УДК 796. 332+796.015.83
Г.Л. ДРАНДРОВ, Ю.И. КРАСНОВ, Р.В. ФАТТАХОВ
ОБУЧЕНИЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ГРУППОВЫМ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ОБОБЩЕННОЙ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ
Ключевые слова: юные футболисты, групповые тактические действия, обобщенная ориентировочная основа действия, игровая ситуация, общие элементы игровых ситуаций, классификация игровых ситуаций.
Выделена игровая ситуация «2 х 2», которая рассматривается в качестве исходной «клеточки» тактики футбола, на основе которой возникают и проявляются все многообразие игровых ситуаций. С учетом качественного своеобразия проявления двух элементов этой игровой ситуации - расположения игрока, владеющего мячом, и опекающего его защитника; игрока без мяча и противодействующего ему защитника, выделяются 7 возможных типовых вариантов игровой ситуации «2 х 2». Знание общих и частных элементов, объединяющих и различающих эти варианты, выступает обобщенной ориентировочной основой групповых тактических действий в нападении.
G.L. DRANDROV, Yu.I. KRASNOV, R.V. FATTAKHOV THE TEACHING OF YOING FOOTBALL PLAYERS TO GROUP TACTICAL ACTIONS ON THE BASE OF FORMATION THEIR UNITED ORIENTED BASIS
Key words: young football players, group tactical actions, united oriented base of action, playing situation, common elements of playing situations, classification of playing situations.
Singled out playing situation «2 х 2» which is considered as an initial «cell» of tactical football, on the base of which arise and appear all the varieties of playing situations. Taking into account these two elements of these playing situation - place of the player, possessing the ball and covering his defender, 7 possible typical variants of playing situation «2 х 2» and singled out/ Knowledge of common and private elements, uniting and differing these variants, acts as united base of group tactical acts in assault.
Технико-тактические действия каждого отдельного спортсмена в современном футболе осуществляются в условиях непосредственного контакта с активно противодействующим соперником, прилагающим все силы, чтобы добиться превосходства. Поэтому их эффективность зависит от быстроты и точности выполнения технических приемов. Другим не менее значимым фактором выступает быстрый и правильный выбор способа решения игровой задачи исходя из конкретных условий складывающейся тактической ситуации.
Быстрота и правильность определения и реализации технико-тактических действий решений футболистом затруднены высокой информационной неопределенностью игровых действий партнеров по команде и игроков команды соперника, с которыми он непосредственно вступает в отношения сотрудничества и соперничества.
Технико-тактические действия включают в свое содержание три взаимосвязанных элемента: восприятие игровой ситуации, умственное решение тактической задачи (определение правильного способа разрешения игровой ситуации) и практическую реализацию принятого решения.
Психические процессы, связанные с восприятием игровой ситуации и выбором правильного решения, составляют внутреннюю (тактическую) сторону технико-тактического действия. Внешней стороной выступает реализация с помощью технических приемов способа решения двигательной задачи.
Повышение эффективности технико-тактических действий футболистов связано с совершенствованием как их внутренней, так и внешней стороны, другими словами, с овладением тактикой и техникой игры. Неумение «видеть поле», воспринять значимые элементы игровой ситуации может привести к
неправильному решению. Ошибки в принятии решений, обусловленные неразвитостью тактического мышления (умственных действий анализа, сравнения, обобщения, классификации), с одной стороны, и недостаточностью тактических знаний - с другой, могут привести к тому, что их практическая реализация не обеспечит выигрыша игрового эпизода. Недостаточный уровень владения способами выполнения технических приемов может привести к тому, что тактически верные решения останутся нереализованными.
Поэтому в процессе технико-тактической подготовки юных футболистов обращается внимание на развитие и совершенствование как внутренней, так и внешней стороны игровых действий.
Успешность игровой деятельности в футболе в первую очередь зависит от адекватности отражения ситуации в сознании игрока и его способности выбрать и осуществить наиболее рациональное решение. В связи с этим особую роль здесь играет психическая сторона игровой деятельности. Сенсорные процессы, основанные на избирательном внимании к изменениям временных и пространственных параметров, определяющих взаимоотношения между партнерами, соперниками и предметом игры (мячом), являются результатом деятельности сразу нескольких анализаторов. Ведущую роль в этом комплексе играет зрение игрока.
