Бизнес в законе
5’2014
17.7. ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ОФФШОРНЫХ УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОФФШОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Насонов Егор Владимирович, канд. экон. наук, начальник отдела международных финансовых расследований Место работы: Федеральная служба по финансовому мониторингу
[email protected] Вавилова Марина Сергеевна, аспирант Экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, главный специалист отдела международных финансовых расследований Федеральной службы по финансовому мониторингу
Место работы: Федеральная служба по финансовому мониторингу
Место учебы: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Аннотация: В статье содержится обзор российского рынка оффшорных услуг, включающий в себя основные параметры рынка, экономические условия, типичный предлагаемый продукт, сложившиеся цены. Проведен анализ цен на оффшорные компании в определенных юрисдикциях с экономическими условиями, сложившимися в данных регионах. Сравнение экономических условий происходит на основе индекса экономической свободы. В заключении сформирован рейтинг стран в зависимости от сложивших цен на рынке и степени их экономического развития, данный рейтинг может быть использован для анализа перспектив развития бизнеса на оффшорных территориях и при выборе подходящих по экономическим перспективам юрисдикций
Ключевые слова: оффшоры, рынок оффшорных услуг, индекс экономической свободы, оффшорные услуги
OVERVIEW OF THE RUSSIAN OFFSHORE SERVICES MARKET IN THE CONTEXT OF THE ECONOMIC CONDITION OF OFFSHORE TERRITORIES
Nasonov Egor V., PhD in Economics, head of department of the international financial investigations
Work place: Federal Service for Financial Monitoring
Vavilova Marina S., postgraduate student, the chief specialist of department of the international financial investigations of Federal Service for Financial Monitoring Work place: Federal Service for Financial Monitoring Study place: The Lomonosov Moscow state university
Annotation: The article provides an overview of Russian market of offshore services company, which includes the basic parameters of the market, economic conditions, typical of the proposed product, prices. Includes the analysis of prices for offshore companies in certain jurisdictions and economic conditions prevailing in these regions. Comparison of economic conditions based on the index of economic freedom. In conclusion, formed rating of off shores depending on the market prices and the degree of economic development, this rating can be used to analyze the prospects for
business development in offshore areas and in case of choice appropriate economic jurisdictions
Keywords: offshore, offshore services market, the index of economic freedom, offshore services
Динамичное изменение экономической, политической, социальной и прочих конъюнктур последних лет поспособствовало видоизменению российской правовой среды, в результате чего произошло существенное развитие и интеграция рынка оффшорных услуг, принесшего вместе с собой новые виды вызовов и угроз оттока российского капитала различной этимологии за рубеж, сокрытия бенефициарных собственников системообразующих, стратегических и др. предприятий, перемещения функций контроля над российскими активами за рубеж и т.п.
В области финансового мониторинга, многократно возросшее число международных транзакций с использованием оффшорных и низконалоговых юрисдикций при отсутствии всеобщей международной прозрачности, привело к осложнению выявления реальных отправителей и получателей денежных средств, что, в свою очередь, увеличило риски в области противодействия отмыванию доходов и финансирования терроризма.
Целью данной работы является анализ ключевые характеристик рынка оффшорных услуг и их соотношение с уровнем экономического развития зарубежных территорий.
Для достижения указанной цели был поставлен ряд задач, которые предполагалась реализовать в процессе проведения исследования:
Во-первых, охарактеризовать рынок оффшорных услуг с точки зрения ключевых игроков на рынке, предлагаемого товара и его цены, стоимости открытия компании и ее сопровождения за рубежом (на примере группы стран с льготным налогообложением).
Во-вторых, рассмотреть текущие характеристики данного рынка услуг на предмет соответствия экономической ситуации в данном регионе, обоснованность стоимости открытия компании и степени развития экономики условиям ведения бизнеса и защищенности от третьих факторов.
Актуальность исследования российского рынка оффшорных услуг в контексте экономического состояния оффшорных территорий заключается в использовании полученных результатов при анализе перспектив развития бизнеса на оффшорных территориях в разрезе выбора подходящих по экономическим перспективам юрисдикций, а также повышении эффективности механизма деоффшоризации российской экономики.
В настоящий момент проблема деоффшоризации российской экономики стоит довольно остро, поскольку активное использование участниками экономической деятельности оффшорных юрисдикций, а также их специальных возможностей, способствует образованию следующих базовых проблем.
Во-первых, это недополучение российским бюджетом денежных средств в виде налоговых отчислений компаний, прямо или косвенно укрывающих за рубежом объекты налогообложения от российских фискальных органов.
Интерес к данной тематике был поддержан недавним поручением премьер-министра Медведева Д.А. Минэкономразвития), Минфину и Минюсту разработать ряд поправок к законодательству для обложения налогами российских учредителей оффшорных компаний1. Итоговое
1 Лабыкин А. Выдавливать бизнес из оффшоров будут налогами // Журнал «Эксперт Online». URL:
252
Насонов Е. В., Вавилова М. С.
ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ОФФШОРНЫХ УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОФФШОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
решение должно было быть нацелено не только на пополнение казны, но и на сохранение конкурентоспособности российских компаний на внешних рынках* 2.
Во-вторых, это вывод денежных средств за рубеж (налоговая оптимизация, фиктивные основания), в том числе полученных в результате противоправной деятельности, с целью последующего реинвестирования в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.
Актуальной для России является проблема повышения прозрачности российских компаний с иностранным участием и установление их действительных и реальных бенефициарных собственников. По сообщению главы ЦБ
Э. Набиуллиной, объем капитала за рубеж по сомнительным схемам в январе-сентябре 2013 года составил около 22 млрд. долларов3.
