ОБЗОР МЕТОДИК АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ю. Н. ОСЬКИНА, Е. А. БАЕВА
В статье рассматриваются основные методики анализа финансовых результатов деятельности коммерческих организаций, предложенные разными авторами. Представлен методологический подход к содержанию экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
Ключевые слова: анализ финансовых результатов; прибыль; рентабельность; факторный анализ; маржинальный доход; постоянные затраты; переменные затраты.
В рыночной экономике анализ финансовых результатов составляет важнейшую часть информационного обеспечения для принятия управленческих решений руководством предприятий. В получении подробной информации о финансовой ситуации в компании, ее деятельности заинтересованы практически все субъекты рыночных отношений: собственники, акционеры, аудиторы, инвесторы, банки, биржи, поставщики и покупатели, страховые компании и рекламные агентства.
Существует значительное количество методик анализа финансовых результатов. Между тем ведущие экономисты в области экономического анализа и финансового менеджмента подходят к отдельным теоретическим и методическим вопросам анализа в различных аспектах и с разной степенью детализации.
Рассмотрим основные методики анализа финансовых результатов с позиций разных авторов.
Так, Г. В. Савицкая предлагает осуществлять анализ финансовых результатов деятельности предприятия последовательно проводя:
1. Анализ состава и динамики прибыли. При этом в процессе анализа используются следующие показатели прибыли: маржинальная прибыль; прибыль от реализации продукции, товаров, услуг; общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль); чистая прибыль; капитализированная прибыль; потребляемая прибыль. Причем, как указано автором, использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, например, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи ис-
пользуется маржинальная прибыль, для оценки рентабельности собственного капитала - чистая прибыль, для оценки доходности совокупного капитала - общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки устойчивости роста предприятия -капитализированная (реинвестированная прибыль) [2].
В процессе анализа необходимо определить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При этом Г. В. Савицкая считает, что особое внимание следует уделять учету инфляционных факторов изменения суммы прибыли [2]. Также необходимо учесть факторы изменения каждой составляющей общей суммы прибыли отчетного периода.
2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы (объем реализации продукции, структура реализованной продукции, себестоимость продукции, изменение уровня среднереализационных цен).
3. Анализ ценовой политики предприятия и факторный анализ уровня среднереализационных цен. При этом исследуется влияние на изменение уровня среднереализационной цены следующих факторов: качество реализуемой продукции, сроки реализации, рынки сбыта реализуемой продукции, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.
4. Анализ прочих доходов и расходов. В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.
5. Анализ рентабельности предприятия. В первую очередь предлагается определить рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат), рентабельность продаж (оборота), рентабельность совокупного капитала. Далее в процессе анализа необходимо установить динамику перечисленных показателей, сравнить с плановыми значениями и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями - конкурентами, провести факторный анализ каждого из показателей рентабельности.
6. Анализ использования прибыли. В процессе анализа изучаются факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли, суммы выплаченных дивидендов, процентов, налогов из прибыли, размера чистой потребленной и капитализированной прибыли.
В свою очередь А. Д. Шеремет предлагает проводить анализ прибыли и рентабельности продукции в следующей последовательности:
1. Формируется ряд показателей, характеризующих финансовые результаты организации. При этом выделяются такие показатели, как валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) от продаж и прочей деятельности, прибыль (убыток) до налогообложения (общая бухгалтерская прибыль), прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода.
2. Анализ на предварительном этапе проводится как по абсолютным показателям прибыли, так и по ее относительным показателям, например по отношению прибыли к выручке от продажи -по рентабельности продаж [5].
3. Углубленный анализ осуществляется путем исследования влияния на величину прибыли и рентабельность продаж различных факторов, которые подразделяются на группу внешних и группу внутренних факторов.
4. Затем анализируется влияние инфляции на финансовые результаты от продаж продукции.
5. Изучается качество прибыли, приводится так называемая обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли.
6. Проводится анализ рентабельности активов предприятия.
7. Осуществляется маржинальный анализ прибыли.
О. В. Ефимова считает, что ключевой задачей анализа финансовых результатов является выделение в составе доходов организации стабильно получаемых доходов для прогнозирования финансовых результатов. При этом О. В. Ефимова
отмечает необходимость внешнего и внутреннего анализа финансовых результатов и выделяет следующие этапы в их проведении - внешний и внутренний [1].