Тактическое мышление позволяет: преодолеть избыточность информации, направляя внимание на восприятие лишь ограниченной ее части - значимых элементов игровой ситуации (афферентный анализ по П.К. Анохину); прогнозировать развитие игровой ситуации (афферентный синтез).
Благодаря тактическому мышлению, футболист, опираясь на знания способов решения тактических задач, осуществляет анализ и обобщение поступающей информации и определяет выбор наиболее эффективного способа действия в игровой ситуации.
Большинство технико-тактических действий в футболе, за исключением действий ведения, обводки, отбора мяча и ударов по воротам, носят групповой характер, проявляющийся во включенности в решение тактических задач группы из двух-трех футболистов. Специфика групповых технико-тактических действий заключается в том, что действия каждого члена группы должны быть согласованы с действиями своих партнеров.
Успешность согласования обусловлена одинаковым видением всеми членами группы сложившейся игровой ситуации: футболисты должны одинаково «распознать» конкретную игровую ситуацию, отнеся ее к определенному, типовому классу ситуаций. Это выступает необходимым условием определения и принятия всеми членами группы общей тактической цели группового действия, определения каждым членом группы своих частных тактических задач, решение которых обеспечивает достижение общей цели, согласование во времени и пространстве действий членов группы при практической реализации группового тактического действия.
В педагогической практике вооружению юных футболистов знаниями о содержании игровых ситуаций и соответствующими им алгоритмами игровых действий уделяется недостаточное внимание. Как правило, эта задача решается каждым тренером на эмпирическом уровне с ориентацией на имеющийся у него игровой опыт, а сам процесс формирования ориентировочной основы игровых действий носит стихийный характер. В обучении преобладает аналитический подход, при котором тренер обучает футболистов действиям в конкретных игровых ситуациях, не раскрывая, какие элементы являются общими для них, и те элементы, которыми они различаются. Это существенно снижает эффективность тактической подготовки, не обеспечивая готовность футболистов к быстрому и правильному принятию тактических решений.
В связи с этим одним из основных направлений совершенствования процесса обучения юных футболистов групповым тактическим действиям выступает формирование их обобщенной ориентировочной основы как совокупности знаний и представлений о существенных и необходимых элементах, являющихся общими для того или иного класса игровых ситуаций и отличающих эти классы друг от друга.
Анализ и обобщение научно-методической литературы показывают, что вопросы формирования обобщенной ориентировочной основы групповых тактических действий у юных футболистов остаются на сегодняшний день мало исследованными.
В связи с этим цель нашей работы заключалась в разработке обобщенной ориентировочной основы групповых тактических действий футболистов в нападении.
В соответствии с психолого-педагогической теорией управления усвоением знаний, умственных действий и понятий, разработанной П.Я. Гальпериным [4], каждое действие, в том числе и тактическое действие футболиста, начинается с ориентировочной части, выполняющей функцию его программирования. Основу содержания этой программы (на языке психологии - ориентировочной основы действия, или ООД) составляют знания цели тактического действия, условий (игровой ситуации), способа действия, критериев успешности продвижения к цели.
При осуществлении игровых действий ориентировочная деятельность футболиста сосредоточена преимущественно на внешних условиях (игровой ситуации), постоянное изменение которых требует оперативного анализа и обобщения непрерывно поступающей информации и внесения срочных коррекций в принятые тактические решения.
Поэтому основным направлением повышения эффективности тактической подготовки должно стать смещение акцентов от совершенствования исполнительной части тактического действия к формированию полных и точных знаний и представлений об его ориентировочной основе. Они выступают как ориентиры, на которые опирается человек при решении тактической задачи, и называются в пси-холого-педагогической литературе основными опорными точками (ООТ).
В концепции формировании ориентировочной основы действия П.Я. Гальперина [4] выделяются три типа ориентировки.
