28 См.: Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1984. С. 34.
29 См.: ЛьвовС.А. Теория правового государства Б.А. Ки-стяковского: Критический анализ // Правоведение. 1983. № 5. С. 93-95.
30 См.: Амелин В.Н. Власть как общественное явление // Политика: Проблемы теории и практики : в 2 ч. Ч. 2 / отв. ред. С.В. Браттинов. М., 1990 ; Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный
механизм социального общения // Полис. 1996. № 3; Здравомыслов А.Г. Проблемы власти в современной социологии // Многообразие интересов и институты власти / отв. ред. А.Г. Здравомыслов. М., 1993.
31 См.: Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999. С. 280-392.
32 См. подр.: Назимов Н. Реакция в Пруссии. Ярославль, 1886. С. 39-90.
33 См.: Lafebvre G. La Revolution fransaise. Paris, 1951.
УДК 342.72/73(470+571)
ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
с. В. деманова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы установления ограничений реализации конституционного права на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Ключевые слова: бесплатное высшее образование, конкурс, ЕГЭ, вступительные испытания, субъекты образовательного процесса.
Constitutional Law Restriction on Free Higher Education in Russia
s. V. Demanova
The article deals with the problems of placing limitations on realization of constitutional law for receiving free higher education on a competitive basis in state and municipal educational institutions for higher professional training.
Key words: free higher education, competition, centralized testing, entrance examinations, subjects of educational process.
Конституция РФ гарантирует каждому на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (п. 3 ст. 43), из чего следует установление таких ограничений на получение бесплатного высшего образования, как прохождение конкурса и статус вуза, оказывающего образовательные услуги. Однако эти ограничения не являются исчерпывающими. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает дополнительные ограничения: получение образования данного уровня впервые, наличие гражданства РФ (п. 4 ст. 2)1. Следовательно, можно говорить о наличии ряда ограничений по реализации конституционного права на получение бесплатного высшего образования.
Конкурсный ценз. Конкурс имеет целью отобрать наилучших из числа его участников за право обучаться за счет бюджетных средств. Начиная с 2009 года прием в высшие учебные заведения на первый курс по программам подготовки специалиста и бакалавра проводится только по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ)2, минимальный уровень которого устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки3. Следует заметить, что у вуза есть право устанавливать собственную шкалу, которая не может быть ниже минимального уровня. Как правило, вузы этого не делают, поскольку в условиях сложившейся демографической ситуации приходится «бороться» за каждого студента. Приемные кампании последних двух лет показали, что структура бюджетных мест не соответствует интересам абитуриентов, конкурса по отдельным группам специальностей и направлений подготовки нет и вуз зачисляет «всех желающих» с достаточно низким средним баллом по ЕГЭ. Так, например, высокий балл (не ниже 70) наблюдается на гуманитарном и социальном направлениях (политология, журналистика, культурология, международные отношения, юриспруденция, история), а по инженерным направлениям, таким как строительство, приборостроение, электротехника, - ниже, по направлению «нанотехнология» - 59,8, по специальности «математика» - 55, в Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения средний балл по зачисленным на бюджетные места составил 39,14. Таким образом, можно сказать, что ценз конкурса в ряде случаев не выполняется и вузы вынуждены «закрывать» бюджетные места любым способом, в результате чего страдает качество образования.
Необходимо отметить, что конкурсный ценз распространяется не на всех, законом устанавливается круг лиц, пользующихся правом внеконкурсного приема в вузы5. Такие лица не проходят
конкурсного отбора, а лишь обязаны сдать вступительные испытания не ниже установленного минимума. К такой категории относятся в том числе дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которые обязаны предоставить справку об установлении инвалидности и заключение об отсутствии противопоказаний для обучения в вузе, выданные федеральным учреждением медико-социальной экспертизы6. Однако возникает вопрос, каким образом медицинские работники могут устанавливать ограничения в освоении образовательной программы? Например, в США предварительные обследования психического или физического здоровья запрещаются, однако вуз может на конфиденциальной основе проводить обследование лиц с ограниченными возможностями, в ходе которого выявляется потребность в дополнительных условиях или технических средствах. В некоторых случаях университет может отказать абитуриенту в приеме, если существует «значимый риск» рецидива, который сделает абитуриента неспособным к выполнению требований образовательной программы7. Таким образом, сам вуз принимает решение о зачислении абитуриента. На наш взгляд, следует учесть опыт США для дальнейшего усовершенствования механизма приема в высшие учебные заведения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках развития инклюзивного образования. Для этого следует включить в состав комиссии по медико-социальной экспертизе представителя вуза, который сможет квалифицированно определить возможности освоения абитуриентом образовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (прохождение различных видов практик, лабораторных и практических занятий в специализированных лабораториях с использованием оборудования и приборов для проведения инструментальных исследований и др.) с целью получения необходимых компетенций по соответствующему направлению подготовки (специальности).
