Научная статья на тему 'Один день российского населения'

Один день российского населения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Один день российского населения»

%

50 -

45 - ••• 1 .

40 -

35 - ,

30 -

25 -

20 ■

15 •. •

10 • - 1 ‘»

5 - ^

0 - ■шт'

выступить на

выбо-

. '..з.

:.Л I

: Г-' .

4 :• 4. . 5

11

4:

ДВР "ЯБЛоко" ЛДПР ПРЕС "Женщины ПНС АПР

я;. '-у 1. России" ■.

Рис.. 7. Сторонники различных .партий в,’группе'полностью • - ответивших) . , :

и т.п. Его: ,объединение может отобрать до 13% у "Державы". Лучше всего выглядят его.:шансы у .некоторой части управленцев,; в военной среде,лв Слоях населения с низким -образованием,, но получающих достаточно высокие доходы (на уровне 700—-800 тыс. руб. на душу в месяц), в северных регионах- европейской’.части -России. По своим настроениям эти люди' оценивают - свое положение; как хорошее или среднее, но встревожены, ВОЗМОЖНОСТЬЮ ;ЄГО ухудшения. •г...;-. :■ г-.лчм.'.

Что касается других ’’вакантных" лидеров*-.то ими на сегодняшний день, по. их положению в рейтингах, могут стать Лебедь,^.Собчак, Памфилова,.іБ.Федоров, Лужков и Козырев.-Лебедь. уже привлеченгв правоцентристскую коалицию с ,участием ДПР (Глазьева), Федераций товаропроизводителей (Скокова).-и Конгресса .русских общин (Рогозина). Его имидж честного, .но'.жесткого, авторитарного, л и дера, способного навести порядок, в высокой степени.отвечает социальному запросу. Его, электорат — это мужчины.:25—40 лет,.; служащие без: специального образования;,, военные, рабочие;' люди. с> невысоким доходом (200—400 тыс. руб.), жители южных- регионов европейской, части России, считающие >свой, заработок: стабильным-и средним. Очень многие пока не добираются,прини- ■ мать: участия, в выборах или будут голосовать за экзотические партии,"любителей пива" или Казанника. Другому типу социальных' чаяний соответствует имидж Памфиловой,. воплощающий, идеал "гуманного.-.сострадания и социальной гсправедливости".' • -ч1- -■ \,

. Существует, однако, и. иной .путь партийного , объединения нелидерского, типа,-.; выступающего от лица как можно-более широкого слоя населения,-^выделяемого по какому-то, "аскриптивному" признаку. Удачным примером .такого рода-может служить партия "Женщины России". Неудачу, в попытке выступить \от лица молодежи потерпела в выборах партия "Будущее России — новые имена".,..

1 - .- Третий тип партии, .также нелидерСкий в том смысле, чтої ее - .формирование'-, не' .предполагает (-существования уже высокостоящего в элите деіятеля,. собирающего партию ."под: іСебя",-— это • партия профессиональнот или институционально-корпоративного, типа. ..-В настоящее время,’ подданным всехі. опросов, .в і стране сохраняют доверие;' населения-, три ,.института:' церковь, СМИ и армия. В .этой связи вполне могут, рассчитыватьхна успех политические организации^ выступающие от имени и с благословения данных институтов, . .. х_ . . >

V. Можно,указать идругие профессиональные корпорации, способные осуществить, формирование своих политических объединений, -которые имеют шансы успешно

рах («апример, корпорация юристов,,

• выступающая с. программой борьбы за правовое j обще-, ство, за порядок,, основанный на за-’ - ’ 7 .коне, . а. не на .'на-чальственном І про-" изволе, либо партия финансового | капитала, возглавляе-мая кем-то из известных банкиров или группой ,| руководителей банков).

:Наконец, золотой жилой для добывания голосов-избирателей ‘может| стать и уже становится- масса -'"обманутых вкладчиков". • На этом поле уже пасутся две вновь образованные партии. Если им удастся не только привлечь на свою сторону жертвы , "пирамид" и:-1 лопнувших коммерческих: банков* но и убедить в эффективности, своей программы тех; кто потерял свои сбережения в начале, рефорш>1, они будут обладать широкой поддержкойои і смогут добиться на выборах значительных, результатов. Вполне, вероятно блокирование с э,тими партиями на.этапе .предвыборной кампании КПРФ и ЛДПР., -

і: . v ■■ JI.A.i

КПРФ "Держава" Другие Нет . Затруд-(• партйи такой . няюсь партии ответить

доверяющих Явлинскому (в % к числу

.Седов

З. Один день российского населения

Данные мартовского . мониторинга рисуют обычный рядовой день- среднестатистического, россиянина; в его повседневных занятиях (рис. 8),.. В разных социальных группах этот день складывается по7разному — начиная с утреннего подъема и вплоть до.,отхода ко сну. .,... .

