№ 6 - 2013 г. 08.00.00 экономические науки
УДК 637.1:339.13.017
ОБЗОР КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА ПРОДУКЦИИ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
М. С. Каретникова
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» (г. Краснодар)
В статье рассмотрены конкурентные тенденции и текущая конъюнктура рынка молочной продукции, обозначены объективные предпосылки лидерства предприятий в отрасли, выявлены причины трудностей самообеспечения сырьем, представлены конкретные предложения по государственной поддержке молочной отрасли страны.
Ключевые слова: молочное и маслосыродельное производство, сырьевые продукты, конкуренция, государственная поддержка.
Каретникова Мария Сергеевна — аспирант, ассистент кафедры налогов и налогообложения ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» (г. Краснодар), e-mail: [email protected]
Молочное и маслосыродельное производство является отраслью пищевой промышленности и представлено организациями по производству цельного молока, молочных и кисломолочных продуктов, сливочного масла, сыра, сухого молока и молочных консервов.
На рынке молочных продуктов работают как крупные российские, так и зарубежные компании, среди которых стоит выделить «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», «Parmalat», «Петмол», «Ehrmann», «Юнимилк», Воронежский молочный комбинат, Очаковский молочный завод, «Перммолоко», Пискаревский молочный комбинат, «Росагроэкспорт», «Данон» и «Campina».
Лидером по сбыту молочной продукции на территории России в 2012 году стала компания «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» с долей рынка 27,8 %, а объединенная доля «Danon» и «Юнимилка» составляла 32,1 %. Исходя из оценок внутренних экспертов, «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» в середине текущего года компания контролировала более 26 % рынка [1].
Рынок молочной продукции характеризуется высокой степенью конкуренции. Однако следует отметить наличие объективных причин, в силу которых степень конкуренции на региональных и локальных рынках значительно ниже. Главной причиной является небольшой срок и особые условия хранения и реализации большинства видов молочной
продукции. Как следствие, доля лидеров отрасли или местных комбинатов-лидеров варьируется от 30 до 70 %. Оставшуюся долю рынка делят не столь крупные местные компании и компании смежных регионов [2].
На динамику продвижения организаций молочной промышленности на рынке влияет целый ряд негативных факторов. Одни из них свойственны отрасли в целом, а именно дефицит сырья, который обусловливается как нехваткой, так и высокой стоимостью отечественных сырьевых продуктов (например, стоимость 1 кг сырого молока отечественный производитель готов поставлять в среднем по 12-15 руб., а белорусский по 9-10 руб.), а также нестабильность поставок импортных производителей [3]. Демпинговая политика стран-экспортеров молока наносит серьезный урон развитию и стабильности отрасли страны, при этом дополняется фальсификацией продуктов (например, на упаковке вместо «сметанный продукт» указывается «сметана»).
Недобросовестная конкуренция строится на удешевлении исходного продукта путем замены молочных жиров растительными. В борьбе с нарушениями требований «Технического регламента на молоко и молочную продукцию» могло бы сыграть положительную роль увеличение штрафов за фальсификацию (например, в странах ЕС такой штраф составляет годовой оборот организации).
Для отечественных производителей борьба за рыночную нишу усложняется фактом вступления России в ВТО. По оценке транснациональных трейдеров, в странах-экспортерах молока (например, США, Новая Зеландия) рост производства молока составляет приблизительно 3 % в год [3]. В свою очередь, рыночная ниша нашего государства наиболее благоприятна для них как рынок сбыта с точки зрения конкурентного превосходства (ниже допустимая цена реализации за счет использования сухого обезжиренного молока, более совершенные и дешевые технологии). Европейские государства недооценивают угрозу, вследствие чего впервые за последние 5 лет в ЕС была поведена интервенция на рынке молока.
Для сохранения позиций внутреннего производителя и обеспечения возможности расширения занимаемой им рыночной ниши с учетом вступления в ВТО государству необходимо гармонизировать процесс внедрения импортных производителей и хозяйственной деятельности российских представителей отрасли на среднесрочную перспективу (2013-2016 годы) путем выдачи льготных кредитов на переоборудование и расширение производственной базы, а также субсидий. Данные меры позволят российским производителям адаптироваться к новым условиям рынка и выдержать конкурентную позицию, несмотря на обвальное снижение цен на продукцию и перераспределение потребительского контингента.
Кроме того, важной особенностью данного сегмента является привязанность производителей к местам производства сырья и небольшие сроки хранения готовой продукции, поэтому региональные производители практически не имеют возможности выхода на федеральный уровень. В сложившейся ситуации региональные компании достаточно уязвимы перед крупными игроками в отрасли, которые, пользуясь этим, либо выдавливают мелкие производства с рынка, либо поглощают их, таким образом решая проблему близости к источникам сырья. С преодолением данного барьера мелким и средним производителям государство может помочь путем регулирования потребления молочной продукции бюджетными организациями, а также активными действиями антимонопольной службы.
Другой проблемой для отрасли является нехватка научных разработок в производстве
молочной продукции и так называемых продуктов для здоровья, обогащенных биодобавками и витаминами. Данная линейка продуктов с успехом продвигается импортными производителями, в связи с чем крупные отечественные предприятия для сохранения своей конкурентоспособности вынуждены переквалифицировать значительную часть производственного ресурса под выпуск аналогичной продукции.
