Научная статья на тему 'Огу: подготовка кадров для экономики региона'

Огу: подготовка кадров для экономики региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ORENBURG STATE UNIVERSITY / VOCATIONAL EDUCATION / APPLIED BACCALAUREATE / INTERACTION WITH REGIONAL ENTERPRISES / ENGINEERING SPECIALISTS RETRAINING / PRACTICE-ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

The rector of Orenburg State University has granted an interview to the journal. The main themes covered the issues concerning the role of the university in the regional development, university’s responsiveness to the interests and requirements of the main stakeholders in vocational education. The university became the winner of the competition “Cadres for regions” conducted by the Ministry of education and science of Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Огу: подготовка кадров для экономики региона»

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

ОГУ: подготовка кадров для экономики региона

гП

Оренбургский государственный университет - один из крупнейших вузов Приволжского федерального округа, более полувека ведущий подготовку квалифицированных специалистов для региона. Вуз был организован в 1971 г. на базе действующего с 1955 г. Оренбургского филиала Куйбышевского индустриального института как Оренбургский политехнический институт. В 1994 г. вуз был преобразован в Оренбургский государственный технический университет, а в 1996 г. - в Оренбургский государственный университет. Сегодня это динамично развивающийся многопрофильный университет.

ОГУ осуществляет образовательную деятельность по широкому спектру направлений и специальностей в сфере среднего, высшего и дополнительного профессионального образования на основе интеграции образования, научных исследований и производства. Являясь одновременно исследовательским, профессиональным и культурным центром Оренбуржья, университет ставит своей главной целью подготовку специалистов, научных и научно-педагогических кадров, соответствующих мировым квалификационным требованиям. Контингент обучающихся в ОГУ вместе с филиалами и колледжами составляет более 30 тыс. человек. Ежегодный выпуск специалистов - около шести тысяч человек.

Университет реализует образовательные программы по 74 направлениям подготовки бакалавриата, 35 направлениям подготовки магистров, семи специальностям высшего образования, 17 специальностям среднего профессионального образования по ФГОС, а также по программам дополнительного профессионального образования. Подготовка аспирантов ведется по 57, а докторантов - по семи научным специальностям. В ОГУ функционируют шесть докторских советов по защите диссертаций.

Гибко реагируя на образовательную ситуацию в стране, вуз выстраивает стратегию оптимального развития. В настоящее время университет имеет шесть филиалов в Оренбургской области и Республике Башкортостан, в его структуре пять колледжей. Образовательная система головного вуза включает 17 факультетов и аэрокосмический институт. В состав университета входит и ряд специализированных подразделений, таких как межотраслевой региональный центр повышения квали-

102

Высшее образование в России • № 7, 2014

фикации и профессиональной переподготовки специалистов, центр информационных технологий, центр коллективного пользования приборным оборудованием «Институт микро- и нанотехнологий ОГУ », научно-исследовательские институты биоэле-ментологии, региональной экономики, строительного материаловедения, истории и этнографии Южного Урала.

Имея развитую инфраструктуру, университет предоставляет в распоряжение обучающихся головного вуза 21 корпус. Социально-культурную компоненту образовательного процесса представляют студенческий центр ДК «Россия», учебноспортивный комплекс «Пингвин», дворец юных техников «Прогресс», открытые спортивные площадки, стадион «Прогресс», семь общежитий и другие структуры. Ежегодно в Оренбурге в университетском санатории-профилактории проходят оздоровление более одной тысячи студентов.

В ОГУ создана, действует и развивается уникальная корпоративная автоматизированная информационно-аналитическая система вуза, которая позволяет осуществлять оперативный, перспективный и ретроспективный анализ деятельности университета на основе различных сведений, накопленных в базе данных за значительный период времени. Современная научно-исследовательская база университета обеспечивает выполнение научных работ по 16 отраслям наук, 55 научным направлениям, создает возможность активного участия вуза в федеральных целевых научных и научно-технических программах, а также в конкурсах грантов, проводимых министерствами, ведомствами и научными фондами. ОГУ постоянно совершенствует образовательную систему, а также процесс планирования и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.

На вопросы главного редактора журнала Михаила Борисовича Сапунова отвечает ректор Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор Владимир Петрович Ковалевский.

- Владимир Петрович, мы уже неоднократно встречались с Вами на страницах нашего журнала и говорили о возрастании значимости «третьей роли» университета - решении задач регионального развития, учете требований и интересов основных стейкхолдеров профессионального образования. Наша сегодняшняя встреча проходит в новых условиях. Университет участвовал в конкурсе «Кадры для регионов», проводимом Минобрнауки России, вошел в число победителей. Какие задачи стоят перед вузом в этой связи? Какие новые направления развития университета Вы считаете перспективными?

