Научная статья на тему 'Этапы становления земской кредитной кооперации в России'

Этапы становления земской кредитной кооперации в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
243
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЛОВА: ЗЕМСТВО / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА / МЕЛКИЙ КРЕДИТ / ZEMSTVO / LOCAL AUTHORITIES / CREDIT SYSTEM / SMALL LOAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андреев Сергей Алексеевич

В статье анализируется становление земской кредитной кооперации в России, выделяются этапы этого процесса. Рассматривается правовая политика правительства в области становления и развития института мелкого кредитования в дореволюционной России с середины XIX до начала ХХ в. Выделяются причины торможения деятельности земств в области кредитования и кооперации: это недостаток в квалифицированных кадрах, отсутствие внешней поддержки со стороны государства, отсутствие должного контроля и законодательных актов, регламентирующих данную деятельность, курс государства на консервацию старых сословно-патриархальных кредитных учреждений, отсутствие собственных средств. Анализируется деятельность земских банков, механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с артелями, кредитными товариществами и обществами, земскими кассами мелкого кредита. Рассматривается эффективность деятельности органов местного самоуправления в области распространения мелкого кредита на селе, что способствовало повышению благосостояния местного населения, более интенсивному втягиванию крестьянства в рыночные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes formation of credit cooperatives of Zemstvo in Russia, distinguished stages of this process. The legal policy of the government in the field of formation and development of small credit institution in pre-revolutionary Russia and the middle of the 19 th to the early 20 th century is considered. Causes that obstructing Zemstvo`s activity in lending and cooperation are revealed. It is the lack of qualified personnel, insufficient external support from the state, the lack of proper oversight and legislative acts regulating this activity, the line of the state for conservation of old caste patriarchal credit institutions, lack of own funds. The activity of the banks of Zemstvo, the mechanisms of interaction between local governments and artel, credit associations and societies, zemstvo small credit bureau are analyzed. Effectiveness of local government in dissemination of small loans in rural areas that improve the welfare of the local population and more intensive joining of peasantry into the market economy is considered.

Текст научной работы на тему «Этапы становления земской кредитной кооперации в России»

Отечественный опыт

УДК 94 (47)

АНДРЕЕВ Сергей Алексеевич -

к.и.н., старший преподаватель кафедры истории Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института истории и культуры Ульяновской области.

432700, Россия, г. Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4

eco_aaa@mail.ru

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗЕМСКОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИИ STAGES OF FORMATION OF CREDIT COOPERATIVES ON THE LEVEL OF ZEMSTVO IN RUSSIA

В статье анализируется становление земской кредитной кооперации в России, выделяются этапы этого процесса. Рассматривается правовая политика правительства в области становления и развития института мелкого кредитования в дореволюционной России с середины XIX до начала ХХв. Выделяются причины торможения деятельности земств в области кредитования и кооперации: это недостаток квалифицированных кадров, отсутствие внешней поддержки со стороны государства, отсутствие должного контроля и законодательных актов, регламентирующих данную деятельность, курс государства на консервацию старых сословно-патриархальных кредитных учреждений, отсутствие собственных средств. Анализируется деятельность земских банков, механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с артелями, кредитными товариществами и обществами, земскими кассами мелкого кредита. Рассматривается эффективность деятельности органов местного самоуправления в области распространения мелкого кредита на селе, что способствовало повышению благосостояния местного населения, более интенсивному втягиванию крестьянства в рыночные отношения.

Ключевые слова: земство, органы местного самоуправления, кредитная система, мелкий кредит

The article analyzes formation of credit cooperatives of Zemstvo in Russia, distinguishes stages of this process. The legal policy of the government in the field of formation and development of small credit institution in prerevolutionary Russia from the middle of the 19th to the early 20th century is considered. Causes that obstructed Zemstvo's activity in lending and cooperation are revealed. It is the lack of qualified personnel, insufficient external support from the state, the lack of proper oversight and legislative acts regulating this activity, the line of the state for conservation of old caste patriarchal credit institutions, lack of own funds. The activity of the banks of Zemstvo, the mechanisms of interaction between local governments and artel, credit associations and societies, zemstvo's small credit bureau are analyzed. Effectiveness of local government in dissemination of small loans in rural areas that improved the welfare of the local population and promoted more intensive joining of peasantry into the market economy is considered.

Keywords: zemstvo, local authorities, credit system, small loan

К 1917 г. в России сформировалась четкая 3-уровневая кредитная система. Ее верхний уровень составляли Государственный, Крестьянский, Дворянский банки. Средний — частные коммерческие структуры: ломбарды, общественные и акционерные банки. Нижний уровень включал в себя все многообразие учреждений мелкого кредита. Органы местного самоуправления были связаны со всеми 3 уровнями кредитной системы дореволюционной России. Но именно

дело устройства мелкого кредита со временем станет одной из приоритетных задач земской деятельности.