Кроме того, необходимо отметить, что в конкурсе участвуют лица, которые принимаются в вуз без вступительных экзаменов8, и участники целевого приема. Количество мест для целевого приема на каждое направление подготовки (специальности) не должно превышать 20% от общего количества бюджетных мест по каждому направлению подготовки (специальности) соответственно. В рамках целевого приема организовывается свой конкурс (не менее двух человек на место). Однако итоги приемной кампании 2010 года показали, что баллы по ЕГЭ «целевиков» значительно ниже, чем участников общего конкурса. В этой связи Рособрнадзор предлагает снизить количество мест, выделяемых для целевого приема, до 15% (для сравнения: в 2009 году было 30%)9.
Приведенные данные говорят о том, что на практике конкурсный ценз не всегда достигает
своей цели - зачисление наиболее способных и подготовленных абитуриентов к освоению образовательных программ высшего профессионального образования на бюджетной основе.
Ценз статуса образовательного учреждения. В соответствии с законодательством получение бесплатного высшего образования возможно в государственных или муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования10. Обеспечение бюджетного финансирования осуществляется через лицевые счета Казначейства РФ. В отличие от действующего Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в новом проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено бюджетное финансирование не только государственных и муниципальных образовательных учреждений, но и имеющих государственную аккредитацию частных образовательных организаций (ст. 87)11. Таким образом, перспектива принятия нового закона расширяет права граждан на получение бесплатного высшего образования. Однако следует заметить, что в случае принятия данной нормы закон вступит в противоречие с п. 3 ст. 43 Конституции РФ, где четко установлено: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».
В данной статье Конституция предусматривает получение бесплатного высшего образования и на предприятии12. В законодательстве эта норма не нашла своего развития, хотя на практике реализовывается. На наш взгляд, данная норма была заимствована из Конституции РФ 1978 г. не конкретным текстовым содержанием, а исходя из социально-экономических условий данного периода. Надо сказать, что в 1960-е годы стал создаваться новый тип учебного заведения - заводы-втузы13. Как правило, студенты совмещали производственную работу на предприятии и обучение в вузе. Заметим, что первые заводы-втузы (вузы с особой организацией учебного процесса и узкой практической направленностью обучения) были созданы еще в СССР в 1930 г., но не получили развития). Таким образом, заводы-втузы - это яркий пример связи образования с практикой, то есть соответствия содержания образования запросам работодателей. В СССР было пять заводов-вту-зов14, которые успешно вели подготовку кадров для промышленности. Ряд абитуриентов принимались в завод-втуз по договорам с предприятиями, т.е. втузами использовалась договорная форма подготовки инженеров (целевой прием). В период с 1993 по 2000 гг. заводы-втузы были переименованы, некоторые из них получили новый статус15. В настоящее время некоторые из «заводов-втузов» успешно применяют накопленный опыт в современных образовательных условиях и используют интегрированную форму обучения. Так, например,
в Санкт-Петербургском институте машиностроения после трех семестров обучения по очной форме студенты переходят на вечернее обучение в течение одного семестра. Студенты получают одну из профессий (например сварщика), затем продолжают обучение по очной форме обучения для изучения основ будущей специальности, далее снова трудоустройство (технологи, младшие инженеры и др.). В Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» (СибГАУ)16 также применяется интегрированная система обучения, студенты проходят производственную практику в общей сложности в течение двух лет на наукоемких базовых предприятиях космической отрасли. Таким образом, можно сказать, что созданная в 60-х годах система «завод-втуз» достигла определенных успехов в подготовке кадров для промышленности, но с учетом социально-экономических преобразований изменилась и утратила свое значение, сейчас успешно развивается уже в форме интегрированной подготовки кадров в высших учебных заведениях для многих отраслей промышленности в специализированных вузах. Особо следует отметить опыт Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева» (ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»), который осуществляет обучение в вузах на условиях целевой контрактной подготовки специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса на бюджетной основе при условии заключения контракта между предприятием и студентом17. При этом студент по условиям контракта обязан отработать в «Космическом центре» не менее трех лет после успешного завершения учебного заведения18. На наш взгляд, следует привести в соответствие п. 4 ст. 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании» с нормой Конституции РФ «Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и на предприятии...» (курсив наш. - С.Д.).
