Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:
Го С. — Специфика методики обучения современному искусству педагогов-художников в российских и китайских вузах // Педагогика и просвещение. - 2023. - № 2. DOI: 10.7256/2454-0676.2023.2.40929 EDN: AFVUPC URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=40929
Специфика методики обучения современному искусству педагогов-художников в российских и китайских вузах
аспирант, кафедра искусствоведения и педагогики искусства, Российский государственный
педагогический университет им. АИ. Герцена
191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Мзйки, 48, к. 6, каб. 51
Статья из рубрики "Современные стратегии и модели образования"
DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.40929
EDN:
AFVUPC
Дата направления статьи в редакцию:
01-06-2023
Дата публикации:
08-06-2023
Аннотация: Предмет исследования - особенности современного художественно-педагогического образования России и Китая. Цель - определить специфику методики обучения современному искусству китайских и русских студентов - будущих педагогов-художников в российских и китайских вузах. В статье рассмотрены особенности преподавания указанной дисциплины в крупнейших художественно-педагогических вузов России и Китая начала XXI века. Методология исследования опирается на положения педагогики и психологии, специфику, теорию и методику художественно-педагогического образования. Для достижения поставленной цели были использованы такие методы, как теоретический анализ источников, связанных с преподаванием современного искусства в вузах России и Китая, сравнение учебных планов и программ в них, педагогическое наблюдение за деятельностью студентов. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем выделяются и обобщаются специфические черты в преподавании современного искусства в китайских и российских художественно-педагогических заведениях высшего образования на основе анализа
учебных программ и проектов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и Московского государственного педагогического университета, а также Пекинского педагогического университета и Пекинского университета. В результате показан процесс интеграции современного искусства в практику китайских и российских педагогических университетов; особенности взаимодействия обучающихся в образовательной деятельности с актуальными художественными практиками как способом освоения мирового арт-опыта и его рефлексии. Выводы автора публикации заключаются в том, что для оптимизации процесса знакомства обучающихся с современным искусством и российские, и китайские художественно-педагогические вузы предлагают им в рамках самостоятельной работы проводить творческие эксперименты с новыми материалами, формами и средствами выражения, а также взаимодействовать в специально организованных пространствах с творчеством актуальных художников.
Ключевые слова:
современное искусство, художественное образование, высшее образование, Китай, Россия, педагогические вузы, педагог-художник, художественно-графические
факультеты, национальная идентичность, образовательный процесс
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный Китай - активно развивающееся государство, которое активно занимается профессиональным образованием своих граждан. В стране оно рассматривается как перспективное направление, которое обеспечивает дальнейший прогресс и рост национального благосостояния. Ежегодные расходы на сферу образования достигают миллиарда долларов. Главной установкой китайских художественно-педагогических вузов является формирование грамотных, талантливых, неформально мыслящих специалистов. Правительство способствует этому, выделяя гранты и стипендии, финансируя различные программы и проекты. В связи с данной позицией поощряется обмен опытом китайских образовательных учреждений с другими странами, в особенности с Российской Федерацией —р—1691. Китай позиционирует себя как держава, которая обладает определенными традициями, в частности в сфере художественно-педагогической подготовки. В условиях нарастающего сотрудничества с Российской Федерацией актуализируется необходимость анализа российского опыта, что может усовершенствовать процесс обучения в художественно-педагогических вузах в самой республике. В то же время китайская педагогика искусства также обладает достижениями, в особенности в сфере рефлексии современного искусства.
В настоящее время сформирован обширный корпус трудов китайских авторов на русском языке, связанный с анализом высшего художественного и художественно-педагогического образования в современном Китае и его взаимодействия с российскими
учебными заведениями —2—10—4—91. А. Тарасов в рамках своего исследования отмечает, что в начале XXI века заметно возрос уровень педагогических кадров в Китае
—р—841. Заметный интерес к этому вопросу проявляют и западные ученые. Они детально рассматривают мировоззренческие основы художественного образования в стране, находя в них своеобразие. Ими также указывается на то, что сейчас в Китае происходит формирование оригинального национального искусства, занимающего важное место в современном арт-процессе [17; 15]. Между тем, выявляются и проблемы, например, связанные с тем, что в преподавании присутствуют организационные
недочеты, влияющие на качество подготовки будущих художников-педагогов р 54]. Кроме того, система образования Китая подвержена цензуре, что препятствует целостному исследованию актуальных художественных течений. Они, например, могут считаться неблагонадежными И51.
