А. В. Кайсина
Обучение созданию учебных мультимедиа-средств при подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование»
В статье предложена модель учебного мультимедиа-средства, и технология его создания, независящая от выбора вычислительной системы. Реализация данной технологии позволит бакалаврам по направлению подготовки «Педагогическое образование» сформировать профессиональные компетенции в области создания учебных мультимедийных средств.
The article is devoted to working out of the model multimedia educational means and technology of its creation.
Ключевые слова: Мультимедиа-средство, интерактивность, интерфейс, информационные технологии, программные средства, электронные учебные материалы, информационная компетентность.
Key words: multimedia, interactive, interface, information technology, software packages, means, information competence.
В связи с переходом человечества в новую постиндустриальную эпоху своего существования, в течение нескольких следующих десятилетий образование, очевидно, изменится больше, чем за все триста с лишнем лет, прошедших с момента возникновения школы современного типа. Общество, в котором образованность становится подлинным капиталом и главным ресурсом, предъявляет новые требования к учебным заведениям в смысле их образовательной деятельности и ответственности за нее. Способы усвоения учебного материала и подачи его педагогами претерпевают значительные перемены, что отчасти является результатом нового понимания процесса обучения, а от части — результатом появления, внедрения и использования новых информационных технологий.
Правительством Российской Федерации утверждены проекты и программы в сфере образования, направленные на развитие образовательных систем в условиях информатизации общества. Перечислим основные из них:
■ Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы. Целью программы является «обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования». Одним же из результатов реализации данной
программы является увеличение доли учащихся, получающих образование с использованием информационных технологий, в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом1.
■ Национальный проект «Образование», в который вошло направление «Внедрение современных образовательных технологий», основными мероприятиями которого являются разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием2.
■ Модель «Российское образование 2020». В разработанной модели «Российское образование - 2020» заложены четыре принципиальных направления развития: доступность качественного образования для любого жителя страны и его непрерывность, ориентация системы образования на инновационное развитие экономики, ее открытость для общества, включающая в себя учет интересов потребителей образовательных услуг, и возможность внешней, общественной оценки уровня учреждений и их образовательных программ3.
Реализация данных проектов невозможна без подготовки педагогов, способных в максимально короткий срок адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности, новым информационным технологиям и системам коммуникаций, которые проникли и стали неотъемлемой составляющей любой современной профессии.
В Государственных стандартах второго поколения высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавров: 540100 — естественнонаучное образование; 540200— физико-
математическое образование, 540300 — филологическое образование; 540400 — социально-экономическое образование; 540500 — технологическое образование; 540600 — педагогика; 540700 — художественное образование, утвержденных 31 января 2005 года, в пункте 7.1. «Требования к профессиональной подготовленности бакалавра», говорится об умениях выпускников приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии.
В связи с этим в Государственный стандарт подготовки бакалавров включена дисциплина «Информационные и коммуникационные технологии в образовании».
1 Паспорт Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803.
2 Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование», утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.).
3 Проект «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» (приложение к письму от 8 мая 2008 г. № 03946).
В стандартах третьего поколения высшего профессионального образования по направлению подготовки ««Педагогическое образование», уже четко сформулированы профессиональные задачи бакалавра, одной из которых является: использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий. Кроме этого выделены следующие общекультурные (ОК) компетенции, связанные с внедрением информационных технологий в профессиональную деятельность бакалавра:
1. Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
2. Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9).
Обратим внимание на новые требования к учителю, которые осенью 2009 года были зафиксированы в Едином квалификационном справочнике (ЕКС), определяющем квалификационные характеристики должностей работников образования (“Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социально развития Российской Федерации от 14.08.2009 №593”). В Приказе сказано, что требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности. При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая, информационная.
Информационная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях1.