Ценз первичности получения бесплатного высшего образования. Конституция РФ не ограничивает получение высшего образования на бесплатной основе, однако законодательство устанавливает ограничение - получение бесплатного высшего образования впервые. Лица, получившие однажды высшее образование на коммерческой основе, ограничены в праве получить следующее высшее образование бесплатно. По мнению А.И. Порфирьева, данное ограничение нарушает ч. 3 ст. 17 Конституции РФ «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц»19.
Однако решения Конституционного суда РФ подтверждают данное ограничение: «...федеральный законодатель, устанавливая гарантии прав граждан в области высшего профессионального образования с учетом имеющихся у государства финансовых ресурсов в целях обеспечения для лиц, не имеющих высшего образования, бесплатного получения такого образования, вправе предусмотреть в качестве условия обучения граждан в государственных и муниципальных высших учебных заведениях за счет бюджетных средств получение гражданином образования данного уровня впервые»20. Кроме того, «одновременное участие в конкурсе лиц с высшим образованием и лиц, его не имеющих, не обеспечивало бы последним равных возможностей для поступления в вуз, т.е. делало бы его менее доступным, а следовательно, ущемляло бы их право на получение бесплатного высшего образования. В целях обеспечения законных интересов таких лиц ограничение законом прав граждан, имеющих высшее образование, в получении второго бесплатного высшего образования вполне правомерно»21. Полностью поддерживая позицию Конституционного суда РФ, считаем, что справедливого конкурса между абитуриентами, впервые получающими бесплатное высшее образование и уже имеющими его, быть не может. Совершенно очевидно, что лица, уже имеющие высшее образование, являются более подготовленными.
Следует сказать, что законодательство предоставляет возможность неоднократно получать бесплатное высшее образование особой категории граждан (военнослужащим)22. Позволим согласиться с мнением О.Б. Стерликовой, что военная служба часто связана с риском для здоровья, а порой и жизни, специфика военной службы и характер военно-служебных отношений уже сами по себе ведут к фактическому ограничению прав и свобод военнослужащих как граждан страны. Поэтому имеющиеся ограничения компенсируются военнослужащим установленной системой государственных гарантий и льгот23, в том числе и в сфере образования на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования24. Однако необходимо урегулировать вопрос финансирования получения бесплатного высшего образования военнослужащими, уже имеющими высшее военное образование, так как государственным и муниципальным высшим учебным заведениям в рамках контрольных цифр приема не выделяются дополнительные бюджетные места для данной категории граждан. Поэтому необходимо предусмотреть выделение дополнительных целевых бюджетных средств на получение высшего образования военнослужащими в государственных и муниципальных вузах с их оплатой из средств, выделенных Министерству обороны РФ.
Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (п. 5 ст. 19)25 установлено право внекон-
курсного зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний гражданам, уволенным с военной службы и поступающим в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования по рекомендациям командиров. Однако образовательное законодательство ограничивает указанных лиц в выборе высшего учебного заведения, предоставляя им право внеконкурсного поступления только в высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы. Порядок приема также не предусматривает такой льготы для данной категории граждан, что неизбежно приводит к конфликтам в правоприменительной практике. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» не может регулировать отношения, связанные с образовательной сферой, в законе должны содержаться отсылочные нормы. В данном случае приоритетом в образовательной сфере должны быть нормы Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании», так как «в соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы»26.