Примерная доля производителей на российском рынке молочных продуктов: «Вимм-Билль-Данн» составляет 37 %; «Petmo» — 17 %; «Очаковский» — 6 %; «Пискаревский» — 5 %; «Danon» — 4 %; «Останкинский» — 3 %; прочие — 38 %.
Отсутствие мощностей и научной базы приводит к тому, что российским производителям приходится закупать дорогостоящие импортные материалы для производства собственной обогащенной продукции.
Основной тенденцией в потреблении молочной продукции стало еще большее размежевание предпочтений провинции и крупных мегаполисов. В первом случае тенденция к потреблению преимущественно традиционной продукции сохраняется, во втором отмечен сдвиг в сторону производных молочных продуктов (например, обогащенной продукции, йогуртов, пастеризованного молока). В свою очередь это переместило акценты крупных производителей на выпуск более дорогостоящей продукции, как следствие уменьшилась доли на рынке.
Одним из преимуществ, позволившим выйти в лидеры отрасли компании «Вимм-Билль-Данн», стала ценовая политика, ориентированная на средний ценовой сегмент.
Производство сыров является одним из наиболее важных компонентов отрасли. В России, по сравнению с другими странами, сыров на душу населения потребляется значительно меньше — 2-3 кг в год (во Франции — 15 кг, в Голландии — 10 кг). Потребление твердых сыров среди остальных молочных продуктов составляет по стране не более 5 %. Импорт достигает 50 тыс. тонн в год. Ежегодно страна экспортирует порядка 2 тыс. тонн сыров и творога. Новых предприятий по производству сыра в России существует немного. Западным компаниям пока не имеет смысла запускать собственное производство в нашей стране, поскольку производить здесь сыр такого же качества, как у себя на родине, они просто не могут из-за проблем с качеством молочного сырья. Поэтому более выгоден экспорт в нашу страну.
Принятие мер по экономической безопасности агропромышленного комплекса в целом и молочной промышленности в частности является стратегической задачей обеспечения национальной безопасности страны. Угроза продуктовой зависимости от иностранного поставщика не призрачна, требует принятия мер на федеральном уровне и тщательного анализа конъюнктуры на региональном. Требуется не только создание благоприятных общегосударственных условий для внутреннего производителя, но и частная поддержка на региональном уровне с индивидуальным подходом к проблемам каждого конкретного субъекта отрасли.
Значительная доля российского рынка сыра, емкость которого оценивается примерно в 800 млн долл., сейчас занята иностранными производителями. У отечественной же продукции сохраняется плохой имидж либо из-за низкого качества, либо более высокой, чем среднерыночная, цены, а также из-за слабой работы с потребителем.
Несмотря на то, что уровень потребления молока в среднем по стране ниже нормы на 73-93 кг в год на душу населения и составляет 247 кг, в будущем можно ожидать, что
спрос на молочные продукты в России будет расти, а крупнейшие производители молочной продукции продолжат свою интеграцию в регионы путем покупки местных производств.
Возможна организация крупных агрохолдингов, которые будут включать в себя как предприятия производящие сырье, так и переработчиков. Однако вероятность такого развития событий приобретает соответствующий уровень вероятности только при условии глубоко внедрения «Технического регламента на молоко и молочную продукцию», государственного контроля, оказания достаточной государственной поддержки (например, предлагаемые в «Программе развития сельского хозяйства и региональных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» субсидии в размере 2,5-3 руб. за 1 л товарного молока высшего и первого сорта) и ужесточения ответственности за нарушение существующих норм.
Обозначенные меры приобретают стратегическое значение в связи с вступлением в ВТО, так как российская молочная промышленность не готова конкурировать с дешевым и налаженным производством стран-экспортеров. Важно принимать меры комплексного характера с учетом территориальных особенностей отрасли.
Список литературы
1. Электронный ресурс: http://www.e-ng.ru (дата обращения 28.08.2013)
2. Электронный ресурс: http://nkoapmp.org (дата обращения 05.02.2013)
3. Открытое письмо Правительству Российской ФедерацииДелегатов 3 Съезда Национального союза производителей молока («Союзмолоко») // Экономика сельского хозяйства России : научно-производственный ежемесячный журн. — 2012. — № 5. — С. 17.
REVIEW OF MARKET CONDITION IN MILK INDUSTRY PRODUCTION
M. S. Karetnikova
FSBEIHPE «Kuban state agrarian university» (Krasnodar c.)
Competitive tendencies and current market condition of dairy products are surveyed in the article, objective prerequisites of enterprises leadership in branch are designated, the reasons of difficulties in self-sufficiency by raw materials are established, specific proposals on the state support of milk branch of the country are presented.
Keywords: milk and butter & cheese making production, raw products, competition, state support.
About authors:
Karetnikova Maria Sergeevna — post-graduate student, assistant of taxes and taxation chair at FSBEI HPE «Kuban state agrarian university», e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Electron resource: http://www.e-ng.ru (access date 28.08.2013)
2. Electron resource: http://nkoapmp.org (access date 05.02.2013)
3. Open letter to the Government of the Russian Federation of delegates at 3 Congresses of the National union of milk producers («Soyuzmoloko») // Rural economics of Russia: research and production monthly journal. — 2012. — № 5. — P. 17.