Внимание ученых к вопросам китайского художественно-педагогического образования говорит об актуальности исследования, раскрывающего один из аспектов динамично совершенствующегося художественно-педагогического образования Китая в сравнении с Россией, а именно роли и места в нем современного искусства. Более того, сравнение методик обучения будущих педагогов-художников китайских и российских вузов позволит выделить специфичные черты и имеющиеся лакуны, а также наметить возможные «точки входа» для взаимодействия и обмена лучшими наработками.
В фокусе настоящего исследования находится изучение особенностей преподавания современного искусства в крупнейших педагогических вузах России и Китая. Это, прежде всего, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена и Московский государственный педагогический университет, а также Пекинский педагогический университет и Пекинский университет, которые являются научно- и учебно-методическими центрами художественно-педагогического образования в своих стра на х.
В число задач исследования входит:
- изучение содержания и методов подготовки будущих педагогов-художников в вузах России и Китая;
- выявление общих и отличительных черт существующих систем художественно-педагогического образования в университетах России и Китая в отношении искусства начала XXI века.
В рамках статьи предполагается обратиться к деятельности российских и китайских художественно-педагогических вузов посредством таких методов исследования, как сравнение образовательных программ учебных заведений, роли в них занятий, связанных с современным искусством.
Теоретической базой исследования служат труды ученых по проблемам взаимодействия теории и практики художественного-педагогического образования в современном Китае и России, в частности связанные с образовательным процессом в отдельных вузах обеих стран [21; 22; 2; 6; 31. Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем представлены сведения об особенностях обучения современному искусству художников-педагогов в российских и китайский вузах на современном этапе.
Система высшего образования современного Китая основана на принципах социальной
справедливости и гарантии равных возможностей —р—41. Подготовка в вузах происходит на платной основе, но многим студентам выделяются гранты и стипендии, что позволяет наиболее успешным и перспективным обучающимся полностью компенсировать затраты на обучение. Начиная с начального и среднего этапов образовательного процесса, учащиеся готовятся к поступлению в вузы, что актуализирует необходимость подготовки компетентных педагогов, в том числе в области
изобразительного искусства —р—481. Высшее художественно-педагогическое образование в Китае ориентировано на тенденции в общемировом образовании, но в то же время обращено к ценностям национальной культуры. Именно в таком синтезе
формируется специалист, способный в своей педагогической практике развивать нравственную, гуманную и творческую личность ученика, обладающую необходимыми знаниями и умениями, способную применять их в творческой работе. Для того чтобы подготовить профессионального художника-педагога, который будет иметь все необходимые компетенции, учебные заведения предлагают соответствующие образовательные программы, курсы и отдельные дисциплины. Каждая из них — это апробированный комплекс материалов, методов, приемов и форм работы.
Особый интерес представляет сравнительно новая и постоянно обновляющаяся в силу своей специфики дисциплина, которая в Китае именуется «Современным искусством». Она призвана познакомить обучающихся с актуальными видами и стилями искусства, существующими течениями, а также, что важно для сферы искусства, научить будущего специалиста понимать и оценивать арт-пространство вокруг него, «включиться» в происходящие в нем процессы. Речь идет не о лекциях по теории и истории искусства XX и начала XXI столетия, как в российском образовании, а о предмете, который сочетает теоретическую и практическую части. Последняя превалирует. Данная дисциплина рассматривается как одна из ключевых точек процесса подготовки. Она, по сути, завершает овладение практическими изобразительными навыками в рамках традиционного рисунка, живописи, композиции и вводит студента в сферу современных арт-практик. В них он, как будущий участник художественного процесса, должен проявить полученные творческие компетенции перед тем, как развивать их же в своих учениках.
