МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070
7. Общечеловеческие ценности Ефимов В.И., Таланов В.М.: Монография / Академия Естествознания. Москва. 2010
8. Приволжский федеральный округ - СОЮЗЛЕГПРОМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.souzlegprom.ru/ru/privolzhskij-federalnyj-okrug.html (дата обращения 13.05.2016).
9. Рост аллергических заболеваний. Причины аллергии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://allerganesth.org/cause/rost-allergicheskix-zabolevanij.html (дата обращения 13.05.2016).
10.Ткань для аллергиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ok.design/blog/vybiraem-tkan-dlya-allergikov.html (дата обращения 13.05.2016).
11.Ульяновская-Симбирская энциклопедия : в 2 т. / под ред. В. Н. Егорова. - Ульяновск : Симбирская книга, 2000. Т.1 - 400 с.
12.Ульяновская ордена Ленина область за 50 лет Советской власти [Текст] : Стат. сборник / ЦСУ РСФСР. Стат. упр. Ульян. обл. - Ульяновск : Приволж. кн. изд-во. Ульян. отд-ние, 1967. - 381 с.
© Фадеев А.А., 2017
УДК 005.6
И.А. Хрипунова
студентка группы ММз-161, магистратура, направление 38.04.02 «менеджмент», Воронежский институт высоких технологий Научный руководитель: Т.О. Толстых, д.э.н., профессор, Воронежский институт высоких технологий, г.Воронеж, Российская Федерация
ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВА СЕРВИСА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ САЛОННОГО БИЗНЕСА
Аннотация
Проанализирован научный интерес к проблеме организации и качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса. Для осуществления проблемного поиска определены наиболее близкие к теме исследования работы. Сформулирована тема магистерской диссертации и актуальные задачи по выполнению анализа и совершенствованию качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса.
Ключевые слова
Салонный бизнес, конкурентоспособность, качество сервиса.
Рост качества жизни и развитие новых потребностей людей, которое особенно ярко проявляется в странах с развитой экономикой, включая Россию, увеличивает спрос на услуги салонного бизнеса, в числе которых салоны красоты, SPA-салоны, фитнес-центры. Постоянное совершенствование сервисного обслуживания приводит к возникновению и развитию новых услуг и возможностей их оказания. Увеличение числа салонов влечет за собой значительную конкуренцию в сфере услуг, что, в свою очередь, требует проведения маркетингового изучения рынка салонного бизнеса.
Таким образом, анализ и совершенствование качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса является актуальным направлением научных исследований.
Целью работы являлось изучение интереса к проблеме организации и качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса в Российской Федерации по данным научных литературных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_
источников.
Методы исследования. Изучение проблемы организации и качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса проводилось на основе современной экономической литературы, монографий, диссертаций и публикаций в виде научных статей, представленных на ведущих Российских интернет-ресурсах - Российской государственной библиотеки (http://www.rsl.ru), научной электронной библиотеки (http://www.elibrary.ru), сайте Высшей аттестационной комиссии (http://vak.ed.gov.ru). При этом приоритетное внимание было обращено на публикации 2006-2016 гг.
Результаты исследования и их обсуждение. Поисковые запросы осуществлялись по следующим сочетаниям ключевых слов «салонный бизнес», «салон красоты», «качество сервиса в салонах», «конкурентоспособность салонного бизнеса». Наукометрическая оценка отечественных публикаций по указанным поисковым запросам (базы данных http://www.elibrary.ru и http://www.rsl.ru) позволила создать первичные списки публикаций по всем учитываемым типам (статьи в журналах, диссертации, книги, отчеты, материалы конференций, патенты, депонированные рукописи). Поиск велся одновременно в названии публикации, в аннотации, в ключевых словах. По состоянию на январь 2017 г. наиболее продуктивным был поиск в электронной научной библиотеке. С поисковым запросом «салон красоты» найдено 209 публикаций, «салонный бизнес» - 24 работы, «качество сервиса в салонах» - 1 работа. Из данных публикаций в просмотре и ручной сортировке составлен общий массив из 74 отечественных публикаций для выполнения проблемного анализа темы исследования. Последующий автоматизированный анализ данного списка с использованием систем добавления результатов поиска в подборку и поиска среди найденных результатов (http://www.elibrary.ru) показал, что непосредственно анализу и совершенствованию качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса посвящено ограниченное число работ.
