Методики раннего развития: за и против
Алла Степановна Сиденко
кандидат педагогических наук профессор АПК и ППРО Галина Алексеевна Яшина
кандидат педагогических наук директор школы № 64 г. Москва
J ^
ОБЗОР МЕТОДИК РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Л
г
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы целесообразности раннего развития ребенка, проводится обзор методик раннего развития. Рассматриваются основные характеристики и отличительные черты каждой методики, формулируются основные правила работы по данной методике. Статья содержит практические рекомендации для родителей, интересующихся проблемой раннего развития ребенка.
Ключевые слова: раннее развитие, развивающие методики, творчество, методика Домана, методика Сесиль Лу-пан, методика Монтессори, методика Никитиных, методика Зайцева.
Он взрослых изводил вопросом «почему?» Его прозвали «маленький философ», Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не досаждал вопросом «почему?».
(С. Я. Маршак)
Истоки вопроса: «Почему из школы уходят «ПОЧЕМУЧКИ», находятся в раннем детстве, до школьного образования. Изучив, что там происходит, или должно происходить, можно выстроить линию развития ребенка в школе, избежав проблемы потери интереса, мотивации,поисковой активности.
Вопрос раннего обучения детей актуален для всех родителей - почему ребёнок должен начать обучение с 7 лет, когда «после трёх уже поздно»? Нелепость ситуации с общим образованием очевидна: формальное обучение начинается тогда, когда заканчивается сенситивный период развития ребёнка.
В последнее время о раннем обучении детей появилось много работ, печатной и игровой продукции, адресованной в первую очередь озабоченным родителям и педагогам [2,4,14,15,17,18,19]. Индустрия детских игр и игрушек взяла на вооружение модное слово «развитие», и теперь все детские игрушки стали развивающими. Они развивают всё: от тонкой моторики руки до креативности.
Если о достоинствах и недостатках каких-либо определённых методических разработок по раннему обучению детей можно ещё спорить, то бесспорность раннего обучения очевидна.
Против этого могут возражать лишь те, «кто имел несчастье родиться раньше и создать «свои» методи-
ки», либо определённая часть родителей, прошедшая горнило современной школы и взывающая против не только раннего, но и вообще против всякого обучения, лишающего ребёнка детства!
Но именно о радости раннего обучения детей пишут и Г. Доман, и Н. Зайцев. «Малыши хотят и могут учиться... Годовалого ребёнка научить читать легче, чем шестилетнего»,- не устаёт повторять американский педиатр Глен Доман [26, 27].
Школьная же система обучения пронизана сплошными несоответствиями психологическим возможностям развития ребёнка:
•1. Несовпадение сенситивного периода развития (от 0 до 6 лет) с периодом обучения в школе (с 7 до 16 лет).
•2. Классно-урочная форма организации ученического сообщества, исключающая продуктивное взаимодействие одноклассников на уроке.
•3. Иллюстативно-объяснительные методы подачи учебного материала.
•4. Стрессогенная ситуация: около 20% учебного времени уходит на проверку знаний, 75% - на объяснение и 5% -на деятельность ученика.
•5. Преобладание отрицательных эмоций на уроке: страха (от того, что вызовут к доске, что не выдашь тот единственный ответ, которого ждет учитель), скуки (так как активен-то учитель в большей мере, а ученик пассивен).
•6. Авторитарность как всей системы образования, так и отдельного учителя.
•8. Акцент работы учителя на слабых учеников и недостаточное внимание развитию способных учащихся.
•9. Ограниченность пятибалльной оценочной системы знаний.
Эксперимент и инновации в школе 2013/6
31
Методики раннего развития: за и против
Этот список можно продолжать до бесконечности. Как следствие всего этого -стойкое отсутствие мотивации к обучению и сплошная безграмотность [2,11,12,13]. Г. Доман: «Школьная система принижает ребёнка, создаёт условия не для успехов, а для поражения». Чтобы приблизить современную систему образования к психологическим возможностям ребёнка, её нужно коренным образом перестроить. Либо же, выражаясь словами Е. Базарова, «сначала место расчистить», т.е. не реорганизовывать систему, а создавать её заново, возможно, параллельно с существующей.
