Научная статья на тему 'Обзор работ проф. И. Р. Тантлевского по библеистике и иудаике (2000-е годы)'

Обзор работ проф. И. Р. Тантлевского по библеистике и иудаике (2000-е годы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
438
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
I. R. TANTLEVSKIJ / БИБЛЕИСТИКА / ИУДАИКА / КУМРАНИСТИКА / ИУДЙСКИЕ ПСЕВДЭПИГРАФЫ / И. Р. ТАНТЛЕВСКИЙ / BIBLICAL / JEWISH AND QUMRAN STUDIES / JUDAEAN PSEUDEPIGRAPHA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кулиев О. И.

В статье представлен краткий обзор работ проф. И. Р. Тантлевского по библеистике, истории Израиля и Иудеи, кумранистике, иудейским псевдэпиграфам и ряду других тем, написанных им в 2000-е гг. Особое внимание уделено его комментированным переводам библейских текстов и пседэпиграфов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кулиев О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Survey of Prof. I. R. Tantlevskij’s works on Biblical and Jewish Studies, written in the 2000s

The paper presents a survey of Prof. I. R. Tantlevskij’s works on Biblical studies, history of Israel and Judah / Judaea, Qumran studies, Judaean pseudepigrapha and some other topics, written by him in the 2000s. Special attention is given to Tantlevskij’s translations of Biblical and pseudepigraphal texts and his commentaries.

Текст научной работы на тему «Обзор работ проф. И. Р. Тантлевского по библеистике и иудаике (2000-е годы)»

КРАТКИЕ НАУЧНЫЕ

УДК 221 О. И. Кулиев*

ОБЗОР РАБОТ ПРОФ. И. Р. ТАНТЛЕВСКОГО ПО БИБЛЕИСТИКЕ И ИУДАИКЕ (2000-Е ГОДЫ)

В статье представлен краткий обзор работ проф. И. Р. Тантлевского по библеистике, истории Израиля и Иудеи, кумранистике, иудейским псевдэпиграфам и ряду других тем, написанных им в 2000-е гг. Особое внимание уделено его комментированным переводам библейских текстов и пседэпиграфов.

Ключевые слова: библеистика, иудаика, кумранистика, иудйские псевдэпиграфы, И. Р. Тантлевский.

O. I. Kuliev

A Survey of Prof. I. R. Tantlevskijs works on Biblical and Jewish Studies, written in the 2000s

The paper presents a survey of Prof. I. R. Tantlevskijs works on Biblical studies, history of Israel and Judah / Judaea, Qumran studies, Judaean pseudepigrapha and some other topics, written by him in the 2000s. Special attention is given to Tantlevskijs translations of Biblical and pseudepigraphal texts and his commentaries.

Keywords: Biblical, Jewish and Qumran studies, Judaean pseudepigrapha, I. R. Tantlevskij.

В научном творчестве И. Р. Тантлевского, заведующего Кафедрой еврейской культуры Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, в 2000-е гг. можно выделить пять основных направлений: библеистика; история Израиля и Иудеи до разрушения Второго Храма; кумранистика; иудейские псевдэпиграфы; этимологии. Среди работ по библеистике отметим, прежде всего, его книгу «Введение в Пятикнижие» [см.: 3], написанную в рамках совместной программы Еврейской Теологической Семинарии Америки (Нью-Йорк) и Института Еврейских Исследований (Нью-Йорк). Данное издание стало первым на русском языке научным введением в книги Торы, краеугольный камень Еврейской Библии. Автор знакомит читателя с древнейшими манускриптами Пятикнижия, в том числе хранящимися в Санкт-Петербурге, его древними

* Кулиев Олег Игоревич — кандидат философских наук, ассистент кафедры философии НМСУ «Горный», [email protected]

384

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Выпуск 1

переводами, историей исследования и эволюцией методологических подходов его изучения. И. Р. Тантлевский пытается выявить историко-культурный фон нарративов Пятикнижия и проанализировать комплекс содержащихся в нем ключевых теолого-религиозных и мировоззренческих концепций.

