УДК 159.9
В.А. Губин
заслуженный деятель науки РФ, д-р психол. наук, профессор, кафедра общей и прикладной психологии, АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина» О.В. Клопова
ст. преподаватель, кафедра психологии, НОУ СПО «Уральский техникум экономики и права»
МАТЕРИНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОДРОСТКАМ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности материнского отношения, личностные особенности и особенности познавательной сферы матерей, воспитывающих мальчиков и девочек 11-13 лет в полных и неполных семьях. В качестве неполной исследуются две категории семей: неполные вследствие развода и неполные вследствие рождения ребенка вне брака, - т.е. когда подростки воспитываются матерью-одиночкой.
Ключевые слова: матери-одиночки, разведенные семьи, полные семьи, личность, познавательная сфера, родительское отношение.
V.A. Gubin, Pushkin Leningrad State University
O.V. Klopova, Ural College of Economics and Law
MOTHER'S ATTITUDE TO ADOLESCENT IN THE COMPLETE AND INCOMPLETE FAMILIES
Abstract. The article discusses the features of the parent relationships, personality traits and characteristics of the cognitive sphere mothers raising boys and girls 11-13 years of complete and incomplete families. Two categories of families are examined as an incomplete family: single-parent because of divorce and single parent due to birth out of wedlock, that is, teenagers brought up a single mother.
Keywords: single mothers, divorced families, complete families, personality, cognitive sphere, parental attitude.
С древних времен семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и носителем исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Однако если в XX веке традиционной считалась полная семья: муж, жена, ребенок (дети), - то в XXI веке такая семья постепенно уступает место семье другого рода, точнее уменьшенного состава - один родитель и ребенок (дети). Эту семью принято называть «неполной».
В полной семье дети получают более полное воспитание. Оно называется воспитанием «объединёнными усилиями» [7]. Многочисленные психологические исследования показывают, что мать и отец по-разному воспитывают своих детей и что в воспитании обоих родителей могут присутствовать негативные черты, которые сглаживаются, если родители действуют согласованно, но могут усиливаться, если один из родителей отсутствует (физически или эмоционально) [3].
Согласно данным российского исследователя О. Мачехиной, еще 10 лет назад неполная семья находилась на третьем месте среди всех категорий семьи (после полной семьи и «гражданского» брака), занимая 8-12% от общей численности; и прослеживалась тенденция постоянного роста этого явления [2, с. 35]. Неполные семьи образуются в результате развода, смерти одного из супругов, а также если один из родителей живет и трудится в другом месте, или если родители ребенка никогда не жили вместе. Анализ статистических данных показал, что наиболее распространенными причинами образования неполных семей на сегодняшний день являются внебрачное рождение ребенка и развод родителей. Согласно последним данным, число внебрачных рождений на 2012 год составляет 30% от общего числа родившихся, значительно выросло и число разводов (60% от числа заключенных браков) [5]. В результате ребенка любого пола воспитывает только женщина (мать). Это ставит перед психологической наукой вопрос об особенностях материнского отношения к ребенку в различных неполных семьях.
Для ребенка, воспитываемого одной матерью, она часто становится единственной доступной ему ролевой моделью, а для мальчика - образцом мужского поведения [3]. У неё, несущей в одиночку ответственность за воспитание ребёнка, действительно развиваются мужские черты: решительность, собранность, властность, обостренное чувство долга; поэтому женщина и доминирует в семье. К этому можно прибавить достаточно распространенную в неполных семьях чрезмерную опеку матери над ребенком, проявляющуюся в лавине забот и в каскаде перестраховочных мер. В итоге ребенок лишается инициативы, самостоятельности, боится без мамы сделать и шага. В этой связи особенно показательным является подростковый возраст. В отрочестве наиболее четко проявляются результаты родительского воспитания, а отношения с родителями переходят на новый этап [6].
На протяжении всего периода взросления родители являются для ребёнка чрезвычайно значимыми людьми, причем выступают для него в разных «ипостасях». Это, во-первых, источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребёнок чувствует себя беззащитным и беспомощным. Во-вторых, родители - директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений. В-третьих, родители - это своего рода образец, пример для подражания, воплощение лучших личностных качеств и модель взаимоотношений с другими людьми. В-четвёртых, родители являются источником знаний, жизненного опыта, друзьями и советчиками в решении сложных жизненных проблем. По мере взросления ребёнка, соотношение этих функций и их психологическая значимость меняются [1, 4].