- Раньше всех встают неквалифицированные, рабочие: 43% до .6 часов утра. Утренний,порядок, чистота и готовг-ность к наступающему дню — делр их рук. Рано встают многие сельские жители (36%), южане (34),лица предпенсионного.; возраста (39), пенсионеры (35%). Но чём больше город, в котором живет человек, чем -моложе, образованнее и обеспеченнее респондент, тем позже, как правило, он начинает свой день. До,,6 часов утра подниг маются с постели, только .19% столичных жителей, 16% молодежи,до 24 лет, 21%,г;— лиц с. высшим образованием, 22%— лиц с высоким среднедушевым доходом и всего 3%—учащихся. , ■ ,,«ч,. , |

Ежедневно чистит, зубы абсолютное большинстве россиян, во всех социальньрс .группах (в целом 82%). В некоторых группах эта: цифра еще выше: лица с высшим образованием*-т— 97%, с высоким среднедушевьш; доходом — 93, жители Предуралья и Урала —4,93%,

, В тот же обычный’день,-каждый третий россиянин принял душ (33%). Первостепенную роль-в'этом деле сыграло место проживания., В столице душ принимают втрое чаще (58%), чем на, селе (18%). Явно сказываются и наличие душа, и загрязненность окружающей среды.

Существует и более; общая-закрномерность. Чем больше, у человека ресурсов —- внешних или внутренних, — тем чаще он принимает душ (рис. 9). Принятие душа: для россиянина — своеобразный символ относительно, высокого общественного положения, занимаемого и ожидаемого.-,Чаще'всех, наряду со столичными жителями,,-принимают душ руководители,(54%) и учащиеся (51%).-

; Встали раньше1' • '><нр :

,6 .часов утра. „ Ьдои,£Г,;

-Чистили зубы-

,::т ’ :ыь пптдта.

Принимали'душ

ч. я га'.исо! ::;ог

* Принимали ванну|

.,,МЬ1ЛИ |;О||рву>1:3-Г0т/г-.

\у.'Я Р. ^'ГГ<'*т-К*МГ.П л"{

Слушали радио лНитад* казету-, аи,Ш7Г1

яг.чш *• :к-»г-.т*5>п«{ о .1 Читали журнал

• лгн^мтр''!

:Дремали днем - к'пчи

Пользовались общёст-.венным транспортом

Были на работе1 л|**

-Б|»1ли >в. магазине:

Накричали 1 'ги на кого-нибудь.: . тс

Занимались'любовью'*

: -' ' 14! ;. или';:”5;!

'?Смотрели телевизор

Чувствовали себя :'!;';")VI веселымиг .^,.«„,1

..Чувствовали себя. ,

"грустными' ' ''

После 12|н6чи|еще1»1'г’ ■'] г^е,’ложились спать , . и.

Рис. 8.;. Что изперечисленного^Вы.делалив .течение последних; ‘24 часов?- (В

---:о!)УиАл ^пм'-оо пУН “ " '4''‘

Принятие ванны,-:каквследует из,полученных'данных, практр!ески-,.не+с.вязанр ;ни, сч мес,томцпррживания;г ни с имеющимися • ресурсами, -ни ^«приписываемым себе? юбг щественнымаположением. В ( отличие ОТ., душа--: ванна;|не представляет: для: россиянина((,никакого . символического значения. Единственная: заметная.^ закономерность-,—

•возрастная. -Чем,старше .человек, темлтще вертикальнрг му .! душу,» рн;..-;предпо,читает- горизонтальную.,;1 ванну (рис. 10).

5 г,Каждый четвертый россиянин (24%) помыл в тот же день голову; Эта привычка негпредполагаетспециального оборудованиями.малогзависит :от'внешней загрязненнос-(ти!'Она распространена'практически одинаково ^ городе и-деревне,' у богатых-и бедных,' в любом возрасте.' Замет^

ней всего привычка мытьГголову Чока-залась связанной с образовательным -уровнем:; .чем рбразрванней человек, тем чаще Ън'моет,себе голову' (рис. 11). - _ -г !

Не стрль рчевиден другой обнаружившийся факт. Интеллигенция любит не только мыть голову себе, но и "намыливать" ее другим. Чем ..образованнее человек, тем чаще он, раздражается. и кричит на других (см. рис. 11). Брлее понятна повышенная ’ раздражительность у женщин (28%) -г'"в • сравнений^с - '^жчйнамй' ~(19%).