Лекторий для родителей по модели Г. Домана и организация занятий по методикам раннего развития -это, на наш взгляд, лишь начало пути. Главное - теперь не только педагоги и психологи, но и родители приходят к пониманию, что раннее обучение детей -единственная необходимая возможность естественного, т.е. высокоэффективного развития каждого ребенка.
Менталитет нашего общества пришёл к осознанию безграничных возможностей ребёнка: маленькие дети хотят, могут и должны учиться,- и растёт число родителей, заинтересованных начать обучение своего малыша как можно раньше, поэтому раннее обучение детей становится все более распространенным [18,20,21].
В современном мире события сменяют друг друга с огромной скоростью и время летит стремительно. Приходят и уходят новые реформы, сменяют друг друга политики, взрослеют дети. Возможно, поэтому молодые родители, боясь опоздать, спешат сразу после появления на свет малыша спланировать его будущее и решить следующие проблемы: сколько лет сидеть с ребенком дома, отдавать ли его в ясли, нанимать ли няню, с какого возраста приглашать специалистов по раннему обучению ребенка, в какую гимназию отдавать учиться, какой из вузов окажется достойным принять выпускника после окончания 11 класса.
Перечисленные проблемы не являются надуманными, они волнуют почти всех мам и пап, бабушек и дедушек. Решая их, трудно учесть множество переменных, из которых состоит наша жизнь. И, конечно, все родители надеются, что их ребенок окажется очень способным и во многом преуспеет: будет развиваться семимильными шагами, возможно, проявит музыкальные способности, умственную или художественную одаренность, блестяще окончит школу. Именно поэтому родители интересуются проблемами раннего развития и часто задают себе вопрос: правильно ли то, что «чем раньше начинать учить, тем лучше»? Может быть, наоборот: беззаботное детство стоит продлить, а устать от учения ребенок еще успеет? Какую развивающую методику выбрать для ребенка? А главное, когда начинать? В год, в два, в три? Непосредственно перед школой?
Существует множество взглядов на проблему раннего развития ребенка: одни специалисты считают, что ребенка до 3 лет не надо учить ничему,- ему необ-
ходима свобода. Главное - хороший уход за ребенком, а остальное все придет к нему с годами.
Другие считают, что учить ребенка можно и нужно, но только ненавязчиво в игре, учитывая возрастные возможности малыша [17,18, 24,25]. Третьи доказывают, что ребенку до трех лет необходимо дать как можно больше новой информации по всем областям знаний, так как основы способностей и личности в целом закладываются как раз в этом возрасте. Есть педагоги и психологи, которые предлагают разработанную ими почасовую сетку занятий с ребенком, в которой планируется обучение ребенка с полутора лет двум иностранным языкам (по два раза в неделю каждый), математике, компьютерной грамотности и т.д.
Итак, какого же подхода следует придерживаться в воспитании малыша?
Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и др. Но, как отмечает выдающийся психолог XX столетия Л. С. Выготский [4], главной, доминирующей функцией данного возраста является восприятие. А это значит, что наибольших успехов ребенок этого возраста достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. Именно восприятие является той функцией сознания, которую надо развивать в первую очередь.
Каких успехов достигает ребенок в области восприятия? Дети второго года жизни могут узнавать на картинках различные предметы по их некоторым деталям (при этом цвет не играет никакой роли). Но не всегда дети могут соотнести нарисованный предмет с реальным, и этому их надо учить. Так, например, читая ребенку книгу, мама может задать вопрос: «Кто это?» -и ответить: «Зайчик», а затем показать игрушечного зайку: «Зайка на картинке и зайка у меня в руках». Позже на вопрос «кто это?» ребенок будет отвечать сам.
Восприятие ребенка раннего возраста в значительной степени отличается от восприятия дошкольника. Попробуйте провести эксперимент: на глазах ребенка разобрать пирамидку и попросить собрать ее обратно. Сначала ребенок будет действовать наугад и вряд ли без помощи взрослого придет к верному решению. Чтобы восприятие малыша совершенствовалось, ему можно предложить не только пирамидку, но и набор мисочек разных размеров, чтобы малыш вставлял одну в другую, набор матрешек и т.д. Играя с этими игрушками, ребенок вскоре поймет, что предметы отличаются по форме и по величине, что мисочку нельзя надеть на штырек пирамидки, и что маленький предмет легко помещается в большой.