Распространение использования оффшорных юрисдикций также обусловлено и причиной необходимости аккумулирования прибыли и иных денежных средств компаний на счетах почти анонимных владельцев оставляет возможность для манипуляций с трансфертными ценами и выводу прибыли по «серым» каналам. Так, сумма недобираемых в федеральный бюджет налогов, укрываемых в оффшорах, составляют 25-30% по отношению ко всем налогам, которые фактически уплачивают в бюджет все категории юридических лиц4.
В-третьих, это перемещение органов контроля над российскими активами за рубеж с целью защиты активов от неправомерных действий со стороны российских правоохранительных органов и недружественных хозяйствующих субъектов, в том числе направленных на корпоративные захваты.
Использование головных и аффилированных оффшорных компаний обусловлено в большей степени стремлением к защите собственности, повышению эффективности контроля со стороны конечного бенефициарами над активами, расположенными в России при сохранении своей анонимности. Так, выстраивается цепочка из оффшорных компаний, где на самом верхнем уровне находится материнская компания - конечный бенефициар, а на нижнем уровне - дочерние компании, ведущие деятельность на территории России5. Аналогичная схема используется для хеджирования рисков рейдерства и облегчения действий с подконтрольными активами6.
http://expert.ru/2014/01/9/vyidavlivat-biznes-iz-ofshorov-budut-nalogami/ (дата обращения 13.08.2014).
2 Лабыкин А. Выдавливать бизнес из оффшоров будут налогами // Журнал «Эксперт Online». URL: http://expert.ru/2014/01/9/vyidavlivat-biznes-iz-ofshorov-budut-nalogami/ (дата обращения 13.08.2014).
3 Шохина Е. Угроза отлучить бизнес от государства сработала // Журнал «Эксперт Online». URL: http://expert.ru/2013/12/19/ugroza-otluchit-biznes-ot-deneg-gosudarstva-srabotala/ (дата обращения
13.08.2014).
4 Катасонов В. Россия: угроза финальной экспроприации. Статья 4. Угроза под названием «российские оффшоры» // Институт высокого коммунитаризма. URL:
http://communitarian.ru/publikacii/ekonomika/rossiya_ugroza_finalnoy _ekspropriacii_statya_4_07062013/ (дата обращения 13.08.2014).
5 Катасонов В. Россия: угроза финальной экспроприации. Статья 4. Угроза под названием «российские оффшоры» // Институт
высокого коммунитаризма. URL:
http://communitarian.ru/publikacii/ekonomika/rossiya_ugroza_finaln
oy ekspropriacii_statya_4_07062013/ (дата обращения 13.08.2014).
^Обухова Е., Огородников Е. Пора возвращаться с островов // Журнал «Эксперт Online». URL: http://expert.ru/expert/2013/04/pora-vozvraschatsya-s-ostrovov/ (дата обращения 13.08.2014).
В-четвертых, это получение доступа к дешевым банковским кредитам и западным фондовым рынкам. Например, покупка ценных бумаг оффшорной компанией в отдельных случаях может освобождаться от налоговых отчислений, либо обеспечивать владельцу анонимность владения акциями иных организаций.
ОФФШОРНЫЙ РЫНОК УСЛУГ
В сравнении с другими развитыми экономиками, распространение использования оффшорных компаний как и прямо аффилированных, так и косвенных в России не является значительным, однако на основании анализа учредительских связей в системе «СПАРК-Интерфакс» до 25% российских компаний с оборотом выше 30 млрд. рублей имеют материнский холдинг в иностранных юрисдикциях.7
Согласно выборочной оценке крупнейших компаний рейтинга «Эксперт-400» из 50 рассмотренных российских компаний с совокупной выручкой более 16 трлн. рублей принадлежащих частному капиталу и не являющихся дочерними структурами иностранных корпораций, 23 компании либо зарегистрированы за рубежом (на Кипре, в Нидерландах или на Британских Виргинских островах, и данным оффшорным компаниям принадлежит от 40 до 90% акций российской компании), либо там находится центр прибыли или центр принятия решений8.
Российский средний бизнес имеет более низкие показатели: здесь не более 40% акций компаний с выручкой от 1 до 30 млрд. рублей хранится в офшорах, а материнскую структуру или центр консолидации прибыли в налоговых гаванях имеет только каждая десятая из них9.
На оффшорном рынке основной услугой, конечно, является регистрация и сопровождение иностранных компаний, зарегистрированных на зарубежных территориях с целью их использования как контрагентов или аффилированных лиц российских организаций.
ТИПИЧНЫЙ ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ПРОДУКТ
На основе анализа коммерческих предложений компаний, предоставляющих услуг на рынке оффшоров, установлен ряд общих признаков, характеризующий данный вид услуг.
Во-первых, рынок оффшоров предполагает выбор между покупкой уже готовой компании, либо регистрацией нового предприятия. В дополнении к этому, предлагается ряд дополнительных услуг по подготовке документов и открытии счетов в банках; предоставление номинальных акционеров и директоров; предоставление номинального места регистрации; предоставление секретарского обслуживания, телефонных номеров, переадресации на местные номера и иные.
Во-вторых, помимо указанного предлагаются услуги по выбору подходящей оффшорной зоны для регистрации и открытия банковского счета, консультации в области юридического сопровождения компании и ведению бизнеса за рубежом. Без необходимой юридической поддержки возникают сложности не столько с гарантией регистрации компании в соответствии с местным законодательством, но и с выбором банка для открытия счета -
7 Обухова Е., Огородников Е. Пора возвращаться с островов // Журнал «Эксперт Online». URL: http://expert.ru/expert/2013/04/pora-vozvraschatsya-s-ostrovov/ (дата обращения 13.08.2014).
