Научная статья на тему 'Олимпийские и Паралимпийские зимние игры в Сочи, как аспект «Мягкой силы»'

Олимпийские и Паралимпийские зимние игры в Сочи, как аспект «Мягкой силы» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1420
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / "МЯГКАЯ СИЛА" / ИМИДЖ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Маркушина Наталья Юрьевна, Церпицкая Ольга Львовна

Статья посвящена анализу Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи как аспекту «мягкой силы» в формировании внешней политики Российской Федерации. Авторы рассматривают вопросы влияния «мягкой силы» на усиление позиций государства на мировой арене, изменения имиджа страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Olympic and Paralympic winter games in Sochi, as an aspect of “Soft Power”

Article is devoted to the analysis of the Olympic and Paralympic Games in Sochi as the aspect of "the soft power" in formation of foreign policy of the Russian Federation. Authors consider questions of influence of "the soft power" on strengthening of positions of the state on the world scene, changes of image of the country.

Текст научной работы на тему «Олимпийские и Паралимпийские зимние игры в Сочи, как аспект «Мягкой силы»»

УДК 796.032

ОЛИМПИЙСКИЕ И ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ЗИМНИЕ ИГРЫ В СОЧИ, КАК АСПЕКТ «МЯГКОЙ СИЛЫ»

Наталья Юрьевна Маркушина, доктор политических наук, доцент, Ольга Львовна Церпицкая, доктор политических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

Статья посвящена анализу Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи как аспекту «мягкой силы» в формировании внешней политики Российской Федерации. Авторы рассматривают вопросы влияния «мягкой силы» на усиление позиций государства на мировой арене, изменения имиджа страны.

Ключевые слова: Олимпийские игры, Паралимпийские игры, внешняя политика, «мягкая сила», имидж государства.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p89-93

OLYMPIC AND PARALYMPIC WINTER GAMES IN SOCHI, AS AN ASPECT OF

"SOFT POWER"

Natalia Yurevna Markushina, the doctor of political sciences, senior lecturer, Olga Lvovna Tserpitskaya, the doctor of political Sciences, senior lecturer, Saint Petersburg State University

Annotation

Article is devoted to the analysis of the Olympic and Paralympic Games in Sochi as the aspect of "the soft power" in formation of foreign policy of the Russian Federation. Authors consider questions of influence of "the soft power" on strengthening of positions of the state on the world scene, changes of image of the country.

Keywords: Olympic Games, Paralympic Games, foreign policy, «soft power», image of the state.

Начиная рассматривать такие малосовместимые на первый взгляд вещи, как спорт и политика (международные отношения), необходимо очертить то предметное поле, в рамках которого данное исследование проводилось. Современная система международных отношений отнюдь не утратила, как стало ясно (особенно из последних политических событий), после окончания Холодной войны, фактора силы, а так же вызовов и угроз в военном понимании. Изменения, которые привнесла глобализация, привели к росту фактора непредсказуемости в политике. Все это делает достаточно сложными вопросы политического планирование и требует высокой степени согласования и сотрудничества, различных акторов мирополитических тенденций. Тем не менее, в современных условиях мы уже не можем говорить, что именно «жесткая сила» (включающая в себя военное, экономическое и другие формы давления) решает все стоящие перед государствами проблемы и усиливает их влияние на мировой арене. Так на повестке дня все чаще появляется обращение к «мягкой силе», как средству для достижения целей, которое ставит перед собой страна. Культурные, идеологические и духовные ценности, которые составляют основу «мягкой силы», важны не только для формирования положительного имиджа государства, но оказывают влияние и на его политическую роль в мире. Россия должна создавать такой новый облик страны на мировой арене, который бы соответствовал современной политической ситуации и, конечно, отвечал национальным интересам государства. Поэтому задачей, которую президент В.В. Путин ставит перед страной является - «формирование непредвзятого и благоприятного представления о внутренней и внешней политике Российской Федерации, о ее истории, культуре и сегодняшнем развитии» [12]. Очевидно, что и сегодня в мире Россию воспринимают, в ос-

новном, как энергетическую и военную державу, в то время как значение «мягкой силы» страны все еще на втором плане. Зарубежные государства сосредоточены в основном на энергетическом партнёрстве. Для них сотрудничество в культурной и социальной областях с Россией не является первоочередной задачей. К тому же для Запада образ России прочно вплетен в канву ее тоталитарного прошлого. И США и Европейский Союз полагают, что имперские амбиции и стремление к мировому господству, не являются частью российской истории. Проблема заключается еще и в том, что в самой Российской Федерации недооценивают важность фактора «мягкой силы». Хотя, по словам доктора философских наук, профессора П.С. Гуревича: «Ведь имидж заключает в себе огромный практический смысл. В нем не только политические дивиденды, но даже и экономический эффект. Ни одно государство не станет вкладывать капитал в экономику той страны, которая не вызывает уважения или доверия. Невозможно извлечь и политические выгоды, если страна не пользуется признанием» [6]. Поэтому нельзя не согласиться с мнением специалистов: «Проведение Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году требовало большой ответственности со стороны государства, которое должно было провести мероприятие на уровне мировых стандартов» [3, 14].

