А.В. Тодосийчук
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ
Ключевые слова: малые и средние предприятия, наука, инновации, образование, результаты интеллектуальной деятельности, инновационная деятельность, научные учреждения, высшие учебные заведения.
Keywords: small and medium enterprises, science, innovations, education, results of intllectual activity, innovative activity, scientific institutes, higher educational institutes.
Аннотация: В статье проанализирована структура оборота и численности субъектов малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности, разработаны предложения по повышению их инновационной активности. Особое внимание в статье уделено малым и средним предприятиям, созданным бюджетными научными учреждениями и высшими учебными заведениями путем внесения в их уставные капиталы прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат указанным учреждениям.
Abstract: The article studies the structure and dynamics of small and medium enterprises in Russia. The proposals are made for development of their innovative activity. Special attention is given to small and medium enterprises created by public scientific institutes and higher educational institutes including their rights to use intellectual property as authorized capitals formation.
Малые и средние предприятия играют важную роль в социально-экономическом развитии страны. Вклад малых и средних предприятий в валовой внутренний продукт в 2009 г. составил
около 21%. Однако следует отметить, что это более чем в два раза ниже, чем в развитых странах мира.
Эволюция российских малых и средних предприятий, формирование которых началось на первых этапах реформ, идет таким образом, что большинство из них включились в торговую и посредническую деятельность, и только очень небольшая часть занята в наукоемком секторе экономики. Анализ структуры оборота малых и средних предприятий по видам экономической деятельности за 2009 г. свидетельствует о том, что основными видами их деятельности являлись оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования: эти виды деятельности осуществляли 20% средних и 41,1% малых предприятий. В обрабатывающих производствах удельный вес средних предприятий составил 23,7%, а малых - 10,3%. В строительстве было занято 12,5% средних и 12,1% малых предприятий. Услуги в сферах транспорта и связи оказывали 5% средних и 5,9% малых предприятий.
Научными исследованиями и разработками были заняты всего лишь 0,7% средних и 0,8% малых предприятий от их общего числа. В сфере образования удельный вес средних предприятий составил 0,1% и 0,3% - малых предприятий [1, с. 12-13].
Важным условием обеспечения устойчивого роста экономики является развитие малого и среднего инновационного предпринимательства на основе использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД), вовлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Субъекты малого и среднего инновационного предпринимательства способны быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и интенсивно внедрять РИД в хозяйственный оборот.
В связи с принятием Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»1 (далее - Закон № 217-ФЗ) особое значение приобретает государственная поддержка субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства. По состоянию на 1 марта 2012 г. государственными и муниципальными учреждениями науки и высшего профессионального образования,
1 Режим доступа: http://base.garant.ru/12168685/
учреждениями науки и высшего профессионального образования, подведомственным государственным академиям наук, было создано 1458 хозяйственных обществ (малых инновационных предприятий).
Анализ структуры учредителей показал, что на долю вузов приходится 1390, а на долю учреждений науки всего лишь 68 созданных инновационных хозяйственных обществ.
Что касается ведомственной структуры учредителей инновационных хозяйственных обществ, то наиболее высокую активность проявили учреждения, подведомственные Минобрнауки России, -на их долю приходится 1260 хозяйственных обществ. Бюджетные НИИ и вузы, подведомственные федеральным и региональным органам государственной власти, а также органам местного самоуправления, учредили всего лишь 137 хозяйственных обществ. Низкую инновационную активность проявили также научные учреждения академического сектора науки - ими создано всего лишь 61 хозяйственное общество. И это при том что в академическом секторе науки функционируют более 860 учреждений науки.
Какие же РИД вкладывали вузы и НИИ в уставные капиталы хозяйственных обществ? Анализ показал, что учреждения науки и вузы больше всего вкладывали в уставные капиталы хозяйственных обществ права на использование «ноу-хау» - 28,4%. На долю программ для ЭВМ и баз данных приходится 23,8%, изобретений -21,6, полезных моделей - 10,6, прочих РИД - 15,6%.
