ПЕДАГОГИКА
© ФЕДОРОВ И.В. - 2010
ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ НОВЫМ ХИРУРГИЧЕСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ «ИЗ РУК В РУКИ»
И.В. Фёдоров
(Казанская государственная медицинская академия, г. Казань, ректор - д.м.н., проф. К.Ш. Зыятдинов, кафедра эндоскопии, общей и эндоскопической хирургии, зав. - д.м.н., проф. А.Н. Чугунов)
Резюме. В статье изложены основные принципы краткосрочного интенсивного обучения врачей хирургических специальностей. На основании собственного 17-летнего опыта рассмотрены критерии эффективности переподготовки 2805 врачей России и стран СНГ.
Ключевые слова: эндоскопическая хирургия, обучение, эффективность.
TEACHING OF PHYSICIANS TO NEW SURGICAL TECHNOLOGIES «FROM HANDS TO HANDS»
I.V. Fedorov (Khazan State Medical Academy)
Summary. The article presents the results of short-term teaching 2805 physicians of surgical speciality to endosurgical technologies. On the base of 17 year experience there have been considered the criteria of efficacy of re-teaching of 2805 physicians of Russia and countries of Union of Independent States.
Key words: endoscopic surgery, teaching, efficacy.
Последние десятилетия в истории медицины характеризуются появлением новых технологий, основное преимущество которых заключается в снижении травматичности диагностических и лечебных процедур при сохранении их информативности и радикальности. К таким направлениям следует отнести эндоскопическую хирургию со всеми её подразделами, внутрипросветную оперативную эндоскопию, рентгенохирургию, пункционную хирургию под контролем УЗИ и КТ, прецизионное ультразвуковое исследование в различных специальностях (УЗИ простаты, молочных и щитовидных желез, интраабдоминальное УЗИ).
Кроме материально-технического обеспечения внедрение новых технологий требует подготовки значительного числа специалистов, от эффективности обучения которых зависит судьба и жизнеспособность метода как в отдельно взятой клинике, так и на уровне региона и всей страны в целом. Дефектное обучение имеет своим следствием задержку внедрения технологии, использование оборудования не по назначению или не в полном объёме. За последние десятилетия нам неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией, когда дорогостоящая медицинская техника буквально «пылилась в углу» к неудовольствию администрации и разочарованию врачей. Другое, быть может, ещё худшее последствие дефектного обучения - осложнения при использовании новых технологий. Во многих стационарах неудачный старт привёл к полному отказу от внедрения, например, эндоскопической или рентгенологической хирургии.
Перед каждым руководителем, сознающем необходимость внедрения новейших технологий и получившем в своё распоряжение соответствующее оборудование, рано или поздно встаёт вопрос: кто из врачей будет развивать новый метод? Проще говоря, на ком следует вырастить новую технологию? И далее - кого, где и как обучать?
Наш опыт работы в Центре обучения новым медицинским технологиям на протяжении 17 лет позволяет ответить на эти вопросы.
Кого? Безусловно, новые технологии должны быть выращены на наиболее энергичных, работоспособных и разумных членах коллектива. Как правило, это врачи в возрасте 30-40 лет, имеющие опыт работы в классической хирургии. С возрастом нарастает консерватизм и равнодушие, хотя главное - не дата рождения, а профессиональная неуспокоенность, стремление к новому и неизведанному в хирургии. Так из 2805 курсантов, прошедших переподготовку в нашем Центре, 325 имели возраст старше 50 лет, а 24 - старше 60. Всячески следует приветствовать изучение способными врачами смежных направлений, получение ими второй медицинской специальности, как-то: хирургия - гинекология, гинекология - УЗИ, хирургия - внутрипросветная эндоскопия. Это ускорит внедрение новой технологии, повысит эф-
фективность использования оборудования.
Где и как? Хотя в стране существует множество учебных учреждений, отвечающих за последипломное образование врачей, выбрать нужный Центр непросто. Многомесячные циклы усовершенствования, существующие в рамках государственных ВУЗов, дают, как правило, академическое классическое образование по той или иной специальности. В их программу могут быть включены и новые технологии, но стоит ли посвящать 2-3 месяца изучению техники лапароскопической холецистэктомии или эндоскопическому гемостазу при кровоточащих язвах желудка? Современный темп жизни диктует необходимость быстрого освоения метода, его внедрение в собственном отделении, и - дальнейшее движение вперёд. Так в 1990 г. в США возникла необходимость переподготовки 10.000 врачей по эндоскопической хирургии. Эта задача была выполнена в режиме “week-end”. Курсы (в основном - работа на тренажёрах) начинались в пятницу вечером и заканчивались через двое суток.
Принципы обучения. На основании собственного опыта нами были сформулированы основные принципы организации обучения новым технологиям в хирургии:
1. Обучение должно быть краткосрочным (одна-две недели, не более) и интенсивным (8-9 часов работы ежедневно).
2. Преподавать должны не столько сотрудники кафедр, обладающие теоретическими знаниями, сколько практические врачи, заведующие отделениями, имеющие возможность передать новую технологию буквально из рук в руки, создав необходимый поток тематических больных в нужное время.
3. В программе цикла акцент следует делать на освоение практических навыков - участие в операциях, манипуляциях, диагностических процедурах, работа на тренажёрах и органокомплексах.
4. Количество курсантов в группе необходимо ограничить 5-6 врачами, что необходимо для обеспечения качества переподготовки.
