Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Дин Ч. — Официальные и неформальные профессиональные объединения художников в пространстве современного искусства России и Китая // Философия и культура. - 2023. - № 9. DOI: 10.7256/24540757.2023.9.44082 EDN: ZZYRQZ URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.ptp?id=44082
Официальные и неформальные профессиональные объединения художников в пространстве современного искусства России и Китая
Дин Чживэй
аспирант, кафедра искусствоведения и педагогики искусства, Российский государственный
педагогический университет им. АИ. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Мзйки, 48, к. 6, каб. 51
Статья из рубрики "Философия и искусство"
DOI:
10.7256/2454-0757.2023.9.44082
EDN:
ZZYRQZ
Дата направления статьи в редакцию:
20-09-2023
Аннотация: В статье представлен анализ деятельности формальных и неформальных художественных объединений в пространстве современного искусства России и Китая. Две страны активно взаимодействуют в сфере искусства, в том числе на институциональном уровне, что актуализирует обращение к работе существующих творческих союзов. Объект внимания в рамках исследования - это современные художественные объединения двух стран, а предмет - соотношение структуры и направлений деятельности официальных и неформальных арт-объединений Китая и России. Целью является анализ особенностей деятельности арт-объединений в условиях современного арт-пространства своих стран. Проводится анализ состояния и направлений развития как официальных структур, так и неформальных арт-групп. Первые и в России, и в Китае, как правило, являются продолжателями традиций прежних структур, но изначальная функция проводника политического курса руководства стран в них осталась на разном уровне, в основном, уменьшившись. Вторые представляют собой сообщества художников, которые объединяются по творческим интересам или вокруг общего для них выставочного пространства, в частности галереи.
Причем обе формы успешно существуют в обоих государствах, отражая веяния художественной жизни и в то же время оказывая на нее влияние.
Ключевые слова:
профессиональные художественные объединения, союз художников, арт-группа, современное искусство, российское искусство, китайское искусство, галерея современного искусства, кураторство, художественный процесс, арт-пространство
В данной статье предпринята попытка соотнести те тенденции, которые происходят в среде официальных и неформальных художественных объединений современного Китая и России. Развитие культурных контактов, в том числе сотрудничества между художественно-творческими кругами двух стран, определяет актуальность исследований такого рода. Стоит отметить, что внимание к соотношениям арт-миров современной России и Китая уже предпринимались в российской науке. Так, среди исследователей, раскрывающих данный вопрос, следует упомянуть С. Лан Ш, Т. М. Мартинович ^ Х.
Чжана С. М. Грачеву-41, Л. Юйцзю ^ Ч. Мяоцзин ^ и др. Деятельность профессиональных творческих союзов Китая в фокус внимания в рамках исследования ставит Ничжэнь Син, давая характеристику деятельности ряда крупных художественных
объединений современного Китая Объединения художников в современной России также входят в пространство интереса многих российских исследователей, которые занимаются изучением современного искусства. Поскольку арт-процессы в свете разнообразных социокультурных изменений, политической и экономической обстановки не стоят на месте, то трансформации происходят и в деятельности сообществ художников, определяя актуальность их изучения, в том числе на современном этапе. Кроме того, сближение арт-пространств России и Китая требует изучения всех возможных «точек входа», в особенности на уровне художественных сообществ.
Соотношение структуры и направлений деятельности официальных и неформальных арт-объединений Китая и России и является предметом исследования, а его объект — современные художественные объединения двух стран. Цель — анализ специфики организации и путей развития арт-объединений в условиях современного арт-пространства. Для этого дается обзор наиболее крупных сообществ России и Китая; предлагается характеристика их выставочной и иной деятельности, способов позиционирования концепций; выделяются общие черты и намечаются различия. Это и составляет круг задач публикации. Значимость результатов исследования связана с тем, что они позволят четче обозначить границы художественных миров двух стран и в то же время обозначить точки входа, увидеть возможные перспектив сотрудничества.