8 Обухова Е., Огородников Е. Пора возвращаться с островов // Журнал «Эксперт Online». URL: http://expert.ru/expert/2013/04/pora-vozvraschatsya-s-ostrovov/ (дата обращения 13.08.2014).
9 Обухова Е., Огородников Е. Пора возвращаться с островов // Журнал «Эксперт Online». URL: http://expert.ru/expert/2013/04/pora-vozvraschatsya-s-ostrovov/ (дата обращения 13.08.2014).
253
Бизнес в законе
5’2014
надежные банки требует особого списка документов и личного присутствия российского гражданина.
В-третьих, набор стран, в которых предполагается регистрация компаний и открытие банковских счетов, не слишком изменяется. В основном это прибалтийские страны, Кипр, а также надежные страны европейского союза: Швейцария, Великобритания, Люксембург, а также ряд островных государств, предоставляющий особый режим налогообложения и входящими в списки низконалоговых юрисдикций Минфина.
ИГРОКИ НА РЫНКЕ И ВЫБОРКА ДЛЯ АНАЛИЗА
По состоянию на начало 2014 года в России существует более 110 юридических фирм, оказывающие услуги по
регистрации и сопровождению компаний из оффшорных
«10
юрисдикций .
Для определения ключевых характеристик предложения оффшорных услуг для России был проведен анализ более 20 коммерческих предложений компаний, предлагающих свои услуги в ноябре 2013 года, а именно компании «ICG TAXC Limited», «Offshore Office», «НПК Веста» и другие на основе публикуемых прайс-листов в Интернете в открытом доступе по стоимости регистрации компании и стоимости сопровождения компании с оплатой услуг номинальных директоров компании (сайты компаний: www.taxc.ru,www.offshoreoffice.ru,www.corpagent.com, www.offshorecompany.com,www.faqnalog.ru,www.niemands.ru, www.lawstrust.com,www.wugroup.ru,www.jurhouse.ru, www.ajsconsulting.ru и другие).
На основе кросс-анализа была опеределена группа оффшорных юрисдикций, в которых наиболее часто предлагают услуги по регистрации компаний. В данную выборку попали следующие страны: Ангилья, Андорра, Багамские острова, Барбадос, БВО, Белиз, Великобритания, Венгрия, Гибралтар, Гонгконг, Дания, Донимика, Кипр, Латвия, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Мальта, Маршалловы Острова, Монако, Невис, Нидерланды, Новая Зеландия, ОАЭ, Остров Джерси, Остров Мэн, Панама, Сейшельские острова, Сент Винсент и Гренадины, Сингапур, Швейцария. Таким образом, рассматривалась ценовая политика компаний по 31 стране.
АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКИЙ ПРЕДЛОЖЕНИЙ РЯДА КОМПАНИЙ ОФФШОРНОГО РЫНКА УСЛУГ
В связи с тем, что целью работы должно было стать исследование оффшорного рынка и анализ его ключевых характеристик и их соотношение с уровнем экономического развития зарубежных территорий, для получения более точных и реалистичных данных, за основу для расчета была выбрана стоимость первоначальной регистрации компании с оплатой услуг номинальных директоров и акционеров, а также стоимость сопровождения компании во второй и следующие годы. Данный факт был обусловлен необходимостью анализа цен на экономически независимую компанию, которая имела бы возможность сохранить тайну бенефициара и собственника компании.
Большинство рассмотренных компаний публиковало прайс-листы в долларах, потому была проведена корректировка цен и приведение всех цен к их долларову эквиваленту.
Итогом работы послужили две таблицы: первая отражает среднюю цену регистрации компании в первый год
с оплатой стоимости номинальных директоров и акционеров компании, а вторая - среднюю стоимость поддержки жизнедеятельности компании во второй и следующие годы с учетом оплаты услуг номинальных директоров и акционеров.
$16000 $14000 $12000 $10000 $8 000 $6 000 $4 000 $2 000 $0
Рисунок 1. Средняя стоимость регистрации компании с оплатой услуг номинальных директоров и акционеров в первых год (долл. США)
Исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод, что разрыв между самой дорогой юрисдикцией и относительно более дешевой составил более чем 10 раз, что говорит о дифференциации продукта и, наверняка, разном целевом сегменте. Так, в сегмент наиболее дорогих стран входят страны более престижные европейские юрисдикции, такие как Нидерланды, Лихтенштейн, Швейцария и Люксембург. В сегмент относительно более дешевых попали страны с наиболее непрозрачной системой раскрытия бенефициарных владельцев, а именно Сейшельские острова, Белиз, БВО и другие, то есть, относительно менее престижные. Это говорит о том, что страны, в которых стоимость регистрации компании выше, обычно и сами по себе более престижные.
Полученные результаты по средней стоимости сопровождения компании во 2-й и следующие годы с оплатой услуг номинальных директоров и акционеров также попали Нидерланды, Швейцария, Люксембург и Лихтенштейн. В тройку наименее затратных попали те же Сейшельские острова, Доминика и Белиз, что опять подтверждает гипотезу о том, что более престижные страны запрашивают более высокую цену за регистрацию компании.
10 Рейтинг компаний оффшорных услуг // Информационный портал ПроОффшоры.ру - отраслевой ресурс, не имеющий аналогов в России, посвященный тематике международного налогового планирования, открытию счетов в иностранных банках и бизнес-иммиграции. URL: http://prooffshores.ru/ratings (дата обращения 13.08.2014).
254
Насонов Е. В., Вавилова М. С.
ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ОФФШОРНЫХ УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОФФШОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Рисунок 2. Средняя стоимость сопровождения компании во второй и следующий годы с оплатой услуг номинальных ди-
ректоров и акционеров (долл. США).
