Нефедова Т. Л.
УДК 342.72
ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ СНГ
Нефедова Татьяна Львовна,
магистрант Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: law@marsu.ru
В статье дается сравнительный анализ ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и других странах СНГ.
Ключевые слова: нормы и принципы международного права, права и свободы человека и гражданина, государство, безопасность, защита основ конституционного строя, нравственность, ограничение прав и свобод человека и гражданина, Конвенция Содружества Независимых Государств.
Одной из самых обсуждаемых тем правовой науки является вопрос об ограничении прав и свобод человека и гражданина.
Практически во всех международно-правовых документах используется несколько понятий, прямо или косвенно отражающих ограничения прав и свобод. Так, во Всеобщей декларации прав человека (п. 2 ст. 29), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4) и др. употребляется термин «ограничение», в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 4), где говорится об обязательствах государств перед своими гражданами, используется термин «отступление от своих обязательств», в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод употребляются два термина: «ограничения» (ст. ст. 9-11, 18) и «отступление от соблюдения обязательств» (ст. 15).
Рассматривая вопрос об ограничении прав и свобод человека и гражданина, считаем необходимым учитывать, что страны, входящие в СНГ, раньше являлись составными частями одного государства. Однако это не говорит о том, что на данный момент будут схожими их экономическая, политическая, социальная деятельность, так же как и нормативноправовые акты, которые устанавливают личные права и свободы человека и гражданина.
Практически во всех государствах, возникших на территории бывшего СССР, в раздел (главу) конституции об основах конституционного строя включается принцип, в соответствии с которым человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Четко о природе прав и свобод говорится в ч. 2 ст. 3 Конституции Туркменистана: «Государство ответственно перед гражданином и обеспечивает создание условий для свободного развития личности, защищает жизнь, честь, достоинство и свободу, личную неприкосновенность, естественные и неотчуждаемые права гражданина» [4] и в ст. 5 Конституции Таджикистана: «Жизнь, честь, достоинство и другие естественные права человека неприкосновенны» [3].
Почти все конституции стран Содружества закрепили связь прав и свобод человека и гражданина с нормами и принципами международного права, что
также способствует приданию правам и свободам надгосударственного характера [6]. Например, согласно ст. 17 Конституции РФ «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» [2]. В ст. 3 Конституции Армении говорится, что «государство обеспечивает защиту прав и свобод человека на основе Конституции и законов - в соответствии с принципами и нормами международного права».
Отличительная черта конституций государств, возникших на территории бывшего СССР, - указание полного перечня прав человека, включая не только первостепенные личные и политические права, как в большинстве развитых государств (США, Италия, Япония), но и социально-экономические, культурные, информационные. Вообще это относительное новшество - возводить в ранг конституционного право граждан на свободу информации, т. е. право на ознакомление с документами, решениями и материалами государственных органов, затрагивающих интересы граждан (ст. 34 Конституции Молдовы; ст. 34 Конституции Беларуси; ст. 30 Конституции Узбекистана и
др) [7].
Для определения пределов прав и свобод человека и гражданина конституции всех стран Содружества используют термин «ограничение» (например, ст. 56 Конституции Российской Федерации, ст. 54 Конституции Республики Молдова). Помимо этого, в конституциях стран Содружества закрепляется принятое международно-правовыми актами по правам человека правило, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. По аналогии с международными правовыми актами отдельными нормами конституций стран - участниц СНГ сделаны оговорки о пределах осуществления некоторых конкретных прав и свобод или возможности их ограничения при определенных обстоятельствах [5].
Во всех конституциях государств - членов Содружества устанавливаются допустимые в современном мире стандартные меры ограничения прав и сво-
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
81
Конституция Республики Марий Эл: взгляд молодых конституционалистов
бод человека и гражданина. Согласно их положениям, такие ограничения могут иметь место лишь при объявлении войны, военного и чрезвычайного положения, а также мобилизации осуществления прав и свобод человека и гражданина (Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Армения, Киргизия, Российская Федерация, Молдова, Таджикистан, Украина). Так, в статье 46 Конституции Республики Таджикистан устанавливается срок чрезвычайного положения, который не должен превышать трех месяцев. Однако в необходимых случаях этот срок может быть продлен Президентом Таджикистана. В статье 64 Конституции Украины устанавливается перечень прав, которые не могут быть ограничены: равноправие, гражданство, право на жизнь, право на уважение достоинства, неприкосновенность и др.
Анализ содержания конституционных положений стран СНГ свидетельствует о том, что конституциями предусматривается как нормативное (правоустанавливающее), так и правоприменительное ограничение личных прав и свобод.
