мике русской литературы от романтизма к реализму: авто-реф. дис. ... канд. филол. наук / М.А. Зимина. - Барнаул, 2007.
7. Иоскевич, О.А. На пути к «безумному» нарративу (безумие в русской прозе первой половины XIX в.) / О.А. Иоскевич. - ГрГУ, 2009.
8. Михайлов, М.Л. Перелетные птицы / М.Л. Михайлов // М.Л. Михайлов Сочинения: в 3 т. - М., 1958. - Т. 2.
9. Соколов, А.А. Театральные болота / А.А. Соколов. -СПб., 1881.
10. Топоров, В.Н. «Господин Прохарчин». К анализу петербургской повести Достоевского / В.Н. Топоров // В.Н. Топоров Миф. Ритуал. Символ. Образ. - М., 1995.
11. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. - СПб., 1998.
УДК 821.161.1
Е.В. Куличева
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор В.А.Скрипкина
ОККУЛЬТИЗМ В РОМАНЕ В.Я. БРЮСОВА «ОГНЕННЫЙ АНГЕЛ»
Остро кризисное состояние церкви в Германии XVI века породило массовое увлечение «тайной» философией. Черный католический крест стал символом мертвого государственного устройства. Роман «Огненный ангел» - это остро болезненная реакция его автора на разложение и деградацию мира, когда высокие человеческие потенции оказываются погубленными под натиском царящего мракобесия.
Бытие, душа, Бог, магия, чернокнижие, быт.
The crisis state of church in Germany of the XVI-th century caused the mass liking for "secret" philosophy. The black Catholic cross became a symbol of a dead state system. The novel «Fiery angel» is a painful reaction of his author to world’s decomposition and degradation when high human potentialities appear ruined under the impact of reigning obscurantism.
Objective reality, soul, God, magic, black magic, life.
В рецензии, написанной по случаю выхода романа В.Я. Брюсова, А. Белый отметил два пласта, составляющих канву художественного текста: «Огненный ангел» - произведение извне историческое («звуки милой старины») изнутри же оккультное» [1, с. 93]. По справедливому утверждению Л. А. Смирновой, «в “Огненном ангеле” тесно сплетены реальность и самая безудержная фантазия» [7, с. 309]. Поиск великой любви, гармонии, истинного знания героями романа, действительно, сопряжен с занятиями оккультизмом (переговоры с нечистой силой, посещение шабаша ведьм, общение с духами). «Выразительно и изобретательно даны эти ирреальные сцены. Все в них происходит зримо, но как бы на грани действительного и кажущегося (во сне, в бреду юноши). Поэтому соседство «магического опыта с жизненным, конкретным оказывается вполне уместным», - отметила Л. А. Смирнова [7, с. 309].
Остро кризисное состояние церкви в Германии XVI века (как и в России начала ХХ) породило массовое увлечение «тайной» философией. Черный католический крест стал символом мертвого государственного устройства и откровенного разгула жестокой инквизиции. Роман «Огненный ангел» - это остро болезненная реакция его автора на разложение и деградацию мира, когда высокие человеческие устремления оказывались погубленными натиском царящего мракобесия. Героями В.Я. Брюсова руководило страстное желание обретения счастья. И сила этого желания снимает все запреты, связанные с обращением к «тайным» силам.
Интерес В. Я. Брюсова к мистическому способст-
вовал ему созданию ряда научно-фантастических произведений, правда, не опубликованных, а также осуществлению замысла исторического романа «Огненный ангел», в котором З.И. Ясинская выделяла три эпизода, раскрывающих оккультную сюжетную линию: общение Рупрехта и Ренаты с демонами посредством перестукивания (спиритический сеанс), полет Рупрехта на шабаш и продажа души дьяволу (во сне), изучение Рупрехтом магии (чернокнижие). Можно согласиться с З.И. Ясинской в том, что в произведении все оккультное, потустороннее последовательно разоблачается.
