Научная статья на тему 'Олимпиада по внутренним болезням: значение в профессиональной подготовке студентов и ординаторов'

Олимпиада по внутренним болезням: значение в профессиональной подготовке студентов и ординаторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЛИНИЧЕСКИЕ ОРДИНАТОРЫ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОЛИМПИАДА ПО ВНУТРЕННИМ БОЛЕЗНЯМ / СТУДЕНТЫ / CLINICAL RESIDENTS / COMPETENCE / MEDICAL EDUCATION / OLYMPIAD IN INTERNAL MEDICINE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Е. Ю., Лобанова О. С., Рощина А. А., Ребров А. П.

Представлен опыт организации и проведения предметной олимпиады по внутренним болезням в медицинском вузе для студентов старших курсов и клинических ординаторов. Приведены возможности предметной олимпиады в высшей медицинской школе как современной образовательной технологии, способствующей созданию образовательной среды, повышению интереса к преподаваемой дисциплине и мотивации к профессиональному росту участников, формированию профессиональных компетенций, выявляющей эрудицию и степень владения конкурсантов клиническим мышлением. Проведение олимпиады студентов и клинических ординаторов позволяет мотивировать к совершенствованию в избранной специальности будущих терапевтов, формировать кадровый резерв для последующей работы в лечебных и научных коллективах, способствует преемственности между дипломным и постдипломным этапами обучения в высшем медицинском профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Е. Ю., Лобанова О. С., Рощина А. А., Ребров А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Olympiad in Internal medicine: the significance for professional training of students and residents

The article describes the experience of the organization of Olympiad in Internal medicine at the medical university for senior students and clinical residents. The paper presents the possibility of Olympiad in Internal medicine at the medical university is a modern educational technology that increases interest to the disciplines and motivation to professional development and formation of professional competencies. Such type of Olympiad helps future therapeutics to improve in their specialty and to form a personal reserve for the future work in the medical and research team, promotes continuity between students and postgraduate trainers in higher professional medical education.

Текст научной работы на тему «Олимпиада по внутренним болезням: значение в профессиональной подготовке студентов и ординаторов»

References (Литература)

1. Norkin IA, Bachteeva NCh, Mitrophanov VA. et al. Practicum for traumatology and orthopedics (study guide for the teachers of higher medical professional education), Saratov, 2011; 230 p. Russian. (Практические занятия по травматологии и ортопедии (учебно-методическое пособие для преподавателей высш. мед. проф. образования) / Норкин И. А., Бах-теева Н. Х., Митрофанов В. А. с соавт. Саратов, 2011; 230 с).

2. Norkin IA, Zaretskov VV, Levchenko KK, Fedonnikov AS, Zaretskov AV, Kireev SN. Perspectives for development of vertebrology teaching in higher medical institution. Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2015. (2): 210-212. Russian. (Норкин И. А., Зарецков В. В., Левченко К. К., Федон-ников А. С., Зарецков А. В., Киреев С. Н. Перспективы совершенствования преподавания вопросов вертебрологии в высшей медицинской школе. Саратовский научно-медицинский журнал. 2015. (2): 210-212).

3. Zueva DP, Zaretskov VV, Akimova TN, Zaretskov AV. About professional qualifications improvement of traumatologists and orthopedicians. Health care of the Russian Federation. 2010; (5): 27-29. Russian. (Зуева Д. П., Зарецков В. В., Акимова Т. Н., Зарецков А. В. О повышении профессиональной подготовленности врачей травматологов-ортопедов. Здравоохранение Российской Федерации. 2010; (5): 27-29).

4. Norkin IA, Baratov AV, Fedonnikov AS.et al. The importance of analysis of medical and social parameters of traumatic spine injuries for organization of specialized medical care. Spine surgery. 2014; (3): 95-100. Russian. (Норкин И. А., Баратов А. В., Федонников А. С. и др. Значимость анализа медико-социальных параметров травм позвоночника в организации специализированной медицинской помощи. Хирургия позвоночника. 2014; (3): 95-100.

5. Norkin IA, Zaretskov VV, Arsenievich VB. et al. High-tech solutions in surgical treatment of spine injuries and disease.