Нельзя обойти вниманием тот факт, что рассматриваемые в границах указанного предмета явления в искусстве Китая достаточно тесно связаны с Россией. На жанрово-тематическую, стилистическую специфику и даже интеграцию новых техник изобразительной деятельности в китайском искусстве, его эстетические принципы с середины прошлого века оказал заметное влияние русско-советский художественный мир Г14, р. 561. Контакты между советской Россией и Китаем в области подготовки будущих художников и педагогов стали катализатором для создания и развития в республике педагогических вузов и художественно-графических факультетов внутри них. Это также
отчасти «запустило» поиск национальной идентичности в области искусства Г20, р 9671. Китайские художники и художники-педагоги после «Культурной революции» также ориентировались и на западное искусство, хотя в последнее время вновь усилили контакты с Россией. И это не только совместные выставки, пленэры, проекты, фестивали, но и обучение, стажировки, практики обучающихся из Китая в Российской Федерации и наоборот. В начале нового века, в процессе взаимодействия Китая с другими странами и заимствования их опыта, китайское искусство все больше обретает стилевое своеобразие и расширяет свои границы.
Преподавание предмета «Современное искусство» начинается еще в школе, так как оно включено в программу обучения в средней школе, причем преимущественно в качестве художественно-творческой деятельности в виде проектов. В российском начальном и среднем образовании подобных программ нет. Школьники до 9 класса изучают «Изобразительное искусство», в котором современная стадия арт-процесса представлена крайне скупо, а затем знакомятся также кратко и на уровне теории с современным искусством, но уже в рамках «Мировой художественной культуры». В существующих организациях дополнительного художественного образования России также предпочтение отдается классическому рисунку и различным направлениям в графике, живописи, реже дизайну.
«Пробелы» в познаниях студентов после поступления всячески стремятся восполнить и педагогические вузы за счет существующих у них ресурсов. Современные российские педагогические университеты, занимающиеся подготовкой художественно-педагогических кадров, рассматривают профессию учителя изобразительного искусства или педагога дополнительного художественного образования не как совокупность практических навыков, а в качестве особой интеллектуальной сферы, где доминирующими являются все же теоретические дисциплины, связанные с методикой преподавания изобразительного искусства. Художественно-педагогическое образование получают преимущественно на бесплатной основе, что означает большую независимость от рынка образовательных услуг преподавательского состава в определении модели и тактики подготовки педагогов. Практика преподавания дисциплин, связанных с изобразительным искусством, строится на рисовании карандашом и письме красками, скульптуре, инсталляции, а также отдельных, но пока еще достаточно редких курсах по цифровому искусству и графическому дизайну, работе с галереями и медиа-сферой. Студенты занимаются художественными практиками, а также осваивают дидактику и историю искусства, музейную педагогику, психологию и другие предметы.
Институт художественного образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена является крупнейшим центром художественно-педагогического образования в стране. На уровне бакалавриата в настоящее время в Институте реализуются три программы, а именно «Художественное образование в области визуальных искусств», «Художественное образование в области дизайна и декоративного искусства» и «Художественное образование в области изобразительного искусства». В содержании предлагаемых программ нет дисциплины, которая была бы посвящена исключительно современному искусству. Такой материал предлагается как часть содержания таких основных дисциплин, как «История визуальных искусств», «История мировой художественной культуры», «Музеология и музеография», «Художественная критика и публицистика», «Анализ и интерпретация произведений искусства», «Художественная культура XXI века», «История изобразительного искусства». При этом нельзя сказать, что в процессе обучения предлагаются какие-либо оригинальные принципы и методы, отличные от академической модели. Это же касается и практической части образовательного процесса. Так, на занятиях по рисунку, живописи, декоративно-прикладному искусству и дизайну в качестве образцов и объекта изображения преобладают, прежде всего, классические искусства, о чем могут свидетельствовать достаточно консервативные в выборе видов, жанров и средств воплощения учебные и дипломные проекты студентов. Подготовка будущих специалистов в стенах вуза преследует своей целью формирование твердой изобразительной грамоты, овладения как технической стороной процесса создания произведений искусства, так и знаниями о художественно-историческом процессе. Практические опыты в сфере современных арт-практик, цифрового искусства, новых медиа преимущественно остаются в области самостоятельной работы студентов, их личного выбора, хотя и приветствуются преподавателями, которые сами являются мастерами, предпочитающими и работающими с классическими видами и жанрами искусства. Кроме того, местонахождение вуза, то есть Санкт-Петербург как «культурная столица», богатая разного рода площадками современного искусства, восполняет существующие пробелы в учебной программе, но при условии личной заинтересованности учащихся.
