Научная статья на тему 'Обязанности и права человека в контексте норм Конституции РФ'

Обязанности и права человека в контексте норм Конституции РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1074
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / ОБЯЗАННОСТИ / RESPONSIBILITIES / ОСНОВНОЙ ЗАКОН / BASIC LAW / ГОСУДАРСТВО / STATE / ПРАВА / RIGHTS / СВОБОДЫ / ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / FREEDOMS AND LEGAL INTERESTS / ЧЕЛОВЕК / MAN / ГРАЖДАНИН / CITIZEN / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / НОРМЫ / NORMS / ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ / SOURCES OF POWER / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PROVISION / СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ / JUDICIARY / СУБЪЕКТЫ ПРАВА / SUBJECTS OF LAW / СУВЕРЕНИТЕТ / SOVEREIGNTY / ГАРАНТИИ / GUARANTEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юнусов Абдулжабар Агабалаевич, Юнусов Муслим Абдулжабарович, Юнусов Эмзари Абдулжабарович

в статье рассмотрены история создания российских конституций, в частности Конституции Российской Федерации 1993 г., ее назначение, ценность и сущность, сделаны выводы о том, что исполнение конституционно-правовых обязанностей является условием реализации обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юнусов Абдулжабар Агабалаевич, Юнусов Муслим Абдулжабарович, Юнусов Эмзари Абдулжабарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITIES AND HUMAN RIGHTS IN THE CONTEXT OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

the article examines the history of creation of the Russian Constitution, in particular the Constitution of the Russian Federation of 1993, its purpose, value and essence, concludes that the execution of constitutional and legal responsibilities is a condition for the realization of the rights and freedoms of a man and a citizen.

Текст научной работы на тему «Обязанности и права человека в контексте норм Конституции РФ»

УДК 342.7 ББК 67.400.3 Ю56

A.A. YUNUSOV*, M.A. YUNUSOV**, E.A. YUNUSOV***

RESPONSIBILITIES AND HUMAN RIGHTS IN THE CONTEXT OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация: в статье рассмотрены история создания российских конституций, в частности Конституции Российской Федерации 1993 г., ее назначение, ценность и сущность, сделаны выводы о том, что исполнение конституционно-правовых обязанностей является условием реализации обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: Конституция РФ, обязанности, Основной Закон, государство, права, свободы, законные интересы, человек, гражданин, принципы, нормы, источники власти, обеспечение, судебная власть, субъекты права, суверенитет, гарантии.

AБДУЛЖAБAP AГAБAЛAEBИЧ ЮHУCOB*, МУСЛИМ AБДУЛЖAБAPOBИЧ ЮHУCOB**, ЭMЗAPИ AБДУЛЖAБAPOBИЧ ЮHУCOB***

ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ НОРМ КОНСТИТУЦИИ РФ

Annotation: the article examines the history of creation of the Russian Constitution, in particular the Constitution of the Russian Federation of 1993, its purpose, value and essence, concludes that the execution of constitutional and legal responsibilities is a condition for the realization of the rights and freedoms of a man and a citizen.

Key words: the Constitution of the Russian Federation, responsibilities, the basic law, state, rights, freedoms and legal interests, man, citizen, principles, norms, sources of power, provision, the judiciary, the subjects of law, sovereignty, guarantees.

Двадцатилетний юбилей принятия Конституции новой России - это переломный момент, поскольку новый Основной Закон в общеобязательном порядке закрепил совершенно иные, чем прежде, основы политической, экономической и правовой системы.

Термин «конституция» (от лат. constitucio -установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров. Слово «установление» обозначает обязывание, то есть если нормы устанавливаются, то они являются обязанностями юридических и физических лиц.

Наряду с термином «конституция» применялось наименование «основной закон» (lex fundamentales). Нормы Конституции Российской Федерации носят общеобязательный характер и направлены на прямое действие.

Совершенно справедливо отмечает скандинавский философ и правовед А. Хэгерстейм, что «право есть организованный процесс принуждения в рамках общества, который осуществляется с тем, чтобы принудить к исполнению того, что в этом обществе считается обязанностями, и чтобы защитить то, что считается правами»1.

Датский ученый-правовед К. Оливеркрона в своем научном труде «Право как факт» пишет, что «право есть обязывание... Обязывающая сила права считается его абсолютно неотъемлемым свойством».

* Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права, международного и европейского права; ** кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса; *** кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории государства и права. международного и европейского права (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].

