Научная статья на тему 'Обзор исследований по совершенствованию качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса'

Обзор исследований по совершенствованию качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
840
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САЛОННЫЙ БИЗНЕС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО СЕРВИСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрипунова И. А.

Проанализирован научный интерес к проблеме организации и качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса. Для осуществления проблемного поиска определены наиболее близкие к теме исследования работы. Сформулирована тема магистерской диссертации и актуальные задачи по выполнению анализа и совершенствованию качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хрипунова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор исследований по совершенствованию качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070

7. Общечеловеческие ценности Ефимов В.И., Таланов В.М.: Монография / Академия Естествознания. Москва. 2010

8. Приволжский федеральный округ - СОЮЗЛЕГПРОМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.souzlegprom.ru/ru/privolzhskij-federalnyj-okrug.html (дата обращения 13.05.2016).

9. Рост аллергических заболеваний. Причины аллергии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://allerganesth.org/cause/rost-allergicheskix-zabolevanij.html (дата обращения 13.05.2016).

10.Ткань для аллергиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ok.design/blog/vybiraem-tkan-dlya-allergikov.html (дата обращения 13.05.2016).

11.Ульяновская-Симбирская энциклопедия : в 2 т. / под ред. В. Н. Егорова. - Ульяновск : Симбирская книга, 2000. Т.1 - 400 с.

12.Ульяновская ордена Ленина область за 50 лет Советской власти [Текст] : Стат. сборник / ЦСУ РСФСР. Стат. упр. Ульян. обл. - Ульяновск : Приволж. кн. изд-во. Ульян. отд-ние, 1967. - 381 с.

© Фадеев А.А., 2017

УДК 005.6

И.А. Хрипунова

студентка группы ММз-161, магистратура, направление 38.04.02 «менеджмент», Воронежский институт высоких технологий Научный руководитель: Т.О. Толстых, д.э.н., профессор, Воронежский институт высоких технологий, г.Воронеж, Российская Федерация

ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВА СЕРВИСА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ САЛОННОГО БИЗНЕСА

Аннотация

Проанализирован научный интерес к проблеме организации и качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса. Для осуществления проблемного поиска определены наиболее близкие к теме исследования работы. Сформулирована тема магистерской диссертации и актуальные задачи по выполнению анализа и совершенствованию качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса.

Ключевые слова

Салонный бизнес, конкурентоспособность, качество сервиса.

Рост качества жизни и развитие новых потребностей людей, которое особенно ярко проявляется в странах с развитой экономикой, включая Россию, увеличивает спрос на услуги салонного бизнеса, в числе которых салоны красоты, SPA-салоны, фитнес-центры. Постоянное совершенствование сервисного обслуживания приводит к возникновению и развитию новых услуг и возможностей их оказания. Увеличение числа салонов влечет за собой значительную конкуренцию в сфере услуг, что, в свою очередь, требует проведения маркетингового изучения рынка салонного бизнеса.

Таким образом, анализ и совершенствование качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса является актуальным направлением научных исследований.

Целью работы являлось изучение интереса к проблеме организации и качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса в Российской Федерации по данным научных литературных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

источников.

Методы исследования. Изучение проблемы организации и качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса проводилось на основе современной экономической литературы, монографий, диссертаций и публикаций в виде научных статей, представленных на ведущих Российских интернет-ресурсах - Российской государственной библиотеки (http://www.rsl.ru), научной электронной библиотеки (http://www.elibrary.ru), сайте Высшей аттестационной комиссии (http://vak.ed.gov.ru). При этом приоритетное внимание было обращено на публикации 2006-2016 гг.