В настоящее время в художественном мире России существуют, как объединения, которые имеют многолетнюю историю, так и сравнительно новые арт-группы. Самым крупным, авторитетным и массовым из них является творческая общественная организация «Союз Художников России», которая функционирует в виде региональных объединений — ее структурных подразделений. Данная организация была создана в советское время с целью утверждения общей художественно-творческой линии в среде авторов; объединяла как художников, так и реставраторов, искусствоведов и других деятелей искусств. Сейчас члены объединения так же, как и ранее, могут получить мастерские и заказы, участвовать в различных проектах, выставках, конференциях и фестивалях, которые устраивает сам союз или взаимодействующие с ним организации.
При этом в настоящее время данное объединение не диктует авторам то, как должны создаваться их произведения и о чем говорить, напротив, он поддерживает самостоятельные творческие поиски маститых и молодых авторов, автономность их искусства. Однако членство в союзе и право экспонирования на выставках, как правило, получают те авторы, которые в той или иной степени продолжают художественные традиции российского искусства, в том числе и советского, дореволюционного. В выставочных материалах прослеживается верность принципам реализма, но допускаются и новые формы, средства, материалы, образы. Это помогает гармонично обогащать арт-среду инновациями. Причем данный процесс происходит с обязательным учетом региональными отделениями особенностей местного арт-пространства. Например, в Санкт-Петербургском Союзе художников, как отмечает искусствовед В. А. Ушаков, «выбор в пользу реализма позволил сохранить традиции подлинного российского реализма и великолепную художественную школу при всех отрицательных сторонах
идеологического прессинга» [8, Ci 7].
Примечательно, что наиболее разнообразной в плане художественных объединений является арт-пространство именно Петербурга. Это, видимо, связано с существованием давней традиции организации подобных союзов в границах города и его особым положением в истории и географии русского искусства. Так, помимо регионального отделения Союза художников в нем существует Санкт-петербургский творческий Союз художников (IFA). Его руководство и члены считают себя продолжателями традиций
Ленинградского Горкома художников-графиков Во многом подобная позиция, обусловлена тем, что в число членов преимущественно входят представители искусства позднесоветского периода, хотя есть много молодых авторов. Как указывает А. К. Флорковская, в данном объединении соединились черты дореволюционных институций и
«социополитические реалии последних советских десятилетий» [10, Ci 1811. Во многом сообщество создавалось как альтернатива Союзу художников СССР, так как изначально в его состав вошли те художники, которые не состояли в первом и не желали следовать официальной линии в искусстве. По сути, обе организации долгое время действовали как профсоюзы, с одной стороны, для тех, кто был лоялен власти, и, с другой стороны, тех, кто ратовал за альтернативное и свободное творчество. Однако сейчас подобное противостояние нивелировалось, и обе организации заняли свои ниши в художественной жизни Санкт-Петербурга. Хотя, если судить по художественному материалу, представленному на выставках, Санкт-петербургский творческий Союз художников гораздо активнее включает в экспозиции арт-объекты, созданные с помощью современных компьютерных и Интернет-технологий. Недаром в его состав входит секция «новых медиа».
В Петербурге, как и в других городах еще советской России, стали создаваться неформальные группы художников. Этот процесс в ленинградском художественном мире начался еще в 1950-е годы, но заметно усилился в 1980-е годы на волне общей либерализации культуры. В. Б. Кривулин указывает на то, что данный процесс происходил в связи со стремлением представителей позднего нонкомформизма
«обозначить пределы интеллектуальной свободы» -Ш^. Причем, если московские концептуалисты были склоны к индивидуализации творческой деятельности и разрыву с традициями, то в ленинградско-петербургской среде сохранилась тенденция к объединению по интересам в небольшие арт-кружки и приверженность принципам местной художественной школы. Именно данные объединения в дальнейшем первыми вышли на арт-рынок, легализовав свой статус. Разнородные сообщества взаимодействовали между собой, порой объединяясь вокруг галерей и арт-пространств,
как, например, центра «Пушкинская-10». К числу таких кружкой следует назвать теперь уже ассоциацию «Творческое объединение "Митьки"» (1982), давшей начало субкультуре и ставшей частью «городского фольклора». «Митьки» долгое время сотрудничали с такими группами, как «Инаки», «Алипий», «Остров», «Новые художники» и т.д. Многие из них уже перестали существовать или переродились в другие сообщества. Нередко молодые авторы создают арт-группы, такие, например, как «Арт-Мир», состоящая из выпускников Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Е. Репина, «Артика», «Художники Невского», «Арт-телега», «Брандмауэр» и т.д. Однако в силу смены творческих интересов их членов они могут распадаться, а вслед им образуются новые небольшие сообщества, которые, в основном, создаются как пространства для общения и взаимопомощи. Стоит отметить, что входящие в них художники зачастую являются членами Союза художников и других объединений. Подобная практика характерна и для других городов страны.