Из практики применения Закона № 217-ФЗ следует:
- низкая результативность научной и научно-технической деятельности и капитализация РИД в составе нематериальных активов, отсутствие на балансе в учреждениях науки и вузах коммерчески успешных РИД как основы инновационной продукции;
- планирование тематики НИОКР в НИИ и вузах в основном осуществляется без учета потребностей рынка инновационной продукции;
- в составе учредителей хозяйственных обществ доминируют вузы. И это при том что на вузовскую науку выделялось примерно 5-7% от бюджетных ассигнований на гражданские НИОКР;
- сравнительно малый размер уставного капитала инновационных предприятий (в основном от 10 до 100 тыс. руб.);
- индифферентность предпринимательского сектора экономики к инновациям. В составе соучредителей хозяйственных обществ доминируют в основном физические лица;
- отсутствие квалифицированных кадров, в том числе в области организации и планирования инновационного бизнеса, управления инновационными проектами.
Одним из факторов повышения инновационной активности указанных субъектов является усиление их государственной поддержки. Согласно ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1 оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:
1) создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;
2) содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;
3) создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;
4) создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.
В условиях индифферентности предпринимательского сектора к науке и инновациям основным источником их финансирования и спроса на инновационную продукцию в настоящее время являются средства консолидированного бюджета Российской Федерации, в основном - федерального бюджета. Анализ результатов проведения торгов и других способов размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Российской Федерации среди субъектов малого и среднего предпринимательства за последние годы свидетельствует о низком спросе органов государственной власти и органов муниципального самоуправления на выпускаемую ими продукцию (работы, услуги). С учетом вклада малого и
1 Режим доступа: http://base.garant.ru/12154854/
среднего инновационного предпринимательства в экономический рост объем закупок инновационной продукции для государственных и муниципальных нужд необходимо повысить как минимум на порядок уже в среднесрочной перспективе.
Наряду с размещением заказов на закупку инновационной продукции для государственных и муниципальных нужд у малых и средних предприятий в федеральном бюджете, бюджетах субъектов федерации предусматриваются средства на поддержку развития инновационной инфраструктуры, а также выделение грантов на осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектами малого и среднего инновационного предпринимательства. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»1 на поддержку программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральные образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2011 г. запланировано выделить 1,99 млрд. руб., а в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - 4,001 млрд. руб.
Субъекты малого и среднего предпринимательства вправе воспользоваться микрозаемами, размер которых не превышает один миллион рублей, в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»2. Вместе с тем следует отметить, что в указанном законе отсутствуют нормы, устанавливающие льготный режим выдачи микрозаймов для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность.
Важную роль в стимулировании инновационной деятельности играет налогообложение. Применительно к субъектам малого и среднего предпринимательства следует отметить возможность использования ими упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2. Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Для создания благоприятных налоговых условий субъектам малого и среднего инновационного предпринимательства, учрежденным в соответствии с Законом № 217-ФЗ, Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 310-ФЗ «О внесении изменения в статью
1 Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/12/17/budget-main-dok.html
2 Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/07/07/mikrofinans-dok.html
346.12. части второй Налогового кодекса Российской Федерации»1 снят запрет на применение упрощенной системы налогообложения организациями, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, в отношении хозяйственных обществ, учрежденных бюджетными научными и образовательными учреждениями с целью практического применения (внедрения) РИД, исключительные права на которые принадлежат данным учреждениям.
Кроме того, при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, согласно статье 346.12. НК РФ вправе уменьшить полученные доходы на величину следующих расходов:
1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;
2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком:
2.1) расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства («ноу-хау»), а также прав на использование указанных РИД на основании лицензионного договора;
2.2) расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны РИД, включая средства индивидуализации;
2.3) расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;
3) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям); к указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;
4) периодические (текущие) платежи за пользование правами на РИД и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);
5) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика на договорной основе.