0

1

а> I

с

-с I

g

I

о §

0 -с

CD

1 О

(V)

о о

II

а>

CD Ш

-С g

0

CD CD

1

s

о

CD О

5

У §

ГО CD

ГО

6

О С

о

<0

0

1

1 о

У

о §

о §

2 У

ГО &

О

Правовая обязанность представляет собой выраженное в норме права необходимое долженствование субъекта права и является по своей природе необходимым вариантом будущего поведения лица; в свою очередь, юридическая обязанность находит выражение в конкретном поведении человека и осуществляется в рамках конкретного определенного правоотношения2.

Обязанность возникает как необходимое условие объективизации, придания формы существующим общественным отношениям, нуждающимся в правовой защите3.

Обязанность является гарантией осуществления права в рамках конкретного правоотношения и служит мерой ограничения произвола государства как основного субъекта публично-правовых отношений.

Прообразами современных конституций можно считать учредительные законы, устанавливавшиеся в древнегреческих полисах, как правило, особыми законодателями, из которых наиболее известны законы Солона и Клисфена в Афинах. В Риме в роли такого законодателя выступил царь Сервий Туллий. Спартанская конституция приписывалась легендарному Ликургу (ее истинный автор неизвестен). Конституционный характер в Спарте носила устно передававшаяся «Большая ретра» (постановление).

Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в том же году - Польши. Самой старой из действующих конституций мира является основной закон Сан-Марино, который был принят еще в 1600 г.

В России первая попытка создать сословную конституцию, ограничивающую самодержавную власть посредством представительного органа и дающую дворянству сословные права, была предпринята в 1730 г. Ряд конституционных функций должно было выполнять планировавшееся Уложение, для разработки которого Екатерина созвала Уложенную комиссию.

Впоследствии конституционные проекты разрабатывались окружением Александра I и декабристами, известен также проект конституционного характера М. Т. Лорис-Меликова, подписанный Александром II в день его гибели, но так и не вступивший в силу. В 1905-1906 гг. были приняты основные государственные законы Российской империи, фактически ставшие первой конституцией России.

Дальнейшее развитие конституционного процесса в России было прервано Февральской революцией 1917 г. После свержения самодержавия предполагалось, что новую конституцию

разработает Учредительное собрание, которое, однако, было разогнано большевиками. В XX столетии были приняты: Конституция РСФСР 1918 г., Конституция СССР 1924 г., Конституция СССР 1936 г. и Конституция СССР 1977 г.

В Российской Федерации некоторое время действовала Конституция РСФСР 1977 г. с внесенными в нее Съездом народных депутатов многочисленными поправками. 12 декабря 1993 г. на референдуме была принята современная Конституция РФ.

Нам представляется, что Конституция - это не просто Основной Закон, а каркас, основа конструкции государственного и общественного устройства, социума и человеческих ценностей для формирования цивилизованного и безопасного функционирования общности на территории того или иного государства.

Конституция Российской Федерации - это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке, закрепляющий основы конституционного строя и правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления.

Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, упорядочивает цивилизованные отношения между человеком и общественными институтами, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь и индивидов4.

В Ежегодном послании Президента РФ Федеральному собранию от 12 декабря 2013 г. отмечалось, что Конституция РФ соединила два базовых приоритета - высочайший статус прав, свобод граждан и сильное государство, подчеркнув их взаимную обязанность - уважать и защищать друг друга. Конституционный каркас должен быть стабильным, и прежде всего это касается второй главы Конституции, которая определяет права и свободы человека и гражданина. Здесь не только права, но и обязанности человека и гражданина. Эти положения Основного Закона незыблемы. В. В. Путин констатирует, что жизнь не стоит на месте и конституционный процесс нельзя рассматривать как окончательно завершенный, мертвый. Точечные коррективы других глав Основного Закона, идущие от правоприменительной практики, от самой жизни, конечно, возможны, а иногда - необходимы.

В Конституции сформулированы ключевые национальные объединительные идеи. Смысл

конституционной нормы о социальном государстве именно во взаимной ответственности государства, общества, бизнеса, каждого гражданина. В данном случае Президент РФ ответственность этих субъектов возводит в ранг обязанностей. «Мы должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны»5.

Конституция России как документ прямого действия является гарантом основных гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод и соблюдения обязанностей, предусмотренных Всеобщей декларацией прав человека.

Исходя из содержания норм Конституции РФ, можно сделать вывод о том, что в прямом и косвенном смысле основная ставка при принятии этого важного документа сделана на обязанности субъектов права как условия реализации законов и подзаконных нормативных правовых актов.

За прошедшие годы произошли фундаментальные изменения в массовом российском правосознании. Начинается усвоение базовых ценностей демократии и правового государства, налицо признаки формирования конституционно-правовой культуры6 и четкое признание гражданами Российской Федерации своих обязанностей, провозглашаемых в Конституции государства. Этот набор ценностей является базовым для функционирования права.

