Мастер - класс
От редакции: Представляем вниманию читателей вторую часть исследования Абрямян Е. Л. на тему «Личностные особенности детей с повышенным уровнем креативности». Часть первая исследования была опубликована нами в № 2, 2014 г
Абрамян Елена Левоновна
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 641имени С. Есенина г. Москва E-mail: [email protected] Лорис-Меликова Нина Александровна студентка 5 курса МПГУ, ф-т СЭП E-mail: [email protected]
J ^
ЭКОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ: ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ
Л____________________________________________г
Аннотация.В этой статье представляем вашему вниманию различные методы и методики, а также анализ результатов эмпирического исследования по выявлению личностных особенностей у детей с повышенным уровнем креативности.
Ключевые слова: методика, креативность, личностные особенности, тест, результаты, семья, атмосфера.
В предыдущем номере мы опубликовали статью, в которой описалитеоретические подходы к изучению личностных особенностей детей с повышенным уровнем креативности. Сейчас же представляем вниманию читателя эмпирическое исследование, целью которого явилось выявление личностных особенностей детей с повышенным уровнем креативности.
Исследованиебыло проведено на базе Муниципального образовательного учреждения.Для проведения исследованияподобраны следующие методики: тест «Креативность»(для детей 8-10 лет), методика «Карта одаренности» (для родителей), опросник для оценки уровня тревожности Г. П. Лаврентьевой и Т М. Титаренко, методика определения самооценки детей Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн, тест «Уровень агрессивности ребенка» [7, 11].Выбрано 24 ученика младшей школы, возраст -10 лет.
Этап первый: выявление детей с повышенным уровнем креативности из класса.
Методика «Карта одаренности» позволила выявить степень выраженности у детей видов одаренности и определить, какой виду них преобладает в настоящее время. Созданная автором на основе методики Д. Хаана и М. Каффа, она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было распределено поровнучисло вопросов по каждому разделу, а также был введен «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.
Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон - от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух функций.
Первая и основная функция - диагностическая.
С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволи-тувидеть индивидуальный, свойственный отдельному ребенку, «портрет развития его дарований».
Вторая функция - развивающая.
Утверждения, по которым оценивают ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности, но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
По инструкции необходимо внимательно изучить 80 вопросов (см. приложение 1), систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка, и дать оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) - если оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
Эксперимент и инновации в школе 2014/3
35
Мастер - класс
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.
При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов написать внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
■/ - интеллектуальная (1 -й столбец листа ответов);
■/ - творческая (2-й столбец листа ответов);
■/ - академическая (3-й столбец листа ответов);
■/ - художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);
■/ - музыкальная (5-й столбец листа ответов);
■/ - литературная (6-й столбец листа ответов);
■/ - артистическая (7-й столбец листа ответов);
■/ - техническая (8-й столбец листа ответов);
■/ - лидерская (9-й столбец листа ответов);
■/ - спортивная (10-й столбец листа ответов). Креативность (или творческое воображение) имеет огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования их личности. Способность находить новые нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связана с общими интеллектуальными способностями человека [5, 8, 9, 12]. В то же время творческие способности личности откладывают отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков.
Способность к творчеству может проявляться в разных видах деятельности и с разным материалом. Разработаны различные методики для исследования креативности детей разного возраста.
Для исследования образной креативности может быть использовантест«Креативность».У детей 8-10 лет он помог оценить беглость, гибкость, оригинальность. Из 24 учащихся только двое, по результатам теста, фактически не обладают творческими способностями.
Стимульный материал: листы белой бумаги, в середине которого простым или черным карандашом нарисованы контуры.Детям дают только простой или черный карандаш. Взрослый не вмешивается в процесс рисования и на возможные вопросы детей отвечает, что они могут рисовать все, что им хочется. Для дорисовывания детям обычно предлагают по очереди 5-6 контуров (по мере выполнения). После выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно нарисовано (можно подписать).
При интерпретации полученных данных обращают внимание на беглость, гибкость, оригинальность полученных ответов.
Беглость связывают с общим количеством ответов. Например, дети делают не одно, а два, три возможных
названия картинок, предлагают несколько вариантов дорисовывания и т.д. Максимальное количество баллов - 3, минимальное - 0 (если ребенок отказывается рисовать).