Художественная жизнь современного Китая представляет собой достаточно сложное и противоречивое явление, которое имеет сравнительно небольшой возраст. С момента основания Нового Китая в середине XX века творчество местных художников регламентировалось в соответствии с политическим курсом и идеологическими позициями. Повсеместно утверждалось подобие советского соцреализма, но в более романтизированном ключе. Авторы, не согласные с подобной установкой, репрессировались или покидали предела государства. Жесткое подавление проявлений инакомыслия, а, тем более, попыток организовывать какие-либо кружки, группы не давало возможности развиваться андеграунду до конца 1970-х годов.
Проводником политического и идеологического курса правительства страны в литературную и художественную сферу жизни общества стала Ассоциация художников Китая (1949). Это было единственное художественное объединение в стране, которое аккумулировало в своих рядах художников и деятелей искусств, направляя их творческие силы на реализацию государственных заказов. В настоящее время ассоциация осталась самым крупным союзом такого рода в стране и сохраняет многие свои прежние функции, но реализует их в новых условиях. Ее цель заключается в продвижении инноваций в искусстве, проведении крупных выставок, формировании
имиджа Китая и его стиля, отражающего дух национальной культуры [12]. Для этого постоянно организуются встречи, семинары, лекции, проводятся выставки и конкурсы, которые отличаются масштабностью.
Между тем, современное арт-пространство страны представляет собой все более усложняющееся и постоянно развивающееся явление. Понимание этого факта привело руководство объединение к необходимости сотрудничества с другими арт- группами художников. Ассоциация поставила перед собой нелегкую задачу объединить самый широкий круг авторов, в том числе и представителей неформальных объединений. Они могут стать членами ассоциации, а могут и, не будучи таковыми, принимать участие в мероприятиях специально созданного Центра выставок и продвижения новых литературных и художественных групп, а также Центра выставок и продвижения молодежного искусства. Данные площадки были открыты в 2018 году с целью выявления, развития и продвижения современных художников и их сообществ. Во многом обращение к данному сектору художественного мира Китая обусловлено желанием разнообразить выставочный материал, сделать его более интересным публике, учесть тенденции современного искусства, что сложно сделать за счет обращения к «классике». Еще одним мероприятием, к которому привлекаются молодые авторы, в том числе не являющиеся приверженцами романтического или символического реализма,
поддержанного ассоциацией, является ежегодная выставка «Отчет перед народом». В ее пространстве демонстрируются не эпичные картины, повествующие о борьбе китайского народа за свободу или успехи социалистического строительства, а зарисовки из жизни простых людей, их быта, реальных проблем, стоящих перед народом. Безусловно, что здесь нет возможности показать неклассическое искусство, но приверженцы реалистического искусства могут найти себе нишу.
В последнее время в Китае стали возникать новые объединения, в частности Китайская ассоциация современных художников. Ее история началась с 1996 года, но официальный статус ею был получен только в 2004 году. Сейчас в ее состав входят более двух тысяч членов, а также почти тысяча претендентов на данный статус. Это официальная некоммерческая организация, созданная по инициативе художественных кругов страны, стремящихся к интеграции в общемировой арт-процесс. Она возникла в качестве новой, динамичной и авторитетной группы, ориентированной на культурные обмены в области живописи и каллиграфии. За последние годы Китайская ассоциация современных художников открыла свои отделения в Юньнани, Шаньси, Шаньдуне и других уголках страны.
Важно подчеркнуть, что, как и у любого официального объединения в Китае, в ее деятельности нет намека на провокацию или несогласие с существующей политикой, а также идеологической линией в искусстве. Она в отличие от главной Ассоциации, сосредоточенной на внутреннем арт-процессе, ориентирована на то, чтобы позиционировать достижения культуры Поднебесной в мире. Для этого обязательной частью ее работы является проведение теоретических исследований в области искусства и арт-критика, результаты которых публикуются в других странах. Для этого организация способствует участию китайских специалистов в международных культурных проектах, конкурсах, конференциях. Кроме того, на ее платформе организуются академические исследования и мероприятия, связанные с сотрудничеством с разными регионами, в том числе связи художников материкового Китая с представителями арт-мира Гонконга, Макао, Тайваня и зарубежья. Это необходимо для повышения уровня художников, а также пропаганды китайского искусства за границей.