-Нрёзвычайной' (раздражительностью ". • отличаются'—домрхЪзяйки '-(40%) и служащие (37%).’: Вдвое0'выше раз-дражительнрсть в 'больших городах "•У (31%), чем'на"сел£(16%). Очень ре^ко . она'встречается, у людей старше'55 ;\|лет (8%)..- •-•-1’* /Ти'"-

: /^Больше половины россиян'’(54%) заходили в тот, же день в магазины. Понятно^ ’что" чаще в|" них- заходят -‘ ■^женщины (60%),-чем мужчины (47%)'. ..-..-«■'Чаще' 'среднего, бывают ■ в' .магазинах

■V э”=» . ■ ! Ъ, \

“. лица с высокими доходами, с выс-- ’ ' шим образованием (по 69%), в больших городах (61%). Но'-трудно было ;; ожидать, что) даще всех ' заходят в к,-магазины представители такой-.соци-П ?г ально-профессиональной „.группы,

как руководители (72%). А реже всех, что вполне понятно, — сельские жители'(41%) и безработные (42%).. р.:

|] В .тё^еШе'тогб^жё дня у россиян было много других занятий: [слушали ^р^дио (50%), ‘читали газету (41), бьши на работе ,(39),; пользовались' общественным транспортом (35), дремали”днем(2 6),"смотрели телевизор (в среднем 2—3 часа) _— 91%. Значительно реже читали’журнал (!П%)’,^занимались любовью (10), уезжали из дома 'более чем -на/5Р''КЙ'15)- пользовались компьютером (4)^были в церкви (1,3%),\? , ; ' . - г_ - ем'О'

# Каков оке эмоциональный::баланс дня? В' целом, он отрицательный: 23% россиян чувствовали себя веселыми," а 31% —"грустнымй.Нб'между различными'социаль-'нь1мй'%ру1шамй:1'весёлье:'и' грусть' распределяются-^довольно неравномерно (рйс;'12). У мужчин веселье незначительно, но преобладает над грустью (28—26%), а у 'женщин пбчтй^вдвое -преобладает-' грусть (19—35%), С •возрастом всё меньше'веселья, но, в-концё концов* уходит и грусть. Образование не прибавляет'веселья,-; но усиливает^ грусть.' ^Высокие-‘^доходы -больше снижают -ч&си .!<•( о уз <.\«н':.

. — •• ,!,иул * )Л-.

■! т.;'-:--у---.-г...“У;-;;-;-;.ГП"'Т"'..

Г}3.5.'7,гл) * ' ‘ _ '? ’гмI ' •

До 24 лет 25—39 лет 40—55 лет

; ..м» I • -Душ Ванна" ■'**• ; •

Старше , , 55 лет

Рис! 9.' Принимали душ в тсчёиие1 последних 24 часов (в % к числу опрошенных) ^ 1 1 1“ ,• ‘

'Рис.'10; Принятие душа й ванны в-зависимости от возраста в о / (>> -’течение 24 часов (в % к числу'опрошенных)''

.. . 10 ; >

' Ниже Среднее Высшее

, ■ ., среднего,,■ , ":.о \ ■■ * ,■

. Мыли голову ' ------ — Накричали на кого-нибудь

iP.uc. cXl:,Мытье головы и. внешняя раздражительность в зави-

симости от,. образовательного уровня (в % к числу > ■ опрошенных)

/V ч -П.-,. ЧувствоI / V.' - ~' :-Г, веселыми -. ели себя грустными

Пол: , . ■■■••■•■іаиааі <і/

женщины . . .. 19 ■■■■■■■■■■•■■■■•••■І ааааааааавааааааааа) оэ

Возраст: ■ , - -■

до 24 лет' 42|. вававаааааваааааві )•) аааавааааааававаа£

' 25—39 лет -. ' 23 1 аааааваааааааааава! аааааааааааааааааа| 33

40—55 лет ' ■ 21 | аваааааааавааааввагі ч. аававввааавааааааад 34

старше 55 лет 14 | Образование:, ] ааааааёааавав) *%л аааааааааавааі *4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ниже среднего 22 ааааввааааааагі вавваваааавааа ід

’ среднее ' ■'''*125-|:!;:!:;11;!;;!;!!!!!!!;!!1 аааааааваааааввавад ? <« * ваваававааааааввааа ІЧ

' высшее - ,1'-21 аааааваааввіааагіаааі ааааааааааваааааааа} .53

Доход:-.-'’ :■ ■ Г.'О >-

'низкий-С и: о; 1-'1' '20 ааававвааааааааавааі ос ввввввввввввавввваврЗЭ г

• средний ‘ I 231 ааааааааааваавааН ааааааааааааааааа| 11

■ высокий' 24 авваааваааава) ■ -4••} , ааваааааавааа]

Тип, поселения:. Москва и Г -- —: С.-Петербург 1 . . .