Первый миф о существовании потусторонних сил развенчивает сама Рената, признавшись Рупрехту, что роль стучащих демонов играла она, чтобы заманить его в область демонологии. Подтверждением ее слов служат следующие факты. Во-первых, ответы демонов на вопросы, которые Рената им задавала, были для нее, «как слова Спасителя для мертвой отроковицы» [3, с. 60]. Она оживала, забывала об усталости, неустанно спрашивала их об одном и том же, «чтобы слышать еще раз сладкое “да”. И когда в утвердительном стуке было для нее особенно много надежды, она с легким стоном, словно в упоении, ... на минуту замирала, как после иступленного восторга... Так продолжалось. больше часа, пока стуки, сначала став более слабыми, словно стучал некто утомившийся, не смолкли вовсе» [3, с. 60]. Неким « утомившимся» и являлась Рената, для которой важно было слышать «сладкое “да”», чтобы поселить в своем сердце веру в скорую встречу с графом Г енри-хом. Она терзала свою душу упоительными надеж-
дами, мечтами о любимом до такой степени, что доводила себя до «иступленного восторга» и, не в силах продолжать игру собственного воображения, прекращала имитировать стуки демонов.
Во-вторых, темные силы «охотно отвечали» Ренате «на все вопросы, . и нисколько не смущали их имена святых и Самого Господа Бога, произносимые» ею [4, с. 71]. Как известно, нечистая сила сразу исчезает при виде или упоминании святых, Бога. Демоны же, разговаривающие с Ренатой, даже не смутились, услышав имя Господа и имена святых, что свидетельствует об их отсутствии в комнате Ренаты и Рупрехта и доказывает сам обман девушки. В-третьих, героиня невольно выдает свой обман. Так, например, пытаясь узнать, в чем предстанет перед ней граф Генрих, она перечисляет «те уборы, какие носил» он в период их совместной жизни, и демон Элимер простым «да» подтверждает, что при встрече с Ренатой Генрих будет одет в ту же одежду, что носил когда-то. Однако прошло много времени, и граф Генрих, наверняка, сменил старый гардероб на новый.
Можно с уверенностью предположить, что Рената обманывает не только Рупрехта, но и себя, выступая в роли демона. Такой самообман приносит лишь временное облегчение героине. Осознав никчемность своего поступка, Рената ищет все новые и новые средства, которые могли бы приблизить ее встречу с графом Генрихом, жизнь без которого становится бессмысленным и тягостным существованием. Главным в жизни Ренаты является величайшее из человеческих чувств. Поэтому ради его достижения она использует различные средства. В жертву любви героиня готова отдать всю себя, свою жизнь, свою душу. Она готова на все: на унижения, на обращение за помощью к темным силам, на адские муки. Более того, Рената просит Рупрехта, единственного близкого ей человека, любящего ее всем сердцем, отправиться на шабаш и принести клятву в верности дьяволу, то есть пожертвовать собственной душой.
Рупрехт ради счастья Ренаты готов отдать свою жизнь, продать душу дьяволу, так как в нем живет, «как обжигающий уголь, . непобедимая любовь к ней» [3, с. 303]. В.Я. Брюсов детально описывает подготовку Рупрехта к шабашу, его полет и саму дьявольскую мессу. По наставлению Ренаты он запер на задвижку дверь комнаты, «тщательно закрыл полотном все щели около нее», завесил «наглухо» окно, и при свете лампочки, «раздевшись донага, . опустился на пол, на свой разостланный плащ, и стал сильно втирать себе» мазь [3, с. 77]. Она жгла тело, от ее запаха у Рупрехта начала кружиться голова, и он уже плохо сознавал, что делает. На какое-то мгновение ему пришла мысль о том, что мазь - лишь усыпительное зелье, но вдруг «все померкло», и Ру-прехт «увидел себя или вообразил», парящим над землей на мохнатом козле «из костей и мяса, с шерстью, довольно длинной и местами свалявшейся», в глазах которого было «нечто дьявольское» [3, с. 78]. Это странное и одновременно мерзкое существо доставило Рупрехта на шабаш, где он увидел получело-века-полукозла, сидящего на троне, в окружении своих приближенных. Он был «огромен ростом и до
пояса как человек, а ниже как козел, с шерстью; ноги завершались копытами, но руки были человеческие, так же как лицо, смугло-красное, словно у апача, с большими круглыми глазами и недлинной бородкой.