С математической точки зрения, корреляция между стоимостью регистрации компании и стоимостью ее сопровождения в следующие годы высокая (0,92), что говорит о том, что чем выше цена регистрации компании, тем выше стоимость ее сопровождения.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ОФФШОРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ: ПРОБЛЕМА ПОИСКА ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ.
Для сравнения уровня экономического благосостояния выбранных оффшоров, в том числе наличия развитой банковской инфраструктуры, устойчивости политического климата, общего развития экономики, необходимо было бы выбрать такой экономический показатель, который мог бы адекватно описать уровень развития экономики в контексте удобства ведения бизнеса нерезидентами данной страны.
Учитывая тот факт, что наиболее распространенным показателям благосостояния региона является ВВП либо ВВП на душу населения, можно было рассмотреть данный показатель, однако тогда возникает ряд существенных проблем. В-первую очередь, объем ВВП существенно отличается по странам в том числе из-за разных размеров экономики и ее характерных черт, так же как и его структура. Нормализация ВВП на душу населения также не отразит данную поправку в силу того, что плотность населения традиционно отличается, причем связано это с тем, что большинство оффшорных стран являются островными, либо слишком малозаселенными, часто туристическими зонами. Сгладить эти различия для адекватности сравнения уровня развития экономики в контексте ведения бизнеса нерезидентами не представляется возможным.
Наряду с понятием ВВП, экономическое благосостояние региона можно было бы сравнить на основе индекса экономической свободы. Эксперты «Heritage Foundation» определяют экономическую свободу как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам
защиты и поддержки свободы как таковой»11 12, что в данном случае позволило бы сравнить страны между собой.
Согласно исследованиям экспертов «Heritage Foundation», сокращение экономических функций государства и передача ответственности за принятие экономических решений предпринимателям, как правило, приводит к значительному росту общественного благосостояния. Страны, проводящие политику экономической свободы, создают благоприятные условия для торговли и предпринимательства, которые, в свою очередь, генерируют экономический рост12. В контексте текущего исследования, страны с наиболее высоким показателем данного индекса по логике должны привлекать большее внимание со стороны российских предпринимателей и быть более распространены на рынке оффшорных услуг. В свою очередь, страна с льготным налогообложением с более высоким индексом экономической свободы должна требовать более жесткие требования к открытию компании и запрашивать более высокую цену за их регистрацию для снижения риска оппортунистического поведения и злоупотреблением престижем данной юрисдикции.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на основе сравнения индексов экономической свободы можно проверить соответствие между уровнем экономической свободы компании-нерезидента страны и степени адекватности ценового образования на рынке оффшорных услуг.
ОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИНДЕКСА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ
Расчетные данные для индекса экономической свободы построены на количественных и качественных показателей за период со второй половины 2012 года по первую половину 2013 года. Однако, некоторые составные переменные основаны на исторической информации, такими считается компоненты индекса денежной свободы, который использует трехлетний средневзвешенный уровень инфляции за период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года.
В индексе экономической свободы все 10 компонент имеют одинаковый вес. Эти 10 компонент описывают 4 ключевых аспекта экономической среды территории:
- верховенство закона,
- государственный сектор,
- нормативная эффективности,
- открытость рынка.
Компоненты индекса экономической свободы:
1. Свобода бизнеса;
2. Свобода торговли;
3. Налоговая свобода;
4. Свобода от правительства;
5. Денежная свобода;
6. Свобода инвестиций;
7. Финансовая свобода;
8. Защита прав собственности;
9. Свобода от коррупции;
Свобода трудовых отношений.
Для построения комплексной картины, насколько это возможно условий в этих четырех категорий, индекс из-
11 Николаев И. Резервы для роста // Интернет-портал «Российская газета». URL: http://www.rg.ru/2014/01/21/rossiya.html (дата обращения 13.08.2014).
12 Индекс экономической свободы: Узбекистан и Туркменистан - в списке «репрессивных» стран // Информационное агентство «Фергана.Ру». URL: http://www.fergananews.com/news/21692 (дата обращения 13.08.2014).
255
Бизнес в законе
5’2014
меряет 10 отдельных компонентов экономической свободы, каждый из которых оценивается по шкале от 0 до 100. Значения для этих 10 компонентов экономической свободы рассчитываются из ряда суб-переменных, которые также в равной степени взвешены.
ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ О СООТВЕТСТВИИ СЛОЖИВШИХСЯ ЦЕН НА РЫНКЕ ОФФШОРНЫХ УСЛУГ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН И УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ.
Рассмотрим индексы экономической свободы для вышеуказанного набора стран. Интересно отметить тот факт, что наиболее экономически свободной страной из данного перечня является Новая Зеландия, Сингапур и Гонконг, которые отнюдь не являются лидерами по цене открытия оффшора. При прочих равным, переплата за открытие оффшора в престижной юрисдикции типа Швейцарии или Люксембурга не может быть обусловлено лучшей экономической ситуации в стране. Так, за меньшую цену, можно получить более благоприятные экономические показатели, сложившиеся в других странах - Новой Зеландии и т.д.
Однако можно отметить, что Сейшельские острова, Белиз, Панама и другие страны, попавшие в список «относительно более дешевых» и менее престижных юрисдикций обладают более низкими показателями экономической среды.
Единственным исключением можно обозначить Швейцарию и Данию, которые и согласно ценовой политике запрашивают достаточно высокую сумму за регистрацию, и предоставляют наиболее благоприятные условия для экономической деятельности компаний.
Стоит отметить, что Россия имеет показатель 51,1 по данному рейтингу, что характеризует ее согласно градации фонда «Heritage Foundation» как в «основном несвободную» страну.
