Научная статья на тему 'Обзор законодательства по вопросам создания и функционирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и образовательных учреждений'

Обзор законодательства по вопросам создания и функционирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / INNOVATION / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISE / RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY / BUDGETARY INSTITUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дубинина Дарья Викторовна, Баранчугова Ирина Гаврииловна, Байбородин Борис Алексеевич

В данной статье проанализированы законодательные аспекты создания и функционирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и учебных организаций. Особое внимание уделяется рассмотрению положений Федерального закона от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ. Также исследованы иные нормативно-правовые акты в сфере регулирования деятельности малых инновационных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дубинина Дарья Викторовна, Баранчугова Ирина Гаврииловна, Байбородин Борис Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRIEF SURVEY OF LEGISLATION ON CREATION AND OPERATION OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES ON THE BASIS OF STATE-FUNDED SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS183 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia

This article analyzes the legislative aspects of creation and operation of small innovative enterprises on the basis of state-funded scientific and educational organizations. It focuses on the provisions of the Federal Law no. 217-ФЗ of August 2, 2009. Other regulatory legal acts in the sphere of regulation of small innovative enterprise activities have been studied as well.

Текст научной работы на тему «Обзор законодательства по вопросам создания и функционирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и образовательных учреждений»

к группе взаимодействиях (с институтами и группами), так и во внутригрупповых трансакциях. Здесь «реальность медиа» (форумов) противопоставляется «реальной реальности» как активное и конструктивное начало, обеспечивающее возможность «сплавить собственное воззрение на реальность с собственной идентичностью и утвердить ее в качестве проекции»

[5, с.147]. Возникающее в результате символическое и смысловое пространство, маркированное в групповом дискурсе как «свое», создает необходимое и достаточное основание для символического присвоения пространства физического, включения его в зону пригородного фронтира.

Библиографический список

1. Григоричев К. «Село городского типа»: миграционные метаморфозы пригорода. В поисках теоретических инструментов анализа // Местные сообщества, местная власть и мигранты в Сибири. Рубежи Х1Х-ХХ и ХХ-ХХ1 веков. Иркутск: Оттиск, 2012. С.422-446.

2. Григоричев К.В. Местные сообщества и местная власть в неинституализированном пространстве: случай пригородов Иркутска // Полития. 2013. №1. С.102-116.

3. Григоричев К.В. От слободы до субурбии: пригороды Иркутска в последней трети XX - начале XXI века // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2012. №2(9). Ч.2. С.44-51.

4. Григоричев К.В. Пригородный фронтир: формирование

социального пространства городской периферии (случай Иркутска) // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2013. №2(29). С.275-280.

5. Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.

6. Форум: Научное знание в условиях Интернета // Антропологический форум. 2011. №14. С.7-130.

7. Хомутово и окрестности здесь // Drom.ru (Электронный ресурс) URL: http://forums.drom.ru/irkutsk/t1151427931.html Режим доступа: свободный

8. Хомутово, ау! // Папа+Мама: иркутский сайт для родителей (Электронный ресурс) URL: http://38mama.ru/forum/index.php?topic=3833.0_Режим доступа: по регистрации

УДК 338.24

ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА БАЗЕ БЮДЖЕТНЫХ НАУЧНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

© Д.В. Дубинина1, И.Г. Баранчугова2, Б.А. Байбородин3

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В данной статье проанализированы законодательные аспекты создания и функционирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и учебных организаций. Особое внимание уделяется рассмотрению положений Федерального закона от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ. Также исследованы иные нормативно-правовые акты в сфере регулирования деятельности малых инновационных предприятий. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: инновации; малое инновационное предприятие; результаты интеллектуальной деятельности; бюджетное учреждение.

BRIEF SURVEY OF LEGISLATION ON CREATION AND OPERATION OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES ON THE BASIS OF STATE-FUNDED SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS D.V Dubinina, I.G. Baranchugova, B.A. Baiborodin

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

This article analyzes the legislative aspects of creation and operation of small innovative enterprises on the basis of state-funded scientific and educational organizations. It focuses on the provisions of the Federal Law no. 217-ФЗ of August 2, 2009. Other regulatory legal acts in the sphere of regulation of small innovative enterprise activities have been studied as well. 8 sources.

Key words: innovation; small innovative enterprise; results of intellectual activity; budgetary institution.

В настоящее время экономика России развивается по экспортно-сырьевому пути, и становится очевидно, что необходимо совершенствовать иные пути

развития, где сырьевой фактор не будет доминирующим. Сегодня перспективным направлением является развитие инновационной деятельности.

1Дубинина Дарья Викторовна, аспирант, тел: 89641266205, e-mail: [email protected] Dubinina Darya, Postgraduate, tel.: 89641266205, e-mail: [email protected]

2Баранчугова Ирина Гаврииловна, аспирант, тел.: 89246082737, e-mail: [email protected] Baranchugova Irina, Postgraduate, tel.: 89246082737, e-mail: b.ira @ list.ru

3Байбородин Борис Алексеевич, доктор технических наук, профессор, зав. кафедры мировой экономики, тел.: 405091. Baiborodin Boris, Doctor of technical Sciences, Professor, Head of the Department of World Economy, tel.: 405091.