Позднее ребенок научится отличать предметы по цвету, и мы тоже можем помочь ему. Например, родитель, показывая ребенку два яблока, говорит: «Это желтое яблоко, а это красное. Дай мне желтое!» Как отмечает психолог В. С. Мухина [18], ребенок третьего года жизни может усвоить до восьми цветов.
Если ребенок в период раннего детства прочно овладеет такими понятиями, как «большой», «малень-
32
Эксперимент и инновации в школе 2013/6
Методики раннего развития: за и против
кий», «круглый», «квадратный», «красный», «желтый», «зеленый», «синий» и др., то и овладевать впоследствии знаниями в школе ему будет гораздо легче.
Продолжая разговор о познавательной сфере малыша, следует отметить, что роль восприятия в процессе развития памяти, мышления и внимания также чрезвычайно велика.
Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием - узнаванием. Если полугодовалый ребенок может узнавать только близкий для него круг предметов и людей, с которыми постоянно общается, то ребенок к концу второго года жизни может узнать то, что видел или слышал несколько недель тому назад. Ребенок второго года жизни уже может запоминать простейшие музыкальные мелодии и напевать их.
Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы и речи. Как только ребенок начинает ходить, расширяется область предметов, которые он может исследовать самостоятельно, что в свою очередь способствует развитию внимания. Теперь ребенок может рассматривать не только то, что находится вокруг него, но и то, что может самостоятельно достать с полок, вытащить из шкафов, взять со стола. Таким образом, малыш учится удерживать своё внимание на различных предметах, которые попадают в его поле зрения. В тот момент, когда ребенок разглядывает что-то, взрослый может заострить его внимание на деталях предмета: «Какой красивый цветок. Посмотри, какие у него маленькие зеленые листики».
Мышление ребенка развивается в процессе манипулирования различными предметами. Если малышу необходимо закрыть детскую кастрюлю крышкой, он будет действовать методом проб и ошибок, подбирать различные крышки и прикладывать их к кастрюлям, пока не найдет нужную. Мышление ребенка начинает развиваться более интенсивно с развитием речи. Малыш задает вопросы, следовательно, у него уже появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Наблюдения Б. Уайта [20] показывают, что одной из характерных особенностей хорошо развитого трехлетнего ребенка является его умение вести разговоры со взрослым человеком, как со своим сверстником.
По мере овладения речью, ребенок значительно меняется, он начинает по-другому относиться к окружающему. От 1 года 2 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым слова по собственной инициативе. На втором году жизни начинается усвоение грамматического строя речи. От 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяцев в речи ребенка появляются двухсловные предложения. В 2-3 года в предложениях, сказанных ребенком, появляется согласованность между отдельными частями.
Таким образом, в раннем детстве, прежде всего, необходимо развивать у ребенка восприятие и речь (и обязательно в игровой форме, без принудительных и скучных «уроков»). Этого мнения придержива-
ется большинство ведущих педагогов и психологов. В этом и состоит ответ родителям на вопрос: «Учить или не учить ребенка в возрасте от года до трех лет?»; а на вопросы о том, «как учить?» и «какие игры и приемы использовать?», можно порекомендовать родителям более подробно ознакомиться с несколькими методиками, обзор которых представлен ниже, и подобрать наиболее понравившуюся.
Раннее развитие: творческий подход
Довольно часто приходится слышать от мам: «у моего никакой фантазии», «мой так не умеет», «она не сможет». Но психологи и педагоги говорят, что каждый ребенок талантлив, только нужно найти правильный подход, заинтересовать его. Творчество- это открытие нового в себе, а значит творить всегда интересно [1,3,5,6,7,8,16].
Для начала необходимо решить, что может быть сюжетом для творчества: им может стать, например, прочитанная сказка, увиденный мультик, песенка, которую напевает мама, наступающий праздник. Это все то, что призвано пробудить детскую фантазию, но сначала фантазировать придется в основном родителю. Активное раннее развитие предполагает, что родитель не только будет фантазировать, но и следить за безопасностью ребенка, готовить материал для творчества и убирать рабочее место после занятий. Не стоит ожидать, что после двух- трех занятий малыш начнет рисовать, как настоящий художник или лепить, как скульптор. Родителю стоит всегда помнить, что он работает «на будущее», и результаты проявятся не сразу. Однако, почти сразу родитель сможет порадовать творчеством ребенка любимых бабушек и дедушек, ведь для них даже небольшой результат имеет огромную ценность. Родителю также необходимо помнить, что в раннем возрасте ребенок, словно губка, впитывает информацию из окружающего мира, а значит у нетворческого родителя, не умеющего фантазировать, ребенок не сможет научиться творчеству. Родителю необходимо самому уметь и хотеть творить - тогда и успех ребенка в творчестве будет гарантирован.