Основной Закон Российской Федерации -стабильная Конституция, именно в ней определены главные обязанности и принципы человеческих действий во всех этих реальностях. Не случайно она занимает верховное место в правовой системе России.

Конституция Российской Федерации способствовала соглашению между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом. Это рамка юридически необходимого и возможного, выход за пределы которой общество не может не воспринимать как угрозу основам своего бытия. В данном контексте выражаются обязательные нормы для указанных субъектов права.

Конституция Российской Федерации - российское правовое поле. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации, федеральные и региональные законы базируются на Конституции России, производны от нее. В последние годы произошло укрепление единого правового поля, введение федеральных округов, вертикали исполнительной власти и т. д.

Первостепенной задачей современной России является развитие и совершенствование законодательства, закрепляющего правовой статус личности, систему ее основных прав и свобод, их гарантий. Конституция содержит широкий набор обязанностей, основных прав и свобод человека, отвечающих международно-правовым эталонам и определяющих необходимые условия нормальной жизнедеятельности индивида и общества. Но, будучи принятой в условиях переходного этапа, она отличается тем, что отдельные содержащиеся в ней положения и нормы фиксируют, скорее, цели, к которым стремится российское общество, чем соответствующее реальное положение дел. Конституция России представляет собой документ, который отразил наиболее характерные черты своего времени и условия, сложившиеся в стране в момент ее принятия7.

Можно констатировать, что произошел переход к принципиально новому этапу развития России, когда в центре политической системы оказывается человек, гражданин, с его обязанностями, правами и свободами, когда условием обеспечения прав и свобод гражданина становятся политическая демократия и рыночная экономика. Именно Конституция РФ стала системным юридическим выражением основных политических ценностей, которые определяют лицо новой и исторически преемственной России: соблюдение обязанностей человеком и гражданином, обеспечение их прав и свобод, демократическое федеративное правовое государство, разделение властей, парламентаризм и т. д.

Важнейшее значение с точки зрения реального обеспечения названных обязанностей и прав имеет признание их на конституционном уровне (ст. 18) «непосредственно действующими», то есть обладающими качеством прямого действия, независимо от того, существуют ли соответствующие законодательные акты, призванные их конкретизировать, определить правила, механизмы и процедуры их осуществления. Согласно Конституции именно они, в том числе государственные служащие, должностные лица, граждане, «определяют смысл, содержание и применение законов».

Наряду с закреплением в Конституции РФ принципа ее высшей юридической силы (ч. 1 ст. 15) и гарантированием каждому судебной защиты его прав и свобод (ст. 46) эта норма в общеобязательном формате обеспечивает необходимые юридические предпосылки для реализации прав человека и гражданина и выполнения своих обязанностей. Придание этим пра-

1

ш

С

-С §

§

О §

о -с

CD

О

(V)

о

0

1

ш

CD Ш

S

0

CD CD

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S

О 00 о

5 §

го со

го

6

о с

о

<0

0

1

1 о

У

о §

0 §

2

1

ГО &

О

вам качества прямого действия принципиально меняет их роль и значение в правовой системе.

Признание международного права в качестве неотъемлемой части российского законодательства сделало настоятельно необходимым уточнение содержания ряда юридических понятий и норм, преодоление устоявшихся стереотипных представлений в области общественно-политических прав и свобод граждан. Такое признание становится обязанностью государства, его институтов и неправительственных организаций.

Общественные объединения как независимые от государства организации способны влиять на государственную власть и в то же время ограждать их от необоснованного вмешательства в общественную жизнь. Конституция Российской Федерации признает политическое многообразие и многопартийность. Часть 4 ст. 13 закрепляет принцип равенства общественных объединений перед законом.

Статья 19 Конституции императивно, как обязывающие нормы гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям, и это не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Основной Закон Российского государства является не только сугубо юридическим, но и политическим и идеологическим по своему характеру документом, а также обязательным для реализации ее норм субъектами права. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею.

Вводная часть (преамбула) Основного Закона государства 1993 г. гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...». Такие формулировки подчеркивают идею о том, что главным источником учредительной конституционной власти является народ, его права и свободы и неукоснительное исполнение им конституционных обязанностей.

В новой Конституции России обозначены основополагающие принципы общественного устройства, провозглашение России демократическим федеративным светским государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и источником власти является многонациональный народ, права и свободы человека признаются высшей ценно-

стью, четко определены принципы разделения властей, идеологического, религиозного и политического многообразия и т. д.

