-►
Хроника
И.П. Березовская, О.Д. Шипунова
v международная научно-теоретическая конференция «коммуникативные стратегии информационного общества»
С 14 по 16 ноября 2012 года на базе Санкт-Петербургского политехнического университета проходила V Международная научно-теоретическая конференция «Коммуникативные стратегии информационного общества», организованная департаментом корпоративных общественных связей и гуманитарным факультетом Санкт-Петербургского государственного политехнического университета совместно с кафедрой политологии и социологии Киевского национального университета технологий и дизайна, при информационной поддержке издательства «Наука и культура» и журнала «Вопросы культурологии».
В обсуждении проблемных вопросов, заявленных в программе конференции, приняли участие 115 специалистов из разных областей гуманитарного знания, представлявших различные регионы России, Украину, Беларусь, Польшу, Казахстан. В числе участников 3 проректора из вузов Казахстана, Украины, Москвы, 6 заведующих кафедрами. Интеллектуальное сообщество, образованное тематикой конференции, составили доктора наук (21 человек), кандидаты наук, аспиранты, соискатели, студенты, заинтересованные слушатели.
Санкт-Петербургский политехнический университет представляли: директор департамента корпоративных общественных связей А.Н. Кобышев, декан гуманитарного факультета профессор И.Е. Тимерманис, начальник отдела по работе со СМИ М.С. Арканникова, профессор кафедры философии О.Д. Шипу-нова. В работе конференции приняли участие 15 доцентов и сотрудников, аспиранты и студенты гуманитарного факультета.
Московский регион России представляли: проректор Академии медиаиндустрии доктор
филологических наук, профессор А.А. Калмыков; заведующий кафедрой общественных связей РГГУ доктор философских наук С.В. Кля-гин; доктор философских наук, профессор Российского торгово-экономического университета Э.В. Баркова; главный редактор журнала «Вопросы культурологии» кандидат философских наук А.В. Агошков.
Конференция была нацелена на концептуальную интеграцию научных исследований по проблемам социального управления и социокультурной динамики, разработку представлений об инновационном, информационном, сетевом обществе, уточнение междисциплинарного понятийного аппарата анализа коммуникативных процессов, сетей и технологий в современном социуме.
Исследование коммуникативных стратегий привлекло внимание отечественных и зарубежных лингвистов в 80-х годах XX века (В.З. Де-мьянков, 1982; Т.А. Ван Дейк, 1983; Г.Т. Сухих, 1986; Мозес Койт Тайлер, О.Н. Верещагин, 1990). Коммуникативные стратегии рассматривались как часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели.
Изначально под «коммуникацией» понимался обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов. Основные исследования велись в лингвистике. Но в связи с увеличением роли информации в современном мире изменилось представление о коммуникации, расширилась и область исследований данного процесса. В настоящее время под коммуникацией понимаются и система, в которой осуществляется взаимодействие, и
различные способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Осмысление роли феномена коммуникации в социальной динамике как системообразующего фактора экономической, политической, индивидуальной жизни вывело на первый план актуальность смысловых взаимодействий. Феномен коммуникации в широком гуманистическом аспекте ассоциируется с трансляцией смыслов в историко-культурном и межиндивидуальном плане, передачей и изменением жизненного багажа, включая осознаваемые информационные сообщения, а также комплекс эмоций, интенций, установок.
Информационная революция второй половины XX века не только обусловила увеличение во все нарастающих размерах доли СМИ, сети Интернет, сотовой и спутниковой связи в обеспечении информационно-коммуникативного взаимодействия между людьми, но и изменила их образ жизни, социальные механизмы, обеспечивающие функционирование коммуникативного пространства населения планеты. Развитие сетевых информационных технологий и СМИ, обладающих широкими возможностями воздействия на массовое сознание, неизбежно включает страны мира в глобальный процесс формирования новой информационной культуры.
Особенностью развития информационного общества в XXI веке является глобализация, которая сопровождается постоянно нарастающим количеством коммуникативных средств и посредников, формированием совершенно нового типа многостороннего, опосредованного интерактивного и социального взаимодействия. Коммуникативные процессы попадают в поле зрения многих наук социально-гуманитарной и научно-технической сферы. На актуальный поиск теории, интегрирующей и обобщающей достигнутые результаты в различных областях, направлены программные установки конференции, в частности: междисциплинарный синтез исследований коммуникативных процессов, выявление методологической базы теоретических построений в отношении анализа феномена коммуникации, конструирования современных социальных технологий в условиях развития СМИ и технологии массового воздействия.