Внешний анализ проводится в два этапа. На первом этапе внешнего анализа с помощью изучения комментариев и пояснительной записки к годовой отчетности складывается представление о принципах формирования доходов и расходов на предприятии. Второй этап внешнего анализа представляет собой изучение отчета предприятия о прибылях и убытках [1].
Внутренний анализ финансовых результатов состоит из трех этапов. На первом этапе изучается влияние действующих на предприятии учетных принципов в части оценки статей активов, доходов и расходов, изменений учетной политики. На втором этапе раскрываются причины изменения конечного финансового результата, выявляются стабильные и случайные факторы, повлекшие эти изменения. Третий этап является углубленным анализом финансовых результатов с привлечением данных управленческого учета о доходах и расходах в разрезе центров ответственности. При этом оценивается качество полученного финансового результата, прогнозируются будущие результаты, проводится анализ доходности (рентабельности) деятельности предприятия.
H. Н. Селезнева и А. Ф. Ионова рекомендуют проводить анализ финансовых результатов и рентабельности организации в следующей последовательности [5]:
I. Дается классификация прибыли, которая рассматривается как показатель эффекта хозяйственной деятельности. В целях анализа прибыль классифицируется:
- по порядку формирования: валовая прибыль, маржинальный доход, прибыль до налогообложения, чистая прибыль;
- по источникам формирования: прибыль от реализации услуг, прибыль от реализации имущества;
- по видам деятельности: прибыль от
обычной деятельности, прибыль от инвестиционной деятельности, прибыль от финансовой деятельности;
- по периодичности получения: регулярная прибыль, чрезвычайная прибыль;
- по характеру использования: прибыль, направленная на дивиденды (потребленная), прибыль капитализированная (нераспределенная) прибыль.
2. Формируются показатели прибыли, раскрываются основы их расчета и взаимосвязь между ними.
3. Перечисляются экономические факторы, влияющие на величину прибыли, проводится факторный анализ прибыли до налогообложения.
4. Рекомендуется при анализе учитывать влияние инфляции на финансовые результаты.
5. Проводится анализ «качества» прибыли, под которым понимается «обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли организации» [4]. Прибыль имеет высокое качество, если растет объем производства, снижаются расходы по производству и реализации, низкое качество прибыли означает, что имеется рост цен на продукцию без увеличения объема выпуска и продаж в натуральных показателях. Кроме этого, качество прибыли характеризуется:
- состоянием расчетов с кредиторами, чем меньше просроченной кредиторской задолженности, тем выше качество прибыли;
- уровнем рентабельности продаж;
- коэффициентом достаточности прибыли;
- структурой рентабельности по видам продукции.
6. Рассматриваются денежные потоки организации в целях выяснения степени достаточности поступлений денежных средств по текущей деятельности для обеспечения оттоков по текущей и инвестиционной деятельности предприятия. При этом предлагается увязывать анализ финансовых результатов с анализом денежных потоков.
7. Осуществляется анализ финансовых результатов по финансовой отчетности предприятия, т. е. изучаются их уровень, динамика (горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках) и структура (вертикальный анализ).
8. Предлагается схема факторного анализа общей бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) и прибыли от реализации продукции.
9. Дается оценка воздействия факторов на изменение прибыли от реализации продукции, они обобщаются в двух группах. В состав первой группы входят: изменение объема реализации продукции в оценке по базисной или плановой себестоимости, изменение объема продукции, обусловленное изменениями в структуре продукции. Вторая группа факторов представлена экономией от снижения себестоимости продукции, экономией от снижения себестоимости продукции за счет структурных сдвигов, изменением издержек из-за динамики цен на материалы и тари-
фов на услуги, изменением цен на один рубль продукции [4].
В данной методике можно отметить основной недостаток, заключающийся в том, что при раскрытии состава факторов, влияющих на изменение прибыли, допущена методологическая ошибка, состоящая в том, что рекомендуется дважды учитывать влияние одного и того же фактора на изменение прибыли, а именно структурный сдвиг в ассортименте продукции учитывается одновременно в двух группах факторов. Также вызывает вопрос предлагаемая классификация факторов и ее разделение на две группы.
10. Затем рекомендуется провести анализ использования прибыли на основе отчета о прибылях и убытках, в связи с основными направлениями использования чистой прибыли. Автором предлагается в ходе вертикального и горизонтального анализа использования чистой прибыли рассчитывать коэффициент капитализации, темп устойчивого роста собственного капитала, коэффициент потребления прибыли.
11. Высказываются соображения, что завершающим этапом анализа финансовых результатов должен быть анализ рентабельности, в рамках которого должны определяться показатели рентабельности, дается определение экономической и финансовой рентабельности с рассмотрением эффекта финансового рычага, проводится анализ рентабельности активов, собственного капитала, рентабельности продукции и производственных фондов.
Не менее важно рассмотреть методику анализа финансовых результатов с использованием международных стандартов. В данном случае необходимо обратить внимание на особенности методики анализа прибыли, которая базируется на делении производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и категории маржинального дохода. Данный подход широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями.
При изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины для обеспечения системного подхода в зарубежных странах используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.
Маржинальный доход (МД) - это прибыль (П) в сумме с постоянными затратами предприятия (Н).
МД = П + Н, откуда П = МД-Н.
При этом, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат, с помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли.
Иногда при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используются выручка (ВР) и удельный вес маржинального дохода
в ней (Ду)-
Если известны количество проданной продукции и ставка маржинального дохода (Дс) в цене за единицу продукции (Ц), при анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модифицированную формулу определения прибыли:
П = К * Дс-Н = К(Ц-У)-Н
Дс = Ц-У,
где V - переменные затраты на единицу продукции;
К - количество реализованной продукции.
Формула позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.
Общее изменение прибыли определяется за счет изменения: количества реализованной продукции, цены реализации, удельных переменных затрат, суммы постоянных затрат.
Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.
В зарубежных странах для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли при многономенклатурном производстве используется модель, при которой средняя доля маржинального дохода в выручке (Ду) в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДг) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене):
Ду = (УДг • Ду); УДг
РПІЦ;
"і£ЕШ-Ці)
V ДУг
ЦІ-ЕІ
[3].
После этого факторная модель прибыли от реализации продукции будет иметь вид:
Г Ці - Ві ^
КРП. X Уд, х - А
і г 1 Ці ;
[3].
Факторная модель прибыли от реализации продукции позволяет установить изменение прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.
Преимущество рассмотренной методики анализа прибыли состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.
Таким образом, рассмотрев методики проведения анализа финансовых результатов, предложенные разными авторами, можно отметить, что выбор той или иной методики проведения анализа для отдельно взятого предприятия зависит от особенностей его функционирования и целей, которых необходимо достичь в процессе анализа.
Обобщая вышеизложенное, остановимся на том, что методологический подход к содержанию экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия, по нашему мнению, должен заключаться в следующем: анализ финансовых результатов следует проводить, соблюдая логику движения от общего к частному и далее, к определению влияния частного на общее. Иначе говоря, сначала необходимо дать оценку обобщающим показателям, характеризующим финансовые результаты в их динамике, рассмотреть их структуру, определить их изменение в анализируемом периоде по отношению к базисному периоду или к бизнес-плану; выявить факторы, действие которых привело к изменению этих показателей. Затем необходимо провести детальный анализ финансовых результатов на основе углубленного изучения частных показателей и выявления резервов роста прибыли.
Литература
1. Ефимова О. В. Финансовый анализ. М., 2002.
2. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М., 2010. 534 с.
3. Савицкая Г. В., Воскресенская Л. С., Жаровин С. Г. Анализ хозяйственной деятельности в зарубежных странах: практикум. Мн., 2003.
4. Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый * * *
анализ. Управление финансами. М., 2006.
5. Шеремет А. Д^ Сайфулин р. С. финансы REVIEW OF TECHNIQUES OF THE
предприятий. М., 2004. ANALYSIS OF FINANCIAL RESULTS
Yu. N. Oskina, Ye. A. Bayeva
In article the main techniques of the analysis of financial results of activity of the commercial organizations, offered by different authors are considered. Methodological approach to contents of the economic analysis of financial results of activity of the enterprise is presented.
Key words: analysis of financial results, profit, profitability, factorial analysis, marginal income, constant expenses, variable expenses.