В деятельности рассматриваемой организации есть свои нюансы. Прежде всего, ее членами являются те художники, которые входят в другие арт-объединения. В их рамках они «работают» на местную художественную жизнь, а ассоциация помогает «выйти» за ее пределы, в том числе на мировую арену. Более того, учебные и научные учреждения, занимающиеся подготовкой по художественным специальностям и искусствоведческими исследованиями, также участвуют в мероприятиях, организуемых ею. Стать членом Китайской ассоциации современных художников может любой, кто занимается изучением или созданием искусства, связанного с национальной спецификой, обладающей художественным образованием и имеющей творческий или педагогический стаж работа не менее пятнадцати лет. В настоящее время ее деятельность ориентирована на организацию крупномасштабных мероприятий в разных уголках страны и за ее пределами, в которых принимают участие живописцы и каллиграфы. Это, прежде всего, выставочные проекты, фестивали, мастер-классы.
Ассоциация народных художников — это одна из крупнейших и наиболее влиятельных арт-групп в Китае, которая была образована теоретиками и практиками этнического искусства. На волне поисков «китайского стиля» в обществе, науке, искусстве возрос интерес ко всему, что связано с этнокультурными особенностями. Кроме того, произведения китайского народного искусства, многие промыслы стали коммерчески успешными проектами. Все это стало основанием для организации в начале XXI века
Национального конгресса в области такого творчества, на котором и было решено создать данную организацию. Ассоциация помогает народным художникам, деятелям культуры и искусства посредством исследований ремесле, памятников, обмена информацией и обучения, что помогает сохранять и передавать новым поколениям культурные традиции страны, а также сотрудничает с аналогичными международными художественными организациями.
С 2012 года в художественном мире Китая стала работать Ассоциация китайских женщин-художниц под эгидой Министерства культуры и Всекитайской федерации женщин. Это некоммерческая общественная организация, в которую входят художницы, искусствоведы, эксперты и ученые, которые заинтересованы в продвижении китайского искусства, объединенные по гендерному принципу. Создание данного объединение было обусловлено стремлением к сотрудничеству множества неформальных творческих союзов женщин-художниц, которые существовали в разных уголках страны. Объединившись, они получили возможность выстраивать коммуникационную площадку, вместе организовывать и проводить на официальном уровне выставочные проекты, инициировать исследовательские и творческие проекты, связанные с самореализацией женщин и проблемами, которые стоят перед ним. Согласно председателю ассоциации Кун Цзы, цель организации заключается в том, чтобы помочь женщинам-художницам со всего Китая создавать пространства для демонстрирования своих достижений и совершенствования, развития связей и обменов с женщинами-художницами из разных
стран в области культуры и искусства
В современном Китае существует значительное число общественных некоммерческих объединений художников, имеющих официальный статус. Так, помимо названных выше, есть еще Ассоциация знаменитостей китайской живописи и каллиграфии, Ассоциация каллиграфии и живописи пожилых людей, Зарубежная ассоциация китайских художников, Гонгонгская ассоциация китайских художников и др. Буквально в каждой нише, которую занимают представители творческих профессий, существуют те или иные объединения, имеющие вполне официальный статус. Существование подобных организаций, их признание властью свидетельствует, как и о насыщенной арт-жизни, которая усложняется день ото дня, так и о том, что взаимоотношения современных художников с обществом в Китае до конца не отрегулированы. По этой причине художественное сообщество остро нуждается в своего рода посредниках, которые бы представляли интересы художников в отношении с коллегами, государством, арт-миром за пределами страны и т.д. Они выступают также, как пространства для коммуникации и обмена идеями, опытом, обучения, что в других условиях было бы затруднительно для мастеров, живущих в разных провинциях Китая, часто труднодоступных, а также тех, кто работает за границей.