малые города - 23 | 1 села 21 ■«■■■■■■■■■а '

Рис.12. Балаисывеселья и грусти в различных-группах насег ления ,(в .% к числу опрошенных) . ;г, ..

грусть, чем прибавляют веселья. > Больше грусти, „чем веселья, -прибавляет и- отрыв от, природы, городской образ ЖИЗНИ. - ; г,

Т1; Из числа групп по социально-профе.ссиональному статусу преобладание грусти особенно велико у руководителей (15—35%); а преобладание веселья — у домохозяек (22—31%). Но самая веселая и эмоциональная группа населения — йто учащиеся (35—64%). И именно учащиег ся чаще всех после-12'часов ночи еще не ложились спать ,(33%), наряду, с безработными (33%). В это ночное время еще не спят и 7% неквалифицированных рабочих, встающих раньше ВСеХ. • ’ | .

> г - ■ *" . • • .... ■ А.А.Голов

4. Этнические стереотипы населения: ^равнение двух замеров

1 "Сопоставление данных двух мониторинговых опросов

октября: 1993 г. и::марта 1995 г., хотя и/проходивших

по разным выборкам (вторая значительно меньше по

объему)-, .подтверждает сделанные ранее выводы об ус-

тойчивости структуры этнических предрассудков*. Резкий рост взаимной этнической и национальной неприяз-.Уни’у/людей разных. национальностей в период ломки советских политических и административных отношений, связанный с усилением идеологической, й этнической консолидации практически всех национальных групп в СССР, приостановился к концу 1992 — началу 1993 гг. Сегодня мы можем фиксировать.отсутствие сколько-нибудь принципиальных й^значимых изменений в , этом плане'(табл. 2). ,

Учитывая статистически допустимые случайные колебания, мы можем говорить лишь о некоторых измене,-ниях в установках населения:: улучшении общего баланса отношений россиян,к: таким национальным группам, как армяне и татары (соответственно на 15 и 4 пп.), ухудшении отношения к эстонцам, которые могут служить знаком отношения к прибалтам в целом, и чеченцам (соответственно на. 9 и 8, пп.) и ослаблении значимос-' ТИ'отношений к азербайджанцам,-евреям'и узбекам (3—5 пп.). Сама по себе война; в Чечне не вызвала всплеска античеченских настроений (прирост античеченской ксенофобии меньше, чем, например, антиэстонских,. точнее, . антиприбалтийских-настроений), Чеченцы и в 1993 г.-занимали первое место ‘на шкале' этнического негативизма. Но распределение отрицательных установок в отношений их несколько изменилось:, незначительная часть тех респондентов, отношение которых раньше было "спокойным", сегодня под влиянием . официальной пропаганды относятся к ним с настороженностью или'дажё' "со страг

• хом", опасаясь обещанных чеченских' "те:рактов''-в Москве й других городах России! (Вг Москве страхи-такого рода на 11% пп. больше, чем в других больших городах и селах — 32 и'21% опрошенных соответственно.)г ; - ч

- Собственно этнические фобий й аморфное, диффузное и'гмало рационализируемое недоверие к' чеченцам - или раздражение по отношению к ним сильнее гвеего ощущается на Юге России (33%). (Как раз в Москве-оно ниже всего — 12%, на Севере — 24, в больших и "малых городах —• 31:) Среди этих респондентов существенно больший удельный'вес женщин’ (особенно молодых,, с

■ I . .; 1 - , Таблица 2

: ■: Отношение россиян к людям различных > . .

национальностей** (в % к числу опрошенных)’; -

■ Кок Вы чаще всего относитесь к людям других^ национальное- -тей, например к... Позитивное Негативное"

Окт. 1993 г. Март 1995 г. Изменения . Окт. 1993,г. Март 1995-г. Изменения •

1 Чеченцам 35 30 -5 48 51 +з •

|» Цыганам 39 - 36. -з ■ ~ .4 8 48 0

| Азербайджанцам 43 -42 --1- . : 43 ’ 39 -4

Армянам 41 46 - +5 /45 35 -10

Узбекам 59 -2 -20 18 •--2'

> Эстонцам ,64. 58. -6 - '' 16 19 ' ! +3

! . Евреям .68 64 -' —4 .17 17 :;0 '

Татарам 71 . +3 ■ -'1-3 12 —1

Украинцам 81 83 +2 7 7 0 .

]' Русским 91 92 - >1,;; ,2 2 ' 0 |

- * Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1994. № 1. С.' 15—19;'1995. № 2. С. 22—26.

** Приводится сумма позитивных ("с полным доверием”, ."спокойно, без. тревоги") и негативных ("со страхом", "с раздражением или недоверием") ответов.'. ., .. . ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.