. на вид ему не больше сорока лет, . в выражении его что-то грустное и возбуждающее сострадание, но чувство это исчезало тотчас, как только взор переходил выше его поднятого лба, над которым из черных курчавых волос . подымалось три рога», вокруг которых была надета корона, . изливавшая тихое сияние, подобное свету луны» [3, с. 79]. Приближенные называли его мастер Леонард.
В примечании к роману В. Я. Брюсов сообщает, что мастер Леонард, иначе называемый Великий Негр, по учению демонологов (Дель-Рио, Деланкра, Бодэна и других) - демон первого чина, заведующий черной магией, постоянный председатель шабашей. Сравнение сатаны с представителем апачей (апачи -«группа индейских народов, живущих на Юго-Западе» [6, с. 27], точное указание его возраста (не более сорока лет), выражение лица («что-то грустное и возбуждающее сострадание») разоблачает сверхъестественную природу мастера Леонарда. Лишь три рога, возвышающиеся на его голове, - свидетельство дьявольского начала. На них была надета корона, которая изливала «тихое сияние», напоминающее свет луны.
Не случайно упоминание о «тихом сиянии». Подобно лучу, проникающему в комнату Агриппы, сияние от короны вначале ассоциируется со светом мудрости, мысли. Однако данное сияние тихое, что подтверждает бессилие сатаны в решении вопросов, связанных с любовью, которой, по словам Фауста, нельзя добиться силой. Именно помощи в любви искал Рупрехт у дьявола. Темные силы не наделены тем светом мудрости, светом любви, каким обладает Бог, так как Господь есть сама любовь. Ведь в Первом Соборном послании святого апостола Иоанна Богослова сказано: «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 - е Иоан. 3: 7 - 8). А в Евангелии от Иоанна сказано об истинной природе дьявола: «он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан. 8: 44). И действительно, сатана не дает ответа Рупрехту о том, где находится возлюбленный Ренаты, граф Генрих. Ведь он не может знать правды о любви, не в его власти осчастливить человека.
Более того, сатана предстает в романе жалким, ничтожным, бессильным. Его огромный рост, сильный и властный голос вначале вызывают трепет, однако, все описание этого получеловека с туловищем козла, с кривыми «когтистыми» пальцами одинаковой длины, с хвостом, как у осла, рождает устойчивое отвращение.
Также отвратительно и ничтожно окружение мастера Леонарда: «. сновало, прыгало, металось и кривлялось сотни три или четыре существ, мужчин и женщин, . а также отвратительных животных,
имевших сходство с людьми, громадных жаб в зеле-
ных кафтанах, волков и борзых собак, ходивших на задних ногах, обезьян и голенастых птиц; под ногами . вились там и сям мерзкие змеи, ящерицы, саламандры и тритоны» [3, с. 81]. В образе подчиненных мастера Леонарда: безруких демонов с крыльями, министров, «юрких существ, в красных бархатных кафтанах, унизанных .бубенчиками» [3, с. 83] -представлено общество, погрязшее в грехах, лишенное нравственных ценностей, морали. Основной целью их существования является насыщение собственной плоти едой и сексуальными потребностями: «.весь луг превратился в один оживший Содом. или в страшный дом сумасшедших, где все были охвачены яростью сладострастия и бросались друг на друга, почти не различая, кто это: мужчина, женщина, ребенок или демон, - и непобедимый запах похоти подымался от этих темных роящихся груд.» [3, с. 85].
В. Я. Брюсов со злой иронией показывает насквозь прогнившее, больное общество, в котором с раннего детства начинают гибнуть, дышать отравленным похотью воздухом дети. Л. А. Смирнова абсолютно верно подчеркнула еще одну сторону «виртуозной» сатиры автора романа «Огненный ангел»: «Глазами Рупрехта, сохранившего на бесовском пиршестве разумную наблюдательность, в “чертовом обществе” обнаружены все низменные законы человеческого бытия: ложь, фарисейство, иерархия» [7, с. 310].