В конституциях государств СНГ определяются по-разному цели ограничений прав и свобод человека. Например, ст. 55 Конституции Российской Федерации в качестве таких целей указывает защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно ст. 14 Конституции Таджикистана, осуществление некоторых личных прав и свобод может быть ограничено с целью обеспечения прав и свобод других граждан, общественного порядка, защиты конституционного строя и территориальной целостности республики. Ст. 54 Конституции Республики Молдова также указывает на вышеперечисленные цели ограничений прав и свобод человека и добавляет к указанному списку интересы национальной безопасности, экономическое благосостояние страны, предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально, обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия, а также предотвращение массовых беспорядков и преступлений.
Конституции стран государств, возникших на территории бывшего СССР, показывают разные подходы к закреплению прав и свобод, не подлежащих ограничению.
Первая группа государств (Российская Федерация, Республика Беларусь, Украина, Республика Молдова, Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Таджикистан) в текстах конституций содержит четко определенный перечень личных прав и свобод, не подлежащих ограничению даже в условиях чрезвычайных положений. Это, например, право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, свобода вероисповедания, права, связанные с судебной защитой.
Вторая группа стран Содружества, в состав которой входят Республика Узбекистан, Туркменистан и Азербайджанская Республика, не содержит в текстах своих конституций отдельных статей, закрепляющих перечень личных прав и свобод с указанием на возможность или невозможность их ограничения при определенных условиях и основаниях. Конституционные тексты этих стран, закрепляя конкретное личное право или свободу, в ряде случаев содержат оговорки, допускающие возможность нарушения
(ограничения) этого права по распоряжению суда или в случаях, предусмотренных законом. Например, ст. 19 Конституции Республики Узбекистан устанавливает, что «права и свободы, закрепленные в Конституции и законах являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их». Так, например, по решению суда может быть ограничено любое личное право или свобода. Аналогичным образом в ст. 26 Конституции Туркменистана закрепляется ограничение права на свободу передвижения.
Это касается и права на личную неприкосновенность. Так, в ст. 18 Конституции Республики Армения установлено: «Каждый имеет право на свободу и неприкосновенность. Человек не может быть подвергнут аресту, обыску иначе, как в установленном законом порядке. Он может быть заключен под стражу только по решению суда в установленном законом порядке». В п. 1 ст. 25 Конституции Республики Молдова говорится: «Право на свободу и личную неприкосновенность нерушимо».
Конституции стран Содружества закрепляют также свободу мысли и слова, что на сегодняшний день очень важно для всестороннего развития общества. Как правило, формулировки этих прав существенно отличаются. В одних конституциях законодатель ограничивается лишь краткой формулировкой о свободе слова, в других дается развернутое содержание данной свободы. Так, в ст. 33 Конституции Республики Беларусь само понятие «свобода слова» не употребляется, но из смысла статьи следует, что речь идет в том числе и о свободе слова: «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение». А, например, в п. 1, 2 ст. 32 Конституции Республики Молдова аналогичная статья сформулирована более развернуто: «Каждому гражданину
гарантируется свобода мысли, мнений, а также свобода публичного выражения посредством слова, изображения или иными возможными способами. Свобода выражения не должна наносить ущерб чести, достоинству или праву другого лица иметь собственные взгляды».
Несмотря на различие подходов к личным правам и свободам, само Содружество имеет важнейший юридический документ, закрепляющий основные права и свободы граждан, их гарантии, - Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, которая была принята еще 26 мая 1995 года в Минске. В Конвенции внима-
82
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Нефедова Т. Л.
ние заострено на равенстве всех людей перед законом и судом, на основных правах, которые в принципе прописаны в любой демократической конституции: это право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Конечно, в документе закреплены и право на свободу вероисповедания, и права национальных меньшинств и народов на самоопределение.
В пункте 1 статьи 9 Конвенции говорится о том, что «каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки». Но тут же в пункте 2 следует поправка: «Не должно быть никакого вмешательства со стороны государственных органов в пользовании этим правом, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и которое необходимо в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Статья 32 закрепляет вышесказанное: «Ограничения, допускаемые по настоящей Конвенции в отношении указанных прав и свобод, не должны применяться для иных целей, кроме тех, для которых они предусмотрены», так же как и статья 33: «Ничто в настоящей Конвенции не может истолковываться как ограничение или ущемление любых из прав человека и основных свобод, которые признаются и гарантируются согласно законодательству соответствующей Договаривающейся Стороны, а также основополагающим международным документам в области прав человека, участником которых она является» [1].
В целом, Конвенция - это не что иное, как многостороннее соглашение по вопросам прав человека, учитывающее международные нормы и стандарты, а также нормативно-правовые акты и положения конституций стран-членов СНГ. Сложно сказать, что этот документ на сегодняшний день играет особенно важную роль в каждой из стран СНГ. Но и недооценивать его роль тоже не стоит. Государства, которые раньше
входили в Советский Союз и имеют и по настоящий день очень тесные связи друг с другом в политической, экономической, культурной сферах, просто обязаны были четко прописать те правовые нормы, которые наиболее подходят для всех участников Содружества, те права и свободы граждан, которые, существуя воедино, не противоречат конституциям стран - участниц.