Для решения профессиональных задач бакалавров в области информационных технологий и формирования приведенных выше компе-
1 Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социально развития Российской Федерации от 14.08.2009 №593
103
тенций предлагаем решение комплексной задачи, а именно, создание учебного мультимедиа-средства. Реализация решения указанной задачи бакалавром, позволит ему освоить следующие виды профессиональной деятельности:
1. Знания способов получения, хранения, переработки информации; компьютерных технологий, которые можно использовать при проведении уроков; основ методик и техники применения современных технических средств в учебном процессе;
2. Умения использовать компьютерные технологии при проведении наглядных демонстраций по конкретной теме; осуществлять отбор готовых информационных учебных ресурсов и методов их использования на уроке; использовать ресурсы глобальной сети ^егпе^ анализировать качество компьютерных моделей и средств обучения с точки зрения научной достоверности и соответствия требованиям к аудиовизуальным материалам; анализировать собственную деятельность по использованию информационных технологий с целью повышения ее эффективности;
3. Владения техническими средствами и информационными технологиями обучения.
Эти виды деятельности будут осваиваться поэтапно в процессе создания мультимедиа-средства учебного назначения.
Кроме этого решение комплексной задачи с использованием мультимедиа технологий позволит решить ряд проблем, связанных с освоением новых программных и аппаратных средств, внедряемы в учебный процесс.
С одной стороны, познакомить с существующим многообразием готовых учебных мультимедиа средств. В настоящее время в учебных заведениях широко используются образовательные мультимедийные программы следующих видов: энциклопедические издания, справочники, познавательные мультимедиа программы; учебные издания; художественные произведения с элементами обучения; путеводители; каталоги.
С другой стороны, обучить созданию собственных учебных мультимедиа средств, с использованием программного и аппаратного обеспечения, обладающего различным функционалом.
Для этого автором была разработана технология создания учебных мультимедиа средств, не зависящая от вычислительной системы. Технология включает три этапа: построение базовой модели учебного мультимедийного средства, отбор содержания компонент учебного мультимедийного средства, реализация учебного мультимедийного средства.
Рассмотрим каждый из этапов технологии создания учебного мультимедийного средства.
1. Построение базовой модели учебного мультимедийного средства.
Данный этап определяет, прежде всего, содержательную линию мультимедиа-средства обучения и предполагает реализацию методики обучения содержанию предметной области с использованием соответствующего средства обучения. Основная деятельность бакалавра на данном этапе будет заключаться в следующем:
1. Сформулировать назначение учебного мультимедиа-средства.
2. Выполнить обоснование актуальности разработки, для этого необходимо:
2.1. Выделить цели применения продукта;
2.2. Определить педагогические задачи, которые будут решаться с использованием разрабатываемого учебного мультимедиа-средства;
2.3. Проанализировать аналогичные учебные мультимедийные средства, если таковые существуют.
3. Выделить существенные с точки зрения целей моделирования свойства учебного мультимедиа-средства, которые затем должны быть отражены в модели.
4. Определить виды учебного материала, с помощью которых будет представлено содержание мультимедиа-средства обучения (объяснительный, контрольно-измерительный, справочный и т.д.).
5. Рассмотреть способы представления учебного материала (текстовые описания, иллюстрации, звуковое сопровождение, анимации).
6. Описать способы обеспечения взаимосвязи компонентов (гиперссылки, управляющие кнопки, всплывающие подсказки и другое).
7. Выбрать форму модели, например, схема, таблица, алгоритм и так далее.
8. Представить модель учебного мультимедиа-средства в выбранной форме.
Разрабатываемая модель будет соответствовать следующим требованиям: может быть реализована на любой платформе, в среде любого программного средства, предназначенного для создания таких средств, и в рамках любой предметной области (биология, география, русский язык и литература и т.д.). С учетом этого была построена базовая модель учебного мультимедиа-средства (рис.1).
Рис.1. Базовая модель учебного мультимедиа-средства
2. Построение учебного мультимедиа-средства. Отбор содержания компонент учебного мультимедийного средства.
На втором этапе осуществляется отбор содержания типовых компонент содержательного и технологического модулей учебного мультимедийного средства.
В процессе создания содержательного модуля педагогу необходимо разрабатывать или отбирать уже имеющиеся учебные объекты (текстовые, графические, звуковые, видео), обрабатывать их с помощью информационных технологий, компоновать и объединять в справочноэнциклопедический блок, блок электронного конспекта и контрольных тестовых материалов.