В эти годы И. Р. Тантлевский выступил также как переводчик, научный редактор и автор комментариев книг Пророков в рамках совместного с Еврейским университетом в Иерусалиме проекта по новому переводу на русский книг этих библейских книг [см.: 1 и 2]. Эти издания en regard призваны предоставить читателю новый научный перевод Масоретского текста книг Пророков, а также включают сам еврейский текст. Перевод максимально приближен к оригиналу, свободен от тенденциозных прочтений и учитывает основные данные современных исследований Еврейской Библии и достижения интегральной библейской герменевтики. В организации и разбивке текста оригинала и русского перевода учитывались главные особенности еврейского стихосложения и ритмизованной прозы, данные лингвистического, текстолого-критического и историко-филологического анализа библейских пророчеств. Изданию предпослано большое предисловие, носящее историко-религиоведческий и историко-текстологический характер. Перевод книг Пророков снабжен филологическими примечаниями и комментариями историко-реального характера, в которых, в частности, учтены основные релевантные эпиграфические и археологические данные. Составлен подробный Глоссарий, облегчающий адекватное понимание библейского текста.

В 2000-х гг. И. Р. Тантлевский опубликовал также работы по истории Израиля и Иудеи в эпоху Первого (до 586 г. до н. э.) и Второго (до 70 г. н. э.) Храмов, среди которых отметим, прежде всего, обобщающие монографии [6; 8; 13]. Эти работы явились первыми российскими монографическими исследованиями, в которых прослеживается история еврейского народа от эпохи библейских патриархов до Первой Иудейской войны против Рима. Помимо исторического материала в этих книгах И. Р. Тантлевский анализирует многие основополагающие аспекты религиозно-теологического мировоззрения древних евреев. Рассматриваемые исторические события соотносятся с новейшими данными археологии и эпиграфики древнего Израиля и Иудеи и соседних стран, релевантными месопотамскими, египетскими, сиро-ханаанейскими, угаритскими материалами. Приводится краткий очерк библейской историографии.

В рассматриваемый период И. Р. Тантлевский продолжает публиковать многочисленные работы по кумранистике, среди которых выделим книги: [9; 10; 18]. Автор участвовал также в издании «Энциклопедии рукописей Мертвого моря» [см.: 17 [. В работах по кумранистике И. Р. Тантлевский предлагает собственную реконструкцию истории Кумранской общины, идентификацию ключевых фигур, упоминаемых в рукописях Мертвого моря в зашифрованном виде, относительную хронологию кумранских манускриптов. Особое внимание автор уделяет исследованию мессианско-эсхатологических и соте-риолого-апокалиптических воззрений, отраженных в манускриптах, а также профетическим и мессианским аспектам фигуры харизматического лидера сообщества — Учителя праведности.

В эти же годы И. Р. Тантлевский исследует ряд иудейских псевдэпиграфов [см.: 4; 5; 7; 14; 16] и издает первые русские комментированные переводы ара-

мейских фрагментов Книг Еноха из Кумрана (Книга стражей, Астрономическая книга, Книга видений, Послание Еноха, а также Книга исполинов; (IV) 111-1 вв. до н. э.) и Книги небесных Дворцов, или «Еврейской книги Еноха» (создана на еврейском языке между II и VIII / IX вв. н. э.), в ряде важных аспектов продолжающей и развивающей мистико-эзотерическую енохическую традицию. Также он публикует перевод с иврита «Книги Авраама, называемой "Книгой Созидания"» (создана между II и VI вв. н. э.), которая представляет собой одно из наиболее влиятельных сочинений мистико-гностического толка в истории мировой мысли. Данный перевод выполнен по древнейшей сохранившейся рукописи краткой версии произведения (Парма, Библиотека Палатина, 1286), ближе всего стоящей к архетипу и никогда до этого не переводившейся на русский язык.

