плану, - развалился до тла и тем дал возможность воздвигнуть новое величественное здание, просторное и светлое. Будем строить, т. е. строить будете вы, молодежь, а нам уже не придется: стары и слабосильны. Но будем и мы, сколько сможем» [1].
«Всюду за тобой и всюду с тобой, человеке», это и слова героя, и слова автора.
1. Письма к Л. Алексеевскому (1918) // Рус. лит. 1990. №3.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ПЕЙЗАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ С.Н. СЕРГЕЕВА-ЦЕНСКОГО
Н.В. Чеснокова
Описанию природы уделяют внимание большинство писателей. Пейзажи у каждого автора имеют свое предназначение, свои краски. У Сергеева-Ценского свое особенное мастерство описания русской природы. Горький справедливо назвал Сергеева-Ценского «властелином словесных тайн». Его пейзажи отличаются утонченностью восприятия окружающей среды, объединением зрительных, звуковых и обонятельных впечатлений, одухотворенностью и одушевленностью картин природы, а также обязательной связью их с человеком, его мыслями, чувствами, переживаниями.
В процессе создания произведения писатель использует все разнообразие значений многозначных слов: свободных, фразеологически связанных, но все же явное предпочтение он отдает значениям переносным, которые уже сами по себе обладают образно-характеристическими возможностями. Используя эти образно-характеристические возможности слова, писатель не только широко привлекает имеющиеся в языке средства словесно-художественной изобразительности, но и существенно обогащает их за счет собственного речетворчества. Значение слова не является чем-то неизменным, оно всегда варьируется в речи, слово соотносится с определенным предметом или явлением действительности. При образном значении слова его смысл конкретизируется, однако характер этой конкретизации несколько иной. Образное употребление приводит к весьма существенным изменениям в самой структуре значения, в характере соотношения слова с предметами и явлениями, с одной стороны, и мысленными отражениями этих предметов и явлений, с другой.
Например: слова рясы лип и скатерти кленов употреблены в переносном значении в следующем предложении: «В липовой аллее сне? был живой: шевелились тихо рясы лип и скатерти кленов; с яблонь то здесь, то там украдкой падали пухлые клочья» (Печаль полей).
При образном употреблении слово выходит за рамки обычных лексических связей с другими словами. (Ряса - это одежда священника, скатерть -
покрывало на стол). Слово перемещается в другой семантический план, нарушается устоявшийся привычный контекст его употребления, и именно это способствует образности и яркости повествования.
Значения существительных в тексте расширяются, что позволяет писателю создать в природе «эффект присутствия» человека, потому что, несмотря на недосягаемость природы для людей, жизнь их все-таки не может быть отделена от нее. Такое «объединение несоединимого» достигается у Сергеева-Ценского в результате использования самых разнообразных языковых средств для воплощения картин природы.
Одухотворенность природы писатель сумел показать благодаря использованию метафор, эпитетов, сравнений, олицетворений. Как живые, мыслящие существа ведут себя окружающая природа, стихии и небесные тела. Описывая природу, писатель часто сравнивает ее с человеком, животным: «дождь сплошной и теплый, как пот на теле», «подтянутые благовоспитанные груши были похожи на светских барышень или чопорных старых дев, яблони - на рассыпчатых сдобных поповен, сливы — на кудрявых ребят, которые забегались на жаре, устачи и теперь присели отдохнуть у дорожек и покопаться в земле» (Печаль полей).
Творчеству Сергеева-Ценского присуща система контрастов. Она проявляется как в широком использовании антонимов, так и в других приемах автора. Так, при описании пожара автор противопоставляет огонь и солнце. По своим семантическим признакам эти два слова не являются антонимами, наоборот, имеют больше общих признаков, но в контексте писатель использует их как противоположные по значению, например: «Когда желтое далекое солнце, хрустально хрупкое и звенящее, брызнуло игольчатыми лучами и глянуло вниз с посиневшего неба, на него снизу узко глядело, бесстыдно смеялось и плясало на развалинах другое, земное солнце, гогочущее и оголенное, точно расстрепанная пьяная баба в красном кумаче, загулявшая на свадьбе» (Лесная топь). Для создания такой картины автор пользуется своим излюбленным приемом, применяя та-
кое языковое средство как олицетворение, которое в то же время является и метафорой (глянуло, смеялось, плясало) и даже эпитетом (гогочущее и оголенное). Противопоставление автор включает, чтобы ярче подчеркнуть отличие между солнцем небесным и земным, которое чувствует себя полновластным хозяином на земле.
