КРЕДИТОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСТУЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА
Экономическая ситуация сегодня благоприятствует расширению бизнеса, это не новость. Но как это воплотить? Большинство компаний уже давно столкнулись с потребностью в финансовых ресурсах, но не имеют возможности насытиться ими. С начала 1990-х гг. спрос на кредиты превышает предложение в десятки, а то и в сотни раз. И если рассматривать «длинные» (инвестиционные) кредиты, то они были доступны лишь избранным компаниям, контролирующим банки-кредиторы в качестве учредителей или формирующим торговый экспорт государства. Для этих компаний не было проблем как раньше, так и сейчас, но что делать остальным?
В начале 1990-х гг. было популярно обращаться за инвестиционными кредитами в правительство, и оно их давало, нарушая макроэкономическое равновесие. Это приводило к раздуванию денежной массы и как результат - к обесцениванию самих инвестиций, съедаемых инфляцией. Кроме того, правительство активно практиковало займы на внутреннем кредитном рынке посредством ценных бумаг, что стимулировало рост стоимости кредитных ресурсов при сокращении их сроков. В связи с этим инвесторам были неинтересны долгосрочные малодоходные проекты реального сектора экономики.
Наконец-то, от такой практики отказались и экономические параметры выровнялись. Это произошло четыре года назад, но что изменилось относительно инвестиций?
Кредиты дешевеют, и это связанно прежде всего с резким сжатием спекулятивного рынка заемных капиталов. Последним его оплотом является рынок государственных обязательств, впрочем, жестко регулируемый правительством. Оно в свою очередь делает акцент на «длинных», более трех лет, займах, иногда прибегая к краткосрочным, до года, оттягивая с их помощью лишние деньги с валютного рынка. При этом аппетиты правительства весьма умерены, в противном случае, удовлетворяя спрос на собственные обязательства, стоимость заимствований неуклонно бы росла. А этого не происходит - совокупный доход по всем видам государственных обязательств ежегодно падает.
А.А. РОДЬКИН
Рынок государственных заимствований является, пожалуй, единственным конкурентом инвестициям в производственную сферу экономики, и надеюсь, правительство это понимает.
Присутствующие на нашем рынке инвестиционные институты, основными представителями которых являются банки, не торопятся переориентироваться со спекулятивного на реальный сектор экономики. Это связанно с их инертностью и ностальгией по «золотому времени». Но им нужно зарабатывать деньги уже сегодня. Поэтому без кредитования им не обойтись. Другой вопрос, кого кредитовать и на каких условиях?
То время, когда импортеры активно нуждались в краткосрочных кредитах, прошло, и на них былую рентабельность уже не сделаешь. Притом что доля импорта во внешнеторговом обороте растет, импортеры предпочитают прибегать к малозатратным кредитным продуктам: лизингу, факторингу, аккредитивам, гарантиям и векселям. Многие из них давно работают со значительными отсрочками платежей по поставкам или через консигнацию (реализацию не выкупаемого товара).
При высоких кредитных рисках в нашей стране банки выходят из положения, создавая холдинги из предприятий, которые они контролируют и кредитуют. Это дает им возможность не только держать под контролем финансовые потоки, но и перераспределять налоги и прибыль.
Надо признать, что сдерживающим банковские инвестиции фактором в реальную экономику является механизм нормативов. Эти нормативы устанавливает Центральный банк РФ в целях регулирования структуры банковских активов. Этот механизм отстает от реалий сегодняшнего времени и является тормозом по выдачи банками крупных кредитов на длительный срок. Зарегулирован-ность рынка банковских услуг ведет к тому, что предприятия ищут альтернативные пути финансирования своих инвестиционных проектов.
Среди таких альтернатив - «западные» кредиты. Но они недоступны по причине высокого уровня риска национальной экономики и сложности адаптирования предоставляемой финансовой отчетности. Посему в обозримом будущем
обращение к европейским и американским кредиторам малорезультативно.
Также не будем затрагивать, в рамках этой статьи, рынок акционерного капитала по причине априори его высокой стоимости. Размещение акций, как известно, ведет к частичной, а то и к полной потере контроля над предприятием. В условиях «падающего» фондового рынка и его малого, неразвитого объема в нашей стране увеличение собственного капитала возможно при переходе под полный контроль какой-нибудь финансово-промышленной группы. Безболезненное размещение акций на внутреннем или, тем более, внешнем фондовом рынке могут позволить себе только крупные компании.