Инновационная деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые (или обновленные) товары и услуги. Также инновационная деятельность может быть определена как работа по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.

Термин «инновации» сегодня применяется очень часто, не только в науке и политике, но и на бытовом уровне. Считается, что инновации - это результат деятельности, важным этапом которого, является не только производство чего-то нового или модернизированного, но и внедрение этого продукта в производственный процесс.

Широкое распространение в мировой практике получили вузовские инновации, так как именно в высших учебных заведениях осуществляется значительная часть научных исследований и разработок, которые в будущем внедряются в производство. Но, как показывает практика, не все научные разработки, которые создавались в вузах приносили положительные результаты, потому как произведенные исследования не проверялись на практике, а в основном носили лишь теоретический характер. Кроме этого, у вузов не существовало законодательно закрепленного механизма для самостоятельного внедрения своих разработок в производство, и они не могли быть учредителями или участниками хозяйственных предприятий.

Согласно Федеральному закону № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», принятым 2 августа 2009 года, бюджетные образовательные учреждения наделялись правом создавать малые инновационные предприятия на базе своих институтов [1].

До выхода данного закона вузы и научные учреждения не могли самостоятельно внедрять в производство свои научно-технические разработки. Являясь бюджетными учреждениями, они не могли быть учредителями или участниками хозяйственных предприятий.

В соответствии с законом вузы получили право создавать хозяйственные общества, предметом деятельности которых является практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), - то есть коммерциализация результатов научной деятельности. При этом исключительные права на эти разработки принадлежат научным и образовательным учреждениям. Принятие этого закона призвано активизировать вузовские научные исследования и технологические разработки и способствовать реальному внедрению в производство

результатов научно-технической деятельности.

Со вступлением в силу Федерального закона № 217-ФЗ у вузов появился новый узаконенный механизм, позволяющий внедрять свои научно-технические разработки в реальный сектор экономики. Внедрение инновационных разработок и проектов будет способствовать созданию и развитию инновационной системы России и повышению инновационного потенциала страны. Малые инновационные предприятия способны развивать инновационную экономику страны, поэтому их поддержка является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Создание малых инновационных предприятий предоставляет ряд преимуществ для высших учебных заведений, таких как: дополнительный источник финансирования деятельности вуза, реализация научных инновационных проектов вуза, стимулирование научной деятельности. В основном малые инновационные предприятия, созданные на базе бюджетных учреждений, сталкиваются с такими проблемами, как несовершенство законодательства, отсутствие достаточного финансирования, высокий уровень риска.

Одной из особенностей Федерального закона № 217-ФЗ является возможность распределения доходов, полученных научными и образовательными учреждениями от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ. Для реализаций этой нормы должны быть внесены соответствующие изменения в уставы научных и образовательных учреждений и генеральные разрешения главных распорядителей бюджетных средств, которым подведомственны данные учреждения. Необходимо включить в состав источников формирования средств от приносящей доход деятельности, доход от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются бюджетные научные и образовательные учреждения. При этом доходы от деятельности малых инновационных предприятий, созданных в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ, могут направляться только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление основной уставной деятельности учреждений - на образование и науку. Также в законе четко прописано, что доля научных и образовательных учреждений в уставном капитале, создаваемых ими обществ должна быть более 25% (для акционерных обществ) и более 1/3 (для обществ с ограниченной ответственностью). Доля (акции) других лиц, участвующих в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. При этом законом установлено ограничение на распоряжение долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ. Так, отчуждение (распоряжение), принадлежащих научным и образовательным учреждениям акций (долей) в созданных с их участием хозяйствующих обществах допускается только с предварительного согласия собственника имущества этих учреждений. Данное ограничение относится к вкладам

в уставный капитал как прав на использование результатов интеллектуальной деятельности по лицензионным договорам, так и денежных средств, оборудования и иного имущества. Таким образом, несмотря на передачу научными и образовательными учреждениями объектов государственного имущества, находящихся в их оперативном управлении, государство взамен получает право собственности на долю (пакет акций) в уставном капитале создаваемых хозяйствующих обществ [1].

В законе не был регламентирован вопрос аренды помещений малыми инновационными предприятиями. Закон не позволял применять упрощенную систему налогообложения малым инновационным предприятиям, и разрешал вузу вносить в уставный капитал только результаты интеллектуальной деятельности.

Ряд недостатков Федерального закона № 217-ФЗ был скорректирован впоследствии принятыми законодательными документами.

В рамках Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» учебные заведения могут вносить в уставный капитал не только права на результаты интеллектуальной деятельности, но и деньги и оборудование. В настоящее время бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям, в качестве их учредителя или участника, денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества. При этом бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь для того, чтобы это служило достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от данной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения [2].