До введения земского и городского самоуправления удовлетворение сельского населения в кредитных учреждениях осуществлялось почти исключительно государством. Первым шагом к привлечению самоуправления к делу организации кредита можно считать Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. К компетенции земств было отнесено

право представления через губернатора высшему правительству предложений об учреждении губернских земских банков. В связи с этим такие вопросы стали подниматься на земских собраниях. Так, в 1867 г. Симбирское губернское земство вынесло на обсуждение вопрос

о создании на территории губернии земского банка1. Однако органы самоуправления к этому времени еще не окрепли, и многие вопросы, особенно финансовые, не могли быть решены в одночасье.

Вот как прокомментировал данную ситуацию председатель Саратовской губернской земской управы В.В. Безобразов: «На заре своей юности земство пыталось охватить необъятное: всех вылечить, обучить грамоте, обеспечить дешевым кредитом. И это не считая ремонта дорог и отбывания государственных повинностей. Понадобилось менее 5 лет, чтобы земство расставило прерогативы. Ими стали народное образование и народное здравие. А об организации дешевого кредита пришлось забыть на долгие годы» [Безобразов 1914: 47].

Главное противоречие в деле развития земских банков, на наш взгляд, состояло в отсутствии нормативно-правовой основы их деятельности. Правительство только в 1871 г. внесло разъяснения по данному вопросу, и тогда были сформулированы цели и задачи их деятельности. Земские банки учреждались для «воспособления местному землевозде-лыванию и сопряженным с ним отраслям промышленности»2.

Основными механизмами функционирования земских банков были выдача долгосрочных ссуд под залог недвижимой собственности, прием вкладов и выдача краткосрочных ссуд под учет векселей и под залог движимых ценностей (при условии обеспечения данных операций основным банковским капиталом на сумму не менее 10% принимаемых на себя банком обязательств). Основной капитал земских банков должен был быть образован из «остатков от

1 Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. 76. Оп. 2. Д. 21. Л. 73.

2 Высочайше утвержденное 17 мая 1871 г. мнение Государственного совета по проекту нормального Положения о земских банках. 1871. СПб.

С. 1.

земских сборов, которые могли остаться после зачислений процентов в запас -ные капиталы и покрытия расходов на управление»3.

Однако предложенный законом тип кредитного учреждения — губернский земский банк — был в тех условиях нежизнеспособен. Органы самоуправления еще не окрепли, средств на поддержку и развитие кредита не выделялось, оказать реальную финансовую помощь в виде доступного кредита было просто невозможно.

В 70-х гг. XIX в. в ряде губерний — Новгородской, Тверской, Псковской, Московской, Смоленской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Таврической, Пермской, Вятской

— состоялись съезды земских деятелей по проблемам мелкого кредита. Новгородское губернское земство в 1870 г. представило обстоятельный доклад о целесообразности образования в губернии ссудо-сберегательных товариществ, рассматриваемых инициаторами как средство борьбы с низким жизненным уровнем крестьян [Мазилкина 2007: 11].

В 80-х гг. XIX в. деятельность земств в области кредитования и кооперации заметно ослабевает вследствие недостатка в средствах и в квалифицированных кадрах, из-за отсутствия поддержки и должного контроля со стороны государства, законодательных актов, регламентирующих подобную деятельность. Отдельный комплекс причин неприятия деятельности земств в этой области связан с патриархальностью деревни. В.В. Хижняков отмечал, что кредит встретил в деревне врагов в лице стариков, которые, не понимая, откуда в товариществах берутся деньги на кредитование, говорили, что «деньги им дает антихрист» и что члены товарищества получают книжку, к которой «приложена печать антихриста» [Хижняков 1914: 348].

Ко времени введения нового Положения о земских учреждениях (12 июня 1890 г.), отменившего их право учреждать кредитные учреждения, большинство основанных земством товариществ прекратило свое существование [Кекуатов 1915: 5].

3 Там же. С. 5.

Следующим этапом становления земского кредита стало Положение от

1 июня 1895 г. об учреждениях мелкого кредита. По данному закону земства были приравнены к частным жертвователям и лицам, ссудившим на необременительных условиях капитал на открытие учреждений мелкого кредита. Функции земств были ограничены поощрением открываемых без их прямого участия кредитных товариществ.

Новым этапом в развитии земского кредита стало принятие 7 июля 1904 г. закона, который существенно расширил роль земств в деле распространения мелкого кредита в Российской империи. Получив статус правительственных учреждений, земства заняли промежуточное положение между высшими и низшими органами управления делами мелкого кредита. Земства получили право самостоятельно организовывать учреждения мелкого кредита, участвовать в подборе первоначального состава товариществ и специалистов, в организации счетоводства. Земство могло снабжать товарищества денежными средствами из имеющихся в его распоряжении сумм.

Особое место в законе от 7 июля 1904 г. отводилось новому типу учреждений мелкого кредита — земским кассам. Они были поставлены рядом с кредитными и ссудо-сберегательными товариществами, сельскими, волостными, станичными общественными ссудосберегательными кассами, со вспомогательными и сберегательными кассами бывших государственных крестьян, сельскими банками.

14 июня 1906 г. министр финансов утвердил образцовый устав земских касс мелкого кредита. Первая земская касса была учреждена в Хотинском уезде Бессарабской губернии. Только за 1907 г. было организовано 18 уездных касс и

2 губернские земские кассы [Абрамов 1996: 74]. В 1914 г. в России насчитывались 194 земские кассы. А к 1916 г. их число возросло до 255 с общим сводным

балансом свыше 100 млн руб. [Кобзева 2014: 172]. Земские кассы были самостоятельными учреждениями. Положение об уездных и губернских земских учреждениях на кассы не распространялось, последние функционировали на основании собственного образцового устава и Кредитного устава Российской империи.

Отличительной чертой земских касс среди других кредитных учреждений была их функция содействия учреждениям мелкого кредита. Принимая вклады и заключая займы, касса могла выдавать ссуды этим учреждениям в основной капитал, открывать им кредиты. Касса имела право производить ревизию образованных при посредничестве земства учреждений мелкого кредита и осуществлять помощь в финансовых и хозяйственных вопросах. В отличие от союзов учреждений мелкого кредита, земские кассы не имели постоянных членов в виде юридических лиц и кредитовали отдельных граждан.

Таким образом, земские кассы получили широкие права в деле распространения мелкого кредита. Кредитная кооперация, которую они осуществляли, действовала в тесной связи со всеми кооперативными объединениями

— артелями, товариществами и обществами, пользующимися ее услугами.

В целом земская кредитная кооперация в своем развитии прошла несколько этапов. Особенно многое было сделано земствами в области распространения мелкого кредита на селе, что способствовало повышению благосостояния местного населения, более интенсивному втягиванию крестьянства в рыночные отношения. Уровень развития кредитной деятельности земств в губерниях России был неодинаковым. По масштабам и плотности сети заведений мелкого кредита выделялись, прежде всего, районы торгового земледелия и животноводства, районы с преобладанием крестьянского типа аграрного капитализма.

Литература

Абрамов В.Ф. 1996. Российское земство: экономика, финансы, культура. М.: Ника,165 с.

Безобразов В.В. 1914. Мысли и думы. Саратов, 289 с.

Кекуатов К. 1915. Закон об устройстве мелкого кредита и земство. Пг., 117 с.

ВЛАСТЬ

137

Кобзева Т. А. 2014. Земства Среднего Поволжья в годы Первой мировой войны (на материалах Симбирской губернии). — Власть, № 2. С. 170-173.

Мазилкина М.В. 2007. Роль земских органов самоуправления в развитии учреждений мелкого кредита в Новгородской губернии в 1870—1915 гг. — Вестник Новгородского государственного университета, № 41. С. 11-16.

Хижняков В.В. 1914. Кооперация и земство. — Юбилейный земский сборник 1864— 1914гг. СПб. С. 340-365.

УДК 94 (47)

МАХАНЦОВА Екатерина Владимировна -

аспирант, ассистент кафедры истории Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова.

432700, Россия, г. Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4. mcv.73@mall.ru

РОЛЬ ЗЕМСТВА В СФЕРЕ ДЕТСКОГО ПРИЗРЕНИЯ В СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в. THE ROLE OF ZEMSTVO IN THE FIELD OF CHILD CHARITY IN THE PROVINCE OF SIMBIRSK IN THE SECOND HALF OF 19th - EARLY 20th CENTURIES

В статье анализируется деятельность земства как института местного самоуправления в области детского призрения в Симбирской губернии. Оценивается роль земской деятельности в деле организации передачи детей на попечение благотворительным обществам, помощи детям неизвестного происхождения, заботы о физически и психологически неполноценных детях. Рассматривается деятельность земства в годы Первой мировой войны в области оказания помощи беженцам, раненым и детям. Все возложенные на себя обязательства земство выполняло четко и в срок, вплоть до завершения своей деятельности. Таким образом, в Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX в. благодаря земской деятельности сложилась эффективно действующая система помощи детям.

Ключевые слова: земство, дети, благотворительность, призрение, помощь, нуждающиеся

The article examines the activity of Zemstvo in the sphere of child charity in Simbirsk province. The author studies the role of district councils in organizing the transfer of children to available care in Simbirsk charities; in helping children of unknown origin, in the care for physically and mentally handicapped children. Efficiency of the Zemstvo activity during the World War I in assisting refugees, wounded men and children is assessed. The article notes that Zemstvo performed the all obligations imposed on the district council in the period up to the end of its existence. Thus, in the province of Simbirsk in the second half of 19th - early 20th centuries, thanks to the district councils, efficient system of protecting and assisting children was developed.

Keywords: Zemstvo, children, charity, care, help, destitute

Вторая половина XIX в. в валась различным категориям населе-Симбирской губернии характери- ния, благотворительность в Симбирске зуется резким подъемом благотво- отличалась пристальным вниманием рительности. Это было вызвано разви- к детям. Наряду с общественной бла-тием сословной благотворительности, готворительностью в губернии ока-ростом численности благотворительных зывалась и государственная помощь. учреждений и развитием местного само- Местное самоуправление в лице зем-управления. Помощь в губернии оказы- ства, несмотря на свое затруднительное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.