В Китае помимо официальных объединений, действующих с позиций, одобренных властью, существуют и независимые арт-группы, не имеющие официального статуса. Их история начала с 1970-х годов, когда ряд авторов, в частности Чжао Вэньлян, Ян Юйшу, Ши Чжэньюй и другие молодые художники, ратовавшие за создание «искусства ради искусства», а не для поддержки политического курса, стали объединяться в такие группы, как «Группу живописи У Мин», «Школу живописи Ююантань», «Группу рисования звезд», «Группу неизвестной живописи» и т.д. Они также стали экспонировать свои работы сначала в частных галереях, в основном, созданных владельцами с Запада, а затем и на выставках современного искусства в художественных музеях разного уровня. Художники отказывались от поддержки государства, экспериментировали с традициями, обогащая свой художественный язык новыми формами, приемами, материалами, в том
числе медиа, инсталляциями, видео, преферансами и т.д. Так, появилась «Живописи
шрамов», «Деревенский реализм», «Новая волна» и т.д. [14, Ci 7]. Однако деятельность данных сообществ не носила агрессивного провокационного характера, а ориентировалась на эксперименты с художественной формой в рамках модернисткой линии в китайском искусстве. По сути, такие группы основывались, чтобы породить автономию художественного процесса. На первых этапах у них не было площадок для позиционирования своего творчества, так как система галерей и музеев «работала» на официальное искусство, привычное массам. Кроме того, даже после выставки современного искусства в Национальном художественном музее Китая в 1989 году многие выставки такого искусства продолжали подвергаться острой критике. Позднее эти объединения, даже став востребованными, распадались, а мастера реализовывались за счет вступления в официальные ассоциации, будучи признанными «классиками», или уезжали за пределы родины.
В начале XXI века представители той части художественного сообщества Китая, которая ратует за утверждение автономии искусства, и в особенности в свете бурного подъема арт-рынка, стала ориентироваться на создание собственных площадок для экспонирования и коммуникации. Прежде всего, вокруг иностранных коллекционеров и кураторов стали выстраиваться галереи, выставочные центры, арт-пространства и частные музеи, которые становились основой для организации неформальных
художественных объединений [15, p 89]. Участвующие в них авторы более не стремились найти признание в официальных институциях, в том числе в ассоциациях художников, поддержанных властью. Такие галереи тщательно отбирают круг своих авторов, помогают им, уделяя особое внимание качеству выставочных материалов. Если ранее арт-группы специализировались на инсталляциях, видео-арте, всевозможных арт-объектах, то теперь они создают выставки, на которых показываются и произведения, относящиеся к классическим жанрам и видам искусства. В художественных галереях Шанхая и Пекина, а также некоторых других городов Китая реализуют программы поддержки молодых художников, обеспечивая им институциональную помощь для сохранения их творческой независимости. Например, галерея «Рокбунд» в Шанхае организует конкурс на премию Hugo Boss Asia Art Award, OCAT Shanghai и премию Пьера Юбера в области видеоарта, а «PSA» реализует программу подготовки молодых кураторов.
Итак, в художественном мире Китая действуют официальные, связанные с государственными структурами ассоциации, позволяющие регулировать отношения лояльных авторов с властью, обществом, коллегами, зарубежными институциями в сфере искусства. Внутри страны также есть неофициальные арт-группы, которые более напоминают «круги общения» между авторами. Они аккумулируются вокруг галерей, выставочных площадок, арт-центров, а их члены связаны общими взглядами на искусство, а также желанием сохранить свою независимость. Поскольку такие объединение не являются формальными организациями, то у него нет руководства, определенных целей, правил, четко выстроенной модели поведения участников и границ их демаркации с теми, кто таковыми не считаются. Нередко они соединены неформальными связями с общественными ассоциациями и даже совестно участвуют в проектах, организуют их. В такие сообщества входят помимо художников кураторы и арт-критики, которые помогают художникам выходить на арт-рынок.
В художественной жизни современной России происходят похожие процессы. Примером этому может служить то, что с конца XX века стали создаваться объединения художников, альтернативные деятельности Союза художников. В начале XXI столетия
такие сообщества либо обретают официальный статус, превращаясь в крупных регуляторах процессов в арт-мире того или иного города, либо остаются на уровне кружка авторов, который существует до того момента, пока возможна совместная выставочная деятельность и продажа произведений, необходимо позиционирование своего видения в культурное пространство города. В отличие от Китая, где неформальные группы преимущественно выстраиваются вокруг арт-галерей, в России они образовываются вокруг мастерских и творческих коллективов, в кругу знакомых, сокурсников, преподавателей вузов искусств.