По Конституции Российской Федерации 1993 г. никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

В понятной и доступной форме закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и общеобязательные для всей страны нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Значимым вкладом Конституции 1993 г. стало закрепление института обязанностей, прав и свобод человека и гражданина. В общеобязательном порядке закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод и принадлежности их каждому от рождения. Устанавливаются новые для нашего законодательства права и свободы, а именно обязанность государства обеспечить права на жизнь, запрета пыток, насилия, защита частной жизни и др.

Стратегическим моментом Закона являются положения ст. 38, гарантирующие защиту государством материнства, детства и семьи. Часть вторая той же статьи закрепляет равные права и обязанности родителей по заботе о детях, их воспитании.

Конституция современной России содержит ряд важных положений, направленных на укрепление единства Российской Федерации. Закреплено, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию, Конституция и законы Российской Федерации обеспечивают ее целостность и неприкосновенность, вопросы государственной безопасности решает Правительство Российской Федерации8.

Для сохранения целостности России принципиальный характер имеет ликвидация понятия суверенитета республик, входящих в Российскую Федерацию. Совершенно справедливо установлено, что во взаимоотношениях с федеральными органами власти все субъекты РФ равноправны.

В Основной Закон вошли такие качественные ценности, как непосредственное участие граждан в управлении делами государства, осуществляемое посредством их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личное участие в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также опосредованное - через своих представителей, избираемых в органы законодательной власти разных

уровней, исполнительной власти (главы администраций и др.) и органы местного самоуправления.

Часть 4 ст. 32 Конституции РФ закрепляет право российских граждан на равный доступ к государственной службе. Каждый гражданин должен без каких-либо необоснованных ограничений допускаться на общих условиях к службе в органах государственной власти, а также имеет право на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без всякой дискриминации.

Согласно ст. 33 граждане РФ имеют право обратиться лично в государственные органы и органы местного самоуправления. В демократическом государстве граждане не просто пассивно исполняют веления государства. Они выступают как активная, инициативная сила, побуждающая государство на реформаторские действия и предупреждающая ошибки и злоупотребления властей.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ судебная защита гарантируется государством. Это означает, с одной стороны, право каждого обратиться в суд с жалобой на ущемление своих прав и свобод, а с другой - обязанность суда рассмотреть жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

Можно по-разному относиться к содержательной части конституций всех государств мира. Но, без преувеличения, надо констатировать, что в формальном отношении нет плохих конституций, а есть некоторые субъекты права: граждане, определенная часть населения, проживающие на территории данного государства, которые игнорируют положения Конституции. Примером служат события в Украине, Египте, Ливане, Ливии, Сирии, США, во Франции, в Узбекистане и Азербайджане.

Например, кто может поспорить, что даже в преамбуле Конституции нашей страны говорится, как уже было отмечено: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие...» Что тут неясного: все сказано четко, понятно и доступно, только необходимо следовать нормам Основного Закона, то есть Конституции РФ, и ее нормы должны быть господствующими для всех.

На наш взгляд, следует дополнить Конституцию РФ статьями в части обязанностей, особенно «обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина России - добросовестный на основе добровольности труд и соблюдение трудовых обязанностей», ибо принцип «каждый обязан работать» включался в конституции некоторых капиталистических государств (например, в Конституцию Франции 1946 г.)9.

Гражданин Российской Федерации обязан оберегать интересы своего государства, особый упор делать на вклад каждого в укрепление могущества и авторитета государства; долг гражданина России - содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира. Сегодня, как никогда, нормы Основного Закона нуждаются в дополнении статьями, где будут обязывать субъектов права считать долгом каждого гражданина Российской Федерации уважать национальное достоинство, честь, веру других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Российского многонационального государства, а также обязательно уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественной безопасности и общественного порядка.

Список использованной литературы

1 Цит. по: Жеребцов А. Н. Общая теория публично-правовой обязанности. СПб., 2013. С. 299.

2 См.: Там же. С. 49.

3 См.: Там же. С. 51.

4 См.: Сравнительное конституционное право. М., 1996. С. 67.

5 Ежегодное Послание Президента России Федеральному Собранию // Рос. газ. 2013. 13 дек.

6 См.: Зорькин В. Д. Да здравствует Конституция // Рос. юстиция. 2003. № 12. С. 4.

7 См.: Общеправовые основы управления органами внутренних дел: курс лекций. М., 2004. С. 54.

8 См.: Ляхов Е. Г., Ляхов Д. Е., Алимов А. А. Право безопасности государства и мирового сообщества в III тысячелетии от Рождества Христова: монография. Челябинск, 2014. С. 29.

9 См.: Конституция СССР. Политико-правовой комментарий. М., 1982. С. 187.

Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 21 февраля 2014 г. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.