Таким образом, принятие этого закона позволяет создать материально-техническую базу для малых инновационных предприятий, созданных в соответствии с Федеральным законом № 217-ФЗ на базе бюджетных учреждений.

Важным стимулом для развития деятельности малых инновационных предприятий стало принятие Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 310-Ф3 «О внесении изменений в статью 346.12 части второй Налогового кодекса РФ». В соответствии с законом учрежденные бюджетными научными учреждениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей,

промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения [4].

Также для малых инновационных предприятий при вузах в соответствии с Федеральным законом от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»» определен пониженный тариф уплаты страховых взносов - 14% от фонда оплаты труда предприятия [3].

Федеральный закон № 217-ФЗ не регламентировал вопрос аренды офисных помещений малыми инновационными предприятиями. В соответствии с законодательством заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Другими словами, никаких преференций у малых инновационных предприятий при вузе на аренду производственных площадей этого вуза не было.

14 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 01 марта 2011 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции». Данный закон разрешает заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования без проведения конкурсов или аукционов, если арендаторами являются хозяйственные общества, созданные этими учреждениями, и деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности. Важным условием является то, что договорами аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду этого имущества [5].

Важнейшим звеном инновационного развития страны являются вузовские инновации. Этим обусловлено принятие Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Закон разрешает бюджетным научным учреждениям и вузам, являющихся бюджетными образовательными учреждениями, создавать (в том числе совместно с другими лицами) малые инновационные предприятия.

Принятие Федерального закона № 217-ФЗ являет-

ся важным этапом для построения эффективной инновационной системы страны, однако не решает множества проблем. Необходима доработка закона для последующего построения работоспособной схемы создания и развития деятельности малых инновационных предприятий, которые могут производить конкурентоспособную продукцию и приносить прибыль.

Стимулирующими факторами для создания и развития малых инновационных предприятий на базе вузов должны стать меры государственной поддержки: возможность перехода на упрощенную систему налогообложения, уменьшение страховых взносов, совершенствование законодательства в области инновационной деятельности и в области защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности [8].

Помимо этого особую роль нужно уделить развитию инфраструктуры межрегионального трансферта вузовских инноваций. Необходимо законодательно закрепить механизм обмена инновациями. Региональная инфраструктура должна строиться с учетом сложившейся в стране системы расселения и географии центров экономической активности. Наиболее развитую инфраструктуру обмена инновациями с полным набором всех ее составляющих элементов с широким арсеналом методов и механизмов стимулирования продвижения новых технологий в регионы следует создавать в мегаполисах, центрах федеральных округов и других крупных городах. В административных центрах муниципальных образований целесообразно

иметь структуры, позволяющие участвовать в процессе изготовления наукоемкой продукции малым предприятиям, это предполагает: включение их в информационные и маркетинговые сети, создание бизнес-инкубаторов, участие в электронных торгах, обеспечение правовой защиты и т. п. [7].

Ускорения экономического развития страны на базе повышения ее инновационности можно достичь в первую очередь интенсификацией межрегионального обмена наукоемкой продукцией, внедрением новых технологий между регионами-лидерами, обладающими наиболее мощным инновационным потенциалом, вовлечением в процесс товарообмена возможно большего числа субъектов федерации. Тем самым позволит создать мощный и постоянно расширяющийся поток инноваций на основе функционирования комплексной и высокотехнологичной инфраструктуры межрегионального трансфера новых технологий и знаний. Такой подход даст возможность не только углубить процессы интеграции регионов в этой сфере, но и будет способствовать ускорению вхождения России в мировой инновационный рынок.

Государство должно содействовать расширению инновационного сектора экономики, стимулировать создание малых инновационных предприятий при вузах. Это будет способствовать не только развитию инновационной деятельности вуза, но и являться важнейшим фактором модернизации экономики страны.

Библиографический список

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: федер. закон от 2.08.2009 г. № 217-ФЗ // Российская газета. 2009. 4 августа. № 142.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон от 8.05.2010 г. № 83-Ф3 // Российская газета. 2010. 12 мая. № 100.

3. О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»: федер. закон от 16.10.2010 г. № 272-ФЗ // Российская газета. 2010. 19 октября. № 236.

4. О внесении изменений в статью 346.12 части второй

Налогового кодекса Российской Федерации: федер. закон от 27.11.2010 г. № 310-ФЗ // Российская газета. 2010. 29 ноября. № 269.

5. О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции: федер. закон от 01.03.2011 г. № 22-ФЗ // Российская газета. 2011. 3 марта. № 44.

6. Богачев Ю.С., Винокуров В.И. Сравнительный анализ научно-технического и инновационного развития субъектов Российской Федерации // Информационно-аналитический бюллетень, ГУ «Центр исследований и статистики науки». 2007. №5.

7. Лиховских Е.С. Инновации в региональном измерении: препятствия и стимулы развития» // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 3. С. 146-151.

8. Козин С.А. Проблемы развития малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях // Молодежный вестник Иркутского государственного университета. 2011. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.