Антиподом банковского кредита является кредит коммерческий. Среди его ярких представителей можно обратить внимание на облигации и векселя.
Вексель, определяемый Законом РФ от 11.03.97 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе», обладает теми же свойствами, что и облигация, регулируемая Законом РФ от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», но имеет преимущества, нивелирующие некоторые ее недостатки (см. таблицу). Схематичная разница заключается в том, что облигация является эмиссионной ценной бумагой и выпускается в объеме, кратном номиналу одной облигации, т.е. одна облигация идентична любой другой в выпуске, а выпуск векселя индивидуален.
Рассмотрим эти два финансовых инструмента с точки зрения решения проблемы кредитования инвестиционного проекта.
В контексте темы речь пойдет о «финансовом» векселе - инструменте привлечения инвестиций.
Вексель не требует уплаты налога на операции с ценными бумагами (бывший регистрационный сбор), тормозящего развитие национальных инвестиций, в размере 0,8% от номинала согласно Закону РФ от 12.12.91 № 2023-1 «О налоге на операции с ценными бумагами», не являясь эмиссионной ценной бумагой. Необходимо отметить, что вексель регулируется обособленным законодательством и требует неукоснительного его исполнения, в противном случае он не будет являться таковым.
Но почему такие финансовые инструменты, как вексель и облигация, имеют столь малый оборот как на биржевом, так и на внебиржевом рынках? Другими словами, почему они не популярны? Конечно, речь не идет о применении их крупными компаниями - «голубыми фишками», естественными монополиями национальной экономики. А дело в том же - в уровне риска этих инструментов заимствования.
Уровень риска любых обязательств - величина субъективная, этот параметр сложно выражаем. Определить уровень риска можно только в сравнении с другими рисками.
Производной понятия «уровень риска» является «надежность».
Надежность предприятия относительно заимствований выражается двумя вещами: репутацией заемщика и размерами активов, а точнее долей собственного капитала компании в них. О репутации заемщика в нашей стране говорить затруднительно, тем более в связи с долгосрочным кредитованием, такой параметр формируется годами, а то и десятилетиями. В свою очередь размер активов напрямую влияет на кредитоспособность заемщика. Другими словами, сможет ли он погасить своими активами кредитную задолженность.
Методик расчета кредитоспособности очень много, и они необъективны по причине невозможности учесть все параметры. Например, среди прочих параметров кредитоспособности есть такой, как ликвидность активов. Ликвидность активов - параметр субъективный по причине трудной определяемое™ цены этих активов. Каждый инвестор может применять свои методики, даже эксклюзивные.
Но что делать, если ваши материальные активы не могут выступать в роли убедительного залога, а вашим единственным нематериальным активом является бизнес-план?
Решение есть. Это решение - снижение уровня риска по выданным обязательствам посредством получения гарантии или поручительства платежа третьим лицом. Другими словами, получение гарантии более весомого на финансовом рынке субъекта. Таким гарантом могут выступать крупный банк, страховая компания, Правительство РФ в лице Минфина или субъект Федерации. Эта технология применяется крайне редко, но она весьма эффективна.
Относительно «простого» («соло») векселя гарантия оформляется в виде аваля (вексельное поручительство) надписью о поручительстве на лицевой стороне бланка или аллонже (дополнительном листе бумаги, присоединенным к векселю). Аваль также может оформляться отдельным документом с обязательным описанием реквизитов векселя и указанием места выдачи аваля.
Государственная гарантия оформляется в письменной форме и на условиях, описанных Бюджетным кодексом РФ (ст. 115 - 117). Во всяком случае выдача гарантий всеми уровнями исполнительной власти согласно Бюджетному кодексу РФ выгоднее дотирования облигационных выпусков на примере некоторых столичных пред-
приятий, что пытается применить Департамент науки и промышленной политики правительства Москвы. Этот антирыночный казус московского правительства приведен в статье Севастьяна Ко-зицина «Деньги в обмен на налоги», тематических страниц «Секрет фирмы» за март 2002 г. журнала «Деньги» № Ю от 20.03.2002.
