решать специалист; объем знаний и умений, необходимый специалисту; требования к умениям и знаниям специалиста, работающего с детьми с тяжелыми множественными нарушениями. Содержание всех модулей расширяет знания о современных педагогических системах обучения и воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями, знакомит с новыми технологиями познания через мир звуков, мир вещей, мир движений; формирует эмоционально-ценностное отношение к миру, другим людям, самому себе как личности.
Системообразующим стержнем подготовки специалистов для работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями является практическая деятельность, поскольку общечеловеческие и профессиональные ценности становятся достоянием личности педагога лишь в том случае, если они присваиваются, вырабатываются не только в познавательной, но ив преобразовательной деятельности. Это позволяет за короткий период сформировать у слушателей знания о психомоторном развитии детей с тяжелыми множественными нарушениями, диагностическом инструментарии, о современных педагогических системах обучения и воспитания, новых технологиях познания мира.
Выводы.
Таким образом, представленная модель образовательного процесса детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии в условиях детского дома-интерната включает систему подготовки специалистов, разработку и реализацию специальной индивидуальной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС, совершенствование пространственно-предметных аспектов среды.
Литература
1. Логинова, Е. Т. Организация ресурсного центра на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения / Е. Т. Логинова // Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (19-20 декабря 2014). - М., 2014. - Т. 2. - С. 82-86.
2. Логинова, Е. Т. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (метод. разработка) / Е. Т. Логинова, Л. Б. Баряева, Н. Н. Яковлева. - СПб., 2011.
3. Логинова, Е. Т. Реабилитационное пространство для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного образования (монография). - Специальная педагогики и специальная психология: современные методологические подходы: Коллективная монография / под ред. Т. Г.Богдановой, Н. М. Назаровой. - М., 2013. - С. 150-156.
4. Логинова, Е. Т. Социально-педагогическое содержание обучения как фактор повышения качества жизни ранее «необучаемых» детей. - Зб1ршк науюжх праць Кам'янець-Подшьського национального ушверситету 1меш 1вана Опенка / Е. Т. Логинова, Т. В. Лисовская; за ред. В. М. Синьова, О. В. Гавршова. - Вип. XXIII в трьох части-нах, частина 3. - Кам'янець-Подшьський: Медобори -2013. - С.158-165.
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 мая 2014 г. «№вк-1048/07 «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов». - URL: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-26052014-no-vk-104807
6. Dreher, W. Denkspuren. Bildung von Menschen mit geistisger Behinderung - Basis einer intergralen Padagogik / W. Dreher. - Aachen, 2006
7. Special education // The development of education. -2011. - September.
УДК 37.013.2+378.4-057.87(477.61)+37.012
В. П. Мороз
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор С. В. Савченко Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:
ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС
В статье рассматриваются эмпирические исследования особенностей формирования лидерских качеств студентов в процессе деятельности органов студенческого самоуправления. В качестве метода использовался педагогический эксперимент, в рамках которого использовался экспертный опрос.
Студенческое управление, лидерские качества, лидерские качества студента.
The article considers the empirical studies of formation of leadership qualities of students in the process of activity of the student's self-government. The pedagogical experiment was used as the method using an expert survey.
Student management, leadership qualities, leadership qualities of a student.
Введение.
В период долгой и всеобъемлющей процедуры европейского оценивания Луганского национального университета им. Тараса Шевченко, протяженностью в десять лет, администрация учебного заведения приняла решение о формировании органов студенческого самоуправления, что привело к организации сильного действующего аппарата, который требует отдельного исследования.
По законодательству Украины студенческое самоуправление объединяет всех студентов соответствующего высшего учебного заведения. Все студенты, обучающиеся в высшем учебном заведении, имеют равные права и могут избираться и быть избранными в рабочие, совещательные, выборные и другие органы студенческого самоуправления. Студенческое самоуправление обеспечивает защиту прав и интересов студентов и их участие в управлении высшим учебным заведением. Студенческое самоуправление осуществляется студентами непосредственно и через органы студенческого самоуправления, избираемых путем прямого тайного голосования студентов.
Для достижения цели исследования необходимо дать определение лидерских качеств. На основе анализа научно-педагогических трудов мы пришли к выводу, что лидерские качества являются разновидностью социально-психологических свойств личности, поскольку они действительно отражают отношение к людям и общества в целом и проявляются в ее общественном поведении и поступках. По нашему мнению, формирование лидерских качеств должно стать стержневым направлением в подготовке будущего специалиста.
Например, Д. Креймс определяет лидерские качества как «внутренние черты или способности, позволяющие лидеру действовать эффективно, способствуя при этом развитию организации» [1, с. 83]. Н. Мараховская, Н. Семченко определяют лидерские качества как совокупность характеристик личности, которые помогают ей занимать лидирующие позиции в группе, оказываются в организаторских способностях, умении оказывать значительное влияние на поведение и настроение людей, быть примером для подражания [2], [3].
Основная часть.
В процессе исследования мы ставили перед собой задачу - исследовать уровень сформированных лидерских качеств студентов высших учебных заведений. Для этого нами был проведен эксперимент, в котором приняли участие студенты 4 вузов. Всего было задействовано 372 студентов: 185 чел., которые составили контрольную группу (КГ), 187 чел. - экспериментальную (ЭГ). Также было задействовано 38 представителей руководства органов студенческого самоуправления.
Среди них нами было проведено анкетирование представителей руководства органов местного самоуправления с целью выяснения особенностей формирования лидерских качеств студентов высших
учебных заведений в процессе деятельности органов студенческого самоуправления.
Объем выборки (количество студентов экспериментальной и контрольной групп) обеспечивает репрезентативность получаемых данных. Состав контрольной и экспериментальной групп определенно с помощью квотной выборки, когда в экспериментальную и контрольную группы студентов отбирали с соблюдением квот (курс учебы - первый, включение к активу органов студенческого самоуправления). Расхождение между численностью в экспериментальной и контрольной группах является незначительной (2 студента), что несущественно влияет на результаты исследования (Р<0,001).
Особенности развития современного общества, социально-экономические изменения ставят перед образовательной системой цель - совершенствование методов педагогической диагностики индивидуальных возможностей и достижений студентов высших учебных заведений. Стратегия развития современного образования определяет потребность в разработке квалитативных методов диагностирования уровней сформированности лидерских качеств студентов высших учебных заведений, а также их учебных достижений в целом. Особенно важно диагностировать показатели сформированности лидерских качеств студентов высших учебных заведений на таких образовательных этапах, как начало учебы в учебном заведении, а также при его окончании. На этапе выявления уровня сформированности лидерских качеств студентов высших учебных заведений нами были использованы следующие методы и методики исследования: «Интерес к общественной жизни» (О. Ступак), методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Елерса, диагностика коммуникативной толерантности (В. Бойко), методика диагностики уровня эмпатии (В. Бойко), методика диагностики саморегуляции и коммуникативного контроля (М. Шнайдер), тест коммуникативных умений Михельсона, методика диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), методика диагностики лидерских способностей (Есть. Жариков, Есть. Крушельницкий), методика оценки стиля лидерства, разработанные нами анкеты оценки уровня сформированности лидерских качеств студентов высших учебных заведений, экспертной оценки уровня сформированности лидерских качеств студентов высших учебных заведений и выявления особенностей формирования лидерских качеств студентов высших учебных заведений в процессе деятельности органов студенческого самоуправления, метод наблюдения и диагностического интервью. Эти методы активно использовались нами в течение всего исследования с целью дополнения и уточнения диагностических данных, полученных за результатами вышеуказанных методик, а также был применен метод математической обработки результатов.
В ходе исследования было обнаружено, что знание и представление студентов о лидерстве формируются по большей части на основе собственного опыта деятельности в студенческом самоуправлении
(включение в лидерскую деятельность или наблюдение за другими лидерами), а также под влиянием социальных условий. Именно этим объясняется, что образ лидера у студентов имеет характер стереотипа. Когда студентам было предложено нарисовать лидера и его атрибуты, то 67 % студентов изображают его в центре композиции как лицо в костюме, с галстуком и дипломатом. То есть студенты часто отождествляют лидерство и руководство, формальное и неформальное лидерство. Только часть студентов (18 %) воспринимают лидера в инновационном образе, как преобразователя мира. Среди лидерских качеств подавляющее большинство студентов выделяют (69 %): целенаправленность, коммуникативность, уверенность, в себе, ответственность. Причем лидерские умения (умения влиять на окружающих, их поведение), организаторские умения (способность к организаторской работе, организаторская проницательность, способность активно влиять на других, умение принимать ответственные решения в любых ситуациях, решительность, готовность, к самостоятельному выполнению заданий, готовность к риску, умению управлять собой). Рефлексивные умения (способность к самопознанию, самоанализ и анализ деятельности других, адекватная самооценка, самоконтроль и саморегуляция, выделили лишь в 8 % ответов. Отвечая на открытый вопрос «Я лидер, потому что...» студенты, которые принимают участие в студенческом самоуправлении, утверждают: «меня избрали студенты, потому что я умею направить студенческую инициативу, организовать работу» (60 %), «всегда иду на помощь студентам» (54 %) «коммуникабельный, умею быстро приспосабливаться к переменным условиям, могу принимать оптимальные решения» (47 %), «являюсь социально активным и деятельным человеком, стремлюсь усовершенствовать себя и общество, умею нестандартно, оперативно и творчески решать любые жизненные ситуации» (35 %), «имею четкую позицию, собственное мнение и цель, для достижения которой прилагаю все усилия» (33 %), «имею авторитет среди людей» (30 %), «беру на себя ответственность принимать важные решения и нести за них ответственность» (28 %), «стремлюсь получить уважение среди людей, самореализоваться» (25 %). То есть студенты тесно связывают лидерство с организаторской деятельностью, социальной активностью, альтруистичными устремлениями, управленческими функциями, волевыми усилиями, стремлением изменить себя и мир на лучшее, желанием самореализации, независимостью, авторитетностью, ответственностью.
Как видно из приведенных данных (табл. 1) у студентов ЭГ и КГ отмечается по большей части низкий (55,6 и 56,1 % соответственно) уровень сформированности лидерских качеств за мотиваци-онным критерием.
Следующим шагом нашего исследования было определение уровня сформированности лидерских качеств студентов высших учебных заведений за коммуникативным критерием (Диагностика коммуникативной толерантности (В. Бойко), методика диагностики уровня эмпатии (В. Бойко), диагностика
саморегуляции и коммуникативного контроля (М. Шнайдер), тест коммуникативных умений Ми-хельсона.
Таблица 1
Обобщенные результаты сформированности у студентов лидерских качеств по мотивационному критерию (констатирующий эксперимент)
№ з/п Уровни сформированности Экспериментальна группа (187 лиц) Контрольная группа (185 лиц)
чел. % чел. %
1 Высокий 33 18,1 32 17,4
2 Средний 50 26,3 49 26,5
3 Низкий 104 55,6 104 56,1
Данные тестирования студентов за методикой диагностики коммуникативной толерантности (В. Бойко) приведены в табл. 2.
Таблица 2
Обобщенные результаты сформированности у студентов коммуникативной толерантности (констатирующий эксперимент)
№ з/п Уровни сформирован-ности Экспериментальна группа (187 лиц) Контрольная группа (185 лиц)
чел. % чел. %
1 Высокий 18 9,7 18 9,8
2 Средний 67 35,8 67 36,0
3 Низкий 102 54,5 100 54,2
Данные таблицы свидетельствуют, что у студентов ЭГ и КГ отмечается по большей части низкий (54,5 и 54,2 % соответственно) уровень сформиро-ванности коммуникативной толерантности. По ре-зультатамитестирования студентов по методике диагностики уровня эмпатии (В. Бойко) были получены следующие данные (см. табл. 3).
Таблица 3
Обобщенные результаты сформированности у студентов эмпатии (констатирующий эксперимент)
№ з/п Уровни сформирован-ности Экспериментальная группа (187 лиц) Контрольная группа (185 лиц)
чел. % чел. %
1 Высокий 40 21,4 40 21,8
2 Средний 63 33,7 62 33,5
3 Низкий 84 44,9 83 44,7
Как видно из приведенных данных, у студентов ЭГ и КГ отмечается по большей части низкий (44,9 и 44,7 % соответственно) уровень сформированности эмпатии. Данные тестирования студентов за методикой диагностики саморегуляции и коммуникативного контроля (М. Шнайдер) приведены в табл. 4.
Таблица 4
Обобщенные результаты сформированности у студентов саморегуляции и коммуникативного контроля (констатирующий эксперимент)
№ з/п Уровни сформированно-сти Экспериментальная группа (187 лиц) Контрольная группа (185 лиц)
чел. % чел. %
1 Высокий 23 12,3 23 12,5
2 Средний 69 36,9 68 36,8
3 Низкий 95 50,8 94 50,7
Данные свидетельствуют, что у студентов ЭГ и КГ отмечается по большей части низкий (50,8 и 50,7 % соответственно) уровень сформированности саморегуляции и коммуникативного контроля. Данные тестирования студентов за методикой коммуникативных умений Михельсона приведены в табл. 5.
Таблица 5
Обобщенные результаты сформированности у студентов лидерских качеств по коммуникативным критериям (констатирующий эксперимент)
Как видно из приведенных данных, у студентов ЭГ и КГ отмечается по большей части низкий (48,4 и 48,7 % соответственно) уровень сформированности лидерских качеств по коммуникативному критерию.
Следующий шаг нашего исследования - диагностика показателей сформированности лидерских качеств студентов высших учебных заведений по лич-ностно-перационному критерию, которая осуществлялась при помощи методик: диагностики коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), диагностики лидерских способностей (Есть. Жариков, Есть. Крушельницкий), методики оценки стиля лидерства, разработанной нами анкеты оценки уровня сформированности лидерских качеств студентов высших учебных заведений и экспертной оценки уровня сформированности лидерских качеств студентов высших учебных заведений.
По итогу работы можно говорить о следующих результатах. У студентов ЭГ и КГ отмечается по большей части низкий (54,5 и 54,2 % соответственно) уровень сформированности лидерских способностей. Причем преимущественным у большинства студентов ЭГ и КГ (78,8 %) отмечается непоследовательный стиль лидерства (за методикой оценки стиля лидерства), что обусловлено отсутствием опыта управленческой деятельности. В ходе работы проводилось анкетирование, которое показало, что у сту-
дентов ЭГ и КГ отмечается по большей части низкий (56,1 и 56,2 % соответственно) уровень сформированности лидерских качеств. Результаты изучения экспертной оценки руководства студенческого самоуправления относительно уровня сформированности лидерских качеств у студентов с помощью разработанной нами анкеты экспертной оценки уровня сформированности лидерских качеств студентов подтверждают результаты анкетирования студентов (r=0,91, при p<0,001).
У студентов ЭГ и КГ отмечается по большей части низкий (60,1 и 60,2 % соответственно) уровень сфор-мированности лидерских качеств по личностно-операционному критерию. Полученные данные свидетельствуют о том, что сегодня крайне необходимо определить и экспериментально проверить организационно-педагогические условия формирования лидерских качеств студентов в процессе деятельности органов студенческого самоуправления, которое нуждается в последующем изучении и внедрении в системе высшего образования.
Выводы.
По итогу исследования можно сказать о том, что общий уровень сформированности лидерских качеств студентов за всеми критериями (когнитивным, моти-вационным, коммуникативным и личностно операционным) находится на низком уровне (55,1 и 54,5 % соответственно). При этом по когнитивному критерию у студентов ЭГ и КГ на высоком уровне находятся 9,1 и 9,3 % соответственно, на среднем уровне - 34,7 и 33,5 % соответственно и низкому - 56,2 % студентов ЭГ и 57,2 % КГ; по мотивационному критерию у студентов ЭГ и КГ на высоком уровне находятся 18,1 и
17.4 % соответственно, на среднем уровне - 26,3 и
26.5 % соответственно и низкому - 55,6 % студентов ЭГ и 56,1 % КГ; по коммуникативному критерию на высоком уровне находятся 15,2 % студентов ЭГ и 15,8 % КГ, среднем уровне - 36,4 % студентов ЭГ и 35,5 % КГ, и низкому - 48,4 % и 48,7 % студентов ЭГ и КГ соответственно; по личностно-операционному критерию у студентов ЭГ и КГ на высоком уровне находятся 8,4 и 8,7 % соответственно, на среднем уровне -31,5 и 31,1 % соответственно и низкому - 60,1 % студентов ЭГ и 60,2 % Кг [4].
Литература
1. Креймс, Д. А. 4 правила лидерства Джека Уэлча / Д. А. Креймс. - М., 2007.
2. Мараховська, Н. В. Педагопчш умови формування лщерських якостей майбутшх учителгв у процес навчання дисциплш гумаштарного циклу: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Мараховська. - Харкв, 2009.
3. Мороз, В. П. Особенности формирования лидерских качеств студентов органов студентческого самоуправления в Луганском национальном университете имени Тараса Шевченко / В. П. Мороз // Nowoczesna edukacja: filozofia, innowacja, doswiadczenie. - № 2. - 2015. - Lodz : Wydawnictwo Naukowe Wyzszej Szkoly Informatyki i Umiej^tnosci.
4. Семченко, Н. О. Педагопчш умови формування лвдерських якостей майбуттх учш^в у позааудиторнш дшльносп: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. О. Семченко. - Харькв, 2005.
№ з/п Уровни сформиро-ванности Экспериментальная группа (187 лиц) Контрольная группа (185 лиц)
чел. % чел. %
1 Высокий 29 15,2 29 15,8
2 Средний 68 36,4 66 35,5
3 Низкий 92 48,4 90 48,7