Ценз гражданства. Образовательное законодательство устанавливает особый порядок приема и подготовку иностранных граждан в высших учебных заведениях за счет бюджетных средств27. В соответствии с Порядком приема28 к иностранным гражданам относятся также лица без гражданства, соотечественники, проживающие за рубежом. Иностранных граждан, поступающих для обучения за счет средств соответствующего бюджета, можно разделить на две категории:
- в пределах установленной Правительством РФ квоты29 по направлениям Министерства образования и науки РФ;
- на условиях общего конкурса в соответствии с международными договорами РФ и межправительственными соглашениями РФ и
30
другими нормативными актами .
Необходимо отметить, что за последние пять лет квоты по приему иностранных граждан и соотечественников за рубежом увеличились с 7 тыс. человек31 до 10 тыс. человек в год. Таким образом, можно констатировать, что экспорт образовательных услуг, в том числе и в страны СНГ, постоянно расширяется, что является закономерным в современных условиях глобализации и подтверждает достаточно высокий уровень российского образования. В настоящее время в Российской Федерации обучаются 57,2 тыс. учащихся из стран СНГ (в том числе 23,9 тыс. по бюджету), что составляет 56% от общего числа иностранных учащихся32.
Таким образом, проведя анализ норм Конституции и образовательного законодательства, можно говорить о наличии ряда ограничений по реализации конституционного права на получение бесплатного высшего образования: конкурсный ценз, ценз статуса образовательного учреждения,
ценз первичности и ценз гражданства. Однако нечеткая правовая регламентация данных отношений приводит к тому, что правовые нормы трактуются по-разному, в том числе и в организациях, обеспечивающих получение бесплатного высшего образования как гражданами РФ, так и другими лицами.
Примечания
1 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35. ст. 4135; 2010. № 31, ст. 4167.
2 Порядок приема граждан устанавливает круг лиц, прием в вуз которых осуществляется по вступительным испытаниям, проводимым самостоятельно (например, имеющих среднее (полное) общее образование, полученное до 1 января 2009 г.; имеющих среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств; по программам подготовки магистра и др. Результаты всех вступительных испытаний, в том числе дополнительных вступительных испытаний, оцениваются по стобалльной шкале) (См.: Приказ Минобразования и науки РФ от 21.10.2009 г. № 442 (ред. от 11.05.2010 г.) «Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования» // Рос. газ. 2009. 16 дек.; Рос. газ. 2010. 23 июня). Кроме того, вузы могут проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности (см.: п. 1 ст. 11. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федер. закон Рос. Федерации от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 27 июня 2010 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4135; 2010. № 31, ст. 4167). МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности по направлениям подготовки (специальностям), которые определяют самостоятельно (см.: ч. 4 ст. 4 О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете: федер. закон от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 46, ст. 5418).
3 Так, например, минимальный балл в 2010 г. по обще-ствознанию составил 39; по математике - 21; по русскому языку - 36; по истории - 31 балл // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. [официальный сайт]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/ru/ press_center/news/mdex.php?id40=2394&from40=2 (дата обращения: 25.10.2010).
4 См.: АгроновичМ. Инженерным вузам достаются троечники // Рос. газ. 2010. 03 сент.
5 Дети-сироты и дети, о ставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ; граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по кон-
тракту в Вооруженных силах РФ и др. (см.: п. 3 ст. 11 О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 27 июля 2010 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4135; 2010. № 31, ст. 4167.
6 См.: Приказ Минобразования и науки РФ от 21.10.2009 r. № 442 (ред. от 11.05.2010 г.) «Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования» // Рос. газ. 2009. 16 дек.; Рос. газ. 2010. 23 июня.
7 См.: НиколаевБ.В. Конституционно-правовой принцип равноправия в системе высшего образования США. М., 2009. С. 147.