Рисунок 3. Индекс экономической свободы для выбранного
набора стран (от 0 до 100, где 100 - наиболее благоприятные). В связи с отрицанием предположения о том, что страны с более высокой ценой регистрации имеются более благоприятные экономические условия, можно предположить о наличии других факторов, более важные для компаний, которые бы обусловили высокую запрашиваемую цену при регистрации и сопровождении компании: для оффшорных юрисдикций наиболее важными параметрами можно отметить свободу бизнеса, свободу торговли, свободу инвестиций, финансовую свободу, защита прав собственности и свобода от коррупции.
Вышеуказанные показатели также считаются в рамках индекса экономической свободы, и сравнение их с теку-
щей ценовой политикой стран могут прояснить систему формирования цены на рынке оффшорных услуг.
ЗАЩИТА ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ И УРОВЕНЬ ЦЕН НА ОФФШОРНЫЕ УСЛУГИ В ДАННОЙ РЕГИОНЕ
Индекс защиты права собственности является качественной оценкой, в которой отражена степень защиты собственности правовой базой государства, ее свобода в отношении накапливания капитала и иной частной собственности отдельными лицами, эффективности управления данный вопросом со стороны правительства. Индекс измеряет степень, в которой законы страны защищают права частной собственности и, в какой степени эти законы следуют в реальности. Он также оценивает вероятность того, что частная собственность будет экспроприирована государством и анализирует степень независимость судебной системы при наличии коррупции13.
Чем эффективнее правовая защита собственности, тем выше оценка или иной страны; аналогично, чем больше шансов государственной экспроприации собственности или менее независимыми судебными органами, тем ниже оценка страны.
Для страны, предоставляешь льготный режим налогообложения защита прав собственности, пожалуй, является одним из наиболее ключевых параметров в связи с тем, что владельцы оффшорных компаний осуществляют вывод активов за рубеж для их сохранения, защиты от преднамеренной экспроприации и рейдерства со стороны соотечественников.
Согласно имеющимся данным, относительно более дорогие страны предоставляют и большую защиты собственности (Швейцария, Сингапур, Нидерланды, Люксембург, Дания). Однако стоит отметить, что Новая Зеландия, несмотря на относительно невысокую цену регистрации компании, также предоставляет большую защиту иностранным предпринимателем в области защиты их прав.
В странах наименее благоприятных для развития бизнеса опять оказались относительно более дешевые оффшоры - Белиз, Панама, Сейшельские острова и
ного набора стран (от 0 до 100, где 100 - наиболее благоприятные).
СВОБОДА ОТ КОРРУПЦИИ И УРОВЕНЬ ЦЕН НА ОФФШОРНЫЕ УСЛУГИ В ДАННОЙ РЕГИОНЕ
Очевидно, что коррупция подрывает экономическую свободу агентов, вводя нестабильность и неопреде-
13 Methodology // 2014 Index of Economic Freedom. URL: http://www.heritage.org/index/book/methodology (дата обращения
13.08.2014).
другие.
„„ 87 87 87 87 87 87 87 87 ^ эи зи
73 74 75 77
47
33
1
1
L
Сейшельские острова Багамские острова Барбадос Сент Винсент и Гренадины Дониллика Панама Белиз Кипр ОАЭ Великобритания Венгрия Дания Латвия Люксембург Мальта Нидерланды Новая Зеландия Гонгконг Сингапур Швейцария
Рисунок 4. Индекс защиты прав собственности для выбран-
256
Насонов Е. В., Вавилова М. С.
ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ОФФШОРНЫХ УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОФФШОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
ленность в экономические отношения. Это снижает экономическую жизнеспособность компаний за счет увеличения расходов и перераспределения ресурсов на непродуктивную деятельность14. Чем выше индекс свободы от коррупции, тем более выше свобода от коррупции в данном регионе.
Посмотрим на примере выбранного набора стран, соответствует ли более высокая цена за регистрацию компании более лучшей обстановке в области свободы от коррупции, что в отношении принятия решения об открытии оффшорной компании российским физическим лицом будет говорить его ожиданиях получить финансовую стабильность в бизнесе.
Согласно имеющимся данным, лучшими странами для тех предпринимателей, которые хотели бы избежать возможной коррупции, является Новая Зеландия и Дания. Далее следуют Сингапур, Нидерланды, Швейцария и Люксембург, которые также занимают высокую позицию в рейтинге по цене регистрации и сопровождения. В отстающих странах по индексу защиты от коррупции все те же дешевые оффшоры в Панаме, Сейшельских островах и Доминикане, а также даже ряд относительно дорогих оффшорах - Латвии и Венгрии.
M 97 98 99 ЮО
-n -,1 74 75 75 76 76 77 78 3
Б 61 9*
У у <<? & dP ^ у ////////
Рисунок 5. Индекс свободы от коррупции для выбранного
набора стран (от 0 до 100, где 100 - наиболее благоприятные).
ИНДЕКС СВОБОДЫ БИЗНЕСА И УРОВЕНЬ ЦЕН НА ОФФШОРНЫЕ УСЛУГИ В ДАННОЙ РЕГИОНЕ
Свобода бизнеса отражает общий показатель эффективности государственного регулирования бизнеса. Количественная оценка выводится из массива измерений легкости открытия, эксплуатации и закрытия бизнеса. Оценка основана на 10 факторах, взвешенных одинаково, на основе данных из «Doing Business» из доклада Всемирного банка:
- Запуск бизнеса - процедуры (количество);
- Запуск бизнеса - время (дней);
- Запуск бизнеса - издержки (% от дохода на душу населения);
- Запуск бизнеса - минимум капитал (% от величины среднедушевого дохода);
- Получение лицензии - процедуры (число);
- Получение лицензии - рабочий день (дней);
- Получение лицензии - издержки (% от дохода на душу населения);
- Закрытие бизнеса - время (лет);
14 Methodology // 2014 Index of Economic Freedom. URL: http://www.heritage.org/index/book/methodology (дата обращения
13.08.2014).
