обязательное медицинское страхование
в северной осетии
проблемы реформирования системы
обязательного медицинского страхования
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы развития обязательного медицинского страхования в России. В частности, авторы анализируют вопросы, связанные с поступлением и расходованием средств территориального фонда обязательного медицинского страхования РСО-Алания, констатируя положительную динамику и улучшение работы системы здравоохранения республики.
Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, медицинские услуги, медицинская помощь, страховые взносы, страховые медицинские организации
Лазарова Лариса Борисовна
д-р экон. наук, кафедра финансов и кредита llblazarova@mail.ru
Вильмс Тарас Александрович
аспирант кафедры финансов и кредита wilmsta@mail.ru
Северо-Осетинский государственный университет им. КЛ. Хетагурова, г. Владикавказ
/ //С
российское пр!
За последние годы реформирования системы обязательного медицинского страхования (ОМС) обеспечено существенное укрепление финансового потенциала данной системы, значительно возросли объемы поступлений. Новый закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»1 пришел на смену предыдущему, действовавшему в стране с 1993 г.2, и позволил применить новые подходы к оказанию медицинской помощи. В новом законе страховате-
1 Полное название документа - Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». - Прим. ред.
2 Речь идет о Законе РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Указанный документ действовал с 4 августа 1991 г. по 1 января 2011 г. - Прим. ред.
лями работающих граждан выступали работодатели - учреждения, предприятия и организации. Страхователями неработающего населения являлись органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. С 1 января 2011 года граждане получили возможность свободного выбора страховой медицинской организации, благодаря этому создаются основы для развития конкуренции на страховом рынке. Так на 1 января 2011 г., в системе ОМС функционировало 95 страховых медицинских организаций (СМО). За 2011 год их количество уменьшилось до 89.
Ситуация в системе российского обязательного медицинского страхования
Небольшие компании не могут обеспечить работу по улучшению качества медицинских услуг, поэтому для повышения эффективности работы страховых медицинских организаций повышены требования к их уставному капиталу, минимальное значение которого с 1 января 2012 года увеличится с 30 млн до 60 млн рублей, что определит естественный процесс сокращения и укрупнения компаний [1, расчеты автора].
Важно отметить что возрастает число негосударственных медицинских организаций в системе ОМС: в 2010 году участвовало 618 негосударственных медицинских организаций, в 2011 г. - 642, в 2012 г. - планируется 739. В 2013 году число негосударственных медицинских организаций, входящих в систему ОМС, будет значительно увеличено в связи с переходом на полный тариф [1]. Принят Федеральный закон от 30.11.2011 № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения»3. С принятием данного закона появились финансовые гарантии обеспечения системы обязательного медицинского страхования платежами на неработающих граждан, что послужит выравниванию условий оказания медицинской помощи в регионах. Ожидаемое дополнительное поступление средств в систему - порядка
3 Указанный закон вступил в силу с 1 декабря 2011 г. Прим.ред.
в 2013 году число негосударственных медицинских организаций, входящих в систему ОМС, будет значительно увеличено в связи с переходом на полный тариф
...возрастает число негосударственных
_медицинских
_организаций
_в системе ОМС:
в 2010 году
_участвовало 618
негосударственных
_медицинских
_организаций,
в 2011 г. - 642, в 2012 г. -_планируется 739
300 млрд рублей. К 2015 году общий объем средств ОМС возрастет с нынешних 547 млрд рублей до 1,406 трлн рублей, или около 10 тыс. рублей на каждого застрахованного.
В 2011-2012 годах системе обязательного медицинского страхования на программы субъектов федерации выделено 620 млрд рублей [4]. Программа модернизации здравоохранения осуществляется во всех субъектах федерации. Так, приведем лишь некоторые данные: из 8,2 тыс. лечебных учреждений, работающих в системе ОМС, ремонт будет осуществлен в 3,6 тыс, для 5,2 тыс. ЛПУ запланировано приобретение медицинского оборудования (всего около 200 тыс. единиц или 35-36 на одно учреждение). Планируется обновить парк машин для скорой помощи.
рамках создания в сфере здравоохранения единой информационной системы субъектам феде-ции предстоит повысить техническую осна-нность медицинских организаций путем приобретения компьютерного оборудования.
