MAKHANTSOVA Ekaterina Vladimirovna, Senior Lecturer of the Chair of History, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov (4, Stolyetiya Lenina Sq, Ulyanovsk, Russia, 432700; mev. [email protected])
THE ACTIVITY OF THE RUSSIAN RED CROSS SOCIETY DURING CROP FAILURES IN SIMBIRSK PROVINCE IN THE LATE 19th - EARLY 20th CENTURY
Abstract. The article discusses the activities of the Russian Red Cross Society (ROKK) and its local branch in Simbirsk during the crop failures in the Middle Volga. The author notes that in the analyzed period the activities of the local administration of the Russian Red Cross Society, and the various agencies working in Simbirsk province under the auspices of ROKK provided significant and timely assistance during the period of bad harvests and established an extensive network of benevolent organizations and associations in the province.
Keywords: charity, famine, crop failure, needy, help, Russian Red Cross Society, Simbirsk province
КОБЗЕВА Татьяна Александровна — к.и.н., доцент кафедры истории Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова (432700, Россия, г. Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, 4; [email protected])
ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗЕМСТВ В 1870-1890-х гг.
(по материалам Среднего Поволжья)
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты экономической деятельности земских органов самоуправления в начальный период их деятельности в 1870-1890-е гг. по материалам Среднего Поволжья. Автор приходит к выводу, что земства в первые десятилетия существования еще не выработали четкий экономический курс и находились в поисках своего места в экономической системе страны. Только к началу XX в. постепенно складывается система взаимосвязанных земских экономических мероприятий: формирование земской агрономической службы, организация учреждений мелкого кредита, помощь мелким предпринимателям в сфере кустарного производства. Ключевые слова: земства, агрономическая помощь, крестьяне, учреждения мелкого кредита, Симбирская, Самарская, Саратовская, Казанская губернии
ТТеятельность земств в области экономики приобрела самостоятельное значение Д |с самого начала работы земских учреждений. Но только к концу XIX — началу XX в. удалось выработать непротиворечивую программу экономических мероприятий, направленных на развитие сельской кредитной и потребительской кооперации, агрономической службы, кустарных промыслов.
В течение второй половины XIX в. взгляды земских деятелей на экономическую деятельность неоднократно менялись; отмечались как позитивные результаты, так и негативные моменты работы. Например, гласные Симбирского губернского земского собрания 1880 г. высказывали мнение, что «успешный ход всего земского дела находится в тесной связи с экономическим положением сельского земледельческого сословия, составляющего главную силу России». Аналогичные высказывания звучали и на заседаниях Саратовского земства: «Настоящее, обостренное народом положение дела есть последствие систематического упадка экономического благосостояния населения, пределов которому определить невозможно. Отсюда необходимость к изысканию средств для поднятия этого уровня, независимо от специальных мер обеспечения народного продовольствия» [Киринюк 2001: 254].
Как известно, земские органы местного самоуправления появились в результате
«великих реформ» Александра II. Главной экономической проблемой, с которой столкнулись земства во второй половине 1860-х г., были последствия отмены крепостного права — малоземелье крестьян. Вплоть до конца 1880-х гг. земские деятели Среднего Поволжья предлагали правительству различные варианты решения земельного вопроса в российской деревне. Следует отметить, что ни один из предложенных проектов так и не был реализован. Однако само внимание земцев к аграрному вопросу впоследствии послужило основой для разработки целой программы экономических мероприятий земства на селе. Содержание этих проектов сводилась к следующим предложениям: понижение выкупных платежей, помощь в организации переселения крестьян на свободные земли, организация доступных кредитов сельским обществам и отдельным крестьянским хозяйствам.
Эти проекты предусматривали смягчение условий получения кредитов в крестьянском поземельном банке и погашения долговых обязательств по взятым ссудам и субсидиям. В 1880-1890-х гг. Казанское, Самарское, Саратовское и Симбирское земства предлагали упростить условия выдачи ссуд, оказать содействие крестьянам при покупке земли, продаваемой с торгов, смягчить применение правил взыскания выкупных платежей при погашении долгов1. В это время практически все земства выступали со своими разработками дополнительных условий для погашения кредитов, например путем понижения процентов по ссудам. Такие предложения поступали в 1889 г. от Саратовского земства, в 1890 г. — от Казанского и в 1891 г. — от Симбирского2. Отдельные проекты земств предусматривали изменение российского аграрного законодательства. Например, Бузулукское земство Самарской губернии в 1894 г. рассматривало вопрос о расширении прав крестьян на приобретение казенных участков земли с последующим выкупом. Самарское земство пошло еще дальше, предложив понизить поземельный налог для крестьян в 2 раза. Их проект предусматривал размер налога в 2 коп. с десятины. По предварительным подсчетам самарских земцев, изменение системы налогообложения создало бы благоприятные условия для покупки крестьянами земли [Киринюк 2001: 264].