Результаты исследования и их обсуждение. Поисковые запросы осуществлялись по следующим сочетаниям ключевых слов «салонный бизнес», «салон красоты», «качество сервиса в салонах», «конкурентоспособность салонного бизнеса». Наукометрическая оценка отечественных публикаций по указанным поисковым запросам (базы данных http://www.elibrary.ru и http://www.rsl.ru) позволила создать первичные списки публикаций по всем учитываемым типам (статьи в журналах, диссертации, книги, отчеты, материалы конференций, патенты, депонированные рукописи). Поиск велся одновременно в названии публикации, в аннотации, в ключевых словах. По состоянию на январь 2017 г. наиболее продуктивным был поиск в электронной научной библиотеке. С поисковым запросом «салон красоты» найдено 209 публикаций, «салонный бизнес» - 24 работы, «качество сервиса в салонах» - 1 работа. Из данных публикаций в просмотре и ручной сортировке составлен общий массив из 74 отечественных публикаций для выполнения проблемного анализа темы исследования. Последующий автоматизированный анализ данного списка с использованием систем добавления результатов поиска в подборку и поиска среди найденных результатов (http://www.elibrary.ru) показал, что непосредственно анализу и совершенствованию качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса посвящено ограниченное число работ.

Среди них наиболее близки к теме исследования работы В.В. Тонконога «Разработка маркетинговой стратегии салона красоты» [13], Е.Н. Шафоростовой «Оценка качества услуг, предоставляемых салоном красоты» [16], А. Михайловой «Маркетинговое исследование рынка парикмахерских услуг и салонов красоты» [9], Г.В. Чекмаревой «Основные направления совершенствования сервисного обслуживания клиентов салона красоты «ДЕ ТРУА РЕН» [14], К.В. Горячкиной «Создание инновационных СПА-салонов красоты с помощью методов системного подхода» [4], Ю.В. Мешковой «Организация управления проектами в сфере малого бизнеса (на примере салона красоты МОНЭ)» [8], А.В. Вергуновой «Применение инструментов управления качеством как инструмент регулирование спроса на услуги в салоне красоты «ЕВА»» [3], А.М. Редько «Производственный менеджмент на примере ИП салона красоты «Пятый элемент» [13], В.Ю. Кондратовой «Перспективы развития салонного бизнеса. Индустрия красоты» [7], П.В. Черепова «Особенности повышения конкуренции на рынке услуг организации» [15], О.С. Нечаевой «Маркетинговые стратегии в продвижении косметологических услуг» [10], Е.Р. Андрушевской «Роль маркетинга в бизнесе салонов красоты» [1].

Из числа диссертационных исследований на соискание ученых степеней кандидатов и докторов экономических наук, затрагивающих или частично отражающих тему, следует отметить диссертацию В.В. Бессчастнова «Маркетинговые инструменты формирования конкурентоспособности услуг на рынке салонов красоты» [2], А.А. Иванова «Механизм управления предпринимательскими инновациями в организациях сферы услуг» [5], М.Ю. Смирновой «Организационно-экономическое обеспечение развития оздоровительных SPA-услуг» [12].

Выполненный анализ данных научной литературы показал, что для эффективного применения маркетинговых инструментов, направленных на формирование конкурентоспособных услуг салонов красоты, объективной необходимостью в условиях возрастающей конкуренции является применение методов экономического исследования.

Основные механизмы повышения конкурентоспособности - это наружная реклама, интернет-продвижение, стимулирование сбыта, публикации в СМИ. Обзор результатов современных исследований по проблеме показал, что практически все предлагаемые и реализованные методики основаны на систематизации научных подходов, а наиболее эффективными из них следует признать комбинированные методики, включающие определение оптимального количества и стоимости услуг на основе исследования

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

ценообразования, анализ процессов предоставления и потребления услуг, решение проблем продвижения, учет в продвижении услуг местоположения салонов красоты, оценку роли внутреннего маркетинга, а также оценку имеющегося «разрыва» в качестве ожидаемой и полученной услуги в сознании потребителя.

Выводы. Оценка качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса вызывает несомненный интерес и, в тоже время, является актуальным и не до конца разработанным направлением исследований. В этой связи, была обоснована тема магистерской диссертации «Анализ и совершенствование качества сервиса для повышения конкурентоспособности салонного бизнеса». В планируемом исследовании поставлены задачи: 1) исследовать специфику, потенциал и уровень концентрированности рынка салонов красоты на примере отдельного территориального сегмента (г. Воронежа); 2) проанализировать характеристики потенциальных потребителей услуг и выполнить на этой основе поиск наиболее эффективных маркетинговых инструментов продвижения сервиса салонного бизнеса; 3) обосновать систему показателей и маркетинговых инструментов для формирования конкурентоспособности услуг салонов красоты; 4) разработать бизнес-план по созданию и продвижению сервисных услуг салона красоты (на примере отдельного салона красоты г. Воронежа). Список использованной литературы:

1. Андрушевская, Е.Р. Роль маркетинга в бизнесе салонов красоты [Текст] // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2016. Т. 7. № 1. С. 205-218.