С каким наследием столкнулась Россия при подготовке к Олимпийским и Пара-лимпийским играм 2014 года? Во-первых, реализация программ по пропаганде здорового образа жизни как составляющей российской политики требовала заново взглянуть на систему подготовки атлетов для спорта высших достижений. Получили более широкое освещение вопросы честной игры и проблема допинга. Как пример, серьезного подхода можно привести внедрение в учебные заведения образовательных программ, посвященных антидопинговой профилактике [2, 3, 14]. Во-вторых, нужно было обновить и кадровую политику. Хотя на первых порах необходимость в переменах чувствовалась не так ощутимо, поскольку был не израсходован «запас» спортивных достижений, «выращенных» еще советской школой. Правда, начиная с 2000 года уровень побед на зимних и летних олимпиадах постепенно снижался, пока не наступил 2010 год. На зимних Олимпийских играх в Ванкувере сборная России показала худший результат за всю историю своего участия в зимних Олимпийских играх, скатившись до второго десятка. По мнению экспертов «причиной тому стали объективные факторы, связанные с системным кризисом в отечественной спортивной сфере, не преодоленные почти за 20 лет, а также технико-методологическая отсталость и функциональная неготовность отечественных тренеров и спортсменов» [4]. Однако следует отметить, что с паралимпийским спортом дела обстояли гораздо лучше [1]. Но, речь шла скорее об удивительном героизме спортсменов с ограниченными возможностями здоровья, чем об условиях, которые им создавались или, скорее вопреки им. На пресс-конференции по итогам Паралимпийских игр в Ванкувере президент Паралимпийского комитета России В.П. Лукин заявил: «Отношение к людям с ограниченными возможностями, по мнению президента Паралимпийского комитета, значительно менее развитое и социально необходимое, чем то, которое должно быть в государстве, управляемом Конституцией, в которой закреплена норма о том, что Россия - социальное государство» [7].

Поэтому не удивительно, что организаторы должны были взглянуть по-новому на подготовку Игр и российских команд. Так, «новейшими примерами таких инициатив служат перестройка, или реинжиниринг инновация процессов деятельности спортивной федерации» [11, С.4]. Хоть и с некоторым трудом наши спортивные чиновники учились писать бизнес-планы и приходить к пониманию обоснованности больших вложений в спортсменов и спортивную науку [8].

Следует отметить и третий момент - политические спекуляции и политическое давление, оказываемое на страну. И, хотя правила Олимпийских игр, зафиксированные в Олимпийской хартии, гласят, что «это соревнования не стран, а спортсменов в индивидуальных или командных видах спорта» [5, С. 47], а «международные нормы рассматрива-

ют Олимпийские игры не как мероприятия, проводимые государствами, а как мероприятия, проводимые национальными олимпийскими комитетами и спортивными федерациями» [5, С. 47], на практике игры становятся объектом политических манипуляций. Эдвард Сноуден, права ЛГБТ-сообщества России, обвинения в коррупции, Российско-грузинский конфликт 2008 года - все было смешано с подготовкой Олимпийских и Па-ралимпийских игр. О бойкоте игр шли разговоры в США, Германии, Великобритании [13].

Успех в Сочи должен был стать прорывом, в том числе и для вопросов внутренней и внешней политики. Понимание важности Олимпиады пришло и к руководству российского спорта. Так, по словам президента Олимпийского комитета России А. Жукова: «Олимпиада - это крупнейшее международное событие, где участвует огромное количество представителей из разных стран, средств массовой информации, оно имеет большой эффект. Олимпиада не только предоставляет хорошую возможность для пропаганды олимпийских идеалов, но и для улучшения имиджа страны. Этого нельзя сделать искусственно, так как приезжает огромное количество людей, которые видят, как живет страна, а не только один город» [10]. Нельзя сказать, чтобы представители западных государств с подобным оптимизмом смотрели на будущие соревнования. Согласно точке зрения вице-президента American Foreign Policy Council Илана Бермана: «Возможно, Олимпиада пройдет гладко. Но нельзя исключить, что во время Игр социальное недовольство или насилие исламистов обнажат перед миром внутреннюю раздробленность России, а заодно уничтожат имидж вновь крепнущей мировой державы, который так усердно культивируется Кремлем» [10].