В отличие от дотаций, выдача гарантий не обременительна для бюджета. Необходимо отметить, что выдача государственных гарантий лимитирована действующим на данный момент бюджетом соответствующего уровня государственной власти и предоставляется, как правило, на конкурсной основе.
Сумма гарантийного обязательства может быть частью суммы обязательства заемщика или равняться ей, без учета выплачиваемых процентов, а также распространятся и на них. Тем самым письменная форма гарантии определяет объем обязательств.
Правительство РФ, ставя своей целью развитие производства и создание дополнительных рабочих мест, заинтересованно именно в такой форме стимулирования инвестиционной активности, так как она не требует отвлечения денежных средств из бюджетов всех уровней.
В отличие от государственных гарантий, банковские гарантии и поручительства стоят весомых денежных сумм, определяемых как проценты от объема обязательства по гарантии. При том оплата происходит сразу, что значительно увеличивает стоимость заимствований.
Делая сравнительный анализ по применению государственного гарантирования облигаций и векселей, необходимо отметить то удобство, что гарантия выдается на всю эмиссию облигационного выпуска. Оформление осуществляется с помощью договора о предоставлении Российской Федерацией или субъектом РФ государственной гарантии. Суммы по каждому договору о государственной гарантии, превышающие I млн МРОТ (для гарантии РФ), или 0,01% от расходов бюджета субъекта РФ, проходят утверждение, являясь строкой соответствующего бюджета, в законодательном собрании. Для избежания подобных ограничений, по согласованию с гарантом, могут заключаться несколько договоров на каждую автономную эмиссию. Суммы государственных гарантий приравниваются к внутреннему государственному долгу и ограничиваются лимитами, установленными соответствующим законодательством.
Оформление вексельного аваля производится в форме приложения к договору о предоставлении государственной гарантии. Приложение в данном случае заключает в себе две функции,
являясь одновременно авалем и неотъемлемой частью договора. При объемной эмиссии векселей это приводит к значительному неудобству оформления гарантий.
В рамках этой статьи не рассматривается процедура получения государственной гарантии по причине ее объемного описания.
Обладание государственной гарантией делает вексель и облигацию сопоставимыми по надежности с государственными ценными бумагами, что позволяет значительно снизить стоимость инвестиций.
При определении стоимости данных ценных бумаг необходимо ориентироваться на аналогичные им по сроку и доходности. Заемщик определяет доходность самостоятельно, ориентируясь на рентабельность своего инвестиционного проекта. Высокий уровень надежности эмиссии позволяет ему устанавливать доходность в пределах: от максимальной средневзвешенной депозитной ставки до минимальной средневзвешенной ставки по кредитам банков - на аналогичные сроки.
Другим фактором, влияющим на получение инвестиций, помимо уровня риска и доходности, является срок инвестирования. Инвестор (кредитор), заинтересован в «коротких» (краткосрочных) инструментах. Оптимальные сроки: от 6 до 12 месяцев. Как решить эту проблему? Очень просто. Необходимо разбить срок инвестиционного прожекта на сроки, устраивающие инвесторов - приобретателей ценных бумаг. Для векселя это будет срок до погашения, а для облигации - срок «оферты» (обязательства досрочного выкупа).
Да, опять пирамида, но главное, чтобы она решала поставленную задачу.
Такой механизм допустим только для работающего предприятия, обладающего постоянным доходом. Это необходимо для выплат по ежегодному обслуживанию заимствований. В противном случае проценты будут расти как снежный ком и стоимость инвестиций в абсолютном выражении вырастет. Расчет стоимости подобных инвестиций делается посредством вычисления сложного процента.
Для снятия с себя хлопот по привлечению инвестиций посредством описанных выше корпоративных ценных бумаг следует прибегнуть к услугам профессионального посредника. Оплата этих услуг зависит от объема делегируемых функций.
Но что делать, если предприятие находится не в Москве? Ведь, как известно, примерно половина всех денег государства находится здесь.