Гибкость оценивают по количеству использованных категорий в содержании рисунков (например, ребенок рисует только людей или и людей, и животных, и разнообразные предметы). Отказ от задания - 0 баллов, максимальное количество баллов - 3 (при использовании нескольких категорий).
Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 - звери, пища, транспорт; 2 -игрушки, человек; 3 - герои сказок, одежда, птицы, растения; 4 -мебель, рыбы; 5 - насекомые, техника; 6 - предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, постельные принадлежности.
Кроме беглости, гибкости, оригинальности оценивают и характер рисунка - важный показатель творческих способностей ребенка. При отказе рисовать, воспроизведении тождественного контура рядом с основным, прикрепление овала к бумаге без названия рисунка и дорисовывание - 0 баллов. Дорисовывание минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко, шарик, волны) -1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человечек, кораблик, дорожка в саду - 2 балла). Основной контур является частью в других предметах или их деталью (включение) - 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, вырастает некоторое действие - 4 балла. Рисунок включает в себя несколько персонажей или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром - 5 баллов.
В норме дети должны набрать 6-9 баллов, получив по 1-2 балла за беглость, гибкость, оригинальность и 3-4 балла за характер рисунка.
Норма не зависит от возраста. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2-3 баллов, фактически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.
Методика «Карта одаренности»и тест «Креативность»для детей 8-10 лет позволили выделить детей с повышенным уровнем креативности из класса, с которыми будет проводиться второй этап исследования.
Этап второй: выявление личностных особенностей детей с повышенным уровнем креативности.
Для выявления личностных особенностей детей с повышенным уровнем креативности были использованы: метод опроса по Т. М. Титаренко и Г. П. Лаврентьевой для выявления уровня тревожности, методика определения самооценки детей (Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн) [13].
36
Эксперимент и инновации в школе 2014/3
Мастер - класс
Опросник предназначается для родителей, содержит 20 вопросов, на которые следует ответить односложно (да/нет).
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то .
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о возможных неприятностях .
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что снятся страшные сны.
9. Руки обычно холодные и влажные.
10. Нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется .
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом .
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Неуверен в себе, в своих силах .
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Необходимо суммировать количество «плюсов», чтобы
получить общий балл тревожности. Высокая тревожность -15-20 баллов; средняя -7-14 баллов; низкая - 1-6 баллов.
Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.
Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней - «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.
После разметки шкал начинается следующий этап - экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы «счастье». Ее последовательность и план выглядят примерно так:
1. Каким образом ты оцениваешь себя «по счастью» (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.
2. Чего тебе не хватает, чтобы быть самым счастливым?
3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?
4. Какие люди, с твоей точки зрения, самые счастливые и почему?
5. Какие люди, с твоей точки зрения, самые несчастные и почему?
Если ребенок дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: «Кто виноват в сложившейся ситуации?». Важно понять, кого он обвиняет в причине несчастья - себя или окружающий мир, необходимо
при этом определить, какие свойства мира имеются в виду.
Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.
Вслед за беседой о «счастье» переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы о каждой ступеньке всегда строится примерно в следующей последовательности.
1. Выяснение содержания актуальной оценки.
2. Выяснение полюсов шкалы.
3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.
Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают «свое место» на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе «своего места» на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).
Тест «Уровень агрессивности ребенка». Предназначается для родителей, содержит 20 вопросов, на которые следует ответить односложно (да/нет).
Каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл.
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
Эксперимент и инновации в школе 2014/3
37
Мастер - класс
19. Не считаетсяса сверстникам и, не дступает, не делится.
20. Увереи, чтолюбее атсв с^^вас^с^с^е^^и^н^т11^^ всси.
Показатели:
Высокая агрессссаееть - 15-20 баллов.
Средняя агрессиснссте-7-14еикли.
Низкая агеесссеяв ctt^Cc^TI^^jctk в.
Критери идписяс1стас^с^11^и0^с^^|^аи^1^л юдения за ребенком)
1. Часто тиряетсннтртль надитНек.
2. Часто спо яит,|^ую^е^т^те):овссаиюя1с^н .
3. Часто отааяываениивыполсеяьпранеев.
4. Часто спе лсдтннoаеуцеaжнeтлсссH.
5. Часто винятдрн еие вивотв еш ибсиж
6. Часто серяссся и с^тсезываен(^!чс^рисаиС^тдс^1^е^о.