1 Режим доступа: http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf/archive/2010/48.htm
113
В этой связи следует отметить, что с 1 января 2011 г. эффективность применения упрощенной системы налогообложения резко снизилась в связи с повышением тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 26% в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные фонды»1.
Несколько улучшает ситуацию Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные фонды" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"»2, согласно которому для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в течение 2011-2012 гг. установлен тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 18%. В число видов экономической деятельности, подпадающих под льготный тариф, попали научные исследования и разработки.
Практика применения Закона № 217-ФЗ показывает, что в большинстве случаев созданные хозяйственные общества размещаются на площадях создавшего их вуза или научного учреждения. Кроме того, в ряде случаев хозяйственные общества для получения практических результатов по внедрению РИД в хозяйственную практику должны использовать имеющееся уникальное научное оборудование, находящееся у вуза или научного учреждения на праве оперативного управления.
В то же время установленный частями 1 и 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конку-ренции»3 порядок заключения договора аренды движимого и недвижимого имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным бюджетным учреждениям, не способствует реализации Закона № 217-ФЗ, так как предусмат-
1 Режим доступа: http://base.garant.ru/12168559/
2 Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/299869/
3 Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/07/27/zaschita-konkurencii.html
ривает необходимость проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключения этих договоров.
Учитывая, что создаваемые бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственные общества имеют статус субъектов малого предпринимательства, возникает неравенство в части права на использование государственного и муниципального имущества между уже действующими субъектами малого и среднего предпринимательства и теми хозяйственными обществами, которые только создаются и испытывают более острую потребность в наличии материальной базы для своей эффективной работы по внедрению РИД.
Следует также отметить, что хозяйственные общества, решающие задачи практического применения (внедрения) РИД, могут быть созданы не только бюджетными, но и автономными учреждениями. Это не предусмотрено Законом № 217-ФЗ, однако следует из полномочий автономных учреждений по распоряжению закрепленным за ними на праве оперативного управления имуществом, предусмотренных ст. 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»1.
Поэтому аналогичная льгота должна быть предусмотрена и в случае передачи имущества, закрепленного за автономными учреждениями, в аренду хозяйственным обществам, созданным указанными учреждениями в целях практического применения (внедрения) РИД, права на которые принадлежат автономным учреждениям.
Для устранения препятствий в передаче в аренду имущества государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования (в том числе созданными государственными академиями наук) или муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, государственными научными учреждениями (в том числе созданными государственными академиями наук) созданным ими хозяйственным обществам был принят Федеральный закон от 1 марта 2011 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"»2. В соответствии с указанным законом заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профес-
1 Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/11/08/zakon-doc.html
2 Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/310438/
сионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук) осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В отношении государственных научных организаций в соответствии с п. 3 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»1 размер арендной платы определяется договором и не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких организаций, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы за сдаваемое в аренду государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования временно не используемое ими имущество законодательством Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования, в том числе Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»2, не установлен.
При определении размера арендной платы для субъектов малого и среднего предпринимательства следует учитывать специфику и масштаб их инновационной деятельности, какие РИД они внедряют для производства инновационной продукции, работ, услуг. Очевидно, что чем выше научно-технический уровень разработки и, соответственно, риск реализации инновационного проекта, тем меньше должен быть размер арендной платы для субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства. Наиболее низкие размеры арендной платы должны быть установлены для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих практическое (внедрение) применение РИД, обладающих высоким уровнем новизны и требующих значительных инвестиций, сопряженных с высоким уровнем риска. Установление единых ставок арендной платы для всех субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства без учета специфики внедряемого РИД не даст ожидаемого положительного эффекта.
1 Режим доступа: http://base.garant.ru/135919/
2 Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/ofinf/nd_fao/6656/
Важным элементом государственного регулирования и стимулирования малого и среднего инновационного предпринимательства является предоставление права бюджетным учреждениям науки и образования направлять средства от приносящей доход деятельности на создание хозяйственных обществ в соответствии с Законом № 217-ФЗ. Для федеральных бюджетных учреждений науки и образования указанная норма закреплена в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»1.
