Научная статья на тему 'Олицетворения в творчестве С. Н. Сергеева-ценского'

Олицетворения в творчестве С. Н. Сергеева-ценского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
165
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Олицетворения в творчестве С. Н. Сергеева-ценского»

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ С.Н. СЕРГЕЕВА-ЦЕНСКОГО Н.В. Чеснокова

Произведения С.Н. Сергеева-Ценского по своему стилю написания очень необычны: они отличаются утонченностью восприятия окружающей среды, объединением зрительных, звуковых и обонятельных впечатлений, одухотворенностью и одушевленностью картин природы, а также обязательной связью их с человеком, его мыслями, чувствами, переживаниями.

Все это автор сумел показать благодаря использованию метафор, эпитетов, сравнений, олицетворений. Но все же одним из главных языковых средств является олицетворение. Оно пронизывает все творчество писателя, за счет него природа приближена к человеку, кажется нам живой, выразительной и родной.

Олицетворение настолько прочно вошло в описательную манеру художника, что остальные языковые средства под его влиянием получили еще большую яркость и выразительность. Каждое слово автора наполнено необычайным колоритом. Все языковые средства, взаимодействуя друг с другом в тексте, преобразуют слово настолько, что его лексическое значение расширяется, пополняется необычными оттенками. Например: «5 лиловой аллее снег был живой: шевелились тихо рясы лип и скатерти кленов; с яблонь то здесь,

то там украдкой падали пухлые клочья» (Печаль полей). При образном употреблении слово выходит за рамки обычных лексических связей с другими словами (Ряса - одежда священника, скатерть - покрывало на стол).

Слово перемещается в другой семантический план, нарушается устоявшийся привычный контекст его употребления, и именно это способствует образности и яркости повествования.

Особенностью языкового мастерства писателя является комплексное выражение тропов в одном слове. Например: «Жирные были облака и ленивые, но умные какие-то» (Печаль полей). Облака «ленивые, умные» - это и эпитет, и метафора, и олицетворение. Автор подбирает такие эпитеты, которые раскрывают свойства, качества, состояния определенного предмета, явления, используя человеческие черты., например, камыши веселые, упрямый дубок, небо смеющееся, тишина задумавшаяся и другие.

Особенность языковой манеры писателя выражается в том, что природа во всем ее многообразии представляется нам через отношение к ней человека. Человеческий быт и природа - неразрывное гармоничное единство у писателя, в центре которого стоит все же человек.

ВЫРАЖЕНИЕ КАТЕГОРИИ ПРОСТРАНСТВА В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХГХ-ХХ вв. Е.Е. Яковлева

Лингвистический анализ слов с пространственной семантикой требует предварительного обсуждения некоторых общих вопросов, связанных с пониманием самого пространства - одной из фундаментальных категорий мировосприятия человека.

Свойства объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими объектами выступают как первые, наиболее общие характеристики пространства.

Художественное пространство представляет собой модель мира автора, выраженную на языке его пространственных представлений.

Пространственная схема имеет тенденцию к превращению в абстрактный язык, способный выражать разные содержательные понятия.

Пространство художественной литературы не является простой «разъятостью», оно структу-

рировано, как и любая другая моделирующая система.

Картина пространства в русском языковом сознании не сводима ни к какому физикогеометрическому прообразу: пространство не

является простым вместилищем объектов, а скорее наоборот, - конституируется ими, и в этом смысле оно вторично по отношению к объектам. Поскольку часто пространство ощущается, воспринимается через заполняющие его вещи, для описания пространственных отношений релевантны такие признаки, как «положение наблюдателя», «характер и условия восприятия».

Абсолютные оценки действуют только в пределах некоей условной «окрестности говорящего», которая подразумевает известность, освоенность говорящим описываемого участка пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.