7. Часто зтв яcтлив,мcудсеуин.
8. Чувствителен, иеенабыстно реагируетн а есстсчныe действраокрежающие (шетиН нвраоеаых),сотсрыенсреднс раздражают его.
Предноаьжнть, пае а е£^<^нок нсвессееенмажео лишь втно сеучаь,ш сатвтечнние не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечислен ныспннтЕУKпв.
Рас смотримныьирнзссжеьные нeтyуььнты пилее подробны. Срееи дсттйе повышндным ерсннем крн-ативнсесnНЬ%(Tpeеенl<a)oелaда ют адекватной самооценкой, 75% (9 детей) - высокой, детей с низкой самооценкой среди респондентов не оказалось.
□ НИЗКАЯ ■ СРЕДНЯЯ ~| ВЫСОКАЯ
Рис. 1. Результат методики определения самооценки детей (Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн)
С помущью метода опроса по Т. М. Титаренко и Г. П. Лаврентьевой для выявленияуровня тревожности быловыявлено, чтоЗЗ%(4ребенка) облодаюы высоким ырвенлр орееежрзоыи,67% (8детей^средним уровнемыровожзозеи. Деткб сеыикзя врзаним тревожностирреди респондентов не оказалось.
□ НИЗКАЯ ■ СРЕДНЯЯ ~| ВЫСОКАЯ
Рис. 2. Результат метода опроса по Т.М. Титаренко и Г. П. Лаврентьевой для выявления уровня тревожности
Тест «Уровень агрессивности ребенка» выявил, что 3с% детей (4 ребенка) обладают низким уровнем агрессивности, 17%азтр й (2зебзкы7)обеадюют с-бд-ним урезккм ыц^е^двнтвтр, я 0% -6детерзоблты7ют высоыид ^ВДВНеМЭфЯ ссивноятв.
□ НИЗКАЯ ■ СРЕДНЯЯ П ВЫСОКАЯ
Рис.3.Результат теста«Уровеньагрес-сивностиребенка»
Была проведена беседа с классным руководителем, предметом обсуждения также стали личностные особенности детей. В ходе беседывыявлено, что дети с высоким уровнем креативностипроявляют лидерские способности чаще, чем их одноклассники с низким уровнем, так же большинство обладают высокой эмоциональной устойчивостью (7 детей из 12), они самостоятельны и активны. Классному руководите-людля дальнейшего развития креативности в своих учениках необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
■/ Стимулировать и поддерживать творческую атмосферу в группе.
■/ Избегать группового давления, зависти и конкуренции, но поддерживать климат взаимодействия и командного соревнования.
■/ Стараться предотвращать негативные реакции или санкции со стороны одноклассников.
■/ Обеспечить условия, чтобы активные периоды перемежались расслаблением, давая возможность размышлять.
■/ Проявлять самому и ценить юмор.
Г Поощ-етьстремле яие задавать вопросы и самостоятельно находить ответы.
■/ Обеспечивать возникновение стимулирующих, требующих творческого отношения ситуаций.
■/ Позволять делать ошибки (конечно, такие, которые физически или психически не навредят самому ученику или другим).
■/ Поддерживать проявление интересов и обретение знаний в разнообразных областях.
■/ Проявлять терпимость и одобрение по отношению к необычным мыслям, оригинальным идеям, творческим достижениям.
■/ Применять и поощрять конструктивную критику, а не критику ради критики.