В России и Китае крупные официальные объединения отличаются полифункциональностью в отношении состава участников и направлений деятельности, то молодые неофициальные группы — это, как правило, кружки авторов, близких по творческим интересам. Последние создаются и функционируют в тех творческих средах, где имеется потребность в их деятельности. Причем их появление оказывает быстрое воздействие на степень насыщенности и содержательную жизнь регионов, в то время как влияние официальных союзов рассчитано на долговременные эффект и ориентировано на взаимодействие с различными институциями. И те, и другие помогают художникам в обеих странах донести свои образы до зрителя. Первые предпочитают классические формы, а вторые стремятся показать свое понимание современного искусства, в том числе переосмысляя и интерпретируя те тенденции, которые существуют в общемировом арт-процессе.
Библиография
1. Лан, С. Культурный диалог России и Китая в современном мире / С. Лан // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 1. -С. 85-87.
2. Мартинович, Т. М. Межкультурное взаимодействие России и Китая в сфере искусства / Т. М. Мартинович // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества : материалы VII международной научно-практической конференции, Благовещенск - Хэйхэ, 22-23 мая 2017 года. Том Выпуск 7. - Благовещенск -Хэйхэ: Благовещенский государственный педагогический университет, 2017. - С. 560-564.
3. Чжан, Х. Границы стиля «Се и» в современной масляной живописи Китая (к вопросу о культурных взаимовлияниях Китая и России) / Х. Чжан // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. - 2019. - № 2. - С. 64-69.
4. Грачева, С. М. Творческие взаимовлияния современных петербургских и китайских художников / С. М. Грачева // Искусство Евразии. - 2021. - № 4(23). - С. 86-101.
5. Юйцзю, Л. Становление монументальной скульптуры России и Китая / Л. Юйцзю // Общество: философия, история, культура. - 2022. - № 3. - С. 202-206.
6. Мяоцзин, Ч. Анализ трансформации статуса современного искусства в России и в Китае / Ч. Мяоцзин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки [Электронный ресурс]. - 2023. - Режим доступа:
https ://cyberleninka.ru/article/n/analiz-transformatsii-statusa-sovremennogo-iskus-stva-v-rossii-i-v-kitae/viewer (дата обращения: 16.09.2023).
7. Син, Н., Леонова, В. М. Союзы китайских художников в XXI веке и их место в пространстве современного искусства / Ничжэнь Син, В. М. Леонова // ART INNOVATION. - 2021. - № 2. - С. 38-57.
8. Ушакова, В. А. Прошлое и настоящие Ленинградского - Санкт-Петербургского
Союза художников / В. А. Ушакова // Художники - городу. Выставка к 70-летию Санкт-Петербургского Союза художников. СПб: Петрополь, 2003. - С. 7-13.
9. Санкт-Петербургский Творческий Союз Художников (IFA) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.ifaspb.info/ (дата обращения: 17.09.2023).
10. Флорковская, А. К. Секция живописи Горкома графиков как пример художественного сообщества позднесовесткого времени (1976-1988) / А. К. Флорковская // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2017. - № 5 (79). - C. 181-184.
11. Берг, М. Радикалы и консерваторы: два поколения русского андеграунда // Горький - российское сетевое издание [Электронный ресурс], 2021. Режим доступа: https ://gorky.media/context/radikaly-i-konservatory-dva-pokoleniya-russkogo-andegraunda/ (дата обращения: 15.09.2023).
12. ФИ^ЖФ: 2019. Лу Цзин, Дин Тао. Ассоциация китайских художников: Стремитесь написать главу искусства новой эпохи / Цзин Лу, Тао Дин // China Art News [Электронный ресурс]. - 2019. - Режим доступа: http://art.people.com.cn/n1/2019/1012/c41426-31396960.html (дата обращения: 13.09.2023).