Не удивительно, что для организации Олимпийских и Паралимпийских игр были задействованы огромные экономические и человеческие ресурсы. Создатели грандиозного спортивного проекта пытались не опустить ни одного нюанса. Так, поскольку одной из примет нашей эпохи стал рост авторитета и влияния Русской Православной Церкви, то организаторы данного события не могли не искать поддержки и в Церкви. Несомненно, Церковь, став полноценным институтом гражданского общества, получила возможность координировать нравственно-моральную сторону общественной жизни и, оказывать влияние на изменение политической ситуации. Поэтому важным шагом для Оргкомитета «Сочи-2014» стало обращение к Священноначалию Русской Православной Церкви «с просьбой о содействии в организации молитвенных помещений основных мировых религий в трех олимпийских деревнях на время подготовки и проведения Олимпийских и Па-ралимпийских игр в Сочи в 2014 году» [8]. Конечно, следует понимать, что, говоря о соотношении Церкви и государства, необходимо осознавать различия между собственно светским правом как сферой государственной деятельности и законами совести, веры, этики, ориентированных на самосознание человека. Но именно в Олимпийской хартии и Международном олимпийском комитете существуют требования для всех стран-организаторов - «обеспечить спортсменов возможностью совершать молитвы и религиозные обряды» [9]. И это не только «общение со священниками, но также и наличие помещения, где можно совершать богослужение» [9].

Столь масштабное внимание к деталям получило соответствующее вознаграждение в качестве триумфа российской сборной и уважения к стране, которая провела столь успешное мероприятие. Согласно мнению директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко: «Олимпиада показала, что позиции РФ в мире усиливаются. Это пошло на пользу лично Путину и имиджу России. Все получилось лучше, чем планировалось. Я думаю, что Путин должен быть доволен: международный резонанс скорее позитивный. По этой линии больших спортивных мероприятий пойдем и дальше. Впереди Чемпионат мира по футболу» [15]. Возможно успех игр, повлиял и на желание международных чиновников не менять место проведения Чемпионата мира по футболу, не смотря на ситуацию на Украине.

Поэтому, говоря об итогах Олимпийских и Паралимпийских зимних игр в Сочи, следует признать, что включение компонентов «мягкой силы» в систему национальной внутренней и внешней политики России - одна из важнейших задач современного развития государства. Необходимость подобного шага определяется тем, что это позволит нашим зарубежным партнёрам увидеть страну в новом свете, не замутнённом стереотипами прошлого и международными конфликтами настоящего.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ итогов выступления сборной команды Российской Федерации на XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в Сочи / О.М. Шелков, А.А. Баряев, К.А. Бадрак, О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. - 2014. - № 2. - С. 51-53.

2. Бадрак, К.А. Влияние экспериментальной антидопинговой образовательной программы на отношение молодежи к допингу, с учетом социально-педагогических факторов / К.А. Бадрак // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 2. - С. 8-11.

3. Бадрак, К.А. Противодействие допингу в паралимпийском спорте на этапе подготовки к Сочи-2014 // Вестник Всероссийской гильдии протезистов-ортопедов : тезисы докладов XVIII Российского национального конгресса «Человек и его здоровье». - 2013. - № 4. - С. 147.

4. Задачи в отношении России [Электронный ресурс] // URL: http://www.sakva.ru/Nick/NSC_20_1R.html. - Дата обращения 19.08.2014.

5. Зуев, В.Н. Право в политических протестных акциях международного Олимпийского движения / В.Н. Зуев, О.Ю. Виниченко, Ю.Н. Юрьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9. - С. 45-51.

6. Имидж России в современном мире [Электронный ресурс] // URL: http://iph.ras.ru/uplfile/histan/kruglye_stoly_pdf/%D0%98midj_rossii_v_sovremennom_mire_2010_%E2 %84%961.pdf. - Дата обращения 29.09.2014.

7. Итоги Паралимпийских игр в Ванкувере // Аргументы и факты. 24.03. 2010. [Электронный ресурс]. - URL : http://ombudsmanrf.org/intervyu/1438-2011-03-29-07-16-41. - Дата обращения 29.09.2014.

8. Нанотехнологические основы достижения объективных преимуществ сборных команд России по биатлону на зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи / А.В. Таймазов, С.А. Цветков, И.И. Готовцев, Б.П. Кулагин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2012. - № 4. - С. 165-170.

9. Олимпиада в православной стране. Об участии Русской Православной Церкви в духовном окормлении спортсменов на «Сочи-2014» [Электронный ресурс] // URL : http://www.patriarchia.ru/db/text/3570409.html. - Дата обращения 29.09.2014.

