Научная статья на тему 'ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА'

ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интелектуальнпая собственность / правила уступки / пиратство / индивидуализация / моральные права / правомочия автора.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Г Т. Абдуллаходжаев

В данной статье рассматриваются наиболее часто встречющие вопросы по передаче авторских прав третьим лицам. Нарушения в сфере авторского права в части участия различных субъектов и их отношение к объектам авторского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ПРАВ

ЧЕЛОВЕКА

Г. Т. Абдуллаходжаев

доцент кафедры социогуманитарных наук с курсом биоэтики ТГСИ к.ю.н.

АННОТАЦИЯ:

В данной статье рассматриваются наиболее часто встречющие вопросы по передаче авторских прав третьим лицам. Нарушения в сфере авторского права в части участия различных субъектов и их отношение к объектам авторского права.

Ключевые слова:: интелектуальнпая собственность, правила уступки, пиратство, индивидуализация, моральные права, правомочия автора.

Цель статьи- рассмотреть проблему по урегулированию отношений у авторов произведений по передаче имущественных прав другим лицам.

Так при продаже произведений изобразительного искусства возникают вопросы по повторному исполнению ранее проданной (картины ,композиции, объекта дизайна), такие же вопросы возникают у авторов при защите объектов интеллектуальной собственности(идея, товарный знак) как неопубликованных , так и доведенных до сведения неопределенных лиц.

Кроме того требуют решения принятие мер по урегулированию прав авторства на произведения в сфере искусства, созданные студентами в процессе учебы. В развитых странах Европейского союза это регулируется «Положением о передаче авторских прав» в котором отражены правила уступки имущественных и неимущественных прав договаривающихся сторон с указанием взаимных обязательств. При частичной уступке материальные права переходят учебному заведению (с сохранением за автором моральных прав) и заканчиваются с окончанием учебы. При полной уступке, авторскими правами на произведение переходят как правообладателю институту.

Следующим аспектом в регулировании правоотношений возникают у работников ВУЗа, создающих произведения относящихся к объектам авторского права (живопись, рисунок, миниатюра, композиция гончарного искусства, дизайнерские проекты и. т.д.). В целях обеспечения защиты прав вышеуказанных

183

категорий авторов создаются «Центры интеллектуальной собственности» на правах юридического лица, бюджет которого формируется как из бюджета ВУЗа, так и внебюджетных средств (членские взносы, гранты, спонсорская помощь, издательство и др.). Все эти действия отражены в соответствующих законах РУз. и нормах международных конвенций.

С 1993 года Узбекистан является членом Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), охватывающей более 180 стран. Присоединение в 2005 году Узбекистана как суверенного государства к Бернской конвенции по авторскому праву явилось еще одним важным шагом по созданию условий по развитию и защите прав авторов нашей страны на международной арене.[1]

В то же время плохая осведомленность населения в вопросах авторского права приводит к свободному обращению с чужой интеллектуальной собственностью, что зачастую принимает формы «пиратства» на рынке интеллектуальной собственности в республике, особенно в области киновидеопроката, средств массовой информации, в издательском деле , в сфере изобразительного искусства, дизайна ,что приводит к нигилистическому отношению к правовым нормам и существенной потери материальной выгоды от использования результатов интеллектуального труда авторов.

В этой связи возникает острая необходимость распространения знаний по основным положениям международного и национального законодательства в области авторского права. Авторское право представляют собой одну из форм защиты интеллектуальной собственности, совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования.

Согласно национальному (ст.5 ЗОАП) и международному законодательству(ст. 2 Конвенции) авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.[2] Согласно норм законодательства для появления авторского права достаточно сам факт возникновения объекта в материальной форме.

Так как авторское право является частью гражданского права отсюда следует, что его нормы регулируют отношения возникающие при передаче автором своих имущественных прав и берет под охрану непосредственно права автора. По

утверждению узбекского ученного по интеллектуальной собственности д.ю.н.,проф. Б.Тошева «Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может производиться только с согласия правообладателя» [6, 13-с]

Понятие интеллектуальной собственности получило широкое распространение в XX веке. Возникло оно еще в XVIII веке с необходимостью защиты промышленной собственности (1883г.Парижская конвенция) и авторского права ( 1886г.Бернская конвенция) под влиянием теории естественного права, которая относит ряд правомочий к природным, естественным правам человека.