Таинственный мир оккультных наук притягивал Рупрехта возможностью проникнуть в область непознаваемого. Однако сверхъестественное ночное путешествие на поверку оказывается лишь плодом его воображения. Проснувшись, герой анализирует видение, причины его вызвавшие: ядовитые испарения мази; осматривает измятый плащ, который стал таковым «от продолжительного на нем лежания человеческого тела» [3, с. 86]; ищет царапины от пляски босиком, от бега по лесу и не находит их. И главное, замечает Рупрехт, отсутствует у него клеймо, поставленное ему на грудь дьяволом. Все это говорило о том, что полет на шабаш «был только сонным видением, вызванным ядовитыми испарениями мази.» [3, с. 86].
В примечании к роману сказано, что сохранилось немало рецептов мази, которой якобы натирали себя ведьмы и ведуны перед полетом на шабаш. Иероним Карданом (1501 - 1576) даже сообщил рецепт этой мази, один состав которого вызывает ужас: сваренный жир младенца, сок опихи, волкозуб, жбаник, паслен, сажа. Тем страшнее и омерзительнее выглядят стремления к соитию с дьявольским миром, который, в сущности, ни что иное как галлюцинация.
Третий демонологический эпизод - обращение Рупрехта и Ренаты к чернокнижию вызван желанием познать законы, управляющие миром: «.в книгах, действительно стоящих внимания, мы часто не находили ответа на многие вопросы. Но природа и жизнь демонов . трудно поддаются изучению .» [3, с. 96]. Рупрехт изучает астрологию («Для вызывания мирового демона необходимо знать его имя, его ха-
рактер и его заклинание. Многие демоны ... сообщали свои имена, почему мы и знаем их, например - двенадцати демонов зодиака.» [3, с. 97]), науки математического цикла («Сила заклинания заключена в магическом значении чисел, которое разъяснил Пифагор.» [3, с. 98]). Он признается, что освоил за десять недель такую сложную науку как магия. Познакомившись с теорией данной науки, Рената и Рупрехт решают проверить свои знания на практике, провести «небезопасный опыт» [3, с. 100], к которому тщательно готовятся. Накануне эксперимента они отказываются от пищи (как во время поста), вина (ассоциация с евхаристией). Днем проведения опыта выбирают 13 ноября, пятницу, так как «демонам пятницы, . особенно свойственно возвращать женщинам любовь их возлюбленных» [3, с. 101]. Однако, несмотря на соблюдение всех условностей, эксперимент не удался, и Рупрехт вновь не смог проникнуть в тайны мироздания.
В романе демоническое дается не столько в мистическом плане, сколько в конкретно обыденном, доведенном до натуралистических деталей. Э. Литвин писал: «. черты, ведьмы и лешие - существа вовсе не мистические и выступают они в самой реальной, даже бытовой обстановке» [5, с. 148 - 149].
Тема оккультизма, получившая развитие в романе, напрямую связана с образами Ренаты и Рупрехта. Через поиски любви главными героями развенчивается могущество дьявола и его окружения, так как нечистая сила не способна ответить на вопросы о самом светлом человеческом чувстве, поскольку оно противоречит их сущности. Любовь есть Господь, который живет в душах людей. Отсутствие в человеке Бога, а значит и любви, ведет его к гибели. Любовь дает силы Рупрехту и Ренате преодолевать все препятствия, ради нее готовы на самоотречение и самопожертвование. Именно во имя любви умирает Рената, чтобы встретиться с Мадиэлем. Л.А. Смирнова подчеркнула: «Такая смерть воспринимается символом страшной участи человека в мире насилия» [7, с. 310]. Правда, сцена гибели Ренаты, как часто бывает в романе, допускает амбивалентное толкование, что вовлекает читателя не только в сопереживание, но и сотворчество.
Литература
1. Белый, А. Весы / А. Белый. - М., 1909. - № 9.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М., 2004.
3. Брюсов, В. Собр. соч.: в 7 т. / В. Брюсов. - М., 1974. - Т. 4.
4. Брюсов, В.Я. Огненный ангел: Роман. Повести / В.Я. Брюсов. - М., 2007.
5. Литвин, Э.С. Валерий Брюсов и русское народное творчество / Э.С. Литвин // Русский фольклор. Материалы и исследования. Т. VII. - М., 1962.
6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1997.
7. Смирнова, Л.А. Русская литература конца XIX - начала XX века / Л.А. Смирнова. - М., 2001.