10. Олимпийские игры в Сочи и имидж России // Российский совет по международным делам (официальный сайт) [Электронный ресурс] // URL: http://russiancouncil.ru/votes/?vote_4=51. -Дата обращения 29.09.2014.

11. Организация процессного управления спортивной федерацией / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.Л. Мутко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 3. - С. 3-9.

12. Путин, В.В. Выступление на пленарном заседании совещания послов 12 июля 2004 // URL: http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf. - Дата обращения 29.09.2014.

13. Четыре самых громких призыва бойкотировать Олимпийские игры в Сочи [Электронный ресурс] // Свободная пресса. http://svpressa.ru/post/article/80821/. - Дата обращения 29.09.2014.

14. Шелков, О.М. Направления деятельности в системе предотвращения допинга в спорте / О.М. Шелков, К.А. Бадрак // Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 3. - С. 51-53.

15. Эксперты: Олимпиада пошла на пользу имиджу России [Электронный ресурс] // URL: http://www.utro.ru/articles/2014/02/25/1178292.shtml. - Дата обращения 29.09.2014.

REFERENCES

1. Aliyev, E.G., Andreev, S.N., Mutko, V.L. and Chistyakov, V.A. (2008), "Organization process management sports Federation", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 3, pp. 3-9.

2. Badrak, K.A. (2011), "Effect of experimental anti-doping educational program on the attitudes of young people to doping, taking into account the social and pedagogical factors", Adaptive

physical culture, No. 2, pp. 8-11.

3. Badrak, K.A. (2013), "Anti-doping in Paralympic sport at the stage of preparation for the Sochi 2014", Bulletin of the Russian Guild of prosthetics & orthotics: abstracts of the XVIII Russian national Congress "People & health ", No. 4, pp. 147.

4. Tasks in Russia, available at: http://www.sakva.ru/Nick/NSC_20_1R.html.

5. Zuev, N.R., Vinnichenko, O.Y. and Yuryev, Yu.N. (2014), "The Law to political protest of the international Olympic movement", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9, pp. 45-51.

6. The image of Russia in the modern world, available at: http://iph.ras.ru/uplfile/histan/kruglye_stoly_pdf/%D0%98midj_rossii_v_sovremennom_mire_2010_%E2 %84%961.pdf.

7. The results of the Paralympic games in Vancouver, Arguments and facts, 24.03.2010, available at: http://ombudsmanrf.org/intervyu/1438-2011-03-29-07-16-41

8. The Olympics in an Orthodox country, About the participation of the Russian Orthodox Church in the pastoral care of athletes at the Sochi-2014, available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/3570409.html.

9. The Olympic games in Sochi and the image of Russia, Russian international Affairs Council (Official website), available at: http://russiancouncil.ru/votes/?vote_4=51.

10. Putin, V.V. Speech at the plenary session of the meeting of ambassadors on 12 July 2004, available at: http://www.mid.ru/bdomp/brp_4.nsf.

11. Tajmazov, A.V., Tsvetkov, S.A., Gotovtsev, I.I., and Kulagin, B.P. (2012), "Nanotechnology basics achieve the objective advantages of national teams of Russia in biathlon at the Olympic winter games of 2014 in Sochi", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4, pp. 165-170.

12. Four of the loudest call to boycott the Olympic games in Sochi, Free press, available at: http://svpressa.ru/post/article/80821/.

13. Shelkov, O.M. and Badrak, K.A. (2010), "Activity in the prevention of doping in sport", Adaptive physical culture, No. 3, pp. 51-53.

14. Shelkov, O.M., Baryaev, A.A., Badrak, K.A. and Evseeva, O.E. (2014), "The analysis of results of performance of a national team of the Russian Federation at the XI Paralympic Winter Games of 2014 in Sochi", Adaptive physical culture, No. 2, pp. 51-53.

15. Experts: Olympics benefited the image of Russia, available at: http://www.utro.ru/articles/2014/02/25/1178292.html.

Контактная информация: nat-markushina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.2014.

УДК 796.012.32

СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ

И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Илья Сергеевич Миронов, аспирант,

Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Дмитрий Михайлович Правдов, кандидат педагогических наук,

Ивановский государственный университет «Шуйский филиал» (ШФ ИвГУ)

Аннотация

Цель исследования - разработка способов оценки пространственной точности движений руками студентов-стоматологов в контексте их будущей профессиональной деятельности, определение взаимосвязи между показателями пространственной точности движений различными способами для обоснования подходов к разработке методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов-стоматологов на основе развития точности движений.

Ключевые слова: точность движений, профессионально-прикладная физическая подготовка, студенты-стоматологи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.