Среди них наиболее близки к теме исследования работы В.В. Тонконога «Разработка маркетинговой стратегии салона красоты» [13], Е.Н. Шафоростовой «Оценка качества услуг, предоставляемых салоном красоты» [16], А. Михайловой «Маркетинговое исследование рынка парикмахерских услуг и салонов красоты» [9], Г.В. Чекмаревой «Основные направления совершенствования сервисного обслуживания клиентов салона красоты «ДЕ ТРУА РЕН» [14], К.В. Горячкиной «Создание инновационных СПА-салонов красоты с помощью методов системного подхода» [4], Ю.В. Мешковой «Организация управления проектами в сфере малого бизнеса (на примере салона красоты МОНЭ)» [8], А.В. Вергуновой «Применение инструментов управления качеством как инструмент регулирование спроса на услуги в салоне красоты «ЕВА»» [3], А.М. Редько «Производственный менеджмент на примере ИП салона красоты «Пятый элемент» [13], В.Ю. Кондратовой «Перспективы развития салонного бизнеса. Индустрия красоты» [7], П.В. Черепова «Особенности повышения конкуренции на рынке услуг организации» [15], О.С. Нечаевой «Маркетинговые стратегии в продвижении косметологических услуг» [10], Е.Р. Андрушевской «Роль маркетинга в бизнесе салонов красоты» [1].
Из числа диссертационных исследований на соискание ученых степеней кандидатов и докторов экономических наук, затрагивающих или частично отражающих тему, следует отметить диссертацию В.В. Бессчастнова «Маркетинговые инструменты формирования конкурентоспособности услуг на рынке салонов красоты» [2], А.А. Иванова «Механизм управления предпринимательскими инновациями в организациях сферы услуг» [5], М.Ю. Смирновой «Организационно-экономическое обеспечение развития оздоровительных SPA-услуг» [12].
Выполненный анализ данных научной литературы показал, что для эффективного применения маркетинговых инструментов, направленных на формирование конкурентоспособных услуг салонов красоты, объективной необходимостью в условиях возрастающей конкуренции является применение методов экономического исследования.
Основные механизмы повышения конкурентоспособности - это наружная реклама, интернет-продвижение, стимулирование сбыта, публикации в СМИ. Обзор результатов современных исследований по проблеме показал, что практически все предлагаемые и реализованные методики основаны на систематизации научных подходов, а наиболее эффективными из них следует признать комбинированные методики, включающие определение оптимального количества и стоимости услуг на основе исследования
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_
ценообразования, анализ процессов предоставления и потребления услуг, решение проблем продвижения, учет в продвижении услуг местоположения салонов красоты, оценку роли внутреннего маркетинга, а также оценку имеющегося «разрыва» в качестве ожидаемой и полученной услуги в сознании потребителя.
Выводы. Оценка качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса вызывает несомненный интерес и, в тоже время, является актуальным и не до конца разработанным направлением исследований. В этой связи, была обоснована тема магистерской диссертации «Анализ и совершенствование качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса». В планируемом исследовании поставлены задачи: 1) исследовать специфику, потенциал и уровень концентрированности рынка салонов красоты на примере отдельного территориального сегмента (г. Воронежа); 2) проанализировать характеристики потенциальных потребителей услуг и выполнить на этой основе поиск наиболее эффективных маркетинговых инструментов продвижения сервиса салонного бизнеса; 3) обосновать систему показателей и маркетинговых инструментов для формирования конкурентоспособности услуг салонов красоты; 4) разработать бизнес-план по созданию и продвижению сервисных услуг салона красоты (на примере отдельного салона красоты г. Воронежа). Список использованной литературы:
1. Андрушевская, Е.Р. Роль маркетинга в бизнесе салонов красоты [Текст] // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2016. Т. 7. № 1. С. 205-218.
