МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070
4. Зеленев И. А., Туманов С. В. Об оценке качества преподавания в вузе в контексте восприятия студентами своих преподавателей (опыт социологического исследования) // Высшее образование в России. 2012. №11. С. 99-105.
© Денисенко С.И., 2017
УДК 372.881.1
М.Н.Жакипова
Старший преподаватель Алматинский технологический университет г. Алматы, Республика Казахстан
ОБУЧЕНИЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Аннотация
Статья посвящена проблеме обучения терминологической лексике русского языка в неязыковом вузе. Основное внимание в работе акцентирутся на разработке методических основ по усвоению терминологических единиц специальности. Автор подчеркивает, что введение терминологической лексики представляет собой целостную систему вводных упражнений, систематизирующих и закрепляющих новую терминологическую информацию.
Ключевые слова
Терминологическая лексика, слова-термины, подсистема языка, терминологические единицы, терминология специальности.
Работа по изучению терминологической лексики имеет свою специфику и представляет одну из сложных проблем обучения лексике русского языка в неязыковом вузе. Основная её цель - усвоение терминологической лексики данной подсистемы языка, позволяющей не только правильно воспринимать научный текст, но и активно использовать слова-термины при построении собственных высказываний в коммуникативном плане.
При разработке методических основ изучения терминологических единиц специальности, прежде всего, данная работа должна быть включена в целостную систему работы по формированию языковых (лексических) и речевых умений и навыков. Так, лексическими умениями считаются умения понимать и правильно использовать термины в речи. Речевые предполагают, в определенной степени, свободное владение лексическим материалом, способность обучаемого творчески использовать новые слова-термины в устной и письменной речи, уметь их объяснить, запомнить и использовать в профессиональной речи.
Одной из важных задач, которых следует решить при работе по изучению терминологии специальности - организовать лексику так, чтобы снять перегрузку памяти, чтобы каждое усваиваемое термин-слово помогало запоминанию и повторению предыдущего термина. На это указывал И.Д.Салистра, который считал, что, определяя содержание обучения иностранному языку на основе речевой направленности, необходимо каким речевым материалом учащиеся должны уметь оперировать, и как он должен члениться в учебных целях; каким должен быть генеральный подход к определению последовательности усвоения материала и формирования соответствующих умений [1, с. 12].
Запоминание термина начинается с момента его предъявления и характеризуется тем, что созданная на время ассоциативная связь между образом и словом может оказаться непрочной и быстро угасать, если ее не поддержать многократным повторением. Усвоенное ранее слово-термин необходимо включать в новые контексты, в новые ситуации, в разную сферу предметно-логических отношений для многократного повторения. При этом важно предусмотреть, как отмечает А.Ф.Колесникова,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
а) чтобы изменяемое слово повторялось не в одной какой-либо форме, а во всех наиболее употребительных формах;
б) чтобы нетематические и общеупотребительные слова повторялись в разных речевых формах, максимально мобилизовались при работе над разными темами, способствуя созданию сознательного навыка переноса [2, с. 49].
Лексический навык при любом уровне владения единицей языка предполагает разработку прочной двусторонней связи между формой и значением. Эта связь достигается благодаря их многократному повторению, так как продуктивность воспроизведения определяется, прежде всего, особенностями запоминаемого материала, количеством содержащейся в ней информации, а также условиями его запечатления.
Работа по формированию терминологических умений и навыков по отношению к терминологической единице должна проводиться в несколько этапов, каждый из которых включает в себя:
- усвоение определенного количества терминов, их распознавание, выделение и семантизация в тексте, активное использование в процессе самостоятельного высказывания;
- формирование комплекса умений и навыков, связанных со спецификой данной группы терминов.
Основной целью первого этапа является усвоение терминологической лексики. Для её достижения
необходимо создать условия для переноса уже имеющихся лексических навыков на терминологические единицы. Основными задачами данного этапа являются формирование умений отличать термин от нетермина, создать условия для усвоения терминологии специальности. Для решения этих задач необходимо тщательно отобрать тексты по специальности с позиции представленности в них терминов и терминологических сочетаний, провести их лексикографическую разработку, которая способствовала бы комплексной семантизации терминологических слов. Кроме того, следует разработать систему упражнений и заданий, которые помогли бы эффективному решению поставленных задач.