2. Бессчастнов, В.В. Маркетинговые инструменты формирования конкурентоспособности услуг на рынке салонов красоты: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Бессчастнов Владислав Владимирович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики]. - Москва, 2012. -224 с.

3. Вергунова, А.В. Применение инструментов управления качеством как инструмент регулирование спроса на услуги в салоне красоты «ЕВА» г.Оренбург [Текст] // Вергунова А.В., Солярик С.В. /Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 34. С. 230-233.

4. Горячкина, К.В. Создание инновационных СПА-салонов красоты с помощью методов системного подхода [Текст] // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. 2016. № 6. С. 121-125.

5. Иванов, А.А. Механизм управления предпринимательскими инновациями в организациях сферы услуг: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Иванов Алексей Александрович; [Место защиты: Моск. энергет. ин-т]. - Москва, 2010. - 138 с.

6. Кондракова, Т.Е. Формирование психологической компетентности специалиста в области сервиса: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.07 / Кондракова Татьяна Евгеньевна; [Место защиты: Пятигор. гос. лингвист. ун-т]. - Пятигорск, 2013. - 226 с.

7. Кондратова, В.Ю. Перспективы развития салонного бизнеса. Индустрия красоты [Текст] // Экономика и социум. 2015. № 5-1 (18). С. 638-639.

8. Мешкова, Ю.В. Организация управления проектами в сфере малого бизнеса (на примере салона красоты МОНЭ) [Текст] // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 4 (17). С. 80-85.

9. Михайлова, А. Маркетинговое исследование рынка парикмахерских услуг и салонов красоты [Текст] // Михайлова А., Хандакова О.П. / В сборнике: экономика. Теория и практика. Перспективы XXI века. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 26-28.

10.Нечаева, О.С. Маркетинговые стратегии в продвижении косметологических услуг [Текст] // Нечаева О.С., Кострицына Г.К. / Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 5. С. 349.

11.Редько, А.М. Производственный менеджмент на примере ИП салона красоты «пятый элемент» г. Пермь // Путь науки. 2014. № 1 (1). С. 127-134.

12.Смирнова, М.Ю. Организационно-экономическое обеспечение развития оздоровительных SPA-услуг: диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 / Смирнова Мария Юрьевна; [Место защиты: Сам. гос. эконом. ун-т]. - Тольятти, 2011. - 164 с.

13.Тонконог, В.В. Разработка маркетинговой стратегии салона красоты // Тонконог В.В., Ковальчук Н.Б. [Текст] / В сборнике: Человек в XXI веке Материалы IX Международной научно-практической конференции преподавателей и студентов. 2014. С. 284.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

14.Чекмарева, Г.В. Основные направления совершенствования сервисного обслуживания клиентов салона красоты «ДЕ ТРУА РЕН» // Чекмарева Г.В., Почуфарова С.В. / В сборнике: Сервисные технологии: теория и практика сборник научных трудов. Новосибирск, 2012. С. 156-159.

15.Черепов, П.В. Особенности повышения конкуренции на рынке услуг организации [Текст] // Уральский научный вестник. 2016. Т. 9. № 2. С. 135-139.

16.Шафоростова, Е.Н. Оценка качества услуг, предоставляемых салоном красоты [Текст] // Шафоростова Е.Н., Шакалова К.А. / Вестник научных конференций. 2015. № 2-1 (2). С. 161-163. Reference

I. Andrushevskaja, E.R. Rol' marketinga v biznese salonov krasoty [Tekst] // Marketing MBA. Marketingovoe upravlenie predprijatiem. 2016. T. 7. № 1. S. 205-218.

2. Besschastnov, V.V. Marketingovye instrumenty formirovanija konkurentosposobnosti uslug na rynke salonov krasoty: dissertacija kandidata jekonomicheskih nauk: 08.00.05 / Besschastnov Vladislav Vladimirovich; [Mesto zashhity: Mosk. gos. un-t jekonomiki, statistiki i informatiki]. - Moskva, 2012. - 224 s.