Подводя итог, хотелось бы отметить тот факт, что в целом нормы Конституций большинства государств СНГ закрепляют широкий перечень личных прав и свобод человека, не подлежащих ограничению.
Литература
1. Конвенция Содружества Независимых Государств о
правах и основных свободах человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=
1077 (дата обращения: 09.05.2015).
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: справ.-правовая система «Консультан-тПлюс» (дата обновления: 06.05.2015).
3. Конституция Республики Таджикистан 1994 г. // Официальный сайт Президента Республики Таджикистан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.president.tj/ ru/taxonomy/term/5/112 (дата обращения: 08.05.2015).
4. Конституция Туркменистана 1992 г. // Информа-
ционный портал Туркменистана «ТУРКМЕНинформ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://legalportal.am/
download/constitutions/228_ru.pdf (дата обращения: 08.05.2015).
5. Право и права человека [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/yagofarova_prava/ (дата обращения: 08.05.2015).
6. Жакке Ж. П. Конституционное право и политические институты: учеб. пособие / пер. с франц. проф. В. В. Маклакова. 4-е изд. М.: Юристъ, 2009. С. 210.
7. Эбзеев Б. С. Ограничения конституционных прав // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву: сб. научных трудов / под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2009. Ч. 1. С. 213.
Т. L. Nefedova
THE RESTRICTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF A MAN AND A CITIZEN IN THE RUSSIAN FEDERATION AND OTHER COUNTRIES OF CIS
In this article restriction of the rights and freedoms of a man and a citizen of the Russian Federation and other CIS countries is considered.
Key words: the rules and principles of International law, rights of a man and a citizen, state, security, protection of bases of the Constitutional system, morality, the restrictions of the rights of a man and a citizen, the Convention of the Commonwealth of Independent States.
NEFEDOVA Tatiana Lvovna - Master of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: law@marsu.ru
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
83
Конституция Республики Марий Эл: взгляд молодых конституционалистов
УДК 342.55
ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАРОГО И НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
Низова Карина Николаевна,
магистрант Марийского государственного
университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: law@marsu.ru
В статье проводится сравнительный анализ Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Ключевые слова: местное самоуправление, федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, конституционно-правовая политика, формы осуществления населением местного самоуправления, федеральный закон № 131-ФЗ.
Конституционно-правовая политика Российской Федерации направлена на развитие институтов гражданского общества и демократического правового государства. Сегодня местное самоуправление - неотъемлемая часть любого общества, так как оно включает в себя элементы самоорганизации населения в решении вопросов местного значения, которое обеспечивается взаимодействием органов местного самоуправления с населением.
Организационно-правовые гарантии на осуществление местного самоуправления населением Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации [1], Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] и других нормативно-правовых актах.
До принятия Федерального закона № 131-ФЗ в Российской Федерации действовал Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3], который также регулировал институт взаимодействия органов местного самоуправления с населением.
Для того чтобы выявить различия в вопросах взаимодействия органов местного самоуправления с населением, необходимо проанализировать Федеральный закон № 131-ФЗ и Федеральный закон № 154-ФЗ (утративший силу с принятием Федерального закона № 131-ФЗ). Несмотря на то, что оба закона имеют аналогичное название, в них имеются существенные различия.
Отличия появляются уже в определении понятия «местное самоуправление». В Федеральном законе № 154-ФЗ местное самоуправление определяется как «самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения». А в Федеральном законе № 131-ФЗ говорится, что местное самоуправление в Российской Федерации -это форма осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение
84
населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Таким образом, в Федеральном законе 1995 г. акцент сделан на местное самоуправление как на деятельность населения, а в Федеральном законе 2003 г. - как на форму осуществления народом своей власти.
Название главы Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующей участие населения в осуществлении местного самоуправления, отличается от названия аналогичной главы Федерального закона № 154-ФЗ. В прежнем законе глава называлась «Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления». Получалось, что в этой главе речь должна идти обо всех формах осуществления местного самоуправления, в том числе и через органы местного самоуправления, хотя на самом деле об органах местного самоуправления здесь не было ни слова. В Федеральном законе № 131-ФЗ такая глава называется «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления», что соответствует ее содержанию.
Таким образом, отличаются не только названия глав, но и соответствие этих названий их содержанию; более того, Федеральный закон № 131-ФЗ уже в названии выделил два вида непосредственной демократии: непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления.
Отличаются и формы осуществления населением местного самоуправления. Так, Федеральный закон 1995 года предусматривал следующие формы: местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и иные формы, не противоречащие Конституции РФ и федеральному закону.
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015