Научная статья на тему 'Off Take - новый аналитический продукт компании Like-Pharma'

Off Take - новый аналитический продукт компании Like-Pharma Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИ / LIKE-PHARMA / ЛС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Милевчич Никола

В последние годы розничный сегмент фармацевтического рынка России характеризуется возросшей конкуренцией и заметным разнообразием маркетинговых ходов, используемых фармацевтическими компаниями в аптечных сетях федерального и регионального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Off Take - новый аналитический продукт компании Like-Pharma»

2261 "о ,"! | pemeDuum

ДОСЬЕ

Никола МИЛЕВЧИЧ, генеральный директор Like-Pharma

Off Take - новый аналитический продукт

КОМПАНИИ LIKE-PHARMA

В последние годы розничный сегмент фармацевтического рынка России характеризуется возросшей конкуренцией и заметным разнообразием маркетинговых ходов, используемых фармацевтическими компаниями в аптечных сетях федерального и регионального уровня.

анная ситуация ставит перед 1! компаниями — производителями ЛС важный вопрос: на основании каких данных оценивать ключевые показатели успешности ведения бизнеса (такие как объем продаж, доля рынка) и принимать ответственные решения по инвестированию в различные маркетинговые и рекламные акции в аптеках? Кроме того, встает важный вопрос и перед аналитическими компа-

ниями, предоставляющими производителям результаты аудита продаж ЛС аптечными учреждениями: насколько нынешние аналитические продукты соответствуют возросшим требованиям рынка?

Представители многих фармацевтических компаний в качестве основного недостатка существующего розничного аудита называют то, что он базируется на данных о закупках ЛС аптеками у

дистрибьюторов. В результате учитываются складские запасы аптек, которые могут изменяться в зависимости от сезона и стратегии поддержания склада, принятой в той или иной аптечной сети. А в этом случае затруднительно проводить прозрачный анализ продаж ЛС и эффективности промоакций, т. к. нет возможности видеть реальные ежемесячные продажи.

Вот с какими прикладными проблемами сталкиваются в своей работе аналитические подразделения фармацевтических производителей: 1. При отсутствии полноценных данных о продажах конечным потребителям приходится разрабатывать собственные методологии анализа для увели-