- Михаил Борисович, в первую очередь хотел бы отметить полезность той работы, которую ведет журнал «Высшее образование в России». Рубрика «Из жизни вуза» стала своеобразной «выставочной площадкой » для смотра достижений, а также дискуссионным клубом, где представлены, обсуждаются и решаются многие актуальные проблемы, исследуются образовательные и организационные новации и опыт их внедрения в российских вузах. Это не только интересно, но и необходимо для системы отечественного высшего образования.

Наш университет успешно выполняет задачи, намеченные Программой стратегического развития ОГУ на 2011-2016 годы. Прежде всего следует отметить, что университет находится в Оренбургской области, на границе Европы и Азии, России и Республики Казахстан, Урала и Поволжья. Поэтому долгосрочные цели нашей программы ориентированы на потребности и нашей области, и граничащих с ней территорий. Условия регио-

Из жизни вуза

103

на требуют от высшей школы готовить квалифицированные кадры, способные разрабатывать и внедрять крупные инновационные проекты, новейшие технологии производства, эффективно использовать продукты переработки природных ресурсов. Именно такие задачи были отражены в нашем проекте, представленном на конкурс «Кадры для регионов » Минобрнауки России.

В проекте ОГУ «Совершенствование подготовки кадров для приоритетных направлений развития экономики Оренбургской области на основе кластерной модели» выделены важнейшие для нашего региона аспекты социально-экономического и промышленного развития: машиностроение, строительство и энергетика. Университет постоянно наращивал сотрудничество с предприятиями этих отраслей, но новым направлением стало кластерное взаимодействие с ведущими работодателями региона на базе современных образовательных технологий.

В проекте определены образовательные программы высшего и дополнительного профессионального образования, которые соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации, критическим технологиям. Так, нами предполагается модернизация подготовки по такому приоритетному направлению развития экономики Оренбургской области, как «Транспортные, авиационные и космические системы», также будут обновлены программы подготовки инженеров-стро-ителей и разработан новый профиль подготовки - «Автодорожные мосты и тоннели» . Этого требует анализ рынка труда Оренбургской области, состояние дорог и мостов, приоритетное финансирование государством программы «Дороги России». Правительством Оренбургской области проводится активная политика в сфере энергосбережения, где одной из важных задач является разработка и внедрение энергосберегающих технологий и оборудования. С учетом этой кадровой потребности будет существенно обновлена образовательная программа по направлению «Электроэнергетика и электротехника» (профиль «Электроснабжение »).

- Вы затронули тему модернизации содержания образования, но в последние годы и его структура существенно изменилась.

Уровневое высшее образование стало реальностью, и сейчас ряд университетов реализуют программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр». Как ОГУ готовится к введению этой новой квалификации?

- Введение прикладного бакалавриата в российских вузах вызывает определенные сложности. Проблемами остаются: обеспечение качественного освоения студентами рабочих профессий, полноценная производственная практика, разработка учебнометодических документов в отсутствие утвержденных ФГОС прикладного бакалавриата. Сегодня каждый университет сталкивается с целым рядом общих и специфических проблем.Следует отметить такую общую для вузов проблему, как разрыв

104

Высшее образование в России • № 7, 2014

между уровнем подготовки кадров в профессиональном образовании и уровнем производственных технологий, особенно в организациях машиностроительного, химического и агропромышленного комплекса. Учебно-материальная база многих образовательных организаций не соответствует требованиям опережающей подготовки кадров, запросам работодателей.

В этой связи могу сказать, что наш вуз изначально функционировал как политехнический институт, но требования социально-экономического развития определили иную стратегию - создание многопрофильного университета. В то же время, работая в условиях Оренбургской области и граничащих с ней территорий, мы продолжали наращивать инженерно-технические направления подготовки, поскольку предприятиями промышленного комплекса области создается до 60% валового регионального продукта. Именно поэтому среди задач нашего проекта в конкурсе «Кадры для регионов » мы заявили организацию прикладного бакалавриата и сейчас интенсивно ведем работу в этом направлении.

Уже разрабатывается программа прикладного бакалавриата по направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Мы планируем ее сетевую реализацию для машиностроительного сектора экономики Оренбургской области; разработаны учебный план и характеристика этой программы в соответствии с проектом ФГОС ВО и учетом запросов машиностроителей Оренбургской области, потребностей работодателей, связанных с проблемой создания прототипов новых изделий машиностроительного производства и развитием новых аддитивных технологий. Соответственно, в образовательной программе сформулированы дополнительные профессиональные задачи, создана лаборатория быстрого прототипирования, где в распоряжение студентов предоставлен SD-принтер, а лаборатория комплексных измерений сложных изделий оснащена координатно-измерительной машиной современного типа. Такая практико-ориентированная подготовка прикладного бакалавра будет основана на взаимодействии с предприятиями-работодателями.