Papers of Russian research and practice conference and exhibition «High Medical Technologies». Moscow: 2007; Р 217218. Russian. (Норкин И. А., Зарецков В. В., Арсениевич В. Б. и др. Высокие технологии в хирургическом лечении повреждений и заболеваний позвоночника. Материалы Всероссийской научно-практическая конференция и выставочная экспозиция «Высокие медицинские технологии». М:, 2007; С. 217-218).

6. Zaretskov VV, Arsenievich VB, Rubashkin SA. Surgical correction of scoliosis in terms of patient progressive grown up. Khirurgiya pozvonochnika, 2007. (3): 36-38. Russian. (Зарецков В. В., Арсениевич В. Б., Рубашкин С. А. Хирургическая коррекция сколиотической деформации в условиях продолжающегося роста больного. Хирургия позвоночника, 2007. (3): 36-38).

7. Zaretskov VV. Spinal degenerative and dystrophic diseases in children and teenagers (clinical picture, diagnostics and treatment): DSс diss. Saint-Petersburg, 2003; 255 р. Russian (Зарецков В. В. Дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника у детей и подростков (клиника, диагностика и лечение): дис. ... докт. мед. наук. Санкт-Петербург, 2003; 255 с.).

8. Popkov VM, Protopopov AA, Sadchikov DV. Innovations in higher medical education. Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2014; 10: 139-141. Russian. (Попков В. М., Протопопов А. А., Садчиков Д. В. Инновации в высшем медицинском образовании. Саратовский научно-медицинский журнал. 2014; (10): 139-141).

9. Материалы портала Tuning Educational structures. [Электронный ресурс] // Доступ: http://unideusto.org/tuning/.

10. Andriyanova E.A. Social parameters of professional space in medicine. Doctoral thesis. Volgograd, 2006. Russian. (Андриянова Е. А. Социальные параметры профессионального пространства медицины: автореф. дис....докт. социол. наук. Волгоград, 2006).

УДК [616.1/.9:618.1]: [378:06.063]:614.252.1 (045)

ОЛИМПИАДА ПО ВНУТРЕННИМ БОЛЕЗНЯМ: ЗНАЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ И ОРДИНАТОРОВ

Е.Ю. Пономарева — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры госпитальной терапии лечебного факультета, доцент, кандидат медицинских наук; О. С. Лобанова — ГБОУ вПо «(Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры госпитальной терапии лечебного факультета, кандидат медицинских наук; А. А. Рощина — ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, ассистент кафедры госпитальной терапии лечебного факультета, кандидат медицинских наук; А. П. Ребров — ГБОУ ВПО «(Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующий кафедрой госпитальной терапии лечебного факультета, профессор, доктор медицинских наук.

OLYMPIAD IN INTERNAL MEDICINE: THE SIGNIFICANCE FOR PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS AND RESIDENTS

E. Yu. Ponomareva — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Hospital Therapy, Assistant Professor, Candidate of Medical Sciences; O. S. Lobanova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Hospital Therapy, Assistant Professor, Candidate of Medical Sciences; A. A. Roschina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Hospital Therapy, Assistant, Candidate of Medical Sciences; A. P. Rebrov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Hospital Therapy, Professor, Doctor of Medical Sciences.

Дата поступления — 1.02.2016 г. Дата принятия в печать — 19.05.2016 г.

Пономарева Е.Ю., Лобанова О. С., Рощина А.А., Ребров А.П. Олимпиада по внутренним болезням: значение в профессиональной подготовке студентов и ординаторов. Саратовский научно-медицинский журнал 2016; 12(2): 210-212.

Представлен опыт организации и проведения предметной олимпиады по внутренним болезням в медицинском вузе для студентов старших курсов и клинических ординаторов. Приведены возможности предметной олимпиады в высшей медицинской школе как современной образовательной технологии, способствующей созданию образовательной среды, повышению интереса к преподаваемой дисциплине и мотивации к профессиональному росту участников, формированию профессиональных компетенций, выявляющей эрудицию и степень владения конкурсантов клиническим мышлением. Проведение олимпиады студентов и клинических ординаторов позволяет мотивировать к совершенствованию в избранной специальности будущих терапевтов, формировать кадровый резерв для последующей работы в лечебных и научных коллективах, способствует преемственности между дипломным и постдипломным этапами обучения в высшем медицинском профессиональном образовании.