В связи с этим становится актуальным рассмотреть особенности материнского отношения к подростку в неполных семьях - в зависимости от его пола, а также психологические особенности самих матерей, воспитывающих подростков в неполных семьях. Всё вышеизложенное и послужило основанием для выбора темы настоящего исследования.
Цель данного исследования: выявить особенности материнского отношения к подросткам и психологические особенности матерей в неполных семьях.
Задачи исследования:
1. Исследовать особенности материнского отношения к мальчикам и девочкам подросткового возраста (методика PARI).
2. Изучить личностные особенности матерей-одиночек, разведенных матерей и матерей в полных семьях, воспитывающих мальчиков и девочек подросткового возраста (многофакторный опросник Кеттелла).
3. Установить особенности познавательной сферы матерей, воспитывающих мальчиков- и девочек-подростков в различных семьях (тест структуры интеллекта Амтхауэра).
4. Провести сравнительный анализ материнского отношения к подросткам (как мальчикам, так и девочкам), личностных особенностей и особенностей познавательной сферы матерей-одиночек, разведенных матерей и матерей в полных семьях (t-критерий Стьюдента).
Для сравнительного анализа были сформированы рабочие группы из матерей, воспитывающих мальчиков и девочек 11-13 лет. В первую рабочую группу вошли матери-одиночки, воспитывающие мальчиков 11-13 лет, общим количеством 38 человек. Вторую рабочую группу составили разведенные матери мальчиков 11-13 лет, их количество - 38 человек. Третью группу образовали матери мальчиков 11-13 лет в полных семьях, общее количество - также 38 человек. В четвертую группу вошли матери-одиночки, воспитывающие девочек 11-13 лет, общее количество 30 человек. Пятая рабочая группа - разведенные матери девочек 11-13 лет, количество 26 человек. Шестая группа - матери девочек 11-13 лет в полных семьях, количество 34 человека. Семьи для исследования отбирались на основе собеседования, проведенного с родителями. И в полных и в неполных семьях исследовались только матери. Матери-одиночки, принимавшие участие в исследовании замужем никогда не были. В разведенных семьях развод имел место 6-10 лет назад, возраст ребенка на момент развода составлял от 2 до 5 лет. Контакты разведенных женщин с мужем по вопросам воспитания детей отсутствовали. Уровень образования женщин был не ниже среднего специального, а профессиональная специализация при отборе роли не играла. Во всех этих семьях других детей, кроме мальчика или девочки указанного возраста, не было.
Был проведен сравнительный анализ материнского отношения к мальчикам- и девочкам-подросткам в аналогичных семьях, а также психологических особенностей матерей, воспитывающих мальчиков и девочек. Как позволяют отметить результаты сравнительного анализа, матери-одиночки, воспитывающие мальчиков 11-13 лет, отличаются от матерей-одиночек, воспитывающих девочек этого же возраста излишней дистанцией в отношениях с подростком (t=2,334; p>0,02), суровостью и более строгим отношением к мальчику (t=2,765; p>0,01), стремлением исключить внесемейные влияния на мальчика-подростка (t=2,465; p>0,02). В то же самое время, разведенные матери, воспитывающие мальчиков и девочек 11-13 лет, по особенностям своего материнского отношения к ним значимо не различаются. В полных семьях матери, воспитывающие мальчиков 11-13 лет, чаще склонны устанавливать партнерские отношения с ними, чем матери с девочками (t=1,982; p>0,05).
По результатам сравнительного анализа личностных особенностей матерей мальчиков и девочек 11-13 лет, можно отметить следующее. Матери-одиночки, воспитывающие мальчиков-подростков, характеризуются: доверчивостью и благожелательностью по отношению к людям (M=6,89; t=3,711; p>0,001), практичностью (M=5,97; t=3,89; p>0,001), высокой напряженностью (M=3,73; t=3,559; p>0,001). Тогда как матери-одиночки, воспитывающие девочек 11-13 лет, более подозрительны, ориентированы на защиту (M=8,33), мечтательны (M=7,6), но при этом более расслаблены и спокойны (M=2,33). Разведенные матери, воспитывающие мальчиков 11-13 лет, отличаются низкой нормативностью социального поведения (M=5,52; t=2,426; p>0,02), жесткостью, рассудочностью (M=6; t=3,358; p>0,002), доверчивостью (M=6,39; t=5,116; p>0,001), практичностью, приземлённостью стремлений (M=5,76; t=2,553; p>0,02), спокойствием и
некоторой самоуверенностью (М=5,21; t=2,452; р>0,02), но при этом они характеризуются значительно большей напряженностью, собранностью и повышенной мотивацией (М=4,18; t=2,426; р>0,02), в отличие от разведенных матерей, воспитывающих девочек 11-13 лет.