Ориентировочную основу первого типа составляют лишь образцы самого действия и его продукта. При этом не дается указаний, как выполнять действие, и человек ищет правильные способы выполнения методом проб и ошибок. В стихийном обучении и обучении по методу «проб и ошибок» обучаемый самостоятельно и в значительной мере случайно выделяет ООТ, составляющие содержание (ООД). При этом он может включать в формируемую ООД как истинные, так и ложные ООТ, как достаточное, так и недостаточное или избыточное их количество. При таком подходе, когда формирование ООД происходит вне педагогического управления, неизбежны ошибки при выполнении тактических действий, а сам процесс требует значительных усилий со стороны тренера и учеников и затягивается на долгое время, иногда - на годы.
При формировании ориентировочной основы второго типа тренер преподносит знания об ориентировочной основе тактических действий в готовом виде. От футболистов требуется только запомнить эти знания. Благодаря этому они узнают, чем похожи между собой те или иные игровые ситуации и соответствующие тактические действия и в чем заключается их отличия друг от друга. Эти знания обеспечивают высокое качество управления разучиваемыми тактическими действиями. Сроки формирования ООД сокращаются в
десятки раз и, соответственно, сокращаются сроки обучения при более высоком его качестве. Такой путь обеспечивает возможность переноса умения, если в составе нового задания имеется значительная доля старых элементов. Но он малопригоден в тех случаях, когда возникает задача самостоятельного определения ориентировочной основы новой по отношению к их игровому опыту тактической ситуации и тактического действия. В футболе тактические действия выполняются в чрезвычайно вариативных условиях, что превращает их выполнение в каждой игровой ситуации в относительно новую тактическую задачу, требующую творческого подхода к ее решению.
Третий путь формирования ориентировочной основы заключается в формировании готовности футболистов к самостоятельному открытию знаний о тактических действиях. В ориентировочной основе третьего типа на первое место выступает обучение не столько способу действия в конкретной ситуации, сколько анализу игровой ситуации и определению возможных способов тактических действий. Тактические умения, сформированные при опоре на этот тип ориентировки, обладают способностью к переносу.
Формирование ориентировочной основы третьего типа обусловливает широкий диапазон творческого применения тактических действий с учетом конкретных условий игровой ситуации.
При ее формировании внимание тренеров акцентируется на формировании у футболистов способности анализировать игровые ситуации, обнаруживая в их содержании общие и частные элементы и определяя на этой основе моменты качественного перехода их от одного вида к другому.
В настоящее время реализация философского принципа системного познания и преобразования действительности через интеграцию знаний выступает одним из перспективных направлений совершенствования образования.
Опираясь на это методологическое положение, выдающийся педагог и психолог В.В. Давыдов разработал концепцию содержательного обобщения в обучении. Автор определил обобщение как обнаружение взаимосвязи, взаимоотношения общего и единичного [5].
Обобщение рассматривается автором, с одной стороны, как характеристика познавательного процесса, проявляющаяся в движении от видения сущности первого порядка (свернутое описание) к более глубокой сути явления, от целого - к его составным частям, от абстрактного понятия к конкретным явлениям. С другой стороны, обобщение выступает результатом познавательного процесса: благодаря систематизации учебного материала в процессе обобщения у обучаемых формируется системное видение изучаемых явлений в их взаимосвязи между собой. Поэтому они могут не только описать и объяснить их природу, но и осуществить их творческое преобразование.
По мнению Дж. Брунера, «понять нечто как частный случай более общей закономерности - значить овладеть не только каким-то конкретным содержанием, но и способом понимания подобных явлений, которые потом могут встретиться» [2. С. 26]. Э.В. Ильенков пишет: «Понять явление - значит выяснить его место и роль внутри той конкретной системы взаимодействующих явлений, внутри которой оно с необходимостью осуществляется, и выяснить как раз те особенности, благодаря которым это явление и может играть такую роль в составе целого» [6. С. 44].
В целом обобщение способствует расширению возможностей самостоятельной ориентировки при изучении относительно нового учебного материала, что обеспечивается овладением умственными действиями анализа, сравнения и обобщения, обеспечивающими развитие способности к целостному системному видению предметной области изучаемой учебной дисциплины.
В работах Г.М. Гагаевой [3] и М.К. Хоутки [8] обращается внимание на значимость процесса классификации игровых ситуаций при решении футболистом тактических задач. По мнению Р.С. Абельской [1], игрок для того, чтобы правильно ответить на вопрос задачи, диктуемой игровой ситуацией, должен не только разобраться в непосредственных конкретных условиях, но и знать закономерности, которым эти условия подчиняются и которые определяют типовые моменты игры.