Ключевые слова: олимпиада по внутренним болезням, высшее медицинское образование, компетенции, студенты, клинические ординаторы.

Ponomareva EYu, Lobanova OS, Roshchina AA, RebrovAP. Olympiad in Internal medicine: the significance for professional training of students and residents. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2016; 12(2): 210-212.

The article describes the experience of the organization of Olympiad in Internal medicine at the medical university for senior students and clinical residents. The paper presents the possibility of Olympiad in Internal medicine at the medical university is a modern educational technology that increases interest to the disciplines and motivation to professional development and formation of professional competencies. Such type of Olympiad helps future therapeutics to improve in their specialty and to form a personal reserve for the future work in the medical and research team, promotes continuity between students and postgraduate trainers in higher professional medical education.

Key words: Olympiad in Internal medicine, medical education, competence, students, clinical residents.

Проведение профессиональных конкурсов используется в сфере школьного и высшего образования как в нашей стране, так и за рубежом и преследует цель профессиональной селекции: отбора наиболее талантливых, способных к развитию обучающихся [1]. Проведение предметных олимпиад по клиническим дисциплинам на протяжении многих лет осуществлялось в советской медицинской высшей школе [2], в определенной степени продолжая традицию школьных предметных олимпиад. Так, студенты Саратовского медицинского института в начале 1980-х годов регулярно участвовали в региональных, всероссийских и всесоюзных олимпиадах по терапии, становясь победителями и призерами. В 1990-е годы в связи с социальными переменами традиция проведения предметных олимпиад в масштабах регионов и страны была прервана.

С 2007 г кафедра госпитальной терапии Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского возобновила традицию проведения внутривузовских олимпиад по внутренним болезням для студентов 5-го и 6-го курсов, которая продолжается по настоящее время. В 2008 г. Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова впервые провела межрегиональную олимпиаду по терапии «Золотой стетоскоп», одним из участников которой стала команда Саратовского медицинского университета. В течение одного года опыт организации студенческих олимпиад по внутренним болезням был распространен нами и на постдипломный этап обучения. И хотя в организации нашей и межрегиональной олимпиад прослеживалось определенное сходство, все же формат проведения несколько отличался. Основное отличие заключалось в том, что на межрегиональном уровне в профессиональном мастерстве соревнуются команды, а во внутривузовской олимпиаде — отдельные студенты. Эта особенность определяет и разные подходы к организации самой олимпиады, выбору конкурсов, учету результатов и т.д.

Что принципиально дает олимпиада студенту? Зачем она нужна? Насколько она востребована в медицинском вузе, где и без олимпиады у студентов большая нагрузка? На наш взгляд, проведение олимпиады выводит учебный процесс, подготовку специалистов на принципиально новый уровень. Олимпиада дает возможность добавить в учебный процесс как раз те аспекты, которых в обычных условиях молодым людям, очевидно, и не хватает: элементы соревновательности, соперничества, проверки собственных сил, уровня своей подготовки в условиях абсолютной объективности. С точки зрения совершенствования организации учебного процесса проведение олимпиады позволяет добиться следующих целей:

— повысить интерес к преподаваемой дисциплине и мотивацию к профессиональному росту наиболее успешных и талантливых студентов;

Ответственный автор — Лобанова Ольга Сергеевна Тел.: +7 (927) 2203413 E-mail: [email protected]

— оценить степень готовности обучающихся к решению реальных проблем клинической практики в условиях ограниченного времени;

— выявить сильные и слабые стороны подготовки по внутренним болезням наиболее успешных студентов старших курсов и при необходимости внести коррективы в учебный процесс;

— интегрировать предлагаемые конкурсные задания в учебно-методический процесс и использовать их впоследствии в повседневной образовательной деятельности.

Два последних положения отражают возможности олимпиады по дисциплине в качестве современной образовательной технологии [3], используемой не только для выявления и обучения талантов, но и для построения образовательного процесса по дисциплине в целом.