Уровень сбора страховых взносов в федеральный ФОМС
С 1 января 2012 г. начала вводиться единая универсальная электронная карта. В ней будет закреплено
_ право человека на большинство социальных гаран-
_ тий, в том числе будет присутствовать приложение
_ обязательного медицинского страхования. Таким
_ образом, в Российской Федерации будет создана
_ единая база застрахованных граждан, которая поз_ волит исключить дублирование страхования, отка-
_ зы гражданам в получении медицинской помощи
_ на другой территории.
_ Введение стандартов оказания медицинской помо-
_ щи связано с переходом на одноканальное финан-
_ сирование здравоохранения через систему обяза-
_ тельного медицинского страхования в 2013 году.
_ Таким образом, оплата медицинской помощи будет
_ осуществляться по полному тарифу, включающе-
_ му все статьи расходов медицинских организаций,
_ кроме капитального строительства и дорогостоя-
_ щего медицинского оборудования.
_ Благодаря конструктивной работе с руководите_ лями субъектов Российской Федерации успешно
_ решается задача по повышению уровня страхо-
российское предпринимательство, № 16 (214)/август 2012 3 ~_
ои <
вых взносов на ОМС неработающего населения. В настоящее время динамика роста поступлений страховых взносов из региональных бюджетов соответствует наблюдаемому сегодня росту налоговых поступлений.
Уровень сбора страховых взносов на ОМС неработающего населения вырос на 25,7% и составил 143 млрд рублей. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и двухлетный плановый период сформирован бездефицитным и составляет: в 2012 году 891,7 млрд рублей (на 555,7 млрд рублей или в 2,6 раза выше уровня 2011 года); в 2013 году 1 034,4 млрд рублей; в 2014 году 1 188,5 млрд рублей. Существенное увеличение объема бюджета Фонда по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, по сравнению с 2011 годом (см. табл. 1 ниже), обусловлено направлением с 2012 года в бюджет ФОМС страховых взносов неработающего населения, которые ранее направлялись в бюджеты территориальных фондов; направлением с 2012 года страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан по тарифу 2%, ранее зачисляемых в бюджеты территориальных фондов.
Таблица 1
Показатели бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, 2011-2014 гг., млрд руб.
2011 год 2012 год 2013 год 2014 год
Утверждено Исполнено Утверждено Исполнено Утверждено Исполнено Утверждено Исполнено
Доходы бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования,всего (млрд руб.) 336,0 891,7 1 034,4 1 188,5
Расходы бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, всего (млрд руб.) 336,0 891,7 1 034,4 1 188,5
Величина дефицита / профицита бюджета Фонда обязательного медицинского страхования (%) 0,0 0,0 0,0
* Источник: www.ffoms.ru, расчеты авторов.
Территориальный ФОМС РСО-Алания: поступления средств и расходы
Обращая внимание на развитие здравоохранения и деятельности территориального фонда обязательного медицинского страхования РСО-Алания (ТФОМС РСО-Алания), необходимо отметить что в 2009 году было выявленно нецелевое расходование 168 миллионов рублей. В лечебных заведениях первичные документы не соответсвуют требованиям инструкции Минфина России. Медецинские препо-раты и продукты закупались по ценам значительно выше рыночных. Руководитель республиканского ФОМС Таймураз Демуров добровольно ушол в отставку.
На территории РСО-Алания функционирует территориальный государственный внебюджетный фонд - ТФОМС РСО-Алания.
Анализ исполнения бюджета ТФОМС РСО-Алания за 2009-2011 гг. сделан в табл. 2 (см. ниже). В 2009 г. доходы бюджета ТФОМС поступили в сумме 1 754 157 тыс. руб., расходы составили 1 971 196 тыс. руб. По результатам 2009 г. сложился дефицит в сумме 217 039 тыс.руб.
В 2010 г. в бюджет ТФОМС поступило доходов в сумме 1 860 573 тыс.руб., осуществлено расходов на сумму 1 864 480 тыс.руб. По итогам 2010 г. фактически сложившийся дефицит бюджета составил 3 907 тыс. руб., что на 123 168 тыс. руб. ниже предыдущего периода. Темп роста к 2009 г. составил: по доходам - 106%, по расходам - 95%. В 2011 г. доходы бюджета ТФОМС сложились в сумме 2 879 887 тыс. руб., расходы - в сумме 2 760 626 тыс.