Приведенные выше теоретические положения были положены в основу разработки обобщенной ориентировочной основы групповых тактических действий в нападении.
«Исходной клеточкой» тактики футбола, на наш взгляд, является взаимодействие двух атакующих игроков против двух обороняющихся (игровая ситуация «2 х 2»). В любом игровом эпизоде на любом участке футбольного поля наблюдается одна и та же игровая ситуация: один игрок владеет мячом (только один игрок, поскольку играют одним мячом), другой игрок находится без мяча (в этой роли может быть любой игрок команды). Напротив каждого из этих игроков располагается по одному игроку противника. Поэтому общим признаком такой игровой ситуации является численное равенство атакующих и обороняющихся игроков. Все возможные игровые ситуации, характеризующиеся численным равенством, можно рассматривать как частные варианты игровой ситуации «2 х 2».
Общей целью действий атакующих игроков в игровой ситуации «2 х 2» также является создание численного преимущества, т.е. превращение ее в ситуацию «2 х 1». Достижение этой цели возможно двумя вариантами: с помощью индивидуального тактического действия - обводки; с помощью группового тактического действия - передачи мяча.
Наиболее общими элементами игровой ситуации «2 х 2», которые следует рассматривать в качестве ООТ для атакующих игроков, являются:
1) позиция защитника (А1) по отношению к игроку с мячом (Б1). Здесь возможны два варианта:
а) защитник располагается ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей мяч и центр своих ворот;
б) защитник располагается ближе к центру поля;
2) позиция защитника (А2) по отношению к игроку без мяча (Б2). Здесь возможны два варианта:
а) защитник располагается близко с атакующим игроком Б2;
б) защитник располагается на расстоянии. Во втором случае он может занимать две позиции: ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей атакующего игрока Б2 и центр своих ворот; ближе к центру от этой линии.
С учетом качественного своеобразия выделенных нами двух наиболее общих элементов игровой ситуации «2 х 2» выделяются 7 возможных типовых игровых ситуаций и соответствующих им групповых тактических действий, приводящих к созданию численного преимущества.
Ситуация 1. Защитник А1 располагается ближе к бровке от линии, соединяющей мяч и ворота, защитник А2 располагается близко с атакующим игроком Б2. В этом случае выполняется групповое тактическое действие «передача мяча за спину чужому защитнику».
Для того, чтобы препятствовать этому тактическому действию, защитник А2 располагается на расстоянии от атакующего игрока Б2. Этот признак является общим для всех других игровых ситуаций, которые, в свою очередь, также подразделяются на три группы.
В первом случае игрок Б2 может принять мяч в зоне перед опекающим его защитником А2 (игровые ситуации 2-5), во втором - в зоне за спиной чужого защитника А1 (ситуация 6), в третьем - освобождает зону для игрока Б1.
Игровые ситуации 2-5, связанные с приемом мяча атакующим игроком Б2 в зоне перед опекающим его защитником, можно разделить на две группы: ситуации, в которых есть возможность обратно передать мяч в одно касание игроку Б1 в свободную зону (ситуации 2-3); ситуации, в которых есть возможность игроку Б2 принять мяч с уходом в свободную зону (ситуации 4-5).
Рассмотрим существенные особенности этих игровых ситуаций.
Ситуация 2. Защитник А1 в момент передачи мяча игроком Б1 игроку Б2 располагается ближе к центру по отношению к линии, соединяющей игрока Б1 и центр своих ворот. Защитник А2 в момент приема мяча игроком Б2 располагается ближе к центру по отношению к линии, соединяющей игрока Б2 и центр своих ворот. В этом случае применяется групповое тактическое действие «стенка с уходом во фланг»: игрок Б1 передает мяч игроку Б2 и, делая рывок вдоль бровки, получает мяч, переданный обратно в одно касание игроком Б2 за спиной у своего защитника.