Институт изящных искусств Московского педагогического государственного университета обладает особым опытом в сфере взаимодействия с современным искусством. Так, на базе вуза был создан «Центр современного искусства КГФ» (Корпус гуманитарных факультетов), который реализует различные арт-события. Это выставки современных
художников, дискуссионные площадки в рамках проекта «АРТКИТ», творческие встречи, различные коллаборации с музеями и галереями города, участие в культурных мероприятиях разного уровня. Студенты, которые обучаются по программам, связанным с искусством, за счет постоянного участия в жизни Центра, в том числе в качестве и организаторов, и непосредственных участников событий, погружаются в актуальный арт-процесс, соприкасаются с творческой деятельностью современных авторов. Кроме того, там же студенты могут показать публике и свои работы, творческие эксперименты. Прекрасной возможностью демонстрации их таких достижений являются конкурсы, которые проводятся в стенах учебного заведения. Например, это ежегодный Конкурс проектов по методике преподавания изобразительного искусства для выпускных курсов бакалавриата, а также для всех желающих учиться в магистратуре, или Международный онлайн-конкурс студенческих проектов по методике преподавания изобразительного искусства «Изобразительное искусство. Учитель. Школа», который предполагает решение теоретической проблемы посредством прикладного проекта.
Образовательный процесс на художественно-графическом факультете в Институте выстраивается в рамках программ по подготовке будущих педагогов, которые специализируются на изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах или дизайне. На уровне прикладного бакалавриата возможность соприкоснуться с современным арт-процессом предлагается в рамках таких дисциплин, как «Проектная деятельность в историко-культурной сфере», «История искусства», «Музейное дело». Предлагаемая лекционная форма и соответствующие ей приемы, как и в РГПУ им. А.И. Герцена, формирует общие представление о месте современного искусства в рамках художественной культуры, не давая глубоких и детальных знаний о нем. Последние складываются преимущественно в ходе практической и самостоятельной работы студентов. Например, на семинарах и в творческой аудиторной работе, которые строятся на основе исследовательских методов и проблемных ситуаций. Так, в арсенал методов преподавателей входят кейс-методы, позволяющие в занимательной форме знакомить студентов с произведениями различных авторов. Так, обучающиеся исследуют ситуации или кейсы, собирают необходимую информацию о работах и творчестве художников, анализируют ее и предлагают решение поставленной проблемы, в том числе и художественно-практические. Нередко подобные задачи касаются провокационных и неординарных художественных арт-практик. Преподаватели вуза также стараются отказаться от привычных критериев в понимании и интерпретации своеобразия и специфики стиля того или иного художника.
В методике московского вуза при взаимодействии с современным искусством акцент делается на том, чтобы обучающиеся сами искали, систематизировали, анализировали и использовали в практических целях информацию, касающеюся ее. При этом ключевым направлением исследований в Институте является: «Традиции и современные пути развития академического образования: преподавание живописи графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, искусствознания, новейших художественных течений и новых
дисциплин» Более того, в озвученном подходе отражается и традиции самого учебного заведения, которые выражаются в том, чтобы делать возможным 2открытие новых, неожиданных качеств натуры, точек зрения, живописно-пластических, композиционных решений» Г5, с 31.
Обобщая опыт двух российских вузов, осуществляющих художественно-педагогическую подготовку, следует отметить, что современное искусство в их программах не выделено в самостоятельную дисциплину, а в рамках теоретического компонента представлена лишь как часть знакомства с историей и теорией изобразительного искусства. При этом в
практической и самостоятельной работе обучающихся работы в актуальных видах, жанрах и формах, а также с нестандартными техниками и материалами, образными выразительными средствами приветствуется. Это напрямую связано с ориентацией на формирование специалиста, ориентированного на самостоятельное и непрерывное творческое развитие и отражение в художественной форме авторского видения, поиск нестандартных решений.
