полнения показателей и минимизировать системные риски на начальной стадии реализации проекта.
Отмечаются расхождения между данными Росстата и отчетности ГАС «Управление», а также несоответствие данных по показателям; формы отчетности и справочной информации по ГАС «Управление» заполнены не по всем субъектам Федерации.
Визуальный анализ состояния реализации национального проекта «Здоровье» за 2006 г. по всем 11 показателям задачи «Повышение доступности и качества медицинской помощи» (с применением цве-токодовой матрицы-диаграммы) позволяет увидеть и оценить степень дисбаланса плановых (к 2008 г.) и итоговых значений показателей за 2006 г.
В качестве объектов для последующего детального анализа и аудита должны рассматриваться разбалан-сированные значения показателей, задач и мероприятий реализации приоритетных национальных проектов, т.е. должны рассматриваться объекты с результатами, которые не соответствуют плановым заданиям.
По мнению Т. Голиковой, ряд регионов нарушили соглашение, которое заключили с Минзлравсоцраз-витием России, по реализации национального проекта «Здоровье» и Чеченская Республика, Республика Дагестан, Ставропольский край, Челябинская и Ульяновская область не выполнили условия соглашения по реализации мероприятий по совершенствованию оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Краснодарский край, Кемеровская, Калужская, Амурская, Владимирская области и г. Санкт-Петербург не выполнили условия соглашения по программе оказания помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Глава Минздравсоцразвития России отметила, что в ближайшее время пойдут проверки этих регионов, и в случае, если недостатки не будут устранены, перед руководством Правительства РФ и государства будет поставлен вопрос о перераспределении бюджетных средств, направляемых на реализацию национального проекта «Здоровье» в эти регионы.
ОФОРМЛЕНИЕ ПРАВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ
Л.В. ЩЕРБАЧЕВА, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России [email protected] 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право
Аннотация. Оформление прав на результаты интеллектуальной собственности необходимо не только в государстве правообладателя, но и во всех государствах, где правообладатель намерен вести свою деятельность. Раскрывается получение патентов в соответствии с международными правилами. Существует несколько систем регистрации товарных знаков, они различаются участвующими в них странами, процедурами регистрации и регистрирующими органами.
Ключевые слова: правообладатель, интеллектуальная собственность, патент, регистрирующий орган, международное бюро.
REGISTRATION OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS ABROAD
L.V. SHERBACHEVA, candidate of law sciences, dotsent, dotsent of the department of civil law and process of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. Registration of the rights to results of intellectual property is necessary not only in the state of the legal owner, but also in all states where the legal owner intends to conduct the activity. Reception of patents according to the international rules reveals. There are some systems of registration of trade marks, they differ with the countries participating in them, procedures of registration and registering bodies.
Key words: the legal owner, intellectual property, the patent registering body, the international bureau.
При необходимости оформить свои права на объекты интеллектуальной собственности в нескольких государствах можно идти несколькими путями. Прежде всего значение имеет отсутствие единой системы регистрации для всех стран. Более того, в России получение патентов (сама процедура) на изобретения, полезные модели и промышленные образцы регулируется Патентным законом.
Получение патентов в соответствии с международными правилами различается в зависимости от объектов: разные акты защищают различные объекты. Так, правила получения патентов на промышленные образцы урегулированы Гаагским соглашением о международном депонировании промышленных образцов 1925 г., а изобретений — Договором о патентной кооперации 1970 г. (РСТ).
В отношение одного вида объектов существуют разные системы регистрации. Так, товарные знаки можно зарегистрировать в соответствии с Мадридской системой (Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. и Протокол к нему 1989 г.) и с системой ЕС (Европейский акт по товарным знакам 1996 г).
Конечно, если требуется зарегистрировать объект интеллектуальной собственности, можно обратиться в патентное ведомство соответствующего государства. Это имеет смысл, если подтверждение своих прав необходимо лишь в одной стране. Для регистрации в нескольких странах лучше воспользоваться правилами международных соглашений. Существует несколько систем регистрации товарных знаков. Они различаются участвующими в них странами, процедурами регистрации и регистрирующими органами.
