ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
УДК 159.922.1
А. Н. Волкова, Е. Г. Якушенко Одинокое материнство: психологический портрет проблемы
В статье рассматривается материнская семья как современный портрет проблемы массовой разводимости. Сопоставляются современные материнские семьи с традиционными, где взаимодействие между членами полноценно влияет на формирование личности ребенка.
The article issues mother's family as an example of commonly modern encountered problem. Mothers' families are comparing with traditional families, in which their members' interaction influences positive on child's development.
Ключевые слова: материнская семья, гендерное одиночество, ювениль-ное материнство, развод, разводимость, повторный брак.
Key words: mother's family, gender's solitude, juvenile maternity, divorce, divorce's frequency, re-marriage.
Последние десятилетия все более актуальной становится про -блема одинокого материнства. Особенно это важно в сложной современной демографической ситуации. Возрастает количество неполных материнских семей, формируется нежелание молодых людей иметь детей, число проводимых абортов по-прежнему остается высоким. Данные факты свидетельствуют о необходимости более внимательного отношения к проблемам женщин репродуктивного возраста. По результатам социологических исследований наибольшее и увеличившееся распространение материн -ская семья получила среди 15-19 летних подростков и женщин после 35 лет. В результате возникает вопрос о достаточности поддержки со стороны общества женщин, решивших по каким-либо причинам воспитывать ребенка (детей) самостоятельно.
Развод является одним из радикальных способов прекращения существования полной семьи. В результате развода образуется семья, обозначающаяся термином «неполная», в которой все функции, возлагаемые в полной семье на обоих супругов (воспитание, социализация, обеспечение детей и т. д.), юридически передаются одному родителю, чаще всего матери. «В России, после развода
дети остаются с матерью в 80% случаев расторжения брака» [5, с. 13].
Нас развод интересует как жизненное обстоятельство, оказывающее влияние на жизнедеятельность всех членов семьи. Ниже мы покажем, что развод является серьезным патогенным фактором, оказывающим неблагоприятное влияние на развитие членов распавшейся семьи и провоцирующий у них различные психологические, клинические и социальные нарушения.
Развод как результат разрушения семьи носит многоаспектный характер (юридический, социальный, демографический и т.д.) и оценивается специалистами неоднозначно.
С юридической стороны развод представляет собой «... полное прекращение основного, специфического круга взаимных отношений между супругами, несмотря на сохраняющиеся иногда определенные связи между ними (помощь в содержании, совместная ответственность за воспитание детей и другое)» [10, с. 329].
С точки зрения социума развод, как и неполная семья, ребенок без отца - феномен, который можно считать острой социальной проблемой, где нестабильный брак или нарушения в супружеских отношениях зачастую являются его причиной и предвестником. В рамках христианской цивилизации развод для общества на протя -жении многих лет оставался либо запретным, либо исключительным событием. Законодательно разрешенный в прошлом столетии в большинстве промышленно развитых стран развод, как пишет С.И. Голод (1998), тем не менее, до середины 60-х гг. воспринимался общественным мнением как явление маргинальное, накладывающее на тех, кто к нему прибегал, самое настоящее клеймо. Данная точка зрения на развод обосновывается, тем, что «. общество заинтересовано в стабильности семейных отношений, так как это обеспечивает здоровые взаимоотношения супругов, благотворно сказывается на воспитании детей, облегчает решение целого ряда социальных проблем (жилье, социальное обеспечение, трудоустройство и т. д.)» [6, с. 23]. В то же время развод является средством борьбы с неблагополучным влиянием неудачного брака на всех членов семьи.
Демографы (Королев Ю.А., 1991; Лебедев О.Е. и др., 2002; Маликов Н.С. и др., 2001) изучают массовый процесс расторжения браков у населения, то есть разводимость, с точки зрения ее влияния на процессы воспроизводства населения, на формирование брачно-семейной структуры общества. Демографические исследования в последние десятилетия в России показывают, что ситуация в развитии брачно-семейных отношений представляется неутешительной. Многократный рост уровня разводимости, который в России и почти во всех европейских странах измеряется уже 25-45 и более процен-
тами от общего числа заключенных браков, становится неотъемлемой частью современного общества. Современные демографы (Гуд У., 2000; Русел Л., Келлерхальс Дж., Рэйс А., 1998) считают, что происходит радикальная трансформация природы брака, которая и делает развод нормальным явлением, его атрибутом. Наряду с этим в обществе «происходит далеко не полная компенсация разводов повторными браками, высокий удельный вес неполных семей и детей, воспитывающихся без одного из родителей, трудности, которые эти дети испытывают в процессе социализации, и их непропорционально большой вклад в преступность несовершеннолетних» [10, с. 36].