Таблица 2
Исполнение бюджета ТФОМС РСО-Алания за 2009-2011 гг.
наименование показателей 2009 г., млн руб. 2010 г., млн руб. Темп роста 2010 г. к 2009 г., % 2011 г., млн руб. Темп роста 2011 г. к 2010 г., % Темп роста 2011 г. к 2009 г., %
Доходы 1 754157 1 860 573 106 2 879 887 155 164
Расходы 1 971 196 1 864 480 95 2 760 626 148 140
Дефицит (-); профицит (+) -217 039 -3907 11 9261
Источник: www.omsalania.ru, расчеты автора
руб., результат исполнения - профицит в размере 119 261 тыс. руб. Темп роста к 2010 г. составил: по доходам - 155%, по расходам - 148%. В целом за три года доходы выросли на 164%, расходы - на 140%. Дефицит бюджета фонда в 2010 г. значительно сократился, а по итогам 2011 г. фонд вышел с превышением доходов над расходами в сумме 119 261 тыс. руб.
Основной объем доходов бюджета ТФОМС составляют безвозмездные перечисления. Так, в 2009 г. на них приходилось 83% всех доходов фонда, в 2010 г. - 78%, в 2011 г. - 85%.
Налоговые и неналоговые доходы за 2009 г., 2010 г. и 2011 г. составили соответственно 17%, 22% и 15%. Расходование средств ТФОМС РСО-Алания осуществляется по разделам «общегосударственные вопросы», «здравоохранение» и «межбюджетные трансферты». В 2009 г. на «общегосударственные вопросы» осуществлено расходов на сумму 39 998 тыс. руб. (2,0 %), на «здравоохранение» - 1 931 199 тыс. руб. (98%). В 2010 г. на «общегосударственные вопросы» осуществлено расходов на сумму 35 966 тыс. руб. (2%), на здравоохранение - 1 828 514 тыс. руб. (98%). В 2011 г., помимо этих двух разделов, осуществлены расходы и на «межбюджетные трансферты». На «общегосударственные вопросы» осуществлено расходов на сумму 35 701 тыс. руб. (1%), на здравоохранение - 2 084 383 тыс. руб. (76%) и на межбюджетные трансферты - 640 542 тыс. руб. (23%).
Вывод
В результате проведенного анализа отдельных уровней бюджетной системы РСО-Алания можно сделать следующие выводы. Доходы и расходы республиканского и местного бюджетов республики, а также ТФОМС динамично увеличиваются. При этом на всех уровнях бюджетной системы республики складывается дефицитный бюджет. Кроме того, в республике значительные объемы государственного и муниципального долга.
Несмотря на проблемы деятельности фонда в прошлом, и значительные объемы государственного и муниципального долга в республике, динамика финансирования за последние годы позволяет говорить о положительных результатах работы по улучшению здравоохранения в Республике.
уровень сбора страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения вырос на 25,7% и составил 143 млрд рублей
Литература
1. Официальный сайт федерального фонда обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ffoms.ru.
2. Официальный сайт территориального фонда обязательного медицинского страхования РСО -Алания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.omsalania.ru.
3. Официальный сайт Министерства финансов РСО - Алания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mfrno-a.ru.
4. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. minfin.ru.
Larisa B. Lazarova
Doctor of Econ. Sci., Department of Finance and Credit,
North Ossetian State University named after KL. Khetagurov, Vladikavkaz
TarasA. Wilms
Postgraduate Student, Department of Finance and Credit,
North Ossetian State University named after KL. Khetagurov, Vladikavkaz
Problems of Reforming the System of Compulsory Medical Insurance
Abstract
The paper considers the problems of the development of compulsory medical insurance in Russia. In particular, the authors analyze the issues related to the receipt and expenditure of the territorial fund of compulsory medical insurance in the Republic of North Ossetia-Alania, acknowledging a positive shift and improvement of the healthcare system in the republic.
Keywords: compulsory health insurance, medical services, medical care, insurance premiums, medical insurance organizations