УДК 378
Winokur M.S., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Philosophy, Higher School of Folk Arts (Institute)
(Saint-Petersburg, Russia), E-mail: vshni@mail.ru
THE TEACHING OF STUDENTS IN PROGRAMS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION AS A RESOURCE OF FORMATION OF CITIZENSHIP. The article reveals the issues that determine the specificity of formation of common cultural and professional competences of students for professional training programs for mid-level professionals in the field of decorative-applied art and folk crafts. The formation of a civic stand of youth is connected by the author with the learning process of students not only in classroom but also in extracurricular time by the organization of independent work. Issues of education and formation of civil position are disclosed in accordance with modern legal glossary in the field of education. The article provides examples of forms and methods of work with students enrolled in profiles of decorative-applied art and folk crafts in the framework of elective courses and group activities.
Key words: education, citizenship, general and professional competence.
М.С. Винокур, канд. ист. наук, доц. каф. философии Высшей школы народных искусств (институт),
г. Санкт-Петербург, E-mail: vshni@mail.ru
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
В статье раскрыты вопросы, определяющие специфику формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов, обучающихся по программам профессиональной подготовки специалистов среднего звена в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Формирование гражданской позиции молодежи автор связывает с процессом обучения студентов не только в аудиторное, но и во внеаудиторное время за счет организации самостоятельной работы. Вопросы воспитания и формирования гражданской позиции раскрываются в соответствии с современным нормативно-правовым глоссарием в области образования. В статье приведены примеры форм и методов работы со студентами, обучающихся по профилям декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в рамках курсов по выбору и кружковой деятельности.
Ключевые слова: образование, воспитание, гражданская позиция, общие и профессиональные компетенции.
Современная экономика и её социальная сфера требуют от молодого специалиста, подготовленного по программам среднего профессионального образования новых личностных качеств: наличие гражданской позиции, системного мышления, владение правовой, информационной, коммуникативной культурой, способность к позиционному анализу своей деятельности, самостоятельность поступков в процессе приобретения новых знаний, ответственность за выполненную работу. Перечисленные качества приобретают еще большую значимость, если речь идет о подготовке специалистов в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Причиной этого является тот факт, что специалисты данного профиля несут ответственность за национальное наследие, продолжая работать в центрах развития, бытования и сохранения традиционного прикладного искусства.
В качестве основных направлений развития системы среднего профессионального образования можно выделить: приведение профессиональных программ подготовки специалистов среднего звена в соответствие с потребностями рынка труда, профессиональными стандартами; изменение содержания подготовки художников в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; качественное обновление системы обучения с учетом перехода на сокращённое и ускоренное обучение, с целью обеспечения развития личностно-професси-онального потенциала специалистов и развитие их мобильности; совершенствование воспитательного процесса, ориентация воспитательной работы на положения воспитания, создание осознанной гражданской позиции; развитие возможностей профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в контексте повышения его открытости; обеспечение преемственности среднего профессионального образования с другими уровнями образования; развитие гуманизации и гуманитаризации образования с использованием ресурса дисциплин общественно-гуманитарного цикла в целом, и курса истории, в частности; развитие воспитательного потенциала образовательных программ в направлении гражданского воспитания в аудиторное и внеаудиторное время; создание нового поколения учебной, методической литературы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по этому направлению.
Среднее профессиональное образование будущего художника декоративно-прикладного искусства и народных промыслов предполагает расширение поля его профессиональной подготовки и за счет усиления воспитательного компонента. Одним
из наиболее приемлемых вариантов является проектирование процесса становления профессиональных умений студентов с использованием различных образовательных возможностей, в т. ч. через формирование гражданской позиции в процессе воспитания.
К пониманию такой ситуации мы пришли, выполнив работу по сравнительному анализу теоретических исследований и реальной практики. Полученные данные свидетельствуют о недостаточности научно-обоснованных подходов и теоретико-методологического обоснования применения средств воспитания в процессе профессиональной подготовки студентов системы среднего профессионального образования. Это связано с тем, что отечественное образовательное сообщество долгое время создавало разного уровня системы по реализации концепций воспитательной работы. Они должны были отвечать принципам социальности, открытости, личностной ориентированности педагогического процесса, и традиционностью российской модели образовательной системы, основанной на принципах жесткой регламентации учебного образовательного процесса, сохраняющей относительно формализованный подход к воспитательной работе, результаты которой должны быть направлены на формирование гражданской позиции молодежи.