3. Vergunova, A.V. Primenenie instrumentov upravlenija kachestvom kak instrument regulirovanie sprosa na uslugi v salone krasoty «EVA» g.Orenburg [Tekst] // Vergunova A.V., Soljarik S.V. /Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal Koncept. 2016. T. 34. S. 230-233.

4. Gorjachkina, K.V. Sozdanie innovacionnyh SPA-salonov krasoty s pomoshh'ju metodov sistemnogo podhoda [Tekst] // Proizvodstvennyj menedzhment: teorija, metodologija, praktika. 2016. № 6. S. 121-125.

5. Ivanov, A.A. Mehanizm upravlenija predprinimatel'skimi innovacijami v organizacijah sfery uslug: dissertacija kandidata jekonomicheskih nauk: 08.00.05 / Ivanov Aleksej Aleksandrovich; [Mesto zashhity: Mosk. jenerget. in-t]. - Moskva, 2010. - 138 s.

6. Kondrakova, T.E. Formirovanie psihologicheskoj kompetentnosti specialista v oblasti servisa: dissertacija kandidata psihologicheskih nauk: 19.00.07 / Kondrakova Tat'jana Evgen'evna; [Mesto zashhity: Pjatigor. gos. lingvist. un-t]. - Pjatigorsk, 2013. - 226 s.

7. Kondratova, V.Ju. Perspektivy razvitija salonnogo biznesa. Industrija krasoty [Tekst] // Jekonomika i socium. 2015. № 5-1 (18). S. 638-639.

8. Meshkova, Ju.V. Organizacija upravlenija proektami v sfere malogo biznesa (na primere salona krasoty MONJe) [Tekst] // Materialy Afanas'evskih chtenij. 2016. № 4 (17). S. 80-85.

9. Mihajlova, A. Marketingovoe issledovanie rynka parikmaherskih uslug i salonov krasoty [Tekst] // Mihajlova A., Handakova O.P. / V sbornike: jekonomika. Teorija i praktika. Perspektivy XXI veka. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014. S. 26-28.

10.Nechaeva, O.S. Marketingovye strategii v prodvizhenii kosmetologicheskih uslug [Tekst] // Nechaeva O.S., Kostricyna G.K. / Bjulleten' medicinskih internet-konferencij. 2015. T. 5. № 5. S. 349.

II.Red'ko, A.M. Proizvodstvennyj menedzhment na primere IP salona krasoty «pjatyj jelement» g. Perm' // Put' nauki. 2014. № 1 (1). S. 127-134.

12.Smirnova, M.Ju. Organizacionno-jekonomicheskoe obespechenie razvitija ozdorovitel'nyh SPA-uslug: dissertacija kandidata jekonomicheskih nauk : 08.00.05 / Smirnova Marija Jur'evna; [Mesto zashhity: Sam. gos. jekonom. un-t]. - Tol'jatti, 2011. - 164 s.

13.Tonkonog, V.V. Razrabotka marketingovoj strategii salona krasoty // Tonkonog V.V., Koval'chuk N.B. [Tekst] / V sbornike: Chelovek v XXI veke Materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i studentov. 2014. S. 284.

14.Chekmareva, G.V. Osnovnye napravlenija sovershenstvovanija servisnogo obsluzhivanija klientov salona krasoty «DE TRUA REN» // Chekmareva G.V., Pochufarova S.V. / V sbornike: Servisnye tehnologii: teorija i praktika sbornik nauchnyh trudov. Novosibirsk, 2012. S. 156-159.

15.Cherepov, P.V. Osobennosti povyshenija konkurencii na rynke uslug organizacii [Tekst] // Ural'skij nauchnyj vestnik. 2016. T. 9. № 2. S. 135-139.

16.Shaforostova, E.N. Ocenka kachestva uslug, predostavljaemyh salonom krasoty [Tekst] // Shaforostova E.N., Shakalova K.A. / Vestnik nauchnyh konferencij. 2015. № 2-1 (2). S. 161-163.

© Хрипунова И.А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.