В полных семьях матери, воспитывающие мальчиков, обладают высоким уровнем вербальной культуры и эрудиции (М=6,42; t=3,049; р>0,01), экспрессивностью и динамичностью в общении (М=5,84; t=2,142; р>0,05), смелостью и предприимчивостью (М=6,53; t=2,84; р>0,01), радикализмом (М=4,82; t=2,057; р>0,05), высоким самоконтролем, (М=6,21; t=2,942; р>0,01), низкой напряженностью (М=2,95; t=3,775; р>0,001). А у матерей, воспитывающих девочек, ниже уровень вербальной культуры (М=4,65), они характеризуются сдержанностью в общении (М=4,82), робостью (М=5,29), консерватизмом (М=3,71), низким самоконтролем (М=5,18), напряженностью (М=4,41). Показатели расслабленности-напряжённости матерей в различных семьях, воспитывающих мальчиков и девочек 11-13 лет, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Напряженность матерей-одиночек, разведенных матерей и матерей в полных семьях, воспитывающих мальчиков и девочек 11-13 лет
Сравнительный анализ особенностей познавательной сферы матерей показал, что матери-одиночки, воспитывающие мальчиков 11-13 лет, имеют более высокие результаты выполнения тестов на уровень рассуждения ^=2,283; р>0,05) и чувство языка ^=2,049; р>0,05), чем матери-одиночки, воспитывающие девочек. Разведенные матери, воспитывающие мальчиков 11-13 лет, показывают более высокие результаты выполнения тестов на уровень рассуждения ^=2,149; р>0,02) и пространственного воображения ^=2,114; р>0,05), чем разведенные матери девочек 11-13 лет. В полных семьях матери, воспитывающие мальчиков 11-13 лет, демонстрируют более низкие результаты выполнения теста на уровень практического мышления ^=2,233; р>0,05), чем матери девочек.
В ходе проведения исследования сравнивались матери мальчиков 11-13 лет в различных семьях. Как можно отметить, по результатам сравнительного анализа матери-одиночки, воспитывающие мальчиков-подростков, уделяют больше внимания развитию активности сына, чем разведенные матери мальчиков ^=2,339; р>0,02). В то же самое время, как позволяют отметить результаты сравнительного анализа, матери-одиночки, воспитывающие мальчиков 11-13 лет, превосходят по содействию в развитии активности сына и матерей мальчиков в полных семьях ^=1,985; р>0,05). Тогда как матери, воспитывающие мальчиков 11-13 лет в разведенных и полных семьях, по особенностям материнского отношения значимо не различаются.
Сравнение личностных особенностей матерей мальчиков-подростков показало, что матери-одиночки и разведенные матери, воспитывающие сыновей 11-13 лет, по своим личностным особенностям значимо не различаются. Как позволяют отметить результаты сравнительного анализа личностных особенностей матерей мальчиков, матери-одиночки характеризуются большей напряженностью, в отличие от матерей в полных семьях ^=2,129; р>0,05). Проведенное исследование личностных особенностей и сравнительный анализ полученных результатов позволяют отметить, что разведенные матери мальчиков-подростков отличаются от матерей в полных семьях низким уровнем вербальной культуры и эрудиции ^=2,998; р>0,01), робостью^=2,027; р>0,05), доверчивостью по отношению к людям ^=2,157; р>0,05), напряженностью ^=3,561; р>0,001).
