2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб. Питер, 2014. 344 с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2015. 412 с.
4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. М.: Изд-во Института психотерапии, 2014. 240 с.
5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 5-е изд. М.: Просвещение, 2012. 159 с.
6. Бородин А.М. Методика развития речи детей. М., 2012. С. 20-21.
7. Логинова В.И. Теоретические основы словарной работы в трудах Е.И. Тихеевой // Л., 2012. 13 с.
8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. Изд. 3-е. М., 2011. 243 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. М.: ТЦ Сфера, 2017. 96 с. (Правовая библиотека образования).
ОДАРЕННОСТЬ Ефимова Е.В.
Ефимова Екатерина Васильевна - студент, кафедра музыкального образования, факультет искусств и дизайна, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск
Аннотация: в данной статье рассматривается одаренность во всех ее проявлениях, мнения ученых об одаренности, также рассматриваются понятие музыкальная одаренность, критерии музыкальной одаренности.
Ключевые слова: одаренность, понятие музыкальность, музыкальная одаренность, музыкальные способности.
Одно из самых интересных и загадочных явлений человека - это одаренность, и занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении нескольких столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.
Существует множество определений одаренности.
По мнению Н.С. Лейтес, одаренные дети — дети, обнаруживающие особо высокий уровень способностей, общих или специальных (к музыке, рисованию, технике и т. д.). Соответственно, в психологии выделяются общая специальная и одаренность. Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития — степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности — Значение такого показателя не следует
преувеличивать, поскольку первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Ранее других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем — в рисовании). В области науки проявляется одаренность к математике. Нередки случаи расхождения между общим умственным уровнем ребенка и выраженностью специальных способностей. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными
достижениями в какой-либо деятельности иногда называют «вундеркиндами». В обучении и воспитании одаренным детям важно не только обеспечить возможности для полноценного развития их способностей, но и обращать особое внимание на их социальную адаптацию, поскольку, в силу своей нестандартности, отличий от сверстников, они нередко испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. У одаренных детей часто встречаются и другие личностные особенности, осложняющие процесс их социализации: высокая избирательность интересов, низкая устойчивость к стрессу, склонность замыкаться в себе и пр. [6; 62]
А Л.С. Выготский вообще считал что никакой «одаренности» нет вообще, но существуют различные специальные предрасположения к той или иной деятельности. Одаренность представляет собой цельную функцию, а ряд различных функций и факторов, которые объединены в одно общее. В зависимости от этого стоит наше представление об одаренности как об оформленной функции. Невроз, бегство в болезнь, полная асоциальность психологической позиции свидетельствует о фиктивной цели, направляющей весь жизненный план по ложному пути и искривляющей лейт линию жизни и характер ребенка. Неудавшаяся компенсация превращается в защитную борьбу при помощи болезни; побежденный защищается своей слабостью. Между этими двумя полюсами, крайними случаями располагаются все степени компенсиции от минимальной до максимальной. Это и есть та наиболее часто констатируемая нами и встречающаяся а практике детская одаренность. Термин, обозначающий уровень психологического или интеллектуального развития, уровень и качество предрасположений, задатков, способностей. В прикладной психологии намечается тенденция свести абстрактную способность и одаренность к понятию ряда специальных конкретных форм одаренности и пригодности (социальной, профессиональной, школьной) [6; 52].
Гораздо важнее то, почти не знающее исключений из правила, согласно которому это преждевременное созревание вундеркиндов, которые, если бы развивались нормально, должны были бы превзойти всех известных в истории человечества гениев, обычно по мере своего созревания утрачивают свой талант, и творчество их не создает и до сих пор не создало в истории искусства ни одного сколько-нибудь ценного произведения. Ребенок действительно одаренный, талантливый, гениальный поражает наличием симптомов, свойственных его собственному возрасту, но только доведенных до исчерпывающего, богатого, полнокровного, полносильного развития их. Вундеркинд характеризуется тем, что в его развитии наличествуют симптомы забегающих вперед возрастов, а настоящий, талантливый, одаренный ребенок характеризуется тем, что в его развитии доминируют признаки, характерные для данного возраста, но только возраст этот необычно творчески богато переживаем.
Существует множество видов одаренности, но мы рассмотрим именно музыкальную одаренность.
Музыкально одаренные дети отличаются повышенным любопытством в отношении любых звуков и неизвестных тембров. Младенец затихает при звуках музыки, улыбается, а если мелодия нравится, то он активно гулит, как бы подпевает. В зрелом возрасте они вспоминают конкретные звуковые образы как самые яркие впечатления детства [7; 97].
В 2-3 года они хорошо различают мелодии, которые слышат и к двум годам точно интонируют. Ноты, интервалы, аккорды быстро запоминают, ноты с листа читают свободно, осмысленно и выразительно, с естественной в исполнении нюансировкой.
Одаренные дети концентрируются на музыкальных занятиях, исключают другие, в том числе и общение с окружающими. Такие дети выделяются быстрым и прочным запоминанием музыки. В зрелом возрасте их память называют феноменальной. Рано проявляется способность подбирать по слуху на
инструменте, зачастую с гармонизацией. К пяти годам дети стремятся воспроизвести на инструменте все, что слышали.
Легче одаренные дети овладевают двигательной техникой. В 4-5 лет склонны импровизировать за инструментом, а после начала систематических занятий музыкой пытаются сочинять и записывать свои творения.
Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные составляющие. Так же это частный случай общей одаренности и одновременно более общий случай применительно к различным музыкальным специализациям [4; 124].
Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются самой природой музыки как таковой.
Особенностью музыкальной одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства, является наличие музыкальности, которая выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее.
Музыкальную одаренность невозможно рассматривать в отрыве от музыкального слуха. Сущесвует множество видов музыкального слуха, рассмотрим некоторые из них: гармонический и мелодически, абсолютный и относительный.
Абсолютным слухом приято называть способность узнавать и воспроизводить высоту заданного звука без опоры на реально звучащий или воспринимавшийся непосредственно перед заданием звук.
Все попытки некоторых преподавателей таких как: М. Майера, К. Эйтс, Г. Муль, В. Келера, выработать абсолютный слух у детей и взрослых показали, что как только тренировка заканчивалась, точность узнавания и сама эта способность угасали. А врожденный абсолютный слух проявившись, остается у человека на всю жизнь [4; 97].
В отличие от абсолютного слуха относительным музыкальным слухом называется способность определять высоту звуков по отношению к известному или реально звучащему звуку. Кроме абсолютного слуха, все проявления звуковысотного слуха являются функцией относительного слуха.
Анализируя основные формы музыкального слуха, мелодический и гармонический, Теплов пришел к выводу, что в основе лежат три способности: ладовое чувство, которое называют перцептивным или эмоциональным компонентом музыкального слуха, и способность музыкального слухового представления, которую называют репродуктивным или слуховым компонентом музыкального слуха, и Омузыкально-ритмическое чувство. Таким образом, музыкальный слух нельзя рассматривать как единую способность. Он является сочетанием, по крайней мере, три основных способностей.
Выделются три основные музыкальные способности [1; 60]:
1) Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе - эмоциональным, или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление - любовь и интерес к слушанию музыки.
2) Способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в
27
основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
3) Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Для музыкальной одаренности большое значение имеет музыкальная память.
К. Сишор придавал особое значение способности воспринимать музыку по памяти в музыкальном творчестве. Он называл её способностью к «созданию слухового образа» и связывал с долговременной памятью и работой «слухового воображения» [6; 35].
Музыкальная память - это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, полученного органами чувств. Она активно включается во все познавательные процесса и все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, входит в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности. Содержанием музыкальной памяти является накопление, сохранение и использование индивидуального музыкального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование личности музыканта и непрерывное его развитие.
Феноменальной памятью обладали композиторы В. Моцарт, А. Глазунов, С. Рахманинов, дирижер А. Тосканини и другие музыканты.
Комплекс способностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью, который называют музыкальностью, конечно, не исчерпывается этими способностями. Но они образуют основное ядро музыкальности. Под этим термином понимается способность «музыкального» восприятия и видения мира, когда все впечатления от окружающей действительности у человека, обладающего этим свойством, имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов. «Меня волнует все, что происходит на белом свете, - политика, литература, люди, - писал о себе Р. Шуман, - обо всем этом я раздумываю на свой лад, и затем все это просится наружу, ищет своего выражения в музыке» [3; 56].
Стремление переводить каждое жизненное явление на язык звуков, которое отмечал в своем характере этот немецкий композитор, было присуще не только ему, но всем музыкантам, внесшим сколько-нибудь значительный вклад в историю культуры. Подобное восприятие жизни всегда связанно с наличием у человека специфических способностей. Как было установлено Б.М. Тепловым, «это -способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения: способность произвольно оперировать музыкально-слуховым представлением; способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его» [2; 13].
Основной признак музыкальности - переживание музыки как выражение некоторого содержания. Следует отметить, что раннее проявление музыкальности как таковой при должном развитии ребенка способствует его успешной карьере музыканта.
Противоположными фактами богата история вундеркиндов - «чудо детей», очень рано проявивших себя, но остановившихся в своем развитии и тем самым не оправдавших прогноз, высказывавшийся на их счет.
Как показали исследования биографий вундеркиндов, отрицательные стороны этого явления проявляются в тех случаях, когда совпадают следующие факторы в их воспитании:
1) непомерная эксплуатация ранних достижений ребенка, частые выступления перед публикой, что связано с нарушением детского режима и истощением нервной системы;
2) привыкание и эмоциональное притупление от однообразного репертуара и механической тренировки;
3) отсутствие систематических занятий и правильного общего и музыкального развития, порожденные увлечением взрослых ранним успехам, которые достигнуты без особого труда;
4) неумение трудиться и получать от этого удовольствие.
Подводя итог данной статьи, мы узнали множество различных понятий одаренности, зачастую их определения разнятся и авторы выделяют разные способности одаренности, но все приведенные ранее определения имеют сходства, которые прекрасно передают слова В. Сухомлинского: «Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» [5; 207].
Список литературы
1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М. Просвещение, 1989 г.
2. Галянт И.Г. Проблемы развития детской одаренности. [Текст] // Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал, 2010. № 6.
3. Галянт И.Г. Содержание музыкальной деятельности дошкольников и её влияние на развитие детской одарённости. [Текст] // Начальная школа +до и после: ежемесячный научно-методический журнал для психологов и педагогов, 2011. № 9.
4. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. М., 2013.
5. Сухомлинский В.А. / Сердце отдаю детям. М., 1985.
6. Таллибулина М.Т. методы выявления музыкальной одаренности. [Текст] / М.Т. Таллибулина // Музыкальная психология и психотерапия: научно-методический журнал для музыкантов, психологов и психотерапевтов, 2010. № 1.
7. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга, 2010.
8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psyera.ru/5334/muzykalnaya-odarennost/ (дата обращения: 27.06.2017).