5. Программа цикла должна включать только темы, непосредственно связанные с изучаемой технологией. Вопросы этиологии, патогенеза, классической диагностики и лечения должны быть оставлены для продолжительных сертификационных циклов.
6. Обучение должно быть платным, а плата не должна носить символический характер.
Таким образом, по нашему мнению, новым технологиям следует обучать на краткосрочных интенсивных платных циклах. Каждый из этих принципов чрезвычайно важен для организации эффективного обучения. Темп жизни и экономическое состояние общества не позволяет тратить несколько месяцев на освоение узкой специальности, тем более - в другом городе.
Кадры и базы. Безусловно, для обучения должны быть использованы лучшие клинические базы и врачи-профессионалы. Двоевластие, существующее ныне в российской медицине, привело к тому, что сотрудники кафедр оказались во многом отрезаны от практической работы, что в первую очередь отразилось на качестве обучения врачей и студентов. Поэтому лучшая база для переподготовки специалистов - та, которую возглавляет преподаватель ВУЗа, по совместительству заведуя отделением или всей клиникой. Либо (что хуже) заведующий отделением, совмещающий работу преподавателем кафедры.
Так из 22 специалистов, преподающих в нашем Центре, 4 являются освобождёнными сотрудниками медицинской академии, 6 - практические врачи и ещё 12 совмещают заведование отделением с работой на кафедре в должности профессора, доцентов и ассистентов. Из последних двенадцати у трёх основной работой считается ВУЗ, а ещё у 9 - клиники города. В любом случае, при подборе преподавателей для нашего Центра мы ориентируемся не на формальную принадлежность специалиста к той или иной кафедре, ВУЗу, не на учёную степень или должность, а на его сопричастность новым технологиям. На его способность передать практические навыки непосредственно «из рук в руки», то есть быть транслятором знаний. Понятно, что преподаватель кроме всего прочего должен иметь возможность организовать мощный поток тематических больных в конкретное время и
в конкретном месте.
Чрезвычайно важно, чтобы обучение было платным. Затраченные средства служат хорошей мотивацией для курсанта. Достойное вознаграждение - важный стимул для преподавателя, поэтому важно, чтобы средства попали по назначению, а не растворились в бесконечных бюрократических коридорах.
По нашему мнению, знания, приобретённые хирургом на протяжении всей жизни ценой бессонных ночей, тяжелого труда, здоровья, ценой самоограничения и жертв; полученные благодаря интеллекту, трудолюбию и таланту, не могут быть переданы кому-либо бесплатно. Ещё профессор Антонио Миннегетти говорил: «Университеты дают лишь основы знаний по любому предмету. Если же кто-либо желает стать настоящим мастером в своей области, ему следует обращаться к частному профессионалу. Это касается и медицины, и психологии, и юриспруденции, и политики». Действительно, если Вам достаточно массовой культуры, массового образования, государство Вам его обеспечит. Но если Вы стремитесь к более совершенным знаниям и возможностям, Вы должны сами приложить усилия к их достижению. Во всём западном мире после получения высшего образования специалисты усовершенствуются в рамках частных профессиональных организаций, какими в наших условиях являются Центры обучения новым медицинским технологиям.
Информация об авторе: [email protected]; Фёдоров Игорь Владимирович - профессор, руководитель Центра обучения эндоскопической хирургии, гинекологии и урологии.
АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА И ЭТИКИ
© ИСЛАМОВ Ш.Э. - 2010
ПРОБЕЛЫ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ КОМИССИОННЫХ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Ш.Э. Исламов
(Самаркандский государственный медицинский институт, Республика Узбекистан, ректор - д.м.н., проф.
А.М. Шамсиев, кафедра судебной медицины и патологической анатомии, зав. - к.м.н., доц. С.И. Индиаминов)
Резюме. Производство комиссионных судебно-медицинских экспертиз при профессиональных правонарушениях медицинских работников является одним из сложных видов экспертиз. Результаты исследования показали на существование ряда проблем при производстве подобных экспертиз процессуального, организационного, методологического характера. Важную роль при проведении такого рода экспертиз играет применение лечебнодиагностических стандартов при судебно-медицинской оценке дефектов медицинской помощи. Единый методический подход при этом будет способствовать установлению обстоятельств ненадлежащего оказания медицинской помощи и разработке практических рекомендаций по их устранению.
Ключевые слова: комиссионная судебно-медицинская экспертиза, профессиональные правонарушения медицинских работников, дефект медицинской помощи.
FLAWS IN CONDUCTION OF FORENSIC MEDICAL EXPERT EXAMINATION OF PROFESSIONAL OFFENCE BY MEDICAL PERSONNEL
Sh.E. Islamov (Samarkand State Medical Institute)
Summary. Conducting of forensic medicine expertise in the professional infringement of the law by medical personnel is one of the most difficult types of expert examinations. The results of examination revealed the existence of a number of problems in performing such expert examinations of proceeding, organizational and methodical character. Use of medical diagnostic standards in forensic medical estimation of medical care defects is of particular importance in performing expert examinations of this kind. Unified methodical approach in this case will contribute to determination of circumstances of inadequate rendering medical care and development of practical recommendations in order to eliminate them.
Key words: Forensic Medicine Expert Examinations, professional offence of medical personnel, defects of medical care.
Судебно-медицинская экспертиза (СМЭ) профес- ответственности врача или среднего медицинского персона-
сиональных правонарушений медицинских работников ла, нарушивших свои профессиональные обязанности [17].
(ППМР) играет важное значение при решении вопроса об Н.В. Эльштейн сделал заключение, что бездействие является