Проведенное исследование особенностей познавательной сферы матерей мальчиков показало, что значимых различий по уровню развития познавательной сферы между матерями-одиночками и разведенными матерями нет, они обладают сходными особенностями познавательной сферы. Как позволяют
отметить данные сравнительного анализа, матери-одиночки, воспитывающие мальчиков 1-13 лет, демонстрируют более высокие результаты выполнения тестов на уровень рассуждения ^=2,353; р>0,02) и практического мышления (способность быстро решать формализуемые проблемы) ^=2,071; р>0,05), в отличие от матерей в полных семьях. В то же самое время, как позволяют отметить данные сравнительного анализа познавательной сферы матерей мальчиков в разведенных и полных семьях, разведенные матери имеют более высокие результаты выполнения многих тестов, чем матери мальчиков в полных семьях. В частности, они характеризуются более высокими результатами выполнения тестов на уровень рассуждения ^=4,193; р>0,001), чувство языка ^=2,697; р>0,01), комбинаторные способности ^=2,479; р>0,02), уровень практического мышления ^=2,276; р>0,05) и пространственного обобщения ^=2,069; р>0,05). Тогда как матери мальчиков-подростков в полных семьях имеют низкие результаты выполнения данных тестов. Результаты исследования познавательной сферы матерей мальчиков-подростков в различных семьях представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Особенности познавательной сферы матерей-одиночек, разведенных матерей и матерей в полных семьях, воспитывающих мальчиков 11-13 лет (примечание: ДП - дополнение предложений; АЗ - арифметические задачи)
В ходе проведения исследования сравнивались между собой результаты матерей, воспитывающих девочек 11-13 лет в различных семьях (как в полных, так и в неполных семьях с матерью-одиночкой и разведенных). По результатам сравнительного анализа можно отметить, что разведенные матери, воспитывающие девочек-подростков, характеризуются большей строгостью и суровостью по отношению к девочкам ^=2,783; р>0,01), стремятся исключить внесемейные влияния на девочку-подростка ^=2,515; р>0,02), в отличие от матерей-одиночек. Вместе с тем, по материнскому отношению к девочкам-подросткам матери-одиночки значимо не отличаются от матерей в полных семьях. Значимых различий по материнскому отношению к девочкам 11-13 лет разведенных матерей и матерей в полных семьях в данном исследовании также не выявлено.
По результатам сравнительного анализа личностных особенностей матерей, воспитывающих девочек-подростков, можно отметить, что матери-одиночки проявляют низкую нормативность социального поведения (М=5,6; t=2,007; р>0,05), нонконформизм, независимость от мнения группы (М=6,33; t=2,209; р>0,05) и расслабленность (М=2,33; t=2,643; р>0,01), тогда как разведенные матери, напротив, характеризуются высокой нормативностью социального поведения (М=6,69), конформизмом (М=5,38) и напряженностью (М=3,31). Сравнительный анализ личностных особенностей матерей-одиночек и матерей в полных семьях, воспитывающих девочек, показал, что матери-одиночки по своим личностным особенностям значимо отличаются от матерей в полных семьях. В частности, матери-одиночки обладают более высоким уровнем вербальной культуры и эрудиции ^=2,141; р>0,05), чем матери девочек в полных семьях. Они характеризуются смелостью, тогда как матери девочек в полных семьях более робки ^=2,514; р>0,02), подозрительностью по отношению к людям ^=3,938; р>0,001), а матери в полных семьях более доверчивы. Кроме того, матерей-одиночек отличает мечтательность ^=3,189; р>0,002), нонконформизм, независимость от мнения других ^=2,554; р>0,02) и низкая напряженность ^=5,063; р>0,001), а матери в полных семьях, напротив, более практичны, зависимы от мнения других, проявляют высокую напряженность.
Разведенные матери, воспитывающие девочек-подростков, по своим личностным особенностям также значимо отличаются от матерей в полных семьях. Они проявляют высокую нормативность социального поведения ^=3,254; р>0,002), смелость ^=2,146; р>0,05), подозрительность по отношению к людям ^=4,103; р>0,001), радикализм ^=1,968; р>0,05) и низкую напряженность ^=2,757; р>0,01), в отличие от матерей девочек в полных семьях.
э
■ м.1тррм планочки
■ еа пленные "¿теии
■ матери и 110ЛЧЫХ гсмьнч
Проведенный анализ особенностей познавательной сферы матерей-одиночек и разведенных матерей, воспитывающих девочек 11-13 лет, показал, что матери-одиночки отличаются от разведенных матерей низкими результатами выполнения теста на математические способности ^=2,244; р>0,05) и высокими - на уровень пространственного воображения ^=2,017; р>0,05). В то же самое время, как позволяют отметить результаты проведенного исследования, матери-одиночки, воспитывающие девочек-подростков, не отличаются по уровню познавательной сферы от матерей девочек в полных семьях. Разведенные матери девочек-подростков также значимо не отличаются по своим особенностям познавательной сферы от матерей в полных семьях.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. По родительскому отношению матери-одиночки, воспитывающие мальчиков, значимо отличаются от матерей-одиночек, воспитывающих девочек, они склонны к дистанции в отношениях с сыном, отличаются строгостью, стремлением исключить внесемейные влияния, видимо опасаясь негативного влияния на сына, тогда как в полных семьях матери мальчиков стремятся установить партнерские отношения с сыном в отличие от матерей девочек. В разведенных семьях родительское отношение как к мальчикам, так и к девочкам одинаковое. По своим личностным особенностям матери-одиночки, разведенные матери и матери в полных семьях, воспитывающие мальчиков и девочек младшего подросткового возраста, значимо отличаются между собой. При этом матери, воспитывающие мальчиков в неполных семьях (как разведенных, так и семьях с матерью-одиночкой) превосходят по уровню напряженности матерей, воспитывающих девочек (видимо чувствуя особую ответственность за воспитание сына). Тогда как в полных семьях, напротив, матери мальчиков характеризуются низкой напряженностью по сравнению с матерями девочек. Матери, воспитывающие мальчиков в неполных семьях, отличаются от матерей девочек более высоким уровнем развития познавательной сферы, в полных семьях, напротив, матери девочек обладают более высоким уровнем познавательной сферы, чем матери мальчиков.
