Научная статья на тему 'Обычаи и традиции российского флота. Честь флага - честь корабля - честь офицера'

Обычаи и традиции российского флота. Честь флага - честь корабля - честь офицера Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2103
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ФЛОТ / АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ / ТРАДИЦИЯ / ОБЫЧАЙ / ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА / ОБЫЧАИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА / КОРАБЕЛЬНЫЕ ФЛАГИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обычаи и традиции российского флота. Честь флага - честь корабля - честь офицера»

министративным путем. А середины 1950-х годов начинает пробивать дорогу точка зрения об опричнине как ускоренной централизации через установление режима единоначалия царя.

Список литературы

Веселовский, С.Б. Исследования по истории опричнины / С.Б. Веселов-ский. - М.: АН СССР, 1963. - 537 с.

Виппер Р.Ю. Иван Грозный / Р.Ю. Виппер. - М-Л.: АН СССР, 1944. -

157с.

Зимин A.A. Опричнина Ивана Грозного / A.A. Зимин. - М., 1964. Кобрин В.Б. Иван Грозный / В.Б. Кобрин. - М.: «Московский рабочий», 1989,- 175 с.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф. Платонов. - СПб.: Кристалл-БМЛ, 2000. - 846 с.

Покровский М.Н. Русская история с древнейших времен. Том 1. / М.Н. Покровский. - М.: Гос. соц.-эк. изд-во, 1933. - 272 с.

Скрынников Р.Г. Иван Грозный / Р.Г. Скрыльников. - М.: Наука, 1975. -

247 с.

Асланьян А.Ю., исторический факультет Научный руководитель: ст. преп. Г.Т. Ленц

Обычаи и традиции Российского флота.

Честь флага - честь корабля - честь офицера.

В морском бою нравственный элемент имеет еще большее значение, че.м в армии.

Адмирал С. О. Макаров.

В данной статье будут рассмотрены обычаи и традиции Российского императорского флота. Необходимо классифицировать эти явления и раскрыть тему Андреевского флага, его появления и традиций связанных с ним.

Андреевский флаг является тем символом, который выделяет российский корабль из ряда всех судов других наций. Он является как отличительным знаком, так и объектом почитания на флоте, с ним связано множество традиций, церемоний, обычаев. За все столетия существования флота державы Российской честь флага, как в бою, так и в мирное время, всегда стояла на первом месте и перед боем, зачастую неравным, ставился вопрос о том, что можно сделать для сохранения чести корабля и Андреевского флага? Нравственное значение флага, как символа страны и символа Христа для моряка неоценимо, зачастую только моральный посыл позволял выйти из совершенно безнадежных ситуаций победителями.

Точного датирования появления той или иной традиции дать невозможно, ввиду того, что это является ментальной особенностью моряков как особой профессиональной «касты»: «Моряк-профессионал формируется как таковой под влиянием многих причин: это и поверья (называемые предрассудками), и

морские легенды, обычаи, и своеобразный уклад жизни, и весьма выразительный, ядреный морской язык; песни, игры и прочее» (Золотарев, 2003), все это складывается в комплекс морского менталитета. Этот комплекс складывается столетиями и при межнациональных контактах иногда отдельные элементы переходят от одной нации к другой.

Прежде чем проводить классификацию комплекса традиций, обычаев и т.п., необходимо определиться с понятийным аппаратом.

Традиция - (от лат. traditio — передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение хгательного времени; В качестве традиции выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. (БСЭ, 1971).

Обычай - укоренившееся повторение (всегда по одному и тому же образцу) определенного акта или обряда, не являющегося необходимостью.

В морской службе обычай является стадией закона. Обычай создается действительной жизнью, с течением времени обращается в привычку, привычка

- в необходимость, и как скоро она достигает этой стадии, отвечает потребностям совместной жизни, идет рука об руку с требованиями службы, - кодифицируется и становится законом.

Церемония - (от лат. caerimonia — благоговение; культовый обряд), установленный порядок совершения какого-нибудь обряда, торжества. Церемония

- цемент дисциплины, традиция — фундамент ее, а на дисциплине зиждется служба.

Предрассудок - устойчивое предубеждение по поводу какого-либо аспекта реальности или отдельных индивидов, как представителей отдельных социальных групп.

Классификация проводится по конкретности каждого термина от общего

- традиции к частному - песни и т.д. без соблюдения национальных особенностей:

• Традиции (сохранения чести флага в бою, отдание чести шканцам, превосходство правой стороны над левой).

• Обычаи (при проходе траверза южного Гогландского маяка бросать Нептуну мелкую монету как дань за благополучное дальнейшее плавание, в особенности, если корабль шел в дальний вояж; признание неприкосновенности моряцкого сундука или чемодана).