Особый интерес представляют используемые Сергеевым-Ценским эпитеты.
Они имеют свои отличительные признаки, являясь как простыми, гак и сложными, например: «Какие нежные становились поля, все махровые, мягкие, изжелта-розово-голубые!» (Печаль полей). Часто применяются его любимые цвета: палевый, голубой, лиловый, зеленый,
оранжевый. Кроме того, писатель подбирает такие эпитеты, которые раскрывают свойства, качества, состояние определенного предмета, придавая ему антропоморфный характер: «Жирные были облака а ленивые, но умные какие-то» (Печаль полей).
Одной из черт, отличающих творчество Сер-геева-Ценского, является умелое использование метафоры. В ее роли выступают различные части речи: существительные (печаль полей, рясы лип, скатерти кленов), прилагательные (упрямый дубок, колючие лучи), глаголы (лес смеялся, дымился), наречия (хрустально хрупкое солнце).
Особенностью языкового мастерства писателя является комплексное выражение тропов в одном слове. Например: «облака ленивые, умные'» -это и эпитет, и метафора, и олицетворение.
Важное языковое средство - сравнения. Писатель приближает при помощи сравнения к человеку и его обыденной жизни самые недосягаемые явления природы. Для писателя природа -предмет поклонения и обожания, он не может устоять перед тем, чтобы не соотнести ее с человеком, используя очень яркие и точные сравнения, например: лучи скрывались, как воры; тучи везде ровные, как хорошо сработанный войлок; ветер раздувал огонь, как меха большой яркокрасной гармоники и другие. Сергеев-Ценский использует также сравнения, разворачивающиеся в целую картину: «Лес смеялся, и смех был такой простодушный, зеленый, как у стариков после мирского дела, когда они сидят на завалинках, теплые от вина, и курят трубки, утаптывая золу корявыми пальцами» (Лесная топь).
Особенностью описания природы у Сергее-ва-Ценского является не только одушевление ок-
ружающей среды, но и полное слияние автора с ней, выражающееся в том, что писатель ставит себя на ее место, начинает думать и чувствовать то, что должна думать и чувствовать природа в какой-то ситуации. Так, описывая страдания полей от засухи, автор отождествляет молитву Анны с молитвой полей, например: «Молитва была неясная: о теплых и крупных каплях дождя, о сочной зеленой силе, о силе земной, о мягком и плывучем, творящем, вечно творящим без отдыха и заботы, о сыром и сочном, о звонком голосе и круглых щеках. Молитва была бессвязная, как вздохи полей: о том, чтобы зори были росисты насквозь от земли до неба, чтобы густо били перепела по ночам и жаворонки пели, чтобы розовые, туго налитые ребячьи ноги не кололо сухой травой, чтобы текло все кругом, не уставая, сытным молоком и медом» (Печаль полей).
Нет сомнения в том, что слово «поля» в тексте сохраняет свою языковую денотативную отнесенность, однако контекст создает коннотатив-ность слова и выдвигает ее на первый план образного восприятия. Лексический контекст определяет особую тональность: эмоциональное напряжение, грусть, скорбь, жалость. С употреблением слова «поля» связаны моменты «лирического открытия» Анны и самого автора. Таким образом, комбинируется текстовая парадигма субъективного переживания героини, связанного с восприятием полей как лексического объекта.
Анализ языковых особенностей творчества Сергеева-Ценского позволяет сделать вывод, что для описания пейзажа он использует все языковые средства: эпитет, метафору, сравнение, олицетворение, комплексное выражение тропов в одном слове.
По все же преобладающим языковым средством в творчестве писателя является олицетворение. Оно пронизывает все его творчество, за счет него природа кажется нам живой, неповторимой и загадочной. Поэтому, говоря о специфике языка художественных произведений Сергеева-Ценского, нельзя не употребить такой термин, как «антропоцентризм» творчества писателя, то есть перенесение писателем человеческих качеств на природу, предметы. Природа во всем ее разнообразии представляется нам через отношение к ней человека, все в ней подчинено мыслям, чувствам, переживаниям человека. Человеческий быт и природа - неразрывное гармоничное единство у писателя, в центре которого стоит все же человек.