- Закрытие бизнеса - расходы (% от величины среднедушевого дохода), а также
- Закрытие скорость бизнеса- взыскания (центы на дол-лар)15 15.
В контексте данного исследования можно отследить, насколько сложно и дорого будет вести бизнес на данной оффшорной юрисдикции, насколько велик объем бюрократических процедур для осуществления нормально экономической деятельности предприятия.
По данному показателю можно отметить, что Новая Зеландия, Гонконг, Дания и Сингапур обладают наивысшими оценками, то есть запуска процедуры регистрации компании путь будет наиболее легок и прост. Сейшельские острова, БВО и Панама, относительно более дешевые юрисдикции для регистрации и запрашивают большее количество бюрократических процедур, потому менее удобны для осуществления экономической деятельности.
ш 97 98 99 100
та 74 75 75 76 76 77 78 3
Б 61 9*
У У У & лР у *у </УУ
Рисунок 5. Индекс свободы бизнеса для выбранного набора стран (от 0 до 100, где 100 - наиболее благоприятные).
СВОБОДА ТОРГОВЛИ И УРОВЕНЬ ЦЕН НА ОФФШОРНЫЕ УСЛУГИ В ДАННОЙ РЕГИОНЕ
Свобода торговли является составным показателем, характеризующим степень тарифных и нетарифных барьеров, которые влияют на импорт и экспорт товаров и услуг.
В силу того, что для различных товаров импорта часто применяются различные тарифы, в данном индексе используется средневзвешенный тариф на основе доли импорта каждого блага16.
В нижеуказанной гистограмме можно обратить внимание на то, что в относительно более дорогих юрисдикциях требования к экспортно-импортным операциям намного ниже, потому индекс свободы выше. Так, наиболее благоприятными оффшорными юрисдикциями для осуществления импортно-экспортных операций являются Швейцария, Сингапур, Гонконг и другие. Можно отметить, что Сейшельские острова имеют наиболее низкие показатели, что говорит о наименее благоприятной экономической обстановке.
15 Methodology // 2014 Index of Economic Freedom. URL: http://www.heritage.org/index/book/methodology (дата обращения
13.08.2014) .
16 Methodology // 2014 Index of Economic Freedom. URL: http://www.heritage.org/index/book/methodology (дата обращения
13.08.2014) .
257
Бизнес в законе
5’2014
Рисунок 6. Индекс свободы торговли для выбранного набо-
ра стран (от 0 до 100, где 100 - наиболее благоприятные).
СВОБОДА ИНВЕСТИЦИЙ И УРОВЕНЬ ЦЕН НА ОФФШОРНЫЕ УСЛУГИ В ДАННОЙ РЕГИОНЕ
В экономически свободной стране нет ограничений на поток инвестиционного капитала. Если частные лица и фирмы имеют возможность свободно перемещать свои ресурсы через границу страны, такая идеальная страна получает 100 баллов по индексу свободы инвестиций. Расчет индекса происходит на основе показателей инвестиционных ограничений в каждой стране, установленного национального режима иностранных инвестиций, ограничений на право собственности на землю, отраслевых инвестиционных ограничений, возможности экспроприации инвестиций без справедливой компенсации, издержки валютного контроля и другие17.
Данный показатель является одним из ключевых характеристик в контексте перемещения капитала через международные границы и характеризует привлекательность низконалоговой юрисдикции с точки зрения сохранения инвестиций.
Можно обратить внимание, что наиболее высокие оценки получили Люксембург, Нидерланды, Гонконг и Великобритания, потому что в данных странах складываются наиболее благоприятные условия для инвестирования со стороны внутренних и внешних инвесторов, в том числе и из России. Наименее привлекательными считаются Багамские острова, ОАЭ, Белиз и Сейшельские острова.
Согласно ценам на регистрацию компаний, Нидерланды и Люксембург запрашивают наиболее высокие цены, что отчасти соответствуют уровню предоставляемой экономической инфраструктуры. Одновременно и страны, попавшие в категорию наиболее дешевых имеют худшие условия для ведения бизнеса. Исключением стало ОАЭ: они занимают среднюю ценовую категорию по стоимости регистрации, тогда как индекс для свободы инвестиций согласно статистике один из самых низких.
17 Methodology // 2014 Index of Economic Freedom. URL: http://www.heritage.org/index/book/methodology (дата обращения
13.08.2014).
Я5 85
->c -7Г -7C flU Ш W , 75 75 75 I
- 55
-n 45
in 35 ““
3011
ill
III
III
Багамские острова ОАЭ Белиз Сейшельские острова Сент Винсент и Гренадины Барбадос Панама Донимика Венгрия Кипр Сингапур Латвия Новая Зеландия Швейцария Дания Мальта Великобритания Гонгконг Нидерланды Люксембург
Рисунок 7. Индекс свободы инвестиций для выбранного набора стран (от 0 до 100, где 100 - наиболее благоприятные)
ФИНАНСОВАЯ СВОБОДА И УРОВЕНЬ ЦЕН НА ОФФШОРНЫЕ УСЛУГИ В ДАННОЙ РЕГИОНЕ
Финансовая свобода является показателем эффективности банковской системы и показывает меру независимости от государственного контроля и вмешательства в финансовом секторе. Государственная собственность банков и других финансовых институтов, таких как страховщиков и рынков капитала, снижает конкуренцию и в целом снижает уровень доступа 18
к кредитам .
В идеальном государстве присутствует минимальный уровень государственного вмешательства, независимый надзор со стороны центрального банка, контроль над соблюдением договорных обязательств и предотвращение фактов мошенничества. Кредит для компании выделяется на рыночных условиях, финансовые учреждения предоставляют различные виды финансовых услуг частным и юридическим лицам. Банки могут свободно предоставлять кредиты, принимать депозиты, а также проводить операции в иностранной валюте.