Авторские права делятся на личные неимущественные (моральные) права и на имущественные (материальные) права авторов которые охраняются законами. Моральные права охватывают такие вопросы как разрешение на опубликование произведения, право на его неприкосновенность и целостность, имя, честь. В ст. 1051 ГК Р.Уз закреплены личные неимущественные (моральные) права.[5]

Автору произведения принадлежат следующие личные права:

• право признаваться автором произведения и требовать такого признания, в том числе путем указания имени автора надлежащим образом на экземплярах произведения и при любом его публичном использовании, если это практически возможно (право соавторства);

• право указывать и требовать указания на экземплярах произведения и при любом его публичном использовании вместо подлинного имени автора его вымышленное имя (псевдоним) или отказаться от указания имени (аноним) (право на имя);

• право противодействовать любому извращению, искажению или иному изменению произведения, а так же любому другому посягательству, способному нанести ущерб чести или репутации автора (право на защиту репутации автора).

Моральные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним всегда .Личные права автора по наследству не переходят. Указанные правомочия наследников сроком не ограничиваются. Кроме того, автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану личных прав.

The role of medical humanistics in quality training of a doctor

В отличие от моральных прав авторов, имущественные права имеют конкретный срок охраны длительностью 70 лет установленный законодателем. Одна из главных черт современного авторского права состоит в исключительности указанных прав.

Автору или правообладателю авторских прав на произведение принадлежат исключительные права на использование этого произведения в любой форме и любым способом.

Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

Размер и порядок начисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами авторов на коллективной основе, с пользователями.

Совсем недавно понятие "авторское право" затрагивало сравнительно небольшое число людей в мире. В основном писателей, композиторов, художников, издателей. Но по мере развития научного и художественного творчества, бурного роста духовной жизни народов появлялись всё новые и новые правообладатели, возникали различные новые направления использования произведений. Всё более активными "потребителями" произведений литературы и искусства стали радиовещание, телевидение, театр, кино, концертные залы и интернет. Теперь уже сотни тысяч людей во многих сферах использования произведений повседневно соприкасаются с вопросами авторского права.

В большинстве стран мира, так же как и в нашей стране, существует национальное законодательство, охраняющее права автора. Выработаны международные конвенционные нормы авторского права, определились основные правовые условия обмена произведениями литературы и искусства. Деятельность по охране моральных и материальных прав автора тесно связана с развитием международного культурного сотрудничества. Сама жизнь поставила в один ряд понятия "авторское право" и "культурные ценности". Конституция ставит авторское право в один ряд с основными правами и свободами граждан, провозглашёнными и охраняемыми государством.

November 23, 2024

The role of medical humanistics in quality training of a doctor

Так же можно сказать, что все субъективные авторские права в силу самой их природы являются исключительными. Иными словами, признак исключительности подлежит любому субъективному авторскому праву и выражает одну из главных присущих им черт, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому.

Создатели произведений обладают авторским правом, которое, подобно праву собственности и состоит из отдельных авторских правомочий .Только сам обладатель авторского права на произведение может решать вопрос о реализации своих авторских правомочий.

Это означает, что автор не только решает вопрос об обнародовании произведения, но и определяет, с какого момента, в каких формах объеме и пределах будет открыт доступ к произведению для неопределенного круга лиц

Заключение.

Из вышеизложенного следует, что наличие законодательных норм не означает его неукоснительного исполнения, если у каждого человека и общества в целом низкое правосознание и правовая культура. Не восприятие результатов интеллектуального труда, как товара имеющего не меньшую ценность, чем любой другой предмет потребления, своим отношением может и будет негативно отражаться на дальнейшее развитие интеллектуального труда, внедрение новых технологий, привлечение инвестиций, что в свою очередь приведет к экономическим потерям.

Для устранения негативного воздействия на систему и порядок, в целях предупреждения нарушений в данной сфере необходимо:проводить широкую разъяснительную работу среди населения, принять меры по повышению правовых знаний в средствах массовой информации с привлечением ученых, деятелей культуры и искусства, юристов, положительно сказалось бы создание специальной рубрики в журнале по освещению затронутых вопросов, введение занятий по данному направлению не только в высших учебных заведениях, но и в школах, лицеях, колледжах, организация центров интеллектуальной собственности в учебных заведениях, рассмотрение данных проблем в Центре по правам человека.

В настоящее время доходы от использования результатов интеллектуальной деятельности в некоторых развитых странах достигает от 7 до 15 % от общего товарооборота , это означает существенное пополнение бюджета нашей республики от

November 23, 2024

эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности во всех сферах жизни.

REFERENCES:

1.Конституция РУз.2023г.

2.Бернская конвенция об охране литературных и худо жественных произведений. Парижский акт. ВОИС, Женева, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.