Концептуальная интеграция исследований социальной философии, межкультурных
коммуникаций, инновационных процессов в социальной сфере, PR-технологий составляет открытую проблемную область современной науки о жизни, обществе, человеке. Анализ коммуникативных стратегий в контексте глобализации и тотальной конкуренции представляет интерес и в плане ресурсов оптимизации социального управления на современном этапе развития информационного сетевого общества. В центре внимания оказываются коммуникативные стратегии и практики на основе рефлексии, убеждения, понимания, свободного выбора. Неудивительно, что в данную работу все больше включаются философы.
Пленарное заседание конференции открылось докладом доктора философских наук, профессора О.Д. Шипуновой, в котором формулировались главные установки исследования проблем развития информационного общества. В докладе доктора философских наук, профессора С.В. Клягина (Москва, РГГУ) подчеркивалось возрастание роли теоретического обеспечения в распространении коммуникативных стратегий и практик. Неоднозначность осмысления коммуникации как информационно-смыслового взаимодействия, которое обязано обеспечить трансляцию смысла, отметил в своем выступлении доктор филологических наук А.А. Калмыков (Москва, Академия медиаин-дустрии). Но в настоящее время все чаще вместо смысла передается симулякр смысла, порождающий уже новый индивидуальный смысл у коммуникаторов. В этой ситуации эффективность коммуникации в существенной мере будет зависеть от жизнеспособности порождаемых симулякров, а также от степени активности субъекта коммуникации. Тенденции современного общества порождают в своих глубинах новую социокультурную ситуацию, вследствие которой зарождается новый тип человека — homo commucativus, подчеркнула в своем докладе доктор философских наук, профессор Э.В. Баркова. Homo commucativus — культурно-природный микрокосм, который воспроизводит, переживает, содержательно оценивает, осваивает всю сеть коммуникаций, пронизывающую планету и жизнь мирового сообщества, обеспечивая самосознание, взаимопонимание и включенность homo commucativus во все планетарные процессы, включая сохранение природного и культурного наследия. Процесс само-
4
Хроника
постижения человеком своей природы можно связать с Возрождением XXI века. Важным моментом такого самопостижения и поддержания духовного иммунитета российского сообщества может выступить, в частности, осмысление достижений отечественной истории и традиционных отечественных святынь, отметила в своем докладе кандидат культурологии Н.В. Рудская.
Программа конференции включала выступления и дискуссии по сквозным темам, таким как «Философия коммуникации», «Науки и культура в информационном сетевом обществе», «Инновации и образование», «Проблемы межкультурной коммуникации», «Человеческие ресурсы и организационная культура в социотехнических системах», «Коммуникативные стратегии государственного управления», «Коды и технологии массовой коммуникации».
В секции «Философия коммуникации» обсуждались социальные проблемы глобальной информационной реальности. Доктор философских наук О.Д. Гаранина отметила в своем выступлении коммуникативный парадокс созданной человеком новой информационно-сетевой реальности: каждый человек в информационном взаимодействии открыт и закрыт миру одновременно. Виртуальное общение вытесняет реальное, ослабляя традиционное социокультурное влияние. Вместе с тем утрачивается его регулятивное воздействие на личность, что приводит к установлению эгоистичного, поверхностного отношения друг к другу. Кандидат социологии Л.И. Евсеева, напротив, подчеркнула, что влияние на личность — явление сложное, связанное с тесным переплетением не только сознательных, но и стихийно взаимодействующих факторов (индивидуальный жизненный опыт, социальные условия существования, социальное окружение и т. п.). Поэтому личность не может рассматриваться как пассивный объект воздействия. Поскольку реальностью в информационном пространстве является система отношений, обусловленных символическим обменом, можно говорить, что в настоящее время происходит не просто утрата социокультурного регулятивного воздействия на людей, но ведется поиск новых форм упорядочивания отношений между ними, отметил доктор философских наук С.В. Борисов.
Участники конференции уделили особое внимание вопросу соотношения науки и куль-
туры в информационном сетевом обществе. Подчеркивалось, что коммуникация выступает способом существования научного знания в информационном обществе (М.М. Уткина), а сами коммуникативные явления образуют необходимую основу культуры (доктор культурологи В.И. Грачев). Исследования коммуникации в связи с этим становятся с каждым днем все более актуальными. В то же время есть опасность, что создание единого информационного пространства может привести к унифицированности коммуникации, а вслед за ней и к унифицированности общества, отметила кандидат философских наук Т.Б. Карулина.
