школьное образование. Школьному делу уделяли очень большое внимание по всей империи. Например, только расходы на содержание учащих в церковных школах, вошедших в школьные сети, по стране увеличилось с 10 683 145 рублей в 1909 году до 33 191 586 руб. в 1917 г. [9, 382].

№ 1, 2017 (2)

Иерей Вячеслав Суховецкий «Омская епархия накануне революционных потрясений»

Для более качественного управления школами в епархии был создан Омский Епархиальный Училищный Совет, который возглавлял председатель, преосвященный Мефодий епископ Петропавловский. За исключением директора министерских школ, который был из мирян, все остальные 9 человек Совета были священниками. Были созданы также отделения Епархиального Училищного Совета: Акмолинское, Ишимское, Семипалатинское, Петропавловское, Омско-Тюкалинское, Тарское, в состав которых входили в том числе все благочинные округов.

Отдельной структурой была Инспекция церковных школ, в состав которой входили епархиальный и уездные наблюдатели за деятельностью церковных школ, все из духовенства. Ежегодно Инспекция публиковала свои отчеты в газете Омские епархиальные ведомости.

В пределах современной Омской митрополии имелось 128 специально построенных под учебные заведения духовного ведомства зданий. На начало 1917 г. во многих населенных пунктах одновременно действовали как церковно-приходские, так и министерские школы. Школьной сетью обоих ведомств были охвачены все города, села и поселки.

Одним из первых деяний Временного правительства было постановление о передаче церковно-приходских школ в ведение Министерства народного просвещения [10, 64], там же разрешалось не преподавать Закон Божий в школах. Большевики просто продолжили разрушительное дело либералов.

Приходы. Благодаря наплыву переселенцев число приходов и храмов за двадцать лет выросло вдвое [4, 3]. Мало-мальски обосновавшись переселенцы просили власти о строительстве церквей, даже расстояние в 5 км для них было неприемлемо, в отличие он коренных сибиряков. Например, после основания села Ново-Арханге-ловка в 2 км от села Красноярка жители добились строительства храма, т.к. между селами протекает река Иртыш, и они не хотели мириться с тем, что два раза в год реку нельзя было преодолеть.

К концу 1916 г. на территории современной Омской области имелось 293 собора и церкви, 41 молитвенный дом, 13 домовых церквей (все в Омске) [5, 2]. Часть храмовых зданий продолжали строить и после событий 1917 г.

Сектанты. Вместе с переселенцами в Омскую епархию и, особенно, в Акмолинскую и Семипалатинскую области прибыло огромное количество сектантов (штун-дисты, духоборство, молоканство). Церковноначалие и духовенство первоначально оказались совершенно не готовы не только к противодействию им, но даже и просто к сохранению своей паствы от губительного влияния духовного либерализма. Особая концентрация сектантов наблюдалась в Омском уезде (окрестности города Омска в переселенческих поселках), в Тюкалинском и Павлодарском уездах отмечались поселки из одних сектантов. В основном, как отмечал священник Иоанн Голошубин, сектанты старались селиться около железнодорожных станций, где исключительно занимались скупкой и продажей зернового хлеба, масла и др. продуктов. Коммерческий успех тоже стал своеобразной рекламой исповедуемой ими идеологии - «кого Бог любит, того благословляет богатством».

Собственно для борьбы с сектами и для усиления внутренней миссии и была учреждена вторая викарная кафедра, которую возглавил будущий священномученик епископ Мефодий (Красноперов).

Следует отметить, что законы Российской Империи сильно ограничивали проповедь сектантствующих. Впрочем это не особо останавливало сектантов и уже в 1910-х гг. по епархии ходили бродячие проповедники, сеявшие клевету на Церковь и духовен-

ство. Всплеск развития сектантства пришелся на 1917 - 1923 гг., до тех пор пока советская власть не ограничила деятельность этих организаций на территории всей страны.

Содержание церковных принтов. Большинство причтов пользовались так называемыми братскими доходами, состоящими из пожертвования за требы, средств от продажи свечей, кружечного и других сборов.

Существовала довольно большая разница в доходах между городским и сельским духовенством, в основном именно в количестве братских доходов. В сельских приходах священники иногда собирали ругу, обязательный взнос с каждой семьи продуктами в размере, установленном сельским сходом.

Для иллюстрации денежного содержания приведем следующие данные: причт Николаевской войсковой казачьей церкви города Омска получал от казны: старший священник - 360 руб. в год, второй - 280 руб., третий - содержание не положено, дьякон - 200 руб., дьячок (псаломщик) и пономарь - по 120 руб. каждому. Братских доходов до 6200 руб. Причт Ильинской церкви города Омска от казны получал двум священникам по 42 руб., двум псаломщикам по 14 руб., третьему священнику, дьякону и псаломщику жалования не положено. При этом содержание причта данной церкви доходило до 4500 руб. в год [4, 24]. Священник и псаломщик Омского храма в честь мученицы Параскевы не получали средств от казны, при этом братских доходов было 2000 руб. в год, которые и делились причтом. Протоиерей Ксенофонт Попов получал 2000 руб. в год, без учета средств на отопление и освещение дома, в котором он проживал, при этом он заведовал Омским Епархиальным свечным заводом.