Психологи (Gottman J. M., Levenson R. W., 2002; Booth A., 1999) считают, что высокий уровень разводимости в обществе влияет на нераспавшиеся, и даже на вполне благополучные семьи. Во многих из них супруги осознают потенциальную возможность развода, что провоцирует многих людей строить свои супружеские отношения как временные. В свою очередь подобные взгляды людей проявляются в ориентации женщин на стремление добиться профессиональных успехов и надежного источника существования вне дома. Вероятно, поэтому в современной России все больше увеличивается число расторгнутых браков по инициативе женщин.
Нередко расторжение брака интерпретируют как трагедию, свидетельство дезорганизации семьи, обращая внимание исключительно на негативные последствия, особенно сказывающиеся на детях. В то же время, по мнению С.И. Голода (1998), развод рассматривается как важный компонент современной семейной системы, который способствует предотвращению перманентного конфликта в обстоятельствах совместного проживания двух взрослых людей или как необходимый шаг для реорганизации семьи в тех случаях, когда сохранить семью в прежнем составе и структуре невозможно. В таких случаях развод может играть положительную роль.
Такое неоднозначное представление о влиянии развода на членов распадающейся семьи вызывает серьезный интерес к разнообразному спектру переживаний, сопровождающих его.
Чаще считается, что развод родителей для детей является травмирующим событием, которое может привести к формированию комплекса психологической травмы. Например, одним из проявлений у детей данного феномена исследователи называют комплекс сиротства (переживания одиночества, слабая способность к близким отношениям, незащищенность и др.), что выражается в трудности создания семьи в будущем, в построении гармоничных семейных отношений и отношений с другими людьми.
Как у отцов, так и у матерей, по мнению Д.Р. Кингма (2005), могут происходить изменения во взаимоотношениях с детьми, которые выражаются в снижении внимания к воспитательным функциям, либо в сверхзаботе о детях. Последнее характерно для покинутых жен-матерей, которые в сверхзаботе находят утешение, в связи с неудавшимся браком или как подтверждение собственной полноценности.
Таким образом, можно выделить комплекс специфических реакций детей и родителей, отражающихся в поведенческих, эмоциональных, познавательных проявлениях, подтверждающих, что развод может рассматриваться как вид психологической травмы. Наличие и виды реакций на факт развода, ее адекватности, наличие девиаций как неадаптивного реагирования на фрустрацию, вызванную разводом, а также тип приспособительного поведения, безусловно, зависят от личности разводящихся супругов, их умения провести процедуру расставания.
В.А. Сысенко (1997), автор исследований по проблемам устойчивости семьи и супружеских конфликтов, в результате анализа последствий развода делает выводы о следующих возможных последствиях:
1. Снижение рождаемости. Возможности деторождения разведенных женщин остаются нереализованными, что крайне отрицательно влияет на процессы расширения воспроизводства населения. Супруги, расторгнувшие брак стремятся не оставаться в одиночестве, через определенное время они заключают новые браки и создают новые семьи. Чаще вступает в новый брак мужчина; несколько реже - женщина, особенно оставшаяся с ребенком.
Однако если повторный брак и восполняет потери в рождаемо -сти, вызванные прекращением первого брака конкретной женщины, то потери, связанные с тем, что во второй брак вступают не все разведенные женщины в поколении, он, конечно, восполнить не может. Большая часть разведенных мужчин и женщин не имеют возможности или желания вступать в повторный брак, а значительная часть разведенных женщин, имеющих детей, совсем не вступает в повторный брак.
2. Ухудшение условий семейного воспитания, рост безотцовщины при живом отце увеличивает вероятность отклоняющегося пове -дения среди подростков. С ростом разводимости возникает ряд проблем не только количественной, но и качественной стороны воспроизводства населения, формирования всесторонне развитой личности. То, что развод играет здесь и положительную роль, как избавление от необходимости находиться в неблагоприятной атмосфере семейных конфликтов, не снимает этих проблем. Значительная часть разведенных женщин вынуждена воспитывать детей
самостоятельно. Это не всегда положительно отражается на личности ребенка. В последнее время в стране по данным Госкомстата ежегодно расторгается примерно 800 тысяч браков, в результате около 400 тысяч детей остаются без одного из родителей.
