ним из ярких показателей не только лингвистических, но и социальных и культурных аспектов определенного периода в развитии языка. Выбранное нами произведение было написано в то время, когда лексика литературного языка еще представляла собой неупорядоченную смесь русского церковнославянского, сербского церковнославянского, русского и сербского языков, поэтому одной из целей нашей работы является выявление количественного соотношения и роли данных элементов в лексическом фонде конкретного произведения. Также мы выделяем группы заимствований и диалектизмы. Наряду с лексикой в докладе также рассматриваются фонетические и морфологические особенности текста.
Н.А. Лунькова
(Институт славяноведения РАН)
«Одинокие ветряные мельницы» С. Стратиева: метафора детства
«Одинокие ветряные мельницы» (1969) - литературный дебют болгарского писателя Станислава Стратиева. В данном сборнике рассказов автор описывает иррациональный мир детства как архетипиче-скую модель свободы, противопоставляя его метафоре зрелости. Этой антитезе Стратиев подчиняет структуру образов и мотивов своих рассказов. Сталкиваясь с несправедливостью и обманом, главный герой, от лица которого ведется повествование, и его друзья получают главные уроки нравственности. Хронотопы улицы и сада являются главными местами действия рассказов, и воспоминание о родной улице, где прошло детство, как вид эскапизма - основной мотив всего сборника, который исследуется в докладе.
С.Ф. Сафаргалиева
(Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова)
Проблемы религии в сербском историческом романе 1970-х гг.
На протяжении многовекового турецкого рабства религия была для сербов важнейшим способом сохранения национального самосознания (П.П. Негош «Горный венец»). Впоследствии в социалистической Югославии религия, естественно, отрицалась, но иногда делались