- Владимир Петрович, Оренбургский государственный университет давно и устойчиво взаимодействует с региональным промышленным производством. Как сейчас развивается это сотрудничество?

- Оренбургским государственным университетом налажены связи более чем с 400 предприятиями Оренбургской области и других регионов, с 254 из них заключены договоры о сотрудничестве. Партнерство ОГУ и работодателей способствует укреплению конкурентных преимуществ нашего региона, развитию инновационных форм предпринимательства и укреплению экономики региона.

В университете на постоянной основе системно реализуются различные формы взаимодействия с предприятиями-работодателями региона, ведется мониторинг. Могу назвать такие традиционные формы сотрудничества, как долгосрочные договоры с предприятиями и организациями на проведение целевых наборов абитуриентов, дополнительное профессиональное образование, повышение профессиональной квалификации специалистов, переподготовка кадров для предприятий. У нас широко практикуются организация и проведение экскурсий, научно-практических конференций, семинаров, круглых столов с привлечением работодателей.

Среди успешных инноваций могу отметить систему подбора специалистов из числа студентов и выпускников на вакантные должности, постоянно обновляющиеся сайты вакансий, оказание информационно-консультационных услуг, создание и развитие сетевых образовательных программ, оказание консалтинговых услуг, проведение на базе ОГУ ярмарок вакансий, презентаций компаний.

Из жизни вуза

105

В результате такой системной работы ОГУ признан победителем областного конкурса «Лидер качества Оренбуржья - 2013» в номинации «За высокую социальную эффективность», а наши студенты имеют самые широкие в Оренбургской области перспективы трудоустройства. В число постоянных партнеров университета входят передовые предприятия региона: ОАО «ПО “Стрела”», ООО «Газпром добыча Оренбург», ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС », ОАО «Оренбургские авиалинии » и др. Этот список растет, новыми партнерами ОГУ в этом году стали Южно-Уральский филиал ООО «Газ-промэнерго», ООО «СПЕКТР-ГРУПП», ООО «Руссоль», ОАО «Газпромбанк» и др.

- Владимир Петрович, сейчас остро стоит проблема переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров. Можете поделиться своим опытом их решения?

- Оренбургский государственный университет ведет подготовку и переподготовку инженерных кадров более 50 лет, и это единственный вуз региона, обеспечивающий многоуровневую подготовку. В стенах нашего вуза выпускник школы может освоить программы среднего профессионального образования, а затем продолжить обучение на уровне высшего образования. Ведущие специалисты предприятий энергетики, машиностроения и строительного кластера и профессорско-преподавательский состав ОГУ по этим направлениям подготовки представлены преимущественно выпускниками университета.

Повышение квалификации инженерных кадров - вопрос действительно сложный. Ежегодно в ОГУ реализуется более 50 программ дополнительного профессионального образования, половина которых приходится на приоритетные направления развития экономики региона. Мы не только внимательно изучаем передовые инженерные технологии, но и реализуем их на базе современных педагогических подходов. Программы повышения квалификации инженерных кадров должны быть гибкими, мобильными, актуальными, и поэтому они строятся на основе модульной и интерактивных технологий, кластерного взаимодействия.

В чем состоит проблема такой подготовки? Например, в отборе содержания образования. В настоящее время мы находимся в ситуации неопределенности как в отношении ФГОС ВО 3+, так и в отношении профессиональных стандартов. В этой связи приходится отслеживать требования работодателей в ходе мониторингов, опросов, встреч, круглых столов. Наверное, эти требования носят региональный характер, но все программы разрабатываются именно в соответствии с целевыми запросами заказчиков.

Оренбургский государственный университет имеет большие возможности для развития системы переподготовки и повышения квалификации как по инженерным, так и по другим востребованным в регионе направлениям подготовки. Большой опыт в этой области накоплен в таких структурах вуза, как межотраслевой регио-

106

Высшее образование в России • № 7, 2014

нальный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, факультет повышения квалификации преподавателей, факультет дистанционных образовательных технологий. Проект «Кадры для регионов » предусматривает создание и реализацию различных программ магистратуры и повышения квалификации в рамках кластерного взаимодействия. Учебный процесс осуществляется штатным профессорско-преподавательским составом университета, а также ведущими учеными, специалистами и работниками инновационных предприятий отрасли. Так, в сфере энергосбережения и энергоэффективности к разработке образовательных программ привлечены ведущие специалисты предприятий ООО «Уралэлектрострой», ООО «Газпром добыча Оренбург », ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть ». В результате образовательная программа насыщена новейшей профессиональной информацией, будет реализована на современном лабораторном оборудовании и обеспечена в полном объеме методическими пособиями и практикумом.