Регистрация товарных знаков в странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) предполагает наличие единого правового пространства для целей регистрации товарных знаков. Под товарными знаками подразумеваются обозначения товаров или услуг (т.е. непосредственно товарные знаки и знаки обслуживания). В соответствии с законодательством лишь зарегистрированные товарные знаки могут защищаться. Перед регистрацией проводится проверка товарного знака «на неповторяемость». Регистрация проводится в соответствии с международной классификацией.
В Мадридской системе участвует 77 государств. При этом одни из них являются участниками только Мадридского соглашения1, вторые — только Мадридского протокола2, третьи участвуют и в Мадридском соглашении, и Мадридском протоколе3. Любое государство — участник Парижской конвенции по охране промышленной собственности может стать участником Протокола. Государства — участники Протокола, даже если они не являются участниками Мадридского соглашения, являются членами того же Союза, что и страны — участницы Мадридского соглашения.
Существует разница между Мадридским соглашением и Протоколом к нему. Мадридское соглашение
дает заявителю право подавать заявку на международную регистрацию только после получения национальной регистрации товарного знака. Согласно положениям Протокола к Мадридскому соглашению заявитель вправе подавать заявку на международную регистрацию сразу после подачи первичной заявки в национальное ведомство, не дожидаясь национальной регистрации. Это дает заявителю выигрыш во времени — от нескольких месяцев до года и более. Существует еще одно различие между Мадридским соглашением и Протоколом к нему. В соответствии с соглашением вся документация ведется на французском языке, а рабочим языком Протокола стал английский, что значительно облегчило деятельность патентных ведомств ряда государств и сделало Мадридскую систему более привлекательной для англоязычных стран.
Отдельное положение существует в отношение участниц Мадридского соглашения и Протокола к нему: если в отношении конкретной международной заявки или конкретной международной регистрации ведомством происхождения является ведомство государства, которое одновременно является участником Протокола и соглашения, то положения Протокола не будут действовать на территории любого другого государства, которое также одновременно является участником Протокола и соглашения.
Регистрация в рамках Мадридской системы происходит в соответствии с международной классификацией товарных знаков (Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г). Регистрация товарного знака в рамках Мадридской системы следующая. Заявка подается в Международное бюро ВОИС, в заявке должны быть указаны страны, в которых испрашивается защита. Товарный знак регистрируется (п. 4 ст. 3 Мадридского соглашения), сведения о регистрации подлежат опубликованию. В патентные ведомства стран, в которых испрашивается регистрация, рассылаются уведомления. С момента регистрации, произведенной таким образом в Международном бюро, в каждой заинтересованной стране-участнице знаку предоставляется такая же охрана, как если бы он был заявлен там непосредственно. Следующий этап — проверка товарного знака соответствующими ведомствами в странах, в которых заявитель намерен зарегистрировать свой товарный знак. При этом возможен отказ в предоставлении правовой охране в каких-либо странах в случае, если товарный знак не удовлетворяет условиям охраноспособности в соответствии с национальным законодательством. Решение сообщается в Международном бюро.
Еще одно различие касается сроков действия регистрации товарного знака. Регистрация знака в Международном бюро производится сроком на 20 лет с предоставлением возможности возобновления охраны (еще на 20 лет). По истечении пяти лет с даты
международной регистрации знака последний становится независимым от национального знака, предварительно зарегистрированного в стране происхождения (ст. 6 Мадридского соглашения).
Регистрация знака в Международном бюро производится на 10 лет с возможностью продления (еще на 10 лет). По истечении срока в пять лет, считая с даты международной регистрации, эта регистрация становится независимой от базовой заявки или регистрации, произведенной на ее основе, или от базовой регистрации в зависимости от случая (ст. 6 Протокола к Мадридскому соглашению).
С первого 1 апреля 1996 г. возможна регистрация товарных знаков в Европейском офисе по товарным знакам. В соответствии с Европейским актом по товарным знакам собственникам товарных знаков стран-участниц предоставляется защита во всех государствах, входящих в эту систему.