В отличие от упомянутых российских вузов в Китае «Современное искусство» - это самостоятельная дисциплина, которая стала чрезвычайно востребованной в связи с тем, что арт-процесс все больше входит в медийное поле, в котором развиваются новые цифровые направления: цифровое искусство, видео-арт, системное искусство и медиа-арт. В рамках образовательного процесса формируется представление о том, что современное искусство не сводится к живописи, скульптуре и декоративно-прикладному искусству. Более того, оно меняется вместе с прогрессом информационно-коммуникативных технологий. Вместе с тем, данный предмет стал появляться в образовательных программах художественно-педагогических, как и художественных вузов, сравнительно недавно, а точнее в последние 15-20 лет. При этом каждое учебное заведение наполняет содержание дисциплины тем, что оптимально именно для него. Например, Школа искусств и медиа Пекинского педагогического университета во всех художественных дисциплинах стремится сочетать искусство и медиа. Здесь на занятиях по указанной дисциплине классические техники и материалы перемежаются с работой студентов в специальных компьютерных программах, способствующих созданию двухмерных и трехмерных композиций.
В содержании обучения в Пекинском педагогическом университете «Современное искусство», в основном, ориентировано на хэппенинги и инсталляции, которые по выбору студентов могут создаваться посредством разных, в том числе компьютерных, технологий. Преподаватели включают новые выразительные средства и методы в процесс художественной подготовки будущих педагогов, культивируя среди них
понимание творчества как многоаспектного и инновационного процесса ^^З1. В вузе стремятся к формированию развитого воображения, пространственного мышления, умения создавать композиции в смешанных техниках, знания основ работы с информационно-коммуникативными материалами, а также восприятию художественных произведений, связанных с различными стилями и направлениями мирового и китайского современного искусства. Для этого акцент делается на методах художественного развития, а не на изложение теоретических основ дисциплины. Например, в рамках дисциплины «Современное искусство» будущих художников-педагогов учат композиционному мышлению, что помогает развивать самостоятельность, оригинальность мышления, ассоциативность, образность, чувство цветовой гармонии и дисгармонии и зрительная память. В вузе также была сформирована база данных с разработанной сотрудниками системой стилей современного искусства с примерами работ, исходя из способа создания произведений. Например, «рисование» включает выполнение творческих работ в области абстракции и экспрессионизма, регионализма, модульного искусства, абстрактный иллюзионизм, уличное искусство и др. Дисциплина «Искусство массовой культуры» включает трэш-арт, поп-арт, нео-поп, фуд-арт, девиантное искусство и т.д. Студенты выбирают для себя то течение, в рамках которого создают свои проекты. Современное искусство в силу многообразия направлений обусловило использование в ходе занятий аудиовизуальных интерактивных средств. Кроме того, в условиях пандемии возникла проблема с посещением студентами университета музеев, галерей, фестивалей и иных проектов в сфере современных арт-практик. В этом свете медиа-пространство стало полем взаимодействия педагогов,
студентов, представителей арт-сферы, а также дает возможность усилить востребованные навыки работы обучающихся с информационными технологиями. Более того, онлайн-занятия «сняли» с учебного заведения необходимость представления оборудования и материалов для знакомства с цифровым искусством, дав обучающимся больше свободы в процессе соприкосновения с различными арт-аренами.
Таким образом, мы приходим к выводуо том, что основной тенденцией преподавания современного искусства в рамках китайского высшего педагогического образования является отказ от чисто теоретического изучения предмета и акцент на его концептуальной практической составляющей. Студентов учат оригинальному выражению своих замыслов, а также поиску художественного решения средствами языка современного искусства. Обучающиеся осваивают современное искусство посредством использования интерактивных методов обучения, а также креативных и информационно-коммуникативных технологий. Принципиальная важность дисциплины «Современное искусство» для Китая связана с реализуемой государством политикой «мягкой силы», ориентированной на развитие национального искусства в контексте мирового художественного процесса. Кроме того, соприкосновение китайских студентов со сферой иностранного искусства позволяет им развивать свой творческий потенциал. Методика преподавания современного искусства в педагогических вузах Китая имеет свои проблемы. Прежде всего, оно носит обобщенный характер. Это делает профессионально-педагогическую деятельность педагогов достаточно поверхностной и, как следствие, менее эффективной. Программа дисциплины «Современное искусство» ориентирована на специализированные курсы в вузах, и не является обязательной частью всего комплекса предлагаемых программ.