В этом случае без представителя интересов в столице не обойтись. Подобное представление интересов можно делегировать «андеррайтерам» или «агентам». Подобными представителями могут быть: брокерская компания, банк, депозита-
Таблица
Сравнительная характеристика векселя и облигации
Параметр Вексель Облигация
Налог на операции с ценными бумагами Нет Да
Расходы на изготовление бланков Да Да/Нет (1)
Депозитарные расходы Да (2) / Нет Да (3) / Нет
Расходы по ведению реестра Нет Да (4) /Нет (5)
Расходы по оформлению Нет Да
эмиссии
Расходы на курьерскую службу (6) Да Нет
Расходы на брокерское обслуживание Нет Да (7)
Простота совершения сделки Нет Да
Простота оформления Нет Да
гарантии
Вхождение в биржевой Нет Да (7)
листинг
Толерантность(8) Да Нет
Креативность (9) Да Да (10) /Нет
Ликвидность Нет Да
(1) - для бездокументарной формы;
(2) - для хранения бланко-векселей, по желанию эмитента;
(3) - для хранения сертификатов облигаций, по желанию эмитента;
(4) - если число владельцев превышает 500;
(5) - для ценных бумаг на предъявителя система ведения реестра владельцев ценных бумаг не ведется;
(6) - при доставке ценной бумаги или гарантии;
(7) - при допуске к биржевым торгам;
(8) - компромиссность в установлении параметров ценной бумаги, например по срокам;
(9) - изменение параметров, вслед за конъюнктурой рынка, например по доходности;
(Ю) - для биржевых торгов и определенных условий оферты.
рий и другие в зависимости от биржевого или внебиржевого размещения, а также все перечисленные одновременно.
Заключаемый агентский договор бывает двух типов. По первому «комиссионер» действует на основании договора комиссии от своего имени, но за счет клиента. А по второму, «поверенный», на основании договора поручения - от лица и за счет доверителя.
Далее для удобства необходимо открыть в московском банке расчетный счет в режиме дистанционного обслуживания, используя технологию электронных расчетов «банк-клиент». Это позволит сократить документопробег (время прохождения денег в пути) по расчетам. Необходимо, чтобы расчетный банк выступал в роли «домицилиа-та» (агента по обслуживанию вексельного оборота в данном регионе) в случае использования векселя как инструмента привлечения инвестиций. В этом случае «домицилием», местом погашения векселя, будет банк. Относительно облигаций банк может выполнять аналогичные функции - исполнение оферты и погашение выпуска.
Хранение «бланко-векселей» (бланковых векселей, незаполненных бланков с подписью и печатью) лучше доверить депозитарию, но можно оставить и за агентом. Составлять вексель желательно в том городе, где находится «домицилий».
Агент, представляя интересы предприятия на финансовом рынке, совершает операции по заполнению «бланко-векселей» и их реализации.
Относительно удобства для инвестора, вексель толерантен - может оформляться на оговоренную дату погашения, сумму и форму получения дохода: процентную, дисконтную или смешанную. А для эмитента векселя, креативен - позволяет менять свои параметры в процессе размещения вслед за конъюнктурой рынка.
Ликвидность векселя проигрывает ликвидности облигации по причине слабо организованного «вторичного» рынка векселей и невозможности вхождения в биржевой листинг. К векселю неприменим механизм оферты. А котировки (цена купли-продажи) векселей возможны на внебиржевом рынке и только относительно крупных эмитентов.
Расходов на изготовление облигационного выпуска не будет, если эмиссия производится в бездокументарной (электронной) форме. Но в этом случае возрастут расходы на регистратора (ведет реестр владельцев ценных бумаг) и депозитарий (хранящий сертификаты ценных бумаг и/или ведет учет и переход прав на них).
Анализируя вышеприведенные доводы, можно сделать вывод, что оба финансовых инструмента имеют свои преимущества в выполнении инвестиционной миссии. Но для того чтобы принять решение, какой из них выбрать, необходимо решить, на чем поставить акцент: или экономить, или избавится от «головной боли» - одно исключает другое (см. таблицу).
Для того чтобы добиться дешевых и долгосрочных инвестиций вышеописанным способом, необходимо соблюдение следующих условий:
• срок долгового обязательства не должен превышать одного года;
• доходность должна быть выше среднерыночной, при прочих аналогичных условиях;
• инвестирование должно проводиться на удобных и понятных для инвестора условиях;
• долговые обязательства должны обладать дополнительным преимуществом в форме государственной гарантии;
« агенты, обслуживающие привлечение инвестиций, должны добиваться поставленных перед ними эмитентом целей. Необходимо помнить, что вхождение России в ВТО не за горами, и если ваш инвестиционный проект самый лучший, его могут реализовать другие.