2. Бессчастнов, В.В. Маркетинговые инструменты формирования конкурентоспособности услуг на рынке салонов красоты: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Бессчастнов Владислав Владимирович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики]. - Москва, 2012. -224 с.
3. Вергунова, А.В. Применение инструментов управления качеством как инструмент регулирование спроса на услуги в салоне красоты «ЕВА» г.Оренбург [Текст] // Вергунова А.В., Солярик С.В. /Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 34. С. 230-233.
4. Горячкина, К.В. Создание инновационных СПА-салонов красоты с помощью методов системного подхода [Текст] // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. 2016. № 6. С. 121-125.
5. Иванов, А.А. Механизм управления предпринимательскими инновациями в организациях сферы услуг: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Иванов Алексей Александрович; [Место защиты: Моск. энергет. ин-т]. - Москва, 2010. - 138 с.
6. Кондракова, Т.Е. Формирование психологической компетентности специалиста в области сервиса: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.07 / Кондракова Татьяна Евгеньевна; [Место защиты: Пятигор. гос. лингвист. ун-т]. - Пятигорск, 2013. - 226 с.
7. Кондратова, В.Ю. Перспективы развития салонного бизнеса. Индустрия красоты [Текст] // Экономика и социум. 2015. № 5-1 (18). С. 638-639.
8. Мешкова, Ю.В. Организация управления проектами в сфере малого бизнеса (на примере салона красоты МОНЭ) [Текст] // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 4 (17). С. 80-85.
9. Михайлова, А. Маркетинговое исследование рынка парикмахерских услуг и салонов красоты [Текст] // Михайлова А., Хандакова О.П. / В сборнике: экономика. Теория и практика. Перспективы XXI века. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 26-28.
10.Нечаева, О.С. Маркетинговые стратегии в продвижении косметологических услуг [Текст] // Нечаева О.С., Кострицына Г.К. / Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 5. С. 349.
11.Редько, А.М. Производственный менеджмент на примере ИП салона красоты «пятый элемент» г. Пермь // Путь науки. 2014. № 1 (1). С. 127-134.
12.Смирнова, М.Ю. Организационно-экономическое обеспечение развития оздоровительных SPA-услуг: диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 / Смирнова Мария Юрьевна; [Место защиты: Сам. гос. эконом. ун-т]. - Тольятти, 2011. - 164 с.
13.Тонконог, В.В. Разработка маркетинговой стратегии салона красоты // Тонконог В.В., Ковальчук Н.Б. [Текст] / В сборнике: Человек в XXI веке Материалы IX Международной научно-практической конференции преподавателей и студентов. 2014. С. 284.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_
14.Чекмарева, Г.В. Основные направления совершенствования сервисного обслуживания клиентов салона красоты «ДЕ ТРУА РЕН» // Чекмарева Г.В., Почуфарова С.В. / В сборнике: Сервисные технологии: теория и практика сборник научных трудов. Новосибирск, 2012. С. 156-159.
15.Черепов, П.В. Особенности повышения конкуренции на рынке услуг организации [Текст] // Уральский научный вестник. 2016. Т. 9. № 2. С. 135-139.
16.Шафоростова, Е.Н. Оценка качества услуг, предоставляемых салоном красоты [Текст] // Шафоростова Е.Н., Шакалова К.А. / Вестник научных конференций. 2015. № 2-1 (2). С. 161-163. Reference
I. Andrushevskaja, E.R. Rol' marketinga v biznese salonov krasoty [Tekst] // Marketing MBA. Marketingovoe upravlenie predprijatiem. 2016. T. 7. № 1. S. 205-218.
2. Besschastnov, V.V. Marketingovye instrumenty formirovanija konkurentosposobnosti uslug na rynke salonov krasoty: dissertacija kandidata jekonomicheskih nauk: 08.00.05 / Besschastnov Vladislav Vladimirovich; [Mesto zashhity: Mosk. gos. un-t jekonomiki, statistiki i informatiki]. - Moskva, 2012. - 224 s.