Хотелось бы напомнить родителям о некоторых моментах, которые сделают творчество комфортным и приносящим радость.
• Главное правило творчества для маленьких детей - это безопасность. Обязательно следите за безопасностью ребенка.
• Занятия должны соответствовать возрастной норме ребенка. Нельзя превращать занятия с малышом в школьный урок.
• Занятия должны приносить ребенку только положительные эмоции. Если ребенок устал, позвольте ему отдохнуть. Творчество должно восприниматься как радость и удовольствие.
• Помните, от Вашего настроения зависит настроение и продуктивная творческая работа Вашего ребенка. Лучше выбрать пять-десять минут для совместного творчества, когда и Вы, и ребенок будете в хорошем настроении.
Эксперимент и инновации в школе 2013/6
33
Методики раннего развития: за и против
Развитие по Доману
Но по-настоящему стройными методическими системами раннего обучения детей, на наш взгляд, являются лишь две: Глена Домана и Н. А. Зайцева. Система Г. Домана - «Как научить ребёнка читать», «Как обучить ребёнка математике», «Как дать ребёнку энциклопедические знания» -адресована, в первую очередь, родителям и подразумевает естественную модель: родитель - учитель своего ребёнка.
Про методики раннего развития много говорят и дискутируют. Одна из наиболее спорных методик -методика американского нейрохирурга Глена Домана. В 40-е годы 20 столетия Г. Доман разработал систему реабилитации детей, у которых была нарушена умственная деятельность.
Главная задача команды врачей, работающих под руководством Домана, была активизировать работу мозга. Была разработана программа, в которой больным детям показывали карточки с написанными красным цветом буквами, точками, различными предметами, словами, которые при этом обязательно произносилось взрослыми вслух. Изображения показывали всего несколько секунд, но таких занятий в течение дня было несколько десятков. Через некоторое время дети с нарушениями умственного развития не только догнали по развитию своих сверстников, а и показали лучшие по сравнению с ними результаты. Тогда Г. Доман предложил использовать методику в обучении совершенно здоровых детей, и со временем данная методика стала одной из популярных в педагогике.
Основное положение методики заключается в следующем: мозг максимально развивает свои возможности только тогда, когда он работает. Поэтому с самого раннего возраста необходимо «загрузить» мозг всевозможной информацией, чтобы в последующие годы человек смог с лёгкостью развиваться. Если начать применять методику Домана, например, с трёх месяцев, то ребёнок в два - четыре года будет обладать богатым словарным запасом, сможет читать и понимать математику.
Данная методика очень удобна тем, что её можно использовать в домашних условиях. Конечно, в этом случае взрослые будут постоянно отвлекаться от своих дел, поскольку кратковременные занятия нужно проводить очень часто. Все пособия (а это не только карточки, но и аудио, и видеоматериалы) можно приобрести в торговых точках либо сделать своими руками. Важно помнить, ребёнку во время занятий должно быть комфортно, то есть он должен быть в хорошем настроении, бодрым и не голодным. Обучение необходимо заканчивать ещё до того, как малышу наскучит, и тогда следующие занятия будут начинаться по его инициативе.
Первые занятия проходят всего лишь несколько секунд. Малышу показывают карточку и чётко называют слово, которым обозначено изображение. Каждый раз по окончанию занятий карточки перемешиваются, чтобы в другой раз не повторялся порядок. Те карточки, которые ребёнок выучил, можно удалить из демонстрационной пачки, заменяя их новыми. Весь матери-
ал делится на определённые темы, начиная с самых простых. Со временем набор карточек можно расширить, например, иностранными словами, главное правильно их произносить. Отличных результатов можно добиться только при регулярных занятиях.
Не надо требовать от ребенка воспроизведения слов за Вами, придёт время, и он сам повторит всё, что Вы скажете. Главное, все занятия должны проводиться с взаимным желанием и улыбкой. И обязательно чередовать обучение с физическими упражнениями, ведь активность мозга также зависит и от движений.