3. Вследствие разводов увеличивается численность неполных семей, в которых ребенок воспитывается одним из родителей. В них создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, «...формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака» [8, с. 18].
4. Падение производительности труда.
ухудшение показателей здоровья, увеличение заболеваемости и смертности; рост алкоголизации, риск невротического развития, депривации личностно значимых потребностей.
5. Увеличение суицидальных исходов.
6. Увеличение риска психических заболеваний. Развод создает травмирующие ситуации, способные вызвать нервно-психические расстройства как у родителей, так и у детей.
В виду того, что развод является серьезным патогенным факто -ром и создает своеобразную социальную ситуацию развития, в которой находится ребенок, рассмотрим, насколько разведенная мать, являющаяся основным воспитателем в неполной семье, может обеспечить полноценное иждивение и развитие своих детей.
Хотя существуют неполные семьи, возглавляемые отцом, и особенности развития в такой семье отличаются от особенностей материнских семей, но мы рассматриваем особенности материнских семей, так как это наиболее частая модель неполной семьи, образующаяся в результате развода супругов.
Проблема семей одиноких матерей в нашей стране сама по себе не нова, но работ, посвященных этим семьям, немного, причем большинство из них написано на основе материалов исследований дореформенного периода и касаются в основном социальных и психологических аспектов жизнедеятельности неполной семьи.
Структура неполной семьи, в которой женщина выступает в роли и основного источника благосостояния членов этой семьи, и основного воспитателя детей, приводит к возникновению своеобразного комплекса проблем, как у самой женщины, так и у воспитываемых ею детей.
Патогенное влияние развода на женщину достаточно велико. Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой остаются дети. Условно все проблемы, с которыми сталкивается одинокая мать можно разделить на клинико-психологические, психолого-
педагогические и социально-экономические. В зависимости от степени выраженности данных проблем зависит уровень адаптации после развода, как самой матери, так и детей, воспитываемых ею.
В ситуации развода супругов психоэмоциональное и физическое состояние женщины может меняться в зависимости от степени ее подготовленности к факту развода, периода распада семьи. Наибольшему неблагоприятному воздействию в ситуации развода у женщины подвержены психоэмоциональная и соматическая сферы.
По мнению А.В. Семеновой (2002), в предразводной ситуации, которая, как правило, сопровождается конфликтами, большинство матерей испытывают нервно-психическое перенапряжение. Пока еще неофициальный разрыв супружеских отношений тяжело сказы -вается на нервном состоянии матери, она может длительное время пребывать в состоянии хронического стресса, что отражается на ее общем самочувствии, взаимоотношениях с детьми и родственниками.
Во время развода большинство женщин испытывают состояние эмоционального стресса. Он проявляется высокой тревожностью, внутренней напряженностью, повышенной раздражительностью, возбудимостью в условиях семейных проблем в распадающейся семье, общей неустроенности, затем утомляемостью исниженным фоном настроения, неуверенностью и нерешительностью, пессимизмом.
Мать, находящаяся в постоянном эмоциональном стрессе, чаще представляет источник повышенного беспокойства для ребенка, особенно когда испытывает тревогу предстоящего одиночества после развода. Тогда, в случае «чрезмерной опеки ребенка, мать в буквальном смысле слова "привязывает" его к себе, делая зависимым от собственного настроения, тревожно предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей» [8, с. 23]. В ситуациях посещения ребенком детского сада, школы он испытывает каждый раз все большее беспокойство, если остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности у ребенка развиваются пассивность, зависимость, «цепляние» за мать и подобные им черты поведения. В итоге, можно говорить о формировании так называемой невротической привязанности, основанной на тревожности матери и аффективно заостренной потребности детей в безопасности.
Amato P.R. (2000), Forehand R., Armistead L., David C. (1997) считают, что подобные трудности в развитии ребенка в свою очередь отрицательно сказываются и на формировании полноценного чувства привязанности, реализации потребности в безопасности у детей особенно младшего возраста, подрывая формирование дове-
рия к окружающему миру, создавая характерный эффект эмоциональной депривации.