8 Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, и др. (см.: п. 3 ст. 11 О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 27 июля 2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4135; 2010. № 31, ст. 4167; Приказ Минобразования и науки РФ от 22.10.2007 г. № 285 (ред. от 06.10.2009) «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников» // Рос. газ. 2007. 1 дек.; Рос. газ. 2009. 9 дек.). Их результаты признаются вузами как наивысшие результаты вступительных испытаний («100 баллов») по этим общеобразовательным предметам при приеме на направления подготовки (специальности), не соответствующие профилю олимпиады (см. п.п. 9, 41.1. Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования: приказ Минобразования и науки РФ от 21.10.2009 г. № 442 (ред. от 11.05.2010 г. // Рос. газ. 2009. 16 дек.; Рос. газ. 2010. 23 июля).
9 См.: Материалы пресс-конференции руководителя Рос-обрнадзора Л.Н. Глебовой «ЕГЭ и приемная кампания 2010 - итоги, анализ, выводы. Перспективы развития технологий объективной оценки качества образования». 2010. 31 авг.: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки [официальный сайт]. URL: http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index. php?id40=2429 (дата обращения: 25.10.2010).
10 По данным Федеральной службы государственной статистики прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения ВПО в 2009 г. составил 1329,8 тыс. чел., в том числе за счет средств федерального бюджета - 544,0 тыс. чел.; бюджетов субъектов РФ
- 15,3 тыс. чел.; местных (муниципальных) бюджетов
- 0,5 тыс. чел. (см.: Россия в цифрах - 2010 г. Краткий статистический сборник. М., 2010. С. 135, 142).
11 См.: Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Министерство образования и науки Российской Федерации [официальный сайт] // URL: http://mon.gov.ru/files/materials/6649/10glava.doc (дата обращения: 25.10.2010). Частной является образовательная организация, созданная собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
12 В данном случае предприятие необходимо рассматривать исходя из смысла ст. 48 Гражданского кодекса РФ, которая дает определение юридического лица. Юридическим лицом признается «организация». Понятие «организация» является родовым в отношении любого юридического лица и охватывает предприятия и учреждения (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301; 2009. № 29, ст. 3618.
13 Заводы-втузы организовывались при наиболее крупных и передовых в техническом отношении промышленных предприятиях как самостоятельные высшие технические учебные заведения. Завод-втуз готовил инженеров из числа работников данного предприятия и других работников, близких ему по профилю. Теоретические занятия на заводе-втузе проводились как с отрывом от производства, так и без отрыва от производства. Срок обучения устанавливался соответственно 5,5 и 6 лет. Руководителям предприятий, при которых создавались заводы-втузы, было дано право безвозмездно предоставлять заводам-втузам для учебных целей помещения, оборудование и материалы для учебных лабораторий и кабинетов (см.: Постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1959 г. № 1425 // Свод законов СССР. 1990. Т. 3. С. 417).
14 Завод-втуз при производственном объединении «Ленинградский металлический завод» (ВТУЗ-ЛМЗ) ныне ГОУВПО Санкт-Петербургский институт машиностроения; завод-втуз при ЗИЛе - Московский государственный индустриальный университет; филиал Красноярского политехнического института при Красноярском машиностроительном заводе - СибГАУ и др.
15 Приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 09.02.1994 г. № 115 Пензенский завод-втуз переименован в Пензенский технологический институт (завод-втуз). В 2003 г. распоряжением Правительства РФ от 20.12.2003 № 1873 создается Пензенская государственная технологическая академия на базе Пензенского технологического института. В 1996 г. Московский автомобилестроительный институт (МАСИ) (ВТУЗ-ЗИЛ) получил статус университета - Московский государственный индустриальный университет.
16 Был создан в 1960 г. как завод-втуз при Красноярском машиностроительном заводе. В 1989 г. завод-втуз преобразован в Красноярский институт космической техники, в 1992 г. - в Сибирскую аэрокосмическую академию, с 2002 г. - университет. Базовыми предприятиями университета в части подготовки специалистов для аэрокосмической отрасли являются ФГУП «Красноярский машиностроительный завод» - предприятие по производству ракетно-космической техники и ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева - одно из ведущих предприятий по проектированию, производству и эксплуатации космических систем связи, телевещания, навигации и геодезии.