Регистрация также происходит в соответствии с международной классификацией. В соответствии с Мадридской системой государства, в которых испрашивается защита, можно выбрать из участниц Мадридского соглашения и (или) Протокола к нему. Товарный знак будет регистрироваться во всех государствах — участниках Европейского акта. При отказе в регистрации в соответствии с Мадридской системой в какой-либо стране товарный знак можно зарегистрировать в государствах, где получен положительный ответ. В соответствии с Европейской системой отсутствие возможности зарегистрировать товарный знак в какой-либо одной стране влечет за собой невозможность зарегистрировать товарный знак во всех странах.
Автоматическое распространение регистрации товарного знака на все страны, участвующие в Европейской системе, влечет за собой необходимость оплаты регистрационных сборов во всех странах, в том числе тех, где использование товарного знака не предполагается. В соответствие с Мадридской системой оплачивается регистрация только в заявленных государствах, что уменьшает общую сумму.
В соответствии с Мадридской системой необходима регистрация товарного знака или подача заявления о регистрации товарного знака в стране собственника товарного знака. В соответствии с Европейским актом не требуется наличия заявления в стране собственника товарного знака. В соответствие с Мадридской системой международная регистрация получает независимость от местной регистрации только по истечении первых пяти лет (т.е., если в течение первых пяти лет местная регистрация будет отменена, международная регистрация также будет отменена). Регистрация в соответствии с Европейской конвенцией действует независимо от местной регистрации.
Африканская организация интеллектуальной собственности предоставляет защиту франкоговорящим африканским государствам, которые раньше были
колониями, например Центральная Африканская Республика, Чад, Федеративная Республика Нигерия. Эта система для защиты своего товарного знака позволяет осуществить регистрацию в одной из 16 африканских стран, которая распространяется на все остальные государства.
Регистрация производится в соответствии международной классификацией. Следует уточнить, что страны участвуют сразу в нескольких системах (за исключением африканской), например Люксембург участвует как в системе стран Бенелюкса, так и в Мадридской, и в Европейской системах. Для получения патента в разных государствах можно также идти разными путями: подавать отдельные заявки в патентные ведомства государств, где испрашивается защита, либо обратиться к международным актам, упрощающим процедуру получения защиты в разных государствах.
Гаагская система депонирования промышленных образцов действует на основании Гаагского соглашения о международном депонировании промышленных образцов 1925 г. Гаагская система упростила процедуру подачи заявки об охране промышленных образцов: охрана промышленного образца получается посредством одного депонирования в Международном бюро ВОИС. Подается международная заявка на промышленный образец. Заявка регистрируется в Международном реестре. Сведения публикуются у Международном бюро и доводятся до сведения патентных бюро стран, в которых испрашивается защита. Защиту можно получить только в странах, являющихся участниками Гаагского соглашения4.
Россия подписала Женевский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов 2 июля 1999 г., но не осуществила внутригосударственную процедуру по принятию.
Цель РСТ — упрощение способов подачи нескольких заявок в несколько стран на выдачу патента на изобретение. РСТ не выдает патенты, они выдаются национальными ведомствами на основании заявки РСТ. Подается заявка, которая проходит несколько этапов. Компетентным органом осуществляется международный поиск, затем международная публикация и лишь после этого международная предварительная экспертиза. После этого следует национальная фаза, т.е. проверка на национальном уровне тех государств, в которых правообладатель намерен получить патент.
В соответствии с Европейской патентной конвен-цией5 можно обратиться в европейское патентное ведомство (как соответствующее ведомство) и получить возможность оформить патент сразу в 20 государствах — участниках договора РСТ.
Особенностью процедуры получения патента является то, что не все действия происходят непосредственно в Международном бюро ВОИС. Так, заявитель подает заявку в «получающее ведомство», которое в большинстве случаев является патентным
ведомством соответствующей страны (в России заявка подается в Роспатент). Для осуществления международного поиска Ассамблеей союза назначено 10 ведомств. Они оказывают услуги в рамках РСТ в некоторых случаях в зависимости от языка (например, патентное ведомство Японии осуществляет свою деятельность только на японском языке, а испанское — на испанском).