В педагогических вузах в России вопрос преподавания современного искусства стоит не менее остро, так как будущий педагог, работающий в общеобразовательной школе, художественной школе или центре искусств, музеях и иных организациях, также должен быть в курсе происходящего в арт-мире. Между тем, в учебных заведениях пока еще только намечаются первые попытки разработать учебные курсы, ориентированные на классические образцы прошлого, в сторону актуальных практик. Это происходит посредством внедрения проектных и проблемных методов в обучение, что позволяет студентам самостоятельно выбирать язык выражения в рамках решения той или иной теоретической проблемы и задачи. В то же время современное искусство все же осваивается как теоретическая дисциплина. Поступившие в художественно-педагогический вуз студенты не подготовлены к ней, редко имеют представление об ее предмете, что не дает возможности им чувствовать себя частью художественного процесса, деятельно осваивать его, а также быстро выбрать для себя подходящие стили и течения. Так, Московский педагогический государственный университет открыл в своих стенах Центр современного искусства как пространство, в котором как раз и демонстрируются поиски новой художественной образности, является успешным вариантом решения данной проблемы. В Пекинском университете был предложена иная модель, сочетающая деятельность подобных структурных подразделений и введение практических занятий, связанных с экспериментами в языке современного искусства, а также создание баз данных, помогающих разобраться в особенностях арт-процесса современности.
Общим и для китайских, и для российских вузов является их ориентация на практическую и самостоятельную деятельность студентов при знакомстве с современным искусством. Руководство и профессорско-преподавательский состав рассмотренных учебных заведений стараются максимально включить своих студентов в арт-процесс, что
происходит путем постоянной творческой деятельности и ее публичной демонстрации, создания выставочный площадок в стенах университетов, а также применения информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют в том числе, сформировать системное представление о существующих художественных практиках.
В рассмотренных китайских и российских художественно-педагогических вузах при преподавании современного искусства существуют и общие черты. Так, акцент делается на практической составляющей в обучении студентов в виде творческих проектов, ориентированных на самостоятельный поиск языка выражения в рамках решения той или иной учебной задачи, в том числе средствами языка современного искусства. Сюда же следует отнести и применение в рамках занятий интерактивных методов обучения, а также креативных и информационно-коммуникативных технологий.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении образовательной практики современных художественно-педагогических вузов двух стран в плане использования средств современного искусства. Это позволит сформировать модель подготовки художников-педагогов во взаимодействии с актуальными арт-практиками, оптимальную и для России, и для Китая.
Библиография
1. Анчуков С.В., Кузмичева М.В. Становление и развитие системы художественного образования в вузах Китая // Научное мнение. 2016. № 4. С. 40-48.
2. Аньдун Ю. Традиции академического рисунка в художественно-педагогическом образовании России и Китая: сравнительный анализ: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007.
3. Доу Ф., Жебылева Т.Е. Особенности и взаимосвязи процессов художественно-педагогического образования в России и Китае // Региональная культура как компонент содержания современного художественного образования: материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Вып. 3. / Под ред. Г.М. Корякиной, В.В. Абрамовой, И.М. Елисеевой. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. 107-114.
4. Кэ М. Влияние русского искусства на современных китайских художников // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова. 2018. № 12 (87). С. 34-36.
5. Ломов С.П. Живопись: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 2008.
6. Мэй В. Методика интегративного обучения академической живописи в системе художественно-педагогического образования России и Китая: автореферат дис. . канд. пед. наук. М., 2017.
7. Руднев И.Ю. Секция кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева в рамках проведения научной сессии на ХГФ ИИИ МПГУ. 2023. и^: http://mpgu.su/novosti/prepodavanija-izobrazitelnogo-iskusstva-rostovceva
8. Сотрудничество высших учебных заведений Китая и России в начале XXI века: итоги и перспективы: Матер. Росс. Китайск. научн.-практ. Конф. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
9. Сянсюе М. Преподавание живописи в Китае под влиянием российской модели обучения // Искусство и диалог культур: сборник научных трудов XIV Международной межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 40-44.
10. Чжаочунь Ц. Процесс обучения изобразительному искусству студентов педагогических вузов Китая: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования, 2013. № 6. С. 150-151.
11. Gothlund A., Illeris H., Thrane K.W. EDGE: 20 essays on contemporary art education. Copenhagen: Multivers Academic, 2015. Pp. 220-232.
12. Hayhoe R. Contemporary Chinese education. New York: Routledge, 2019. 295 р.
13. Hu C., Wotipka C.M., Wen W. International students in Chinese higher education: Choices, expectations, and experiences by region of origin. In: Global perspectives and local challenges surrounding international student mobility. Hershey, PA: IGI Global, 2016. 26 р.