Можно подумать, что методика Домана подразумевает некую пассивность ребёнка (особенно в самом начале обучения); отсутствие игрушек (отвлекают от занятий); отсутствие ролевых (ситуационных) игр с другими детьми или с участием взрослых; множество карточек.
Однако родители в основном комбинируют или дополняют различные методики, чтобы обучение было наиболее результативным. Например, известная мама Сесиль Лупан применила на своих дочерях методику Глена Домана, но при этом «переделала» её под себя и своих детей. В итоге она создала свою теорию воспитания.
Методика Сесиль Лупан
Методика раннего развития Сесиль Лупан в последнее время набирает в педагогике всё больше популярности. Став мамой, бельгийская актриса С. Лупан с восторгом интересовалась миром ребёнка, его способностями и потенциалом и полностью посвятила себя развитию своих дочерей. Она написала книгу «Поверь в своё дитя!», где дала простые и понятные советы родителям. В книге нет рецептов «как вырастить гения»: Лупан поставила перед собой цель донести родителям то, что лучшие педагоги для детей - они сами и просто поделилась своими «секретами», показала методику на примере своей семьи и в итоге создала доступное и полезное практическое руководство для родителей.
Создание методики началось с того, что однажды Сесиль посетила семинар по развитию ребёнка, где она заинтересовалась методикой Глена Домана и применила её к своей дочери. Однако вскоре молодая мама отметила, что Доман предлагает обучение, исходя из среднестатистических расчётов возможностей детей. С. Лупан подошла к развитию малышей более тонко. Согласно её идее, детям предлагаются только те занятия, которые им интересны и только тогда, когда они необходимы самим малышам. Например, малыш заинтересовался пушистым ковром? Дайте ему потрогать различные ткани, пусть увидит разницу. Заинтересовался звуками? Погремите посудой или поиграйте на различных музыкальных инструментах.
Сесиль Лупан разработала свою методику, оставив при этом неизменными принципы Домана. Перечислим основные из них:
• ребёнка нельзя ограничивать;
• если малыш стремится освоить что-то новое, взрослые должны ему помочь;
34
Эксперимент и инновации в школе 2013/6
Методики раннего развития: за и против
• занятия проводятся в форме игры, поэтому они должны заканчиваться, прежде чем ребёнку надоест или он устанет;
• интерес и внимание детей поддерживается новизной и быстротой;
• не стоит проверять и контролировать ребенка, придёт время, и он сам удивит взрослых результатами обучения.
Когда в доме Лупан появилась вторая дочь, Сесиль убедилась - каждый ребёнок в семье индивидуален, поэтому к каждому необходим персональный подход, чуткое и гибкое обучение. Занятия должны быть короткими, но насыщенными. Никакого жёсткого графика обучения! Нужно, чтобы все уроки проходили с удовольствием. Взрослые должны как можно больше общаться, петь, читать, шутить со своим ребёнком.
Интеллектуальное развитие должно идти параллельно с физическим. С. Лупан делает акцент на плавании, но этот выбор зависит от родителей. Чтобы малыш полноценно развивался, нужно стимулировать все его органы чувств, начиная с рождения. Дети должны иметь возможность узнавать мир на ощупь, вкус, по звуку, запаху.
В своей книге Сесиль Лупан представила несколько программ обучения:
• искусство (рисование, музыка);
• история, иностранные языки, география;
• счёт, логика;
• чтение, письмо;
• развитие речи и другие.
Применяя методику С. Лупан, важно помнить, что у малыша, кроме мозга, есть ещё душа и сердце. Необходимо, чтобы атмосфера обучения была максимально комфортной. Малыш стремится к творчеству? Ненавязчиво и ласково поддерживайте его. Допустил ошибку или что-то не получилось? Со стороны взрослых не должно быть осуждения. Малыш должен всегда слышать ответы на свои вопросы, как бы ни были заняты взрослые. И не надо опасаться лишний раз приласкать ребёнка. Дети, которые уверены в любви своих родителей, намного быстрее развиваются и с большим увлечением познают мир.
Методика Монтессори
В современном мире существует много различных методик педагогики. Однако наиболее популярной является методика Марии Монтессори. Этой женщи-ной-педагогом гордится не только её родная страна Италия, ей благодарны многие ученики и учителя по всему миру. Именно она в начале прошлого века предложила методы развития ребёнка, которые изумили комиссию министерства образования - дети даже с ограниченными умственными способностями за короткий срок достигали высоких результатов в умственном развитии. С тех самых пор методика Мон-тессори с большим успехом применяется на практике. Последователи женщины-врача открыли школы во многих государствах. Обучение в таких заведениях считается престижным.
Ключевая особенность методики Монтессори - свобода ребёнка. Ребенок сам выбирает, что ему делать и как, сколько времени потратить на то или иное действие. Педагогика основана на трёх китах-принципах: самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Принуждать к чему либо - запрещено. Взрослый только помогает малышу, если в этом есть необходимость. Ведь с самого рождения человек старается делать всё самостоятельно - развивать свои телесные и духовные способности, стремиться к независимости, познавать окружающий мир. Для того, чтобы дети могли наилучшим образом развить свои физические и моральные качества, необходимо создать особую среду вокруг них. М. Монтессори разработала специальные пособия и дидактические игры для совершенствования слухового, зрительного и тактильного восприятия детей. Так, например, чтобы развить мелкую моторику пальцев, малыши нанизывают бусины, пересыпают крупы, сортируют бобовые. Важно, чтобы все используемые в обучении материалы были натуральными и распространёнными в повседневной жизни.
В школах Монтессори дети сами устанавливают режим занятий - выбирают темы, объёмы работ, способы обучения и закрепления материалов. Именно в этом случае учение приносит радость. Ребёнок, который обучается согласно своему ритму и своим интересам, становится значительно увереннее в себе и намного эффективнее усваивает материал занятий. Какова в таком случае роль педагогов? Согласно методике Монтессори, педагог должен наблюдать за детьми и руководить их независимой деятельностью, организовать условия для полной реализации потенциала учеников. В процессе обучения дети делают ошибки, но они самостоятельно исправляют их, а учителя не критикуют и не осуждают ребёнка. Это помогает развить малышу чувство собственного достоинства.
Есть несколько правил методики Марии Монтессори:
• Всегда откликайтесь на призыв ребёнка, прислушивайтесь к нему, отвечайте на его вопросы и помогайте, когда он об этом попросит.
• Не ругайте ребёнка за сделанную ошибку. Он сможет её исправить. Но останавливайте малыша, если его действия небезопасны для него самого или для других.
• Не говорите плохо о малыше ни когда он рядом, ни без него.
• Будьте всегда готовы помочь ребёнку, который находиться в поиске чего-либо, будь то предмет или занятие для себя.
• Обращайтесь с ребёнком только в хороших манерах, покажите ему лучшее в себе.
• Не принуждайте малыша к действиям, если он решил отдохнуть или просто понаблюдать за другими.
• Не уставайте повествовать ребёнку о том, что он ещё не освоил или не усовершенствовал. Делайте это с любовью, сдержанностью, заботой.
• Участвуйте в подготовке окружающей среды к развитию детей.
• Показывайте, где должен находиться развивающий материал и как правильно с ним работать.
Эксперимент и инновации в школе 2013/6
35
Методики раннего развития: за и против
Методика Никитиных
Современные педагоги предлагают большое разнообразие воспитательных методик. Одной из популярных является методика Никитиных. Новую систему воспитания и оздоровления супруги Никитины «проверили» (и весьма удачно) на своих семерых детях. Изначально к методике было недоверие, но со временем многие родители начали применять её к своим детям.
В соответствии с принципами Никитиных, развитие ребенка должно быть активным. И, как известно, самая энергичная деятельность для малыша, особенно в его ранний период - игра. Никитины разработали развивающие игры, систематизированные по сложности (от простейшего уровня - для детей 1-3 лет, до значительной сложности - даже для взрослых).
Цель каждой игры Никитиных -развитие творческих и мыслительных способностей детей. При этом информация передаётся различными способами. Родители сами могут расширить любую игру новыми заданиями или переменами игровых ситуаций. По мере развития творческого уровня ребёнка, он также станет активным участником в создании свежих игр. Это значит, что обучение можно подстроить конкретно под себя, под свои интересы и уровень развития. Следует помнить: малыш является «центром», а значит, становится истинным изобретателем. Родители в «никитинских» играх - обязательные спутники.