Международная публикация осуществляется Международным бюро ВОИС. Заключительную процедуру проверки — международную предварительную экспертизу — обычно проводит организация, которая осуществляла международный поиск. Правда, выбор организации принадлежит заявителю, поэтому он может обратиться в другое ведомство.
По окончании всех стадий заявитель выбирает из числа указанных стран те, в которых по-прежнему заинтересован, и получение патента переходит на национальный уровень.
При необходимости запатентовать свое изобретение на постсоветском пространстве можно воспользоваться региональной Евразийской патентной конвенцией6.
Европейская патентная конвенция позволяет получить охрану в государствах — участниках патентной конвенции по одной заявке. Выдается один патент, который действует во всех избранных соискателем государствах — членах конвенции. Европейская патентная конвенция не является договором, заключенным в рамках Европейского сообщества, т.е. она открыта для тех государств, которые не являются его членами.
1 Страны — участницы Мадридского соглашения: Албания, Алжир, Австрия, Армения, Азербайджан, страны Бенилюкс (Бельгия, Люксембург, Голландия), Болгария, Босния и Герцеговина, Белоруссия, Бутан, Китай, Казахстан, Киргизия, Кения, Хорватия, Куба, Чехия, КНДР, Египет, Франция, Германия, Лесото, Венгрия, Италия, Лихтенштейн, Монако, Монголия, Молдавия, Марокко, Мозамбик, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Сан-Марино, Словения, Испания, Судан, Сьерра-Леоне, Швейцария, Вьетнам, Македония, Либерия, Словакия, Таджикистан,
Узбекистан, Украина, Латвия, Сирия, Свазиленд, Сербия и Черногория, Намибия, Исламская Республика Иран, Кипр.
2 Страны — участницы Протокола к Мадридскому соглашению: Австралия, Антигуа и Барбуда, Дания, Эстония, Финляндия, Грузия, Греция, Исландия, Ирландия, Япония, Литва, Норвегия, Сингапур, Швеция, Турция, Туркменистан, Великобритания, США, Европейское экономическое сообщество, Южная Корея.
3 Страны — участницы Мадридского соглашения и Протокола к нему: Армения, Австрия, страны Бенелюкс (Бельгия, Люксембург, Голландия), Бутан, Китай, Куба, Чехия, КНДР, Франция, Германия, Венгрия, Италия, Кения, Латвия, Лесото, Монако, Марокко, Лихтенштейн, Польша, Португалия, Молдавия, Румыния, Швейцария, Сьерра-Леоне, Словакия, Словения, Испания, Россия, Македония, Украина, Сирия, Свазиленд, Сербия и Черногория, Намибия, Монголия, Киргизия, Иран, Кипр, Хорватия, Белоруссия, Албания.
4 Страны — участницы Гаагского соглашения о международном депонировании промышленных образцов: Бельгия, Белиз, Венин, Болгария, Кот-Д'Ивуар, Хорватия, КНДР, Египет, Эстония, Франция, Габон, Грузия, Германия, Греция, Ватикан, Венгрия, Исландия, Индонезия, Италия, Киргизия, Латвия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Монголия, Марокко, Намибия, Нидерланды, Нигерия, Молдавия, Румыния, Сенегал, Сербия и Черногория, Сингапур, Словения, Испания, Суринам, Швейцария, Югославия и Македония, Тунис, Турция, Украина.
5 Участниками Конвенции по получению европейских патентов 1973 г. (Европейской патентной конвенции) являются Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Португалия, Великобритания, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Болгария, Чехия, Эстония, Словакия, Словения, Венгрия, Румыния, Польша, Исландия, Латвия, Литва. Конвенция также распространяется на Албанию, Боснию и Герцеговину, Хорватию, Македонию.
6 Участниками Евразийской патентной конвенции 1994 г. (ЕАПК) являются Туркмения, Белоруссия, Таджикистан, Россия, Казахстан, Азербайджан, Киргизия, Молдавия и Армения.