На наш взгляд, достойна внимания идея изложить организационные и содержательные аспекты олимпиады по внутренним болезням, обобщив собственный многолетний опыт, который может оказаться востребованным в аналогичной деятельности коллег из других образовательных учреждений.

Итак, олимпиада по внутренним болезням на кафедре госпитальной терапии СГМУ проводится для студентов старших курсов. Студенты информируются о ней заранее: в начале учебного года на первых лекциях по терапии им сообщаются сроки проведения состязания, название и формат основных конкурсов.

Олимпиада состоит из пяти конкурсов: «Выдающиеся деятели отечественной и мировой медицины», «Решение клинических ситуационных задач», «Видеоряд с распознаванием и объяснением симптомов», «Соответствие симптомов и ситуаций», «Культура и медицина». Каждый конкурс содержит от трех до десяти заданий. Используется форма мультимедийной презентации, позволяющая не только сформулировать вопросы, но и представить видеоряд (портреты выдающихся клиницистов; иллюстративный материал по клинике внутренних болезней: фотографии симптомов в цифровом формате, ЭКГ, рентгенограммы; репродукции художественных произведений и т.п.).

Конкурс, посвященный решению клинических ситуационных задач, — один из основных, позволяющих проверить степень усвоения главных профессиональных компетенций: диагностики, планирования обследования, лечения. Оценивается умение принять решение на основе ограниченного объема информации, выбрать наиболее существенное в условиях малого количества времени, кратко и ясно выразить мысль. В конкурсе «Видеоряд» обычно предлагается 10 заданий, включающих фотографии внешних проявлений различной патологии, электрокардиограммы, результаты других инструментальных обследований и т.п. Последний из профессиональных конкурсов представляет собой один из сложных вариантов тестовых заданий, при ответе на которые требуется установить соответствие при-

Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2016. Vol. 12, № 2.

веденных симптомов и ситуаций (этиологических факторов, аспектов патогенеза, морфологии и т.п.). Обычно участникам предлагаются два задания подобного типа.

При составлении заданий всех трех профессиональных конкурсов учитывается следующее: представление в них всех разделов терапии в соответствии с количеством учебных часов; уровень сложности заданий (не менее 1/3 — повышенной сложности); наглядность и иллюстративность предлагаемого материала. Последний конкурс обращает участников к гуманитарным аспектам медицины, ее взаимосвязи с другими сферами человеческой деятельности: отечественной и мировой литературой, музыкой, кинематографией, живописью и др. Последнее необходимо прежде всего для формирования у будущих специалистов целостной ориентации в окружающем мире, грамотного восприятия культурных ценностей и в конечном счете для более полноценной социальной самореализации [4].

Каждое задание имеет временные ограничения в соответствии с уровнем сложности. За верные ответы начисляется определенное количество баллов, а также бонусов за оригинальные или наиболее полные ответы. На слайде, предваряющем конкурс, содержится разъяснение задания и регламентация времени экспозиции каждого слайда. Общая продолжительность соревнования 60-70 минут. Ответы на вопросы конкурсных заданий участники излагают на заранее подготовленных стандартных бланках.

Вопросы профессиональных конкурсов посвящены основным врачебным навыкам: распознаванию и объяснению симптомов, диагностическим предположениям, оценке лабораторно-инструментальных данных, планированию дополнительного обследования, формулировке диагностического заключения и критериев диагноза, дифференциальной диагностике, лечению и тактике ведения пациента. Таким образом, вопросы позволяют выявить степень владения будущих врачей профессиональными компетенциями, определить их эрудицию и обладание клиническим мышлением. Задания гуманитарных конкурсов предполагают наличие у соревнующихся студентов определенного уровня исторической и художественной культуры будущего врача, а иногда — способность к нестандартному мышлению, логике. Оценка ответов осуществляется также в соответствии с уровнем сложности заданий и их значимости в профессиональной подготовке.