17 Постановление Правительства РФ «О государственном плане подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 годы» от 30 декабря 2006 г. № 854 с посл. изм. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 1(ч. II), ст. 303. Следует отметить, что ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» приглашает для направления на обучение лишь граждан РФ, проживающих в Москве и ближайшем Подмосковье, в следующие вузы: МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ им. Орджоникидзе, Станкин, МИРЭА, МИФИ, МГУИЭ. Прием в вуз на условиях целевой контрактной подготовки специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса осуществляется по отдельному конкурсу при условии положительных результатов ЕГЭ. В структуру центра входят четыре кафедры и вечернее отделение. Кроме того, ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хру-ничева» осуществляет послевузовское образование, имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности в рамках аспирантуры.
18 Постановление Правительства «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональном образовании» от 19 сентября 1995 г. № 942 // Собр. законодательства РФ. 1995. № 39, ст. 3777; Постановление Минтруда РФ № 73, Госкомвуза РФ № 7 от 27 декабря 1995 г. «О типовых контрактах между студентом и учебным заведением высшего (среднего) профессионального образования, студентом и работодателем, заключаемых в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» // БНА. 1996. № 53.
19 Порфирьев А.И. Свобода доступа к образованию в России. Юридическое образование и наука. 2002. № 3.
20 См.: «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Григоряна Арена Альбертовича, Григоряна Карена Альбертовича и Бадрутдинова Ильнура Ми-нулловича на нарушение их конституционных прав пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пунктом 4 статьи 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [Электронный ресурс]: Определение Конституционного суда РФ от 5 октября 2001 г. № 187-О // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
21 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Машенцева Алексея Валентиновича как не соответствующей требованиям Федерального Конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» [Электронный ресурс] : Определение Конституционного суда РФ от 22.05.1996 № 70-О // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
22 Граждане, проходившие военную службу по контракту и уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и имеющие общую продолжительность военной службы 15 лет и более, имеющие незаконченное высшее или высшее военное профессиональное образование (см.: п. 5 ст. 19 О статусе военнослужащих: Федер. закон от 27 мая
1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 22.07.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 22, ст. 2331; 2010. № 30, ст. 3990.
23 См.: Стерликова О.Б. Конституционно-правовые основы защиты прав военнослужащих в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010. С. 16.
24 Сокращение Вооруженных сил РФ порождает острую социальную проблему, связанную с адаптацией к новым условиям жизни и деятельности граждан, уволенных с военной службы и оказавшихся на рынке труда. В структуре населения России сформировалась многочисленная группа риска из числа бывших военнослужащих. Большинство увольняемых в связи с сокращением численности Вооруженных сил РФ военнослужащих, находящихся в трудоспособном возрасте и имеющих высокий образовательный уровень, готовы реализовать свой потенциал в гражданских условия (см.: ПетровМ.И. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» (постатейный). Юстицин-форм. 2008. С. 105). С 1992 года по настоящее время численность Вооруженных Сил РФ последовательно уменьшалась: с 2,8 млн до 1 млн военнослужащих (и примерно 800 тыс. гражданского персонала) (см.: Бара-нец В., ТимощенокМ. Почему у России нет контрактной армии // Комсомольская правда. 2010. 30 сент. С. 4.
25 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 22, ст. 2331; 2010. № 30, ст. 3990.
26 Определение Конституционного суда РФ от 05.10.2000 г. № 199-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кушнарева Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 40.1 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"» // Вестник Конституционного суда РФ. 2001. № 1.
27 См.: п. 2 ст. 33 О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4135; 2010. № 31, ст. 4167.
28 См.: Приказ Минобразования и науки РФ от 29.12.2009 г. № 841 «Об утверждении Порядка приема иностранных граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования» // Рос. газ. 2010. 19 марта.
29 Количество проживающих за рубежом иностранных граждан и соотечественников, принимаемых на обучение за счет ассигнований федерального бюджета в федеральные государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования (независимо от сроков обучения, уровня и вида реализуемых программ), не может превышать 10 тыс. в год (см.: Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» (ред. от 08.09.2010 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 35, ст. 4034; 2010. № 38, ст. 4825).
30 См., например: Постановление Правительства РФ от 22.06.1999 г. № 662 «Об утверждении Соглашения
о предоставлении равных прав гражданам государств-участников договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года на поступление в учебные заведения» // Бюл. междунар. договоров. 2000. № 3 ; Соглашение о сотрудничестве в области образования, г. Ташкент, 15 мая 1992 г. // Бюл. междунар. договоров. 1994. № 6 и др.