Духовенству Крестовоздвиженской церкви города Омска жалования не было положено вообще. Доходы в братскую кружку были до 8000 руб. в год. В селе Красно-ярка, Тюкалинского уезда священник от казны получал 300 руб. и за преподавание в второклассной школе Закона Божия - 160 руб., псаломщик от казны - 100 руб., за преподавание пения в той же школе - 200 руб. в год. Братских доходов - до 400 руб. Причт церкви села Куликовского, Тюкалинского уезда получал от казны: священник -200 руб., псаломщик - 100 руб., дьякону жалования не положено. Братских доходов до 1000 руб. Дополнительно священник получал 260 руб. за преподавание в двух школах. В станице Николаевской Омского уезда священнику положено было 50 руб. 45 коп., дьякону и псаломщику - по 16 руб. 80 коп. Из войсковых сумм священнику -89 руб. 55 коп., дьякону и псаломщику - по 103 руб. 23 коп. По особому приговору прихожане давали священнику дополнительно 160 руб. в год, что выполняли нерегулярно. Братских доходов - 750 руб. В поселке Ачаирском священник от казны получал 64 руб. 36 коп. и от войска - 75 руб. 64 коп. Псаломщик - 18 руб. 57 коп. и 101 руб. 43 коп. соответственно. Братских доходов не больше 280 руб. Причты новых приходов получали от казны: 600 руб. в год священник и 200 руб. псаломщик. Как, например, в селе Азовском, Омского уезда, селе Ново-Троицком, Тюкалинского уезда и других.

Следует отметить, что по стране были установлены «средненормальные оклады содержания» для протоиереев и священников - 294 руб. в год, для дьяконов - 147 руб., для псаломщиков - 98 руб. [9, 378]. Суммы, отчисляемые от казны на содержание причтов каждый год начиная с 1908 г., возрастали незначительно и при сохранении темпа увеличения могли бы обеспечить «средненормальными окладами» все духовенство лишь к 1935 г. [9, 379].

В Омской епархии в 1906 г. духовенство города Омска от казны получало только 112 руб. при 8 действующих храмах. В 1915 г. на содержание городских священников выделили 2184 руб., дьяконов - 1720 руб., псаломщиков - 508 руб., но и количество церквей тоже увеличилось, их стало шестнадцать [1, д. 438, л. 129].

№ 1, 2017 (2)

Иерей Вячеслав Суховецкий «Омская епархия накануне революционных потрясений»

В 1906 г. на 67 храмов Тюкалинского уезда было выделено 31 181 руб. на содержание священников. В 1915 г. на 77 храмов - 32 980 руб. Средняя сумма на одного священника даже немного сократилась.

В сельских приходах ситуация с казенным содержанием была лучше, но сильно благополучие семьи священнослужителя зависело от того, где располагался приход. Для примера, в лесных пригородах сажень березовых дров стоила от 2 до 5 руб. А в поселке Божедаровском, Омского уезда погонная сажень кизяка стоила 5-6 руб. [4, 75]!

Начиная с 1914 г. стала ощутима сильная инфляция, съедавшая и так скудное жалование. Основываясь на выборочных данных о приходах и расходах церквей Омской епархии, можно сделать заключение, что рубль обесценился за три года в 2,5 раза [3, 9-15].

У многих священнослужителей были счета в сберегательном банке в среднем в размере 300 руб., и вклады в ценных бумагах на сумму примерно 1500 руб. на человека. Сразу после октябрьского переворота 1917 г. ценные бумаги пропали, деньги давно были сняты. Духовенство вступило в эпоху перемен фактически без накоплений.

Обеспечение жильем. В большинстве приходов вместе с церковью строилось жилье для священника и псаломщика. Этой же практики придерживался и епископ Сильвестр (Ольшевский) называя среди обязательных условий для открытия самостоятельных приходов наличие жилья для церковного причта. К сожалению, часто это строительство велось по остаточному принципу. В городах и старожильческих селах постройки были богаче, крепче. В поселках переселенцев от общей бедноты и дома получались плохенькие.