В ряде опубликованных в 2000-е гг. статей И. Р. Тантлевский предложил свои этимологии и интерпретации отдельных имен и наименований: «Израиль» [см.: 11], «ессеи» [см.: 14, 15, 19], «Искариот» [см.: 20].

ЛИТЕРАТУРА

1. Еврейская Библия. Ранние Пророки / Участие в пер., науч. ред., коммент., предисл., прил. Игоря Тантлевского. Общ. ред. Александра Кулика. — М.; Иерусалим: Гешарим, 2006.

2. Еврейская Библия. Поздние Пророки / Перев. с древнееврейского, коммен., предисл., глоссарий и др. прил., науч. ред. Игоря Тантлевского. При участии литературного редактора Михаила Вайскопфа. Общ. ред. Александра Кулика. — М.: Книжники; Лехаим, 2013. — (Сер. Библиотека еврейских текстов. Первоисточники.)

3. Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. — М.: Изд-во РГГУ, 2000.

4. Тантлевский И. Р. Книги Еноха. — М.: Гешарим, 2000.

5. Тантлевский И. Р. Книги Еноха: Арамейские фрагменты книг Еноха из Кумрана. Еврейская книга Еноха, или Книга небесных дворцов. Сефер Йецира-Книга Созидания. Приложение: Эфиопская версия книг Еноха. — М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2002.

6. Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2005.

7. Книга Авраама, называемая «Книгой Созидания» / Пер. с иврита, предисл. и коммент. И. Р. Тантлевского. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. — (Сер. Библеистика и иудаика.)

8. Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. — (Сер. Библеистика и иудаика.)

9. Тантлевский И. Р. Мелхиседек и Метатрон в еврейской мистико-апокалип-тической традиции. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. — (Сер. Библеистика и иудаика.)

10. Тантлевский И. Р. Загадки рукописей Мертвого моря: история и учение общины Кумрана. — СПб.: Изд-во РХГА, 2012.

11. Тантлевский И. Р. Этимология термина «Израиль» в свете борьбы сторонников монотеистического культа Господа с ханаанейским культом духов предков // Вестник РХГА. — 2012. — Т. 13, № 3. — С. 17-19.

13. Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до 70 г. н. э. — СПб.: Изд-во РХГА,

2013.

14. Тантлевский И. Р. Фатализм ессеев // Вестник РХГА. — 2013. — Т. 14, № 3. — С. 316-324.

15. Тантлевский И. Р., Светлов Р. В. «Ессеи как пифагорейцы»: предестинация в пифагореизме, платонизме и кумранской теологии // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. — 2014. — Т. 8, № 1. — С. 54-66.

16. Тантлевский И. Р. Иудейские псевдэпиграфы мистико-гностического толка. — СПб.: Изд-во РХГА, 2014.

17. Encyclopedia of the Dead Sea Scrolls. — New York: Oxford University Press, 2000.

18. Tantlevskij I. R. Melchizedek Redivivus in Qumran? Some Peculiarities of Messianic Ideas and Elements of Mysticism in the Dead Sea Scrolls // The Qumran Chronicle. — Vol. 12, N. 1. Special issue. — Kracow — Mogilany: «The Enigma Press», 2004.

19. Tantlevskij I. R., Svetlov R. V. Predestination and Essenism // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. — 2014. — Т. 8, № 1. — С. 50-53.

20. Tantlevskij I. R. Etymology of the Nickname Iskariot (h) ('1акар1ю9/'1акар1ютц<;): the «One Who Saw a Sign» ( (К) op"i (•>) KW/'Opn О К1Л, ('i) sqar (i) 'ot/yisqar (i) 'ot) or the «One Who Slandered / Betrayed a Sign» ( (N) ©pi О Nin/'^pn О К1Л, ('i) sqar (i) 'ot/yisqar (i) 'ot)? // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. — 2014. — Т. 8, № 2. — С. 545-548.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.