Целью второго этапа является усвоение основных лексико-семантических терминологических парадигм с родовидовым значением. Основными задачами на этом этапе являются: формирование специфических терминологических умений и навыков, связанных с освоением данных единиц; формирование умений и навыков по выделению терминологического сочетания в тексте; знакомство с основными лексико-семантическими парадигмами данного терминологического поля, их внутренним устройством; усвоение закономерностей функционирования термина в контексте, позиция терминологической единицы в процессе высказывания;
Для успешного решения этих задач необходимо, помимо тщательного отбора текстового, лексикографического и другого иллюстративного материала, представить основные объединения терминологических единиц на идеографической основе; представить составные терминологические сочетания на основе синтаксических конструкций; ознакомить студентов с основными типами высказываний научного стиля речи и функциями термина в данных типах текстах. Достижение поставленной цели возможно при условии разработки системы упражнений.
Основная цель третьего этапа - это овладение узкоспециальными терминами специальности, а также профессиональными оборотами речи. Задачами этого этапа являются: формирование умений и навыков по использованию узкоспециальных терминологических единиц в речи; знакомство с устройством терминологической системы подъязыка; формирование умений и навыков анализировать морфологическую структуру производного термина; усвоение наиболее продуктивных словообразовательных моделей; знакомство со спецификой функционирования термина; определение основных сфер их применения.
Уточнение содержания указанных этапов рассматривает введение терминологической лексики не как одномоментный акт иллюстрации и систематизации, а как целостную систему вводных упражнений, систематизирующих и закрепляющих новую терминологическую информацию.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что одной из важнейших предпосылок развития и совершенствования профессионально направленной русской речи студентов национальных групп является выработка у студентов умений и навыков определения узуса сочетаемости слов, структуры словосочетаний, способность употребления терминологического слова на основе синтаксических связей согласования,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
управления, примыкания вплоть до цельного предложения [3, с.28]. Важно, чтобы у студентов были выработаны рецептивные навыки, так как прежде чем продуцировать научную речь, они путем чтения или восприятия чужой речи со слуха должны накопить определенный материал для высказывания. Восприятие русской научной речи осуществляется успешнее, и свободнее, если студенты национальных групп определяют и осознают в ней грамматические и лексические элементы, устанавливают логические связи и отношения между словами, разбираются в многообразии слов, форм и конструкций изучаемого языка. Список использованной литературы:
1. Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. - Москва: Высшая школа,1966.- 252 с.
2. Колесникова А.Ф. Проблемы обучения русской лексике. - Москва: Русский язык, 1977. -80 с.3
3. Лопатухина Т.А., Рябова М.В. Современные методические подходы к обучению иностранному языку в техническом вузе. - Ростов-на-Дону: РВВКИУ РВ, 1998. - С.27-59.
© Жакипова М.Н., 2017
УДК 372.851
К. Р. Жданова, А.Т.Фаткуллина
студенты 5 курса ФМФ, Б ГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа, Российская Федерация
НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос о значении геометрического образования в школе, а также вопрос, связанный с контролем знаний по геометрии.
Ключевые слова
Геометрия, ФГОС, геометрические знания, умения, навыки, контроль знаний.
Успех проводимой в нашей стране модернизации образования во многом зависит от правильного определения роли и места каждого школьного предмета в новых, быстро меняющихся условиях. Принято Фундаментальное ядро содержания общего образования, выделены универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные). При этом определены приоритетные направления развития школы, такие как гуманизация, гуманитаризация, ориентированные на формирование личности школьников, реализацию их задатков, склонностей, способностей, интересов и других индивидуальных особенностей. В этом большую роль играет школьный курс геометрии. Как известно, именно геометрия знакомит учащихся с разнообразием пространственных форм, законами восприятия и изображения, формирует необходимые представления об окружающем нас мире. Геометрия дает метод научного познания, способствует развитию логического мышления, кроме этого, она способствует приобретению нужных практических навыков в изображении, моделировании, конструировании, измерении.
Содержание курса геометрии в средней школе определяется не каким-либо учебником или учебным пособием, для этого существуют специальные документы: программа изучения курса геометрии, программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, ФГОС общего образования. На основе данных документов учащиеся должны овладеть геометрическим языком, который позволяет использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений; формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших