КРАТКИЕ НАУЧНЫЕ
УДК 221 О. И. Кулиев*
ОБЗОР РАБОТ ПРОФ. И. Р. ТАНТЛЕВСКОГО ПО БИБЛЕИСТИКЕ И ИУДАИКЕ (2000-Е ГОДЫ)
В статье представлен краткий обзор работ проф. И. Р. Тантлевского по библеистике, истории Израиля и Иудеи, кумранистике, иудейским псевдэпиграфам и ряду других тем, написанных им в 2000-е гг. Особое внимание уделено его комментированным переводам библейских текстов и пседэпиграфов.
Ключевые слова: библеистика, иудаика, кумранистика, иудйские псевдэпиграфы, И. Р. Тантлевский.
O. I. Kuliev
A Survey of Prof. I. R. Tantlevskijs works on Biblical and Jewish Studies, written in the 2000s
The paper presents a survey of Prof. I. R. Tantlevskijs works on Biblical studies, history of Israel and Judah / Judaea, Qumran studies, Judaean pseudepigrapha and some other topics, written by him in the 2000s. Special attention is given to Tantlevskijs translations of Biblical and pseudepigraphal texts and his commentaries.
Keywords: Biblical, Jewish and Qumran studies, Judaean pseudepigrapha, I. R. Tantlevskij.
В научном творчестве И. Р. Тантлевского, заведующего Кафедрой еврейской культуры Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, в 2000-е гг. можно выделить пять основных направлений: библеистика; история Израиля и Иудеи до разрушения Второго Храма; кумранистика; иудейские псевдэпиграфы; этимологии. Среди работ по библеистике отметим, прежде всего, его книгу «Введение в Пятикнижие» [см.: 3], написанную в рамках совместной программы Еврейской Теологической Семинарии Америки (Нью-Йорк) и Института Еврейских Исследований (Нью-Йорк). Данное издание стало первым на русском языке научным введением в книги Торы, краеугольный камень Еврейской Библии. Автор знакомит читателя с древнейшими манускриптами Пятикнижия, в том числе хранящимися в Санкт-Петербурге, его древними
* Кулиев Олег Игоревич — кандидат философских наук, ассистент кафедры философии НМСУ «Горный», [email protected]
384
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Выпуск 1
переводами, историей исследования и эволюцией методологических подходов его изучения. И. Р. Тантлевский пытается выявить историко-культурный фон нарративов Пятикнижия и проанализировать комплекс содержащихся в нем ключевых теолого-религиозных и мировоззренческих концепций.
В эти годы И. Р. Тантлевский выступил также как переводчик, научный редактор и автор комментариев книг Пророков в рамках совместного с Еврейским университетом в Иерусалиме проекта по новому переводу на русский книг этих библейских книг [см.: 1 и 2]. Эти издания en regard призваны предоставить читателю новый научный перевод Масоретского текста книг Пророков, а также включают сам еврейский текст. Перевод максимально приближен к оригиналу, свободен от тенденциозных прочтений и учитывает основные данные современных исследований Еврейской Библии и достижения интегральной библейской герменевтики. В организации и разбивке текста оригинала и русского перевода учитывались главные особенности еврейского стихосложения и ритмизованной прозы, данные лингвистического, текстолого-критического и историко-филологического анализа библейских пророчеств. Изданию предпослано большое предисловие, носящее историко-религиоведческий и историко-текстологический характер. Перевод книг Пророков снабжен филологическими примечаниями и комментариями историко-реального характера, в которых, в частности, учтены основные релевантные эпиграфические и археологические данные. Составлен подробный Глоссарий, облегчающий адекватное понимание библейского текста.
В 2000-х гг. И. Р. Тантлевский опубликовал также работы по истории Израиля и Иудеи в эпоху Первого (до 586 г. до н. э.) и Второго (до 70 г. н. э.) Храмов, среди которых отметим, прежде всего, обобщающие монографии [6; 8; 13]. Эти работы явились первыми российскими монографическими исследованиями, в которых прослеживается история еврейского народа от эпохи библейских патриархов до Первой Иудейской войны против Рима. Помимо исторического материала в этих книгах И. Р. Тантлевский анализирует многие основополагающие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев. Рассматриваемые исторические события соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики древнего Израиля и Иудеи и соседних стран, релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-ханаанейскими, угаритскими материалами. Приводится краткий очерк библейской историографии.
В рассматриваемый период И. Р. Тантлевский продолжает публиковать многочисленные работы по кумранистике, среди которых выделим книги: [9; 10; 18]. Автор участвовал также в издании «Энциклопедии рукописей Мертвого моря» [см.: 17 [. В работах по кумранистике И. Р. Тантлевский предлагает собственную реконструкцию истории Кумранской общины, идентификацию ключевых фигур, упоминаемых в рукописях Мертвого моря в зашифрованном виде, относительную хронологию кумранских манускриптов. Особое внимание автор уделяет исследованию мессианско-эсхатологических и соте-риолого-апокалиптических воззрений, отраженных в манускриптах, а также профетическим и мессианским аспектам фигуры харизматического лидера сообщества — Учителя праведности.