В большинстве случаев игры являют собой головоломки, решение которых приводит к распознаванию и достраиванию образов, и развитию логического мышления. Наряду с этим, дети учатся анализировать, овладевают математическими основами, вырабатывают способность комбинировать, усваивают существующие цвета, формы и, конечно, развивают моторику.
Каждая игра отличается своим набором задач, которые дети решают с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков, изготовленных из картона или пластика. Задачи даются в разных формах. Это может быть плоский рисунок, модель, чертёж, инструкция. «Сложи узор» может стать первым игровым набором для малыша, чуть позже можно переключиться на «Уникуб», «Внимание», «Сложи квадрат», «Точечки» и другие. Выбор набора зависит от возраста и индивидуальных способностей малыша. В наше время наборы для развития детей по методике Никитиных можно купить во многих магазинах либо самостоятельно изготовить нужные материалы для обучения.
Методика Зайцева
Знаменитый педагог-новатор Н. А. Зайцев [23] уверен, что научить читать совсем маленького ребёнка возможно и не составляет особого труда. Главное, что надо осознать, это то, как человек воспринимает звуки, при этом необходимо отказаться от традиционной системы обучения чтению.
Учебно-методические пособия Н. А. Зайцева рассчитаны на раннее обучение детей с двухлетнего возраста преимущественно в условиях детского сада.
Обучение по Зайцеву отличается, во-первых, игровой формой. Детям предоставлена великолепная игра, в которую они с большим увлечением играют. Во-вторых, методические пособия Зайцева и по чтению, и по математике, и по английскому языку, и по каллиграфии, и по грамматике русского языка отличаются великолепной структурированностью, простотой и лёгкостью подачи учебного материала.
Всем известно, что ребёнок начинает говорить не отдельными буквами, а сочетанием различных звуков. Исходя из этого, Зайцев разработал свою методику обучения малышей чтению, которая утверждает, что классический подход к овладению чтением - по алфавиту - неприродный и не даёт свободно выражать свои эмоции, а также создает речевые комплексы.
На сегодняшний день методика Зайцева включает в себя разнообразные пособия по обучению не только чтению, а и грамматике русского языка, каллиграфии, математике, английскому языку. Все материалы (таблицы, кубики) можно использовать как в привычных домашних условиях, так и в дошкольных учреждениях, школе. Играя с кубиками, малыши учатся не только составлять слова, но и целые предложения. Детей во время занятий не ограничивают в движении -они могут прыгать, бегать, переходить от кубиков к таблице, от таблицы к доске и наряду с этим изучать информацию на таблицах, составлять слова из кубиков. Одно из обязательных условий - все таблицы должны быть представлены в полном комплекте. Они информируют, обучают, помогают ориентироваться в учебном материале, тренируют и вырабатывают нужные навыки [23]
Материалы методики Зайцева представляют отдельные слоги и цифры, причём слоги не классические. Сочетания букв могут быть - гласная с согласной, согласная с твёрдым или мягким знаком. Некоторые буквы изображены по одной. Методика Зайцева также помогает обучить детей счёту. Малыши с лёгкостью запоминают числа и совершают с ними различные действия.
Уникальная система Н. А. Зайцева эффективно работает, в ней полностью учитываются особенности детского восприятия и психологии. По содержанию учебного материала «Стосчет» значительно превосходит стандарт дошкольного образования: методика позволяет детям перейти к подсчетам в уме раньше предусмотренных традиционными программами сроков.
При создании «Стосчета» Н. А. Зайцев использовал опыт американского врача Глена Домана, который занимался лечением детей с травмами мозга. Доман выявил, что стимуляция одного из органов чувств, резко усиливает активность мозга в целом. Больным демонстрировались карточки с крупно написанными словами, эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал считанные секунды, но таких уроков в день было несколько десятков. И многие из детей, которых считали безнадежными, начинали переворачиваться, ползать, вставать, выучивались читать в 3-5 лет, а более поздние тесты обнаруживали, что они по развитию обгоняют «нормальных» детей!
36
Эксперимент и инновации в школе 2013/6
Методики раннего развития: за и против
Вся многовековая традиция педагогики располагает материал в учебнике по принципу: правило - упражнение. Никогда весь материал не был собран в одном месте. Никогда не выполнялся принцип «от частного -к общему, от общего - к частному», потому что общего не существовало.
