ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
TRAINING OF POLICE STUDENTS OF THE FACULTY «VOCATIONAL TRAINING» TO PROFESSIONAL-APPLIED SKILLS AT THE LESSONS ON PHYSICAL TRAINING IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL
AFFAIRS OF RUSSIA
УДК 378.6
Ю.В. МУХАНОВ,
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) muchanov555@yandex.ru
Y.V. MUKHANOV,
candidate of pedagogical sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
И.И. ЛОПАТИН
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) тел. (4722) 52-55-35
I.I. LOPATIN
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
А.И. ТКАЧЕНКО,
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) тел. (4722) 52-55-35
A.I. TKACHENKO,
candidate of pedagogical sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
В.А. ЗОЛОТЕНКО,
кандидат педагогических наук (Санкт-Петербургский университет МВД России) vazolotenko@rambler.ru
V.A. ZOLOTENKO,
candidate of pedagogical sciences (Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются способы обучения профессионально-прикладным умениям и навыкам слушателей факультета профессиональной подготовки с опорой на основные принципы и активные методы обучения в процессе занятий по физической подготовке в образовательных организациях МВД России.
Ключевые слова: физическая подготовка, физическое самосовершенствование, слушатель, профессиональное обучение, образовательная организация, принципы, способы.
Abstract: the article touches upon the methods of training police students of the faculty «Vocational training» to professional-applied skills with a support on main principles and active methods of training at the lessons on physical training in the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: рhysical training, physical self-improvement, police student, vocational training, educational institution, principles, methods.
Сотрудники, впервые принимаемые на службу в органы внутренних дел, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по должности «Полицейский» в целях приобретения ими основных профессиональных компетенций, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [4].
На основании регламентирующих приказов они должны пройти испытания по физической подготовке в комплектующих органах. Зачастую это делается формально, поэтому, прибывая в образовательные организации МВД России для прохождения первоначальной подготовки, они не могут выполнить требования указанного выше приказа в форме входного контроля по физической подготовке. По нашим наблюдениям (с 2013 года), более 50% мужчин и 20% женщин не справляются с нормативами по физической подготовке, в большей степени это касается сотрудников первой и второй медико-возрастных групп.
Срок освоения программы в образовательной организации МВД России на базе среднего (общего) и/или среднего профессионального (неюридического) образования составляет двадцать пять недель, по очной форме, включая производственную практику четыре недели. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет пятьдесят четыре академических часа в неделю.
Цель программы - формирование у обучающихся комплекса теоретических знаний о содержании и порядке реализации служебных полномочий, о правовых основах их деятельности, а также практических умений, навыков и компетенций, необходимых для эффективного выполнения стоящих перед ними задач [5]. Поэтому обучение слушателей проводится в соответствии с учебным планом и основной программой профессионального обучения.
Сотрудники, выполнившие в полном объеме учебный план по программам профессионального обучения и успешно прошедшие итоговую аттестацию в организации, осуществляющей
образовательную деятельность, считаются завершившими профессиональное обучение, а прошедшие итоговую аттестацию по программам профессиональной подготовки - считаются прошедшими проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [4].
На занятиях по физической подготовке отрабатываются боевые приемы борьбы и воспитываются физические качества. Одной из форм физической подготовки является физическое развитие, которое определяется процессом, направленным на формирование готовности сотрудника к успешному выполнению служебно-боевых задач. Для решения этих задач профессорско-преподавательскому составу необходимо использовать весь набор научно обоснованных средств, методов и форм, способствующих успешному освоению слушателями учебной программы, включающей физическую подготовку.
Поэтому процесс обучения слушателей должен быть направлен на решение следующих задач:
- развитие профессионально-значимых физических качеств личности (сила, быстрота, выносливость и ловкость) на уровне, необходимом для успешного выполнения служебно-боевых задач;
- овладение двигательными навыками эффективного правомерного применения физической силы и специальных средств в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 3 «О полиции»;
- формирование устойчивых морально-психологических качеств к ведению схватки с правонарушителями;
- обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.