31 См.: Постановление Правительства РФ от 04.11.2003 г. № 668 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» // Собр. законодательства Рос. Федерации 2003. № 45, ст. 4387 (утратил силу).
32 Министерство образования и науки. Российское образование для иностранных граждан: [официальный сайт]. URL: http://www.russia.edu.ru/information/analit/ vis/1301,5#2 (дата обращения: 25.10.2010). По данным статистики, в 2008 г. контингент студентов, постоянно проживающих на территории государств, входящих
в Содружество Независимых Государств, и других государств на территории бывшего СССР, а также иностранных граждан, обучающихся в государственных образовательных учреждениях ВПО РФ по очной форме обучения, составил: Азербайджанская Республика - 1318; Республика Армения - 943; Республика Беларусь - 2825; Республика Грузия - 673; Республика Казахстан - 11 660; Киргизская Республика - 501; Латвийская Республика - 501; Литовская Республика - 153; Республика Молдова - 593; Республика Таджикистан - 759; Туркменистан - 751; Республика Узбекистан -2031; Украина - 2773; Эстонская Республика - 141; численность иностранных граждан из стран СНГ и Балтии, обучающихся по международным соглашениям, - 9 996; численность граждан других иностранных государств - 34 933 // Образование в России : стат. бюл. М., 2009. С. 436.
УДК 342.74-055.52 (470+571)
КОНСТИТУЦИОННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗАБОТИТЬСЯ О ДЕТЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
с. Б. Кордуба
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена конституционной обязанности родителей заботиться о детях в Российской Федерации, о которой в науке конституционного права России на сегодняшний день отсутствует комплексное и глубокое исследование, несмотря на всю актуальность вопросов, составляющих ее содержание: воспитание детей, их содержание, обеспечение получения детьми образования, забота о здоровье детей и т.д. Автор формирует понятие данной конституционной обязанности и раскрывает ее признаки. Ключевые слова: конституционное право, конституционная обязанность, родители, забота, дети, государство.
Constitutional obligation of Parents to Take Care of Children in the Russian Federation: Concept and Characteristics
s. B. Korduba
The article focuses on a constitutional obligation of parents to take care of their children in the Russian Federation. This issue has not yet been thoroughly studied in the Russian constitutional law science despite vital importance of its key issues: child upbringing, financial support, education, health care, etc. The author gives definition of the given constitutional obligation and describes its characteristics. The author dwells on the concept and characteristics of this constitutional obligation.
Key words: constitutional law, constitutional obligation, parents, childcare, children, state.
Обязанность родителей заботиться о детях в РФ не случайно появилась в тексте Конституции РФ 1993 г. О том, что она достойна именно консти-
туционного уровня закрепления, свидетельствует наличие аналогичной обязанности в конституциях многих зарубежных стран. Например, ст. 30 Конституции Италии 1947 г. гласит: «Родители обязаны и вправе содержать, обучать и воспитывать детей, даже если они рождены вне брака»1. Согласно ч. 2 ст. 27 Конституции Республики Казахстан 1995 г. «Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей»2. Статья 38 Конституции Литовской Республики 1992 г. устанавливает: «Право и обязанность родителей - воспитывать своих детей честными людьми и преданными гражданами, содержать их до наступления совершеннолетия»3. Статья 40 Конституции Республики Македония 1991 г. закрепляет: «Правом и обязанностью родителей является забота о содержании и воспитании своих детей»4. Согласно ст. 48 Конституции Республики Молдова 1994 г. «семья основана на браке, заключенном по взаимному согласию мужчины и женщины, на их равноправии и на праве и обязанности родителей растить, воспитывать и обучать детей»5. Часть 5 ст. 36 Конституции Португалии 1976 г. закрепляет: «Воспитание и содержание детей являются правом и обязанностью родителей»6. Часть 5 ст. 34 Конституции Азербайджана 1995 г. устанавливает: «Заботиться о детях, воспитывать их является как правом, так и долгом родителей»7. Согласно ст. 32 Конституции Республики Беларусь 1996 г. «Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны