Научная статья на тему 'Очерк истории Ставропольского государственного университета в годы Великой Отечественной войны: преподаватели и студенты на защите Родины'

Очерк истории Ставропольского государственного университета в годы Великой Отечественной войны: преподаватели и студенты на защите Родины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
614
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИСТОРИЯ ВУЗА / ИСТОРИЯ СГУ / ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ / STAVROPOL STATE UNIVERSITY / UNIVERSITY HISTORY / SSU HISTORY / THE HISTORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ушмаева Ксения Алексеевна

В статье раскрывается деятельность студентов и преподавателей Ставропольского государственного университета в годы Великой Отечественной войны, описывается существование вуза в первые годы войны, перестройка преподавания и научной деятельности на военный лад, трудности восстановления после оккупации материально-технической базы, кадрового состава студентов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the activity of students and their instructors during the Great Patriotic war; it describes the existence of the establishment during the first war years, the adaptation of teaching and the research work to the war circumstances, restoring the material-technical basis, students and teaching staff; after the occupancy.

Текст научной работы на тему «Очерк истории Ставропольского государственного университета в годы Великой Отечественной войны: преподаватели и студенты на защите Родины»

Исторические ни

65-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается

ОЧЕРК ИСТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПРЕПОДАВАТЕЛИ И СТУДЕНТЫ НА ЗАЩИТЕ РОДИНЫ

К. А. Ушмаева

ESSAY OF STAVROPOL STATE UNIVERSITY HISTORY DURING GREAT PATRIOTIC WAR: TEACHING STAFF AND STUDENTS DEFEND THEIR MOTHERLAND

Ushmaeva K.A.

The article reveals the activity of students and their instructors during the Great Patriotic war; it describes the existence of the establishment during the first war years, the adaptation of teaching and the research work to the war circumstances, restoring the material-technical basis, students and teaching staff; after the occupancy.

Key Words: Stavropol State University, University history, SSU history, the history of the Great Patriotic war.

В статье раскрывается деятельность студентов и преподавателей Ставропольского государственного университета в годы Великой Отечественной войны, описывается существование вуза в первые годы войны, перестройка преподавания и научной деятельности на военный лад, трудности восстановления после оккупации материально-технической базы, кадрового состава студентов и преподавателей.

Ключевые слова: Ставропольский государственный университет, история вуза, история СГУ, история Великой Отечественной войны.

УДК 947.084.8:378 (470.63)

65-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне для всей нашей страны не рядовой праздник, а эпохальное событие. Сегодня это событие, как ни печально, часто переоценивается, значение победы и роль Советского Союза в ней искажается, причем не только в массовых зарубежных научно-популярных изданиях, но и в отечественном кинематографе и литературе. Можно сказать, что под предлогом поиска «альтернативы» произошла десакрализация той темы, которая в СССР во многом была «священной». К сожалению, только сейчас этот вопрос стал обсуждаться на государственном уровне. На события Великой Отечественной войны, думается, необходимо взглянуть глазами тех, кто, пройдя через страшные испытания военных лет: смерть родных и близких, фашистские лагеря, голод, холод, ранения и увечья, трудности жизни и работы в тылу, в годы оккупации, дошел фронтовыми дорогами до мая 1945 г.

С каждым годом тают ряды участников войны. Сохранить историческую память о людях, прошедших огненные годы, особенно важно сегодня для настоящего и будущих поколений. Воспоминания, мемуары, письма военных лет, а также архивные документы позволяют реконструировать «живую» историю самого страшного периода XX века. Цель данной публикации - приоткрыть одну из страниц истории Ставропольского государственного университета (ранее - Ставропольского государственного пединститута) в годы Великой Отечествен-

ной войны, показать героический подвиг преподавателей и студентов вуза на фронте и в тылу.

Ставропольский педагогический институт был образован в 1930 году в составе четырех факультетов: социально-исторического, словесного, биолого-географического, физико-математического, на которых обучалось около двухсот студентов. За первое десятилетие своего существования институтом было подготовлено 1130 учителей для потребностей школ края (23, с. 22). Именно здесь были сформированы профессиональные традиции обучения и воспитания академической смены, новых поколений советских педагогов. В 30-е гг. в СГПИ начали свой творческий путь преподаватели, ставшие впоследствии ведущими учеными края: В. Г. Гниловской, И. Д. Зайцев, П. А. Резник. К. Г. Черный, Г. П. Бондаренко, А. Л. Родке-вич и др.

Великая Отечественная война принесла большие перемены в жизнь всех советских людей, работу научных центров, университетов и институтов, в будущие планы как преподавателей, так и студентов. Современники событий так описывают известие о начале войны: «студенчество было взбудоражено, собирались группами, обсуждали... Однако были уверены, что долго война не продлиться: 2-3 месяца - и Советская армия дойдет до Берлина» (18). Никто не ожидал, что война затянется на долгие четыре года, унесет миллионы жизней, осиротит семьи, окажется тяжелым испытанием для каждого. Много лет проработавший на филологическом факультете СГУ, Леонид Михайлович Чмыхов вспоминал, что война ему, выпускнику школы, поначалу казалась романтическим приключением, подобно подвигам героев М. Рида, или А. Дюма. Сама же война оказалась суровее и страшнее. «Мне пришлось на разных фронтах видеть много человеческих страданий и смертей. Прекраснодушный юношеский романтизм сменился холодным и озлобленным чувством ненависти к врагам. Приходилось стрелять, стрелять, стрелять... Чаще не по самолетам, а по наземным целям; приходилось ходить в атаки, в разведку, стрелять по домам, по ар-

тиллеристским точкам, по вражеской пехоте» (28).

Война потребовала от каждого бойца напряжения всех его сил, и физических и душевных - заставила забыть о боли, пережить потерю друзей и родственников, отвлечься от проблем тяжелого повседневного существования. «Страшно хоронить товарищей и жутко читать пришедшие и непрочитанные погибшим письма из дома, -вспоминала преподаватель СГУ, ветеран войны Клавдия Ефимовна Дроздова, ушедшая на фронт совсем юной. - Я на всю жизнь запомнила тетрадный лист в косую линию и выведенные на нем еще неуверенной рукой мальчишки несколько фраз: «Папа, ты не волнуйся, я буду хорошо учиться...». Детское сердце, как подготовить тебя, как сказать о только что прогремевшем залпе над братской могилой солдата и твоего отца?!» (19).

Уже в первые дни, недели, месяцы войны значительная часть студентов и преподавателей ушли добровольцами на фронт. Среди них директор СГПИ П. В. Кулев, декан физико-математического факультета Д. К. Надежин (26). В 1941 г. сразу после получения диплома ушел на фронт выпускник физико-математического факультета Иван Сергеевич Мазницын, которому за выполнение боевого задания и проявленные при этом отвагу и героизм посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Преподаватели и студенты, сотрудники Ставропольского пединститута воевали на разных фронтах Великой Отечественной войны - на Западном и Донском, Украинском и Закавказском, в боях под Сталинградом, Курском, Харьковом, в битве за Берлин, участвовали в дальневосточных операциях Советской Армии. Из состава преподавателей и студентов организовывались взводы, роты, батальоны. Осенью 1941 г. в институте была сформирована 343 дивизия, которая прошла героический путь от Ростова до Праги (24). Многие ставропольчане были награждены орденами и медалями, и можно без преувеличения сказать, что каждый из них был героем.

Уже в первые часы войны сражался на западной границе Г. М. Воробьев, в одной из первых успешных операций нашей армии -боях под Ельней в августе-сентябре 1941 г. отличился П. А. Костин. В разгроме немцев под Москвой участвовал Е. А. Мохов, в героической обороне Одессы - Р. Е. Гуслев. Защищали Ленинград и участвовали в прорыве вражеской блокады В. С. Дронов, В. В. Богомолов. Сражались в памятной Сталинградской битве - С. И. Гореславский, Г. С. Терехов, Л. М. Чмыхов, М. К. Михнен-ко, Ф. Ф. Проничкин и др.

Воевали на Северном Кавказе и Кубани в тяжелые дни отступлений, участвовали в битве за Кавказ и победном контрнаступлении Советской армии на территории Юга России А. М. Панков, М. Т. Иванов, В. Г. Макаренко, А. К. Серебряков, С. Г. Согомонян, И. Л. Ионисян, Г. В. Жогин. В составе Закавказского фронта сражались А. М. Гирько, И. Ф. Лавренков.

Освобождали земли Белоруссии и Украины в составе различных фронтов К. Е. Дроздова, Б. В. Смирнов, Е. А. Трегубов, Н. А. Некрасов, П. А. Филеши, Н. В. Голь-тяпин, К. Г. Черный, А. С. Щитов, А. Т. Гос-тищев, И. А. Березкин и многие другие. В дальневосточных операциях Советской Армии принимали участие моряк-подводник Ф. И. Севрюков и пулеметчик Б. М. Ребус.

У каждого из участников Великой Отечественной - своя судьба, своя история. Профессор Ефим Израильевич Несис, много лет проработавший на кафедре теоретической физики СГУ, ушел воевать в 1942 г. Был командиром минометного взвода 72 стрелковой дивизии 7 гвардейской армии 2 Украинского фронта в звании техника-лейтенанта. Участвовал в боях в составе Сталинградского фронта, на Курской дуге, Днепре, Днестре. За две недели до победы был тяжело ранен на границе Венгрии-Чехословакии, едва не лишился ноги. День победы встречал в венгерском городе Деб-рецине, в госпитале. Был награжден орденом «Красной звезды», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и др.

Анатолий Васильевич Авксентьев, доктор философских наук, проработавший

долгие годы в СГУ, на войну попал совсем юным - сразу после окончания 10 класса, в

1942 г., стрелком автоматчиком. День победы встречал в Германии в составе 138 стрелкового полка. За годы службы - в военные и послевоенные годы - Анатолий Васильевич заслужил 13 военных и гражданских наград. Приказ о присвоении в 1953 г. А. В. Авксентьеву звания старшего лейтенанта подписывал сам маршал Г. К. Жуков.

Война по-своему распоряжалась судьбами людей, беспощадно вмешивалась в их будущие планы и надежды. Профессор кафедры физической географии, одно время -декан ЕГФ, проректор по учебной работе -Александр Кузьмич Серебряков - ушел на фронт в июле 1941 г., будучи студентом факультета геологии Ростовского университета. Незадолго до начала войны, 10 июня, он женился, а уже 26 июля прибыл в Новочеркасск для обучения в кавалерийском училище. Через месяц курсанты были брошены на оборону г. Николаева, «кавалерию бросили на танки с шашкой, винтовкой, пулеметом «Максим» и 45-милиметровой пушкой. Потери были велики» (18). Ветеран вспоминал, что отступление советской армии зимой 1941 - весной 1942 гг. было тяжелым и кровопролитным. Под г. Минеральные Воды взвод под командованием А. К. Серебрякова попал в окружение и чудом остался жив. После второй контузии А. К. Серебрякова в

1943 г. перевели в Ставрополь, где впоследствии сложилась его научная и преподавательская карьера.

Осенью 1941 г. отправлялись на фронт добровольцами не только мужчины, но и женщины - чаще всего молодые девушки, вчерашние школьницы, студентки. На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом - держать в руках винтовку, штурвал самолета, управлять зенитным орудием, выхаживать раненых. Среди преподавателей, проработавших в институте еще много послевоенных лет, это К. Е. Дроздова, командир противотанкового орудия; зенитчица М. Н. Щитова, медсестры Л. Н. Савельева, Т. С. Елкина. Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» награждены Н. С. Дронова, Е. И. Заи-

кина, М. Д. Ласкоченко, Р. Н. Китайгородская, Н. А. Копейкина, К. И. Петропавловская, Е. А. Расторгуева, Н. Н. Хачатурова.

Интересна судьба Лилии Абрамовны Тереховой, много лет проработавшей аккомпаниатором кафедры гимнастики СГПИ. Перед самой войной она поступила на филфак института, но проучилась всего полгода. Когда началась мобилизация, как и многие девушки, записалась добровольцем на фронт и попала в авиационную школу в г. Табуле-ти. Как вспоминает ветеран, в военной школе «приходилось туго: в 40-градусную жару мы занимались строевой подготовкой, стрельбой, изучали устройство бомб, вооружение самолетов» (21). После краткой 6-месячной подготовки Л. А. Терехову в составе таких же, как и она - вчерашних мальчишек и девчонок, - отправили на фронт: обслуживать самолеты на аэродромах. Достаточно хрупкой девушке приходилось подвешивать бомбы, многие из которых были очень тяжелыми. «Мне просто повезло, -вспоминала она, - за всю войну я ни разу не была ранена, хотя риск был огромный, ведь аэродромы бомбили довольно часто» (21). Л. А. Терехова, встречающая в этом году 65-й год Великой Победы, награждена орденом «Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги» и другими наградами.

Немногие из ушедших на фронт дошли до Берлина. В знаменитой армии генерала В. И. Чуйкова участвовал в битве за Берлин Максим Петрович Заикин, впоследствии много лет преподававший на историческом факультете СГПИ. Вспоминая битву за Берлин, Максим Петрович, прошедший по дорогам войны не одну тысячу километров от Волги до стен рейхстага, описывал это событие глазами не просто рядового участника, а историка. Оценивая исторический масштаб событий весны 1945 г., он писал: «Войска 1-го Белорусского фронта ранним утром 16 апреля нанесла врагу удар невиданной силы. От выстрелов многих тысяч орудий минометов и наших легендарных катюш ярко озарилась вся местность, вслед за этим раздался потрясающий грохот разрывов снарядов, мин авиационных бомб. В

воздухе нарастал несмолкаемый гул бомбардировщиков. Это была потрясающая картина! Гитлеровские войска на Зееловских высотах были буквально потоплены в море огня и металла» (25). И далее: «Поэтому надо отметить особый героизм наших солдат и офицеров: встать в атаку в последние дни войны - очень непросто. И еще одна особенность Берлинской операции - она была проведена в кратчайший срок. За Москву и Сталинград мы бились несколько месяцев, а Берлин был взят за 10 дней! Мировая история войн такой победы не знает!» (25).

Когда многие преподаватели и студенты пединститута ушли на фронт, оставшиеся встали на их места. Нужно было круглосуточно готовить к выпуску очередной курс, обеспечить школы Северного Кавказа, значительно поредевшие после ухода на фронт тысяч учителей, новыми выпускниками. В Ворошиловском педагогическом и учительском институте (так назывался СГУ в военные годы), как и во всех вузах страны, начиная с осени 1941 г. были значительно сокращены учебные планы, четырехлетняя подготовка учителей заменена ускоренной -трехгодичной, урезаны экзамены и зачеты. Помимо уплотнения академических занятий и перенесения их сроков, преподаватели и студенты вуза были задействованы в агитационной, военно-патриотической, а также сельскохозяйственной работе.

«Лекции тоже воюют, - пишет академик М. В. Нечкина. - В арсенале идейного оружия им отведено свое место» (22, с. 31). Научная и лекционная, просветительская, агитационная работа в сложнейших, порой невыносимых бытовых условиях войны, во время бомбежек и блокады, в теплушках поездов, в которых везли в эвакуацию, иногда - в воинских частях, на бортах военных кораблей или на аэродромах, где нужно было читать лекции, - становилась оружием преподавателей вузов, их вкладом в победу. Педагоги видели свой долг в том, чтобы раскрыть перед воинами и тружениками тыла героические традиции народов нашей страны, воспитать чувство гордости и ответственности за Родину и ее историческое прошлое (20).

Лекции в воинских частях проходили как живая беседа - задавались вопросы, давались ответы. В годы войны огромный интерес вызывала военно-патриотическая тематика. «Читались лекции и о знаменитых битвах в давние эпохи - Ледовом побоище, Куликовской битве, Бородинском сражении, и о великих полководцах - Суворове, Кутузове, и на обобщённые темы, например «Мужественный образ наших великих предков». Привлекала большое внимание и лекция «Крах замыслов мирового господства в истории человечества» (22, с. 32). С июня по октябрь 1941 г. населению города и края преподавателями института было прочитано свыше двухсот лекций и докладов, проведено около полутора тысяч бесед и политинформаций (23, с. 26-27). Лекционная работа преподавателей не прекращалась все годы войны, совмещаясь с учебной и научной.

Исследовательская и пропагандистская деятельность коллективов кафедр СГУ в годы войны была сосредоточена на разработке военной тематики и концепции советского патриотизма. Директор педагогического института профессор А. В. Козырев опубликовал очерк «Славяне. Очерки о культуре славянских народов и их борьбе за свою независимость»; доцент кафедры литературы В. Н. Голубицкий работал над темой «Любовь к Родине и ее защита в советской литературе» (5). В это время были изданы небольшие брошюры о Суворове, Кутузове, Нахимове, подвиг которых вдохновлял бойцов Красной Армии на разгром врага. Большинство книг не носило строгого научного характера и использовалось для пропаганды и укрепления боевого духа русских воинов.

Научно-исследовательская работа преподавателей СГПИ в военные годы также формировалась в виде разработок «традиционных» научных направлений - изучения географии, геологии, ботаники, зоологии Северного Кавказа, начатых еще в конце 30-х гг. В трудных условиях военного времени преподаватели СГПИ - В. Г. Гнилов-ской (исследование состава песков сарматской эпохи на Ставрополье), П. А. Резник (труды о водной фауне окрестностей г. Во-рошиловска), Г. П. Бондаренко (изучение

топонимики Ставрополья и Терека), Б. Д. Зайцев (исследование состава почв Северного Кавказа) и др. - вели активный научный поиск, зафиксированный в «Трудах Ворошиловского педагогического института». Первый том этого издания вышел еще до войны - в 1939 г. (27), еще один - в 1943 г. (4). Продолжалась работа над подготовкой диссертаций, например доцент Г. П. Широкий в 1944 г. подготавливал к защите докторскую диссертацию «Агробиологические материалы по образованию и накоплению каучука» (3).

После начала Великой Отечественной войны курсы исторических, литературных и других гуманитарных дисциплин были пересмотрены в плане углубленного освещения событий, имевших ярко выраженный патриотический характер, что должно было способствовать идейно-политическому воспитанию студентов. Так, при изучении истории народов СССР особый акцент делался на освободительных войнах. При изучении истории древнего мира выделялись разделы, посвященные борьбе народов за независимость против рабовладельческих государств. Изучая курс средних веков, преподаватели показывали лживость теории непобедимости германских племен, подробно рассказывали о борьбе славянских народов против немецких завоевателей, в частности, о разгроме немцев при Грюнвальде и др. (20, с. 69). Для выпускников исторического факультета пединститута (открыт в 1944 г.), которые призывались на фронт в качестве политработников, в учебные планы были включены такие дисциплины, как «Методика и организация политпросветительной работы в Красной Армии», «История войн и военного дела», «История первой империалистической войны» (1).

11 ноября 1941 г. Государственный комитет обороны принял постановление о введении в вузах военной подготовки в объеме 110 часов. Задача заключалась в том, чтобы в военных условиях добиться умения выпускников владеть оружием, вырабатывать ловкость, выносливость, смелость, готовность к защите Родины. Для этой цели проводились и многочисленные военно-

спортивные соревнования. Одновременно для девушек вводились занятия по медико-санитарной службе (20, с. 74). Военно-физкультурная кафедра института во главе с преподавателем В. Р. Слуцким развернула учебу всех оставшихся преподавателей и студентов (большинство из них составляли девушки) для создания групп противовоздушной обороны (10).

Студенты и преподаватели пединститута, помимо основной деятельности -учебной, научной, воспитательной, просветительной - в годы войны оказывали посильную помощь в уборке урожая и других сельскохозяйственных работах, участвовали в строительстве оборонные объектов. Для того чтобы заменить ушедших на фронт механизаторов, осенью 1941 г. в институте было введено обязательное для всех факультетов изучение основ сельского хозяйства и автотракторного дела (23, с. 27). По мере продвижения фашистских войск к югу России весной и летом 1942 г. преподаватели и студенты пединститута посменно рыли окопы и щели ПВО (по 75 человек из каждой смены) (10), расчищали и приспосабливали под бомбоубежища подвалы домов, проклеивали стекла, защищая их от взрывов (11). 27 апреля 1942 г. в институте было введено круглосуточное дежурство силами сотрудников и студентов, организованных в специальные батальоны (12). С 15 июня 1942 г. вход в здание пединститута осуществлялся только по спецпропускам с фотокарточками (13).

Летом 1942 г., невзирая на трудности военного времени, в институте был осуществлен досрочный выпуск учителей - тех, кто начал учебу в 1939-1940 гг. Как и во многих вузах страны, студенты летом 1942 г. учились без каникул, а преподаватели работали без отпусков. Занятые как учебой, так и сельскохозяйственными и военно-оборонными работами, работники пединститута готовились к новому учебному году, начать который не пришлось (23, с. 27). 3 августа на Ставрополь был сброшен вражеский десант, и начался период оккупации, затянувшийся до середины января 1943 г.

Одновременно с освобождением г. Ставрополя от фашистских войск в полуразрушенном здании пединститута начались восстановительные работы, а с февраля 1943 г. - учебные занятия. Приказ № 1 по Ворошиловскому пединституту от 15 января 1943 г. предлагал профессорско-преподавательскому составу вернуться к своим рабочим местам с 25 января (14). Институт возобновлял свою работу в составе трех факультетов - физико-математического, естественно-географического, факультета русского языка и литературы совместно с двумя отделениями иностранных языков (15). Уже 13 января начали учебный год первые поступившие студенты: на немецком отделении - 30 человек, английском - 12, естественно-географическом - 16, русского языка и литературы - 7, физико-математическом -всего 5 (16). Впрочем, список студентов пополнялся в течение всего 1943 г., и уже к октябрю в институте на трех факультетах и трех отделениях иностранных языков (прибавилось отделение французского языка) уже учились 323 студента. В сентябре 1943 г. институту даже удалось осуществить выпуск 4 учителей (7).

1944/45 учебный год был ознаменован в истории Ставропольского педагогического института рождением нового факультета -исторического. 11 июля 1944 г. директор СГПИ профессор А. В. Козырев подписал приказ о создании исторического факультета: «В связи с организацией в составе пединститута исторического факультета, по представлению зав. кафедрой марксизма-ленинизма Г. П. Булатова, выделить исторические дисциплины в самостоятельную кафедру истории, заведование которой вплоть до окончательного ее укомплектования, возложить на члена кафедры марксизма-ленинизма А. С. Звенигородского». Он же стал первым деканом факультета. Первого сентября 1944 г. был издан приказ № 200 «О зачислении абитуриентов студентами первого курса». На первый курс было зачислено 24 человека. Среди них большинство составляли девушки, а также фронтовики, уволенные в запас по ранению.

Занятия в пединституте в 19431945 гг. проходили в сложных условиях: в «старом» корпусе, где был взорван центральный вход, не хватало столов, стульев, не было окон, аудитории не отапливались. Многие кабинеты были разрушены, лаборатории и библиотека - разорены. Во время холодов студенты сидели одетые, в валенках. Чернила замерзали, и преподаватели часто ждали, пока они оттают у студентов. Студенты слушали лекции, сидя на портфелях, не было книг и тетрадей, но тем не менее учебный процесс шел (18). Институт учился в две смены, но учебных аудиторий не хватало; были постоянные перебои с освещением. Исторический кабинет, где хранились пособия всех трех кафедр, служил одновременно и учебной аудиторией, и деканатом (6).

Для обеспечения работы СГПИ, по рекомендации Наркомпроса, Пермский университет и Тамбовский пединститут передали безвозмездно 20 тысяч томов учебной монографической литературы. В приказе по Ставропольскому госпединституту от 6.01.45 г. директору библиотеки вменяется в обязанность «обеспечить читальный зал библиотеки 4-мя исправными керосиновыми лампами, а каждого работающего - горячим чаем» (17). В тяжелейших бытовых условиях послевоенного времени такая забота об обеспечении работающих в библиотеке имела большое значение.

Восстановление материально-технической базы пединститута шло с трудом. В ответе дирекции Ставропольского пединститута на запрос Наркомпросса о результатах работы в 1944-1945 гг., отмечается, что ремонт и восстановление главного корпуса осуществляется крайне медленными темпами из-за нехватки материалов и квалифицированной рабочей силы (8). Переломным стал 1947-1948 учебный год, когда государство выделило каждому вузу на ремонтные работы от 1,5 до 3 млн. руб. Тем не менее, процесс восстановления не завершился даже к началу 50-х гг.

Представить себе тот громадный комплекс проблем, которые предстояло решить ставропольскому пединституту в первые

недели и месяцы после освобождения Ставрополя, позволяет любопытный документ, обнаруженный нами в фондах госархива. Подводя итог недостаткам работы Ставропольского пединститута в 1944-1945 гг., дирекция просит Наркомпросс выделить институту к следующему учебному году:

1) две автомашины (для подвозки дров, так как окрестные леса вырублены до 1965 г.);

2) наряд на 120 литров спирта и 200 литров бензина (для лабораторий); 3) 500 тонн угля; 4) 50 к/м пиломатериалов; 300 килограмм краски; 500 квадр. метров кровельного железа (для восстановительных работ, которые ведутся крайне медленно); 4) обеспечить утверждение набранных по конкурсу научных работников и командировать недостающих работников (8).

Одним из ключевых вопросов в работе Ставропольского пединститута во время и сразу после войны была катастрофическая нехватка профессорско-преподавательских кадров. Во многом такая ситуация объяснялась последствиями военного времени: многие преподаватели не вернулись с поля боя, погибли в плену или оккупации. Создание новых учебных и научных центров в 19431944 гг. особенно усилил дефицит квалифицированных педагогов, и такая ситуация в военные годы наблюдается в целом по стране.

Для факультетов Ставропольского пединститута ситуация осложнялась тем, что преподавательский состав некоторых кафедр приходилось создавать практически на пустом месте, при отсутствии сложившихся исторических школ и традиций. Одно из первых штатных расписаний - 1944/45 учебного года показывает, что на двух кафедрах института (истории СССР и всеобщей истории) работали всего семь преподавателей, и оставалось три вакансии. Докторов наук на тот момент не было. На кафедре всеобщей истории работали два кандидата наук, доцента (И. С. Дашков и А. М. Мали-нин) и два старших преподавателя. Коллектив кафедры истории СССР был еще меньше: три старших преподавателя и ни одного кандидата наук, ставка доцента оставалась вакантной (2). Сразу после окончания войны кадровый вопрос был решен посредством

приглашения квалифицированных преподавателей по конкурсу. В 1946 г. на кафедры Ставропольского пединститута были приглашены и поступили по конкурсу 15 научных работников: доценты А. С. Тройнин, Р. Н. Китайгородская. А. И. Долгов, Н. С. Дмитриев, В. А. Романовский, Т. М. Минаева, В. М. Векслер, Л. К. Кимберг и др., занявшие места заведующих кафедрами, ставки профессоров и доцентов.

Таким образом, несмотря на все тяготы и испытания Великой Отечественной войны, факультеты и кафедры, т. е. основные подразделения пединститута, были сохранены. Преподаватели и студенты СГУ воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны. Из студентов и преподавателей-фронтовиков десятки были награждены орденами и медалями. Они воевали не только оружием, но и своими знаниями, мобилизуя красноармейцев на разгром врага. На мемориальных досках памяти павших в Великой Отечественной войне выбиты десятки имен студентов и преподавателей.

С большими потерями, но был сохранен студенческий и преподавательский состав факультетов Ставропольского пединститута. В годы войны наметились позитивные сдвиги в развитии высшего образования в крае: определились тенденции к включению его в единое русло усилий государства и общества, направленных на разгром фашизма, на стабилизацию социальных отношений в стране и укрепление ответственности за судьбу Родины. После возобновления работы института и с окончанием Великой Отечественной войны в преподавательский коллектив вуза влились бывшие фронтовики, что способствовало подъёму учебно-воспитательной работы на факультетах.

Среди них - А. С. Трайнин, кандидат исторических наук, прибывший из Ленинграда (проработал до конца 60-х гг., позже -

доктор исторических наук, профессор Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ в г. Москве); П. А. Шацкий, окончивший Московский институт истории, философии и литературы, ставший доктором исторических наук, профессором, зав. кафедрой истории СССР; приехавший из г. Баку доцент А. В. Попов; А. К. Серебряков, занимавший последовательно посты зав. кафедрой, декана, проректора института; Е. И. Несис, в последующем ставший доктором наук; доценты А. С. Щитов, в 60-е гг. бывший деканом естественно-географического факультета; М. Д. Черновалов, выпускник Ростовского Госуниверситета, в начале 50-х гг. работавший в должности зам. директора учительского института, и другие.

Студенческую семью также пополнили 62 фронтовика. Пройдя суровую школу Великой Отечественной войны, они стали верной опорой руководства факультетов в решении задач, стоящих перед институтом. Многие из них в последующем, пройдя аспирантуру и докторантуру, практическую работу в образовательных учреждениях края, государственных и партийных органах, вернулись на преподавательскую работу в родной вуз. Это - будущие доктора наук А. В. Авксентьев, Н. И. Иванько, Д. В. Ко-чура, Ф. П. Тройно, доценты Л. М. Чмыхов, Т. И. Беликов, М. В. Ерохин, Е. А. Трегубов, А. М. Панков, Е. А. Мохов, П. В. Костин, ст. преподаватель М. П. Заикин, А. Т. Гос-тищев и другие.

Вклад преподавателей и студентов в победу в Великой Отечественной войне, как и многих советских граждан, огромен. И переосмысливать этот факт в угоду новейшим политическим теориям и оценкам подобно отрицанию основ общечеловеческих ценностей, благодаря которым еще существует мировая цивилизация.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГАРФ. Ф. Р-8080. Оп. 1. Д. 63. Л. 45-46.

2. ГАСК. Ф. Р-1872. Оп 1. Д. 93. Л. 38.

3. ГАСК. Ф. Р-1872. Оп. 1. Д. 112. Л. 40.

4. ГАСК. Ф. Р-1872. Оп. 1. Д. 112. Л. 40, 41, 74.

5. ГАСК. Ф. Р-1872. Оп. 1. Д. 112. Л. 74.

6. ГАСК. Ф. Р-1872. Оп. 1. Д. 169. Л. 2.

7. ГАСК. Ф. Р-1872. Оп. 1. Д. 46. Л. 2, 12.

8. ГАСК. Ф. Р-1872. Оп. 1. Д. 57. Л. 66.

9. ГАСК. Ф. Р-1872. Оп. 2. Д. 100. Л. 111.

10. ГАСК. Ф. Р-1872. Оп. 2. Д. 100. Лл. 111, 123, 124, 144.

11. ГАСК. Ф. Р-1872. Оп. 2. Д. 100. Л. 123.

12. ГАСК. Ф. Р-1872. Оп. 2. Д. 100. Л. 144.

13. ГАСК. Ф. Р-1872. Оп. 2. Д. 100. Л. 176.

14. ГАСК. Ф. Р-1872. Оп. 2. Д. 103. Л. 1.

15. ГАСК. Ф. Р-1872. Оп. 2. Д. 103. Л. 11.

16. ГАСК. Ф. Р-1872. Оп. 2. Д. 103. Л. 13.

17. ГАСК. Ф. Р-1872. Оп. 2. Д. 99. Л. 4.

18. «Горько вспоминать о том, как мы отступали». Интервью с С. К. Серебряковым // Университетская газета. 1995. № 6—7. С. 9.

19. Дроздова К. Е. Память // За педагога-ленинца. 1985 г. 5 марта. С. 1.

20. Круглянский М. Р. Высшая школа СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1970.

21. «Мне просто повезло». Воспоминания Л. А. Тереховой // Университетская газета. № 8. Май 1995. С. 4.

22. Нечкина М. В. Лекции в дни войны // В годы войны (Статьи и очерки). М., 1986.

23. Очерки истории Ставропольского педагогического института. Ставрополь: Кн. изд-во, 1991.

24. Панков А. М. Наша цель — восславить Победу // Университетская газета. № 8. Май 1995. С. 3

25. Последний штурм. Воспоминания М. П. Заи-кина от 20 января 2004 г. //Архив автора.

26. Ставропольскому пединституту — 25 лет. С. 10 // Архив СГПИ

27. Труды Ворошиловского государственного педагогического института. Т. 1. Крайиз-дательство «Пятигорск», 1939. С. 14—20; 21-38; 159; 163.

28. Чмыхов Л.М. В жизнь ворвалась война... // За педагога-ленинца. 1985. 7 мая. С. 2.

Об авторе

Ушмаева Ксения Алексеевна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России.

£еш181:око1@,Ьо1шаП. ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.