таблица Топ-20 корпораций по объему продаж

№ Корпорация Объем продаж 2014 г., млн долл. Доля рынка 2014 г., %

1 Novartis вкл. (Sandoz) 1 143,88 6,68

2 Sanofi 926,88 5,41

3 ОАО «Фармстандарт» 774,37 4,52

4 Bayer HealthCare 743,14 4,34

5 Servier/Egis 615,92 3,60

6 Takeda/Nycomed 575,62 3,36

7 Teva 531,95 3,11

8 Berlin-Chemie/Menarini 513,69 3,00

9 Abbott 455,37 2,66

10 Gedeon Richter 420,95 2,46

11 STADA Нижфарм 409,80 2,39

12 Pfizer 402,49 2,35

13 Johnson & Johnson 368,40 2,15

14 KRKA 340,95 1,99

15 Merck Sharp & Dohme 334,68 1,95

16 Astelias Pharma 313,70 1,83

17 Boehringer Ingelheim 293,93 1,72

18 Dr. Reddy's Laboratories 287,20 1,68

19 «Валента Фармацевтика» 246,67 1,44

20 Actavis 240,87 1,41

таблица ф Топ-20 МНН об объему продаж

№ МНН Объем продаж 2014 г., млн долл. Доля рынка 2014 г., %

1 Ксилометазолин 297,38 1,74

2 Поливитамин + мультиминерал 212,50 1,24

3 Фосфолипиды 200,50 1,17

4 Панкреатин 172,19 1,01

5 Бисопролол 165,33 0,97

6 Нимесулид 158,64 0,93

7 Ибупрофен 153,06 0,89

8 Диклофенак 121,33 0,71

9 Силденафил 116,39 0,68

10 Амброксол 113,66 0,66

11 Дроспиренон + этинилэстрадиол 113,22 0,66

12 Азитромицин 109,19 0,64

13 Диосмин + гесперидин 107,23 0,63

14 Кетопрофен 103,76 0,61

15 Нафтифин 102,97 0,60

16 Хондроитин сульфат + глюкозамин 101,08 0,59

17 Имидазолилэтанамид пентандиовой кислоты 98,85 0,58

18 Декспантенол 98,67 0,58

19 Амоксициллин + клавулановая кислота 98,47 0,58

20 Этиловый эфир 98,30 0,57

22п 2ито°::|Ршшиим

ДОСЬЕ

таблица Топ-20 АТС-групп по объемам продаж

№ АТС2 Объем продаж 2014 г., млн долл. Доля рынка 2014 г., %

1 M01 [Противовоспалительные и противоревматические препараты] 854,22 4,99

2 N02 [Анальгетики] 741,81 4,33

3 J01 [Антибактериальные препараты для системного использования] 671,36 3,92

4 C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] 665,56 3,89

5 R01 [Назальные препараты] 655,94 3,83

6 G03 [Половые гормоны] 589,48 3,44

7 J05 [Противовирусные препараты для системного применения] 581,57 3,40

8 R05 [Препараты для устранения симптомов простуды и кашля] 568,96 3,32

9 A07 [Противодиарейные препараты] 539,28 3,15

10 A11 [Витамины] 501,22 2,93

11 L03 [Иммуностимуляторы] 450,49 2,63

12 A05 [Препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей] 440,96 2,58

13 S01 [Препараты для лечения заболеваний глаз] 439,89 2,57

14 N06 [Психоаналептики] 427,02 2,49

15 C05 [Ангиопротекторы] 419,36 2,45

16 G04 [Препараты для лечения урологических заболеваний] 418,72 2,45

17 A02 [Препараты для лечения заболеваний связанных с нарушением кислотности] 404,15 2,36

18 N05 [Психотропные препараты] 369,79 2,16

19 B01 [Антикоагулянты] 359,69 2,10

20 N07 [Препараты для лечения заболеваний нервной системы другие] 358,76 2,10

чения объективности оценки деятельности компании, используя все доступные внутренние и внешние данные.

2. При принятии важных бизнес-решений, касающихся целесообразности проведения той или иной промоакции в аптеках и ее эффективности, приходится часто полагаться не только на объективную информацию, но и на интуицию.

3. Объективная оценка объемов продаж возможна в основном на поквартальном уровне, т. к. при таком анализе сглаживаются негативные факторы, такие как наполнение склада аптеками и сезонность продаж некоторых лекарственных препаратов.

4. Случается, что доля рынка лекарственных препаратов может изменяться на десятки процентов из месяца в месяц в связи с тем, что при анализе используются данные о закупках ЛС аптеками.

5. Существуют сложности в оценке эффективности маркетинговых ходов конкурентов, т. к. «взлеты» и «падения» продаж того или иного препарата можно объяснить различными факторами, а не только продажами конечным потребителям.

Осознавая возросшие потребности фармацевтического рынка, компания Like-

Pharma подготовила и выводит на рынок новый продукт для осуществления розничного аудита Off Take, который базируется на данных о продажах ЛС аптеками потребителям. Off Take позволяет минимизировать все вышеописанные сложности и проблемы и дает возможность представителям фармацевтических компаний ежемесячно принимать быстрые и обоснованные решения по проведению тех или иных промоакций в аптеках, основываясь на прозрачном анализе реальных продаж лекарств потребителям. В региональном делении аудита компания Like-Pharma сделала акцент на городах с населением свыше 1 млн человек, в которых обычно концентрируется около 80% продаж фармацевтических компаний. Таким образом, есть возможность анализировать продажи лекарств на 65 территориях России, включающих 11 округов Москвы, 4 территории Московской области, 18 округов Санкт-Петербурга, а также по 2 территории (город и область) остальных 13 городов-миллионников, Краснодара и Саратова.

Off Take в настоящий момент является уникальным продуктом, и мы надеемся, что он будет по достоинству оценен

фармацевтическими компаниями, работающими на российском рынке. Компания Like-Pharma представляет основные показатели розничного сегмента российского фармацевтического рынка в 2014 г.

Лидерами розничного сегмента в 2014 г. стали компании Novartis, Sanofi, Bayer, Servier и «Фармстандарт», совокупная доля продаж которых составила почти 1/4 от продаж всех лекарственных препаратов в аптечных учреждениях России (табл. 1).

Продажи лекарственных препаратов по МНН отличаются фрагментированнос-тью — доля лидера, ксилометазолина, составляет менее 2%, а продажи топ-20 МНН составляют чуть больше 15% (табл. 2).

Наиболее популярными группами препаратов в 2014 г., как и прогнозировалось, стали противовоспалительные, болеутоляющие, антибактериальные и назальные препараты, а также препараты, действующие на ренин-ангио-тензиновую систему (табл. 3). При этом 15 лидирующих групп препаратов обеспечили 1/2 продаж всего розничного сегмента фармацевтического рынка России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.