В эти же годы И. Р. Тантлевский исследует ряд иудейских псевдэпиграфов [см.: 4; 5; 7; 14; 16] и издает первые русские комментированные переводы ара-
мейских фрагментов Книг Еноха из Кумрана (Книга стражей, Астрономическая книга, Книга видений, Послание Еноха, а также Книга исполинов; (IV) 111-1 вв. до н. э.) и Книги небесных Дворцов, или «Еврейской книги Еноха» (создана на еврейском языке между II и VIII / IX вв. н. э.), в ряде важных аспектов продолжающей и развивающей мистико-эзотерическую енохическую традицию. Также он публикует перевод с иврита «Книги Авраама, называемой "Книгой Созидания"» (создана между II и VI вв. н. э.), которая представляет собой одно из наиболее влиятельных сочинений мистико-гностического толка в истории мировой мысли. Данный перевод выполнен по древнейшей сохранившейся рукописи краткой версии произведения (Парма, Библиотека Палатина, 1286), ближе всего стоящей к архетипу и никогда до этого не переводившейся на русский язык.
В ряде опубликованных в 2000-е гг. статей И. Р. Тантлевский предложил свои этимологии и интерпретации отдельных имен и наименований: «Израиль» [см.: 11], «ессеи» [см.: 14, 15, 19], «Искариот» [см.: 20].
ЛИТЕРАТУРА
1. Еврейская Библия. Ранние Пророки / Участие в пер., науч. ред., коммент., предисл., прил. Игоря Тантлевского. Общ. ред. Александра Кулика. — М.; Иерусалим: Гешарим, 2006.
2. Еврейская Библия. Поздние Пророки / Перев. с древнееврейского, коммен., предисл., глоссарий и др. прил., науч. ред. Игоря Тантлевского. При участии литературного редактора Михаила Вайскопфа. Общ. ред. Александра Кулика. — М.: Книжники; Лехаим, 2013. — (Сер. Библиотека еврейских текстов. Первоисточники.)
3. Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. — М.: Изд-во РГГУ, 2000.
4. Тантлевский И. Р. Книги Еноха. — М.: Гешарим, 2000.
5. Тантлевский И. Р. Книги Еноха: Арамейские фрагменты книг Еноха из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга небесных дворцов. Сефер Йецира-Книга Созидания. Приложение: Эфиопская версия книг Еноха. — М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2002.
6. Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2005.
7. Книга Авраама, называемая «Книгой Созидания» / Пер. с иврита, предисл. и коммент. И. Р. Тантлевского. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. — (Сер. Библеистика и иудаика.)
8. Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. — (Сер. Библеистика и иудаика.)
9. Тантлевский И. Р. Мелхиседек и Метатрон в еврейской мистико-апокалип-тической традиции. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. — (Сер. Библеистика и иудаика.)
10. Тантлевский И. Р. Загадки рукописей Мертвого моря: история и учение общины Кумрана. — СПб.: Изд-во РХГА, 2012.
11. Тантлевский И. Р. Этимология термина «Израиль» в свете борьбы сторонников монотеистического культа Господа с ханаанейским культом духов предков // Вестник РХГА. — 2012. — Т. 13, № 3. — С. 17-19.
13. Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до 70 г. н. э. — СПб.: Изд-во РХГА,
2013.
14. Тантлевский И. Р. Фатализм ессеев // Вестник РХГА. — 2013. — Т. 14, № 3. — С. 316-324.
15. Тантлевский И. Р., Светлов Р. В. «Ессеи как пифагорейцы»: предестинация в пифагореизме, платонизме и кумранской теологии // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. — 2014. — Т. 8, № 1. — С. 54-66.
16. Тантлевский И. Р. Иудейские псевдэпиграфы мистико-гностического толка. — СПб.: Изд-во РХГА, 2014.
17. Encyclopedia of the Dead Sea Scrolls. — New York: Oxford University Press, 2000.
18. Tantlevskij I. R. Melchizedek Redivivus in Qumran? Some Peculiarities of Messianic Ideas and Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls // The Qumran Chronicle. — Vol. 12, N. 1. Special issue. — Kracow — Mogilany: «The Enigma Press», 2004.
19. Tantlevskij I. R., Svetlov R. V. Predestination and Essenism // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. — 2014. — Т. 8, № 1. — С. 50-53.
20. Tantlevskij I. R. Etymology of the Nickname Iskariot (h) ('1акар1ю9/'1акар1ютц<;): the «One Who Saw a Sign» ( (К) op"i (•>) KW/'Opn О К1Л, ('i) sqar (i) 'ot/yisqar (i) 'ot) or the «One Who Slandered / Betrayed a Sign» ( (N) ©pi О Nin/'^pn О К1Л, ('i) sqar (i) 'ot/yisqar (i) 'ot)? // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. — 2014. — Т. 8, № 2. — С. 545-548.