Необходимыми требованиями, обеспечивающими успешность решения поставленных задач, являются высокий уровень развития психофизических качеств, свойств личности слушателей, формирование мотивации к обучению и овладение компетенциями.
Процесс изучения учебной дисциплины «Физическая подготовка» направлен на формирование следующих компетенций [5]:
- способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности;
- способность осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства;
- способность выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач, а для освоения данных компетенций слушатель должен уметь организовать свою самостоятельную работу, соблюдать режим дня, способствовать переводу своей деятельности в процесс самообразования, самообучения и самосовершенствования.
В основу перевода процесса развития физической подготовленности слушателей в режим саморазвития была положена концепция «собственных сил человека», впервые сформулированная А. Адлером, который доказал, что в процессе развития у обучаемых возникает стремление ощутить свою силу, чтобы распорядиться ею в соответствии со своими намерениями, что приводит к возникновению потребности направить присущие ему от природы силы на развитие себя [6].
Физическая подготовка слушателей напрямую взаимосвязана с процессом физического самосовершенствования и должна быть направлена на развитие физических качеств, практических умений и навыков выполнения основных технических элементов по физической подготовке с целью формирования прочных двигательных навыков задержания, обезоруживания и конвоирования правонарушителя в оперативно-служебной деятельности. Поэтому процесс обучения должен строиться на принципах научности, доступности, постепенности, последовательности, мировоззренческого, интеллектуального, телесного компонентов и системно-деятельностного подхода в освоении учебной дисциплины «Физическая подготовка» и других дисциплин.
Принцип научности реализуется в доступности, последовательности, постепенности. Он заключается в последовательном повышении уровня предлагаемой информации и организации средств мотивационной помощи. Принцип доступности направлен на успешное осуществление инте-
ресов и чувств удовлетворения деятельностью. Принцип последовательности и постепенности рассматривается как переход от простого доступного упражнения к сложному. Принцип единства мировоззренческого и интеллектуального компонентов является основой формирования потреб-ностно-мотивационных ценностей слушателей во время учебной, служебной деятельности и самостоятельных занятий физическим самосовершенствованием. Принцип системно-деятельностного подхода реализуется в процессе освоения практической направленности обучения, он также включает в себя проведение систематических встреч с сотрудниками и ветеранами МВД России [8, 9].
Для организации обучения использовались основные принципы, которые необходимы для эффективного физического развития слушателей: принципы непрерывности и целостности развития, личностно-ориентированного характера системы развития физической подготовленности слушателей и переход её в режим самоорганизации, саморазвития, самообучения и самосовершенствования [8, 9].
Принцип непрерывности основывается на:
- развитии физической подготовленности слушателя на каждом этапе образования, обеспечивающем постепенный переход к достижению поставленной цели;
- содержании звеньев системы непрерывного образования при постепенном повышении его объёма, сложности и интенсивности;
- использовании методов и форм образования, образующих положительный переход к творческим видам выполнения деятельности слушателей в области физической подготовки;
- типах педагогического взаимодействия, предполагающих переход от педагогического управления к самостоятельной деятельности слушателя, направленной на овладение профессией.
Принцип целостности осуществляется при наличии:
- эмоционально-волевой сферы, в которой эмоции, чувства и воля слушателя позволяют переживать преимущества высоких физических технологий;
- когнитивной сферы, где знания, умения и навыки способствуют выработке целостной системы его самоуправления.
Принцип личностно-ориентированного развития обеспечивается:
- определением главной цели, направленной на повышение уровня физического развития и прочного овладения техникой выполнения боевых приемов борьбы;
- определением содержания, методов, форм и средств, способствующих развитию физической подготовленности, включающей подбор индивидуальной программы физического самосовершен-
ствования в соответствии с его индивидуальным физическим развитием.
Рассмотренные принципы обучения отражают важные закономерности процесса физического воспитания личности слушателя и открывают новые подходы преподавания учебной дисциплины «Физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России. Принципы определяют состав средств, способствующих формированию у слушателей профессионально-прикладных умений и навыков.