2. Матери-одиночки, воспитывающие мальчиков-подростков, склонны больше внимания уделять развитию активности сына, чем разведенные матери и матери в полных семьях, тогда как материнское отношение к мальчику в разведенных семьях (при отсутствии контактов с отцом) и в полных семьях не различается. По своим личностным особенностям матери, воспитывающие мальчиков в различных семьях, отличаются между собой. Общей особенностью матерей в неполных семьях (как матерей-одиночек, так и разведенных матерей) является высокая напряженность и повышенная мотивация, по сравнению с матерями в полных семьях. При этом матери мальчиков в неполных семьях (как разведенные, так и матери-одиночки) отличаются более высокими показателями познавательной сферы, чем матери в полных семьях (в частности, они обладают более высокими результатами выполнения тестов на уровень рассуждения и практического мышления). По всей видимости, данные личностные особенности и особенности познавательной сферы можно объяснить тем, что в семьях, где единственный воспитатель мальчика-подростка - это мать, на неё ложиться двойная ответственность, ведь матерям приходится решать гораздо больше жизненных проблем и преодолевать гораздо больше трудностей.
3. Если матери, воспитывающие мальчиков в неполных семьях, обнаруживают гораздо больше отличий с матерями в полных семьях, чем между собой, то матери-одиночки и разведенные матери, воспитывающие девочек, напротив обнаруживают больше различий между собой, отличаясь от матерей в полных семьях только личностными особенностями. Общими особенностями матерей девочек в неполных семьях являются: смелость, предприимчивость и подозрительность по отношению к людям, защита (видимо данная личностная особенность развивается из опасения, что в отсутствие мужчины в их жизни, окружающие люди могу обидеть её и дочь). При этом матери-одиночки отличаются от разведенных матерей и матерей девочек в полных семьях нонконформизмом, привыкнув с самого начала полагаться только на себя, а не на мнение окружающих. По своим особенностям познавательной сферы матери в неполных семьях отличаются между собой (по результатам выполнения тестов на уровень рассуждения и пространственного воображения), но сходны с матерями в полных семьях.
Таким образом, матери, воспитывающие мальчиков в неполных семьях (как разведенных, так и семьях с матерью-одиночкой) характеризуются большей напряженностью, чем матери девочек, отличаются более высоким уровнем развития познавательной сферы, чувствуя особую ответственность за воспитание именно мальчиков без отца. Матери-одиночки, воспитывающие сына, склонны уделять больше внимания развитию его активности, чем матери в разведенных семьях, и одновременно склонны содействовать исключению внесемейных влияний на подростка, чем матери-одиночки, воспитывающие девочек, тем самым ограничивая сферу общения подростка. Следовательно, родительское отношение к подростку, личностные особенности и особенности познавательной сферы матерей зависят как от типа семьи (полная, неполная: семья с матерью-одиночкой или разведенная), так и от пола подростка. Безусловно, выявленные особенности могут оказывать значительное воздействие на воспитание и социализацию подростков, особенно в неполных семьях, где единственный воспитатель - это мать.
Список литературы:
1. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение. - 1989. - 255 с.
2. Мачехина О. Семья в современном обществе // Воспитание школьников. - 2003. - № 4. - С. 3335.
3. Овчарова Р.В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Издат. центр «Академия», 2005. - 368 с.
4. Психология подростка: учебник / под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм ЕВРО-ЗНАК, 2007. - 480 с.
5. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. - URL: http: // www.gks.ru (дата обращения: 25.02.2012).
6. Фонталова Н.С. Самоотношение и его психолого-педагогическая коррекция у подростков из неполных семей: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Фонталова Наталья Сергеевна. - Иркутск, 2004. - 17 с.
7. Холт Дж. Залог детских успехов: [пер. с англ.] / Дж. Холт. - СПб.: Дельта, 1996. - 480 с.