• Церемонии (спуск судна на воду, закладка корабля ).

• Морской язык (вставить фитиль - сделать предупреждение, кринолин -площадка, где размещались гребцы, пятка - упертый в мачту конец рангоутного дерева, другой, свободный конец - нок и т.д.).

• Песни («Фрегат Минин», «Варяг»),

• Игры («Рыбка», «Шить шубу»).

• Татуировки (как символ того, что моряк был в дальнем плавании: якоря, русалки).

• Легенды (о летучем голландце, о плавающем острове, о морских чудовищах).

• Особым порядком выделяются предрассудки и приметы (невозможность выхода в море в пятницу, особенно тринадцатого числа - в Англии или в понедельник - в России; во время штиля, чтобы получить ветер, надо было написать на клочке бумаги имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая...).

Зачастую эти явления настолько плотно сплетены, что различить, что и к чему относится невозможно или возможно расценивать неоднозначно.

Вслед за теоретической частью необходимо рассмотреть вопрос об Андреевском флаге и связанным с ним комплексом явлений.

Появились корабельные флаги очень давно — их зарождение началось на самых ранних этапах судостроения и мореплавания. Фрески и барельефы Древнего Египта сохранили для потомков изображение судовых флагов, существовавших еще в XIV—XIII вв. до н. э. С годами украшение судов флагами стало традицией (Дыгало, 2000). Как и в других странах, в России судовые флаги появились задолго до образования централизованного государства. Древние греческие летописцы отметили, что еще в морских походах восточных славян на Царьград ладьи русичей, как правило, имели два флага: один прямоугольный и другой — с углом, вырезанным на внешней стороне, то есть с косицами (Дыгало, 2000).

Первый русский морской флаг был поднят в 1668 году на корабле «Орел», построенном в селе Дединово на Оке. Идея строительства корабля принадлежала известному государственному деятелю Афанасию Лаврентьевичу Ордину-Нащокину. Флаг был организован по голландскому образцу, предложенному строителем корабля Бутлером, и после совета с боярской думой Алексей Михайлович приговорил сделать флаг бело-сине-красным и нашить на него двуглавого орла. Этот флаг можно считать так же и первым русским штандартом.

Следующим этапом развития российского флота стал «петровский век». «В 1703 г., с занятием устья Невы, царь Петр Великий впервые дал русской морской силе им же самим созданный новый флаг — белый с синим Андреевским крестом. Сохранилась собственноручная надпись самодержца на рисунке флага: «Зане Св. Ап. Андрей Первозванный землю Русскую светом Христова учения просвети». Может быть, Петр хотел этим подтвердить живущую с древних времен в русском народе веру в то, что святой Андрей Первозванный является апостолом Русской земли, озарившим ее светом Христова учения. Справедливость этого находим и в ответе Иоанна Грозного, глубоко почитавшегося Петром, искавший выход к морям и так ответивший иезуиту Антонию Позсе-вичу: «Если вас крестил апостол Петр, то нас крестил его брат Андрей» (Горде-нев, 2007).

В связи с созданием Андреевского флага на флоте существует легенда: «Глубокой ночью, сидя за своим рабочим столом, поставленным прямо у окна, и думая, какой флаг дать флоту, Петр, утомленный беспрерывной работой, задремал, уронив голову на чистый лист бумаги. Он был разбужен лучом взошедшего солнца, упавшим на его склоненную голову через промерзшее слюдяное окно. Подняв голову от листа бумаги, Петр Алексеевич увидел на нем отраженные, преломившиеся через промерзшую слюду лучи солнца, которые изобразились на листе бумаги в виде двух пересекающихся синих диагоналей. Посчитав это за указание свыше, он тотчас же набросал рисунок флага» (Золотарев, 2003).

Пятого августа 1716 г. у острова Борнхольм собрались эскадры четырех морских держав: русская эскадра, английская, голландская и датская. В полдень царь Петр I поднял свой штандарт, которому и был отдан салют со всех судов и эскадр. Таким образом, Андреевский флаг и русский флот был признан «владычицей морей» Англией и другими морскими державами.

Позже был создан Георгиевский Андреевский флаг, который присваивался флагманам Черного моря — за боевые заслуги, адмиралу, состоявшему в гвардейском экипаже, и двум кораблям — бригу «Меркурий» и кораблю «Азов». Георгиевский Андреевский флаг на червленом поле имел в середине, в пересечении диагоналей, изображение святого Георгия на коне, поражающего змея.

Теперь же, необходимо остановиться на комплексе традиций, церемоний, связанных с почитанием Андреевского флага. Обычай почитания флага связан с тем, что он при своем зарождении до некоторой степени также был символом религии страны, эмблемой правителя и употреблялся в двойном значении и помещался на верхней палубе корабля, которая во времена парусного флота именовалась шканцами. «На русском военном корабле шканцы были местом, где совершалось богослужение, где по праздникам собиралась команда для чтения Морского устава. Это тоже старый морской обычай» (Золотарев, 2003). Там же на шканцах зачитывались приказы и выносились приговоры, проводилось наказание. После удаления символа религии с верхней палубы (как и исчезновение шканцев как таковых, с появлением паровых кораблей) почитание места на корабле, осталось в силу обычая.

Подъем и спуск флага. Флаг обычно поднимался в восемь часов утра, а потому в случаях прохода иностранного корабля или салютующего коммерческого судна до восьми часов флаг временно поднимался и спускался вновь до официального подъема (Золотарев, 2003).

Согласно Морскому уставу салют флагом разрешался только как ответ на салют коммерческого судна. Он состоял в легком приспускании флага и немедленном его подъеме обратно до места. Павел I поначалу вообще запрещал русским кораблям «салютовать, спуская флаги и вымпелы под смертную казнию, хотя бы от иностранных флотов и силою к тому принуждаемо было...» (Ды-гало, 2000).

Во время погребения члена экипажа в море и в дни национального траура флаг приспускался до половины, всякий раз по особому приказу. На рангоутных судах было в обычае в этих случаях скрещивать реи (Золотарев, 2003).

Погребение члена экипажа в море имело место с первых же дней мореплавания и сопровождалось в старину церемониями умиротворения богов. Согласно старому обычаю, при зашивании тела умершего в парусину последний стежок делался, пропуская иглу через нос покойника (Золотарев, 2003). Скорее всего этот стежок является следствием давнего суеверия.

По столь же давнему обычаю доктор или фельдшер немедленно докладывает вахтенному начальнику о чьей-либо смерти на корабле, когда бы та ни случилась - ночью или днем. Последний заносит факт смерти в вахтенный журнал и докладывает командиру. По обычаю же тело зашивается в парусину, к ногам прикрепляется тяжелый груз, все помещается на специальной чисто оструганной доске, выносится на шканцы, ставится на небольшое возвышение и покрывается Андреевским флагом. Священник совершает обряд отпевания; в его отсутствие эти обязанности берет на себя командир корабля. С началом отпевания флаг приспускается до половины. По окончании церковного обряда под пение «Со святыми упокой» тело вместе с доской подносится к борту ногами вперед и кладется концом на планшир. Два специально назначенных матроса встают в изголовье и берут края флага в руки. По сигналу горниста (специальный напутственный сигнал умершему) доска приподнимается, и тело выскальзывает за борт из-под флага; в это же время производится троекратный залп судовым караулом. Флаг поднимается до места. На церемонии обязаны присутствовать все офицеры и матросы, не занятые службой.

Такая почесть отдается всем служившим на военном корабле, погребаемым в море, без различия служебного положения (Золотарев, 2003).

На русском флоте всегда честь корабля была превыше всего. Традиция сохранение чести корабля, чести флага, чести флота и чести офицера впитывалась моряком с того момента, как он поступал на службу. Эта традиция культивировалась самой средой, самим морским братством. И исполнялась она всеми: от юнги до адмирала. Сдаться на милость врагу - было наивысшим позором. Здесь приведены два сюжета о том, как эта традиция «работала».

В 1806 г. в Адриатическом море близ берегов Далмации русский бриг «Александр» подвергся нападению пяти французских кораблей, попытавшихся захватить его. Перед началом боя командир брига лейтенант И. Скаловский обратился к экипажу: «Помните: мы, русские, находимся здесь не для того, чтобы считать врагов, а чтобы бить их. Будем же драться до последнего человека, но не сдадимся. Я уверен, экипаж «Александра» будет высоко держать честь флота!». Неравный бой длился несколько часов. Трижды французы безуспешно пытались взять «Александр» на абордаж. В ожесточенной схватке два вражьих корабля были уничтожены артиллерийским огнем, третий спустил флаг и сдался, остальные два бесславно бежали (Дыгало, 2000).

14 мая 1829 г. 18-пушечный бриг «Меркурий», крейсировавший у берегов Босфора, настигли два турецких линейных корабля, имевшие на борту в общей

сложности 184 орудия. Турки предложили «Меркурию» спустить флаг, но экипаж брига единодушно одобрил решение командира капитан-лейтенанта А.И. Казарского вступить в бой, а при угрозе захвата — взорвать корабль. Умелым маневрированием Казарский все время ставил свой бриг так, чтобы затруднить противнику прицельный огонь. Все же «Меркурий» получил более трехсот повреждений. Однако самому «Меркурию» удалось метким огнем повредить рангоут и такелаж неприятельских линейных кораблей и вынудить их лечь в дрейф. Сохранилась запись турецкого штурмана об этом бое: «...мы не могли заставить его сдаться. Он дрался отступая и маневрируя по всем правилам морской науки, так искусно, что стыдно сказать: мы прекратили сражение, а он со славой продолжил свой путь... Если чье-либо имя достойно быть начертано золотыми буквами на храме славы, это имя капитана этого брига». За этот боевой подвиг «Меркурий» был награжден Георгиевским кормовым флагом (Дыгало, 2000).

