Научная статья на тему 'Обжалование результатов налоговой проверки'

Обжалование результатов налоговой проверки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЖАЛОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ / СРОКИ ОБЖАЛОВАНИЯ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савлюкова Ю. С.

В статье рассмотрен порядок обжалования решения налоговой инспекции, сроки обжалования и основные вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обжалование результатов налоговой проверки»

Бухгалтер и закон

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Ю. С. САЕЛЮКОБА, эксперт Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт»

Зачастую по результатам налоговой проверки компетентные органы выносят решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности, с которым налогоплательщик полностью или в части не согласен. В этом случае налогоплательщику предстоит пройти процедуру обжалования решения налоговой инспекции, чтобы отстоять свою позицию и доказать, что выводы, изложенные в итоговом документе, неправомерны. Для того чтобы минимизировать потери времени и денег, необходимо детально разобраться с процедурой обжалования, изучить сроки и другие ключевые моменты.

До 01.01.2009 у налогоплательщика была альтернатива в выборе способа обжалования. Существовала возможность направить в суд исковое заявление либо использовать досудебный способ урегулирования спора и обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган по выбору заявителя.

Сейчас же такой возможности налогоплательщики лишены, о чем говорится в ч. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса РФ (НК РФ). В соответствии с этой законодательной нормой решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. Причем такое правило распространяется не на все акты налогового органа, а только лишь на решения, которые вынесены по итогам проверки (решения о привлечении

к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности).

Далее разберем процесс налоговой проверки с учетом, что защитить свои права налогоплательщик вправе на каждом из ее этапов, нужно лишь внимательно относиться к срокам и субъектному составу таких правоотношений.

В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ по итогам налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки, который в течение 5 дней должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка. На этом этапе у налогоплательщика возникает первая возможность не согласиться с мнением налогового органа.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ). При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

На основании представленных возражений и иных значимых обстоятельств руководитель (заместитель руководителя) принимает одно из следующих решений: о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за соверше-

ние налогового правонарушения, которое вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

На этой стадии еще не вступившее в силу решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы, которая подается в вынесший это решение налоговый орган (иначе жалоба останется без рассмотрения), который обязан в течение 3 дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (абз. 2 ч. 3 ст. 139 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ говорит лишь о том, что жалоба должна быть составлена в письменной форме. В информационном сообщении ФНС России от 09.02.2011 «Новые возможности при направлении обращений в ФНС России» (письмо носит рекомендательный характер) разъясняет, что апелляционная жалоба должна отражать следующие сведения:

— наименование налогового органа, в который подается жалоба (апелляционная жалоба), или должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, которому направляется жалоба;

— персональные данные заявителя: фамилия, имя и отчество (полностью), почтовый индекс и адрес места жительства, адрес электронной почты и номер телефона (при наличии);

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 НК РФ:

• фамилию, имя и отчество;

• дату и место рождения;

• пол;

• адрес места жительства;

• данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

• данные о гражданстве;

— наименование налогового органа, решение которого обжалуется, или фамилия, имя и отчество должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются;

— требования заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;

— обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

— суммы оспариваемых требований в разрезе налога, вычета, в котором отказано, пени, штрафа;

— расчет оспариваемой денежной суммы;

— перечень прилагаемых документов.

В жалобе (апелляционной жалобе) должны быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайство о применении обстоятельств, смягчающих или исключающих ответственность.

В информационном сообщении ФНС России от 15.02.2011 «О документах, которые рекомендуется приложить к жалобе, подаваемой в налоговый орган» также сказано, что к жалобе рекомендуется приложить:

— документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;

— расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;

— доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае, если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).

Подписать жалобу может, помимо самого налогоплательщика, его законный или уполномоченный представитель. Причем уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

При несоблюдении требований к подтверждению полномочий представителя в рассмотрении жалобы может быть отказано.

Итак, в случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом. Если же вышестоящий налоговый орган изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налого-

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

27

вого органа с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом (ч. 2 ст. 101.2 НК РФ).

В случае, когда срок, предусмотренный п. 9 ст. 101 НК РФ, пропущен (решение вступило в силу) и оно не было обжаловано в апелляционном порядке, законодательством предусмотрена возможность его обжалования в вышестоящем налоговом органе путем подачи жалобы в письменной форме (п. 3 ст. 139 НК РФ).

Нормативный срок для подачи такой жалобы определен в абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ. Жалоба может быть подана в течение 1 года с момента вынесения обжалуемого решения. Причем лицо, подавшее жалобу, на основании письменного заявления вправе отозвать ее, но сделать это представляется возможным только до принятия решения по ней.

Также следует учитывать, что отзыв жалобы лишает подавшего ее налогоплательщика права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

— оставить жалобу без удовлетворения;

— отменить акт налогового органа;

— отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

— изменить решение или вынести новое решение.

Если же налогоплательщик и в этом случае остается неудовлетворенным и по-прежнему не согласен с выводами налогового органа, он вправе обратиться в суд с исковым заявлением за защитой своих нарушенных прав. На этом этапе процедуру досудебного урегулирования спора можно считать исчерпанной.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 мес. со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ)).

Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме, подписывается истцом или его представителем, а также может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В заявлении должны быть также указаны:

— наименование органа или лица, которые приняли оспариваемое решение;

— название, номер, дата принятия оспариваемого решения;

— права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым решением;

— законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемое решение;

— требование заявителя о признании решения незаконным.

Также к заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, и текст оспариваемого решения. Налогоплательщик в обоснование своих возражений по акту может представить в суд и другие документы и иные доказательства независимо от того, были ли они представлены в налоговый орган в установленные сроки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Правильность этого вывода подтвердил и Конституционный Суд РФ в определении от 12.07.2006 № 267-О. Суд обязан принять и оценить представленные в судебное заседание документы. Такая позиция изложена в п. 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 № 5.

В соответствии с ч. 3 ст. 199 АПК РФ заявителю предоставлено право ходатайствовать о приостановлении действия оспариваемого решения по некоторым вопросам, связанным с применением этой статьи АПК РФ (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 № 83.)

Дела об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 мес. со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение налоговых органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя,

принимает решение о признании его незаконным (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).

В случае же, когда арбитражный суд установит, что оспариваемое решение соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, принимается решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Тогда следующим шагом налогоплательщика может быть оспаривание решения уже арбитражного суда в апелляционном порядке.

Таким образом, процедура обжалования с ее обязательным досудебным этапом на первый взгляд представляется громоздкой, но на практике это может быть выгодно налогоплательщику, если спор удается уладить до суда. Это позволяет сократить расходы налогоплательщика на судебные издержки (госпошлина). Если же без вмешательства суда не обойтись, то налогоплательщик к рассмотрению дела подходит, как правило, уже хорошо подготов-

ленным, зная позицию и доводы налогового органа, и можно успешно использовать процедуру обжалования для отстаивания своих прав в суде.

Список литературы

1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ.

2. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 № 83.

3. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

4. О документах, которые рекомендуется приложить к жалобе, подаваемой в налоговый орган: информационное сообщение ФНС России от 15.02.2011.

5. Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 267-О.

6. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.