По данным исследователей (Исаев Д.Д., 2000; Amato P.R., 2000) дети, заболевающие неврозами, имели проблемы эмоционального контакта с матерью, обусловленные особенностями воспитания, как до развода, так и после него. Матери в предразводный период, с одной стороны, могут чрезмерно опекать и тревожиться за ребенка, а, с другой - страдают гипертрофированным чувством долга, повышенной принципиальностью и снижением душевности в контактах. Следствием стресса матери и ее беспокойства становится появление у детей ответного беспокойства.
Кризис отношений с супругом для женщины вовсе не заканчивается с расторжением брака, разрыв с мужчиной всегда переживается трудно. В переживаниях женщины не имеет значения, по каким причинам пришли к концу взаимоотношения между супругами. Даже если решение разойтись является единственно верным, женщине не удается избежать болезненных переживаний и сомнений. Личностные проблемы у нее не только не уменьшаются, чаще всего они возрастают, это касается и тех женщин, которые активно добиваются развода. Чувство обиды, страх перед будущим, гнев и ненависть к бывшему супругу, а часто - бессознательно - и по отношению к детям, обнаруживаются в каждом разводе.
Часто агрессивное поведение матери, ее ребенка непосредственно связано с разводом. Душевные перегрузки матери влекут за собой частые смены настроения. В момент стресса самые обычные повседневные запросы детей могут вызвать у нее ощущение, что к ней проявляют чрезмерно высокие требования. Для большинства матерей развод - это своего рода попытка нового начала жизни. Но чем больше прошлое напоминает ей о ее несостоятельности, тем больше она проявляет по отношению к своему ребенку чувство гнева, стыда, ведь он на всю жизнь остается «репрезентантом» этого прошлого.
Это отражается и на внутреннем мире матери, здесь может произойти ухудшение характера в сторону психопатии. Иногда необходимость заменить в семье отца для ребенка провоцирует развитие в характере женщины чисто мужских качеств: жесткости, скупости в проявлении чувств по отношению к ребенку, требовательности и так далее.
Беспокойство доставляет и соматическая сфера после развода. Проблемы со здоровьем чаще наблюдаются у тех женщин, которые не сами стали инициаторами развода, а которые были оставлены мужьями. Психосоматические нарушения у разведенных женщин включают в себя главным образом функциональные колебания ар-
термального давления, головные боли (чаще, чем в норме, мигре-неподобного характера), боли в области сердца, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, дискинезии желчевыводящих путей), а также нарушения сна.
В неполных семьях при выраженности собственных проблем у матери (например, эмоциональной неудовлетворенности и напряженности), трудностей во взаимоотношениях с оставшимися без отца детьми, «индекс невротизации у матерей мальчиков достоверно выше, чем у матерей в полных семьях» (Эйдемиллер Э.Г., 2005).
Ряд специалистов (Алешина Ю.,1999; Бестужева-Лада С., 2002; Видра Д.О., 2000) при оценке отношений матери с детьми в непол -ной семье по сравнению с полной, отмечают, что взаимоотношения матерей с мальчиками более, а с девочками - менее конфликтные. Матери в неполных семьях чаще оценивают своих детей независимо от пола как более упрямых.
Таким образом, мальчики из неполных семей находятся в более неблагоприятной жизненной ситуации, чем девочки. Положение осложняется еще больше, если мать была конфликтна со своим отцом в детстве и сын походит на мужа, с которым она длительное время также была в конфликтных отношениях. Закономерным откликом на отсутствие эмоционального признания и понимания со стороны матери будет появление у мальчиков аффективных расстройств пре -имущественно истерического круга.
По данным зарубежных исследователей (Gardner R. A., 1999; Hetherington E. M., 1993; White L.K., 1995; Dunne J., Hedrick M., 2001), некоторые женщины не справляются со сложной жизненной ситуа-
w w \ /
цией, возникающей в результате развода. У женщин меняется отношение к жизни, к своему ребенку вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях и других форм асоциального поведения, практической отстраненности матери от ухода за ребенком и его воспитания. Одной из причин таких ситуаций может быть недоброжелательное отношение к ребен -ку, являющемуся для женщины напоминанием о ее неудачах в личной жизни.
«Особенно противоречивы чувства матери к ребенку, если он сильно напоминает ей бывшего мужа, которого она так хотела бы забыть навсегда» (Вроно Е.В., 1998).