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных, муниципальных учрежде-ний»2 отменяется институт генеральных разрешений главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, являвшийся правовой основой для расходования бюджетными учреждениями средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Упразднение генеральных разрешений позволит бюджетным учреждениям науки и образования включать в состав доходов дивиденды и доходы от участия в инновационных хозяйственных обществах, расходовать полученные средства в соответствии с Законом № 217-ФЗ.
Одним из факторов, препятствующих внедрению РИД, является запрет хозяйственным обществам передавать право использования РИД третьим лицам по договору, а также по иным основаниям, если иное не предусмотрено Федеральным законом, содержащимся в п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и в п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
С целью устранения указанного ограничения в Государственную Думу внесен законопроект № 501289-5, направленный на внесение изменений в ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и в ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном обра-
1 Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/12/17/budget-main-dok.html
2 Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/05/12/pravovoe-izmenenie-dok.html
зовании»1, в соответствии с которым рассматриваемое ограничение отменяется в отношении всех РИД, вносимых в уставные капиталы хозяйственных обществ, подпадающих под действие Закона № 217-ФЗ. При этом основополагающее условие о сохранении исключительного права на РИД за научным учреждением или вузом не изменится.
Для решения проблем участия учреждений науки и образования в уже созданных хозяйственных обществах, повышения их правоспособности в Государственную Думу внесен законопроект № 544209-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"»2. В настоящее время указанный законопроект отозван субъектами законодательной инициативы. Однако проблема осталась. В этой связи следует отметить, что с экономической точки зрения для ускорения процесса внедрения в хозяйственный оборот РИД, созданных бюджетными учреждениями или вузами, им проще войти в состав учредителей уже действующих хозяйствующих субъектов, чем создавать «с нуля» малое или среднее предприятие, не имеющее соответствующей материально-технической базы и кадрового обеспечения.
В целях дальнейшего совершенствования государственного регулирования и стимулирования инновационного бизнеса в сфере науки и образования целесообразно выполнить следующее.
1. Повысить качество государственного управления научными исследованиями и разработками в части совершенствования системы научно-технического прогнозирования, планирования НИОКР при формировании тематики государственных и муниципальных заданий на выполнение НИОКР (они в большей степени должны быть ориентированы на рынок инноваций, на потребителя инновационной продукции).
2. Снизить размер тарифов страховых взносов в социальные внебюджетные фонды, в частности в Пенсионный фонд России, до 14%.
3. Совершенствовать систему размещения государственного заказа на поставку малыми и средними предприятиями иннова-
1 Режим доступа: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN= 501289-5&02
2 Режим доступа: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN= 544209-5&11
ционной продукции, выполнение НИОКР для государственных нужд.
4. Упростить процедуру ликвидации малых инновационных предприятий, поскольку, как свидетельствует мировой опыт, около 90% из них становятся несостоятельными уже в первый год деятельности.
5. В рамках государственного заказа обеспечить подготовку кадров для малого инновационного бизнеса, в том числе в области организации и управления инновационными проектами.
6. Учреждениям науки и вузам необходимо повысить качество и результативность научной и научно-технической деятельности с целью создания правоспособных РИД и их последующей капитализации в составе нематериальных активов.
7. Рекомендовать Минобрнауки России и Росстату вести специальное статистическое наблюдение за деятельностью бюджетных учреждений науки и вузов, а также созданных ими субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства в соответствии с Законом № 217-ФЗ.
В заключение следует отметить, что активизация инновационной деятельности немыслима без эффективной государственной поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства, развития рынка научно-технической продукции, повышения качества государственного управления наукой, преодоления синдрома индифферентности предпринимательского сектора экономики к науке и инновациям.
Литература
1. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат. сборник / Рос-стат. - М., 2010. - 172 с.