Для реализации программ подготовки специалистов среднего звена в области традиционно-прикладного искусства и народных промыслов необходим и новый уровень профессиональной готовности преподавателей, ориентированных на воспитание социально компетентного, самостоятельного, готового к изменению собственной образовательной траектории молодого специалиста в обозначенной области. Данный процесс будет, на наш взгляд, еще более результативным, если будет в наличии стремление управленческих структур образовательных организаций к стимулированию развития системы гражданского воспитания студентов. Реализация данного процесса осложняется недостаточностью организационно-управленческих условий, учебно-методического обеспечения этого процесса. Ослабляет ситуацию формирования гражданской позиции студента традиционное применение средств учебной деятельности в процессе становления профессиональных умений и наличием целого ряда профессиональных умений, становление которых возможно лишь при условии применения наряду со средствами учебной деятельности средств формирования гражданской позиции, осознанного статуса в обществе.
В исследованиях И.Ю. Алексашиной, В.П. Беспалько, Э.Н. Гусинского, И.А. Колесниковой, А.П. Тряпицыной, Н.В. Че-
калевой представлены педагогические основания новых ориентиров образования, его целей и ценностей. К ним относятся: сменность образовательных парадигм в ориентации на изменение социально-экономических условий развития общества; динамичность социального заказа в образовательной и профессионально-образовательной сфере; усложняющиеся требования к профессионализму специалиста, его профессиональным умениям и навыкам; трансформация образовательной и воспитательной составляющих современного педагогического процесса в системе профессионального образования; поиск новых форм, методов, средств формирования и развития профессиональных качеств, умений и навыков у студентов системы профессионального образования [1 - 3]. Понятие образование трактуется в настоящее время как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [4]. Воспитание в контексте образования трактуется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [4]. Опираясь на нормативно регулированные определения, можно сделать вывод о том, что проблема формирования гражданской позиции студентов должна позиционироваться преподавателями еще более активно. Актуализация проблема формирования конкурентоспособного специалиста со средним профессиональным художественным образованием должна быть связана с решением вопроса его гражданской самостоятельности, и именно это обеспечивает высокую профессиональную мобильность выпускника. Достаточно привести примеры работы в данном направлении в рамках исторического кружка «КЛИО», подготовки творческих студенческих вечеров на патриотическую тематику к памятным историческим датам, участие студентов ВШНИ в шествии Бессмертного полка 9 мая.
Констатируя факт значимости проблемы по формированию гражданской позиции студентов, нельзя не остановиться на существующих проблемах. Они характеризуются: традицио-нальностью педагогических технологий организации профессиональной подготовки студентов; декларированностью принципов личностной ориентированности в выражении гражданской позиции; утратой идеалов воспитательной деятельности, основанной на лучших примерах великих граждан России, слабоБиблиографический список
стью концептуальной базы учебно-воспитательного процесса. Это приводит к уменьшению степени социальной активности студентов и, как следствие, развитием явлений социального равнодушия, пассивной индивидуальной позиции в отношении проблем современной жизни и проблем будущей профессиональной деятельности, которая имеет творческий характер и направлена на сохранение и развитие национального художественного достояния страны.
Результатов педагогической деятельности преподавателей, работающих со студентами в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, позволяют сделать выводы о том, что на занятиях в рамках учебного курса по истории необходимо: использовать формы, методы обучения, повышающие степень активности студента, сочетать репродуктивную и проблемную стороны обучения, добиваться осмысления учебного материала, связанного с гражданской патриотической тематикой; воспитывать, направляя на проявление способностей к самосовершенствованию, экспериментированию; не только успешно передавать знания, но и готовить будущего художника к жизни в обществе, теряющем интерес к собственной культуре, развивать любознательность и способность к инициативности и самоопределению; иметь потребность и обладать умениями, позволяющими ему осуществлять деятельность, связанную с работой в исторических центрах бытования народных промыслов.
Такие ожидания формируются в качестве социального заказа от родителей, потенциальных заказчиков работ по направлению декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, общества в целом. Все обозначенные направления реализуются в форме стандартизации целей, задач, содержания и результатов образовательного процесса в учебном заведении на уровне федеральных государственных требований к обязательному образовательному минимуму. Формирование гражданской позиции помогают личности студента решать актуальные профессиональные задачи, определенные в требованиях, по которым проводится оценка соответствия выпускника федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения.