Справочно-энциклопедический блок может содержать биографические данные и данные об основных научных достижениях ученых в конкретной предметной области; информацию, отражающую результаты новых научных исследований и перспективы развития данной области, основные понятия и определения по изучаемой теме, разделу, предмету и быть представлен в виде словаря, глоссария, указателя, тезауруса, справочника.
Блок электронного конспекта представляет собой конспект мультимедиа-средства, структурированный по учебным темам и состоит из двух разделов: объяснительно-иллюстративного и раздела проблемных задач. Объяснительно-иллюстративный раздел организует репродуктивный уровень учебно-познавательной деятельности. Данный блок может быть представлен в виде совокупности структурированных лекций. Раздел проблемных задач организует продуктивный уровень учебнопознавательной деятельности. Он включает в себя совокупность проблемных задач, структурированных по темам лекций. Проблемная задача - это форма организации учебного материала, которая требует особых условий своего исполнения: времени, дополнительной информации, умений и др. Примерами проблемной задачи могут быть задания на установление причинно-следственных связей, определение преемственности между фактами, определение степени прогрессивности явления, ситуационные задачи и т. д. [2, с. 89]
Блок контрольных и тестовых материалов может быть представлен в виде контрольных работ, итоговых вопросов, индивидуальных заданий, тестов различных форм и относиться к одному из видов педагогического контроля: входному, текущему и итоговому.
Программные тренажёры - программы для выработки умений и навыков определенной деятельности, а также развития связанных с ней способностей [3, с. 25]. Данный компонент содержательного блока учебного мультимедиа-средства вынесен за рамки обучения в ВУЗе, так как требует дополнительных глубоких знаний в области программирования и разработки программных средств.
В процессе создания учебных мультимедиа средств вышеперечисленные компоненты могут быть реализованы на более высоком уровне, в отличие от обычных учебных материалов, за счет использования звукового сопровождения, визуализации, анимации, метода моделирования проблемных задач, обратной связи между учебным материалом и учащимся.
В рамках создания технологического модуля мультимедиа-средства учитель продумывает графический интерфейс будущего учебного мультимедийного средства.
При этом необходимо учитывать основные свойства интерфейса учебных мультимедиа средств: унифицированность, дружественность, структурированность диалога, способность обнаруживать и обрабатывать ошибки пользователей.
Разработка интерфейса учебного мультимедиа-средства включает решение следующих основных задач:
■ определение состава и атрибутов окон;
■ разработка схем представления информации;
■ определение средств, обеспечивающих навигацию по учебному материалу;
■ выбор цветовой гаммы.
Выполнение этапа отбора содержания компонент мультимедиасредства позволяет перейти к следующему.
3. Реализация учебного мультимедийного средства.
Этап реализации предполагает: наполнение содержанием предметной области элементов модели мультимедиа-средства учебного назначения, установление навигационных связей между элементами и опытную эксплуатацию мультимедиа-средства в учебном процессе. Результатом данного этапа является законченное в функциональном и содержательном планах учебное мультимедиа-средство. Работа по созданию учебного мультимедиа-средства ведется с использованием нескольких программных и аппаратных средств. В качестве программного обеспечения рекомендуется использовать авторские системы. Применение авторской системы - это, фактически, ускоренная форма программирования, где нет необходимости вникать в тонкости языка или в детали работы API (Application Programming Interface - интерфейс прикладных программ) [4, с. 59]. Для разработки мультимедийного средства в авторской системе требуется значительно меньше времени, чем при использовании средств чистого программирования. Тем более что на создание компонентов мультимедиа (графика, текст, видео, звук) выбор авторской системы не влияет. Уменьшение времени при подготовке конечного продукта достигается за счет применения готовых шаблонов мультимедийного средства обучения.
Рассмотренная технология представляет собой обобщенный алгоритм разработки учебного мультимедиа-средства. Предложенный алгоритм не зависит ни от предметной области, ни от выбранной авторской системы, с помощью которой будет создаваться учебное мультимедийное средство.
Список литературы
1. Бент Б. Андерсен, Катя Ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. - М.: Дрофа, 2007.
2. Кречман Д.Л., Пушков А.И. Мультимедиа своими руками. - СПб.: БХВ, 1999.
3. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.
4. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: учеб. пособие для студентов. -М.:ФАИР-ПРЕСС, 2004.