Однако и на нашем флоте бывало всякое, всего лишь дважды в истории российского императорского флота наши корабли спустили флаг перед противником: это фрегат «Рафаил» (незадолго до боя «Меркурия») и отряд контрадмирала Небогатова, который 15 мая 1905 сдал японскому флоту эскадренные броненосцы «Император Николай I», «Орёл» и броненосцы береговой обороны «Генерал-Адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин». И забывать об этом нельзя.

Подводя итоги необходимо сказать, что здесь освещена лишь малая толика из всего комплекса традиций, обычаев, предрассудков связанных с флагом. Весь этот комплекс, постепенно приобретая форму закона, переходит в устав. Адмирал С.О. Макаров говорил, что: «Весь дисциплинарный устав полностью убирается в одну фразу присяги: Не только за страх, но и за совесть».

Со временем ушли в прошлое гигантские парусные линкоры, линейная тактика и шканцы. Ушла традиция помещать на корабле икону. Заняли свое место в Военно-морском музее кормовые флаги героических русских судов и захваченные флаги судов, с государствами которых вела бесчисленные войны Россия. Ушла Российская империя, Советский союз и пришла Российская Федерация, но этот ментальный комплекс вне времени. Идут года, но традиции сохранения чести флага не уходят в прошлое, они впитываются новыми поколениями моряков, истинных людей моря, которые «на море дома, на суше в гостях».

Список литературы

БСЭ. Т.15. М., 1971.

Горденев, М.Ю. Краткий исторический очерк создания морского могущества России. / М.Ю. Горденев. - Издательство «Кучково поле», - М., 2007.

Дыгало, В.А. Откуда и что на флоте пошло / В.А. Дыгало. - Издательство «Крафт+», - М„ 2000.

Золотарев, В.А., Козлов, И.А. Три столетия Российского флота. XVIII век. /В.А. Золотарев, И.А. Козлов. - Издательство «Полигон», - СПб., 2003.

История российского флота. - М., 2006.

Тарас, А.Е. Сражения и капании русского парусного флота (1696-1863гг.) / А.Е. Тарас. - Издательство Харвест, - Мн., 2007.

http //www.kalanov.ru

http //www.vexill02raphia.ru

http //militera.lib.ru

http //www.naw.ru

http //sovet.geraldika.ru

Гаврилина TJL, исторический факультет Научный руководитель: к.и.н. доцент, М.А. Оболонкова

Вклад иностранцев в культурную жизнь Пермской губернии

в XIX вв.

В начале XIX в. культурная жизнь пермяков была многообразной, и значительную роль в этом сыграли иностранцы, по разным причинам оказавшиеся на территории Пермской губернии.

Архитектура Перми XVIII в. не была монументальной и в целом не следовала направлениям архитектуры тех лет. Планировка города не была четко организованной. Но при губернаторстве Карла Федоровича Модераха градостроительство начинает становиться плановым и приобретает определенную четкость. Известны два плана Перми тех лет - 1802 и 1808 годов. Согласно этим планам городская застройка осуществлялась в течение всего XIX века (Аверина, 2006, с.57).

При губернаторе был построен гостиный двор. По южной черте города был выкопан ров и насыпан вал, поэтому весной город больше не подвергался затоплению. На одной стороне вала были посажены березы, которые образовали бульвар. Строились учебные заведения, больницы, храмы, были осушены болота, прорыты канавы и проложены дороги.

В Пермскую строительную и дорожную комиссию в 1850 г. был назначен секретарем и архитекторским помощником поляк Рудольф Иосифович Карвов-ский, в 1878 г. он был утвержден в должности пермского губернского инженера. В Перми он спроектировал особняк Дягилева (1850-е), здание городского театра (1874), здание окружного суда (построенного по проекту И.И. Свиязева в 1820 г., а в 1851-1874 гг. перестроенного по проекту Р.И. Карвовского). Были перестроены тюремный замок, Казенная палата (1851-1874), пересыльная тюрьма, лютеранская кирха (1861-1864), духовное училище (1885), доходный дом М.М Барановой, усадьба А.Н. Серикова, главного корпуса Александровской больницы (1874).

В 1872 г. здание для детей канцелярских служителей (на ул. Сибирской, 26а) было приспособлено для губернаторской земской управы (ныне - один из корпусов Пермского государственного педагогического университета).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.