Наше исследование проводится в рамках позиции, занимаемой учеными Санкт-Петербургской научно-педагогической школы. Они придерживаются идеи, что оценка качества подготовки выпускника должна проходить на основе понятия «образованность», которое рассматривается как результат освоения опыта, полученного в процессе образования, - готовность человека к решению жизненных и профессиональных задач (О.Е. Лебедев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына) [4; 5]. Важное значение играет и процесс формирования гражданской позиции студентов.
1. Радионова Н.Ф. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход. Человек и образование. 2006; 4-5: 7 - 14.
2. Чекалева Н.В. Подготовка педагогических кадров к работе в условиях инновационного образования. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013; 11: 224 - 236.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Москва: Юридический вестник, 2015; Вып. 7.
4. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: учебно-методический комплекс. Под редакцией А.П. Тряпицыной. Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2009; Ч.1.
5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004; 5: 3 - 12.
References
1. Radionova N.F. Perspektivy razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya: kompetentnostnyj podhod. Chelovek i obrazovanie. 2006; 4-5: 7 - 14.
2. Chekaleva N.V. Podgotovka pedagogicheskih kadrov k rabote v usloviyah innovacionnogo obrazovaniya. Vestnik Chelyabinskogo gosudarst-vennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013; 11: 224 - 236.
3. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Moskva: Yuridicheskij vestnik, 2015; Vyp. 7.
4. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov po pedagogicheskim disciplinam: uchebno-metodicheskij kompleks. Pod redakciej A.P. Tryapicynoj. Sankt-Peterburg, RGPU im. A.I. Gercena, 2009; Ch.1.
5. Lebedev O.E. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Shkol'nye tehnologii. 2004; 5: 3 - 12.
Статья поступила в редакцию 05.06.17
УДК 378
Dronov D.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), member of Union of Artists of Russia, Head of Department of Jewelry and Carving Art, Higher School of Folk Arts (Institute) (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: vshni@mail.ru
Komyagin Yu.P., Cand. of Sciences (Engineering), senior researcher, Professor, Department of Jewelry and Carving Art, Higher School of Folk Arts (Institute) (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: vshni@mail.ru
THE FORMATION OF THE SYSTEM OF AESTHETIC VALUES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF JEWELER-ARTIST.
The article analyzes the peculiarities of formation of the system of artistic and aesthetic values of the artist and jeweler. The analysis reveals that when assessing artistic merit of the object must be analyzed from the standpoint of expression, logical and aesthetic perfection the feasibility of the form, is that the decoration in accordance with its primary purpose should possess a number of qualities: feasibility, ergonomics, i.e., physiological and psychological comfort, originality, individual artistic style and beauty. The study also identifies conditions for successful strategy of development of social and cultural adaptation of goldsmith as an artist in a modern sociocultural situation that meets the requirements of the modernization of the training of competitive labour market specialist. Key words: value orientation, jewelry, evaluation approaches, beauty, assessment methodology, work of art.
Д.С. Дронов, канд. пед. наук, член Союза художников России, зав. каф. ювелирного и косторезного искусств, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», г. Санкт-Петербург, E-mail: vshni@mail.ru Ю.П. Комягин, канд. тех. наук, ст. науч. сотр., проф. каф. ювелирного и косторезного искусств, ФГБОУ ВО «(Высшая школа народных искусств (институт)», г. Санкт-Петербург, E-mail: vshni@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ЮВЕЛИРНОГО И КОСТОРЕЗНОГО ИСКУССТВ ВШНИ
В статье анализируется особенности формирования системы художественно-эстетических ценностей художника-ювелира. В ходе анализа выявлено, что при оценке художественных достоинств объект должен анализироваться с позиций выразительности, логической завершенности и эстетической целесообразности формы, состоит в том, что украшение в соответствии со своим основным предназначением должно обладать рядом качеств: целесообразностью, эргономичностью, т. е. физиологическим и психологическим удобством, оригинальностью, индивидуальным художественным стилем и красотой. В исследовании также выявлены условия успешной стратегии формирования социокультурной адаптации ювелира как художника в современной социокультурной ситуации, соответствующей требованиям модернизации подготовки конкурентоспособного на рынке труда специалиста.
Ключевые слова: ценностные ориентации, ювелирное искусство, оценочные подходы, красота, методика оценки, произведение искусства.