Далее, обратим внимание на стиль воспитания оаемте, ларактоь матери и взаимоотношения с ней ребенка. Результаты были занесены нами в таблицу:
38
Эеоадждмеанирвяо вации в школе 2014/3
Мастер - класс
№ Стиль воспитания в семье Характер матери и взаимоотношения с ребенком
1 демократический взаимоотношения хорошие, мать спокойная, рассудительная, вежливая, внимательна, доброжелательна, серьезна
2 демократический взаимоотношения доверительные, мать вежливая, внимательная, спокойная, замкнутая
3 демократический взаимоотношения хорошие, но в силу занятости матери ребенку не уделяется должное внимание, мама спокойная, внимательная, немного суетливая
4 либерально-попустител ьский ребенок не выполняет указаний родителей, не слушается и делает только то, что хочет, мать слабохарактерна, замкнута, суетлива
5 демократический ребенок старается проявлять лидерские качества с родителями, мама внимательная, коммуникабельная, в меру строгая, серьезная
6 авторитарный взаимоотношения сложные из-за рождения в семье второго ребенка, мама легко возбудима, придирчива, коммуникабельна
7 демократический ребенок приемный, взаимоотношения доверительные, мачеха уделяет большое внимание воспитанию и развитию ребенка, уравновешенная, спокойная, серьезная, внимательная, вежливая
8 демократический взаимоотношения доверительные, мать спокойная, вежливая, внимательная, серьезная, спокойная
9 демократический взаимоотношения доверительные, мать строгая, доброжелательная, внимательная, целеустремленная
10 авторитарный отношения сложные, уделяется много внимания воспитанию и обучению, мать суетливая, строгая, вспыльчивая
11 авторитарный взаимоотношения сложные, мать тревожна, придирчива и суетлива, внимательна
12 демократический взаимоотношения доверительные, мать спокойная, рассудительная, доброжелательная, слегка суетливая
Проведенное нами исследование показало, что 8 детей были воспитаны в семьях, где использовался демократический стиль воспитания, где родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают им, учитываютих нужды и потребности. Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. При этом требуют осмысленного поведения от детей, прояв-ляюттвердость и последовательность в соблюдении дисциплины.
Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками, растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.
Трое детей были воспитаны в семьях, где использовался авторитарный стиль воспитания. Родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Дети лишены родительскойлюбви, ласки, заботы,
сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, неспособными постоять за себя, либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.
Один ребенок был воспитан в семье с либерально - попустительским стилем семейного воспитания. Общение с ребенком строится на принципе вседозволенности. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», указания и требования взрослых не выполняет. Вследствие этого ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми [10]. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать.
Следующее, на что следует обратить внимание -каким по счету в семьебыл рожден ребенок. В ходе беседы с родителями было установлено, что 8 детей -старшие в семье, 1 - средний ребенок в семье и 3 -единственные в семье.
Эксперимент и инновации в школе 2014/3
39
Мастер - класс
И СТАРШИЙ РЕБЕНОК
■ средний ребенок
□ МЛАДШИЙ РЕБЕНОК
ЕДИНСТВЕННЫЙ РЕБЕНОК
Рис. 4. Порядок рождения ребенка в семье
Такжевсемье каждого ребенка есть взрослый человек с ьворчасдими впосоНчектями, нанонорого ммж-нворчененеоваться, прььемэтв моете быть сак родители, так и бабушка с дедушкой.
■ МАМА
■ ПАПА
□ БАБУШКИ ДЕДУШКИ
Рис. 5.Взрослыекакпримерподражания для ребенка.
Стремяеадт в фовмиррмачию в разоитию во ччаьв ляннюсти якарннноса ребенке яэоямтса нд-нхйиизадач чем<сйнвко ввр^тедра. Этв в^^ожнь.1в1 и тяжелый труд, так как такие дети обычно упрямы, сяяоьюемьыи чзсеолюбявь>1 Ч,к,е,кР е тяогиото-ввlшeннaн с^жмоес^аеяв. Пвэвзеу еади^чэз^м^^оЬ^(^-дрян ьеиnа-гьвкaь<дoм ребедво кичеевво-i с^кеов ван емкмoжиoа,чеoHы помочь hibi язве^с^шанртни-воесся а cоcесячьcд, кв есов мпоеэВсчввоать их умственному и личностному развитию. Если ре-боеек жттетоатмеефн .е свж^^иутеренивств, ок мввжт вколигхротаcвoч вчнмoжнocои, чо^о^вчяь нвыяуи поддаржко с яхоиджмию дао нивяноИшегч развития. Хорошая система воспитания должна отвечать пмеребносеяя (гдИнава, развевотю оо- потаяв циал и помогатьему самостоятельно преодолевать све^ятихе^ кте .а ДНД
С^К^т^есх^сачяэкхсс е, чво в твое й -вявельносои поиауествуон элемeэяогйсчнвтса,ь.ч.яяяеохно-восо, ази-нсо^^о^ро понкноч с те юыпоа-хэмо. Когда творчество направлено на поиск оптимального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности ипредставляет собой сложную многоуровневую систему. В этой системе выделяют специфические мотивы, цели,
способы действия, фиксируются особенности их динамики [11].