Иногда женщина сталкивается и с другим видом переживаний по поводу развода. После развода волей-неволей она начинает переоценивать многие вещи, сравнивая новых людей и события, которых им раньше не хватало, с тем, что у них уже было во взаимоотношениях с бывшим супругом. Часто случается, что женщина находит разорванную связь действительно важной и нужной,
понимает, что заменить ее ничем нельзя. В лучшем случае, женщина находит возможность сойтись с мужчиной, но гораздо сложнее женщине адаптироваться к новой жизни, если ее бывший супруг уже
^ V V п V V
обрел свое счастье с другой женщиной. В этой ситуации ей сложнее восстановить самооценку.
Перед разведенными женщинами обычно стоит проблема адаптации к новому образу жизни. Часть женщин в этой ситуации «восстанавливаются» быстрее, чем мужчины в подобной ситуации, так как с ними обычно остаются дети, и им после развода приходится решать больше проблем. Часто женщины, которые недавно развелись, обычно указывают на то, что «стали спокойнее», «больше уделяют внимания и времени ребенку», «стало легче жить», хотя некоторым «стало не на кого опереться», «трудно без мужчины в доме» [7, с. 56].
Некоторые женщины, по мнению О.А. Гаврилицыной (1998), оставшись с детьми после развода, теряют уверенность в себе, не верят в перспективу повторного брака, либо просто не могут пережить расставание с супругом и здесь как наиболее страшное последствие выступает пристрастие женщины к алкогольным напиткам. Женский алкоголизм существенно отличается от мужского алкоголизма, так как он развивается намного быстрее и дает наиболее серьезные разрушения, как в организме женщины, так и в ее психике.
Отсутствие регулярной половой жизни у разведенной женщины, случайные половые связи также могут приводить к различным со -матическим проблемам в организме. Длительное воздержание в половых отношениях не на всех женщин влияет положительно. По мнению М.Л. Крымской (1989), застой крови в половых органах провоцирует развитие онкологических заболеваний, гормональные нарушения и так далее. Случайные половые связи, как правило - это риск заражения венерическими заболеваниями, что для любой женщины наносит большой вред не только для жизнедеятельности организма, но и создает проблемы психологического характера. Часто женщина после перенесенного венерического заболевания становится осторожной в общении с мужчинами, а это в свою очередь затягивает процесс вступления в повторный брак.
Неудовлетворенность одинокой женщины, ее обиды на бывшего мужа, опасения в отношении с противоположным полом проеци -руются на будущее дочерей. В ситуации, когда матери пытаются наладить свою личную жизнь и меняют несколько партнеров, либо начинают воспринимать мужчин как дополнительный источник существования, дочери усваивают именно такой стиль общения с мужчинами, то есть рассматривают поиски материальной выгоды из
контактов с противоположным полом или неразборчивость в сексуальных отношениях как норму.
«Проблемы социального и экономического характера также способствуют возникновению различного рода негативных проявлений в поведении у матери» [7, с. 19]. Наиболее типичная проблема неполной семьи - материальная. Основная «кормилица» - женщина в большинстве случаев не в состоянии содержать себя и ребенка на высоком уровне. Некоторые одинокие матери, получив свободу от пьющих мужей, зарабатывают более чем хорошо, а иные находятся на грани потери работы, а значит - и полной нищеты.
Архангельским В.Н. (2002) выявлено, что преобладающее большинство одиноких матерей занимают низкооплачиваемые должности в бюджетных организациях или на государственных предприятиях с целью сохранения социальных гарантий. Это в свою очередь порождает снижение уровня самоуважения у женщин и снижает уважение со стороны детей (чаще дочерей-подростков) к матери.
К снижению материального уровня жизни у разведенной матери добавляются физические перегрузки дома и на работе. Все это приводит к социальной изоляции: на свободное общение и развлечения не остается ни времени, ни свободных средств и жизнь матери постепенно приобретает оборонительный характер. В результате ребенок может стать заложником социальной изоляции матери, так как матери не способствуют развитию навыков социальных контактов ребенка с окружающим миром.
Цветкова Н.А. (2005) обращает внимание на проблемы семьи разведенных женщин, тесно связанные с предыдущими - совмещение профессиональной и родительской ролей. В тех случаях, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком со сторо -ны родственников, ей приходится работать полный рабочий день, что сказывается на воспитании детей.
Трудности, возникающие у матерей при воспитании ребенка, и собственно проблемы ребенка, растущего в неполной семье, являются специфической проблемой одинокого материнства. Большое количество исследований (Бойко В.В., Оганян К.И., 1999; Бондар-ская Г.А., 1999 и др.) затрагивают сложные деформации в воспитательном процессе в разведенных семьях.