ВВЕДЕНИЕ. В Высшей школе народных искусств (институт) среди преподаваемых направлений декоративно-прикладного искусства - ювелирное искусство занимает одно из важнейших мест. Но готовят здесь не просто мастера, а художника в области ювелирного искусства, который уже в силу специфики полученного образования должен опираться на традиционное искусство России и одновременно быть востребованным сегодня.
ОБЪЕКТ И МЕТОДИКА. Ценностные ориентации в системе «ювелирная культура» - это установки индивида, групп или организаций на те или иные системы ценностей, в качестве которых могут выступать материальные или духовные явления, способные удовлетворять их потребности и интересы в произведениях ювелирного искусства. Доминирование в установках общих оценочных подходов при профессиональной подготовке художника-ювелира делает эти ценности культуры единой системой, содержащей более или менее точные и формальные правила, с помощью которых рынок, организация или индивид стараются оценивать эффективность своей деятельности. При помощи таких ориентаций они производят выбор социально значимых объектов, которые в результате оценки их полезности, важности получают статус ценности произведения ювелирного искусства и облегчают социокультурную адаптацию выпускника учебного заведения как профессионального художника.
Применительно к ювелирной культуре ценностными ориен-тациями являются традиционные подходы к восприятию художественно-эстетических достоинств коллекций, стандарты и методики оценки драгоценных камней и металлов.
Исследователи стремятся анализировать ценности предметов декоративно-прикладного искусства под разными углами зрения в различных взаимосвязях с другими явлениями. Обычно выделяются несколько группы определений (дефиниций) ценности. К наиболее многочисленной относят определения, делающие упор на полезность вещей, посредством которых удовлетворяются потребности и интересы людей. Исходя из таких дефиниций, авторы подчёркивают, что ценности создаются общественно-исторической практикой, используются в целях общественного прогресса и всестороннего развития личности. Отсюда их главное назначение - выступать средством удовлетворения потребностей людей. В нашем исследовании именно потребности и интересы покупателей ювелирных изделий являются ведущим констатирующим фактором ценностных свойств ювелирного украшения как объекта. Из множества объектов, представленных на рынке, субъект производит отбор тех, которые способны служить удовлетворению его потребностей и интересов, т. е. он определяет для себя ценность того или иного предмета. Эту ценность «можно рассматривать как сообщение,
получив которое человек решает, следует ли ему продолжать или же как-то изменить предпринятое действие» [1, с. 87]. Опираясь на эти методологические установки, будем считать, что потребитель выступает, прежде всего, как субъект потребностей и интересов, а ювелирные украшения как средство их удовлетворения. Применительно к этому понятию само ювелирное украшение следует рассматривать как систему материальных и художественно-эстетических ценностей.
Рассмотренные таким образом художественно-эстетические ценности в области ювелирной культуры требуют нахождения устойчивых показателей, которые позволяли выделить эти особенности. В последнее время для решения этой задачи при опросах используют комбинированные серии вопросов, на основании которых строятся специальные индикаторы. Данный метод хорошо зарекомендовал себя в социологии. Его суть наиболее полно выразил В.А. Ядов, который отмечал, что «основным способом вычленения ценностных ориентаций и множества вербальных оценок должен быть поиск устойчивых, то есть повторяющихся, однородных оценок, суждений, мнений. Процедура должна предусматривать значительный набор разнообразных ситуаций для оценивания их в виде высказываний, которые затем будут систематизироваться по степени общности, содержания и по частоте повторения данного содержания» [2, с. 245].
Кроме того, при анализе художественно-эстетических ценностей на эмпирическом уровне надо учитывать, что последние состоят из трёх составляющих: когнитивная, эмоциональная, поведенческая. Следовательно, для фиксации одной ценностной ориентации надо получить информацию о каждой из составляющих. С учётом рассмотренных положений индикаторами, с помощью которых можно зафиксировать ту или иную особенность под разными углами зрения, являются тесты, предназначенные для выявления уровня ценностных ориентаций в блоке оценочных суждений.
Нами изучена система художественно-эстетических ценностей в системе формирования ювелира как художника. Общеизвестно, что ценности произведений культуры всегда связаны с определенной эпохой, типом культуры и общества и не являются, только выражением установок индивидов на определенные предметы. Вместе с тем о ценностях «нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но только что они значат или не имеют значимости. Ценности не представляют собой действительности (ни физической, ни психической). Сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности» [3, с. 128].
Основываясь на методологии, предложенной М. Вебером, применительно к произведениям ювелирного искусства можно сделать вывод, что эстетическое восприятие того или иного объ-