Преподавание по методике Зайцева проводится в игровой форме, то есть приносит детям радость. Это стимулирует желание опять повторить занятие и ускоряет процесс усвоения материала.
Во время занятий обязательно используются пособия (например, кубики Зайцева). Малышам даётся столько времени на усвоение материала, сколько им надо. Методика акцентирует внимание на то, что каждый ребёнок индивидуален и у всех разные способности и возможности. Все пособия сопровождаются методическим руководством, в котором детально излагаются приёмы, дидактические методы и способы работы. В них также можно найти сотни примеров, игр и упражнений. Более того, к методикам прилагаются аудио и видеоматериалы, видеокурсы. Обучение по Зайцеву подходит и спокойным детям, и активным, содействует развитию детей различных по возрасту и уровню подготовки. Характерной чертой методики является отсутствие физических перегрузок, ослабления зрения, что часто наблюдается при традиционных занятиях. Методические пособия позволяют проводить обучение даже на свежем воздухе и могут использоваться в течение нескольких лет [24,25].
В заключение хотелось бы сказать, что ребёнок может развиваться самостоятельно - это заложено природой. Главное не «лепить» из него подобие себя, а создать ему условия для формирования его как независимой личности.
Литература
1. Алиева Т. В. Развитие одаренности и формирование языковой и лингвистической компетентности обучаемых посредством современных инновационных технологий и вовлечения в мероприятия, проводимые в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети». // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С.31-41.
2. Вельская Е. В. Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через систему дополнительного образования. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1.С. 63-66.
3. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 5.С.40-45.
4. Выготский Л. С. Психология развития человека.-М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.- 1136 с.
5. Гапонюк П. Н. Развитие современного образования как модели опережающего типа. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 4.С.3-8.
6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А. П. Исаевой. М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с.
7. Давыдова Н. Н. Развитие процессов самоорганизации ОУ в условиях научно-образовательной сети. // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 4.С.45-47.
8. Долинский В. С. Выявление, поддержка и развитие одаренной молодежи в области радиоэлектроники: от концепции к практике работы. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3.С.54-60.
9. Евстифеева О. В. Способы применения теории множественности интеллекта в школе: организация работы в учебных центрах // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 4. С.2-10.
10. Евстифеева О. В. Способы применения теории множественности интеллекта в школе. // Эксперимент и инновации в школе 2012. № 5. С.35-41.
11. Завельский Ю. В., Шаронова Н. В., Гомулина Н. Н. Развитие креативной сферы одарённости на основе формирования у учащихся исследовательских компетенций. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3.С.28-31.
12. Кочурова О. И., Синюк О. А. Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3.С.19-25.
13. Малышева В. И. Развитие самостоятельности логических высказываний в процессе освоения знаний младшими школьниками на уроках русского языка и математики. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 1.С. 66-70.
14. Маслевская Р. П., Клепиков В. Н. Развитие ценностносмысловой сферы учащихся в современной школе. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 2. С. 36-43.
15. Массанова А. А. Развитие физических качеств ребёнка-дошкольника. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С. 64-68.
16. Меньшенина Ж. М. Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность в процессе преподавания русского языка и литературы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 4.С. 63-65.
17. Миняева Е. В. Использование новейших разработок на занятиях по обучению грамоте в детском саду. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6.С.30-32.
18. Мухина В. С. Таинство детства.: в 2-х т. Т. 2 / В. С. Мухина.- 3-е изд.- Екатеринбург: У- Фактория, 2005.- 448 с.
19. Никифорова Ф. В. Развитие и формирование мотивации учения. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 3. С. 53-56.
20. Уайт Б. Первые три года жизни. Москва.: Педагогика, 1982 г. 174 с.
21. www.baby2000.ru
22. www.mamaira.com.ua/2012/07/rannee-razvitietvorcheskiy-podhod.html#more
23. www.avkrasn.ru/article-220.html
24. www.7ya.ru/artide/Metod-obucheniya-chtemyu-Nikolaya-Zajceva-Chast-I/
25. www.u-mama.ru/read/article.php?id=3261
26. www.wseobuch.ru/node/1439
27. www.eruditc.ru/parents/articles/dolman/
Эксперимент и инновации в школе 2013/6
37