Причины проблем в воспитании ребенка у одиноких матерей разные. Часто одинокая мать располагает меньшим количеством времени на воспитание ребенка, поскольку она должна постоянно заботиться о материальном достатке в семье. В силу трудностей, сопровождающих послеразводный период, матери могут относиться к детям, как к уже «почти взрослым», наделяя их всеми атрибутами взрослого поведения и требуя от них выполнения различных пору-
чений без достаточного учета возрастных особенностей. Влияние отсутствия авторитета отца также порождает педагогические проблемы в семье.
Выделяются типичные ошибки в процессе воспитания в непол -ной семье. Например, «гиперопека», в случае, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных целей и ориентаций семьи. Отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке и другие. Эти ошибки приводят к различным отклонениям в развитии детей.
Чувство вины является неразлучным спутником развода. «Разведенная женщина может испытывать чувство вины, например, по отношению к детям, и не только тогда, когда развод совершается ради новой любви или против воли другого супруга» [3, с. 56]. «Брошенная» женщина, как ни странно, испытывает и чувство собственной несостоятельности, и чувство вины, даже если она является жертвой в данной ситуации. Чувство вины матери в свою очередь может проецироваться на ее детей. Чаще всего это происходит, если родители не объяснили, по каким причинам они разве -лись, и ребенок может считать, что из-за его поведения или болезни родители не стали жить вместе.
Многие одинокие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру, и в тоже время чрезмерная озабоченность материальным благополучием и нередко занятость на двух работах отстраняют одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.
Исследователями отмечается, что воспитание одинокой матерью сына деформирует его полоролевую ориентацию. Мальчик психологически формируется по женскому типу в связи с отсутствием мужского примера поведения. Это происходит, если родители развелись, когда ребенок еще не достиг 2-3 лет.
Характерным феноменом отношений в неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, роль отца играет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью или же дедушка. В наиболее травмирующей семейной ситуации оказываются опять же мальчики, лишенные как любви матери, так и авторитета отца. К тому же матери имеют обыкновение препятствовать встречам отца с сыном, усугубляя этим его переживания.
Если дети живут с матерью, то формально забота о них заметно не различается в неполных и полных семьях. Однако в отношении социального контроля существуют различия. Они заключаются
в большем числе ограничений и запретов в неполной семье у мальчиков и в меньшем их числе у девочек. В семьях мальчиков большую строгость матерей можно расценивать как реакцию на неприятие в мальчиках нежелательных черт характера бывшего мужа. Со стороны матерей угрозы, порицания и физические наказания чаще применяются к мальчикам из неполных семей по сравнению с полными. Сыновья здесь становятся нередко своеобразными «мишенями» для уменьшения у матери нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. В семьях девочек «... отмечается противоположная тенденция - уменьшения угроз, порицаний и физических наказаний в неполных семьях по сравнению с полными, т. е. матери более бережно относятся к психике девочек, если остаются с ними вдвоем либо значительно меньше обращают внимания на них в воспитании» [4, с. 18].
Таким образом, развод и негативные переживания одинокой матери, ее дезадаптивное психологическое состояние, сопровождающие его (эмоциональный стресс, невротизация, депрессивные состояния, алкоголизация) несут высокий патогененный потенциал воспитанию ребенка. В силу кумулятивного эффекта негативных проявления у детей как реакции на развод родителей и состояние матери мы можем ожидать в развитии у детей из неполной семьи формирование различных параклинических и клинических нарушений: нарушений в межперсональных взаимоотношениях и/или эмо -циональные или поведенческие расстройства.
Разумеется, не правильно утверждать, что развод несет женщине только негативные последствия в ее жизни. Часть женщин после расставания с мужем обретают возможность найти свою половину, лучше разобраться в себе, они избавляются от грубости мужей, злоупотребляющих алкоголем, больше уделяют времени ребенку. Ребенок не видит конфликтов между родителями, которые способствуют развитию у него тревожности, неустойчивости эмоциональной сферы, нарушений в поведении.
Важным моментом в реагировании подростков на развод роди -телей выступает объем и качество информации, которую родители дают подросткам по поводу развода. Не все родители готовы открыто обсуждать с детьми факт развода и в результате подросток может делать выводы, искажающие действительность на основе каких-либо обрывков фраз, брошенных родителями или родственниками. Таким образом, появляется излишняя напряженность нега -тивных чувств, переживаемых подростком, что отражается в поведении, соматическом состоянии ребенка.