Процесс формирования профессионально-прикладных умений и навыков предполагает:
- предоставление слушателям дидактической и учебно-методической литературы, позволяющей в полном объеме рассмотреть учебные вопросы, включенные в рабочую программу по преподаваемой дисциплине;
- наличие необходимого материально-технического и мультимедийного оснащения учебно-методического кабинета кафедры физической подготовки и использование его в учебном процессе;
- исследование условий достижения успеха и уровня активности слушателей при проведении самостоятельной работы;
- проведение еженедельных занятий, консультаций по наиболее важным вопросам.
Преподаватель должен уметь управлять деятельностью слушателя и организовывать педагогический контроль его самостоятельности, обеспечивающей обратную связь во взаимодействии субъектов образовательного процесса.
Основой формирования профессионально-прикладных умений и навыков у слушателей является:
- обеспечение их готовности к систематической самостоятельной двигательной активности;
- формирование потребностей и мотивов, позволяющих овладевать теоретическими знаниями, двигательными умениями и навыками выполнения технических элементов;
- развитие двигательных возможностей с помощью подбора индивидуальной программы в соответствии с индивидуальным физическим развитием;
- использование средств, обеспечивающих достижение физического самосовершенствования, и видов спортивно-массовой и оздоровительной деятельности, которые позволяют активно и быстро адаптироваться к условиям окружающей среды.
Отношения между преподавателями и слушателями должны основываться на взаимопонимании, взаимном уважении и направленности на достижение поставленной цели. Преподаватель обязан следить за поддержанием положительного эмоционального фона слушателей на занятиях, в процессе самостоятельной работы и во время проведения спортивно-оздоровительных мероприятий.
Преподавателю необходимо научить слушателей:
- уметь самостоятельно работать с учебно-методической литературой и получать необходимую информацию об учебной дисциплине «Физическая подготовка»;
- уметь выявлять сильные и слабые стороны в своем обучении;
- ставить перед собой реальные цели, соотнося их со своими возможностями;
- развивать физические возможности и привычку к самоконтролю, самонаблюдению, самоанализу и самосовершенствованию;
- поощрять и направлять процесс обучения в образовательной организации МВД России.
При проведении занятий по физической подготовке форма одежды устанавливается преподавателями кафедры физической подготовки. На практических занятиях для развития у слушателей творческого мышления предлагается один из методов активного обучения (метод моделирования ситуаций), направленный на формирование двигательных навыков, необходимых в служебно-боевой деятельности и экстремальных ситуациях; практических навыков личной безопасности, применения физической силы и боевых приемов борьбы в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям, с использованием специальных средств и табельного оружия. Для поддержания интереса у слушателей на занятиях по физической подготовке преподаватель использует технические элементы, бросковую и ударную техники по определенным заданиям.
Метод моделирования ситуаций используется на практических занятиях для отработки ситуаций практической направленности, встречающихся в повседневной жизни и в быту. Данные ситуации способствуют выработке нестандартных моделей поведения на практике. На практических занятиях слушателям заранее давалось задание подготовить задержание преступника в тройках или парах, а преподаватель оценивал данный вид деятельности. Также слушателям предлагалось по отделениям подготовить видеоролики задержания преступника в различных ситуациях (место задержания оговаривал преподаватель кафедры физической подготовки) с использованием личного досмотра, сковывания правонарушителя, сопровождением и написанием рапорта по порядку применения физической силы. В качестве экспертов привлекались специалисты в области физической подготовки из отдела специального назначения УФСИН, ОМОН, СОБР УМВД России по Белгородской области и преподаватели кафедры физической подготовки. Задача данного вида деятельности - вызвать познавательный интерес к предмету «Физическая подготовка», сплотить коллектив, заставить работать слаженно и всячески помогать друг другу, учиться анализировать и применять полученные знания на практике.
На занятиях и в период проведения спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий использовался соревновательный метод, когда работа проводилась в составе подразделений. Взвод делился на подразделения с одинаковым количеством человек. Все упражнения оценивались следующим образом: силовые - по количеству повторений, беговые - по времени, упражнения на точность - по количеству попаданий в цель. Результаты суммировались, и выигрывала та команда, которая набрала наибольшее количество повторений, показала наименьшее время или набрала наибольшее количество попаданий в цель.