Оценка индекса финансовой свободы основана на анализе следующих показателей: степень государственного регулирования финансовых услуг, степень государственного вмешательства в банковский сектор через прямое и косвенное владение, правительственное влияние на распределение кредита, и открытость для иностранной конкуренции и т.д.
Согласно имеющимся сведениям, Гонконг и Дания имеют наиболее высокие показатели индекса финансовой свободы, что говорит об их привлекательности с точки зрения эффективности банковской системы и защищенности финансового сектора от государственного контроля и вмешательства. Возможно, и связи с этим Дания запрашивает и наиболее высокую цену за регистрацию компании, тогда как Гонконг находится в средней ценовой категории. За этими странами следуют Швейцария, Нидерланды, Люксембург и другие, которые также находятся в наиболее дорогом сегменте по стоимости регистрации компании. Можно сделать вывод, что эти страны не обеспечивают самый высокий уровень финансовой свободы, однако все равно имеют высокие показатели и являются привле-
18 Methodology // 2014 Index of Economic Freedom. URL: http://www.heritage.org/index/book/methodology (дата обращения
13.08.2014).
258
Насонов Е. В., Вавилова М. С.
ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ОФФШОРНЫХ УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОФФШОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
кательными с точки зрения аккумулирования активов в данных юрисдикциях.
В наименее благоприятной группе с точки зрения финансовой свободы оказались Доминика, Сейшельские острова, Сент Винсент и Гренадины, которые и сами считаются относительно дешевыми оффшорными юрисдикциями для регистрации компаний.
Q П
ОЛ ИУ ЙУ ЙУ ttU au ЙУ
oU ■ ~7П /и /и /и
/и АП ьиш
ои АП эу эи эи
эи 40 ЩЗ—
ЗП 30 эо ■
jU 9П III
Z.U 1 П III
_LU Л III
U 1 Донимика Сейшельские острова Сент Винсент и... Белиз Латвия ОАЭ Барбадос Кипр Мальта Багамские острова Венгрия Панама Великобритания Люксембург Нидерланды Новая Зеландия Сингапур Швейцария Гонгконг Дания
Рисунок 8. Индекс финансовой свободы для выбранного набора стран (от 0 до 100, где 100 - наиболее благоприятные) ВЫВОДЫ
Анализ услуг оффшорных компаний, а также анализ их соотношения с показателями уровня развития экономической среды позволил рассмотреть привлекательность группы оффшорных юрисдикций с точки зрения уровня защиты прав собственности, свободы бизнеса, торговли, инвестиций и финансовой свободы, которые являются важными характеристиками при выборе подходящей территории.
Проведена оценка рынка оффшорных услуг с точки зрениям ключевых игроков на рынке, предполагаемого товара и его цены, стоимости открытия компании и ее сопровождения во второй год и следующий. Также были рассмотрены текущие характеристики рынка оффшорных юрисдикций на предмет соответствия экономической ситуации в данном регионе, обоснованности стоимости открытия компании и степени развития экономики условиям ведения бизнеса на примере соответствия индексу экономической свободы и его составляющих.
Согласно рейтингу стран по стоимости регистрации и сопровождения, чем выше стоимость регистрации компании с оплатой ее номинальных акционеров и директоров, тем выше и стоимость ее сопровождения.
Получено, что одними их наиболее благоприятных стран являются те, которые, запрашивают и более высокие цены при регистрации компаний и их сопровождения. Однако, такие страны как Новая Зеландия, Гонконг, Сингапур, Дания не только не отстают от дорогих по уровню развития экономической инфраструктуры, но и считаются запрашивают при регистрации более низкую цену.
Что касается относительно дешевых оффшоров, таких как Панама, Белиз, Сейшельские острова, то данная группа стран предполагает и значительно более низкие показатели привлекательности для открытия компаний и ведения бизнеса.
На основе вышеперечисленных данных, можно получить итоговую таблицу, которая отображает преимущество каждого оффшора перед другими с указанием его цены, что может служить руководством при выборе оффшорной территории согласно заявленным требованиям.
Индекс защиты прав собственности Индекс свободы от коррупции Индекс свободы бизнеса Индекс свободы торговли Индекс свободы инвестиций Индекс финансовой свободы
Новая Зеландия Новая Зеландия Новая Зеландия Швейцария Люксембург Дания
Швейцария Дания Гонгконг Сингапур Нидерланды Гонгконг
Сингапур Сингапур Дания Гонгконг Гонгконг Швейцария
Нидерланды Нидерланды Сингапур Новая Зеландия Великобритания Сингапур
Люксембург Швейцария Великобритания Нидерланды Мальта Новая Зеландия
Дания Люксембург " Нидерланды “ Мальта Дания Нидерланды
Гонгконг Гонгконг Кипр Люксембург Швейцария Люксембург
Великобритания Великобритания Венгрия Латвия Новая Зеландия Великобритания
Барбадос Барбадос Сент Винсент и Гренадины Дания Латвия Панама
Мальта Багамские острова Донимика Венгрия Сингапур Венгрия
Сент Винсент и Гренадины ОАЭ Швейцария Великобритания Кипр Багамские острова
Кипр Кипр Латвия ОАЭ Венгрия Мальта
Багамские острова Сент Винсент и Гренадины Люксембург Кипр Донимика Кипр
Венгрия Мальта Барбадос Белиз Панама Барбадос
Донимика Донимика ОАЭ Панама Барбадос ОАЭ
ОАЭ Сейшельские острова Белиз Донимика Сент Винсент и Гренадины Латвия
Сейшельские острова Венгрия Панама Сент Винсент и Гренадины Сейшельские острова Белиз
Латвия Латвия Багамские острова Барбадос Белиз Сент Винсент и Гренадины
Панама Панама Сейшельские острова Багамские острова ОАЭ Сейшельские острова
Белиз Мальта Сейшельские острова Багамские острова Донимика
Наиболее дорогие юрисдикции
Относительно дорогие юрисдикции
Относительно дешевые юрисдикции
«Дешевые» юрисдикции
Рисунок 9.