ОГУ- это многопрофильный вуз, поэтому фундаментальные и прикладные исследования экономического, юридического, педагогического, математического, физического, филологического и других направлений подготовки гарантируют качество научной составляющей магистерских программ. Да и в учебном плане программ повышения квалификации, кроме специальных дисциплин, представлены такие курсы, как «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение энергосбережения», «Методика проведения энергоаудита», «Экономические вопросы энергосбережения» и другие; все они ориентированы на развитие общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся.

В области повышения квалификации наших преподавателей мы активно взаимодействуем с зарубежными партнерами, а в рамках проекта «Кадры для регионов » работаем во взаимодействии с российскими научно-образовательными центрами, такими как Самарский государственный архитектурно-строительный университет, МГТУ «СТАНКИН », Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ).

- Вернемся к проблемным точкам организации высшего образования. Наболевшие вопросы обновления библиотечных ресурсов, модернизации материально-технической, компьютерной и лабораторной базы актуальны для многих российских вузов. Как решаются эти проблемы у вас?

В первую очередь я должен сказать, что Оренбургский государственный университет может гордиться своей научной библиотекой. Ее здание стало достопримечательностью Оренбурга. В научной библиотеке ОГУ хранится свыше 1 млн. томов литературы, сформирован электронный библиотечный фонд, включающий электронные полнотекстовые документы, а также электронный архив фото-, видео- и аудиоматериалов. Это один из наиболее современных автоматизированныхинформационно-библиотечных вузовских центров России. Благодаря ему в университете созданы условия для проведения образовательных и научно-практических мероприятий и выполнения научно-исследовательских работ.

Безусловно, необходимы инновационные решения в сфере модернизации базы университетов, которая устаревает и морально, и физически. В проекте «Кадры для регионов » мы ставим задачи развития инфраструктуры образовательного кластера за счет создания профильных лабораторий и регионального ресурсного центра современного лабораторно-производственного оборудования. Например, вскоре будет открыта лаборатория «Энергоаудит» электроэнергетического факультета, оснащенная новыми учебно-лабораторными стендами и лабораторным оборудованием, таким как «Тепловизор Testo 890-2 », «Газоанализа-

Из жизни вуза

107

тор KIMO KIGAZ 300». Здесь будут организованы учебные рабочие места энергоаудиторов с компьютерной техникой и программным обеспечением. Новыми лабораториями, компьютерами, стендами, рабочими местами, программно-методическими комплексами пополнятся Аэрокосмический институт и архитектурно-строительный факультет.

- Владимир Петрович, университет - это живой организм. Какие изменения в нем произойдут в ближайшей перспективе? Насколько они характерны для высшего образования в России?

- Перспективным для университета я считаю оптимизацию его структуры и создание базовых кафедр для практической подготовки студентов на площадках предприятий реального сектора экономики. Там студенты смогут осваивать конкретные технологии. Актуальными являются сетевые формы взаимодействия вузов и предприятий, в том числе создание и реализация совместных образовательных программ.

Наши задачи не ограничиваются реалиями региона. Мы должны видеть перспективы, прогнозировать динамику и вектор развития дальше, чем на учебный год в границах Оренбургской области. Я уверен, что реализация проекта «Кадры для регионов » не станет проходным мероприятием в нашей практике. Наукоемкие образовательные программы получат дальнейшее развитие в рамках бакалавритата, магистратуры, аспирантуры и охватят большое число специалистов региона через систему повышения квалификации. Уже в рамках проекта доля выпускников, обучившихся по обновленным программам и трудоустроенных в региональных организациях, достигнет 65%. Мы планируем значительно расширить спектр научных исследований в новых лабораториях в составе регионального ресурсного центра лабораторно-производственного оборудования.

Опыт разработки новых образовательных программ компетентностного формата будет широко использован в наших филиалах. Апробированные образовательные технологии пополнят методический ресурс университетских кафедр.

Университет ставит амбициозные цели, и их достижение нам вполне по силам.

KOVALEVSKIY V.P. TRAINING OF QUALIFIED SPECIALISTS AT ORENBURG STATE UNIVERSITY

The rector of Orenburg State University has granted an interview to the journal. The main themes covered the issues concerning the role of the university in the regional development, university’s responsiveness to the interests and requirements of the main stakeholders in vocational education. The university became the winner of the competition “Cadres for regions” conducted by the Ministry of education and science of Russian Federation.

Keywords: Orenburg State University, vocational education, applied baccalaureate, interaction with regional enterprises, engineering specialists retraining, practice-oriented education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.