Также использовался метод мотивации слушателей к самосовершенствованию, поощрение личных достижений физического развития, освоении теоретических знаний, практических умений и навыков. Он позволил осуществить индивидуальный подход к каждому участнику учебного процесса, основываясь на росте его личных достижений,
выявить сильные и слабые стороны физической подготовленности. Метод поощрения позволил поднять на высокий уровень теоретические знания, практические умения и навыки, помог определить способы поощрения, способствующие росту физической подготовленности слушателей.
Метод комплексного проведения занятий использовался в процессе совершенствования учебного материала с применением на практических занятиях технических элементов в усложненных условиях (по заданию преподавателей) и навыков самостоятельной физической активности для формирования профессионально-прикладных умений и навыков.
Таким образом, используемые преподавателями кафедры физической подготовки в учебном процессе способы, методы, принципы и средства направлены на решение поставленных задач обучения и приобретение слушателями основных профессиональных компетенций, необходимых для выполнения служебных обязанностей.
Литература
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции».
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
3. Приказ МВД России от 30 мая 2013 года № 318 «О некоторых вопросах организации подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации».
4. Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».
5. Рабочая программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе среднего (общего) и/или среднего профессионального (неюридического) образования) по должности Полицейский. - Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2014.
6. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995.
7. Медведев И.В. Формирование ценностного отношения слушателей учебных центров МВД РФ к физическому самовоспитанию: дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2009.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.
9. Теория учения: хрестоматия / под ред. Н.Ф. Талызина, И.А. Володарской. - М.: Рос. психол. общество, 1998.
10. Торопов В.А., Науменко С.В. Роль и значение активного обучения в системе познавательной деятельности курсантов и слушателей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 4 (40). С. 157-164.
11. Герасимов И.В. Формирование у сотрудников полиции практических навыков правомерного применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2014. № 4(60). С. 232-235.
12. Баркалов С.Н. Профессиографический подход к физической подготовке сотрудников органов внутренних дел // Научный портал МВД России. 2015. № 4(32). С. 121-129.
= References =
1. Federal Act from February, 7th, 2011 № 3 «About police».
2. Federal Act from December, 29th, 2012 № 273-FA «About education in the Russian Federation».
3. The Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from May, 30th, 2013 № 318 «About some matters of the organisation in professional training of personnel for law-enforcement bodies of the Russian Federation».
4. The Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from March, 31st, 2015 № 385«About establishing the Order of the organisation in a personnel's training for replacement of posts in law-enforcement bodies of the Russian Federation».
5. The basic program of vocational training for privates and sergeants of commanding staff of the law-enforcement bodies for the first time employed in law-enforcement bodies (on the basis of an average (general) and-/or an average professional (not legal) education) on a post the Policeman. - Belgorod: Bel LI MIA of Russia, 2014.
6. AdlerA. Practice and theory of individual psychology. - М., 1995.
7. Medvedev I.V. Forming the valuable relation of police students in the educational centres of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to physical self-education: the dissertation of the candidate of Pedagogy. - Barnaul, 2009.
8. Rubinshtejn S.L. Bases of general psychology. - SPb.: The Piter, 2002.
9. Doctrine theory: the anthology / under the editorship of N.F. Talyzin, I.A. Volodarskaya. - М: The Russian Psychology Society, 1998.
10. Toropov V.A., Naumenko S.V. Role and value of active training in system of informative activity of cadets and police students // The Bulletin of the St.-Petersburg University of the MIA of Russia. 2008. № 4 (40). P. 157-164.
11. GerasimovI. V. The Formation of the police practical skills legitimate application of fighting techniques of struggle in the classroom for physical training //scientific notes of Orel state University. Series «Humanitarian and social Sciences». 2014. № 4(60). P. 232-235.
12. Barkalov S.N. A professional graphic approach to physical training of employees of internal Affairs bodies // Scientific portal of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2015. № 4(32). Р. 121-129._
(статья сдана в редакцию 07.04.2016)