3. Vergunova, A.V. Primenenie instrumentov upravlenija kachestvom kak instrument regulirovanie sprosa na uslugi v salone krasoty «EVA» g.Orenburg [Tekst] // Vergunova A.V., Soljarik S.V. /Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal Koncept. 2016. T. 34. S. 230-233.
4. Gorjachkina, K.V. Sozdanie innovacionnyh SPA-salonov krasoty s pomoshh'ju metodov sistemnogo podhoda [Tekst] // Proizvodstvennyj menedzhment: teorija, metodologija, praktika. 2016. № 6. S. 121-125.
5. Ivanov, A.A. Mehanizm upravlenija predprinimatel'skimi innovacijami v organizacijah sfery uslug: dissertacija kandidata jekonomicheskih nauk: 08.00.05 / Ivanov Aleksej Aleksandrovich; [Mesto zashhity: Mosk. jenerget. in-t]. - Moskva, 2010. - 138 s.
6. Kondrakova, T.E. Formirovanie psihologicheskoj kompetentnosti specialista v oblasti servisa: dissertacija kandidata psihologicheskih nauk: 19.00.07 / Kondrakova Tat'jana Evgen'evna; [Mesto zashhity: Pjatigor. gos. lingvist. un-t]. - Pjatigorsk, 2013. - 226 s.
7. Kondratova, V.Ju. Perspektivy razvitija salonnogo biznesa. Industrija krasoty [Tekst] // Jekonomika i socium. 2015. № 5-1 (18). S. 638-639.
8. Meshkova, Ju.V. Organizacija upravlenija proektami v sfere malogo biznesa (na primere salona krasoty MONJe) [Tekst] // Materialy Afanas'evskih chtenij. 2016. № 4 (17). S. 80-85.
9. Mihajlova, A. Marketingovoe issledovanie rynka parikmaherskih uslug i salonov krasoty [Tekst] // Mihajlova A., Handakova O.P. / V sbornike: jekonomika. Teorija i praktika. Perspektivy XXI veka. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014. S. 26-28.
10.Nechaeva, O.S. Marketingovye strategii v prodvizhenii kosmetologicheskih uslug [Tekst] // Nechaeva O.S., Kostricyna G.K. / Bjulleten' medicinskih internet-konferencij. 2015. T. 5. № 5. S. 349.
II.Red'ko, A.M. Proizvodstvennyj menedzhment na primere IP salona krasoty «pjatyj jelement» g. Perm' // Put' nauki. 2014. № 1 (1). S. 127-134.
12.Smirnova, M.Ju. Organizacionno-jekonomicheskoe obespechenie razvitija ozdorovitel'nyh SPA-uslug: dissertacija kandidata jekonomicheskih nauk : 08.00.05 / Smirnova Marija Jur'evna; [Mesto zashhity: Sam. gos. jekonom. un-t]. - Tol'jatti, 2011. - 164 s.
13.Tonkonog, V.V. Razrabotka marketingovoj strategii salona krasoty // Tonkonog V.V., Koval'chuk N.B. [Tekst] / V sbornike: Chelovek v XXI veke Materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i studentov. 2014. S. 284.
14.Chekmareva, G.V. Osnovnye napravlenija sovershenstvovanija servisnogo obsluzhivanija klientov salona krasoty «DE TRUA REN» // Chekmareva G.V., Pochufarova S.V. / V sbornike: Servisnye tehnologii: teorija i praktika sbornik nauchnyh trudov. Novosibirsk, 2012. S. 156-159.
15.Cherepov, P.V. Osobennosti povyshenija konkurencii na rynke uslug organizacii [Tekst] // Ural'skij nauchnyj vestnik. 2016. T. 9. № 2. S. 135-139.
16.Shaforostova, E.N. Ocenka kachestva uslug, predostavljaemyh salonom krasoty [Tekst] // Shaforostova E.N., Shakalova K.A. / Vestnik nauchnyh konferencij. 2015. № 2-1 (2). S. 161-163.
© Хрипунова И.А., 2017