Проведение олимпиады позволяет повысить интерес и мотивацию наиболее талантливых студентов к обучению дисциплине, стимулирует их познавательную деятельность и улучшает качество профессиональной подготовки. Участие в олимпиаде, процесс ее подготовки и проведения, обсуждение результатов с участниками — все это в немалой степени способствует созданию образовательной среды, в которой творческий потенциал обучающихся максимально реализуется. Принцип обучения на высоком уровне трудности, реализуемый для одаренных школьников, не менее актуален для образовательного процесса в высшей школе [5]. Призеры и победитель предметной олимпиады получают дополнительные баллы рейтинга по дисциплине «Внутренние болезни» и право принять участие в региональных и межрегиональных конкурсах в составе команды университета.

Спустя год от начала проведения студенческой олимпиады мы впервые провели подобное интел-

лектуальное состязание среди клинических ординаторов, избравших своей будущей специальностью терапию. Отечественных и зарубежных аналогов подобного конкурса в доступной литературе мы не встретили. Олимпиада среди ординаторов по организационной структуре, форме проведения и тематике основных конкурсных заданий принципиально не отличается от олимпиады студентов. Конечно, задания для ординаторов характеризуются более высокой сложностью, смещением акцентов на дифференциальную диагностику, коморбидность, индивидуализацию терапии. Отмечено, что ординаторы, ранее принимавшие участие в студенческой олимпиаде, не только показывают более высокие результаты, но и проявляют интерес к организации самих состязаний (подготовка банка заданий для будущих конкурсов, помощь в техническом и иллюстративном обеспечении и т.д.). Вовлечение наиболее способных учащихся в интеллектуальные состязания, в том числе в процесс их организации, создает благоприятные условия для воспитания и деятельности профессиональной и интеллектуальной элиты университета [6].

Таким образом, помимо уже рассмотренных возможностей использования технологии олимпиады в организации учебного процесса, проведение олимпиады ординаторов позволяет мотивировать к совершенствованию в избранной специальности будущих терапевтов, формировать кадровый резерв для последующей работы в лечебных и научных коллективах, способствует преемственности между дипломным и постдипломным этапами обучения в высшей медицинской школе.

Авторский вклад: написание статьи — Е. Ю. Пономарева, О. С. Лобанова, А. А. Рощина, А. П. Ребров; утверждение статьи — Е. Ю. Пономарева, О. С. Лобанова, А. П. Ребров.

References (Литература)

1. Shatunova OV, Sergeeva AB. Technology competions and olympiads among pupils as a means of diagnostics and development of their giftedness. The Education and Science journal 2014; 9: 118. Russian (Шатунова О. В., Сергеева А. Б. Конкурсы и олимпиады по технологии среди школьников как средство диагностики и развития их одаренности. Образование и наука 2014; 9: 118).

2. Naumov LB. Educational games in Medicine. M., 1986; 320 р. Russian (Наумов Л. Б. Учебные игры в медицине. М., 1986; 320 с.).

3. Romantsov MG, Mel'nikova IYu. Problem-modular training in medical university with elements of constructive pedagogy. Medical education and Professional development 2014; 3 (17): 53-58. Russian (Романцов М. Г., Мельникова И. Ю. Проблемно-модульное обучение в медицинском вузе с элементами конструктивной педагогики. Медицинское образование и профессиональное развитие 2014; 3 (17): 53-58).

4. Amirov AF, Garanina RM, Garanin AA. Enhancing students-developing potential of independent work of students of the University as a condition for the development of their subjective position. Samara: OOO «Ofort», 2014; 516 p. Russian (Амиров А. Ф., Гаранина Р. М., Гаранин А. А. Активизация лич-ностно-развивающего потенциала самостоятельной работы студентов ВУЗа как условие развития их субъектной позиции. Самара: ООО «Офорт», 2014; 516 с.).

5. Ostapenko AA, Tkach DS, Khagurov DA. How to keep the classical university education at the separation of the Bologna Process? Innovative Educational Technologies in Russia and Abroad 2014; 3; 31-46. Russian (Остапенко А. А., Ткач Д. С., Хагуров Д. А. Как сохранить классическое университетское образование в жерновах Болонского процесса? Образовательные технологии 2014; 3: 31-46).

6. Novikov AM. What is the elitist education? Narodnoe obrazovanie 2004; 1: 62. Russian (Новиков А. М. Что такое элитарное образование? Народное образование 2004; 1: 62).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.