Согласно Положению о земских учреждениях 1864 г. земствам разрешалось разрабатывать проекты учреждения губернских земских банков. В 1860-1880-х гг. Симбирским, Пензенским и Самарским земствами разрабатывались проекты, согласно которым главными задачами земского банка должно стать кредитование учреждений мелкого кредита (местные общества взаимного кредита, ссудо-сберегательные товарищества и кассы) и непосредственных сельскохозяйственных производителей и землевладельцев.
На протяжении 8 лет, с 1865 по 1873 гг., Пензенское губернское земство безуспешно пыталось реализовать проект создания земского банка. Нехватка финансовых ресурсов не позволила воплотить проект в жизнь [Синева 2000: 243]. Схожая ситуация сложилась в Симбирском земстве, которое направляло в Министерство внутренних дел проект земского банка в 1871—1872 гг., однако безрезультатно. Основной капитал банка должен был формироваться из земских средств и взносов местных обществ взаимного кредита и ссудо-сберегательных товариществ, желающих пользоваться услугами земского банка. Уездные земства также получали право участвовать в образовании капиталов банка. Первоначальный капитал банка планировался в размере 150 тыс. руб.3 Земский банк, по проекту губернского земства, должен был стать не частным учреждением, а общественным, оказывающим помощь мелким учреждениям кредитной кооперации. В то время проект так и не был реализован.
Инициативы симбирских и самарских земских деятелей оказались преждевременными. В 1872 г. те же симбирские земцы признали, что в губернии отсутствуют необходимые экономические условия для открытия такого банка4.
1 Краткий очерк экономических мероприятий земств 23 губерний России (1865—1892 гг.). Полтава: Издание Полтавской губернской земской управы. Тип. Л. Фришберга. 1894. С. 86.
2 Там же.
3 Журналы Симбирского губернского земского собрания сессии 1871 г. 1872. Казань: губернская типография. С.665-720.
4 Систематический сборник постановлений Симбирского губернского земского собрания. 1866-1882 гг. 1884. Симбирск: Типография В.В. Черникова. С. 473.
Можно назвать еще два важных обстоятельства. Во-первых, это крестьянский менталитет. Крестьяне воспринимали любые финансово-кредитные учреждения как ростовщические, не доверяли им, считали, что банки грабят население. Во-вторых, это условия получения кредита, которые предлагались крестьянину банком. Согласно уставам будущих Самарского и Симбирского губернских земских банков, ссуды, как долгосрочные, так и краткосрочные, выдавались исключительно под залог недвижимости. Таким образом, кредитом могли воспользоваться только крупные землевладельцы, для основной части крестьян он был просто недоступен.
Одной из альтернатив в предоставлении дешевого кредита крестьянам в то время в России были ссудо-сберегательные товарищества. Пик их развития приходится на вторую половину 1870-х — начало 1880-х гг. В 1870-х гг. были открыты 359 товариществ, за следующее 10 лет — 63. В Поволжском регионе в это время было открыто 11 ссудо-сберегательных товариществ [Киринюк 2001: 257]. Именно на них земство и сделало ставку в организации системы предоставления крестьянам дешевых краткосрочных и долгосрочных кредитов. Благодаря товариществам, финансовая помощь приобретала дифференцированный характер и во многом была рассчитана на малоимущих сельскохозяйственных производителей.
В 1871 г. в Пензенском губернском земском собрании неоднократно обсуждался вопрос об открытии ссудо-сберегательных товариществ. На следующий год пензенские земцы разработали проект устава ссудо-сберегательных товариществ. В 1873 г. Симбирское земство приняло правила организации и субсидирования ссудо-сберегательных товариществ. В этом же году на основе новых правил были учреждены Старотукшумское ссудо-сберегательное товарищество Сенгилеевского уезда и Самайкинское товарищество Сызранского уезда1.