Творческая активность возникает в условиях решения нестандартных задач, и любой человек на какое-то время может почувствовать себя творцом. А такой тип личности, который использует оригинальные способы решения любых жизненных задач - это тип творческой личности. Основной особенностью творческой личности является креативность, способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления [2].
KpяяоивнocткcпoсчЯио ржавиваться и реализовываться ечерез апроявление индивидуальности °ойснкч, вжэтому с оярьзовании, направленном на развитие творческой личности, как и в других учебных ситуациях, полное признание потенциала индивидуальной личности должно быть ведущим принципом [2].
В нашей работе мы попытались выявить личностные особенности детей с повышенным уровнем креативности. Исследование показало, что они самостоятельны, имеют выраженную способностьк лидерству, стремление контролировать других детей, но самис трудом поддаются внешнему контролю, социально активны, легковступают в контакт со сверстниками. Большинство обладает высокой самооценкой и высоким уровнем тревожности. Также у половины детей был выявлен высокий урове-ньагрессивности.
Дети с высоким уровнем креативности росли в смысло,,-, кхгoнтвчвaлcяаeмократический, ав-човгхаогый и мибермоонз-поаустительский стили воевитамзс . Эжмоодтьарждаат, что для развития в ребенке нестандартного мышления родители должны ожидажн оч эеахэджстижений или неза-в наимонмя.Tакжт рнкдльеаты проведенного иссле-доиания пхотввндоли,снс воя проявления креативности еаобхоыимамномя, где есть творческие снаныcммье:
Гипотеза о том, что большие шансы проявить твор-чаские спчвкеахати иMe-eicaравило, старший или едив ечвьнный рeбрног, вхотвердилась.
Н1ол^че1^н^1з1<с охгyньтчрыиавледования можно использовать при построении программы по развитию таохаeваиж епособностеН детов младшего школьного возраста. Таким образом, работа, направленная ни еныевив виcеeеынозиавютeльных задач путём жвтвинкнсвлннмосевклюарвия учащихся на всех этaпaонНовa в пвчаткхисныИ, творческий учебный диавна оЯькхижe не есновю принципов, методов и других средств развивающего обучения, использование достижений психологии, внимание к проблемно-поисковым и творческим задачам, значительно повышает уровень творческих способностей учащихся.
40
Эксперимент и инновации в школе 2014/3
Мастер - класс
Приложение 1
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется механизмом и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов.
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное значение, в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
Эксперимент и инновации в школе 2014/3
41
Мастер - класс
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени за конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания, делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги.
74. Может дать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Литература:
1. Алиева Т. В. Развитие одаренности и формирование языковой и лингвистической компетентности обучаемых посредством современных инновационных технологий и вовлечения в мероприятия, проводимые в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети». // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С.31-41.
2. Барышева, Т А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых: Дисс.. доктора психол. наук: 19. 00. 13 / Т. А. Барышева. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб, 2005
3. Беккер В. А. Одарённость в детском возрасте. // Эксперимент и инновации в школе 2012. № 3. С.25-28.
4. Белоусова А. К. Что такое одаренность? // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С.2-5.
5. Джумагулова, А.Ф., Коломиец, Е. Ф. Единая система мотивации, самореализации и креативности в системе личности // Вестник Санкт-Петербургского Государственного Университета. Сер. 12. Психология, социология, педагогика. 2009. Вып. 2
6. Еремкин А. И. Школа одаренности/ А. И. Еремкин, М., 2003
7. Психологические тесты. В 2т./под ред.А.А. Карелина. М.: Владос-Пресс, 2007.- Т. 1.-312с.
8. Огоновская И. С. Пространство педагогической креативности и факторы ее ограничения // Образование и наука. 2013. № 1. с. 3-15
9. Семаго М. М. К использованию представлений об узловых моментах в психологии развития //Образование и на-ука.2007. № 2 с.119-125
10. Тараканова В. В., Слабожанинова К. А. Стиль семейного воспитания и особенности общения дошкольника со сверстниками. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 5.С. 75-78.
11. Туник Е. Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты.- М.: Чистые пруды, 2006.
12. Чапаев Н. К., Чошанов М. А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения //Образование и наука. 2011.№ 10.С.3-16
13. Щебланова Е. И. Теория и тесты творческого мышления Е. П. Торренса // Психологическая диагностика.- 2004.-№ 11.
42
Эксперимент и инновации в школе 2014/3