Часто переживания подростков осложняются появлением у них чувства вины за распад семьи. Хотя в глубине души подростки, скорее всего, знают, что не несут ответственности за то, что их родите-
ли разошлись, тем не менее, им свойственно ощущать свою причастность к произошедшим изменениям в семье. «Часто подростки задают себе вопросы такого характера. Почему это произошло? Виновен ли я в этом? Что я такого сделал?» [2, с. 17]. Психологи отмечают, что подростки больше склонны чувствовать свою ответственность, чем дети младшего возраста. Ведь у них часто отношения с родителями носят конфликтный характер. Поэтому подростку может казаться, что он виноват в распаде семьи. Низкая самооценка, высокий уровень тревожности часто являются результатом появившегося чувства вины у детей после развода родителей.
«Кроме психологических и поведенческих изменений, у ребенка, как правило, изменяются и многие представления о жизни. Меняются представления о верности, о том, какой должна быть семья, о том, какую роль в семье играют тот или иной ее член. Дети разведенных родителей меньше всего дорожат сплоченностью семьи, в них с детства закладывается неверие в прочный супружеский союз. Они не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов» [9, с. 34]. Многие подростки с тревогой думают о том, что они обречены на повторение грустного опыта своих родителей и не на -строены создавать семью. Это в свою очередь негативно отражается на развитии подростка, так как, разочаровавшись в самом понятии «семья» молодой человек не сможет создать в будущем полноценную семью либо будет иметь различные проблемы в браке.
«По результатам долговременных психологических исследова -ний почти половина детей из разведенных семей вступает в юность тревожными, подавленными, неуверенными в своих способностях, а то и попросту озлобленными» [2, с. 17].
Сегодня наиболее актуальным становится грамотный подход к организации психолого-социального сопровождения подростков, чьи семьи распались, а также помощь оставшемуся рядом с подростком родителю. Увеличение числа беспризорных и безнадзорных детей из неполных семей, большинство из которых совершают противоправные действия, подтверждает данное предположение. Поэтому важно в организации психолого-социальной помощи этой категории семей не делать акцент на помощи каждому члену данной семьи в отдельности. Помогая ребенку и не организовывая помощь самой матери, даже если она не обращается за ней, будет сложно добиться положительных результатов в адаптации к новым условиям жизни неполной семьи после развода.
Список литературы
1. Видра Д.О. Помощь разведенным родителям и их детям. -М.: Академия, 2000.
2. Гарднер Р. Психотерапия детских проблем. - СПб.: Речь, 2002.
3. Гаврилицына О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопр. психологии. - 1998. - №4. - С. 56-59.
4. Зайцев Д.В. Социологический анализ современной семьи России // Дефектология. - М., 2001. - № 6.
5. Коренева Е. Развод неминуем // Здоровье. - 2004. - №7-8.
6. Логушко Т. Как пережить развод. - СПб.: Питер, 2002.
7. Михеева А.Р. Отцы и матери после развода: ответственность, права проблемы. Теоретические материалы к курсу «Социология семьи»/ Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2002.
8.Свон-Джексон Э. Меж двух огней / подгот. Н. Михайлова // Семья и школа. - 2000. - №7/8. - С. 32-34.
9. Социальная энциклопедия / ред. кол.: А.П. Горкин, Г.Н. Коре-лова, Е.Д. Катульский и др. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000. - С. 329-331.
УДК 159.922
О. В. Клопова, М. Г. Королева, В. А. Прокофьева
Гендерные различия и особенности самопредставлений
В статье рассматриваются вопросы относительно гендерных различий в популяции взрослых людей. На основании эмпирического материала дается характеристика личностных особенностей мужчин и женщин с различными тендерными особенностями.
This article discusses the issues regarding gender differences in the populations of adults. Based on empirical material the author describes the personal characteristics of men and women with different gender features.
Ключевые слова: гендер; гендерные различия; самопредставление.
Key words: gender, gender differences; self-presentation.
Во все времена одним из самых распространенных способов классификации людей являлось их деление на мужчин и женщин. Это деление настолько основополагающе и вездесуще, что его важность не требует доказательств. Полученные эмпирические данные о поведенческих и личностных различиях между мужчинами и жен -щинами представлялись как факт, не предполагающий обоснования
136