13. Кун Цзы, председатель Ассоциации китайских женщин-художников: картины выходят за пределы языков и строят мост между людьми // Глобальная сеть, 2021 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://china.huanqiu.com/article/43NqN6tqCIx (дата обращения: 15.09.2023).
14. Ван Фэй. Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса : специальность 17.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Ван Фэй. - Москва, 2008. - 24 с.
15. Bao, D. (2014). Rethinking and practices within the art system: The self-organization of contemporary art in China, 2001-2012. Journal of Contemporary Chinese Art, 1(1), 83-95.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В журнал «Философия и культура» автор представил свою статью «Официальные и неформальные профессиональные объединения художников в пространстве современного искусства России и Китая», в которой проведено исследование тенденций, которые происходят в среде официальных и неформальных художественных объединений современного Китая и России.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что в России и Китае крупные официальные объединения отличаются полифункциональностью в отношении состава участников и направлений деятельности, в то время как молодые неофициальные группы — это, как правило, кружки авторов, близких по творческим интересам, которые создаются и функционируют в тех творческих средах, где имеется потребность в их деятельности. По мнению автора, их появление оказывает быстрое воздействие на степень насыщенности и содержательную жизнь регионов, в то время как влияние официальных союзов рассчитано на долговременные эффект и ориентировано на
взаимодействие с различными институциями.
Актуальность исследования определяет увеличивающийся масштаб тесных культурных контактов, развивающимися между Россией и Китаем, в том числе и в художественной сфере.
Методологическую основу составил комплексный подход, включающий общенаучные методы анализа и синтеза, а также описательный, социокультурный и компаративный анализ. Теоретической основой исследования выступают труды таких российских и китайских искусствоведов как С. Лан, Т.М. Мартинович, Х. Чжан, С.М. Грачева, Л. Юйцзю, Ч. Мяоцзин и др. Эмпирическую базу составили мемуары, воспоминания и архивные материалы по изучаемой тематике.
Соотношение структуры и направлений деятельности официальных и неформальных арт-объединений Китая и России и является предметом исследования, а его объект — современные художественные объединения двух стран. Цель — анализ специфики организации и путей развития арт-объединений в условиях современного арт-пространства. Для достижения цели автором поставлены следующие задачи: обзор наиболее крупных сообществ России и Китая; характеристика их выставочной и иной деятельности, способов позиционирования концепций; выделяются общие черты и намечаются различия. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они позволят четче обозначить границы художественных миров двух стран и в то же время обозначить точки входа, увидеть возможные перспектив сотрудничества. Изучив степень научной проработанности проблематики, автор отмечает достаточное количество проведенных исследований, которые раскрывают важность и сложность изучаемой проблематики. Объединения художников в современной России входят в пространство интереса многих российских и китайских исследователей, которые занимаются изучением современного искусства.
Автором детально изучены и описаны как официальные, так и неформальные творческие объединения российских и китайских художников: Союз художников России, Санкт-петербургский творческий Союз художников, Митьки, Арт-телега, Китайская ассоциация современных художников, Ассоциация народных художников, Ассоциация китайских женщин-художниц, Группа живописи У Мин и другие. Им проведено сравнение характеристик организаций, особенностей творческого состава, принципов членства. Особое внимание автором уделено принципам функционирования объединений художников двух государств. Как отмечает автор, в художественном мире Китая действуют официальные, связанные с государственными структурами ассоциации, позволяющие регулировать отношения лояльных авторов с властью, обществом, коллегами, зарубежными институциями в сфере искусства. Неофициальные арт-группы аккумулируются вокруг галерей, выставочных площадок, арт-центров, а их члены связаны общими взглядами на искусство, а также желанием сохранить свою независимость, следовательно, у них нет руководства, определенных целей, правил, четко выстроенной модели поведения участников и границ их демаркации с теми, кто таковыми не считаются. В художественной жизни современной России автором отмечены аналогичные процессы: сообщества либо обретают официальный статус, превращаясь в крупных регуляторах процессов в арт-мире того или иного города, либо остаются на уровне кружка авторов, который существует до того момента, пока возможна совместная выставочная деятельность и продажа произведений.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение взаимовлияния различных культур вследствие межкультурного взаимодействия и фактов проявления такого взаимовлияния в предметах художественной культуры представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 15 источников, в том числе и иностранных, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике. Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.