Следует отметить, что эти инициативы на тот момент были единичными. Экономическая деятельность земств еще не приобрела системный, целостный характер. Земские начинания не всегда находили понимание и отклик в крестьянской среде. Как писал известный дореволюционный исследователь земств В.В. Хижняков, причиной неразвитости земской кредитной деятельности был низкий культурный уровень основной массы сельского населения [Хижняков 1914: 348].
Начиная с 70-х гг. XIX в. земства искали разные варианты повышения эффективности сельскохозяйственного производства. В это время в земской среде созрела идея создания агрономической службы на селе. Ее основными элементами в проекте 1874 г. Симбирского губернского земства должны были стать: земские сельскохозяйственные склады, опытные поля, экспериментальные участки [Юбилейный сборник... 1914: 156]. В Симбирской губернии формирование земской агрономической службы растянулось на 2 десятилетия и завершилось лишь в начале XX в.
В других губерниях в 1880-х гг. пошли по пути привлечения на работу в земские учреждения профессиональных специалистов-агрономов. Казанское губернское земство в 1887 г. неоднократно поднимало этот вопрос, но каждый раз откладывало его решение в связи с дефицитом необходимых финансовых ресурсов2. Неоднозначной была позиция уездных земств Казанской губернии. В 1888 г. Чистопольское, Спасское и Цивильское земства предложили отказаться от приглашения агрономов до тех пор, пока не будет создана система земских сельскохозяйственных опытных учреждений (полей, станций и т.д.). Чебоксарское, Лаишеское и Космодемьянское уездные земства вовсе признали эти начинания экономически нецелесообразным [Киринюк 2001: 267].
Кардинально ситуация стала меняться в 1890-х гг. в связи с интенсивным развитием рыночных отношений в стране и позитивным изменением настроения крестьян по отношению к агрономической помощи земств. Уездные земства совместно с губернскими стали формировать агрономическую службу, организуя опытные поля и участки. За короткое время (1895—1900 гг.) в Казанской губернии
1 Там же. С. 475.
2 Краткий очерк экономических мероприятий земств 23 губерний России (1865—1892 гг.). Полтава: Издание Полтавской губернской земской управы. Тип. Л. Фришберга. 1894. С. 120.
сложилась стройная агрономическая система. В изучаемый период в губерниях Среднего Поволжья возросло число земских сельскохозяйственных складов, обеспечивавших крестьянские хозяйства необходимыми материалами и инвентарем: в Казанской и Симбирской — с 2 до 8; в Пензенской и Самарской — с 3 до 6 [Веселовский 1909: 182].
С конца XIX в. в земской экономической политике начинает прослеживаться еще одно направление деятельности — поддержка кустарных промыслов в деревне. Земства предпринимали первые попытки поддержки ремесленного производства. Прежде всего, земства обращали внимание на повышение квалификации кустарных производителей через развитие ремесленного образования. С 1873 г. Симбирское губернское собрание стало выдавать 300 руб. на уезд для устройства ремесленных отделений (ремесленных мастерских) при начальных училищах. В итоге были организованы 4 отделения. Однако результаты обучения в них были неудовлетворительными, и губернское собрание в 1892 г. приняло решение о закрытии мастерских. В начале 1880-х гг. аналогичный вопрос поднимался и в Казанском губернском земстве, но практической реализации не получил1.
Во второй половине 1880-х гг. — 1890-е гг. происходит изменение земской политики в отношении кустарного производства. Земские служащие стали регулярно проводить статистические исследования уровня развития мелкого крестьянского хозяйства с учетом влияния на него социально-экономических факторов развития страны. Кустарное производство рассматривалось как важный источник дополнительных доходов в крестьянском хозяйстве. Земства начинают создавать различные комитеты по содействию кустарной промышленности, сельскому хозяйству; агрономические органы, экономические советы по вопросам народного продовольствия. Постоянные комиссии при земствах являлись своеобразной переходной ступенью к постоянным органам и структурам. Так, Казанское земство в 1883 г. учредило постоянную продовольственную комиссию, состоявшую из членов управы и 7 избираемых собранием гласных. В 1885 г. она внесла на рассмотрение собрания в виде программы проекты экономических мероприятий, вопрос об устройстве сельских банков, о покупке земледельческих орудий и т.д. Саратовское земство организовало в 1892 г. статистико-продовольственную комиссию, в которую вошли по 1 гласному от каждого уезда2.
В 1887 г. состоялась Уральская выставка кустарных изделий, которая стимулировала развитие кустарной промышленности. В различных губерниях стали создаваться губернские и уездные комитеты по содействию сельскому хозяйству и различным отраслям промышленности, особое внимание уделялось развитию кустарной промышленности. Губернские комитеты стали организовывать сбыт кустарных изделий. В конце 1880-х гг. на Нижегородской и Ирбитской ярмарках были организованы Кустарно-промышленный банк, кустарный склад3.
В этот период некоторые земские учреждения проявляли некоторую осторожность в оказании помощи кустарным производителям, старались предварительно оценивать все финансовые риски. Так, например, в 1888 г. Симбирским губернским земским собранием был рассмотрен доклад губернской управы об участии земства в сбыте товаров кустарной промышленности при помощи склада «Русский кустарь» (Санкт-Петербург). Главной целью было стремление управы оградить мелких производителей от спекуляции скупщиков. Губернское собрание отклонило данное предложение, посчитав эту операцию слишком рискованной, и было принято решение о проведении статистического исследования кустарных производств губернии4.
К началу XX в. земское содействие развитию ремесленного и кустарного производства стало общероссийским явлением и реализовывалось по следующим направлениям: 1) организация кредита ремесленникам и кустарям для закупки
1 Там же. С. 212-213.
2 Там же. 115-116.
3 Там же. 191-192.
4 Систематический сборник постановлений Симбирского губернского земского собрания. 1889. Выпуск II. 1883-1888 гг. Симбирск: Типография П.В. Мураховского. С. 337.
необходимых материалов и орудий труда для своего производства; 2) сбыт продукции кустарных промыслов через специальные склады для продажи изделий без посредников, реализация государственных заказов на производство той или иной продукции, особенно в сложные военные годы; 3) создание кустарно-промысловых кооперативов; 4) развитие ремесленного образования, устройство выставок ремесленных изделий. К 1914 г. была выстроена четко функционирующая система земской помощи мелким кустарным производителям.
1870—1890-е гг. стали временем поиска земством своей экономической линии. Основные компоненты экономической политики земств путем проб и ошибок формировались на протяжении второй половины XIX в., но только к 1914 г. приобрели стройные черты. Это касается и финансово-кредитной кооперации, агрономической помощи населению, развития кустарных промыслов. Именно к этому времени складывается система взаимосвязанных земских экономических мероприятий: формирование земской агрономической службы, выстраивание деловых взаимоотношений с финансово-кредитными учреждениями, помощь мелким предпринимателям в сфере кустарного производства.
Статья написана в рамках гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых. Договор № 14.Z56.14.4287-MK.
Список литературы
Веселовский Б.Б. 1909. История земства за 40 лет. В 4 т. СПб.: Издательство О.Н. Поповой. Т. 2. 703 с.
Киринюк А.А. 2001. Земство и крестьянский вопрос в пореформенной России (вторая половина ЛХвека на материалах губерний Поволжья): дис. ... д.и.н. Саратов. 371 с.
Синева Н.Ю. 2000. Организация и основные направления деятельности земских учреждений Пензенской губернии (1865—1890 гг.): дис. ... к.и.н. Пенза. 372 с.
Хижняков В.В. 1914. Кооперация и земство. — Юбилейный земский сборник 1864— 1914гг. (под ред. Б.Б. Веселовского, З.Г. Френкеля. СПб. С. 342-359.
Юбилейный сборник 1864—1914 гг. Симбирского губернского земства. 1914. Симбирск: Типография Балакирщикова. 213 с.
KOBZEVA Tatyana Aleksandrovna, Cand.Sci.(Hist.), Associate Professor of the Chair of History, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov (4, Stolyetiya Lenina Sq, Ulyanovsk, Russia, 432700; [email protected].)
REVIEW OF ECONOMIC ACTIVITY OF ZEMSTVO IN 1870s-1890s
Abstract. The article considers the main aspects of economical activity of local self-government in the initial period of their activity in 1870-1890s on the materials of the Middle Volga provinces. The author concludes that Zemstvo in the first decades of its existence has not developed a clear economic course, and was searching for its place in the economic system of the country. Only in the beginning of the 20th century it gradually developed a system of interconnected economic measures, which resulted in forming the county agronomic services, organizing small credit institutions, helping small entrepreneurs in the field of handicraft production.
Keywords: Zemstvo, agronomic assistance, farmers, small credit institutions, Simbirsk province, Samara province, Saratov province, Kazan province