Ситуация 3. Эта ситуация отличается от предыдущей расположением обоих защитников: Защитник А1 в момент передачи мяча игроком Б1 игроку Б2 располагается ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей игрока Б1 и центр своих ворот. Защитник А2 в момент приема мяча игроком Б2 располагается ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей игрока Б2 и центр своих ворот. В этом случае применяется групповое тактическое действие «стенка с уходом в центр»: игрок Б1 передает мяч игроку Б2 и, делая рывок вдоль средней линии, получает мяч, переданный обратно в одно касание игроком Б2.
Ситуация 4. Эта ситуация отличается от предыдущей расположением обоих защитников: Защитник А1 в момент передачи мяча игроком Б1 игроку Б2 располагается ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей игрока Б1 и центр своих ворот. Защитник А2 в момент приема мяча игроком Б2 располагается ближе к центру по отношению к линии, соединяющей игрока Б2 и центр своих ворот. В этом случае применяется групповое тактическое действие «передача - прием мяча с уходом во фланг»: игрок Б1 передает мяч игроку Б2 и открывается в центр поля вдоль средней линии, освобождая зону на фланге, игрок Б2 получает мяч с уходом в освободившуюся зону на фланге.
Ситуация 5. Эта ситуация отличается от предыдущей также расположением обоих защитников: Защитник А1 в момент передачи мяча игроком Б1 игроку Б2 располагается ближе к центру по отношению к линии, соединяющей игрока Б1 и центр своих ворот. Защитник А2 в момент приема мяча игроком Б2 располагается ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей игрока Б2 и центр своих ворот. В этом случае применяется групповое тактическое действие «передача - прием мяча с уходом в центр»: игрок Б1 передает мяч игроку Б2 и открывается вдоль бровки по флангу, игрок Б2 получает мяч с уходом в центр.
Ситуация 6. Если игрок Б2 по каким-либо причинам не смог получить мяч от игрока Б1 в зоне перед опекаемым его защитником А2, то он продолжает движение, открываясь за спину защитнику А1. Защитник А1 располагается ближе к центру по отношению к линии, соединяющей игрока Б1 и центр своих ворот. В этом случае применяется групповое тактическое действие «передача мяча за спину своему защитнику»: игрок Б1 передает мяч игроку Б2 бровки по флангу.
Ситуация 7. Если, в отличие от предыдущей ситуации, защитник А1 располагается ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей игрока Б1 и центр своих ворот, и передача мяча игроку Б2 вдоль бровки становится невозможной, применяется групповое тактическое действие «скрещивание».
Таким образом, нами выделены 7 возможных вариантов игровой ситуации «2 х 2», различающихся позициями атакующих и обороняющихся игроков по отношению друг к другу. В ходе игры игровая ситуация непрерывно изменяется, переходя из одного качественного состояния в другое.
Изменение игровых ситуаций осуществляется двумя способами: через перемещение мяча и передвижение всех 4 игроков. Первый способ более быстрый (поскольку мяч движется быстрее, чем игрок) и защитники не успевают занять правильные позиции в новой ситуации, обусловленной перемещением мяча. К примеру, простая поперечная передача мяча от игрока Б1 к игроку Б2 не создает численного преимущества, но зато существенно изменяет характер занимаемых защитниками позиций. Данный способ является и более экономичным, поскольку не требует для изменения игровой ситуации значительных передвижений от игроков.
Второй способ, который реализуется во взаимосвязи с перемещением мяча, заключается в направленном изменении атакующими игроками своих позиций по отношению к защитникам, приводящим к возникновению определенных игровых ситуаций. Реализация второго способа осуществляется преимущественно за счет открывания игрока без мяча, который стремится занять позицию по отношению к своему защитнику, необходимую для реализации определенного группового тактического действия, приводящего к созданию численного преимущества.
Т. Храйс [7] считает, что эффективность согласования действий партнеров в спортивных играх определяется тремя условиями: проводится в паре игроков, в паре выделяется ситуативный лидер, формируются и используются управляющие сигналы - признаки согласования. Согласование осуществляется в действиях двух игроков и носит встречный характер, что обеспечивает стабильность и успешность деятельности пары и команды в целом.