Кроме обязательства постройки жилья, сельская община брала на себя заботу не только о содержании причта (до начала выделения средств из казны), но обещала выделять средства на ремонт домов для него. Однако рвение прихожан к содержанию причтовых домов быстро остывало, в большинстве сел жители неохотно заботились о домах. В принципе крестьян понять можно было, они никак не могли понять, почему батюшка сам не может сделать ремонт в «своем» доме. Сами же члены причтов были связаны бюрократическими сложностями: разрешение на ремонт причтового дома из средств прихода необходимо было получать через Святейший Правительствующий Синод. Вот и получалось, что искали местные средства, а до поры ютились часто в аварийном жилье.

Для иллюстрации: в начале XX в. омская купчиха Параскева Помфиловна Шкро-ева построила церковь и деревянный дом для священника, который оказался очень холодным [4, 26]. При молитвенном доме поселка Таврического, Омского уезда был воздвигнут дом для псаломщика, в котором проживал местный священник, дом получился холодный и был плохо устроен [4, 74]. При шести храмах города Тары был только один ветхий причтовый дом при Спасской церкви [4, 767]. В городе Омске с жильем для причта ситуация была значительно лучше, при Успенском Кафедральном соборе имелось четыре дома и четыре флигеля, при Никольском казачьем соборе - 5 домов, при Всехсвятской кладбищенской церкви - пять домов для причта [5].

Были случаи продуманного строительства жилья и в селах, когда дом был удобный и теплый. Например, в селе Большекулаченском, Тюкалинского уезда деревянный дом священника построен в 1910 году, амбар пятистенный, баня, деревянная изба, погреб [2, оп. 33, д. 1151, л. 72].

При Покровской церкви села Ново-Троицкого, Тюкалинского уезда дом священника, амбар деревянный, бревенчатая баня, конюшня, ворота и заплоты деревянные [2, оп. 33, д. 1151, л. 100].

№ 1, 2017 (2)

В сельских приходах к 1917 г. проблема со служебным жильем была почти решена, а вот личные дома священников и псаломщиков были редкостью. Все приходское жилье было изъято в 1920 г. Также мало кому из духовенства удалось отстоять свою собственность в 1921 - 1923 гг., когда массово муниципализировалось жилье.

Для обеспечения причтов сельских приходов выделялись земляные наделы усадебной, пахотной, сенокосной земли. К 1917 г. почти все сельские приходы были обеспечены землей. Средний участок представлял из себя: одну десятину земли усадебной, на которой строились дома причта, 10 - 15 десятин сенокосной земли, 84 - 89 десятин пахотной земли. Одна десятина - это чуть больше одного гектара [1 десятина = 1,024 га]. Большинство приходов пахотные и сенокосные участки сдавали в аренду сельским жителям, получая за это часть урожая и крайне редко деньги.

В целом на территории современной Омской области в 1916 г. Церковь имела в своем распоряжении всего 24 382 десятины земли (28 105,33 га) из них: 374,8 десятины усадебной земли, 10 906 десятин пахотной земли, 3 300 десятин сенокосов, 1 466 десятин, занятых лесом, на остальных землях (около 8 300 десятин) располагались дороги общего пользования, овраги, кустарники, болота и были малопригодны для использования.

Для представления: в 2015 г. в области общий размер посевных площадей составил 3 029 400 га из 13 962 897 га сухопутной территории. Принимая во внимание тот факт, что большая часть земель была распахана в годы освоения целинных земель, все же в пользовании Церкви находилось не более 1% сельхозугодий.

В 1920 г. все земли были национализированы, в том числе и земельные участки, купленные приходами для своих нужд, как например, участок площадью в 840 десятин, приобретенный Воскресенским военным собором и проданный впоследствии Успенскому кафедральному собору в районе села Новотроицкого, Омского района, в местечке «Попова гора».

Таким образом, можно составить общее представление об имущественном положении Омской епархии Русской Церкви накануне революционных потрясений 1917 г., когда церковные приходы не были юридическими лицами [7, 19] и не могли самостоятельно распоряжаться имуществом, все дальнейшие события Российской истории призывали духовенство к подвигу.

Библиографический список:

1. Российский Государственный Исторический Архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 440. Д. 438.

2. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1151.

3. РГИА. Ф. 803. Оп. 5. Д. 2531.

4. Иоанн Голошубин, священник. Омская епархия. Омск, 1914.

5. Имущество Русской Православной Церкви в приделах Омской области. Омск, Омское епархиальное управление, 2014.

6. Забвению не подлежит. Омск, 2005. Т.1.

7. Митрофанов Георгий, протоиерей. История Русской Православной Церкви 1900 - 1927. СПб.: Сатисъ, 2002.

8. Феодосий (Процюк), митрополит. В вере ли вы? Житие и труды священномуче-ника Сильвестра Омского. М.: Воскресенье, 2006.

9. Фирсов С. Церковь в Империи. СПб.: Сатисъ, 2007.

10. Журнал Московской Патриархии. - 2017. - №4.

11. Омские Епархиальные Ведомости, Омск, 1916, 1917.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.