14. Jiang F. Chinese Arts. Academic and Scientific Publishers, 2022. по. 10 (1). Pp. 53-56.
15. Markin P. China's Creative Clusters, Contemporary Art, and the Global Art Market. East China Normal University; 2012. URL:
https ://www.researchgate.net/publication/299469924_China's_Creative_Clusters_Conte mporary_Art_and_the_Global_Art_Market
16. Silagadze A., Tvalchrelidze A., Zubiashvili T., Atanelishvili T. Aspects of China's economic development. Ecoforum, 2016. по. 5 (1). Pp. 299-307.
17. Stallabrass J. Contemporary art: a very short introduction. Oxford: Oxford University Press, 2020. 168 р.
18. Tarasov A. Modern problems of improving the quality of teacher training in China. News Volgograd State Pedagog Univ, 2019. по. 9 (142). Pp. 84-88.
19. Treffinger D.J., Schoonover P.F., Selby E.C. Educating for creativity & innovation: a comprehensive guide for research-based practice. New York: Routledge, 2021. 306 p.
20. Zhao Z., Liu Z., Gao L., Pan D., Song J. Comparison of art education between China and foreign countries: Taking educational ideas as an example. In: 4th International Conference on Culture, Education and Economic Development of Modern Society (ICCESE 2020). Zhengzhou: Atlantis Press, 2020. Pp. 965-968.
21. Си Цзинчжи. Художество в Pоссии и восточной Европе. Пекин: Издательство «Китай», 2004. 219 с.
22. Жуйлинь Ч. Исследование в художественно-педагогической истории образования XX века в Китае. Пекин: Издательство Циннхуа, 2005. 384 с.
23. Институт искусства и дизайна Пекинского университете. URL: http://www.art.bnu.edu.cn/zysz/msysjx/index.htm
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Объектом исследования в представленной на рецензирование рукописи выступает содержание художественного образования, в то время как предметом - его дифференцирующие признаки в российских и китайских вузах.
Актуальность данной темы продиктована не только интенсификацией межкультурных и академических отношений между рассматриваемыми странами, но также сложностью и глубиной сопоставительного анализа художественного образования, которое зависит от многовековой культуры и слишком сильно отличается в различных странах по сравнению, например , с более «стандартизированным» техническим или экономическим
образованием.
С методологической точки зрения статья имеет полностью теоретический характер, основным методом исследования выступает описательный анализ с элементами дифференциации, можно говорить даже, что тест имеет отчасти повествовательный характер более традиционный для работ методического рода.
Текст работы написан с соблюдением норм научного стиля, с доминирующими элементами стиля методического. Список литературы соответствует требованиям и находит реальное содержательное отражение на страницах работы. Положительным является наличие как отечественных, так и зарубежных источников в списке. Статья может вызвать интерес у весьма широкой аудитории, интересующейся не только проблемами образования в России и Китае, но и вопросами искусства в целом. Заслуживает внимания очень высокая содержательность и смысловая наполненность текста с большим количеством конкретных примеров и описание реального опыта работы.
По тексту имеются следующие замечания.
Со структурой точки зрения сплошной текст не типичен для научной статьи. Даже в теоретической работе можно выделить практическую часть , по крайней мере содержащую в себя некоторые практические элементы в виде, например, рекомендаций. В тексте можно было вы выделить методологический блок, результаты исследования и их обсуждение и пр..
С содержательной точки зрения следует отметить, что статью лучше было бы назвать «специфика содержания обучения..». Фактически автор говорит о содержательном наполнении образовательных программ в большей степени чем об инструментально-методологическом обеспечении учебного процесса.
С учётом дифференциации как основного посыла и методологического вектора работы, её результаты лучше бы смотрелись в форме таблицы.
Выводы гораздо лучше смотрелись бы в тезисном виде, и желательно включать в них конкретные методические идеи в противовес общим постулатам педагогического характера, как это сделано в представленной рукописи.
Вывод: несмотря на то, что текст рукописи носит в большей степени методический, нежели научно-аналитический характер с учётом высокой актуальности, реальной содержательности и хорошего языкового исполнения, он может быть опубликован в рецензируемом научном журнале по психолого-педагогическому направлению.