Мы полагаем, что роль ситуативного лидера принадлежит игроку без мяча, который своими передвижениями создает определенные игровые ситуации и предлагает тем самым реализовать определенные групповые тактические действия. Направление и скорость передвижений игрока без мяча, приводящие к изменению игровой ситуации, выступают в качестве информационных сигналов для игрока, владеющего мячом, позволяющих прогнозировать характер и момент создания определенной игровой ситуации и выполнить соответствующие действия с мячом.
Таким образом, знания общих и частных элементов 7 выделенных нами типичных игровых ситуаций «2 х 2» и соответствующих им вариантов групповых тактических действий, направленных на создание численного преимущества, мы рассматриваем как их обобщенную ориентировочную основу.
Ориентация на эти знания позволяет паре взаимодействующих футболистов быстро, точно и одинаково «распознавать» возникающие в процессе игры разнообразные игровые ситуации и принимать одинаковые решения о реализации адекватных им групповых тактических действий.
Быстрота обеспечивается игнорированием «избыточной информации» и сосредоточением внимания только на тех элементах игровых ситуаций, которые являются существенными для них, определяют их качественное своеобразие. Это значимо для футбола, игровые ситуации в котором меняются буквально в доли секунды.
Точность обеспечивается полнотой учета при «распознавании» игровых ситуаций всех элементов, которые отличают одну ситуацию от другой.
Согласованность в «распознавании» игровых ситуаций обусловлена ориентацией футболистов на одни и те же элементы, составляющие в совокупности ориентировочную основу групповых тактических действий.
Поэтому формирование обобщенной ориентировочной основы групповых тактических действий рассматривается нами как перспективное направление совершенствования тактической подготовки юных футболистов.
Литература
1. Абельская Р.С. Мышление теннисиста в процессе решения тактических задач // Вопросы психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1965. С. 75-91.
2. Брунер Дж. Процесс обучения: пер. с англ. М.: АПН РСФСР, 1962. 385 с.
3. Гагаева Г.М. Психологические факторы, влияющие на активность и эффективность игровых действий с мячом футболистов // Психологические вопросы спортивной тренировки. М., 1967. С. 34-41.
4. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. 120 с.
5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. 327 с.
6. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса. М.: АН СССР, 1960. 212 с.
7. Таер Х. Командные тактические действия волейболистов в нападении и методика их совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1984. 24 с.
8. Хоутка М.К. Исследование теории и практики тактической подготовки юных футболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1959. 19 с.
ДРАНДРОВ ГЕРОЛЬД ЛЕОНИДОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
DRANDROV GEROLD LEONIDOVICH - doctor of pedagogical sciences, professor, head of Sports Disciplines Chair, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.
КРАСНОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ - старший преподаватель кафедры физического воспитания, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары.
KRASNOV YURIY IVANOVICH - senior teacher of Physical Education Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
ФАТТАХОВ РАФАЭЛЬ ВАГИЗОВИЧ - старший преподаватель кафедры теории и методики спортивных игр, Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Россия, Набережные Челны.
FATTAKHOV RAFAEL VAGIZOVICH - senior teacher of Theory and Methodics of Sport Games Chair, Kama State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Russia, Naberezhnye Chelny.
УДК 37.032
Э.Н. ИГОРЕВА, О.В. КИРИЛЛОВА ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ В СВЕТСКОЙ ШКОЛЕ ЗНАНИЙ О РЕЛИГИИ
Ключевые слова: мировоззрение, поликультурный, светская школа.
Статья посвящена проблеме освоения в светской школе знаний о религии как особом типе мировоззрения, о религиозной культуре как части национальной культуры, а также формирования поликультурной личности, способной к меж-конфессиональному диалогу.
E.N. IGOREVA, O.V. KIRILLOVA THE PROBLEM OF STUDYING IN THE SECULAR SCHOOL THE KNOWLEDGE OF RELIGION Key words: ideology, multicultural, secular school.
The article is devoted to the problem of studying in the secular school the knowledge of religion as the specific type of worldview, about religion culture as a part of a national culture and also the forming of multicultural personality able to midconfessional dialogue.
В начале XXI в. человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Многона-циональность населения Земли, государств и регионов, интенсификация политических, экономических и духовных отношений народов протекает в полиэтнической и поликультурной среде, усиливая связи людей разных национальностей и конфессий. Значит, возникает потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности школьника,