259
Бизнес в законе
5’2014
Список литературы:
1. Лабыкин А. Выдавливать бизнес из оффшоров будут налогами // Журнал «Эксперт Online». URL: http://expert.ru /2014/01/9/vyidavlivat-biznes-iz-ofshorov-budut-nalogami/ (дата обращения 13.08.2014).
2. Шохина Е. Угроза отлучить бизнес от государства сработала // Журнал «Эксперт Online». URL: http://expert.ru /2013/12/19/ugroza-otluchit-biznes-ot-deneg-gosudarstva-srabotala/ (дата обращения 13.08.2014).
3. Катасонов В. Россия: угроза финальной экспроприации. Статья 4. Угроза под названием «российские оффшоры» // Институт высокого коммунитаризма. URL: http://communitarian.ru/publikacii/ekonomika/rossiya_ugroza_fi nalnoy_ekspropriacii_statya_4_07062013/ (дата обращения
13.08.2014).
4. Обухова Е., Огородников Е. Пора возвращаться с островов // Журнал «Эксперт Online». URL: http://expert.ru /expert/2013/04/pora-vozvraschatsya-s-ostrovov/ (дата обращения 13.08.2014).
5. Рейтинг компаний оффшорных услуг // Информационный портал ПроОффшоры.ру URL: http://prooffshores.ru/ratings (дата обращения 13.08.2014).
6. Николаев И. Резервы для роста // Интернет-портал «Российская газета». URL: http://www.rg.ru/2014/
01/21 /rossiya.html (дата обращения 13.08.2014).
7. Индекс экономической свободы: Узбекистан и Туркменистан - в списке «репрессивных» стран // Информационное агентство «Фергана.Ру». URL: http://www.fergananews.com /news/21692 (дата обращения 13.08.2014).
8. Methodology // 2014 Index of Economic Freedom. URL: http://www.heritage.org/index/book/methodology (дата обращения 13.08.2014).
Reference list:
1. Labykin A. Business will be removed from offshore because of taxes// Magazine "Expert Online». URL: http://expert.ru/2014/01/9/vyidavlivat-biznes-iz-ofshorov-budut-nalogami/ (date accessed 13.08.2014).
2. Shokhina E. Threat to separate business from the state worked// Magazine "Expert Online». URL: http://expert.ru/2013/12/19/ugroza-otluchit-biznes-ot-deneg-gosudarstva-srabotala/ (date accessed 13.08.2014).
3. Katasonov V. Russia: final threat of expropriation. Ar-
ticle 4 The threat called "Russian offshore" // Institute of High communitarianism. URL: http://communitarian.ru/publikacii
/ekonomika/rossiya_ugroza_finalnoy_ekspropriacii_statya_4_0 7062013/ (date accessed 13.08.2014).
4. Obukhov E., Ogorodnikov E. It's time to go to the islands // Magazine "Expert Online». URL: http://expert.ru /expert/2013/04/pora-vozvraschatsya-s-ostrovov/ (date accessed 13.08.2014).
5. The rating of offshore services companies // Information Portal ProOffshory.ru URL: http://prooffshores.ru/ratings/ (date accessed 13.08.2014).
6. Nikolaev I. Provisions for growth // Internet portal "Ros-
siyskaya Gazeta". URL: http://www.rg.ru/2014
/01/21/rossiya.html (date accessed 13.08.2014).
7. Index of Economic Freedom: Uzbekistan and Turkmenistan - in the "repressive" list // Information Agency «Ferghana." URL: http://www.fergananews.com/news/21692/ (date accessed 13.08.2014).
8. Methodology // 2014 Index of Economic Freedom. URL: http://www.heritage.org/index/book/methodology/ (date accessed 13.08.2014).
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Обзор российского рынка оффшорных услуг в контексте экономического состояния оффшорных территорий»
Динамично развивающийся рынок оффшорных услуг ставит перед государством новые задачи по контролю и мониторингу международных финансовых потоков. Российский бизнес, имея одной из своих целей оптимизацию бизнес-процессов, все чаще при организации своей структуры использует оффшорные юрисдикции для построения системы, устойчивой не только на внутригосударственном, но и международном уровне, с налаженными движениями денежных потоков и оптимальным налогообложением. Цели бизнеса различны и потому выбор оффшорной юрисдикции, которая примет на себя часть российских бизнес-процессов, представляет собой сложный процесс отбора территорий по ключевым характеристикам, включающих в себя анализ политических, экономических и институциональных факторов.
Работа «Обзор российского рынка оффшорных услуг в контексте экономического состояния оффшорных территорий» представляет собой обзор российского рынка оффшорных услуг на основе анализа параметров рынка, сложившихся экономических условий, цен, предлагаемого продукта. Авторы исследования производят дифференциацию продукта по странам-оффшорам и предлагают вариант анализа взаимосвязи цен на рынке и экономических параметров стран на основе данных индекса экономической свободы.
Предложенный авторами рейтинг стран в зависимости от сложившихся цен является ценной рекомендацией бизнесменам к выбору оптимальной страны-партнера российского бизнеса. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.
К-т экон. наук, доцент,
начальник Управления координации
и взаимодействия Росфинмониторинга
А.Г. Баталов
260