Проблема теоретического обеспечения коммуникативных стратегий обсуждалась в рамках секции, посвященной интеллектуально-коммуникативным сетям в истории и современности. Существование интеллектуальной сети республики ученых в эпоху Просвещения убедительно показала в своем докладе кандидат культурологии В.С. Трофимова. Подчеркнув особенности современного поколения как «цифрового» поколения Сети, доктор философских наук А.Т. Кулсариева (Казахстан) связала модернизацию образования и его проблемы с успешным сотрудничеством представителей разных поколений, с эффективной коммуникацией в образовательном пространстве. В перспективе информационного сетевого общества коммуникативно-образовательная стратегия определена в существенной мере компьютерным языком и форматом компьютерно-экранного обучения, позволяющим реализовать интерактивное «образование + развлечение» («образвлечение»).
На секции, посвященной вопросам инноваций в образовании, была отмечена перспективность социального образования как связующего звена между наукой и практикой, а также между гуманитарными и техническими дисциплинами. По мысли доктора философских наук О.В. Кашириной, центральным звеном социального образования должна стать культура времени как способ организации всего научно-образовательного и учебно-воспитательного процесса. Культура времени может быть воплощена в практике преподавания международного курса, который, в свою очередь, может стать началом создания международной системы социального образования в странах
СНГ. Кандидат социологии М.С. Арканникова отметила, что для современного инженера важно не только овладение более широким спектром компетенций, но и развитие способности к продуктивной деятельности, соединяющей функции «основного генератора инноваций», исследователя и организатора, что требует разработки нового имиджа выпускника и образовательной системы политехнического вуза.
Вопрос о формировании имиджа и его коммуникативной роли поднимался и на секции, посвященной социокультурным средам информационного общества. Доктор социологии О.Л. Гнатюк в своем докладе отметила, что недооценка социокультурного подхода может выступать одним из серьезных препятствий в формировании позитивного внешнего имиджа любого территориально-государственного субъекта. В этом ключе рассматривались и коммуникативные стратегии государственного управления. Кандидат философских наук Е.В. Суший (Украина), выделив особенности коммуникативных стратегий современных гибридных режимов, в которых демократические институты лишь формально обозначены, но не исполняют своих функций, подчеркнула, что гибридные режимы не временное явление, а устойчивая политическая система, способная существовать длительное время. В своем выступлении доктор философских наук Н.А. Лукьянова на примере анализа сайтов города Томска убедительно показала актуальность этики ответственности в формировании коммуникативных стратегий власти. Рассматривая символические атрибуты коммуникативных практик власти в интернет-пространстве, она подчеркнула, что выбор коммуникативных стратегий, соответствующих определенным этическим принципам, будет способствовать стимулированию социально активной позиции человека. Вопросы о живом знании, свободе личности, ее информационно-коммуникативной безопасности в контексте глобализации были центральными в секции «Личность в информационном обществе».
Главная черта современного мира — противостояние процессов глобализации и глокализа-
ции. В условиях интенсификации процессов взаимодействия в экономической, политической, информационно-интеллектуальной сферах общественной жизни ни одна из национальных культур не в состоянии реализовать потенциал собственного развития вне взаимодействия с другими культурами и с культурой информационного общества. Проблемы сохранения национального разнообразия обсуждались в рамках секции, посвященной особенностям межкультурной коммуникации в информационном обществе. Участники секции исследовали процессы трансформации национальной идентичности под влиянием глобализационных процессов.
В секции, посвященной человеческим ресурсам социотехнических систем, рассматривались организационные проблемы управления персоналом, обсуждались стратегии манипуляции поведением, сознанием и самосознанием как приоритетные коммуникативные стратегии социального управления в современном обществе. Этим вопросам был посвящен научно-практический семинар «Инновационный менеджмент: организационная культура и профессиональная коммуникация». Ключевые доклады сделали профессор СПбГУП А.П. Марков и главный редактор журнала «Вопросы культурологии» А.В. Агошков.
Работу конференции заключал «круглый стол» на тему: «Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникативные технологии в образовании», проведенный совместно с участниками ежегодного форума «Дни философии в Санкт-Петербурге — 2012: философия и образование в современном мире», проходившего в это время. Выступления и дискуссии показали заинтересованность исследователей в конструктивной взаимосвязи науки и образования, сохранении интеллектуального и нравственного потенциала современного общества.
Основные идеи участников конференции нашли отражение в книге «Коммуникативные стратегии информационного общества: труды V Международной научно-теоретической конференции» (СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2012. - 306 с).