Хроника
В.А. Леванков
ОБЗОР НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА»
11 марта 2011 года в Кабинете гуманитарных технологий СПбГПУ состоялась региональная конференция «Актуальные проблемы российского менеджмента», организованная кафедрой социологии и права гуманитарного факультета Политехнического университета. Конференция собрала авторитетных социологов, экономистов, юристов, представляющих самые крупные и известные вузы региона, занимающиеся подготовкой менеджеров и разработкой научных проблем менеджмента — СПбГУ, СПбГПУ, СПбГАУ, РГПУ им. А.И. Герцена, СПбГИЭУ, Институт экономики Карельского научного центра РАН, Международный институт трудовых и социальных отношений (Республика Беларусь, г. Минск). В конференции также приняли участие представители средних учебных заведений — Александровского лицея и Морского технического колледжа.
Открыл конференцию заведующий кафедрой социологии и права кандидат исторических наук, профессор В.А. Леванков. Он отметил, что усилия научно-педагогического коллектива кафедры, которую он представляет, направлены на поиск и освоение наиболее эффективных образовательных технологий подготовки специалистов в области менеджмента, поэтому в научных исследованиях преподавателей кафедры важнейшее место занимает мониторинг наиболее актуальных проблем современной сферы управления.
В послании Президента СПбГПУ академика Ю.С. Васильева к участникам конференции подчеркивалось, что кафедра за 16 лет своего существования (основана 14 мая 1994 года при непосредственном участии Ю.С. Васильева) внесла достойный вклад в подготовку менеджеров для отечественной и зарубежной практики. В своей деятельности она всегда учитывала насущные потребности экономического развития российского общества. Выпускники кафедры успешно трудятся на предприятиях различных форм собственности не только в России, но и за ее пределами: в Германии, США, Китае, Таиланде, Финляндии. В своем послании Ю.С. Васильев выразил на-
дежду, что обмен опытом на конференции послужит хорошей базой для совершенствования качества учебного процесса и более эффективной деятельности будущих специалистов.
Конференцию приветствовал декан гуманитарного факультета доктор социологических наук, профессор И.Е. Тимерманис. Он отметил, что кафедра социологии и права продолжает традиции гуманитарного образования, заложенные в Политехническом университете такими известными учеными-гуманитариями, как М.М. Ковалевский, П.Б. Струве, Н.С. Тимашев. Декан подчеркнул, что сегодня особенно важно развивать межуниверситетское взаимодействие и научный обмен мнениями с коллегами, так как обсуждение инновационных идей позволяет успешно решать стоящие перед образованием задачи всестороннего реформирования.
Большой интерес участников конференции вызвал доклад доктора экономических наук, профессора Н.Н. Молчанова «Инноватив-ность менеджмента и экономический цикл». Докладчик указал на связь экономических циклов с человеческим фактором. Рассматривая четыре известных психотипа личности (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), автор, следуя теории Л. Гумилева, приходит к выводу, что в основе роста и бурного развития лежат способности особого слоя людей — пассионариев-инноваторов разрабатывать и внедрять новшества в общественную практику. Такие люди чаще всего холерики. В моменты масштабных экономико-политических кризисов формируется несколько разнопрофильных кластеров пассионариев-инноваторов: научно-технический, бизнес-экономический, административно-управленческий, а также кластеры людей культуры. Пассионарии-инноваторы начинают реальные преобразования в технике, бизнесе, управлении обществом. Смена кластеров приводит к сокращению длительности циклов, особенно по мере ускорения научно-технического прогресса. Чем выше научно-технический и материально-
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки 2' 2011
технический уровень развития человеческого сообщества, тем быстрее достигается экономическое благополучие, ведущее к новому кризису.
В докладе доктора исторических наук Л.А. Даринской (СПбГУ) был поднят вопрос о внедряемых в образование инновациях в рамках процесса модернизации высшей школы. Она отметила, что в целом инновационное образование ориентировано на развитие творческого потенциала индивида, стимулирование его мотивации к саморазвитию на основе индивидуального выбора той или иной образовательной траектории и сферы профессиональной деятельности. Л.А. Даринская так сформулировала четыре ведущих фактора, позволяющие регулировать качество инновационного образования в вузе: 1) чему учить (содержание ООП — основных образовательных программ); 2) кого учить (мотивация и знания современного студента);
3) кто учит (квалификация преподавателей);
4) как учить (дидактическое и технологическое обеспечение учебного процесса). Особый интерес участников вызвало освещение вопроса о технологиях, направленных на личностно развивающее обучение, что предполагает не только накопление знаний и умений, но и непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализации будущего специалиста, развитие его познавательных способностей. В докладе подчеркивалось, что студент сам должен определять траекторию своего индивидуального развития, а педагог должен создать для этого условия с помощью активных методов и средств обучения, интерактивных организационных форм. Перемещение акцента с процесса преподавания на процесс освоения студентами опыта самообразования позволит им высвободить время для научной и исследовательской деятельности, а также работать в собственном темпе и в соответствии со своими интересами.
Участвующие в дискуссии преподаватели согласились с высказанными идеями. В частности, подчеркивалось, что такой подход будет способствовать усилению межпредметных связей (И.Б. Захарова), сотрудничеству с рынком труда (В.Г. Ульянова), развитию коммуникативных способностей (И.М. Бродская, Е.Б. Тимерманис, Е.Г. Поздеева), успешному управлению ИТ-инфраструктурой современно-
го предприятия (Г.А. Ботвин, Л.Д. Карабанова), решению проблем антикризисного управления (А.Ю. Мохорова). Вместе с тем выступающие указывали, что говорить об инновациях образования некорректно, если не приняты меры по обеспечению высокого качества профессиональной подготовки преподавателей.
Во второй части конференции состоялся «круглый стол», в котором приняли участие: В.А. Леванков, В.Я Фетисов, И.М. Бродская, А.П. Панфилова, Г.А. Ботвин, Е.Г. Поздеева, Н.Н. Кудрина и др. Участники обсуждали проблемы формирования компетенций современного менеджера, адекватных современным требованиям рынка. Внимание было акцентировано на развитие у студентов поведенческих практик с помощью расширения доли интерактивных занятий, а также на закрепление в их личностном плане установки на саморазвитие и самосовершенствование, необходимость постоянного овладения новейшими инструментами IT-технологий. Наряду с этим была затронута проблема укрепления деловых и педагогических контактов между университетами и учреждениями среднего профессионального образования (М.А. Попкова).
В подготовке и организации конференции активное участие приняли студенты кафедры социологии и права К.С. Баладинская, М.И. Золотухина, А.К. Кривогубец, А.В. Лукин, Е.Н. Оборина, А.А. Олехова, М.К. Храмова, Е.К. Чугунова. Представленные студентами тезисы сообщений и их полемические высказывания на конференции показали, что студенты владеют культурой мышления, способны к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умеют логически верно и аргументированно строить свою речь, использовать нормативные правовые документы, стремятся к саморазвитию.
Конференция рекомендовала принять во внимание информацию, содержащуюся в докладах и полемических выступлениях; преподавателям обратить внимание на расширение круга интерактивных форм обучения, делая акцент на развитие профессиональной идентичности студента; продолжить научную работу по проведению исследований и подготовке студенческих проектов в области актуальных проблем современного менеджмента.